Рабочая программа по литературе 6 класс
Оценка 5

Рабочая программа по литературе 6 класс

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русская литература
6 кл—7 кл
19.01.2017
Рабочая программа по литературе 6 класс
Учебный предмет «Литература» в 6 классе изучается на базовом уровне. Содержание учебного предмета «Литература» в 6 классе основной школы включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость, сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).
Рабочая программа по литературе 6 класс.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Согласовано:      руководитель       научно­методического совета      Н.А.Костина      _____________________      «___»__________ 2015 г.                                                                 Утверждаю: Директор МАОУ «СОШ № 4» О.В. Мигунова _________________________ «____»_____________2015 г. Рабочая программа по литературе 6 «А», «Б» класс 2015­2016 учебный год Учитель: Зюзина Е.Е.           Квалификационная категория: нет Программа рассмотрена на заседании школьной предметной кафедры Протокол №__ от «___» _____________ 2015г. Руководитель ______________________ /___________________/                                подпись                               расшифровка Миасский городской округ 2015 год Пояснительная записка. Рабочая   программа     по   литературе   для   6   класса     составлена   на   основе   следующих нормативно­правовых и инструктивно­методических документов: Приказ   МО   РФ   №   1089   от   05.03.2004   г.   «Об   утверждении   федерального   компонента государственных   образовательных   стандартов   начального   общего,   основного   общего   и среднего (полного) общего образования». • Приказ МО и Н Челябинской области  №01/1839 от  30.05.2014 «О внесении изменений в областной   базисный   учебный   план   для   общеобразовательных   организаций   Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования. • Примерные   программы  среднего  общего     образования   по   литературе.   Письмо Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.07.2005 г. № 03– 126).  • Приказ МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых   к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных   программ   начального   общего,   основного   общего,   среднего   общего образования» • Приказ МО РФ от 08.06.2015  № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень  учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего  общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской  Федерации от 31 марта 2014 г. N 253» • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009  № 03/3404 «О   разработке   рабочих   программ   курсов,   предметов,   дисциплин   (модулей)   в общеобразовательных учреждений Челябинской области». • Приложение   к   письму   Министерства   образования   и   науки   Челябинской   области   от 16.06.2015 № 03­02/4938 «Об особенностях преподавания учебного предмета «Литература» в 2015/2016 учебном году»  • Авторская программа по литературе (базовый уровень) 6 класс, автор Н.Ф. Ромашина Цели изучения учебного предмета «Литература» в 6 классе:  формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в  художественном тексте, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями   (формулировать   цели   деятельности,   осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.)   планировать   ее,  использование опыта общения с произведениями художественной литературы в постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;      повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Задачи изучения учебного предмета «Литература» в 6 классе:  формирование у учащихся научно­литературоведческого мировоззрения, вооружение их основами знаний о литературном процессе;  формирование прочных читательских и литературоведческих умений и навыков;  приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и  зарубежной литературы; расширение круга чтения, повышения качества чтения, уровня восприятия и  глубины проникновения в художественный текст;   обучение грамотному анализу прочитанного художественного произведения,  развитие потребности в чтении, в книге. Общая характеристика учебного предмета. Учебный предмет «Литература» в 6 классе изучается на базовом уровне. Базовый   уровень   учебного   предмета   ориентирован   на   обеспечение   преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки обучающихся, способствует обогащению речи учащихся, формированию их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка   художественных   произведений   способствует   пониманию   учащимися   эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. У   обучающихся   6   класса   расширяются   и   углубляются   представления   о   специфике литературы, как искусства слова, совершенствуется умение осознанного чтения. Развивается способность   общения   с   художественным   миром   произведений   разных   жанров   и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико­литературные понятия   связаны   с   анализом   внутренней   структуры   художественного   произведения   –   от метафоры до композиции. На   уроках   литературы   важно   уделять   внимание   чтению   вслух,   развивать   и   закреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности обучающихся. Программа учебного предмета «Литература» строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Содержание учебного предмета «Литература» в 6 классе основной школы включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость, сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя). Ведущая проблема в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения. Эти навыки продолжает формировать преподавание литературы в 6 классе. В процессе изучения предмета «Литература» в 6 классе реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета: – овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использования текстовой информации); –  овладение приемами понимания и анализа текстов; – овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи; – определение и объяснение своего эмоционально­оценочного отношения к прочитанному,  конструирование собственного текста с учетом требований к его композиции; – приобщение к литературе как искусству слова; – приобретение необходимых знаний о литературе, книгах, писателях. Место учебного предмета «Литература» в учебном плане школы. Согласно режиму работы МАОУ «СОШ №4» на 2015­2016 учебный год,  продолжительность учебного года в 6 классе составляет 35 учебные недели. В соответствии с  этим рабочая программа составлена на 68 часов. Авторская программа Н.Ф. Ромашиной  рассчитана на 102 часа. В рабочую программу внесены изменения: количество часов,  изучаемых по теме «Устное народное творчество» уменьшены с 4 часов до 3 часов; «Из  литературы XIX века» с 49 часов, до 28 часов; «Из русской литературы XX века» 26 часов, до 19 часов; «Из зарубежной литературы» с 17 часов, до 12 часов. Для  совершенствования речи учащихся в планировании предусмотрены специальные  уроки развития речи ­  9 часов. Выделены и обозначены также произведения для заучивания  наизусть. Их количество соответствует единым требованиям и составляет 12 произведений. Содержание учебного курса. Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение  автора к герою. Способы выражения авторской позиции. УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки,  масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового  фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно го народного творчества. Народная  мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и  переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры  фольклора: пословицы и поговорки,  загадки. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).  Теория литературы. Летопись (развитие представления) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе­баснописце. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и  народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» ­ пример критики мнимого  «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» ­ комическое  изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые  устремления поэта. Народно­поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы  единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие  окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство  выражения поэтической идеи. «И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях.  Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего  пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня  ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги.  Тема жизненного пути. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование  от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня­крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации  повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в  композиции повести.  «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский­старший и Троекуров. Протест  Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение  произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история  любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное  послание (начальные представления). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта­изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль,  амфибрахий, анапест) раз меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация  ( начальные представления). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы  мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных  состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание  космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ  краткой, но яркой жизни.  «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна:  свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...»,  «Еще майская ночь», «Учись  у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как  воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир  истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность  поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукозапись в поэзии (развитие  представлений) Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.  «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и  материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие  композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и  фантастических картин. Диалог­спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа  (начальные представления). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое  чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками.  Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной  этимологией. Сказовая форма повествования. Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония  (начальные представления). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация.  Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория  литературы. Юмор (развитие понятия). Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»;  Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.  Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления). ИЗ  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания  рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления). Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.  Платонова. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные  представления) Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота  главных героев. Отношение автора к героям. Произведения о Великой  Отечественной  войне      литературы. Речевая характеристика героя(развитие представлений). Герой­ К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой  шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной  памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало  творческого пути). «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе.  Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна),  особенности использования народной речи. Теория    повествователь (начальные представления) Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. (детство, юность, начало  творческого пути). «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний,  нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою.  Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика  произведения. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой­повествователь (развитие  понятия). Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек  и природа в «тихой» лирике Рубцова. Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.  Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Родная  природа в русской поэзии XX века А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь  и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным  в стихотворении. Поэтизация родне природы. Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Писатели улыбаются Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев­«чудиков»,  правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе. Габдала Тукай. Слово о татарском  поэте. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь  к своей малой родине и к своему  родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни  человека. Книга – «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа». Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда..»,  «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные  поэтические образы, символизирующие родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия  народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт – вечный должник своего  народа. Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Мифы народов мира      литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя  Авгия», «Яблоки Гесперид».  Геродот. «Легенда об Арионе». Теория    Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение  героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление  препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей  — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» —  песня о героических подвигах, мужественных героях. Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления). ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на  рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно  народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса­романиста. Дон Кихот как  «вечный»  образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения). Теория литературы. «Вечные образы» в искусстве (начальные    представления). Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и  своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий  личное достоинство и честь. Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные    представления). Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при роды. Превосходство естественной,  «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными  нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Антуан де Сент­Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном  отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность.  Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения). Теория литературы. Притча (начальные представления). Тематическое планирование. № Раздел программы Количество часов в рабочей программе Количество часов в авторской программе Количество контрольных по разделу 1 2 3 Введение Устное народное творчество Из древнерусской литературы 1ч 3ч 2ч Из литературы XVIII века Из литературы XIX века Из русской литературы XX века Из литературы народов России (Обзор) Из зарубежной литературы Итоговые уроки Итого: 1ч 28ч 19ч 1ч 12ч 3ч 68 ч Планируемые результаты изучения учебного предмета. В результате изучения учебного предмета «Литература» в 6 классе учащиеся должны знать/понимать: – авторов и содержание изученных художественных произведений; –  основные   теоретические   понятия:   фольклор,   устное   народное   творчество;   жанры фольклора;   постоянные   эпитеты,   гипербола,   сравнение;   летопись;   роды   литературы:   эпос, лирика,   драма;   жанры   литературы   (начальное   представление);   баллада   (начальное представление);   литературная   сказка;   стихотворная   и   прозаическая   речь;   ритм,   рифма, способы   рифмовки;   метафора,   звукопись   и   аллитерация;   фантастика   в   литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения;  драма  как  род   литературы   (начальные  представления),   автобиографичность литературного произведения (начальные представления). Уметь: – выразительно читать эпические произведения за героя и за автора; –  сопоставлять   элементы   художественных   систем   разных   авторов   и   определять   их художественное своеобразие; – сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие; –  перейти от личных художественных оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни; – видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения; –  определять   тональность   повествования,   роль   рассказчика   в   системе   художественного произведения; –  сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги); –  использовать   различные   формы   пересказа   (с   составлением   планов   разных   типов,   с изменением лица рассказчика и др.); – отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении. Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса Дидактическое обеспечение Методическое обеспечение 1)Основной учебник. Полухина В.П. и др. Литература. 6 класс.  1) Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе.  Поурочные разработки: Кн. для учителя. – М.: Учебник в 2­х частях. 2) Тексты художественных произведений, включенных в обязательную примерную  программу. 3) Учебное пособие. Полухина В.П. Читаем, думаем,  спорим…: Дидактические материалы: 6  класс – М.: Просвещение, 2013 Просвещение, 2013. 2) Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6  класс» (формат МР3). – М.:Аудиошкола:  Просвещение, 2012 3) Литературные образовательные экскурсии.  Уроки литературы. Выпуск 2. – М.: Планета,  2014. Материально­техническое обеспечение Наименования объектов и средств материально­технического Количество Примечание обеспечения Рабочее место учителя Рабочее место ученика Принтер  Мультимедийный проектор Интерактивная доска Акустические колонки  1 25 1 1 1 1 Системный блок, монитор, устройства  ввода текстовой информации и  манипулирования экранными объектами  (клавиатура и мышь),привод для чтения и  записи компакт­дисков,  аудио/видеовходы/выходы Черно­белой печати, формата А4 Потолочное крепление В составе рабочего места преподавателя РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ  .  ru Универсальная энциклопедия «Википедия».  .  ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».  .  ru Энциклопедия «Рубрикон».  .  ru Электронные словари.  .  ru Справочно­информационный интернет­ портал «Русский язык».  .  ru  Фундаментальная   электронная   библиотека   «Русская   литература   и  .  wikipedia www     .  krugosvet  www     www   .  rubricon    www   .  slovari    .  gramota www    www   .  feb   ­  web  фольклор». www   .  myfhology    .  ru Мифологическая энциклопедия. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока Тема урока. Основное содержание урока Практическая часть  (НРЭО, р/р, пр.р.) Дата  План Факт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Введение. В дорогу  зовущие, или Литература  открывает мир Устное народное  творчество. Обрядовый  фольклор. Календарно­ обрядовые песни.  «Что за роскошь, что за  смысл... Что за золото!»  (А.С.Пушкин). Пословицы и  поговорки Урок развития речи. В чем  красота и мудрость русского фольклора? Русская летопись. «Повесть временных лет»  ­историческая  энциклопедия. «Сказание о  белгородском киселе» Русские басни. И.И.  Дмитриев, И.А. Крылов. Русские басни. И.И.  Дмитриев, И.А. Крылов.  А.С.Пушкин. Дружба в жиз­ ни поэта. Тема дружбы в  стихотворении А.С. Пушкин. Тема дороги в  лирике Пушкина. Урок развития речи. Двусложные размеры стиха А.С. Пушкин. Роман  «Дубровский». История  создания. Столкновение  характеров. Образ «благородного  разбойника» в романе А.С.  Пушкина «Дубровский». Трагические судьбы  Владимира Дубровского и  Маши Троекуровой Сюжет и композиция романа «Дубровский» Урок развития речи. Сочинение ­сравнительная  характеристика «Два  помещика» (по роману А.С.  Пушкина «Дубровский») Урок внеклассного чтения. «Молодые наши проказы»  Контрольная  работа. Фольклор.  Обрядовая  поэзия.  Чтение басни  наизусть. Чтение  стихотворения  наизусть. Самостоятельная  работа.  Определение  размера стиха. Сочинение. (А.С. Пушкин). «Повести по­ койного Ивана Петровича  Белкина». «Барышня­ крестьянка» М.Ю.Лермонтов  Стихотворение «Тучи».  Мотивы одиночества и тоски поэта­изгнанника Восточное сказание М.Ю.  Лермонтова «Три пальмы».  Тема поверженной красоты Мотивы одиночества в  стихотворениях М.Ю. Лер­ монтова «На севере диком»,  «Утес», «Листок» И.С.Тургенев «Бежин луг».  Духовный мир крестьянских  детей Мастерство И.С. Тургенева  в изображении картин  природы и внутреннего  состояния человека в рас­ сказе «Бежин луг». Смысл  названия рассказа Родная природа в стихо­ творениях русских поэтов 19 века. Ф.И. Тютчев.  Стихотворения «Неохотно и  несмело...», «С поляны  коршун поднялся»,  «Листья» А.А.Фет. Стихотворения  «Ель рукавом мне тропинку  завесила...», «Еще майская  ночь», «Учись у них ­ у дуба, у березы...» Переплетение  природы и любви. Н.А.Некрасов. «Железная  дорога» ­«гимн строи­ тельной, массовой, творче­ ской народной работе»(К.И.  Чуковский) Своеобразие композиции и  языка стихотворения  Н.А.Некрасова «Железная  дорога» Урок внеклассного чтения. Историческая поэма Н.А.  Некрасова «Дедушка» Урок развития речи. Трехсложные размеры стиха Чтение  стихотворения  наизусть. Выучить близко к  тексту отрывок из рассказа  Тургенева «Бежин луг» (на выбор) Чтение наизусть  понравившееся  стихотворение. Чтение наизусть  понравившееся  стихотворение. Чтение наизусть  отрывка из  стихотворения  Некрасова  «Железная до­ рога» Написание сочи­ нения на тему  «Как я понимаю  отношение героя  поэмы к жизни,  людям, истории  России» 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Н.С. Лесков. «Сказ о туль­ ском косом левше и о  стальной блохе». Изобра­ жение русского характера «...Там, где стоит «левша»,  надо читать «русский  народ». (Н. Лесков). Народ и власть в сказе Особенности языка сказа Н.  Лескова «Левша» Урок контроля. Контрольная итоговая ра­ бота по сказу Н.С. Лескова Урок внеклассного чтения. Н.С. Лесков. Рассказ  «Человек на часах». «Чтоб в человеке человеческое  торжествовало...» А.П. Чехов. Рассказ  «Толстый и тонкий».  Смешное и грустное в  рассказе Урок внеклассного чтения. А.П. Чехов. Рассказ «Смерть чиновника» А. А. Грин. Феерия «Алые  паруса». Жители Каперны и  главные герои: Лонгрен,  Эгль и Ассоль Сказка­быль «Неизвестный  цветок». Прекрасное вокруг  нас М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Тропа Насти Тропа Митраши Урок развития речи. Сочинение ­сравнительная  характеристика Насти и  Митраши «Великий храм природы» в  сказке­были «Кладовая  солнца». Смысл названия  повести Урок внеклассного чтения. Рассказ Ю. Нагибина «Мой  первый друг, мой друг  бесценный...» Урок развития речи. Стихотворения о Великой  Отечественной войне В.П.Астафьев. Рассказ  «Конь с розовой гривой» Контрольные за­ дания по сказу  Н.С. Лескова А.П. Чехова  «Смерть чи­ новника»,  пересказ Сочинение ­  сравнительная  характеристика  Насти и Митраши 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 Урок развития речи. Особенности использования  народной речи в рассказе  «Конь с розовой гривой» В.Г.Распутин. Рассказ  «Уроки французского» Душевная щедрость учи­ тельницы, ее роль в жизни  мальчика. Смысл названия  рассказа Урок контроля. Классное сочинение по  произведениям В. Астафьева и В.Распутина Писатели улыбаются.  «Чудики» Василия Макаровича Шукшина. Рассказ «Срезал» Урок внеклассного чтения. Рассказ В.Шукшина  «Сельские жители» Ф.А. Искандер. Рассказ  «Тринадцатый подвиг  Геракла». Нравственные  вопросы в рассказе Родная природа в стихо­ творениях поэтов 20 века.  ААБлок. Стихотворения  «Летний вечер», «О, как  безумно за окном...» С.А.Есенин. Стихотворения  «Мелколесье. Степь да  дали», «Пороша» А.А.Ахматова. Стихотворе­ ние «Перед весной бывают  дни такие...». Постижение  красоты Н.М. Рубцов. «Звезда  полей»: Родина, страна,  Вселенная Габдулла Тукай.  Стихотворения «Родная  деревня», «Книга» Кайсын Кулиев. Стихотворе­ ния «Когда на меня навали­ лась беда...», «Каким бы  малым ни был мой народ...» Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла: «Скотный  двор царя Авгия», «Яблоки  Гесперид» Сочинение. Чтение наизусть  понравившееся  стихотворение. Чтение наизусть  понравившееся  стихотворение. Чтение наизусть  понравившееся  стихотворение  Н.М. Рубцова. Сказания о поэтах­певцах в греческой мифологии. Геродот. Легенда об Арионе Гомер и его героические  поэмы «Илиада» и  «Одиссея» Урок внеклассного чтения. Мигель де Сервантес  Сааведра. Роман «Дон  Кихот» И.Ф.Шиллер. Баллада  «Перчатка» П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» Урок внеклассного чтения. М.Твен. Роман  «Приключения Гекльберри  Финна» А. де Сент­Экзюпери.  «Маленький принц» ­ фи­ лософская сказка и мудрая  притча Итоговый урок. Урок контроля. Литературная викторина Резервные уроки Резервные уроки 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Контрольный  итоговый тест. Приложение к программе. Приложение 1. ФОЛЬКЛОР. ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ Вариант 1 1. С чем тесно связаны обрядовые песни: а)   с   присвоением   солдату   звания   «рядовой»;   б)   с   сельскохозяйственным   календарём   – распорядком работ по временам года; в) с великими историческими событиями и деятелями; г) с народными сказками. 2. Укажи тему масленичных песен: а) встреча и проводы Масленицы; б) осеннее увядание природы; в) сбор урожая; г) встреча зимы. 3. Определи вид обрядовой песни: Коляда – молода, Белая борода, Нос – плошкой, Голова – лукошком, Руки – сабельками, Ноги – грабельками, Приходи под Новый год, Величать честной народ! а) колядка; б) осенняя обрядовая песня; в) закличка; г) веснянка. 4. Какое изобразительно­выразительное средство использовано в словосочетании «весна  красная»: а) метафора; б) сравнение; в) постоянный эпитет; г) гипербола. 5. Назови летний праздник, с которым в старину было связано много обрядовых песен: а) рождество; б) пасха; в) троица; г) Ивана Купалы. 6. С какими событиями связаны колядки: а) с весенне­полевыми работами; б) со сбором урожая; в) с проводами зимы; г) с рождественско­ новогодними праздниками. 7. Определи вид обрядовой песни по приведённому отрывку: Прошл а Маслёна, Кончил ось гулянье, Идём  теперь  На  отдыханье а) колядка; б) осенняя обрядовая песня; в) масленичная песня; г) потешка. 8.   Какое   изобразительно­выразительное   средство   использовано   в   приведённом отрывке: «С корнем глубоким, с хлебами обильными»: а) метафора; б) сравнение; в) постоянный эпитет; г) эпитет. 9. Как в старину исполняли веснянки: а) рассказывали; б) пели; в) кликали; г) высвистывали. 10. Какое действо сопровождалось пением обрядовых песен на празднике Троицы: а) запуск воздушных змеев; б) хоровод; в) сенокос; г) сбор урожая. Ответы. 1 б 2 а 3 а 4 в 5 в 6 г 7 в 8 в 9 в 10 б ФОЛЬКЛОР. ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ Вариант 2 1. Укажи   понятие   (термин),   которым   обобщённо   называют   колядки,   веснянки, масленичные и другие песни, связанные с народными праздниками и обрядами: а) праздничные песни; б) календарно­обрядовые песни; в) заклички; г) пестушки. Укажи вид обрядовой песни, цитата из которой приведена: 2. Со стола блины летели, И сыр, и творог – Всё летело под пирог. а) колядка; б) масленичная песня; в) веснянка; г) плач. 3. В каких обрядовых песнях часто встречался образ берёзы: а) в весенних; б) в летних; в) в осенних; г) в зимних. 4. Укажи тему колядок: а)   прославление   весны;   б)   призывание   дождя,   благоприятного   для   роста   урожая;   в) пожелание хозяевам дома добра и благополучия; г) встреча лета. 5.   Как   называется   совокупность   установленных   обычаем   и   ритуалом   действий,   в которых воплощаются какие­нибудь религиозные представления, бытовые традиции: а) обрядовый фольклор; б) обрядовые песни; в) народный танец; г) обряд. 6. Когда празднуется Масленица: а)   на   первой   неделе   Великого   поста;   б)   на   первой   неделе   после   Великого   поста;   в)   в середине Великого поста; г) на последней неделе перед Великим постом. 7. Для проводов какого праздника сооружали страшное чучело, носили его с песнями по деревне, а потом хоронили, распевая песни, или сжигали: а) Нового года; б) Троицы; в) Масленицы; г) Рождества. 8. Какой праздник был связан с расцветающей, входящей в силу природой: а) Новый год; б) Троица; в) Масленица; г) Рождество. 9. Как называются календарно­обрядовые песни, связанные со сбором урожая: а) колядки; б) веснянки; в) троицкие песни; г) осенние песни. 10. Прочитай описание обряда «кликанья Коляды» и найди предложение, которое является лишним в представлении этого обычая: а)   Под   окнами   каждого   дома   пелись   колядки   с   пожеланиями   земледельческого благополучия   в   будущем   году;   б)   Обычно   сооружали   чучело   в   виде   женской   фигуры, которое   сначала   окружали   почётом,   а   затем   сжигали;     в)   Хозяева   в   ответ   одаривали колядующих (чаще всего это была молодёжь или дети) пряниками, блинами, которые были символическим   знаком   солнца,   пирогами,   фигурками   животных,   которые   специально пеклись к Новому году. Ответы. 1 б 2 б 3 б 4 в 5 а 6 г 7 в 8 в 9 г 10 б Приложение 2. СКАЗ О ТУЛЬСКОМ КОСОМ ЛЕВШЕ И О СТАЛЬНОЙ БЛОХЕ Н.С. ЛЕСКОВ. «ЛЕВША».  1. Какой факт не относится к биографии Н.С. Лескова: а) Н.С. Лесков родился в богатой дворянской семье; б) первоначальное образование Н.С. Лесков получил в богатой семье Страховых; в) Н.С. Лесков работал агентом в торговой компании,   много   путешествовал   по   России;   г)   с   первых   литературных   произведений Н.С.Лесков проявил себя страстным полемистом. 2. Какова тема сказа «Левша»: а) любовь к родине; б) восхищение талантом и патриотизмом простого человека; в) показ искусных мастеров; г) любовь к природе. 3. Кто из перечисленных исторических лиц не упоминается в сказе Н.С. Лескова «Левша»: а) Александр I; б) Александр II; в) военный министр Чернышёв; г) генерал Скобелев. 4. Какое историческое событие не упоминается в сказе Н.С. Лескова «Левша»: а) Венский конгресс; б) Куликовская битва; в) восстание декабристов; г) Крымская война. 5. Куда   поехали   император   Александр   Павлович   и   Платов,   герои   сказа   Н.С. Лескова «Левша», когда были в Англии: а) в кунсткамеру; б) в Обухвинскую больницу; в) во дворец; г) в посольский дом. 6. Кто   из   русских   царей   в   сказе   Н.С.   Лескова   «Левша»   выкупил   у   англичан стальную блоху: а) Александр I; б) Александр II; в) Николай I; Николай II. 7. В сказе «Левша» есть предложение: «А футляр на неё [блоху] у них [англичан] сделан из цельного ……….. ореха…». Из чего был сделан футляр: а) бронзы; б) золота; в) серебра; г) бриллианта. 8. В каком городе находится Аничкин мост, упомянутый в сказе Н.С. Лескова? Именно здесь правил император Николай Павлович: а) в Туле; б) в Москве; в) в Петербурге; г) в Таганроге. 9. Какой военный секрет привёз левша из Англии в Россию: а)   рецепт   изготовления   сахара   «молво»;   б)   секрет   варки   «чистой   аглицкой   стали»;   в) способ чистки старого оружия; г) новую технологию изготовления оружия. 10. Что происходит с левшой в конце повествования: а) англичане уговорили левшу остаться у них; б) левша с честью возвращается из Англии; в) левша пропадает на чужбине; г) левша умирает, всеми брошенный. 11. Кому из героев сказа Н.С. Лескова принадлежат слова: «У него… хоть и  шуба овечкина, так душа человечкина»: а)   тульским   мастерам;   б)   донскому   казаку;   в)   русскому   доктору;   г)   английскому полшкиперу. 12. Кто из художников иллюстрировал стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказ Н.С. Лескова «Левша»: а)   Илья   Сергеевич   Глазунов;   б)   Николай   Васильевич   Кузьмин;   в)   Кон6стантин Аполлонович Савицкий; г) Ксения Александровна Клементьева. 13. Как   называется   приведённый   ниже   приём,   использованный   в   описании   судеб полшкипера и левши после прибытия в Россию: «Англичанина как привезли в посольский дом, сейчас сразу позвали к нему лекаря и аптекаря. <…> А потом оба вместе взялись и положили [англичанина] на перину… А левшу свалили в квартале на пол…»: а) сравнение; б) антитеза; в) метафора; г) эпитет. 14. В сказе Н.С. Лескова «Левша» есть предложение: «И с этим протянул руку, схватил своим куцапыми пальцами за шиворот косого левшу, так что у того все крючки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги». Что означает выражение  «за шиворот»: а) за плечо; б) за руку; в) за ворот, за воротник; г) за ноги. 15. В сказе Н.С. Лескова «Левша» есть предложение: «Полшкипер его [левшу] взял на закорки и понёс к борту», Что означает сочетание «на закорки»: а) на руки; б) за руки; в) на плечи и верхнюю часть спины; г) за поясницу. 16. Сказом называется: а) небольшое эпической произведение, повествующее об одном или о нескольких событиях в жизни человека; б) повествование от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи; в) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. 17. Мастера­оружейники не открыли секрета Платову, потому что: а) они ему не доверяли; б) Платов усомнился в их честности и обвинил во вредительстве; в) тайну мастерства и ремесла передавали только ученикам. 18. Перед началом работы мастера­оружейники отправились в Мценск поклониться иконе Николая Чудотворца, так как: а)   такой   иконы   не   было   в   Туле;   б)   одного   из   мастеров   звали   Николаем   и   он   хотел заручиться   поддержкой   своего   святого;   в)   этот   святой   был   покровителем   торгового   и военного дела. 19. Царедворцы терпеть не могли Платова за его: а) глупость; б) невежество; в) храбрость. 20. Смысл поступка Левши, который перед смертью просил передать государю, что англичане не чистят ружья кирпичом: а) это был бред больного и потерявшего рассудок человека; б) он переживал за судьбу страны   и   исход   возможной   войны;   в)   поездка   в   Англию   изменила   Левшу   –   он   стал чувствовать себя государственным человеком, отвечающим за оборону страны. Ответы. 1 а 2 б 3 б 4 б 5 а 6 а 7 г 8 в 9 в 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 г г а б в в б б в в б ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ Вариант I Приложение 3. 1. Как   назывались   песни,   в   которых   славились   хозяева   дома   и   содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д.: а) колядки; б) масленичные песни; в) веснянки. 2. К какому роду литературы относится «Сказание о белгородском киселе»: а) к эпосу; б) к лирике; в) к драме. 3. В какой из басен И.А. Крылова содержится приведённая ниже мораль: Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться. а) «Осёл и Соловей»; б) «Листы и Корни»; в) «Ларчик». 4. В каком учебном заведении учился А.С. Пушкин: а) в Царскосельском лицее; б) в Московском университетском благородном пансионе; в) в Ярославской гимназии. 5. У кого из писателей XX века настоящая фамилия была Климентов: а) у А.С. Грина; б) у А.П. Платонова; в) у А.И. Куприна. 6. Кто является автором сказа «Левша»: а) Ф.А. Искандер; б) А.П. Платонов; в) Н.С. Лесков. 7. Кто является автором феерии «Алые паруса»: а) Н.С. Лесков; б) А.С. Грин; в) В.М. Шукшин. Какое стихотворение написал М.Ю. Лермонтов перед отправкой на Кавказ в 1840 году: а) «Тучи»; б) «Три пальмы»; в) «Листок». 8. 9. Какое произведение не принадлежит А.П. Платонову: а) «Никита»; б) «Неизвестный цветок»; в) «Чудесный доктор». 10. О ком из героев сказа Н.С. Лескова «Левша» идёт речь в приведённом ниже отрывке:  «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится»: а) о донском казаке Платове; б) о левше; в) об императоре Александре Павловиче. 11. О ком из героев произведений XX века идёт речь в приведённом ниже отрывке: Ей «было уже пять лет, и отец начинал всё мягче и мягче улыбаться, посматривая на её нервное,   доброе   личико,   когда,   сидя   у   него   на   коленях,   она   трудилась   над   тайной застёгнутого   жилета   или   забавно   напевала   матросские   песни   –   дикие   рёвостишия.   В передаче детским голосом и не везде с буквой «р» эти песенки производили впечатление танцующего медведя, украшенного голубой ленточкой»: а) об Ассоль (А.С. Грин «Алые паруса»); б) о Даше (А.П. Платонов «Неизвестный цветок»); в) о Машутке (А.И. Куприн «Чудесный доктор»). 12. Кто из героев романа А.С. Пушкина «Дубровский ходил по дому и насвистывал: «Гром победы раздавайся»: а) Андрей Гаврилович Дубровский; б) Кирила Петрович Троекуров; в) Марья Кириловна Троекурова. 13. Кому из героев произведений  XX  века принадлежат приведённые ниже слова: «Как же ты один живёшь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой»: а) Ассоль (А.С. Грин «Алые паруса»); б)  Даше (А.П. Платонов «Неизвестный цветок»); в) Машутке (А.И. Куприн «Чудесный доктор»). 14. Кто   из   героев   произведений   русской   литературы   попросил   своего   младшего брата Сашеньку положить кольцо в дупло дуба: а) Марья Кириловна (А.С. Пушкин «Дубровский»); б) Ассоль (А.С. Грин «Алые паруса»); в) Машутка (А.И. Куприн «Чудесный доктор»). 15. В каком произведении русской литературы упоминаются такие предметы, как макароны, несколько больших кусков сахара, две плитки гематогена, три красных яблока: а) в романе А.С. Пушкина «Дубровский»; б) в сказе Н.С. Лескова «Левша»; в) в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». 16. Кто из литературных героев приходится по отношению друг к другу братом и сестрой: а) Порфирий и Луиза (А.П. Чехов «Толстый и тонкий»); б) Лонгрен и Ассоль (А.С. Грин «Алые паруса»); в) Володя и Машутка (А.И. Куприн «Чудесный доктор»). 17. Как   называется   подчёркнутое   изобразительно­выразительное   средство   языка, использованное в предложении из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» «…алое сияние стоит недолгое время над потемневшей землёй, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нём вечерняя звезда»: а) эпитет; б) сравнение; в) олицетворение. 18. Как   называется   подчёркнутое   изобразительно­выразительное   средство   языка, использованное   в   приведённых   примерах   из   рассказа   В.П.   Астафьева   «Конь   с   розовой гривой»: «…лодка… рвалась вперёд, откидывая на стороны волны», «…лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперёд»: а) эпитет; б) сравнение; в) олицетворение. 19. В романе А.С. Пушкина «Дубровский» есть предложения: «Приезд Троекурова и приём, ему оказанный, были уже известны всему околотку…», «На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку». Что означает слово «околоток»: а) близко расположенный город; б) окружающая местность; в) отдалённое село. 20. Какие из приведённых ниже строф принадлежат Ф.И. Тютчеву: а) Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят. Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтее, Но ввек не свежа. б) Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, Я ничего не пойму. в) Какая ночь! На всём такая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! 21. Кто из поэтов XX века является автором приведённых ниже строк: О, как безумно за окном Ревёт, бушует буря злая, Несутся тучи, льют дождём, И ветер, воя, замирая! а) А.А. Блок; б) С.А. Есенин; в) Н.М. Рубцов. 22. Каким   трёхсложным   размером   написан   отрывок   из   стихотворения   Н.А. Некрасова «Железная дорога»: Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит; Лёд неокрепший на речке студёной Словно как тающий сахар лежит… а) дактиль; б) амфибрахий; в) анапест. 23. Какое из приведённых ниже стихотворений поэтов XX века написано ямбом: а) Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. (А.А. Блок. «Летний вечер») б) Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. (С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…») в) Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу. (С.А. Есенин. «Пороша») 24. Как   называется   рифмовка,   использованная   в   приведённой   ниже   строфе   из стихотворения А.С. Пушкина «Узник»: Сижу за решёткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном. а) опоясывающая (кольцевая, охватная) рифмовка; б) парная (смежная) рифмовка; в) перекрёстная рифмовка. 25. Как   называется   синтаксический   приём,   использованный   в   приведённых   ниже строках из стихотворения А.А. Блока «Летний вечер»: «Дремотой розовой объята // Трава некошеной межи»: а) эпитет; б) сравнение; в) инверсия. Ответы. 1 а 2 а 3 в 4 а 5 б 6 в 7 б 8 а 9 в 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 б а б б а в в б в б а 21 22 23 24 25 а а а б в ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ Вариант II 1. Как   назывались   песни,   которые   люди   не   пели,   а   кликали   (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши: а) колядки; б) масленичные песни; в) веснянки. 2. К какому роду литературы относится «Сказание о белгородском киселе»: а) к эпосу; б) к лирике; в) к драме. В какой из басен И.А. Крылова содержится мораль «Избави Бог и нас от этаких 3. судей»: а) «Осёл и Соловей»; б) «Листы и Корни»; в) «Ларчик». 4. В каком учебном заведении учился М.Ю. Лермонтов: а) в Царскосельском лицее; б) в Московском университетском благородном пансионе; в) в Ярославской гимназии. 5. Кто из писателей XX века родился в селе Овсянка близ Красноярска: а) А.П. Платонов; б) В.П. Астафьев; в) Ф.А. Искандер. 6. Кто является автором сборника «Записки охотника»: а) И.С. Тургенев; б) Н.С. Лесков; в) А.П. Чехов. 7. Кто является автором сказки­были «Неизвестный цветок»: а) Н.С. Лесков; б) А.П. Платонов; в) В.М. Шукшин. 8. Какое стихотворение А.С. Пушкин написал в кишинёвской ссылке: а) «И.И. Пущину»; б) «Узник»; в) «Зимнее утро». 9. Какое произведение не принадлежит В.П. Астафьеву: а) «Васюткино озеро»; б) «Конь с розовой гривой; в) «Чудесный доктор». 10. О   ком   из   героев   рассказа   А.П.   Чехова   «Толстый   и   тонкий»   идёт   речь   в приведённом ниже отрывке: «…только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем»: а) о тонком (Порфирий); б) о сыне тонкого (Нафанаиле); в) о толстом (Михаиле). 11. О ком из героев произведений XX века идёт речь в приведённом ниже отрывке: «Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности»: а) об Артуре Грее (А.С. Грин. «Алые паруса»); б) о Григории (А.И. Куприн. «Чудесный доктор»); в) о Василии Князеве (В.М. Шукшин. «Чудик»). 12. Кому из героев сказа Н.С. Лескова «Левша» принадлежат приведённые ниже слова: «…я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может»: а) императору Александру Павловичу; б) донскому казаку Платову; в) левше. 13. Кому из героев произведений  XX  века принадлежат приведённые ниже слова: «Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров; я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть, именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками»: а)   Артуру   Грею   (А.С.   Грин.   «Алые   паруса»);   б)   Григорию   (А.И.   Куприн.   «Чудесный доктор»); в) Петьке (В.М. Шукшин. «Критики»). 14. Кто из героев русской литературы играл со своим учеником в «замеряшки»: а) француз­учитель Дефорж (А.С. Пушкин. «Дубровский»); б) учитель французского языка Лидия   Михайловна   (В.Г.   Распутин.   «Уроки   французского»);   в)   учитель   математики Харлампий Диогенович (Ф.А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»). 15. В каком произведении русской литературы упоминаются такие предметы, как детская коляска, краски, кисточки: а) в романе А.С. Пушкина «Дубровский»; б) в сказке Н.С. Лескова «Левша»; в) в рассказе В.М. Шукшина «Чудик». 16. Кто из литературных героев приходится по отношению друг к другу отцом и дочерью: а) Порфирий и Луиза (А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»); б) Лонгрен и Ассоль (А.С. Грин. «Алые паруса»); в) Василий Князев и Софья Ивановна (В.М. Шукшин. «Чудик»). 17. Как   называется   подчёркнутое   изобразительно­выразительное   средство   языка, использованное в предложении из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»: «Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча…»: а) эпитет; б) сравнение; в) олицетворение. 18. Как называется изобразительно­выразительное средство языка, использованное в предложении из рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»: «Стоял он [соседский дом] сам собою, на просторе, и ничего­то ему не мешало смотреть на свет белый кое­как застеклёнными окнами – ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни»: а) антитеза; б) сравнение; в) олицетворение. 19. В стихотворении К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» есть строки: Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в Бога не верящих внуков своих. Что означает слово «околица»: а) изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него; б) отдалённый посёлок; в) близко расположенный город. 20. Какие из приведённых ниже строф принадлежат А.А. Фету: а) Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля, Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. б) Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят. Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтее, но ввек не свежа. в) Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, Я ничего не пойму. 21. Кто из поэтов ХХ века является автором приведённых ниже строк: Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу. а) А.А. Блок; б) С.А. Есенин; в) Н.М. Рубцов. 22. Каким трехсложным размером написан отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: Прямо дороженька: насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты. А по бокам­то всё косточки русские… Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты? а) дактиль; б) амфибрахий; в) анапест. 23. Какое из приведённых ниже стихотворений поэтов ХХ века написано хореем: а) Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава нескошенной межи. (А.А. Блок. «Летний вечер») б) Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. (С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…») в) Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело­сухие, И   тёплый   ветер   нежен   и   упруг.  (А.А.   Ахматова.   «Перед   весной   бывают   дни такие…») 24. Как   называется   рифмовка,   использованная   в   приведённой   ниже   строфе   из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи»: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. а)   опоясывающая   (кольцевая,   охватная)   рифмовка;   б)   парная   (смежная)   рифмовка;   в) перекрёстная рифмовка. 25. Как   называется   синтаксический   приём,   использованный   в   приведённых   ниже строках из стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда полей»: «И счастлив я, пока на свете белом // Горит, горит звезда моих полей…»: а) сравнение; б) олицетворение; в) инверсия. Ответы. 6 а 7 б 8 б 9 в 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 в б в а б в б б в а в 1 в 21 б 2 а 22 а 3 а 23 б 4 б 24 в 5 б 25 в

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017