Раздел 1. Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
§ воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
§ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
§ освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
§ овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
Ø формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
Ø обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
Ø развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 68 часов. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией В.Я.Коровиной. На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 7 классе реализуется программа продвинутого уровня. С учётом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи.
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Раздел 2.Содержание курса
В издание учебника-хрестоматии Коровиной В.Я. вошли тексты художественных произведений русских и зарубежных писателей, высоко оцененные искушенными читателями: критиками, литературоведами, писателями, актерами, искусствоведами. Эти произведения помогут семиклассникам осмыслить прошлое и глубже понять современность, будут содействовать нравственному воспитанию и интеллектуальному развитию ребят.
Темы и проблемы, волнующие авторов художественных произведений, всегда современны и близки нам, даже если это литература XVIII и XIX веков, — это проблемы нравственности, гуманизма, добра и зла, войны и мира, взаимоотношений взрослых и детей, проблемы экологии и пр. Вечные вопросы, над которыми размышляют писатели и ученые, общественные и государственные деятели многих поколений, затронут и молодых людей, только начинающих осознавать свою причастность к окружающему миру. Важно организовать работу так, чтобы школьники не только с вниманием, но и с искренним сочувствием отнеслись к героям, их взаимоотношениям, например, сердечно восприняли судьбу жен декабристов — героинь поэмы Некрасова, глубоко осознали юмор и сатиру произведений Щедрина, Чехова, душевно откликнулись на горестную долю платоновского Юшки, вместе с Евгением Носовым и его героем возмутились бездумным отношением людей к природе. Словом, пусть не останутся равнодушными учащиеся там, где автор зовет их радоваться или горевать, сочувствовать или замереть от негодования.
Помочь учащимся увидеть, как непросто создается шедевр, как сложен и тернист путь писателя к нему, научить ценить титанический труд автора, открывающего перед читателем огромный мир, и работу литературоведов, помогающих осваивать литературное наследие, — это задачи учителя, приступающего к подготовке уроков литературы в седьмом классе. Именно поэтому в учебнике не только рассказано о писателе, но и дан материал о его творческой лаборатории, который призван содействовать лучшему пониманию личности автора и вместе с тем выработке умения видеть и радоваться точно найденному слову, образу, что и будет залогом формирования читательского таланта.
В учебной хрестоматии по литературе для седьмого класса объем биографических и мемуарных материалов, рассказов об авторе несколько расширен по сравнению с прежними учебниками. Они, как правило, построены на материале статей или книг крупных литературоведов (Н. Гудзий, С. Бонди и др.) или содержат автобиографические материалы, высказывания родственников, друзей писателя, помогающие воссоздать его облик, своеобразие его личности и труда: здесь раскрывается позиция писателя, его вкусы и взгляды, его отношение к чтению, к литературному творчеству.
Рассказывая о писателе, учащиеся выражают свое отношение к предложенному в учебнике его портрету. Школьники, побывавшие в Спасском, Ясной Поляне или других памятных местах, рассказывают об этом. Возможна и «заочная» экскурсия, т. е. рассказ учителя или учащихся по предварительно прочитанным книгам.
Продолжая тему фольклора (после изученных в пятом классе русских и зарубежных народных сказок), учитель знакомит учащихся с фольклорными жанрами: былинами и пословицами. Нам представляется, что особый торжественный склад былин, несколько усложненный язык семиклассники смогут понять и усвоить гораздо более полно.
В седьмом классе пословицы предстанут и как теоретическая тема со своими особенностями, и как средство обогащения речи ребят, удивляя своей мудростью, красотой, вдохновляя на запоминание и использование в собственной речи.
Наряду с русскими пословицами школьники познакомятся с пословицами других стран. В чем их своеобразие? Как народная мудрость выразилась в пословице? Как отразились в ней характер, привычки, идеалы народов мира, их отношение к вечным проблемам — любви, дружбе, мастерству и лености, мужеству и трусости? В пословицах звучит тема труда, прославления мастерства, присутствует она и в былине «Вольга и Микула Селянинович». Обозначим эту связь.
Древнерусская литература и русская литература XVIII и XIX веков дает возможность проникнуть в духовный мир героев, осмыслить исторические темы, проблемы жизни и смерти, добра и зла, сострадания, справедливости и т. д.
Пушкинские произведения известны детям с малых лет — они слышали и читали его сказки и стихотворения, знакомились с его прозой. Семиклассники познакомятся с текстами «Песни о вещем Олеге», с фрагментами из «Полтавы», «Медного всадника», «Бориса Годунова», открывающими подросткам новые значительные и яркие характеры.
Глубоко воспринимают семиклассники юмор и сатиру А. Чехова и М. Салтыкова-Щедрина, стремятся осмыслить гиперболу и гротеск, получившие особую окраску сказочные формулы в щедринском тексте и другие детали сатирических произведений.
Тема долга, защиты собственного достоинства, мир взаимоотношений взрослых и детей, мир наших меньших братьев предстанут в произведениях М. Лермонтова и Н. Некрасова, И. Бунина и Л. Андреева, Ф. Абрамова и А. Платонова, вызывая у читателя-подростка чувства сострадания и возмущения, восхищения и негодования. Как видится прекрасное в мире природы современным подросткам? Откроются ли их сердца навстречу стихотворениям о родной природе и пойдут ли, воспримут ли они высказанные в стихах настроения авторов? Полюбятся ли им произведения И. Бунина и Ф. Абрамова, А. Платонова и Л. Андреева, смогут ли они по-настоящему глубоко не только понять героев, но и сострадать обездоленному платоновскому Юшке, посочувствовать оставленной людьми Кусаке? Сумеют ли оценить и восхититься «живым пламенем» расцветающих ненадолго маков в рассказе Е. Носова и почувствовать особую жизнь и силу «неизвестного цветка» А. Платонова?
Отпылали пожары Великой Отечественной войны. Для семиклассников эта война — далекая история, знакомая им лишь по рассказам, фильмам, стихотворениям, пьесам, но живы еще участники этой войны, которая по праву считается народной, живы солдаты, в полной мере испытавшие ее ужасы: голод, холод и смерть. Что более всего интересует сегодняшних мальчиков и девочек, юношей и девушек из истории об этой войне?
Вслушаемся в интервью школьников с участником Великой Отечественной войны поэтом Юрием Георгиевичем Разумовским.
Для учащихся интервью на тему о военной поэзии в учебнике непривычно. Однако именно этот жанр дает им возможность активно участвовать в разговоре о горестной поре нашей Родины, посмотреть на прошедшую войну глазами очевидцев — поэтов, воспроизвести прочитанное, может быть, инсценировать или самим создать интервью со знакомыми, родными, соседями, друг с другом, наполнив его собственными высказываниями и чтением знакомых стихотворений.
Зарубежная литература в учебнике представлена гораздо шире, чем прежде. Ученики встретятся с уже знакомыми авторами. Например, Рей Брэдбери стал известен школьникам по предыдущему, шестому классу (рассказ «Каникулы»), в седьмом мы рекомендуем для внеклассного чтения рассказ этого писателя «Звук бегущих ног», повествующий о том, как сбывшаяся, казалось бы, самая обычная мечта — иметь новые туфли — становится для героя фантастической, освещается особыми чувствами (см.: «Читаем, думаем, спорим…», 7 класс).
Другие зарубежные авторы большинству учеников не известны, например Р. Бёрнс, О. Генри, Л. Пиранделло, Д. Олдридж, авторы японских хокку и др.
Специальный справочный раздел включает в себя небольшие справки по теории литературы, художественному чтению, справочник имен и словарь литературоведческих терминов. Он имеет целью дать подростку большую самостоятельность, свободу в использовании справочного материала, формировать умение работать с учебной книгой.
Знакомясь с новыми произведениями, учащиеся открывают для себя новых писателей и новых героев, вникают в особенности их взаимоотношений, анализируют жизненные ситуации.
Вместе с открытиями, которые появятся в процессе чтения, постепенно будет совершенствоваться умение анализировать прочитанное, умение воспроизвести его, обсудить, выразить собственное суждение, мнение в отзыве или в рецензии. В дальнейшем будут обостряться чувства, укрепляться убеждения, воспитываться вкус.
На уроках литературы виды работы с учащимися известны и традиционны, однако важно в каждом случае выбрать наиболее целесообразные, учитывая особенности изучаемого произведения и возможности семиклассников, будь то чтение статей и художественных текстов, беседа с ребятами, пересказ прочитанного, словарная работа и т. д.
Чтение статей и текстов художественных произведений, помимо знакомства с новым писателем, с его произведением, с творческой манерой, совершенствует важнейшие умения — бегло и выразительно читать текст, с помощью интонаций, логических ударений выявлять самое значительное в прочитанном. Как же читать выразительно? Как читали авторы и в чем своеобразие их чтения? Чего требовали они от чтецов своих произведений? С некоторыми воспоминаниями об этом можно познакомиться в справочном разделе учебника.
Какими читателями были сами писатели? Как относились к книге? Как начиналось их чтение в самом раннем детстве? Ответы на эти вопросы есть во многих рассказах о писателях, в воспоминаниях современников.
Разнообразные формы чтения (выразительное чтение и чтение про себя, чтение наизусть, по ролям, инсценированное чтение и пр.) помогают глубже понять прочитанное, одновременно совершенствуют навыки чтения, обогащают устную речь школьника.
Беседа. Формулирование вопросов и ответов учащимися, составление диалогов, интервью в связи с прочитанными текстами или заданной учителем темой — важные средства уяснения смысла прочитанного и одновременно развития диалогической речи подростка. Такая форма работы с классом наиболее плодотворна при изучении литературы Великой Отечественной войны или стихотворений о родной природе.
Диалоги, интервью часто включают в себя фрагменты рассуждений, характеристики героев, т. е. все, что связано с углублением понимания текста и началом работы над обогащением диалогической речи.
Осмысливая рассказы о писателе и тексты художественных произведений, включенных в учебник, учащиеся готовятся к пересказам (сжатому, подробному, свободному, художественному — с учетом особенностей текста, от другого лица, выборочному и пр.). Именно пересказ, по свидетельствам психологов, сопровождает человека во всей его последующей жизни, так как лишь немногие из выпускников школы будут впоследствии писать книги, статьи, выступать с оригинальными произведениями перед большой аудиторией слушателей. Умение хорошо пересказать услышанное, увиденное, прочитанное понадобится большинству учащихся. Учебник дает огромные возможности для пересказов произведений самых разных жанров (былина и повесть, рассказ и драма, поэма и поучение и т. д.).
Создание индивидуальных, групповых, сравнительных характеристик героев поможет семиклассникам лучше понять их поступки, слова, взаимоотношения, разобраться и в собственном отношении к проблемам, поднимаемым авторами. Рассказывая о героях, школьники восхищаются и возмущаются, сострадают и негодуют, увлекаются или остаются равнодушными. Какой след оставят в памяти учащихся характеры, созданные Гоголем и Толстым, Буниным и Горьким? Вот вопрос, который должен волновать учителя, организующего работу по созданию характеристик героев.
Разумеется, в основе изучения художественного произведения — словарная работа. Она включает не только объяснение того или иного слова, но и особенности использования слова автором, особенности употребления слова героями. Как понято слово и какую жизнь обретает оно в художественном тексте? Как живет и какие значения приобретает в произведениях различных жанров? Насколько многозначно слово, использованное автором? Как меняется текст от редакции к редакции и как идет поиск единственного нужного слова? Какие слова незаслуженно забыты нами, какие введены в обиход именно этим автором? Какие слова устарели, но играют в тексте существенную роль? Понять, как поэт заставляет слово «сиять» заново, семиклассники смогут в процессе словарной работы.
Многочисленные анкеты, письма подростков говорят о том, что им хочется иметь в учебнике минимум вопросов и заданий, с тем чтобы была бо́льшая свобода для их собственных размышлений над текстом, что и сделано в данном учебнике-хрестоматии.
Работа с иллюстративным материалом. Учебник по литературе для седьмого класса снабжен небольшим количеством визуального материала — фотографии литературных мест, связанных с жизнью и творчеством писателя, его портрет, в некоторых случаях — кабинет, иллюстрации к произведениям.
С самого первого обращения к учащимся, в котором даются советы писателей и высказано их отношение к книге, предлагается фотография самой большой в нашей стране Российской государственной библиотеки. в разделе древнерусской литературы — изображения старинных книг, так как речь идет о том, как делались книги в давние времена, кто участвовал в их создании, какими они были. При соответствующем комментарии учителя это иллюстративное введение может сослужить хорошую службу, настроив ребят на трепетное отношение к книге, к процессу чтения.
Портрет и фотография литературных мест, связанных с именем писателя, как бы встречают семиклассника, приступающего к изучению нового художественного произведения. Не только в процессе первого, вводного урока рассмотрим эти материалы, но и приступая к изучению каждой новой темы. Внимательно вглядываются учащиеся в портрет, составляя первое представление о внешнем облике писателя. В седьмом классе не повторяются портреты Пушкина, выполненные Кипренским или Тропининым, а предлагается к рассмотрению гравюра Уткина, — отец поэта признавал, что это самое похожее изображение. Портреты Кипренского и Тропинина известны учащимся, поэтому они могут сопоставить их с гравюрой, найти различие и сходство с портретом кисти Кипренского, сравнить гравюру с портретами, выполненными Гейтманом и Фаворским1 .
Иллюстрации, выполненные разными художниками к литературному произведению, помогут осознать, каким неодинаковым может быть представление о героях. С иллюстрациями каких художников совпадает наш взгляд на эпизод, на героя прочитанного рассказа или повести? Какая иллюстрация ближе к замыслу писателя? Какой момент изображен художником? Какие слова текста можно подписать под ней? Какие диалоги можно составить по иллюстрации на основании прочитанного текста? Какие изобразительные материалы лучше отражают характер героя или смысл представленной сцены, эпизода?
Репродукции пейзажных картин на форзацах могут быть соотнесены с текстами стихотворений о родной природе. Разумеется, подростки в дополнение к имеющимся визуальным материалам подыскивают и другие, которые можно использовать на уроках литературы.
В учебнике-хрестоматии даны и иллюстрации художников Палеха, с тем чтобы школьники привыкали и к этой необычной художественной манере, заодно знакомились дополнительно с одним из замечательных русских художественных промыслов.
Визуальные материалы помогут создать при желании сценарии мультфильмов.
Вопросы по теории литературы и работа с ними. Небольшие преамбулы перед произведениями дополняются освещением вопросов теории литературы, словарем литературоведческих терминов и словарем имен, помещенными в справочном разделе учебника-хрестоматии. К этому разделу школьников следует отсылать при изучении любой темы.
Сведения по теории литературы уместно было бы учителю ввести в свой рассказ, предваряющий изучение того или иного текста: более подробно, если понятие только вводится (хокку, или хайку, стихотворение в прозе), лаконично, если учащиеся уже встречались с данным понятием (например, юмор). Итак, особого рассказа потребуют более сложные теоретические понятия. Рассказ учителя закрепляется чтением учащимися статьи, помещенной перед произведением или в справочном разделе учебника.
Вопросы, завершающие статьи по теории литературы, также помогут закрепить полученные знания и использовать их в процессе ознакомления с текстами художественных произведений, включенных в учебник-хрестоматию.
Какие бывают баллады? Что такое поэма? Эти и другие вопросы решают семиклассники при чтении и изучении программных произведений. Кроме того, справочные материалы могут использоваться и в процессе внеклассного чтения.
Седьмой класс открывает вторую группу первого концентра изучения литературы в школе, подготовительного перед изучением историко-литературного курса в старших классах, следовательно, необходимо серьезное знакомство со словарями, более свободное пользование ими, нужно не только формировать у подростков умение отыскивать слово, но и вырабатывать потребность в работе со словарями (толковым, мифологическим, литературоведческих терминов, орфоэпическим и пр.). Полезно создавать собственные небольшие справочники. Семиклассников необходимо приобщать к мемуарной и критической литературе, показывать им многообразие серий книг (воспоминания, мемуары, серии «Биография писателя», «Жизнь замечательных людей», «Литературные памятники», «Школьная библиотека» и др.), научить ценить работы критиков и литературоведов, помогающих глубже понять и осмыслить литературное наследие великих авторов.
Анкетирование среди семиклассников московских школ показало, что учебник-хрестоматия для седьмого класса хорошо принимается школьниками. В то же время их особые литературные пристрастия часто не совпадают, например: многие просят включить в книгу побольше былин, другие — современных произведений, третьи хотели бы изучать во всех классах приключенческую литературу и детективы. Одни с интересом и сочувствием воспринимают неизбывно грустные рассказы Л. Андреева «Кусака», И. Бунина «Лапти», А. Платонова «Юшка», другие отмечают, что они им очень нравятся, но им хочется видеть в учебнике «много веселых рассказов, шуток».
Вместе с тем если суммировать все высказывания и отклики, то получается, что состав произведений нравится, полезными признаются справочные материалы и раздел по выразительному чтению, словари, рубрика «В лаборатории писателя», вопросы и задания, рассказы о писателях.
Расширяется круг чтения семиклассников и за счет «Российской школьной хрестоматии» (7-й класс), где даны полностью такие произведения, как «Полтава» А. С. Пушкина, «Саша» Н. А. Некрасова, тексты разных жанров, смешные и грустные, стихотворные и прозаические. В книге В. Я. Коровиной «Читаем, думаем, спорим…» (7-й класс) выполняются другие пожелания учащихся за счет включения в нее шутливых рассказов, анекдотов, шуток, кроссвордов, литературных игр, которые могут быть использованы в процессе повторительных уроков, уроков развития речи и внеклассного чтения.
Разумеется, что и перед каждой темой или в конце изучения творчества того или иного писателя целесообразно сказать о том, как много исследователей-литературоведов посвятили свои труды различным сторонам творчества данного автора. О творчестве Пушкина писали его собратья по перу (Гоголь, Тургенев, Толстой, Маршак, Ахматова, Цветаева и др.), ему посвящали свои работы музыканты, скульпторы, художники, актеры. Пушкиноведение стало началом активно развития литературоведения в нашей стране (Томашевский, Благой, Цявловский, Бонди, Городецкий, Лотман, Вацуро и др.). О творчестве Лермонтова писали Висковатов и Мануйлов, Эйхенбаум и Андроников, Коровин и многие другие. Имена выдающихся художников связаны с его именем (Васнецов, Врубель, Пастернак и др.), исчерпывающие справочные материалы вошли в «Лермонтовскую энциклопедию». Не менее интересны исследования творчества Гоголя Машинского, Манна, Золотусского, работы художников Боклевского, Агина, Кибрика.
Важно познакомить семиклассников и с тем, что наряду со статьями, монографиями литературоведов (Оксман, Зильберштейн, Шаталов о Тургеневе, Евгеньев-Максимов, Нейман, Скатов о Некрасове), произведениями музыкантов и художников существуют такие издания, как литературное наследие, альбомы, где представлены портреты, фотографии, рисунки, иллюстрации, связанные с творчеством писателя. В зависимости от возможностей школы и местных библиотек полезно максимально привлекать такого рода книги.
Известно, что хорошо организованная внеклассная работа, проведенная в тесной связи с уроками литературы, обогащает труд учителя и учащегося. Вот почему литературные, драматические и фольклорные кружки, клубы выразительного чтения, вечера, конкурсы, викторины помогут расширить круг чтения и углубить прочтение шедевров русской и зарубежной литературы, избранных учителем и учащимися для внеклассных занятий и для задушевного чтения. В этом случае учитель может использовать и поклассные методические рекомендации, и монографические проблемные пособия по выразительному чтению Найденова, Завадской, Маймана, по теории литературы — Беленького, Снежневской, по внеклассному чтению — Силкина, Збарского, Полухиной и др., по развитию речи — Н. Колокольцева, Голубкова, Рыбниковой, Мальцевой, Коровиной, Леонова, Ладыженской и др., анализ художественного произведения дан у Гуковского, Тодорова, Маранцмана, о наглядных пособиях можно прочитать у Прессмана, Е. Колокольцева.
Итак, работа учителя и учащихся с текстом, методический аппарат учебника (иллюстративный материал, вопросы, задания, статьи, справочные материалы) должны помочь учащимся наилучшим образом воспринять предлагаемые им тексты, а впоследствии верно подойти к оценке самостоятельно прочитанного, постепенно развивая свои читательские способности, формируя «талант читателя», о котором так хорошо сказал С. Я. Маршак: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.
Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель»2.
Семиклассникам важно понять, как много открывается вдумчивому, талантливому читателю, который способен осознать не только главную мысль прочитанного, но и значение избранной автором темы, смысл диалогов и монологов, роль деталей, который способен тонко почувствовать красоту и своеобразие писательского слога.
Раздел 3. Требования к уровню подготовки учащихся 7-го класса
Семиклассниками должны осмыслить некоторые особенности художественных произведений, проникнув в тайны творческой лаборатории Пушкина и Лермонтова, Толстого и Тургенева, Бунина и Чехова. Учитель поможет ребятам отметить сходство (все авторы живо интересовались впечатлениями, которые оставляли у современников их создания, тщательно изучали и отбирали материал, множество раз переделывали написанное, учитывая мнение собратьев по перу, и пр.) и различие процесса создания шедевра (Толстой, например, при доработке корректуры постоянно уточнял, добавлял, а Чехов, напротив, отсекал, сокращал даже самый короткий текст). Учащиеся должны заглянуть в лабораторию великих мастеров слова с помощью воспоминаний современников мы можем. Эти знания помогут ребятам глубже постигнуть творческую манеру писателя, художественные особенности изучаемого литературного произведения. Семиклассники должны знать, как строится рассказ о писателе (начало, ход сообщения, концовка, цитирование произведений писателя, его высказываний, воспоминаний современников), а также рассмотреть на занятиях различные варианты рассказов, сообщений о писателе.
В результате изучения литературы ученик должен
ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:
· образную природу словесного искусства;
· содержание изученных литературных произведений;
· основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
· основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
· понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.
УМЕТЬ:
· воспроизводить содержание литературного произведения;
· правильно, бегло и выразительно читать вслух;
· определять род и жанр произведения;
· писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
· писать развернутый ответ на вопрос;
· письменно составлять план сочинения;
· писать рассказ-характеристику;
· свободно владеть письменной речью.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
· участия в диалоге или дискуссии;
· определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Формы контроля знаний.
Формы контроля, выявляющие подготовку учащихся по литературе, служат соответствующие виды работ: устные выступления, чтение, пересказ произведения, чтение наизусть, выразительное чтение, решение литературных задач.
Основные виды КИМов: тесты, литературные уравнения, сочинения, литературоведческие диктанты.
Раздел 4. Примерное планирование курса
по литературе
Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа
Плановых уроков:
· на изучение произведений в классе –
· внеклассное чтение –
· развитие речи –
· контрольные уроки –
· тесты
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2006.
Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.
Дополнительная литература:
§ И.В.Золотарёва, C/М.Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: «Веко», 2006г.
§ Г.И.Беленький. Литература. 7 класс. М.: «Просвещение», 2007г.
§ Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006г.
Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение
Раздел 6. Учебно-тематическое планирование
№ |
Тема урока
|
Кол-во часов |
Тип урока |
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности |
Виды контроля измерители |
Планируемые результаты освоения материала |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||||||
1 |
Введение
|
1 |
Изучение нового материала |
Знакомство с учебником, беседа |
Коллективный |
|
Выполнить задание «№2 учебника письменно; прочитать статью «Былины».
|
|
|
2 |
Устное народное творчество
Былины, их жанровые особенности. «Вольга и Микула Селянинович».
|
1 |
Комбинированный |
Комментированное чтение, составление таблицы, анализ былины |
Коллективный, индивидуальный |
Формирование представления о художественных особенностях былины |
Выразительное чтение былины; выписать из текста гиперболы и повторы. Написать мини-сичинение или устный ответ по картине Билибина «Дружина Вольги»
|
|
|
3 |
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Образ Ильи Муромца |
1 |
Комбинированный урок |
Анализ былины, творческая работа |
Коллективный, групповой |
Отработка навыков работы с текстом |
Прочитать 3-4 былины об Илье Муромце, подготовить иллюстрацию, характеристика героев. |
|
|
4 |
Урок-игра по былинам об Илье Муромце
|
1 |
Контрольный урок |
Литературная игра «Умники и умницы» по былинам |
Коллективный, индивидуальный |
Знание текстов былин, умение ориентироваться в их содержании |
Написать сочинение «Мой любимый былинный герой».
|
|
|
5 |
«Повесть временных лет», её значение.
|
1 |
Изучение нового материала |
Запись основных положений лекции учителя, словарная работа, работа с учебником, составление конспекта |
Коллективный, индивидуальный |
Расширение словарного запаса, кругозора в области литературных знаний |
Напишите короткое поучение, используя соответствующую лексику (грамотка, ибо, леность, отрок…); Прочитать «Повесть о Петре и Февронии …»
|
|
|
6 |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть о вечной любви и дружбе.
|
1 |
Комбинированный урок |
Сообщение подготовленного ученика, Чтение повести, составление таблицы |
Коллективный, индивидуальный |
Выявление специфики повести, развитие речи |
Подготовить пересказ от лица одного из персонажей, задание №2 учебника.
|
|
|
7 |
Из русской литературы XVIII века
М. В. Ломоносов. Оды.
|
1 |
Совершенствование ЗУН |
Работа с учебником, чтение отрывков из произведений Ломоносова, работа по карточкам |
Коллективная, групповая |
Расширение литературных знаний |
Прочитать «Оду на день…» полностью, выразительное чтение одного из отрывков; Составить развёрнутый план статьи учебника.
|
|
|
8 |
Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя и его поэзией.
|
1 |
Изучение нового материала |
Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя |
Коллективный, индивидуальный |
Знакомство с биографией и творчеством Державина и материалом о жизни поэта в нашей республике. |
Выучить наизусть стихотворение поэта; подготовить краткий пересказ статьи учебника о Державине.
|
|
|
9 |
В. А. Жуковский. «Лесной царь».
|
1 |
Совершенствование ЗУН |
Знакомство с биографией поэта, словарная работа, аналитическая беседа |
Коллективный |
Наработка навыков работы со справочным материалом учебника, навыков анализа лирического текста |
Иллюстрация к балладе «Лесной царь»; выразительное чтение любого отрывка; выучить балладу наизусть; определить размер и способ рифмовки |
|
|
10 |
А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава». («Полтавский бой»). Образ Петра Первого.
|
1 |
Комбинированный |
Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения |
Коллективный, индивидуальный |
Развитие умения анализировать лирическое произведение |
Выучить наизусть отрывок из поэмы; прочитать отрывок из «Медного всадника».
|
|
|
11 |
«Медный всадник». (Вступление «На берегу пустынных волн…»)
|
1 |
Комбинированный |
Анализ текста, конкурс выразительного чтения, работа со словарём, определение жанра |
Коллективный |
Умение выявлять историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника» |
Выучить отрывок из «Медного всадника» наизусть; написать сочинение-миниатюру по одной из иллюстраций к поэме.
|
|
|
12 |
«Песнь о вещем Олеге».Особенности жанра песни.
|
1 |
Комбинированный |
Работа с учебником, комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, творческая работа |
Коллективный, индивидуальный |
Выработка навыков работы с разнородными текстами и справочным материалом учебника |
Выучить наизусть отрывок; сравнить балладу и летопись, заполнить кроссворд |
|
|
13 |
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Особенности драматического произведения.
|
1 |
Изучение нового материала |
Работа с учебником, словарная работа, аналитическая беседа |
Коллективный |
Выработка навыков работы с разнородными текстами и справочным материалом учебника |
Выразительное чтение отрывка; сочинение-миниатюра «Характер Пимена в моём представлении и художника».
|
|
|
14 |
М. Ю. Лермонтов Краткий рассказ о писателе. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
|
1 |
Совершенствование ЗУН |
Выступление подготовленного учащегося, комментированное чтение |
Индивидуальный, контрольный |
Расширение кругозора и литературных и исторических знаний |
Выразительное чтение одной из глав «песни…»; выучить наизусть отрывок: восход зари.
|
|
|
15 |
Иван Грозный в «Песне…». Жизнь Москвы.
|
1 |
Совершенствование ЗУН |
Анализ произведения, работа со словом, литературоведческий анализ |
Коллективный, индивидуальный |
Умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев |
Выписать примеры гиперболы, сравнения, определить их роль в тексте; характеристика купца Калашникова.
|
|
|
16 |
Урок-игра по «Песне про царя Ивана Васильевича…».
|
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Участие в игре по «Песне…» |
Групповой |
Понимание проблемы долга и чести |
Повторить ранее изученные стихотворения поэта.
|
|
|
17 |
Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…».
|
1 |
Комбинированный урок |
Комментированное чтение, сопоставительный анализ стихотворений |
Индивидуальный |
Совершенствование анализа лирического текста |
Вопросы 1,2 учебника; выучить одно из стихотворений наизусть. Индивидуально6 подготовить сообщения о разных периодах жизни Н.В.Гоголя
|
|
|
18 |
Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Отец и сыновья. Характеры главных героев.
|
1 |
Совершенствование ЗУН |
Выступления подготовленных учащихся, словарная работа |
Индивидуальный, коллективный |
Умение письменно излагать своё мнение о прочитанном |
Художественный пересказ одной из глав; написать краткий рассказ об одном из героев |
|
|
19 |
Жизнь Запорожской Сечи. Роль пейзажа в повести.
|
1 |
Комбинированный |
Комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа |
Индивидуальный, коллективный |
Умение анализировать эпизоды, определять их место в произведении |
Составить рассказ о Тарасе Бульбе по первой главе; дочитать повесть до конца; найти и выделить в повести моменты, где выявляются вера, патриотизм, товарищество, вольность.
|
|
|
20 |
Отец и сыновья. Три смерти.
|
1 |
Комбинированный урок |
Составление характеристики героев с опорой на текст |
Индивидуальный, групповой |
Выработка навыков определения характеров персонажей, их развития в ходе повести |
Написать сочинение «Тарас Бульба – народный герой».
|
|
|
21 |
В/ч по рассказу «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем |
1 |
Комбинированный урок |
Художественный пересказ произведения, аналитическая беседа, сопоставительный анализ |
Коллективный, индивидуальный |
Выработка навыков определения характеров персонажей, их развития в ходе повести |
Прочитать рассказ Тургенева «Бежин луг». Чем он вам запомнился? Подготовить развёрнутый ответ
|
|
|
22 |
И. С. Тургенев. «Бежин луг». Знакомство с рассказом.
|
1 |
Комбинированный урок |
Заочная экскурсия в Снасское-Лутовиново, аналитическая беседа |
Коллективный, индивидуальный |
Навыки анализа текста |
Выписать определение слова «очерк», выразительное чтение отрывков о природе; краткий пересказ одного из эпизодов. |
|
|
23 |
Природа в рассказе «Бежин луг».
|
1 |
Комбинированный урок |
Творческая работа, Беседа, работа с текстом |
Коллективный, групповой |
Навык анализа текста |
Придумайте описание любимого времени суток в духе Тургенева; прочитать статью учебника; найти примеры метаморфоз в природе; сравнить описание степи у Гоголя и Тургенева. |
|
|
24 |
Анализ рассказов детей.
|
1 |
Комбинированный урок |
Характеристика героев, составление сравнительной таблицы, работа с текстом |
Коллективный, индивидуальный |
Умение давать сравнительную характеристику героев, определять роль пейзажа в тексте |
Прочитать стихотворения в прозе» готовить к итоговому тесту по творчеству Лермонтова, Гоголя, Тургенева |
|
|
25 |
Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», Два богача».
|
1 |
Изучение нового материала |
Словарная работа, знакомство со стихотворениями в прозе, сравнительная характеристика с лирическими текстами |
Коллективный, групповой, индивидуальный |
Умение определять тему текста, стилистические особенности |
Выучить наизусть одно из стихотворений в прозе; попытаться написать своё стихотворение в прозе |
|
|
26 |
Н. А. Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». История России в поэме. |
1 |
Изучение нового материала |
Исторический комментарий, комментированное чтение, беседа |
Коллективный, индивидуальный |
Расширение литературных и исторических навыков |
Перечитать отрывок из поэмы; написать характеристику героини в соответствии с планом. |
|
|
27 |
«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом» - произведения о народной жизни.
|
1 |
Комбинированный урок |
Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа |
Коллективный, индивидуальный |
Подготовка к изучению творчества писателя в старших классах |
Выучить наизусть одно из стихотворений; написать сочинение-миниатюру по одной из иллюстраций к стихотворениям Некрасова |
|
|
28 |
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Особенности сказки.
|
1 |
Изучение нового материала |
Первичное знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей |
Коллективный |
Первичное знакомство с творчеством великого писателя, формирование интереса к его творчеству |
Составить цитатный план сказки; подготовить краткий пересказ всей сказки или художественный пересказ эпизода; прокомментируйте иллюстрации учебника к сказке. |
|
|
29 |
Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
|
1 |
Комбинированный урок |
Анализ произведения, работа со словом, характеристика героев |
Индивидуальный, коллективный |
Умение анализировать текст |
Прочитать сказку «Дикий помещик», составить словарик терминов, позволяющих лучше усвоить понятие «сатира». |
|
|
30 |
Урок-игра по сказкам писателя.
|
1 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Аналитическая беседа, творческая работа |
Индивидуальный, коллективный |
Умение анализировать текст |
Прочитать статью учебника о Л.Н.Толстом, подготовить рассказ о писателе |
|
|
31 |
Л.Н.Толстой. Знакомство с главами из повести «Детство».
|
1 |
Урок совершенствования ЗУН |
Словарная работа, комментированное чтение, беседа |
Коллективный |
Углубление сведений о писателе |
Прочитайте главы из «Детства» в учебнике; Составьте план статьи о Толстом; пересказ одной из глав. |
|
|
32 |
Продолжение знакомства с повестью «Детство» |
1 |
|
Пересказ и рецензирование глав от лица одного из персонажей |
Индивидуальный |
Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения |
Подготовиться к тестированию.
|
|
|
33 |
А. П. Чехов. Понятие о комическом. Анализ рассказов «Хамелеон»
|
1 |
Урок совершенствования ЗУН |
Словарная работа, знакомство с рассказом, беседа по тексту, анализ произведения |
Коллективный |
Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения, давать оценку героям и их поступкам. |
Выразительное чтение рассказа; прочитать статью «А.П.Чехов», составить план статьи |
|
|
34 |
Знакомимся с рассказами «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». |
1 |
Урок совершенствования ЗУН |
Словарная работа, чтение по ролям, беседа по тексту, анализ произведения, творческая работа |
Индивидуальный, коллективный |
Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения, давать оценку героям и их поступкам |
Написать небольшое сочинение «Мой любимый рассказ Чехова |
|
|
35 |
Приёмы создания комического в рассказах Чехова.
|
1 |
Комбинированный урок |
Беседа, творческая работа |
Индивидуальный, коллективный |
Умение соотносить понятия «юмор и сатира», выявлять авторскую позицию |
Подготовиться к литературному КВН по произведениям Некрасова, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Чехова. |
|
|
36 |
Литературный КВН по произведениям Некрасова, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Тургенева. |
1 |
Обобщение и систематизация знаний, контрольный урок |
Участие в КВН |
Групповой |
Умение применять полученные знания |
Прочитать рассказ «Цифры», составить план рассказа.
|
|
|
37 |
И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Цифры».
|
1 |
Комбинированный урок |
Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа |
Коллективный |
Формирование навыка анализа текста |
Подготовить характеристику главных персонажей. |
|
|
38 |
Рассказ «Лапти». Проблема гуманизма в рассказе.
|
1 |
Комбинированный урок |
Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа |
Коллективный |
Формирование навыка анализа текста |
Подготовить иллюстрацию к рассказу «Лапти»; подготовиться к тесту. |
|
|
39 |
Край ты мой! Родимый край! Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. |
1 |
Урок совершенствования ЗУН |
Прослушивание музыкальных фрагментов, словарная работа, чтение стихотворений, их анализ |
Индивидуальный, коллективный |
Формирование умения поэтического текста |
Выучить наизусть одно из стихотворений; напишите эссе по одному из пейзажей. |
|
|
40 |
Русская литература XX века
А. М. Горький. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Детство». Знакомство с первой главой повести. |
1
|
Изучение нового материала |
Комментированное чтение, беседа |
Индивидуальный, коллективный |
Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения |
Задания к главам 2, 3, 4; подготовить художественный пересказ одного из предложенных эпизодов. |
|
|
41 |
Жизнь Алёши в доме деда. Трудное время в доме Кашириных.
|
1 |
Комбинированный урок |
Анализ глав повести, словарная работа, беседа |
Индивидуальный, коллективный |
Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения |
Прочитать повесть до конца; сделать иллюстрации к понравившимся эпизодам. |
|
|
42 |
Знакомство Алёши с «улицей». Дружба Алёши с Хорошим Делом. Обобщение материала. |
1 |
Комбинированный урок |
Анализ глав повести, словарная работа, беседа, характеристика героев |
Индивидуальный, коллективный |
Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения |
Прочитать легенду «Данко»; Что вас поразило в поступках героев. Дайте оценку поступкам героев
|
|
|
43 |
А. М. Горький «Данко».
|
1 |
Комбинированный урок |
Комментированное чтение, работа по содержанию текста, аналитическая беседа, работа со словом |
Индивидуальный, коллективный |
Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения |
Подготовить художественный пересказ легенды; выучить наизусть отрывок. |
|
|
44 |
В. В. Маяковский. Рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям» |
1 |
Изучение нового материала |
Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой |
Индивидуальный, коллективный |
Дать ощущение необычности лирики Маяковского, опережающее представление о футуризме |
Выразительное чтение стихотворений по ролям; найти неологизмы и выписать их в тетрадь.
|
|
|
45 |
Л. Н. Андреев «Кусака». Мы в ответе за судьбы братьев наших меньших.
|
1 |
Изучение нового материала |
Комментированное чтение, беседа |
Индивидуальный, коллективный |
Умение составлять план повествования, давать оценку героям и их поступкам |
Написать рассказ о любом животном «Имя моего любимца».
|
|
|
46-47 |
В/ч по пове-сти Троепольского «Белый Бим чёрное ухо». |
2 |
Изучение нового материала |
Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа |
Индивидуальный, коллективный, групповой |
Умение анализа прозаического произведения большого объёма |
Прочитать рассказ «Юшка», составить устный отзыв о рассказе.
|
|
|
48 |
А. П. Платонов. Рассказ о писателе. «Юшка». Тема нравственности в рассказе.
|
1 |
Изучение нового материала |
Комментированное чтение, работа с лексикой, творческая работа, беседа |
Коллективный, индивидуальный |
Развитие монологической речи |
Подготовить рассказ: «Дети и Юшка», «Отношение взрослых к Юшке», «Бескорыстие», «Смерть Юшки». |
|
|
49 |
«Нужно ли сочувствие и сострадание людям?». Урок р/р по рассказу «Юшка». |
1 |
Совершенствование ЗУН |
Аналитическая беседа, творческая работа |
Коллективный, индивидуальный |
Развитие монологической речи |
Прочитать рассказ «Неизвестный цветок»; написать сочинение-миниатюру «Из зерна добра – цветок доброты».
|
|
|
50 |
Урок доброты. Рассказ «Неизвестный цветок». |
1 |
Совершенствование ЗУН |
Чтение и анализ рассказа, лексическая работа, литературно-музыкальный экскурс |
Коллективный, индивидуальный |
Совершенствование умения анализировать текст |
Составить кроссворд по рассказам Платонова.
|
|
|
51 |
Урок развития речи по рассказам Платонова и Андреева.
|
1 |
Контрольный урок |
Тест, беседа, творческая работа |
Коллективный, индивидуальный |
Умение делать выводы, высказывать свою точку зрения |
Прочитать рассказ Л.Толстого «Бешеная собака»; определить, в чём сходство рассказа Андреева и Толстого. |
|
|
52 |
Ф. А. Абрамов Рассказ о писателе. «О чём плачут лошади».
|
1 |
Изучение нового материала |
Словарная работа, комментированное чтение, пересказ от другого лица |
Коллективный, индивидуальный |
Умение пересказывать текст от лица одного из героев |
Подготовить выразительное чтение рассказа; подготовить рассказ о судьбе братьев наших меньших |
|
|
53 |
Е. И. Носов «Кукла». Урок нравственности.
|
1 |
Изучение нового материала |
Комментированное чтение, беседа по тексту, лексическая работа |
Коллективный, индивидуальный |
Углубление навыков анализа текста |
Прочитать стихотворение «Кукла Случевского, сравнить с одноимённым рассказом Носова. |
|
|
54 |
Е. И. Носов «Живое пламя», «Радуга». Жизнь прожить – не поле перейти. |
1 |
Комбинированный урок |
Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа, творческая работа |
Коллективный, индивидуальный |
Углубление навыков анализа текста |
Прочитать рассказ Казакова «Тихое утро».
|
|
|
55 |
Ю. П. Казаков «Тихое утро».
|
1 |
Изучение нового материала |
Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа |
Коллективный, индивидуальный |
Усвоение особенностей творческого метода писателя, умение давать оценку героям и их поступкам |
Подготовить художественный пересказ по одному из пунктов плана, составленного в классе |
|
|
56 |
Поведение человека в экстремальных ситуациях.
|
1 |
Совершенствование ЗУН |
Аналитическая беседа, составление плана пересказа |
Коллективный, индивидуальный |
Умение анализировать текст |
Прочитать повесть «Алые паруса» А.Грина, составить кроссворд по содержанию повести. |
|
|
57 |
В/ч по повести А.Грина «Алые паруса».
|
1 |
Изучение нового материала |
Аналитическая беседа, комментированное чтение эпизодов, творческая работа, работа с лексикой |
Коллективный, групповой, индивидуальный |
Развитие творческих способностей, умения применять полученные знания при выполнении творческих заданий |
Познакомиться со стихотворениями Твардовского, Суркова, Тихонова. |
|
|
58-59 |
На дорогах войны. Стихотвореня А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова.
|
2 |
Совершенствование ЗУН |
Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа |
Индивидуальный |
Развитие выразительности речи |
Выучить наизусть одно из стихотворений, составить вопросы к интервью «Мой разговор с фронтовиком» |
|
|
60 |
«Тихая моя родина…» Стихотворения поэтов XX века о природе. |
1 |
Совершенствование ЗУН |
Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа |
Индивидуальный |
Развитие выразительности речи, умения анализировать лирический текст, определять стилистические особенности стихотворений автора |
Выучить стихотворение на выбор; сделать его анализ.
|
|
|
61 |
Р/р на материале стихотворений поэтов XX века |
1 |
Совершенствование ЗУН |
Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ |
Групповой, индивидуальный |
Развитие выразительности речи |
Прочитать статьи Д.С.Лихачёва в учебнике; ответить на вопрос «Чему учит нас Д.С.Лихачёв?» |
|
|
62 |
Зарубежная литература
Стихотворения Р. Бёрнса и Д. Байрона
|
1 |
Изучение нового материала |
Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ |
индивидуальный |
Развитие выразительности речи. Увлечь ребят стихотворениями и личностью автора |
Выучить одно стихотворение по выбору. |
|
|
63 |
Японские хокку.
|
1 |
Изучение нового материала |
Чтение хокку, анализ их философского содержания, творческая работа |
Индивидуальная, коллективная |
Выявить своеобразие хокку, развивать творческие способности |
Проба пера: сочинить хокку. |
|
|
64 |
Д. Олдридж «Отец и сын».
|
1 |
Изучение нового материала |
Знакомство с текстом, беседа, словарная работа |
Коллективный |
Развитие навыков выразительного чтения и навыков пересказа, выявление идейного содержания произведения |
Подготовить пересказ отрывка из повести; написать сочинение-рассуждение по финалу отрывка «Что разглядел Дэви в своём отце?» |
|
|
65 |
О. Генри «Дары волхвов».
|
1 |
Изучение нового материала |
Беседа |
Коллективный, индивидуальный |
Развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, художественного пересказа |
Подготовить пересказ рассказа; написать сочинение «»Во имя любви», «Благодарность», «Истинные дарители». |
|
|
66 |
В чём же измеряется счастье? Рассказы Л. Пиранделло.
|
1 |
Изучение нового материала |
Комментированное чтение, беседа |
Коллективный, индивидуальный |
Развитие навыков вдумчивого чтения |
|
|
|
67 |
Итоговый урок. Рекомендации на лето.
|
1 |
Подведение итогов за год. Устное сочинение. Ознакомление со списком литературы на лето |
|
|
|
|
|
|
68 |
Резервный урок |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.