Данная рабочая программа по литературе для 7 класса разработана в соответствии с авторской программой по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, определяющей основные принципы учебного материала, его структурирование, последовательность изучения, авторы-составители: Г.С.Меркин, Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. - М.: Русское слово, 2015г.; а также программой по литературе для общеобразовательной школы, 5-11 классы. - М.: Русское слово, 2015г.
Данная рабочая программа предназначена для проведения уроков литературы в 7 классе и рассчитана на 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города РостованаДону
«Гимназия № 76 имени Героя Советского Союза Никандровой А.А.»
Приложение №1
К образовательной программе ООО
Приказ об утверждении № 383
от 31 августа 2017 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 7 классов
основное общее образованиеФИО: Скузоватова Марина Александровна категория: I
РАЗДЕЛ I
«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»
Данная рабочая программа по литературе для 7 классаразработана в соответствии савторской программой по
литературе для 59 классов общеобразовательной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ,
определяющей основные принципы учебного материала, его структурирование, последовательность изучения, авторы
составители:Г.С.Меркин, Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. М.: Русское слово, 2015г.; а также программой по
литературе для общеобразовательной школы, 511 классы. М.: Русское слово, 2015г.
Данная рабочая программа предназначена для проведения уроков литературы в 7 классе и рассчитана на 70 часов из
расчета 2 часа в неделю.
Количество часов по четвертям в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2017 – 2018
учебный год:
I четверть по плану – 17 часов;
II четверть по плану – 15 часов;
III четверть по плану – 18 часов;
IV четверть по плану – 15 часов.
Часов по программе – 70 часов.
Фактически (с учетом расписания) – 65 часов.
Недостающие часы (5 часов) будут компенсированы за счет повторения.«ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
РАЗДЕЛ II
7 класс
№
п/п
1.
Тематический
раздел
Результаты освоения раздела рабочей программы
Ученик научится
Ученик получит возможность
научиться
Виды деятельности,
направленные на
достижение
результата
Введение
(1ч)
Формулировать собственное
отношение к произведениям
русской литературы, оценивать
их.
Пониматьобразную природу
словесного искусства;содержание
изученных литературных
произведений;изученные теоретико
литературные понятия;
основные факты жизни и
творческого пути писателей и
поэтов.
Воспринимать и анализировать
художественный текст;
использовать воспитательный
Беседа, устный опрос,
викторина, работа с
учебником.
Актуализация знаний
по материалу,
изученному в 6 классе.
Контроль начального
уровня.
Тест.
Проверка домашнего
задания,2.
Из устного
народного
творчества
(3ч)
Понимать ключевые проблемы
изученных произведений
русского фольклора
потенциал литературы как
искусства;
анализировать и оценивать
произведение как художественное
целое.
Пониматьобразную природу
устного народного творчества как
словесного искусства;
содержание изученных
произведений фольклора;изученные
теоретиколитературные понятия.
Воспринимать и анализировать
художественный текст;
использовать воспитательный
потенциал произведенийустного
народного творчества как
искусства;
анализировать и оценивать
произведение фольклора как
художественное целое;
характеризовать во взаимосвязи
следующие его компоненты: тема,
идея, основные герои; особенности
композиции и сюжета, значение
важнейших эпизодов их
взаимосвязи; роль портрета и
пейзажа;
индивидуальный и
фронтальный опрос.
Художественный
пересказфрагментов
произведений устного
народного творчества,
составление опорного
конспекта
вступительной статьи
учебника.
Создание иллюстраций
к прочитанному
произведению.
Выразительное
чтениенаизусть
произведений устного
народного творчества.
Проверка домашнего
задания,
индивидуальный и
фронтальный опрос. определять жанр произведения
устного народного творчества;
особенности авторской речи и
речи действующих лиц;
давать произведению личностную
оценку;
пересказывать узловые сцены и
эпизоды изученных произведений;
писать изложения на основе
произведений;
сочинения по изученным
произведениям;
выразительно читать произведения
или фрагменты, в том числе
выученные наизусть;
выделять смысловые части
художественного текста,
составлять тезисы и план
прочитанного;
владеть различными видами
пересказа;
строить устные и письменные
высказывания в связи с изученным
произведением;
участвовать в диалоге по
прочитанным произведениям,
понимать чужую точку зрения иаргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно
прочитанных произведениях,
сочинения.3.
древнерусской
литературы
Из
(3ч)
Понимать ключевые проблемы
древнерусской литературы,
понимать связи литературных
произведений с эпохой их
написания, выявлять
заложенныев них вневременные,
непреходящие нравственные
ценности и их современное
звучание.
Пониматьобразную природу
древнерусской литературы как
словесного искусства;
содержание изученных
произведений древнерусской
литературы;
изученные теоретико
литературные понятия
древнерусской литературы.
Воспринимать и анализировать
художественный текст;
использовать воспитательный
потенциал древнерусской
литературы как искусства;
анализировать и оценивать
произведение древнерусской
литературы как художественное
целое,
характеризовать во взаимосвязи
следующие его компоненты: тема,
идея, основные герои; особенности
композиции и сюжета, значение
важнейших эпизодов их
взаимосвязи; роль портрета и
пейзажа;
определять жанр произведения
древнерусской литературы;
особенности речи действующих
Художественный
пересказфрагментов
произведений
древнерусской
литературы,
составление опорного
конспекта
вступительной статьи
учебника.
Выразительное
чтениенаизусть
произведений
древнерусской
литературы.
Создание иллюстраций
к прочитанному
произведению.
Проверка домашнего
задания,
индивидуальный и
фронтальный опрос.4.
Из русской
литературы
XVIII века
(4ч)
Понимать ключевые проблемы
изученных произведений
литературы XVIII века.
Определять в произведении
элементы сюжета, композиции,
изобразительновыразительных
средств языка, понимать их роль
в раскрытии идейно
художественного содержания
произведения.
Пониматьобразную природу
русской литературы
XVIII векакак словесного
искусства;
содержание изученных
литературных
произведений;изученные теоретико
литературные понятия;
основные факты жизни и
творческого пути писателей и
поэтов.
Воспринимать и анализировать
художественный текст;
использовать воспитательный
потенциал литературы как
искусства;
анализировать и оценивать
произведение как художественное
целое, характеризовать во
взаимосвязи следующие его
компоненты: тема, идея, основные
герои; особенности композиции и
сюжета, значение важнейших
эпизодов их взаимосвязи; роль
портрета и пейзажа;
определять род и жанр
литературного произведения;
Художественный
пересказфрагментов
произведений русской
литературы
XVIIIвека,
составление опорного
конспекта
вступительной статьи
учебника.
Проверка домашнего
задания,
индивидуальный и
фронтальный опрос.
Выразительное
чтениенаизусть
фрагмента баллады.
Составление плана
сочинения, различные
виды чтения, чтение
наизусть, подбор
эпиграфов, творческая
работа (сочинение).особенности авторской речи и
речи действующих лиц;
выявлять авторское отношение
к изображаемому и давать
произведению личностную оценку;
объяснять сходство тематики и
героев в произведениях разных
писателей;
пересказывать узловые сцены и
эпизоды изученных произведений;
писать изложения на основе
произведений;
сочинения по изученному
произведению;
выразительно читать произведения
или фрагменты, в том числе
выученные наизусть;
выделять смысловые части
художественного текста,
составлять тезисы и план
прочитанного;
владеть различными видами
пересказа;
строить устные и письменные
высказывания в связи с изученным
произведением;
участвовать в диалоге по5.
Из русской
литературы
XIX века
(27ч)
прочитанным произведениям,
понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно
прочитанных произведениях,
сочинения.
Пониматьобразную природу
русской литературы
XIX векакак словесного искусства;
содержание изученных
литературных
произведений;изученные теоретико
литературные понятия;
основные факты жизни и
творческого пути писателей и
поэтов.
Воспринимать и анализировать
художественный текст;
использовать воспитательный
потенциал литературы как
искусства;
анализировать и оценивать
произведение как художественное
целое, характеризовать во
взаимосвязи следующие его
компоненты: тема, идея, основные
герои; особенности композиции и
Художественный
пересказ фрагментов
произведений русской
литературы XIXвека,
составление опорного
конспекта
вступительной статьи
учебника.
Проверка домашнего
задания,
индивидуальный и
фронтальный опрос.
Выразительное
чтениенаизусть
стихотворений поэтов
XIXвека.
Составление плана
сочинения, различные
Совершенствовать духовно
нравственные качества личности,
воспитывать в себе чувство
любви к многонациональному
Отечеству, уважительное
отношение к русской литературе.
Развивать умение понимать
проблему, выдвигать гипотезу,
структурировать материал,
подбирать аргументы для
подтверждения собственной
позиции, выделять причинно
следственные связи в устных и
письменных высказываниях,
формулировать выводы.
Развивать умение анализировать
литературное произведение:
определять его принадлежность к
одному из литературных родов и
жанров, понимать и
формулировать тему, идею,виды чтения, чтение
наизусть, подбор
эпиграфов, творческая
работа (сочинение с
финалом).
Изложение с заменой
лица;
различные виды чтения
и устного пересказа;
письменный отзыв на
эпизод.
нравственный пафос
литературного произведения,
характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или
нескольких произведений.
Формулировать собственное
отношение к произведениям
русской литературы, оценивать
их, уметь пересказывать
прозаические произведения или
их отрывки с использованием
образных средств русского языка
и цитат из текста, отвечать на
вопросы по прочитанному
тексту, создавать устные
монологические высказывания
разного типа, уметь вести диалог.
Писать сочинения на темы,
связанные с тематикой,
проблематикой изученных
произведений, классные и
домашние творческие работы.
сюжета, значение важнейших
эпизодов их взаимосвязи; роль
портрета и пейзажа;
определять род и жанр
литературного произведения;
особенности авторской речи и
речи действующих лиц;
выявлять авторское отношение
к изображаемому и давать
произведению личностную оценку;
объяснять сходство тематики и
героев в произведениях разных
писателей;
пересказывать узловые сцены и
эпизоды изученных произведений;
писать изложения на основе
произведений;
сочинения по изученному
произведению;
выразительно читать произведения
или фрагменты, в том числе
выученные наизусть;
выделять смысловые части
художественного текста,
составлять тезисы и план
прочитанного;
владеть различными видами6.
Из русской
литературы
XX века
(20ч)
пересказа;
строить устные и письменные
высказывания в связи с изученным
произведением;
участвовать в диалоге по
прочитанным произведениям,
понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно
прочитанных произведениях,
сочинения.
Пониматьобразную природу
русской литературы
XX века как словесного искусств;
содержание изученных
литературных
произведений;изученные теоретико
литературные понятия;
основные факты жизни и
творческого пути писателей и
поэтов.
Воспринимать и анализировать
художественный текст;
использовать воспитательный
потенциал литературы как
искусства;
анализировать и оценивать
Художественный
пересказ фрагментов
произведений русской
литературы XXвека,
составление опорного
конспекта
вступительной статьи
учебника.
Проверка домашнего
задания,
индивидуальный и
фронтальный опрос.
Изложение с заменой
лица;
Совершенствовать духовно
нравственные качества личности.
Уметь самостоятельно
организовывать собственную
деятельность, оценивать её,
определять сферу своих
интересов, уметь работать с
разными источниками
информации, находить её,
анализировать, использовать в
самостоятельной работе.
Понимать ключевые проблемы
изученных произведений, уметь
анализировать, понимать и
формулировать тему, идею,
характеризовать героев,различные виды чтения
и устного пересказа;
письменный отзыв на
эпизод.
Выразительное
чтениенаизусть
стихотворений поэтов
XXвека.
сопоставлять их. Понимать
авторскую позицию и своё
отношение к ней. Воспринимать
на слух литературные
произведения разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное
восприятие. Владеть
элементарной
литературоведческой
терминологией при анализе
литературного произведения.
Формулировать
собственноеотношение к
произведениям русской
литературы, оценивать их.
Писать сочинения на темы,
связанные с тематикой
изученных произведений,
классные и домашние творческие
работы.
произведение как художественное
целое, характеризовать во
взаимосвязи следующие его
компоненты: тема, идея, основные
герои; особенности композиции и
сюжета, значение важнейших
эпизодов их взаимосвязи; роль
портрета и пейзажа;
определять род и жанр
литературного произведения;
особенности авторской речи и
речи действующих лиц;
выявлять авторское отношение
к изображаемому и давать
произведению личностную оценку;
объяснять сходство тематики и
героев в произведениях разных
писателей;
пересказывать узловые сцены и
эпизоды изученных произведений;
писать изложения на основе
произведений; сочинения по
изученному произведению;
выразительно читать произведения
или фрагменты, в том числе
выученные наизусть;
выделять смысловые частихудожественного текста,
составлять тезисы и план
прочитанного;
владеть различными видами
пересказа;
строить устные и письменные
высказывания в связи с изученным
произведением;
участвовать в диалоге по
прочитанным произведениям,
понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно
прочитанных произведениях,
сочинения.
Составлять развернутую
характеристику одного из
поэтических текстов. Воспринимать
и анализировать лирический текст,
читать его выразительно и наизусть.
Выразительное чтение
наизусть, составление
развернутой
характеристики
поэтических текстов.
Пониматьобразную природу
зарубежной литературыкак
словесного искусства;
содержание изученных
литературных
произведений;изученные теоретико
Художественный
пересказ произведений
зарубежной
литературы,
составление опорного
конспекта
7.
8.
Русские поэты
XX века о России
(1ч)
Из зарубежной
литературы
(6ч)
Понимать своеобразие раскрытия
темы России в стихах русских
поэтов XX века; осознавать всю
психологическую глубину и
яркость лирических
произведений о России.
Совершенствовать духовно
нравственные качества личности,
воспитывать чувство любви к
многонациональному Отечеству,
уважительное отношение к
русской литературе, к культуредругих народов. Понимать
ключевые проблемы изученных
произведений зарубежной
литературы, уметь анализировать
литературное произведение:
понимать и формулировать тему,
идею, характеризовать героев,
сопоставлять героев. Уметь
пересказывать прозаические
произведения с использованием
образных средств и цитат из
текста, уметь вести диалог.
вступительной статьи
учебника.
Проверка домашнего
задания,
индивидуальный и
фронтальный опрос.
Выразительное чтение.
литературные понятия;
основные факты жизни и
творческого пути писателей и
поэтов.
Воспринимать и анализировать
художественный текст;
использовать воспитательный
потенциал литературы как
искусства;
анализировать и оценивать
произведение как художественное
целое, характеризовать во
взаимосвязи следующие его
компоненты: тема, идея, основные
герои; особенности композиции и
сюжета, значение важнейших
эпизодов их взаимосвязи; роль
портрета и пейзажа;
определять род и жанр
литературного произведения;
особенности авторской речи и
речи действующих лиц;
выявлять авторское отношение
к изображаемому и давать
произведению личностную оценку;
объяснять сходство тематики и
героев в произведениях разныхписателей;
пересказывать узловые сцены и
эпизоды изученных произведений;
писать изложения на основе
произведений;
сочинения по изученному
произведению;
выразительно читать произведения
или фрагменты, в том числе
выученные наизусть;
выделять смысловые части
художественного текста,
составлять тезисы и план
прочитанного;
владеть различными видами
пересказа;
строить устные и письменные
высказывания в связи с изученным
произведением;
участвовать в диалоге по
прочитанным произведениям,
понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно
прочитанных произведениях,
сочинения.9.
Итоговое
повторение
(1ч)
Актуализация
(повторение,
обобщение и
систематизация)
знаний, умений и
навыков, полученных
за курс 7 класса.
Использовать приобретенные
знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни
для создания связного текста
(устного и письменного) на
необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
определения своего круга чтения
и оценки литературных
произведений;
искать нужную информацию о
литературе, о конкретном
произведении и его авторе
(справочная литература, периодика,
телевидение, ресурсы Интернета).
Уметь самостоятельно
организовывать собственную
деятельность, оценивать её,
определять сферу своих
интересов, уметь работать с
разными источниками
информации, находить её,
анализировать, использовать в
самостоятельной работе.
Понимать образность природы
литературы как явления
словесного искусства,
эстетическое восприятие
произведений литературы,
формировать эстетический вкус.
Понимать русское слово в его
эстетической функции, роль
изобразительновыразительных
языковых средств в создании
художественных образов
литературных произведений.«ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ»
РАЗДЕЛ III
7 КЛАСС
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма).
Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Теория литературы: литературные роды.
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (3ч)
БЫЛИНЫ«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловейразбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец».
Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь
былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие
центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.
Межпредметные связи: работа с иллюстрациями.
Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ (3ч)
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут »);
лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»).Лирическое и эпическое
начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне.
Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Краеведение: песенный фольклор региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки » в литературной гостиной, устная
газета.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4ч)
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине,
образованность, твердость духа, религиозность.
Теория литературы:эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение,
житие, путешествие, повесть).
Развитие речи: пересказ, изложение с элементами сочинения.
Межпредметныесвязи:иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (4ч)
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1ч)
«О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни
императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. Мысли о
просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического
языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и
значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы:ода; тема и мотив.
Развитие речи:сочинение с элементами рассуждения.
Межпредметныесвязи:работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).
Краеведение:заочная литературнокраеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Германия — Петербург.
Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученыйэнциклопедист».
ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН (1ч)
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям».
Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении
со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Теория литературы:лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообра
зие лирики.
Развитие речи:выразительноечтение наизусть.
ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН (2ч)
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной
конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и
образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.Теория литературы:юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии;
литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Развитие речи:чтение по ролям, устное сочинение.
Межпредметныесвязи:театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка];
актер и режиссер; режиссер и художник).
Возможные виды внеурочной деятельности:инсценировка.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27ч)
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (6ч)
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта:«К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине
сибирских руд...». Человек и природа(«Туча»), дружба и тема долга.«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в лето
писном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие.
Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «мас
сы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая ис
тория создания произведений.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный
образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское по
слание.
Развитие речи:различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами:работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Межпредметныесвязи:заочная литературнокраеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».
Возможные виды внеурочной деятельности:литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час
поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (3ч)Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении;
проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независи
мость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в
создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Теория литературы:жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического
стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературнохудожественный прием;
прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
Развитие речи:рассказ о событии, рецензия.
Межпредметныесвязи:устное рисование, работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности:день в историколитературном музее «Москва Ивана Грозного».
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (2ч)
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение
угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ
Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
Теория литературы:сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.
Развитие речи:различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для ха
рактеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
Межпредметныесвязи:«Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературнокраеведческая экскурсия «Петербург Н.В.
Гоголя».
Рассказ о жизни писателя в 60е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность
характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка,
талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (2ч)чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; худо
жественное богатство стихотворения.
Теория литературы:портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (2ч)
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога»,
«Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная —
основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев
и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность,
преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
Межпредметныесвязи:Н.А.Некрасов и художникипередвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности:историкокраеведческая и литературнокраеведческая заочная
экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».
МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВЩЕДРИН (3ч)
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий
помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы
создания образа помещика. Позиция писателя.
Теория литературы:сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер
сатирических сказок; мораль; своеобразие художественновыразительных средств в сатирическом произведении; тропы и
фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Развитие речи:различные виды пересказа, письменный отзыв.
Межпредметныесвязи:работа с иллюстрациями.Возможные виды внеурочной деятельности:час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба земле
пашца в изображении поэтов XIX века»:
«Сторона моя родимая...»;И.С. Никитин.
А.В. Кольцов.
«Пахарь»;А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;М.Л. Михайлов. «Труня», «Те же
всё унылые картины...» и др.
«Песня пахаря», «Горькая доля»;Н.П. Огарев.
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (2ч)
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и
история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества
— основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы:рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Развитие речи:подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинениерассуждение.
Межпредметныесвязи:работа с иллюстрациями.
Краеведение:литературномузыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».
Возможные виды внеурочной деятельности:написание сценария литературномузыкальной композиции.
НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ (2ч)
Краткие сведения о биографии писателя.«Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики
и центральная идея повести. Образный мир произведения.
Теория литературы:своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Межпредметныесвязи:образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).
Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике;
наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворениемедитация.
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (1ч)Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора,
бессоюзие).
Развитие речи:выразительноечтение наизусть.
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (2ч)
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, само
уничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы:психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Развитие речи:пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.
Межпредметные связи: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности:вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений
других авторов, например:
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;
А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;
Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА О РОССИИ (2ч)
А.С.Пушкин. «Два чувства дивно близких нам…»;Н.М.Языков. «Песня»;Н.С.Никитин. «Русь»;А.Н.Майков.
«Нива»;А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫXX ВЕКА (20ч)
МАКСИМ ГОРЬКИЙ (3ч)
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные
линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и
обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость,
жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.Теория литературы:развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных
типов прозаической художественной речи, геройромантик, прием контраста.
Развитие речи:различные виды пересказа, цитатный план.
Межпредметные связи: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности:конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)».
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1ч)
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие,
справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образыперсонажи; образ природы; образы
животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы:темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественновыразительная
роль бессоюзия в поэтическом тексте.
Развитие речи:подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (1ч)
Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная
сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.
Теория литературы:рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
Возможные виды внеурочной деятельности:встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть
доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и
представлениям.
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ (1ч)
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика
стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы:автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и
фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).Развитие речи:выразительное чтение.
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (1ч)
Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений;
лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в
стихотворениях поэта.
Теория литературы:образпейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Краеведение:литературнокраеведческая экскурсия «По есенинским местам».
Развитие речи:чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
Возможные виды внеурочной деятельности:литературномузыкальный вечер или час в литературной гостиной
«Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ (1ч)
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный
характер в изображении писателя.
Теория литературы:рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.
Развитие речи:устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.
Рассказ «Москварека». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
Развитие речи: составление тезисов.
МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПРИШВИН (1ч)
КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ (2ч)
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга»,
«Бескорыстие» — по выбору).Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая
родина; образ рассказчика в произведении.Теория литературы:лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора,
олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.
Краеведение:каждый край посвоему прекрасен (лирическая проза о малой родине).
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАБОЛОЦКИЙ (1ч)
Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, ду
ховный труд — основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы:выразительнохудожественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологи
ческие средства (роль глаголов и местоимений).
Развитие речи:чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.
АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ (1ч)
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма
«Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной
лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
Теория литературы:композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Развитие речи:различные виды чтения, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности:встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне
поэтов XX века »:А.А.Ахматова. «Клятва», «Песня мира»;К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги
Смоленщины...»;А.А. Сурков. «В землянке»;М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.
ЛИРИКА ПОЭТОВУЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1ч)
Н.П.Майоров. «Творчество»;
Б.А.Богатков. «Повестка»;
М.Джалиль. «Последняя встреча»;
В.Н.Лобода. «Начало».Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях
поэтовучастников Великой Отечественной войны.
БОРИС ЛЬВОВИЧ ВАСИЛЬЕВ (1ч)
Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема
истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы:рассказчик и его роль в повествовании.
Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.
ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ ШУКШИН (1ч)
Краткие сведения о писателе.«Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя про
стота и нравственная высота героя.
Теория литературы:способы создания характера.
Развитие речи:составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинениерассуждение.
Межпредметныесвязи:деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).
Краеведение:Сростки — малая родина писателя.
Возможные виды внеурочной деятельности:день В.М. Шукшина в школе.
РУССКИЕ ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОССИИ (2ч)
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»;М.И.Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»;
Я.В. Смеляков. «История»;А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...»;
А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»; А.А. Вознесенский. «Муромский сруб»;А.Д.Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Развитие речи:развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6ч)УИЛЬЯМ ШЕКСПИР (1ч)
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто
крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...». Темы и
мотивы.«Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Теория литературы:твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Развитие речи:различные виды чтения, чтение наизусть.
МАЦУО БАСЕ (1ч)
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Летние травы!», «О беспощадный рок!» и т.д. Основные принципы
написания хокку. Основные мотивы стихотворений: легкость и возвышенность, простота восприятия окружающего мира,
его неизменная изменчивость, единство движения и покоя.
Теория литературы: хокку.
Развитие речи:попытка сочинительства.
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по
выбору.Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.
РОБЕРТ БЁРНС (1ч)
РОБЕРТ ЛЬЮИС СТИВЕНСОН (1ч)
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы
создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы:приключенческая литература.
Развитие речи:чтение и различные способы комментирования.
Возможные виды внеурочной деятельности:час эстетического воспитания «С.Я. Маршак — переводчик».
АНТУАН де СЕНТЭКЗЮПЕРИ (1ч)Краткие сведения о писателе. Повесть Планета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка
«Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его
героев. Основные события и позиция автора.
Теория литературы:лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.
Межпредметныесвязи:сказка А. де СентЭкзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Маленького
принца».
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?»,
«Алеся». М.Горький и М.Исаковский – переводчики Я.Купала.
Развитие речи:сопоставительная характеристика оригинала и переводов.
ЯНКА КУПАЛА (1ч)
ПОВТОРЕНИЕ (1ч)ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок). Г.Р. Державин. «Властителям
и судиям» (отрывок). А.С. Пушкин. 1—2 стихотворения — по выбору. М.Ю. Лермонтов. «Родина».
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»(отрывок).
А.А. Фет. Стихотворение — по выбору.
С.А. Есенин. Стихотворение — по выбору.
Из стихов о России поэтов XIX века. 1—2 стихотворения (по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»
А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»
У. Шекспир. Один сонет — по выбору.
ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ
Из устного народного творчества
Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».
Из древнерусской литературы
«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».
Из литературы XVIII века
Г.Р.Державин. «Признание».
Из литературы XIX века
А.С. Пушкин. «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827г» («Бог помочь вам, друзья
мои...»).
М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия».
И.С. Тургенев. «Первая любовь».
М.Е. СалтыковЩедрин. «Премудрый пескарь», «Коняга».
А.П. Чехов. «Смерть чиновника». В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».Из литературы XX века
М. Горький. «В людях». И.А. Бунин. «Цифры», В.В. Маяковский. «Адище города», Б.Л. Васильев. «Вам привет от
бабы Аеры»,В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров», А.Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей
вины...»,«Дом у дороги», В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой», К. Булычев. «Белое платье Золушки», В.М.
Шукшин.
«Забуксовал», Ф.А. Искандер. «Петух», Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование раздела
Количество
часов
1.
2.
3.
4.
5.
Введение
Из устного народного творчества
Из древнерусской литературы
Из литературы XVIII века
1) М.В.Ломоносов
2)
3)
Г.Р.Державин
Д.И.Фонвизин
Из литературы XIX века
А.С.Пушкин
1)
2) М.Ю.Лермонтов
3)
4)
5)
Н.В.Гоголь
И.С.Тургенев
Н.А.Некрасов
1
3
3
4
1
1
2
27
6
3
2
2
2Л.Н.Толстой
Н.С.Лесков
А.А.Фет
6) М.Е.СалтыковЩедрин
7)
8)
9)
10) А.П.Чехов
11) Произведения русских поэтов XIX века о России
6.
Из литературы XX века
1) М.Горький
И.А.Бунин
2)
А.И.Куприн
3)
4)
В.В.Маяковский
С.А.Есенин
5)
6)
И.С.Шмелев
7) М.М.Пришвин
К.Г.Паустовский
8)
Н.А.Заболоцкий
9)
10) А.Т.Твардовский
11) Лирика поэтовучастников Великой Отечественной войны
12) Б.Л.Васильев
13) В.М.Шукшин
7.
8.
9.
Итого:
Русские поэты XX века о России
Из зарубежной литературы
Повторение (заключительный урок)
3
2
2
1
2
2
20
3
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
6
1
65 ч.№ Урок Дата
1
1
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема урока
01.09 Стартовый контроль. Выявление уровня литературного развития учащихся.
Тестирование.
2
3
4
5
6
7
17
29
33
38
40
65
Итого
27.10 Контрольное классное сочинение на тему: «Петр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина
«Полтава».
15.12 Контрольное классное сочинение по сказкам М.Е.СалтыковаЩедрина.
10.01 Контрольное классное сочинение по повести Н.С.Лескова «Левша».
25.01 Контрольный тест по русской литературе XIX века.
02.02 Контрольное домашнее сочинение по повести М.Горького «Детство»
30.05 Итоговый контроль. Выявление уровня литературного развития учащихся.
Тестирование.
7 часовПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Тема урока
08.09 Устный отзыв на эпизод из былины «Илья Муромец и Соловейразбойник».
22.09 Устное изложение с элементами сочинения по «Повести о Петре и Февронии
№ Урок Дата
1
2
3
7
Муромских».
3
4
5
6
7
8
9
11
17
22
29
33
40
51
Итого
06.10 Устное сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
27.10 Контрольное классное сочинение на тему: «Петр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина
«Полтава».
22.11 Устное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Шинель».
15.12 Контрольное классное сочинение по сказкам М.Е.СалтыковаЩедрина.
10.01 Контрольное классное сочинение по повести Н.С.Лескова «Левша»
02.02 Контрольное домашнее сочинение по повести М.Горького «Детство».
04.04 Устное изложение с элементами сочинениярассуждения по повести К.Г.Паустовского
«Мещерская сторона»
9 часов
№ Урок Дата
1
2
3
4
5
6
4
16
20
32
35
55
ПЕРЕЧЕНЬ УРОКОВ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ
Тема урока
Участники полтавской битвы под пером А.С.Пушкина и Д.Л.Мордовцева.
13.09 Донские казачьи былины. Песни казаков Дона.
25.10
15.11 Казачьи истоки лермонтовской «Песни про купца Калашникова…».
27.12 Донские истоки лесковского Левши.
17.01 Наш земляк Чехов.
18.04
«На южном фронте оттепель опять…» (Стихи донских поэтов о Великой
Отечественной войне).7
59
Итого
04.05 Поэты Дона XX века о Родине и природе Донского края.
7 часов
РАЗДЕЛ IV
«КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»
№
ур.
Дата
проведения
план факт
Тема урока
Кол
во
час.
Вид деятельности ученика
Контроль1
01.09
2
06.09
3
08.09
Введение. Любите читать!
Личность автора, позиция писателя,
труд и творчество.
КР. Стартовый контроль. Выявление
уровня литературного развития
учащихся. Тестирование.
Из устного народного творчества.
Былины.
«Святогор и Микула Селянинович».
Событие в былине, поэтическая речь
былины, отражение в былине народных
представлений о нравственности (сила и
доброта, ум и мудрость).
«Илья Муромец и Соловейразбойник».
А.К.Толстой. «Илья Муромец».
РР. Устный отзыв на эпизод
былины«Илья Муромец и Соловей
разбойник».
1
1
1
Введение(1 ч)
Тестирование, ответы на
вопросы.
Литературные роды
Литературная беседа, работа с
книгой, составление цитатного
плана статьи учебника,
лексическая работа,
тестирование.
Устное народное творчество(3 ч)
Развернутое высказывание,
Составление цитатного плана,
сообщение учащегося,
выразительное чтение,
конспектирование.
Проверка домашнего
задания, планконспект,
письменные ответы на
вопросы, индивидуальный
и фронтальный опрос
Эпические
жанры в
фольклоре.
Былина
(эпическая
песня).
Выразительное чтение,
сообщение учащихся,
развернутое высказывание,
пересказ.
Проверка домашнего
задания, индивидуальный
и фронтальный опрос.
Устный отзыв на эпизод.
Былина. Гипербола.
Эпический герой.4
13.09
Русские народные песни.
Быт, нравственные представления и
судьба народа в народной песне.
РК. Донские казачьи былины.
Песни казаков Дона.
5
15.09
6
7
20.09
22.09
Из древнерусской литературы.
Из «Повести временных лет» («И
вспомнил Олег коня своего… »).
Поучительный характер древнерусской
литературы; мудрость,
преемственность поколений, любовь к
родине, образованность, твердость
духа, религиозность.
«Повесть о Петре и Февронии
Муромских».
РР. Устное изложение с элементами
сочинения по «Повести о Петре и
Февронии Муромских».
1
1
1
1
Урок с элементами викторины и
театрализации,
комментированное чтение.
Работа с репродукциями картин
(В.М.Васнецов «Сжигание
чучела Масленицы»,
Б.М.Кустодиев «Масленица»).
Проверка домашнего
задания, письменные
ответы на вопросы,
выразительное чтение и
анализ песен,
индивидуальный и
фронтальный опрос
Песенные жанры в фольклоре.
Обрядовая поэзия
Древнерусская литература(3 ч)
Составление плана, ответы
на вопросы, вопросы
учителя, задания в
учебнике, план.
Эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе.
Символ.
Выразительное чтение,
сообщение учащихся,
комментированное чтение,
лексическая работа.
Работа с репродукциями картин
(Ф.А.Бруни«Олег прибивает
щит к вратам
Константинополя»,
В.М.Васнецов «Прощание
Вещего Олега с конем», «Олег у
костей коня»).
Комментированное чтение,
изложение с элементами
сочинения.
Устное изложение с
элементами сочинения
Устное изложение с элементами сочинения
Русская литература XVIII века (4 ч)
М. В. Ломоносов (1 ч)8
27.09
19
29.09
10
04.10
11
06.10
Из литературы XVIII века
М. В. ЛОМОНОСОВ.
«О вы, которых ожидает...» (из
«Оды на день восшествия на всерос
сийский престол ее величества
государыни императрицы Елисаветы
Петровны, 1747 года»).
Теория М.В. Ломоносова.
Г.Р. ДЕРЖАВИН.
Стихотворение «Властителям и
судиям». Тема поэта и власти в
стихотворении.
Д.И. ФОНВИЗИН.
Комедия «Недоросль». Своеобразие
драматургического произведения,
основной конфликт пьесы и ее
проблематика.
Комедия «Недоросль». Образы
комедии. Социальные вопросы в
комедии. Позиция писателя.
РР. Устное сочинение по комедии
Д.И.Фонвизина «Недоросль».
1
1
1
1
Работа с учебником,
выразительное чтение,
презентация, подготовка к
домашнему сочинению, запись
основных сведений в таблицы.
Развернутое высказывание,
литературная беседа, пересказ.
Составление плана,
выразительное чтение
наизусть, сочинение
миниатюра с элементами
рассуждения «Слава
науке».
Ода; тема и мотив.
Риторический вопрос, восклицание, обращение.
Лирическое стихотворение, отличие его от оды.
Литературное направление; классицизм.
Драма как литературный род; комедия; «говорящие» фамилии.
Г.Р. Державин (1 ч)
Выразительное
чтение наизусть,
задания в учебнике.
Проверка домашнего
задания,
индивидуальный и
фронтальный опрос
Д.И. Фонвизин (2 ч)
Чтение по ролям,
презентация,
хронологическая
таблица.
Работа с учебником, выразительное
чтение, Заполнение таблицы, беседа,
лексическая работа.
Выразительное чтение, развернутое
высказывание, литературная беседа,
пересказ.
Сообщение учащихся, чтение по
ролям, работа со статьей учебника,
лексическая работа,
исследовательская работа с текстом,
составление устного рассказа о
героях.
Работа с учебником, лексическая
работа, выразительное чтение по
ролям, пересказ текста, работа над
сочинением.
Ирония, юмор, сарказм.
Устное сочинение,
тест,
характеристика
героев.
Русская литература XIX века (30 ч)12
11.10
А.С. ПУШКИН.
Свободолюбивые мотивы в стихотворении
поэта «К Чаадаеву».
13
13.10
Дружба и тема долга. «Во глубине сибирских
руд…».
Человек и природа («Туча»).
14
18.10
«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в
летописном тексте и в балладе Пушкина.
15
16
20.10
25.10
Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ
Петра и тема России в поэме.
Гражданский пафос поэмы.
РК. Участники полтавской битвы под
пером А.С.Пушкина и Д.Л.Мордовцева.
1
1
1
1
1
Сообщение учащихся,
презентация, составление
тезисного плана статьи
учебника, комментированное
чтение, лексическая работа,
беседа.
Работа со статьей учебника,
исследовательская работа с
текстом, анализ лирического
произведения,
комментированное чтение.
Задания в учебнике,
составление таблицы по
результатам
исследовательской работы с
текстом, лексическая работа.
Комментированное чтение,
беседа по прочитанному,
презентация учащихся,
задания в учебнике,
лексическая работа, работа со
статьей учебника,
исследовательская работа с
текстом, работа с
репродукциями картин
В.М.Васнецова.
А.С.Пушкин (6 ч)
Мотив
Составление
опорного конспекта
вступительной
статьи учебника.
Тема
Баллада.
Поэма, отличие поэмы от баллады, антитеза
Выразительное
чтение, анализ
стихотворений,
чтение наизусть,
вопросы учителя.
Выразительное
чтение, анализ
стихотворений,
чтение наизусть,
вопросы учителя,
задания в учебнике.
Выразительное
чтение, анализ
стихотворений,
чтение наизусть,
вопросы учителя,
задания в учебнике.17
27.10
КР. Контрольное классное сочинение на
тему «Петр I и Карл XII в поэме
А.С.Пушкина «Полтава».
18
08.11
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ.
Стихотворение «Родина».
19
10.11
«Песня про царя Ивана
Васильевича…».Проблематика и основные
мотивы «Песни...» (родина, честь,
достоинство, верность, любовь, мужество и
отвага, независимость; личность и власть)
20
15.11
Центральные персонажи
повести и художественные приемы их
создания.
РК. Казачьи истоки лермонтовской
«Песни про купца Калашникова».
1
1
1
1
Создание связного устного
текста на литературную тему с
учетом норм русского
литературного языка.
Контрольное
классное сочинение
М.Ю.Лермонтов (3ч)
Работа со статьей учебника,
исследовательская работа с
текстом, анализ лирического
произведения,
комментированное чтение.
Выразительное
чтение, анализ
стихотворений,
чтение наизусть,
вопросы учителя.
Сообщение учащихся, беседа
по прочитанному, анализ
лирического произведения,
комментированное чтение.
Работа с иллюстрациями
картин (В.М.Васнецов «Царь
Иван Васильевич Грозный»,
«Иван Грозный и его сын 15
ноября 1581 года»).
Выразительное чтение,
развернутое высказывание,
литературная беседа,
сообщение.
Выразительное чтение,
развернутое высказывание,
Работа с иллюстрациями
литературная беседа.
Рассказ о событии,
рецензия,
выразительное
чтение наизусть,
вопросы учителя,
задания в учебнике.
Проверка домашнего
задания,
индивидуальный и
фронтальный опрос
Вопросы учителя,
задания в учебнике.
Градация. Расширение литературоведческих понятий
Расширение литературоведческих понятий
Расширение литературоведческих понятий.
Фольклорные элементы21
17.11
Н.В.ГОГОЛЬ.
Н.В. Гоголь в Петербурге. Повесть
«Шинель»: основной конфликт; трагическое
и комическое в повести.
Образ Акакия Акакиевича. Авторское
отношение к героям и событиям.
22
22.11
РР. Устное сочинение по повести
Н.В.Гоголя «Шинель».
23
24.11
И.С. ТУРГЕНЕВ.
Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум,
трудолюбие, смекалка, талант; сложные
социальные отношения в деревне в
изображении Тургенева)
1
1
1
Работа со статьей учебника,
комментированное чтение,
литературная беседа,
выразительное чтение,
лексическая работа,
дискуссия, развернутое
высказывание, сообщение.
Создание связного устного
текста на литературную тему с
учетом норм русского
литературного языка.
Работа со статьей учебника,
комментированное чтение,
литературная беседа,
выразительное чтение,
лексическая работа,
Сатирическая повесть, «говорящие» фамилии.
Н.В.Гоголь (2ч)
Различные виды
пересказа, подбор
для цитат для
характеристики
персонажа, вопросы
учителя, тест.
Устное сочинение
И.С. Тургенев (2ч)
Аналитическое
чтение,
художественный
пересказ, задания в
учебнике,
Портрет и характер.
Стихотворение в прозе (углубление представлений)24
29.11
25
01.12
26
06.12
27
08.12
28
13.12
Рассказ «Певцы». Основная тема, талант и
чувство достоинства крестьян, отношение
автора к героям.
Стихотворение в прозе«Нищий»: тематика,
художественное богатство стихотворения.
Н.А. НЕКРАСОВ.
Доля народная – основная тема
произведений поэта. Стихотворение
«Вчерашний день, часу в шестом…».
«Железная дорога». Основная проблематика
стихотворения.
«Размышления у парадного подъезда».
«Русские женщины». Основная
проблематика произведения: судьба русской
женщины, любовь и чувство долга.
М.Е. САЛТЫКОВЩЕДРИН.
Сказка «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил». Своеобразие
сюжета; проблематика сказки.
М.Е. СалтыковЩедрин «Дикий помещик».
Приемы создания образа помещика.
Позиция писателя.
29
15.12
КР. Контрольное классное сочинение по
сказкам М.Е.СалтыковаЩедрина.
1
1
1
1
1
1
дискуссия, развернутое
высказывание, сообщение.
Развернутое высказывание,
литературная беседа
хронологическая
таблица.
Проверка домашнего
задания.
Беседа, работа со статьей
учебника, чтение по ролям,
сообщение ученика,
исследовательская работа с
текстом, анализ лирического
произведения,
комментированное чтение.
Беседа, работа со статьей
учебника, чтение по ролям,
сообщение ученика,
исследовательская работа.
Н.А. Некрасов (2ч)
Устный опрос
Проверка домашнего
задания,
индивидуальный и
фронтальный опрос
Диалоговая речь
Проверка домашнего
задания,
индивидуальный и
фронтальный опрос
М.Е. СалтыковЩедрин(3ч)
Письменный отзыв
Вопросы учителя,
задания в учебнике.
Аллегория, гротеск, сатира.
Работа с текстом, пересказ от
лица героев сказки.
Беседа, работа со статьей
учебника, чтение по ролям,
сообщение ученика,
исследовательская работа с
текстом, комментированное
чтение.
Создание связного устного
текста на литературную тему с
учетом норм русского
Контрольное
классное сочинение30
20.12
Л.Н. ТОЛСТОЙ.
Творческая история «Севастопольских
рассказов». Рассказ «Севастополь в декабре
месяце»: человек и война, жизнь и смерть,
героизм, подвиг, защита Отечества —
основные темы рассказа.
31
22.12
Образы защитников Севастополя. Авторское
отношение к героям.
32
27.12
33
10.01
Н.С. ЛЕСКОВ.
Сказ «Левша». Особенности проблематики и
центральная идея повести.
Образный мир произведения.
РК. Донские истоки лесковского
«Левши».
КР. Контрольное классное сочинение по
сказу Н.С.Лескова «Левша».
1
1
1
1
литературного языка,
комментированное чтение.
Слово учителя, беседа по
вопросам, проблемные задания
различного уровня сложности.
Л.Н. Толстой (2ч)
Составление
цитатного плана,
устное сочинение
рассуждение ,
составление рассказа
очевидца.
Рассказ
Аналитическое чтение,
выборочный пересказ, ответы
на вопросы, характеристика
героя, развернутое
высказывание.
Создание связного устного
текста на литературную тему с
учетом норм русского
литературного языка. Работа
над материалами к сочинению
Сказ
Н.С. Лесков(2ч)
Проверка домашнего
задания,
индивидуальный и
фронтальный опрос.
Выучить отрывок из
стихотворения.
Контрольное
классное сочинение
А.А.Фет (1ч)34
12.01
35
17.01
36
19.01
37
24.01
38
25.01
А.А.ФЕТ.
Русская природа в стихотворениях «Вечер»,
«Зреет рожь над жаркой нивой…».
Общечеловеческое в лирике; наблюдатель
ность, чувства добрые; красота земли;
стихотворениемедитация.
А.П. ЧЕХОВ.
Рассказ «Хамелеон».Разоблачение
беспринципности, корыстолюбия,
чинопочитания, самоуничижения.
РК. Наш земляк А.П.Чехов.
Рассказ «Смерть чиновника». Своеобразие
сюжета, способы создания образов,
социальная направленность рассказов;
позиция писателя.
В.чт.Рассказы А.П.Чехова.
Произведения русских поэтов XIX века о
России.
А.С.Пушкин. «Два чувства дивно близких
нам…», Н.М.Языков. «Песня», А.Н.Майков.
«Нива», А.К.Толстой. «Край ты мой,
родимый край…».
КР. Контрольное тестирование по
литературе XIX века.
1
1
1
1
1
Работа со статьей учебника,
исследовательская работа с
текстом, анализ лирического
произведения,
комментированное чтение.
Выразительное чтение
наизусть стихотворений,
развернутое высказывание.
Выразительное чтение,
развернутое высказывание,
литературная беседа, пересказ.
Выразительное
чтение, анализ
стихотворений,
чтение наизусть,
вопросы учителя,
задания в учебнике.
Выразительное
чтение наизусть.
А.П. Чехов(2ч)
Составление словаря
языка персонажа,
вопросы учителя.
Тропы
Медитация
Художественная деталь, психологический портрет.
Комментированное чтение,
выразительное чтение,
развернутое высказывание,
литературная беседа.
Художественный пересказ
фрагмента рассказа.
Портрет
Выразительное
чтение по ролям,
сочинение
миниатюра.
Произведения русских поэтов XIX века о России (2ч)
Устное словесное рисование,
выразительное чтение
наизусть, анализ
стихотворений.
Актуализация знаний
Выразительное
чтение наизусть,
анализ
стихотворений,
вопросы учителя.
Контрольное
тестированиеРусская литература XX века(20 ч)
М. Горький (3ч)
39
31.01
40
02.02
41
07.02
42
09.02
43
14.02
Из литературы XX века
М. ГОРЬКИЙ.
Повесть «Детство» (главы по выбору).
Основные сюжетные линии. Становление
характера мальчика.
Портрет как средство характеристики героя.
РР. Подготовка к контрольному
домашнему сочинению по повести
М.Горького «Детство»
«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха
Изергиль»). Проблематика рассказа и
авторская позиция; контраст как основной
прием раскрытия замысла.
И.А. БУНИН.
Стихотворение «Догорел апрельский
светлый вечер...». Человек и природа в
стихах И.А.Бунина.
Размышления о своеобразии поэзии. «Как я
пушу».
Рассказ «Кукушка». Смысл названия.
Проблематика. Основные образы.
1
1
1
1
1
Беседа по прочитанному,
презентация, выразительное
чтение, развернутое
высказывание, литературная
беседа, пересказ.
Выразительное чтение
наизусть; сообщение;
литературная беседа.
Создание связного устного
текста на литературную тему с
учетом норм русского
литературного языка.
Комментированное чтение,
беседа по содержанию,
выразительное чтение,
развернутое высказывание.
Словесное рисование картин,
возникающих при чтении
текста, комментированное
чтение, развернутое
высказывание, литературная
беседа, пересказ.
Сообщение,
различные виды
пересказа, ответы на
вопросы.
Прочитать сказки
«Премудрый
пескарь», «Коняга».
Сочинениеанализ
эпизода, вопросы
учителя, задания в
учебнике.
Цитатный план,
вопросы учителя,
задания в учебнике.
И.А. Бунин(2ч)
Выразительное
чтение, различные
виды пересказа,
вопросы учителя,
задания в учебнике.
А.И.Куприн (1ч)
Автобиографическая проза (ознакомление)
Портрет
Легенда, прием контраста
Образ44
16.02
45
46
21.02
02.03
47
07.03
48
14.03
49
16.03
А.И. КУПРИН.
Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание,
взаимовыручка, чувство локтя в понимании
автора и его героя.
Рассказ А.И.Куприна «Allez!»
В.В. МАЯКОВСКИЙ.
Стихотворение «Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским на даче».
Проблематика стихотворения. Приемы
создания образов.
С.А. ЕСЕНИН.
Стихотворение «Отговорила роща
золотая…».
«Я покинул родимый дом…». Человек и
природа, чувство родины в стихотворениях
поэта.
И.С. ШМЕЛЕВ.
Рассказ «Русская песня». Основные
сюжетные линии рассказа.
Проблематика и художественная идея.
М.М. ПРИШВИН.
Рассказ «Москварека». Тема и внутренний
смысл.Родина, человек и природа в рассказе.
Образ рассказчика.
1
1
1
1
1
1
Подготовка вопросов для
дискуссии, составление плана
ответа, выборочный пересказ,
комментированное чтение,
беседа.
Проверка домашнего
задания,
индивидуальный и
фронтальный опрос
Анекдот
Выразительное чтение, анализ
лирического произведения,
развернутое высказывание,
литературная беседа, пересказ.
Выразительное чтение, ответы
на вопросы учителя,
литературная беседа.
Устный и письменный отзыв о
прочитанном, работа со
словарями, беседа по
прочитанному.
Комментированное чтение,
выразительное чтение,
пересказ.
В.В. Маяковский (1ч)
Выразительное
чтение, анализ
стихотворения,
вопросы учителя,
анализ по плану.
Автобиографические мотивы.Мотив, тема, идея, рифма.
С.А. Есенин (1ч)
Выразительное
чтение наизусть,
Отзыв о
стихотворении.
И.С. Шмелев(1ч)
Вопросы учителя,
задания в учебнике.
Образпейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон)
Рассказчик и его роль в повествовании.
М.М. Пришвин(1ч)
Составление тезисов,
вопросы учителя,
задания в учебнике.
Подтекст, градация
К.Г. Паустовский (2ч)50
21.03
51
04.04
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ.
«Мещерская сторона» (отдельные главы по
выбору). Человек и природа; малая родина.
Образ рассказчика в произведении.
РР. Устное изложение с элементами
сочинениярассуждения по повести
К.Г.Паустовского «Мещерская сторона»
52
06.04
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
«Не позволяй душе лениться…». Тема
стихотворения и его художественная идея.
53
11.04
54
13.04
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ.
Стихотворение «Прощаемся мы с
матерями…» (из цикла «Памяти матери»),
«На дне моей жизни…».
Поэма «Василий Теркин» (главы из поэмы).
Война, жизнь и смерть, героизм.
1
1
1
1
1
Пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Устный и письменный отзыв о
прочитанном,
выразительное чтение
наизусть.
Создание связного устного
текста на литературную тему с
учетом норм русского
литературного языка.
Комментированное
чтение, вопросы
учителя, задания в
учебнике.
Устное изложение с
элементами
рассуждения.
Выразительное чтение,
комментированное чтение,
анализ лирического
произведения,
беседа по прочитанному.
Различные виды чтения,
выразительное чтение
наизусть, презентация, анализ
лирического произведения.
Н.А. Заболоцкий (1ч)
Выразительное
чтение наизусть.
Тема,
идея.
А.Т. Твардовский(2ч)
Выразительное
чтение наизусть,
вопросы учителя,
задания в учебнике.
Композиция лирического произведения
Лирика поэтовучастников Великой Отечественной войны (1ч)55
18.04
В.чт.Лирика поэтовучастников Великой
Отечественной войны.
Н.П.Майоров. «Творчество»,
Б.А.Богатков. «Повестка».
М.Джалиль. «Последняя песня».
В.Н.Лобода. «Начало».
РК. «На южном фронте оттепель опять…».
(Стихи донских поэтов о войне).
56
20.04
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ.
«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ
«Экспонат №…». Название рассказа и его
роль для понимания художественной идеи
произведения, проблема истинного и
ложного.
57
25.04
В.М. ШУКШИН.
Краткие сведения о писателе.
Рассказ В.М. Шукшина «Микроскоп».
1
1
1
Различные виды чтения,
выразительное чтение
наизусть, презентация, анализ
лирического произведения.
Выразительное чтение
наизусть.
Выразительное
чтение наизусть,
анализ лирического
произведения,
вопросы учителя,
задания в учебнике.
Б.Л. Васильев(1ч)
Подготовка плана к диспуту,
различные виды
комментирования эпизода,
беседа по содержанию,
развернутое высказывание,
литературная беседа, пересказ.
Устный опрос,
вопросы учителя,
задания в учебнике,
индивидуальные
задания.
Композиция лирического произведения
Рассказчик и его роль в повествовании
В.М. Шукшин(1ч)
Беседа по содержанию,
выразительное чтение, анализ
эпизода.
Составление словаря
языка персонажей,
письменный отзыв.
Способы создания характера
Русские поэты XX века о России (1ч)58
27.04
В.чт. Русские поэты XX века о России.
А.А.Ахматова. «Мне голос был. Он звал
утешно…», М.И.Цветаева. «Рябину рубили
зорькою…», Я.В.Смеляков. «История»,
А.И.Фатьянов. «Давно мы дома не были…»,
А.Я.Яшин. «Не разучился ль…».
А.А.Вознесенский. «Муромский сруб»,
А.Д.Дементьев. «Волга».Своеобразие
раскрытия темы России в стихах поэтов XX
века.
РК. Поэты Дона XX века о родине в
природе Донского края.
59
04.05
У. ШЕКСПИР.
Темы и мотивы сонетов.
60
11.05
61
16.05
62
18.05
МАЦУО БАСЕ.
Японские трехстишия хокку. Образ поэта.
Стихотворная тематика.
Р.БЕРНС.
«Возвращение солдата», «Джон Ячменное
Зерно». Основные мотивы стихотворений:
чувство долга, воинская честь, народное
представление о добре и зле».
Р.Л. СТИВЕНСОН.
«Остров сокровищ». Находчивость,
любознательность — наиболее привле
1
1
1
1
1
Различные виды чтения,
выразительное чтение
наизусть, презентация, анализ
лирического произведения.
Выразительное чтение,
развернутое высказывание,
литературная беседа, пересказ,
ответы на вопросы учителя,
литературная беседа.
Выразительное чтение,
развернутое высказывание,
литературная беседа, пересказ.
Композиция лирического произведения
Проверка домашнего
задания,
индивидуальный
опрос.
Выразительное
чтение наизусть,
анализ лирического
произведения.
Зарубежная литература (6ч)
Сонет
Комментированное чтение,
беседа по содержанию,
выразительное чтение, анализ
эпизода.
Комментированное чтение,
беседа по содержанию,
выразительное чтение, анализ
эпизода.
Комментированное чтение,
беседа по содержанию,
выразительное чтение, анализ
эпизода.
Индивидуальные
задания,
вопросы учителя,
задания в учебнике,
Выразительное
чтение,
вопросы учителя,
задания в учебнике,
Вопросы учителя,
задания в учебнике,
Хокку
Мотив
Комментированное чтение,
беседа по содержанию,
выразительное чтение, анализ
Вопросы учителя,
задания в учебнике,
индивидуальные
Приключенческаялитература63
23.05
64
25.05
кательные качества героя.
А. СЕНТЭКЗЮПЕРИ.
Повесть «Планета людей». Добро,
справедливость, мужество, порядочность,
честь в понимании писателя и его героев.
Я.КУПАЛА.
Отражение судьбы белорусского народав
стихах «Мужик», «А кто там идет?»,
«Алеся».
М.Горький и М.Исаковский –
переводчики Я.Купала.
65
30.05
КР. Итоговая контрольная работа (тест)
за курс 7 класса.
Литература на лето.
1
1
1
эпизода.
Выразительное чтение
наизусть; сообщение;
литературная беседа, анализ
эпизода.
Выразительное чтение
наизусть; сообщение;
литературная беседа.
задания.
Вопросы учителя,
задания в учебнике,
индивидуальные
задания.
Вопросы учителя,
задания в учебнике,
индивидуальные
задания.
Приключенческая литература
Композиция лирического произведения
Развернутое высказывание,
литературная беседа.
Аналитическая беседа.
Повторение (1ч)
Устный опрос
обсуждение,
конспектирование
Список
художественной
литературыЛист корректировки рабочей программы на 20172018 учебный год
Тема урока
Дата
проведения
урока
Основание корректировкиСОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МАОУ «Гимназия № 76»
______________ _______________.
ФИО
_______ _________________2017 года
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета
МАОУ « Гимназия № 76»
от ___________2017 года № ___
Председатель методического совета
МАОУ «Гимназия № 76»
______________Е.В.Лебединец
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО учителей
______________________________________
МАОУ « Гимназия № 76»
от ___________2017 года № ___
Председатель МО
______________ ______________
ФИО