Календарно – тематическое планирование
7 класс
№ п/п |
Тема |
Характеристика видов деятельности |
Сроки проведения |
Введение (1 ч) |
|
||
1. |
Урок 1. Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. |
Чтение и обсуждение статьи учебника «Читайте не торопясь», эмоциональный отклик, выражение личного читательского отношения к прочитанному. Составление тезисов статьи. Истолкование ключевых слов и словосочетаний. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Комментирование специфики писательской деятельности. Объяснение метафорической природы художественного образа, его обобщающего значения и наличия оценочного значения в словесном образе (на примере ранее изученных произведений). Выявление разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета). Выполнение тестовых и диагностических заданий. Практическая работа. Изучение структуры учебника и практикума «Читаем, думаем, спорим…», выявление их учебных функций. Устная характеристика разделов учебника и практикума. Самостоятельная работа. Подбор афоризмов, пословиц и поговорок о писателях и книгах. Написание для школьной газеты статьи на тему «Советы читателю». Чтение статей «Поговорим о книге, писателе, читателе» и «Труд писателя» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…») |
|
Устное народное творчество (6 ч). Предания. Понятие об устной народной прозе. Начальные представления о предании. Эпос народов мира. Былины: «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко». Понятие о былине. Мифологический эпос: «Калевала». Героический эпос: «Песнь о Роланде» (фрагменты |
|
||
2. |
Урок 2. Устное народное творчество. Предания. Предание как жанр устной народной прозы. |
Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства – фольклорной и литературной. Выразительное чтение преданий. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление элементов сюжета в преданиях. Нравственная оценка героев преданий. Выявление их исторической основы и отношения народа к героям преданий. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «устная народная проза», «предание».Самостоятельная работа. Различные виды пересказов преданий. Письменный ответ на вопрос «Каково отношение народа к событиям и героям преданий (на примере одного предания)?» Подготовка устного рассказа о собирателе былин на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет |
|
3. |
Урок 3. Эпос народов мира. Былины. «Вольга и МикулаСелянинович». |
Чтение и обсуждение статей учебника «Былины» и «О собирании, исполнении, значении былин». Составление тезисов статей. Выразительное чтение былины о Вольге. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Характеристика (в том числе сравнительная) героев былин. Нравственная оценка их поступков. Обсуждение иллюстраций учебника. Устный рассказ о собирателе былин. Практическая работа. Работа со словарём литера-туроведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «гипербола».Самостоятельная работа. Составление сообщения о былинах на основе статьи В. П. Аникина. Подготовка сообщения об одном из иллюстраторов былин. Устная характеристика героя былины. Подготовка инсценированного чтения былины. Создание собственных иллюстраций и подготовка к их презентации и защите. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (см. задания практикума «Читаем, думаем, спорим…»). Проект. Описание памятника герою былины — Вольге или Микул |
|
4. |
Урок 4. Русские былины Киевского и Новгородского циклов (урок внеклассного чте-ния 1). |
Выразительное чтение фрагментов былин (в том числе по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Выявление элементов сюжета. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев. Сопоставительный анализ былин. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих поэтичность языка былин. Обсуждение произведений живописи, книжной графики и музыки на сюжеты былин. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины, решение кроссвордов (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…») Практическая работа. Составление устного и письменного портрета героя былины (с использованием цитирования). Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения фрагментов былин. Письменный ответ на вопрос «Почему народ сложил былины о своих героях?». Написание отзыва на одно из произведений на былинный сюжет. Составление словарика «Устаревшие слова в былинах». Подготовка выразительного чтения фрагментов мифологического эпоса «Калевала».Проекты. Создание иллюстрированного элект-ронного сборника «Русские былины» (вступительная статья, иллюстрации с цитатными подписями, иллюстрации учащихся, словарик устаревших слов, письменные работы одноклассников и др.). Подготовка литературного вечера, посвящённого былинам (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…») |
|
5. |
Урок 5. «Калевала» – карело-финский мифологический эпос (урок внеклассного чтения 2).
|
Чтение и обсуждение статьи учебника «Карело-финский эпос „Калевала“». Выразительное чтение и различные виды пересказа фрагментов эпоса. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика (в том числе сравнительная) героев эпоса. Нрав ственная оценка персонажей героического эпоса. Нахождение общего и различного в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества. Обсуждение произведений книжной графики. Практическая работа. Составление таблиц «Герои русского и карело-финского эпоса» или «Черты мифологического эпоса в „Калевале“». Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «гипербола», «мифологический эпос». Самостоятельная работа. Сравнительная характеристика героев русского и карело-финского эпоса. Создание собственных иллюстраций и подготовка к их презентации и защите |
|
6. |
Урок 6. «Песнь о Роланде»(фрагменты).Французский средневековый героический эпос. |
Чтение и обсуждение статьи учебника «Песнь о Роланде». Выразительное чтение фрагментов эпической песни и её прозаического пересказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев. Выделение этапов развития сюжета песни. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих признаки героического эпоса. Сопоставительный анализ сюжетов и героев эпоса народов мира. Обсуждение произведений книжной графики. Практическая работа. Сравнение стихотворного и прозаического переводов песни. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения фрагментов песни. Пересказ фрагментов песни, прочитанных самостоятельно. Создание собственных иллюстраций. Подготовка устного рассказа о собирателе пословиц на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Проект. Составление электронного иллюстрированного сборника «Персонажи героического и мифоло-гического эпоса народов мира» |
|
7. |
Урок 7. Пословицы и по-говорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. |
Чтение и обсуждение статьи учебника «Пословицы и поговорки» и составление её плана. Различение пословицы и поговорки и осмысление их афористического характера. Использование пословиц и поговорок в устных и письменных высказываниях. Выявление смысловых и стилистических особенностей пословиц и поговорок. Объяснение смысловой роли эпитетов, метафор, сравнений в пословицах и поговорках. Устные рассказы о собирателях пословиц и поговорок. Практическая работа. Сопоставительный анализ пословиц разных стран мира на одну тему. Самостоятельная работа. Составление устного рассказа о пословицах и их собирании. Написание сочинения или составление устного рассказа по пословице. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…» из раздела «Былины, пословицы и поговорки».Проект. Составление электронного сборника пословиц разных стран на общую тему (о труде, о дружбе, об ученье и книгах и др.) со вступительной статьёй о пословицах |
|
Из древнерусской литературы (2 ч). «Повесть временных лет» (отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам»). «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). «Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
|
||
8. |
Урок 8. Русские летописи. «Повесть временных лет» |
Чтение и обсуждение статей учебника «Древнерусская литература» и «О „Повести временных лет“». Выразительное чтение фрагментов произведений древнерусской литературы. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Формулирование вопросов по тексту произведений. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на вопрос. Характеристика героя древнерусской литературы. Составление плана устного и письменного высказывания (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «летопись». Практическая работа. Составление пересказов древнерусских текстов на современный язык. Самостоятельная работа. Составление стилизации в жанре поучения. Чтение и истолкование «Наставления Тверского епископа Семёна» (см. практи-кум «Читаем, думаем, спорим…»). Подготовка сообщения «Нравственные заветы Древней Руси |
|
9. |
Урок 9. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. |
Выразительное чтение повести. Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Характеристика героев повести. Выявление харак-терных для произведений древнерусской литературы тем, образов и приёмов изображения человека. Составление плана устного и письменного высказывания. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы. Обсуждение произведений книжной графики Практическая работа. Сопоставление содержания жития с требованиями житийного канона. Выявление черт фольклорной традиции в повести, определение художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Самостоятельная работа. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Подготовка устного рассказа о М. В. Ломоносове на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использова-нием справочной литературы и ресурсов Интернета. Домашняя контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов:1. Каковы художественные особенности былин?2. Что воспевает народ в героическом эпосе?3. Каковы нравственные идеалы и заветы Древней Руси?4. В чём значение древнерусской литературы для современного читателя? Проект. Составление электронного альбома «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси |
|
Из русской литературы XVIII века (2 ч). М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).Г.Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание» |
|
||
10. |
Урок 10. М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Импера трицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). |
Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Васильевич Ломоносов» и составление её плана. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение поэзии Ломоносова. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Нахождение незнакомых слов и определение их значений. Формулирование вопросов к тексту. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Поиск в стихах Ломоносова слов высокого штиля и определение их роли. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения стихов Ломоносова наизусть. Написание текста устной речи «Похвальное слово Ломоносову». Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Подготовка устного рассказа о Г. Р. Державине на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение и осмысление фрагмента из романа В. Ф. Ходасевича «Державин» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…» |
|
11. |
Урок 11. Г. Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…»,«Признание». |
Чтение и обсуждение статьи учебника «Гавриил Романович Державин». Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Формулирование вопросов по тексту. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Составление таблицы «Высокая, устаревшая, просторечная, разговорная лексика в стихах Державина». Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть одного из стихотворений. Написание текста устной речи «Похвальное слово Державину – поэту и гражданину». Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…» к стихотворению Державина «Властителям и судиям». Устный рассказ «Мой Пушкин» на основе самостоятельного поиска материалов о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение отрывка из романа Ю. Тынянова «Пушкин», фрагментов литературоведческих статьей о Пушкине (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…») |
|
Из русской литературы XIX века (27 ч). А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»), «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре, «Повести Белкина»: «Станционный смотритель». Развитие понятия о балладе. Развитие представлений о повести |
|
||
12. |
Урок 12. А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок). |
Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин» и составление её плана. Устный рассказ о поэте на основе самостоятельного поиска материалов. Обсуждение статьи «Московская квартира Пушкина на Арбате» из раздела «Литературные места России». Выразительное чтение фрагмента поэмы «Полтава» и ранее изученных произведений Пушкина (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Обсуждение репродукций портретов поэта, изобра-жений памятников Пушкину. Обсуждение мозаичной картины Ломоносова «Полтавская баталия».Практическая работа. Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII (по поэме «Полтава»). Составление плана сравнительной характеристики полководцев. Устное и письменное высказывание по плану. Анализ различных форм выражения авторской позиции в произведении. Самостоятельная работа. Подготовка устного рассказа о Пушкине. Подготовка сочинения-рассуждения «Каким я представляю себе Пушкина на основе его портретов (памятников)?». Подготовка выразительного чтения отрывка из поэмы «Полтава» наизусть. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим… |
|
13. |
Урок 13. «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»).Образ Петра I. |
Выразительное чтение фрагмента поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Выявление роли старославянизмов и слов высокого стиля. Объяснение смысловой роли контраста. Практическая работа. Составление плана вступления к поэме «Медный всадник» и определение настроения каждой части. Выявление авторской пози-ции, выраженной в его гимне городу. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения вступления наизусть. Письменный ответ на вопрос «Что и почему любит поэт в облике Петербурга?» |
|
14. |
Урок 14. А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». |
Чтение и обсуждение статьи учебника «О летописном источнике баллады А. С. Пушкина „Песнь о вещем Олеге“». Выразительное чтение баллады (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев. Нравственная оценка их поступков. Выявление особенностей композиции баллады. Выявление смысла авторской правки текста баллады. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «баллада». Обсуждение иллюстраций к балладе. Практические работы. Выявление черт баллады в «Песни о вещем Олеге». Сопоставление текстов баллады и летописи. Составление плана сравнительной характеристики Олега и волхва. Устное высказывание по плану. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения баллады наизусть. Письменный ответ на вопрос «В чём смысл противопоставления Олега и волхва?». Создание собственных иллюстраций к балладе или сценария диафильма. Решение кроссворда (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…») |
|
15. |
Урок 15. А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. |
Чтение и обсуждение статьи учебника «Пушкин-драматург». Выразительное чтение фрагмента трагедии (по ролям). Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Составление устного и письменного рассказа о лето писце Пимене. Обсуждение иллюстраций к трагедии. Практическая работа. Подбор цитат из монолога Пимена на тему «Образ летописца как образ древ-нерусского писателя». Сопоставление начальной и окончательной редакций текста. Самостоятельная работа. Подготовка инсцениро-ванного чтения сцены «Келья в Чудовом монастыре». Составление словаря речи Пимена, монаха и летописца. Написание очерка «Иллюстрации к произведениям Пушкина в учебнике для 7 класса». Чтение повести «Станционный смотритель» |
|
16. |
Урок 16. А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: изобра-жение «маленького человека». |
Чтение и обсуждение статьи учебника «О „Повестях покойного Ивана Петровича Белкина“». Составление плана статьи. Выразительное чтение фрагментов повести. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фоно-хрестоматии). Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений. Пересказ ключевых фрагментов. Формулирование вопросов по тексту. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика Самсона Вырина. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Обсуждение иллюстраций и статьи «Дом станционного смотрителя» из раздела «Литературные места России».Практическая работа. Составление плана характеристики Самсона Вырина. Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Как в образе Самсона Вырина проявились черты „маленького человека“?». Поиск в Интернете иллюстраций к повести и их рецензирование. Создание собственных иллюстраций и подготовка к их презентации и защите. Чтение библейского сюжета о блудном сыне |
|
17. |
Урок 17. А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои. |
Различные виды пересказов. Рассказ о героине повести по плану. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Сопоставление сюжета повести с библейским первоисточником (истории Дуни с библейской притчей о блудном сыне). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «повесть». Обсуждение иллюстраций к повести. Решение кроссвордов и выполнение заданий по произведениям Пушкина (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).Практическая работа. Анализ эпизодов «Самсон Вырин у Минского» и «Дуня на могиле отца».Самостоятельная работа. Подготовка вопросов для викторины по произведениям Пушкина. Подготовка устного рассказа о портретах Лермонтова и памятниках поэту на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Домашняя контрольная работа. Письменный ответ на один из вопросов:1. Какой показана история России в произведениях А. С. Пушкина?2. Каково авторское отношение к «маленькому человеку» в «Повестях Белкина»? 3. В чём своеобразие рассказчика в «Повестях Белкина»?Проекты. Инсценирование фрагментов «Повестей Белкина», показ ученического спектакля. Подготовка литературного вечера, посвящённого произведениям Пушкина (подготовка конкурсов на лучшее выразительное чтение, инсценирование, иллюстрацию, литературная викторина) |
|
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калаш-никова», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва». Развитие представлений о фольклоризме литературы |
|
||
18. |
Урок 18. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов. |
Чтение и обсуждение статей учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» и «Как работал Лермонтов». Устные рассказы о портретах и памятниках поэта. Составление плана сообщения о поэте. Выразительное чтение фрагментов поэмы (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев. Нравственная оценка их поведения и поступков. Практическая работа. Составление цитатной таблицы «Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича» (см. рекомендации практикума «Читаем, думаем, спорим…»). Самостоятельная работа. Подготовка устного рассказа о Лермонтове. Составление письменной сравнительной характеристики Калашникова и Кирибеевича. Проект. Составление электронного альбома «Герои „Песни…“ в книжной графике» |
|
19. |
Урок 19. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика. |
Выявление элементов сюжета поэмы. Соотнесение содержания поэмы с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «фольклоризм». Обсуждение произведений книжной графики. Практическая работа. Поиск в поэме цитатных примеров, подтверждающих её связь с фольклором, определение художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из вопросов:1. Какие человеческие качества воспевает Лермонтов в образе купца Калашникова?2. Почему лирический герой поэзии Лермонтова видит источник душевных сил и творчества в общении с природой?3. Какую роль играет в поэме её связь с фольклором |
|
20. |
Урок 20. М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва». Проблема гармонии человека и природы. |
Чтение и обсуждение статьи учебника «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях». Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения однокласс ников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Подготовка к письменному анализу стихотворений (по группам). Решение кроссвордов и выполнение заданий по произведениям Лермонтова (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).Практические работы. Составление плана анализа стихотворений. Характеристика их ритмико-метрических особенностей. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции. Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению стихотворений наизусть (по выбору). Письменный анализ одного их стихотворений. Написание сочинения-эссе «Мой Лермонтов». Подготовка сообщения о Гоголе на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение повести «Тарас Бульба». Проект. Лермонтовский вечер (электронная презентация о лермонтовских местах, портретах поэта и памятниках, конкурс чтецов, прослушивание и исполнение песен и романсов на стихи поэта, викторина по произведениям Лермонтова |
|
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Проблемы и герои. Историческая и фольклорная основа произведения. Развитие понятия о литературном герое. Развитие понятия об эпос |
|||
21. |
Урок 21. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. |
Чтение и обсуждение статей учебника «Николай Васильевич Гоголь» и «Как работал Гоголь». Составление тезисов статей. Устный рассказ о Гоголе. Выразительное чтение фрагментов повести. Рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная харак-теристика Тараса Бульбы. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения. Выявление элементов сюжета и композиции повести. Решение кроссвордов и выполнение заданий по произведениям Гоголя (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Практическая работа. Составление плана характеристики Тараса Бульбы. Анализ эпизода «Приезд сыновей из бурсы». Самостоятельная работа. Письменный анализ эпизода «Приезд сыновей из бурсы» или письменный ответ на вопрос «Какие качества характера Тараса Бульбы достойны восхищения?». Подготовка выразительного чтения наизусть речи Тараса о товариществе |
|
22. |
Урок 22. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. |
Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана сравнительной характеристики Остапа и Андрия. Устное и письменное высказывание по плану. Анализ различных форм выражения авторского отношения к героям. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «литературный герой». Обсуждение произведений книжной графики и киноверсий повести. Практическая работа. Устный сопоставительный анализ образов Остапа и Андрия. Самостоятельная работа. Письменная сравнительная характеристика Остапа и Андрия. Проект. Составление электронной презентации «Повесть Н. В. Гоголя „Тарас Бульба“ в иллюстрациях художников и учащихся» |
|
23. |
Урок 23. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» (урок развития речи 1).Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов (1 ч) |
Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «эпическая повесть». Участие в коллективном диалоге. Составление плана и письменного ответа на проблемный вопрос (по выбору): 1. Какова авторская оценка образа Тараса Бульбы?2. Зачем в повести противопоставлены образы Остапа и Андрия?3. Какова роль картин природы в понимании смысла повести? Самостоятельная работа. Чтение повести «Коляска». Выполнение заданий по произведениям Гоголя (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Устный рассказ о Тургеневе и его сборнике «Записки охотника» на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета |
|
И. С. Тургенев. «Бирюк», «Русский язык». «Близнецы». «Два богача» Стихотворения в прозе как жанр |
|
||
24. |
Урок 24. И. С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой.
|
Чтение и обсуждение статей учебника «Иван Сергеевич Тургенев» и «Вся моя биография в моих сочинениях…». Составление тезисов статей. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одно-классников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная сравнительная характеристика Бирюка и мужика. Нравственная оценка героев. Практическая работа. Подбор примеров, иллю-стрирующих различные формы выражения авторской позиции. Самостоятельная работа. Подготовка различных видов пересказов. Письменная характеристика героя рассказа (или сравнительная характеристика героев |
|
25. |
Урок 25. И. С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа. |
Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа эпизода. Обсуждение произведений книжной графики. Решение кроссвордов и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…».Практическая работа. Устный анализ эпизодов «Гроза», «Интерьер избы Бирюка», «Разговор Бирюка и мужика» (по группам).Самостоятельная работа. Письменный анализ эпизода. Чтение стихотворений в прозе |
|
26. |
Урок 26. И. С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Стихотворения в прозе как жанр. |
Выразительное чтение стихотворений в прозе. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Выявление нравственного идеала писателя. Практическая работа. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «стихотворение в прозе». Со-ставление таблицы «Нравственность и человеческие взаимоотношения в стихотворениях в прозе». Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть одного из стихотворений в прозе. Сочинение стихотворения в прозе. Решение кроссвордов и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Устный рассказ о Некрасове на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Проект. Составление коллективного сборника «Сочиняем и иллюстрируем стихотворения в прозе» |
|
Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая», «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения (для внеклассного чтения).Развитие понятие о поэме. Развитие понятия о трёхсложных размерах стиха |
|
||
27. |
Урок 27. Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». жанра. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении |
Чтение и обсуждение статей учебника «Николай Алексеевич Некрасов» и «О поэме „Русские женщины“». Составление тезисов статей. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение фрагментов поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одно-классников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования) Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героини. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение иллюстраций к поэме. Практическая работа. Составление плана и устный анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Самостоятельная работа. Подготовка к инсценированию и анализ эпизода. Написание отзыва на фрагмент из кинофильма «Звезда пленительного счастья |
|
28. |
Урок 28. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения (урок внеклассного чтения 3). |
Выразительное чтение стихотворения. Чтение и обсуждение истории его создания (по воспоминаниям А. Я. Панаевой). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Обсуждение иллюстраций к стихотворению. Решение кроссвордов, выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…»).Практическая работа. Подбор цитат на тему «Риторические вопросы и восклицания — их функция в стихотворении „Размышления…“». Поиск цитатных при-меров, иллюстрирующих трёхсложные размеры стиха. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть (фрагмент). Подготовка сопоставительной таблицы «Реальные факты жизни и их переосмысление в стихотворении „Размышления…“». Подготовка устного рассказа об А. К. Толстом на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета |
|
А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Развитие понятий об исторической балладе |
|
||
29. |
Урок 29. А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады. |
Чтение статьи учебника «Алексей Константинович Толстой». Устный рассказ о поэте с показом портретов поэта и литературных мест, связанных с его именем (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Обсуждение статьи учебника «Село Красный Рог Почепского района Брянской области» из раздела «Литературные места России». Выразительное чтение исторических баллад. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка поступков героев. Выявление особенностей языка баллад. Практическая работа. Поиск в балладах эпитетов и сравнений и определение их смысловой роли. Составление сопоставительной таблицы «Шибанов и Калашников».Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть фрагмента баллады. Письменный ответ на вопрос «В чём сходство и различие характеров Шибанова и Калашникова?». Устный рассказ о Салтыкове-Щедрине на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета |
|
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий поме-щик» и другие сказки (для внеклассного чтения). Развитие представлений об иронии и гротеске |
|
||
30. |
Урок 30. Смех сквозь слёзы, или "Уроки Щедрина". М. Е. Салтыков-Щедрин. «По -весть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
|
Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин» и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение сказки. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев. Нравственная оценка их убеждений и поступков. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Обсуждение произведений книжной графики. Практическая работа. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «ирония» и «сатира» и различные формы выражения авторской позиции.Самостоятельная работа. Инсценирование фраг-ментов сказок. Составление викторины по сказкам. Создание собственных иллюстраций и подготовка к их презентации и защите. Проект. Подготовка ученического спектакля «Сказки для детей изрядного возраста» |
|
31. |
Урок 31. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик» (урок внеклассного чтения 4). Смысл названия сказки. |
Выразительное чтение сказок. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устная и письменная характеристика героев. Нравственная оценка их поступков. Составление плана и устного ответа на проблемный вопрос. Обсуждение произведений книжной графики. Решение кроссвордов и выполнение заданий по сказкам (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Игровые виды деятельности (конкурс на лучшее выразительное чтение, иллюстрацию, ответы на вопросы викторины и др.).Практическая работа. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «ирония», «гротеск».Самостоятельная работа. Подготовка письменного ответа на один из проблемных вопросов:1. Каковы средства создания комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина? 2. В чём заключается общественная роль писателя-сатирика? Сообщение о детстве, юности и начале литературной деятельности Л. Н. Толстого на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета |
|
Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Развитие понятия об автобиографическом художественном произве-дении. Развитие понятия о герое-повествователе |
|
||
32. |
Урок 32. Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. |
Чтение и обсуждение статьи учебника «Лев Николаевич Толстой». Составление тезисов статьи. Выразительное чтение фрагментов повести. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «авто-биографическое произведение» Практическая работа. Составление плана ответа на вопрос «Что беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?».Самостоятельная работа. Подготовка пересказов повести. Письменный ответ на вопрос или анализ одного из эпизодов повести. |
|
33. |
Урок 33. Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.
|
Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов: поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «герой-повествователь». Различение образов рассказчика и автора-повествователя в повести. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение произведений книжной графики к повести. Решение кроссвордов и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…».Практическая работа. Составление плана характеристики главного героя. Самостоятельная работа. Письменная характеристика главного героя повести. Подготовка к литературному рингу или тестированию |
|
Урок контроля |
|
||
34. |
Урок 34. Урок контроля (урок развития речи 2). |
Конкурсы на лучшее выразительное чтение, лучший пересказ, монологические рассказы о писателях и литературных героях. Устные или письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее инсценирование фрагмента, ответы на вопросы викторины. Выполнение тестовых заданий. Самостоятельная работа. Подготовка устного рассказа о Чехове на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет |
|
А. П. Чехов. «Хамелеон», «Злоумышленник», «Размазня» и другие рассказы (для внеклассного чтения). Развитие представлений о юморе и сатир |
|
||
35. |
Урок 35. Смешное и грустное рядом |
Чтение и обсуждение статьи учебника «Антон Павлович Чехов». Составление тезисов статьи. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев. Практическая работа. Создание сочинения-миниатюры «Очумелов на базарной площади». Составление цитатной таблицы «Речевые характеристики героев рассказа». Самостоятельная работа. Подготовка устного рассказа «Чехов в воспоминаниях современников». Письменный ответ на вопрос «Как речевая характеристика Очумелова (Елдырина, Хрюкина, толпы) помогает понять сущность этого образа? |
|
36. |
Урок 36. А. П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа. |
Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «комическое». Обсуждение произведений книжной графики Практическая работа. Составление цитатной таблицы «Средства создания комического в рассказе „Хамелеон“».Самостоятельная работа. Чтение рассказов Чехова (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Письменный ответ на вопрос «Какими средствами создан комический эффект в рассказе „Хамелеон“? |
|
37. |
Урок 37. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» (урок внеклассного чтения 5). |
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Сравнительная и речевая характеристика героев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «сатира». Обсуждение произведений книжной графики. Решение кроссвордов и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее инсценирование фрагмента рассказа, ответы на вопросы викторины. Практическая работа. Составление плана сравнительной характеристики Дениса Григорьева и следователя. Составление плана характеристики главных героев других рассказов. Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса Григорьева стал невозможен?» или отзыв на один из рассказов Чехова. Проекты. Составление электронного альбома «Читаем рассказы Чехова вслух» (составление звукозаписей рассказов Чехова в ученическом исполнении, иллюстрирование альбома произведениями книжной графики и собственными рисунками). Составление киносценария фильма «Злоумышленник» |
|
«Край ты мой, родимый край…» (обзор).В. А. Жуковский. «Приход весны». И. А. Бунин. «Родина». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край… |
|
||
38. |
Урок 38. Стихи русских поэтов XIX века о родной природе |
Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Практическая работа. Составление плана анализа стихотворения или ответа на проблемный вопрос. Самостоятельная работа. Подготовка письменного ответа на проблемный вопрос «Что особенно дорого читателю в русской поэзии XIX века о родине и родной природе?» или письменный анализ одного из стихотворений о родной природе. Подготовка устного рассказа о Бунине на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение рассказа «Цифры» |
|
Из русской литературы XX века (24 ч). И. А. Бунин. «Цифры», «Лапти» и другие рассказы (для внеклассного чтения) |
|||
39. |
Урок 39. И. А. Бунин. «Цифры». Воспитание детей в семье. |
Чтение и обсуждение статей учебника «Иван Алексеевич Бунин» и «В творческой лаборатории И. А. Бунина». Составление тезисов статей. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям). Устная и письменная харак-теристика героев. Участие в коллективном диалог Практическая работа. Устный и письменный ответ на вопрос «В чём сложность взаимопонимания детей и взрослых?». Самостоятельная работа. Выполнение творческого задания учебника. Чтение рассказов Бунина «Лапти», «В деревне», стихов поэт |
|
40. |
Урок 40. И. А. Бунин. «Лапти» (урок внеклассного чтения 6).Душевное богатство простого крестьянина. |
Различные виды пересказов. Выразительное чтение фрагментов прозы и поэзии Бунина. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя. Выявление авторского отношения к героям рассказов. Решение кроссвордов и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Обсуждение иллюстраций к рассказам. Практическая работа. Подбор материалов, составление плана ответа на проблемный вопрос «Какой изображена „золотая пора детства“ в произведениях Л. Н. Толстого и И. А. Бунина?». Самостоятельная работа. Анализ одного из стихотворений Бунина или отзыв на прочитанный рассказ писателя. Подготовка письменного ответа на проблемный вопрос. Чтение рассказа А. И. Куприна «Извощик Пётр» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).Подготовка устного рассказа о М. Горьком на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Изучение материалов о музее-квартире М. Горького в Москве (см. раздел «Литературные места России»). Чтение и пересказ фрагментов повести «Детство» |
|
41. |
Урок 41. М. Горький. «Детство» (главы): тёмные стороны жизни. |
Чтение и обсуждение статей учебника «Максим Горький» и «Из воспоминаний и писем». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов повести. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Составление плана характеристики героев. Самостоятельная работа. Выразительное чтение фрагментов повести. Письменная характеристика одного из героев. Подготовка художественного пересказа одного из эпизодов |
|
42. |
Урок 42. М. Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни. |
Чтение по ролям и инсценирование фрагментов повести. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Выявление элементов сюжета и композиции. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев эпизода. Обсуждение иллюстраций к повести. Практическая работа. Составление плана анализа эпизода. Анализ эпизодов «Пожар», «Пляска Цыганка» (или других по выбору учителя). Подбор материалов и цитатных примеров на тему «Портрет как средство характеристики героя». Решение кроссвордов и выполнение заданий по повести «Детство» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).Самостоятельная работа. Письменный анализ эпизода или сочинение о героях повести. Письменный отзыв на одну из иллюстраций |
|
43. |
Урок 43. М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).Романтический характер легенды. |
Выразительное чтение легенды. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика особенностей русского романтизма (на уровне образа романтического героя). Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение иллюстраций к легенде. Практическая работа. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «романтическое произведение». Составление плана характеристики Данко. Устная характеристика Данко. Самостоятельная работа. Письменная характеристика Данко. Подготовка устного рассказа о Л. Н. Андрееве на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Изучение материалов о доме-музее Л. Н. Андреева в Орле (см. раздел «Литературные места России»). Чтение рассказа «Кусака» |
|
Л. Н. Андреев. «Кусака» |
|
||
44. |
Урок 44. Л. Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. |
Чтение и обсуждение статей учебника «Леонид Николаевич Андреев» и «В творческой лаборатории Леонида Андреева». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев. Практическая работа. Устная и письменная характеристика героев рассказа. Самостоятельная работа. Выборочный письменный пересказ «История Кусаки». Подготовка устного рассказа о В. В. Маяковском. Изучение материалов о Государственном музее В. В. Маяковского в Москве (см. раздел «Литературные места России»).Проект. Образы собак в русской литературе: Каштанка, Белый пудель, Белый Бим Чёрное Ухо, Кусака, Чанг и др |
|
В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям». Начальные представления о лирическом герое. Обогащение представлений о ритме и рифме. Тоническое стихосложение |
|||
45. |
Урок 45. В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
|
Чтение и обсуждение статей учебника «Владимир Владимирович Маяковский» и «В творческой лаборатории В. В. Маяковского». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устный анализ стихотворения. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Обсуждение иллюстраций к стихотворению. Практические работы. Подбор материалов и цитат, иллюстрирующих сходство и различие образов лирического героя и автора. Характеристика ритмико-метрических особенностей стихотворения, представляющих тоническую систему стихосложения. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и его письменный анализ |
|
46. |
Урок 46. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».Два взгляда на мир |
Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различение образов лирического героя и автора. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Ра-бота со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «ритм», «рифма», «тоническое стихосложение» Практическая работа. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции. Составление таблицы «Происхождение неологизмов Маяковского» Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и его письменный анализ. Письменное сообщение «Моё восприятие стихов Маяковского» (см. задания практикума «Читаем, думаем, спорим…»). Устный рассказ об А. П. Платонове на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение рассказа «Юшка |
|
А. П. Платонов. «Юшка», «В прекрасном и яростном мире» (для внеклассного чтения) |
|||
47. |
Урок 47. А. П. Платонов. «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей, душевная щедрость. |
Чтение и обсуждение статьи учебника «Андрей Платонович Платонов». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Составление плана и устная характеристика Юшки. Самостоятельная работа. Письменная характеристика Юшки. Подготовка краткого пересказа «История Юшки».Проект. Подготовка диспута «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (поиск и обсуждение фрагментов художественной литературы и публицистики, стихов, песен, фотографий, фрагментов телепередач на данную тему и т. п.) |
|
48. |
Урок 48. А. П. Платонов. «Юшка».Внешняя и внутренняя красота человека. |
Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение произведений книжной графики. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…» Практическая работа. Составление плана ответа на вопрос «Прав ли Юшка, говоря, что его любит народ?».Самостоятельная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос. Чтение рассказа «В прекрасном и яростном мире». Выборочный пересказ на тему «История машиниста Мальцева» |
|
49. |
Урок 49. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире» (урок внеклассного чтения 7). Труд как нравственное содержание челове-ческой жизни. |
Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка поступков героев: рассказчика, Мальцева, следователя. Практическая работа. Подготовка сопоставительной таблицы «Чем схожи платоновские герои (Никита, Юшка, неизвестный цветок, машинист Мальцев)». Выявление особенностей языка писателя. Самостоятельная работа. Подготовка к классному контрольному сочинению |
|
50. |
Урок 50. Классное контрольное сочинение (урок развития речи 4) (1 |
Классное контрольное сочинение на одну из тем:1. Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (По произведениям писателей ХХ века.)2. Какой изображена «золотая пора детства» в произведениях Л. Н. Толстого и И. А. Бунина?3. В чём проявился гуманизм произведений М. Горького, И. А. Бунина, В. В. Маяковского, А. П. Платонова (на материале 1–2 произведений) Самостоятельная работа. Подготовка устного рассказа о Б. Л. Пастернаке на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Изучение материалов о доме-музее Б. Л. Пастернака в посёлке Переделкино Московской обл. (см. раздел «Литературные места России» |
|
Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Развитие представлений о сравнении и ме-тафоре |
|
||
51. |
Урок 51. Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». |
Чтение и обсуждение статей учебника «Борис Леонидович Пастернак» и «В творческой лаборатории Б. Л. Пастернака». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сравнение», «метафора».Практическая работа. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их ху-дожественной функции. Определение видов рифм и способов рифмовки, стихотворных размеров. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть одного из стихотворений и его письменный анализ. Подготовка устного рассказа об А. Т. Твардовском на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета |
|
А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета…», «На дне моей жини…». Развитие понятия о лирическом герое |
|||
52. |
Урок 52. А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета…», «На дне моей жизни…». |
Чтение статьи учебника «Александр Трифонович Твардовский» и составление её тезисов. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «лирический герой». Решение кроссвордов и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…».Практическая работа. Различение образов лирического героя и автора. Анализ разных форм выражения авторской позиции в стихотворениях. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть одного из стихотворений. Создание сочинения-описания «В лесу весной» с включением в него слов из стихотворений А. Т. Твардовского |
|
На дорогах войны.Стихотворения о войне А. А. Ахматовой, К. М. Симонова, А. А. Суркова, А. Т. Твардовского, Н. С. Тихонова и др. |
|||
53. |
Урок 53. На дорогах войны. Стихотворения о войне |
Чтение и обсуждение интервью с участником Великой отечественной войны Ю. Г. Разумовским о военной поэзии. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование вы-разительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Решение кроссвордов и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Работа со словарём литературоведческих терминов: поиск примеров, иллюстрирующих понятие «интервью». Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихо-творения, викторина на знание текстов, авторов — исполнителей песен на стихи о войне. Практическая работа. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэтов (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведении. Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть стихотворения о войне. Состав-ление вопросов для интервью с участником Великой Отечественной войны. Подготовка устного рассказа о Ф. А. Абрамове на основе самостоятельного поис-ка материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Проект. Подготовка литературного вечера, посвящённого произведениям о войне |
|
Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Понятие о литературной традиции. Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя» Ю. П. Казаков. «Тихое утро» |
|||
54. |
Урок 54. Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади».. Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе. |
Чтение и обсуждение статьи учебника «Фёдор Александрович Абрамов». Составление тезисов статьи. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление элементов развития сюжета. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «литературная традиция».Практическая работа. Составление плана письменной характеристики героя или составление плана и целостный анализ рассказа. Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Какие раздумья вызвал у вас рассказ?». Устный рассказ о Е. И. Носове на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение рассказа «Радуга» |
|
55. |
Урок 55. Е. И. Носов. «Кукла»(«Акимыч»).. Сила внутренней, духовной красоты человека. |
Чтение и обсуждение отрывка «Из автобиографии» Носова. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка событий и героев. Практическая работа. Составление плана письменной характеристики Акимыча. Самостоятельная работа. Письменная характеристика Акимыча или письменный ответ на вопрос «Какие нравственные проблемы поднимает писатель в рассказе?» |
|
56. |
Урок 56. Е. И. Носов. «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека |
Выразительное чтение рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Составление плана и целостный анализ рассказа. Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из вопросов:1. О чём рассказ Е. И. Носова «Живое пламя» и почему он так называется?2. Что значит «прожить жизнь в полную силу»? (по рассказу «Живое пламя».)Подготовка устного рассказа о Ю. П. Казакове на основе самостоятельного поиска материалов с ис-пользованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение рассказа В. Н. Мирнева «Ночью» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…» |
|
57. |
Урок 57. Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.
|
Чтение и обсуждение статьи учебника «Юрий Павлович Казаков». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа (по ролям). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Сравнительная характеристика героев. Обсуждение иллюстраций к рассказу. Нравственная оценка героев. Решение кроссвордов и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…».Практическая работа. Составление письменной сравнительной характеристики героев. Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Как можно оценить поведение Яшки и Володи в минуту опасности?» или составление плана и комплексный анализ рассказа. Чтение фрагментов из произведений современной драматургии и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Подготовка сообщения о Д. С. Лихачёве на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет |
|
Д. С. Лихачёв. «Земля родная» (главы). Развитие представлений о публицистике |
|
||
58. |
Урок 58. Д. С. Лихачёв. «Земля родная» (главы
|
Чтение и обсуждение статьи учебника «Дмитрий Сергеевич Лихачёв». Устный рассказ о писателе. Чтение фрагментов публицистической прозы. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…».Практическая работа. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «публицистика», «мемуары». Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Какие проблемы поднимает в своей публицистической книге Д. С. Лихачёв?».Устный рассказ о М. М. Зощенко на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение рассказов Зощенко. Подготовка к конкурсу на лучшее инсценирование фрагмента рассказа. Составление викторины на знание текста рассказов. Проект. Подготовка коллективного проекта «Искусство моего родного края» |
|
Писатели улыбаются. М. М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы. Урок внеклассного чтения |
|||
59. |
Урок 59. М. М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 9). Смешное и грустное в рассказах писателя. |
Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Михайлович Зощенко». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление элементов сюжета и композиции рассказов. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение произве-дений книжной графики. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее инсценирование фрагмента рассказа, ответы на вопросы викторины и др. Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Над чем смеётся и о чём горюет автор в рассказе „Беда“?» или комплексный анализ одного из рассказов М. М. Зощенко |
|
«Тихая моя родина» (обзор).Стихи В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Н. А. Заболоцкого и др |
|||
60. |
Урок 60. «Тихая моя родина». |
Краткие сообщения о поэтах. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Решение кроссвордов и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…» (раздел «Тихая моя родина»).Практическая работа. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэтов (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции. Самостоятельная работа. Создание письменных высказываний-эссе на следующие темы:1. Снег-волшебник (по стихотворению В. Брюсова «Первый снег»).2. Родной край, родной дом (по стихотворениям Ф. Сологуба «Забелелся туман за рекой…» и С. Есенина «Топи да болота…»).Анализ одного из стихотворений (по выбору учащихся). Проект. Проведение конкурса чтецов на тему «Тебе, родной край, посвящается |
|
Песни на слова русских поэтов ХХ века. А. Н. Вертинский. «Доченьки». И. Гофф. «Русское поле». Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге… |
|||
61. |
Урок 61. Песни на сло-ва русских поэтов ХХ века. |
Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Восприятие песен. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием ци-тирования). Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Практическая работа. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос «Что я считаю особенно важным в моём любимом рассказе (стихотворении, песне) второй половины XX века?».Самостоятельная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос или написание отзыва на песню. Подготовка к контрольной работе Проект. Составление электронного альбома или литературно-музыкальной композиции «Стихи и песни о родине, важные для каждого россиянина» или создание сценария литературно-музыкального вечера «Тихая моя родина…» |
|
Урок контроля |
|||
62. |
Урок 62. Письменная контрольная работа. Тестирование (1 ч |
Контрольная работа по произведениям русской литературы, изученным на 51—61 уроках. Выполнение тестовых заданий. Самостоятельная работа. Подготовка устного рассказа о Р. Гамзатове на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение стихов Р. Гамзатова |
|
Из литературы народов России (1 ч).Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине |
|||
63. |
Урок 63. Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине». аварского поэта |
Чтение и обсуждение статьи учебника «Расул Гамзатович Гамзатов». Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве поэта. Выявление нравственной проблематики стихотворений. Практическая работа. Поиск художественных об-разов, характерных для Р. Гамзатова. Составление цитатной таблицы. Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Какие вечные ценности утверждает Р. Гамзатов в своих стихотворениях?». Подготовка устного рассказа о Р. Бёрнсе на основе самостоятельного поиска материалов о нём с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Проект. Подготовка устного журнала о жизни и творчестве Р. Бёрнс |
|
Из зарубежной литературы (6 ч).Р. Бёрнс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна…». Японские хокку (трёхстишия). О. Генри. «Дары волхвов». Р. Д. Брэдбери. «Каникулы» и другие рассказ |
|||
64. |
Урок 64. Р. Бёрнс. «Честная бедность» и другие стихотворения (урок внеклассного чтения 10). |
Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Презентация подготовленных страниц устного журнала. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворения или песни на стихи поэта, ответы на вопросы викторины. Практическая работа. Выявление черт фольклорной традиции в стихотворении, определение художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Самостоятельная работа. Составление тезисов статьи учебника «Роберт Бёрнс». Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть. Решение кроссвордов и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Подготовка устного рассказа о Байроне на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет |
|
65. |
Урок 65. Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна…». |
Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворения. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ поэтических интонаций Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «романтическое стихотворение». Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…».Практическая работа. Сопоставление переводов стихотворения. Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «О каких героях русской литературы и фольклора можно сказать словами Байрона: „И в песнях родины святой / Жить будет образ величавый“?». Подготовка устных сообщений о мастерах японских хокку Мацуо Басё и Кобаяси Исса на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Иллюстрирование японских хокку |
|
66. |
Урок 66. Японские хокку (трёхстишия).
|
Чтение и обсуждение статьи учебника «Японские трёхстишия (хокку)». Составление тезисов статьи. Устные рассказы о мастерах японских хокку. Выразительное чтение хокку. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. зада-ния фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…».Практическая работа. Сопоставление переводов хокку и подбор иллюстраций к ним. Самостоятельная работа. Составление стилизаций хокку на русском языке. Подготовка устного рассказ о писателе О. Генри на основе самостоятельного по-иска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение рассказа «Дары волхвов». Подготовка инсценированного чтения фрагмента рассказ |
|
67. |
Урок 67. О. Генри. «Дары волхвов»
|
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа. Инсценирование фрагмента рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения и инсценирования одноклассников, испол-нения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Ра-бота со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «рождественский рассказ». Обсуждение иллюстраций к рассказу. Практическая работа. Составление таблицы «Черты рождественского рассказа в произведении О. Генри „Дары волхвов“». Самостоятельная работа. Краткий письменный пересказ рождественской истории от лица Джима или Деллы или письменный ответ на вопрос «Почему рассказ О. Генри „Дары волхвов“ имеет такое название?». Подготовка устного рассказ о Р. Д. Брэдбери на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение рассказа «Каникулы» и др. (см. рассказ «Звук бегущих ног» в практикуме «Читаем, думаем, спорим…» |
|
68. |
Урок 68. Р. Д. Брэдбери. «Каникулы». |
Чтение и обсуждение статей учебника «Рэй Дуглас Брэдбери» и «Радость писать». Составление тезисов статей. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики. Практическая работа. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «фантастический рассказ».Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «О чём предупреждают читателя произведения Р. Д. Брэдбери?». Чтение новеллы Э. По «Убийство на улице Морг», рассказов «Сапфировый крест» Г. К. Честертона, «Собака Баскервилей» А. Конан Дойла и «Бедняков не убивают» Ж. Сименона (по группам). Подготовка сообщений о писателях на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Составление викторины по произведениям детективной литератур |
|
69. |
Урок 69. Детективная литература (урок внеклассного чтения 11) |
Чтение и обсуждение статьи учебника «Детективная литература». Устные сообщения о мастерах детективного жанра. Выразительное чтение по ролям или инсценирование фрагментов детективных произведений. Устный или письменный ответ на вопрос (с ис-пользованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Составление таблицы «Развитие детективного жанра в литературе и его основные черты» Самостоятельная работа. Чтение произведений зарубежной литературы и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Подготовка к итоговому контрольному уроку. Проработка раздела «Итоговые вопросы и задания». Чтение статьи учебника «На пути к выразительному чтению» и составление памятки для чтеца. Выполнение заданий из раздела «Проверьте себя» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…» |
|
Урок контроля |
|||
70. |
Урок 70. Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование. Итоги года и задание на лето |
Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 7 классе: выразительное чтение (в том числе наизусть), устный монологический ответ, пересказ, устный рассказ о произведении или герое, иллюстрирование изученных литературоведческих терминов. Письменный ответ на проблемный вопрос. Выполнение тестовых заданий. Самостоятельная работа. Чтение произведений из рекомендательного списка «Прочитайте летом |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.