Рабочая программа по литературе 9 класс
Оценка 5

Рабочая программа по литературе 9 класс

Оценка 5
Документация
docx
русская литература
9 кл
04.11.2017
Рабочая программа по литературе 9 класс
Публикация является частью публикации:
литература 9 класс 2017-18.docx
Рабочая   программа   по   литературе   составлена   в   соответствии   с   требованиями Федерального   государственного   образовательного     стандарта   второго   поколения   (приказ Минобрнауки РФ № 186 от 17.12.2010 г.), на основе Примерной программы по литературе основного общего образования на базовом уровне, Программы по литературе для 5­ 9 классов общеобразовательной школы, авторы – составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, 3­е издание, М.: «Русское слово», 2016 год.         9 класс  ­     99 часов    (33 учебных недели, 3 часа в неделю) Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» Личностные результаты обучения школьников 5­9 классов: • формировать понимание важности процесса обучения; • формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения; • формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры,   важного   средства   сохранения   и   передачи   нравственных   ценностей   и традиций; • формировать уважение к литературе народов многонациональной России; • формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения; совершенствовать ценностно­смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения; развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста; • • • • • формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности; • формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию; развивать   эстетические   чувства   и   художественный   вкус   на   основе   знакомства   с • отечественной и мировой литературой; развивать   морально­этические   представления,   доброжелательность   и   эмоционально­ нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развивать   личную   ответственность   за   свои   поступки   в   процессе   чтения   и   при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного  произведения с собственным опытом; развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства. • Метапредметные результаты обучения школьников 5­9 классов: • формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска   средств   ее   осуществления   в   процессе   чтения   и   изучения   литературного произведения; • формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы; • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; • формировать   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной   деятельности   и • способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; развивать   умение   осваивать   разнообразные   формы   познавательной   и   личностной рефлексии; 1 • формировать   умение   активно   использовать   речевые   средства   и   средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; • • • формировать   умение   использовать   различные   способы   поиска   (в   справочных источниках   и   открытом   учебном   информационном   пространстве   сети   Интернет)   в соответствии   с   коммуникативными   и   познавательными   задачами   и   технологиями учебного предмета «Литература»; развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; совершенствовать   владение   логическими   действиями   сравнения   (персонажей,   групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно­следственные   связи,   строить   рассуждения   в   процессе   характеристики текста; развивать   готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог,   готовность   признавать возможность   существования   различных   точек   зрения   и   права   каждого   иметь   свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений; • • формировать   умение   определять   общую   цель   и   пути   ее   достижения,   умение договариваться   о   распределении   функций   и   ролей   в   совместной   деятельности; осуществлять   взаимный   контроль   в   совместной   деятельности,   адекватно   оценивать собственное поведение и поведение окружающих; • формировать   готовность   конструктивно   разрешать   конфликты   посредством   учета интересов сторон и сотрудничества; • формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной • • • • • • • деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории; развивать   умение   овладевать   сведениями   о   сущности   и   особенностях   объектов, процессов   и   явлений   действительности   (природных,   социальных,   культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений; совершенствовать   владение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино); развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей. Предметные результаты обучения школьников 5­9 классов: воспитывать   творческую   личность   путем   приобщения   к   литературе   как   искусству слова; совершенствовать   умения   читать   правильно   и   осознанно,   вслух   и   про   себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий); способствовать совершенствованию читательского опыта; совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению; 2 • • • • • совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.); развивать интерес к творчеству; развивать умение характеризовать художественные и научно­популярные тексты; развивать навыки характеристики (в 5—6 классах) и анализа (в 7—9 классах) текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов; развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью,   составлять   отзыв   о   прочитанном,   краткую   аннотацию   о   книге;   создавать творческие работы различных типов и жанров; • формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов; • формировать   умения   по   применению   литературоведческих   понятий   для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений. 5 класс Содержание программы учебного предмета Введение Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения,   вопросы   и   задания,   статьи,   справочный   аппарат,   иллюстрации   и   т.   д.). Особенности работы с электронным приложением к учебнику (тексты, текстовые задания, словарь, различные рубрики). Теория литературы: автор, герой, художественная литература. Из мифологии Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи. Античный   миф: происхождение   мира   и   богов: «Рождение   Зевса», «Олимп».Представления   древних   греков   о   сотворении   Вселенной,   богов   и   героев. Гомер.«Одиссея»   («Одиссей  на  острове  циклопов.  Полифем»). Рассказ  о  Гомере.   Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. Теория   литературы: миф,   мифологический   сюжет;   предание;   легенда, мифологический герой; мифологический персонаж; эпитет, составной эпитет. Из устного народного творчества Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки.   Пословицы,   Сказки.   поговорки.   Волшебная   сказка: «Царевна­ лягушка».Сюжет   в   волшебной   сказке:   зачин,   важное   событие,   преодоление   препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего   на   свете   не   бывает». Отличие   бытовой   сказки   от   волшебной.   Сюжеты   и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России.«Падчерица». Теория   литературы: жанр;   загадки;   пословицы   и   поговорки;   волшебная   сказка (развитие   представлений);   структура   волшебной   сказки;   сказочные   образы;   сказочный персонаж   (развитие   представлений);   бытовая   сказка;   антитеза;   антонимы;   иносказание; «бродячий сюжет»; народная и авторская сказка (развитие представлений); композиция. Из древнерусской литературы 3 Создание первичных представлений о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их   отражение   в   древнерусской   литературе   (право   на   вымысел   у   древнерусского   автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы. Теория литературы: древнерусская литература (первичное представление); летопись; древнерусская повесть (воинская повесть); сюжет; мотив. Басни народов мира Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей  в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы ди­ дактизма в басне. Теория   литературы: басня;   синонимы;   сюжет   (развитие   представлений);   притча; эзопов язык; аллегория, иносказание, олицетворение. Русская басня Русские   басни.   Русские   баснописцы XVIII века.   Нравственная   проблематика   басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке. М.В.   Ломоносов. Краткие   сведения   о   писателе.   Басня «Случились   вместе   два Астронома в пиру...». И.А.   Крылов. Краткие   сведения   о   писателе.   Детство.   Отношение   к   книге. Басни«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова. В.В.Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, олицетворение, сравнение, гипербола. Из литературы XIX века А.С. ПУШКИН Краткие  сведения  о  детстве   и  детских  впечатлениях   поэта.  Пушкин  и  книга.   А.С. Пушкин   и   няня   Арина   Родионовна.   Стихотворение «Няне*. Образы   природы   в стихотворениях   поэта «Зимняя   дорога».   «Сказка   о   мертвой   царевне   и   о   семи   бога­ тырях». «Пушкинская   сказка   —   прямая   наследница   народной».   Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность,   преданность,   зависть,   подлость;   отношение   автора   к   героям.   Поэма «Руслан   и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. Теория   литературы: пейзажная   лирика   (первичное   представление),   портрет   героя, образ; риторическое обращение, эпитет; фольклорные элементы; стихотворение, интонация, ритм, рифма. Поэзия XIX века о родной природе М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива...» Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..» Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...», А.А. Фет «Чудная картина...» Теория литературы: лирика природы, образ­пейзаж, деталь; рефрен, олицетворение, эпитет. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Краткие   сведения   о   детских   годах   писателя.   Стихотворение «Бородино». История создания   стихотворения.   Бородинская   битва   и   русский   солдат   в   изображении   М.Ю. 4 Лермонтова.   Художественное   богатство   стихотворения.   История   и   литература;   любовь   к родине, верность долгу. Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах), инверсия,   риторическое   восклицание;   звукопись   (аллитерация,   ассонанс);   повествование, монолог, диалог. Н.В. ГОГОЛЬ Краткие   сведения   о   писателе.   Малороссия   в   жизни   и   судьбе   Н.В.   Гоголя. Повесть«Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести. Теория   литературы: мифологические   и   фольклорные   мотивы   в   художественном произведении;   фантастика;   юмор,   комизм;   художественная   деталь,   автобиографическая деталь, портрет, речевая характеристика. биографии   писателя.   И.С. ТУРГЕНЕВ Детские   впечатления   И.С.   Тургенева.   Спасское­Лутовиново   в   представлениях   и в творческой прозе«Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».   Рассказ «Мужу» и стихотворение     Теория   литературы: рассказ;   тема   (углубление   представлений);   образ;   прототип; стихотворение   в   прозе;   эпитет,   сравнение   (развитие   представлений);   эпизод   (развитие представлений); конфликт (развитие представлений). Н.А. НЕКРАСОВ Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и   Отношение   автора   к   персонажам   стихотворения. способы   ее   раскрытия. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины. Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; эпитет, сравнение, риторическое восклицание и риторическое обращение; идея, композиция (развитие представлений), образ (развитие представление); ритм, рифма, стих, строфа. Л.Н. ТОЛСТОЙ Сведения   о   писателе.   Л.Н.   Толстой   в   Ясной   Поляне.   Яснополянская   школа. Рассказ«Кавказский   пленник». Творческая   история.   Тема   и   основные   проблемы:   смысл жизни,   справедливость;   свобода,   неволя   в   повести.   Две   жизненные   позиции   (Жилин   и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. От­ ношение писателя к событиям. Теория литературы: рассказ; портрет (развитие представлений); контраст; конфликт; сюжет и фабула; фабульные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог (развитие представлений). А.П. ЧЕХОВ Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша   Чехонте.   Книга   в   жизни   А.П.   Чехова.   Рассказ «Злоумышленник»', тема;   приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. Теория   литературы: рассказ;   юмор   (юмористическая   ситуация),   комическая ситуация,   ирония,   комизм;   роль   детали   в   создании   художественного   образа;   антитеза, метафора, градация, диалог. Из литературы XX века И.А. БУНИН 5 Детские   годы   И.А.   Бунина.   Семейные   традиции   и   их   влияние   на   формирование личности.   Книга   в   жизни   И.А.   Бунина.   Стихотворение «Густой   зеленый   ельник   у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй   план   в   стихотворении.   Рассказ «В   деревне»: слияние   с   природой;   нравственно­ эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов. Теория   литературы: стихотворение­размышление;   образ­пейзаж,   образы   животных (развитие представлений); метафора, эпитет; портрет; автобиографическое произведение. Л.Н. АНДРЕЕВ Краткие   сведения   о   писателе.   Рассказ «Петька   на   даче»: основная   тематика   и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала. Теория литературы: тема; эпизод, финал, кольцевая композиция; контраст, деталь, эпитет; прототип, персонаж. А.И. КУПРИН Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. Теория   литературы: рассказ;   финал;   деталь,   сравнение,   эпитет;   портрет   героя (расширение и углубление представлений). А.А. БЛОК Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург,   Шахматово).   Стихотворение «Летний   вечер»: умение   чувствовать   красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения. Теория литературы: антитеза, пейзаж, цветопись. С.А. ЕСЕНИН Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... »— по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина. Теория литературы: образ,   эпитет,   метафора,   сравнение,   олицетворение,   ассонанс, аллитерация (развитие представлений о понятиях), неологизм. А.П. ПЛАТОНОВ Краткие   биографические   сведения   о   писателе.   Рассказы «Никита»,   «Цветок   на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка. Теория литературы: тема, идея; фантастика (развитие представлений). П.П. БАЖОВ Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа. Теория   литературы: сказ,   отличие   сказа   от   сказки,   герой   повествования; побывальщина; афоризм. Н.Н. НОСОВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. В.П. АСТАФЬЕВ Краткие   сведения   о   писателе.   Рассказ «Васюткино   озеро»: тема,   идея   рассказа ;цельность   произведения;   взаимосвязь   всех   элементов   повествования;   глубина   раскрытия образа. Теория литературы: художественная идея, тема, сюжет, композиция. Е.И. НОСОВ 6 Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и   доброта.   Мир   глазами   ребенка;   юмористическое   и   лирическое   в   рассказе.   Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном. Теория   литературы: юмор   (развитие   представлений),   противоречия,   синонимы; сравнение, эпитет. Родная природа в произведениях писателей XX века В.Ф. Боков. «Поклон»; Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»; Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья» ; В.И. Белов. «Весенняя ночь»; В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок). Теория литературы: лирическая проза; метафора, сравнение, олицетворение, эпитет (развитие представлений); повесть. Из зарубежной литературы Д. ДЕФО Краткие   сведения   о   писателе.   Роман «Жизнь,   необыкновенные   и   удивительные приключения   Робинзона   Крузо» (отрывок).   Сюжетные   линии,   характеристика   персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра. Теория   литературы: притча,   приключенческий   роман,   роман   воспитания,   роман­ путешествия; сюжетные линии. Х.К. АНДЕРСЕН Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность. Теория литературы: авторская сказка (развитие представлений), авторский замысел; контраст. М.ТВЕН Краткие   сведения   о   писателе.   Автобиография   и   автобиографические   мотивы. Роман«Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. Теория литературы: юмор (развитие представлений), приключенческая литература; композиция, сюжет, деталь. Ж. РОНИ­СТАРШИЙ Краткие   сведения   о   писателе.   Повесть «Борьба   за   огонь» (отдельные   главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека. Теория   литературы: художественные   средства   (развитие   представлений);   деталь; приключенческая, историческая, фантастическая литература. ДЖ. ЛОНДОН Краткие   сведения   о   писателе.   Детские   впечатления. «Сказание   о   Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых). Теория литературы: рассказ, герой (развитие представлений). А. ЛИНДГРЕН Краткие   сведения   о   писательнице.   Роман «Приключения   Эмиля   из Лённеберги»(отрывок). 6 класс ВВЕДЕНИЕ 7 О литературе,   писателе  и   читателе.  Литература  и   другие  виды   искусства   (музыка, живопись, театр, кино). Развитие   представлений   о   литературе;   писатель   и   его   место   в   культуре   и   жизни общества; человек и литература; книга – необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.) ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ Мифы «Пять   веков»,   «Яблоки   Гесперид» Отражение   в древнегреческих   мифах   представлений   о   времени,   человеческой   истории,   героизме; стремление познать мир и реализовать свою мечту.   «Прометей», Теория литературы: миф, мифологический сюжет, мифологические герои. ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА Легенды, предания, сказки «Солдат   и   смерть»,   «Как   Бадыноко   победил   одноглазого   великана»,   «Сказка   о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность. Теория   литературы: легенда,   предание,   сказка;   структура   волшебной   сказки, мифологические элементы в волшебной сказке. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «Сказание   о   белгородских   колодцах»,   «Повесть   о   разорении   Рязани   Батыем» «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь к родине, мужество и др.) Теория   литературы: древнерусская   литературе;   сказание,   древнерусская   повесть; поучение; плач; автор и герой. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА М.В. ЛОМОНОСОВ Годы учение. Отражение позиции ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные по  дороге  в   Петергоф». Отражение   в  стихотворении  мыслей   ученого  и   поэта;   тема  и  ее реализация; независимость, гармония – основные мотивы стихотворения; идея стихотворения. Теория   литературы: стихотворение;   иносказание,   многозначность   слова   и   образа, аллегория, риторическое обращение. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА В.А ЖУКОВСКИЙ Краткие сведения о писателе. Личность поэта. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь   с   фольклором,   традициями   и   обычаями   народа.   Новое   явление   в   русской   поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея произведения. Теория   литературы: баллада,   фантастика;   фабула;   композиция,   лейтмотив;   герой, образ. А.С. ПУШКИН Лицей   в   жизни   и   творческой   биографии   А.С.   Пушкина.   Лицеист   А.С.   Пушкин   в литературной жизни  Петербурга.  Лирика природы: «Деревня», «Редеет  облаков летучая гряда…»,   «Зимнее   утро»,   «Зимний   вечер». Интерес   к   истории   России:«Дубровский» ­ историческая   правда   и   художественный   вымысел;   нравственные   и   социальные   проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи. 8 Теория литературы: элегия; двусложные размеры стиха; строфа, типы строф; роман (первичное   представление);   авторское   отношение   к   героям;   историческая   правда   и художественный вымысел. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Годы   учения.   Ссылка   на   Кавказ.   Поэт   и   власть.   Вольнолюбивые   мотивы   в   лирике (свобода,   воля,   независимость): «Тучи»,   «Парус»,   «На   севере   диком   стоит   одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа. Теория литературы: метафора, инверсия, антитеза. Н.В. ГОГОЛЬ Повесть «Тарас   Бульба». Тематика   и   проблематика   повести   (любовь   к   родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с героическим эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля. Теория   литературы: героическая   повесть;   героический   эпос;   разнообразие лексических пластов; тропы (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры). И.С. ТУРГЕНЕВ «Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие,   порядочность,   доброта;   образ   лесника;   позиция   писателя.   Один   из   рассказов «Записок   охотника»   по   выбору   учащихся.   Самостоятельная   характеристика   темы   и центральных   персонажей   произведения.   Стихотворение   «В   дороге»:   выразительность   и точность поэтического звучания. Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; позиция автора, идея произведения и художественный замысел; тропы (сравнение, метафора, эпитет). Н.А. НЕКРАСОВ Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» ­ основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое   чувство!   У   каждых   дверей…». Основной   пафос   стихотворения:   разоблачение социальной   несправедливости.   Выразительные   средства,   раскрывающие   тему.   Способы создания   образа   женщины­труженицы,   женщины­матери.   Отношение   автора   к   героям   и событиям. Теория   литературы: трехсложные   размеры   стиха:   дактиль,   амфибрахий,   анапест; коллективный портрет. Л.Н. ТОЛСТОЙ Повесть «Детство» (отдельные   главы): «Матап»   «Что   за   человек   мой   отец?», «Детство» и   др.   по   выбору. Рассказ «Бедные   люди».   Взаимоотношения   в   семье;   главные качества  родителей  в  понимании  и изображении  Л.Н.  Толстого;  проблематика  рассказа  и внутренняя   связь   его   с   повестью   «Детство»   (добро,   добродетельность,   душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарность, милосердие, сострадание). Теория литературы: автобиографическая проза, рассказ, повесть. В.Г.КОРОЛЕНКО Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания,   доброты,   справедливости,   милосердия.   Дети   и   взрослые   в   повести. Система образов. Авторское отношение к героям. Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер, герой. А.П. ЧЕХОВ 9 Сатирические   и   юмористические   рассказы   А.П.   Чехова.   Рассказы «Толстый   и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Приемы создания комического эффекта. Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, ирония, самоирония, конфликт в   юмористическом   произведении   (развитие   и   углубление   представлений);   деталь   и   ее художественная роль в юмористическом произведении. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА И.А. БУНИН Мир   природы   и   человека   в   стихотворениях   и   рассказах   И.А.   Бунина. Стихотворение«Не   видно   птиц.   Покорно   чахнет...»,   рассказ «Лапти». Душевный   мир крестьянина в изображении писателя. Теория   литературы: стили   речи   и   их   роль   в   создании   художественного   образа; эпитет, метафора (развитие представлений). А.И. КУПРИН Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. Теория   литературы: рождественский   рассказ;   язык   героя   как   средство   создания образа. С.А. ЕСЕНИН Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворений. Одухотворенная природа — один из основных образов поэзии С.А. Есенина. Теория   литературы: поэтический   образ   (развитие   представлений   о   понятии), цветообраз, эпитет, метафора; песня. М.М ПРИШВИН Краткие   сведения   о   писателе.   Сказка­быль «Кладовая   солнца»: родная   природа   в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. Теория   литературы: сказка­быль;   конфликт,   сказочные   и   мифологические   мотивы (развитие представлений). Н.М. РУБЦОВ Краткие   сведения   о   поэте.   Стихотворения «Звезда   полей»,   «Тихая   моя родина».Человек и природа в стихотворениях. Образный строй. Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция, образ. А.А. АХМАТОВА Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной   истории   XX   века.   Стихотворения «Перед   весной   бывают   дни   такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине. Значение русского языка. Теория литературы: мотив, анафора, эпитет. ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти,   бессмертия,   любви   к   родине:   М.В.   Исаковский «В   прифронтовом   лесу»; С.С.Орлов «Его   зарыли   в   шар   земной...»;   К.М.   Симонов «Жди   меня,   и   я вернусь...»;Р.Г.Гамзатов «Журавли»; Д.С. Самойлов «Сороковые». Теория литературы: мотив, художественные средства. В.П. АСТАФЬЕВ Краткие   сведения   о   писателе.   Рассказ «Конь   с   розовой   гривой». Тематика, проблематика рассказа. 10 Теория литературы: рассказ (развитие представлений); тема, проблема, идея. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «СКАЗКА   О   СИНДБАДЕ­МОРЕХОДЕ»   ИЗ   КНИГИ   «ТЫСЯЧА   И   ОДНА НОЧЬ» История создания, тематика, проблематика. Теория литературы: сказка (развитие представлений), стиль. Я. и В. ГРИММ Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки. Теория   литературы: народная   и   литературная   сказка   (развитие   представлений), «бродячий» сюжет. О. ГЕНРИ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья. Теория литературы: новелла, юмор, ирония (развитие представлений). ДЖ. ЛОНДОН Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения. 7 класс ВВЕДЕНИЕ Знакомство   со   структурой   и   особенностями   учебника.   Своеобразие   курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения. Теория литературы: литературный род, текстология. ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА БЫЛИНЫ «Святогор   и   Микула   Селянинович»,   «Илья   Муромец   и   Соловей­разбойник». А.К. Толстой «Илья   Муромец». Событие   в   былине,   поэтическая   речь   былины,   своеобразие характера   и   речи   персонажа,   конфликт,   отражение   в   былине   народных   представлений   о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость). Теория литературы: эпос; эпические жанры в фольклоре; былина (эпическая песня), тематика былин, своеобразие центральных персонажей и особенности конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием). РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты   на   конях   будут»); лирические   песни («Подушечка   моя   пуховая...»); лиро­ эпические   песни («Солдатская»). Лирическое   и   эпическое   начало   в   песне;   своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в фольклорной песне. Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии, лироэпическая песня; эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения (развитие пред­ ставлений). ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Из «Повести   временных   лет» («И вспомнил   Олег   коня   своего...»),   «Повесть   о Петре   и   Февронии   Муромских». Поучительный   характер   древнерусской   литературы; мудрость,   преемственность   поколений,   любовь   к   родине,   образованность,   твердость   духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности. 11 Теория   литературы: эпические   жанры   и   жанровые   образования   в   древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА М.В. ЛОМОНОСОВ Жизнь   и   судьба   поэта,   просветителя,   ученого. «Ода   на   день восшествия   на всероссийский   престол   ее   величества   государыни   императрицы   Елизаветы   Петровны, 1747 в российском языке» (отрывок).   Мысли   о   просвещении,   русском   языке;   вера   в   творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория «трех штилей» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы. года» (отрывок), «Предисловие церковных книг   пользе       о     Теория   литературы: литературное   направление,   классицизм;   ода;   учение   М.В. Ломоносова   о   «трех  штилях»;   риторические   фигуры;   эпиграмма;   тема   и   мотив   (развитие представлений). Г.Р. ДЕРЖАВИН Биография   Г.Р.   Державина   (по   страницам   книги   В.Ф.   Ходасевича   «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом. Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды; тематическое разнообразие лирики; псалом; риторические фигуры (развитие пред­ ставлений). Д.И. ФОНВИЗИН Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения,   основной   конфликт   пьесы   и   ее   проблематика,   образы   комедии   (портрет   и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя. Теория   литературы: юмор,   сатира,   сарказм;   драма   как   литературный   род;   жанр комедии; «говорящие» фамилии; ремарка; литературное направление, классицизм (развитие представлений). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА А.С. ПУШКИН Тема дружбы и долга, свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...».Любовь к родине, ува­ жение   к   предкам: «Два   чувства   дивно   близки   нам...». Человек   и   природа: «Туча». Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»:судьба Олега в летописном тексте и   в   балладе   Пушкина;   мотивы судьбы   —   предсказание,   предзнаменование,   предвидение, провидение; вера и суеверие. Поэма«Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие  поэтического  языка  (через   элементы  сопоставительного анализа).  Творческая история произведений. Теория   литературы: поэма,   баллада;   образный   мир   поэмы,   группировка   образов, художественный   образ   и   прототип;   троны   и   фигуры   (риторическое   обращение,   эпитет, метафора); жанровое образование — дружеское послание. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Стихотворения: «Три   пальмы»,   «Родина».   «Песня   про   царя Ивана   Васильевича, молодого   опричника   и   удалого   купца   Калашникова». Родина   в   лирическом   и   эпическом произведении; '; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, | достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные образы 12 поэмы и художественные приемы их создания; речевая характеристика героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...». Теория литературы: жанры лирики; сюжет и композиция лирического произведения (углубление и расширение понятий); фольклорные элементы в авторском произведении; сти­ лизация   как   литературно­художественный   прием;   контраст;   вымысел   и   верность исторической правде; градация. Н.В. ГОГОЛЬ Н.В.   Гоголь   в   Петербурге.   Новая   тема   —   изображение   чиновничества   и   жизни «маленького   человека».   Новаторство   писателя.   Разоблачение   угодничества,   глупости, бездуховности.   Повесть «Шинель»: основной   конфликт;   трагическое   и   комическое.   Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла. Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика. И.С. ТУРГЕНЕВ Общая   характеристика   книги «Записки   охотника». Многообразие   и   сложность характеров крестьян в изображении И.С, Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отно­ шение   автора   к   героям).   Стихотворение   в   прозе «Нищий»: тематика;   художественное богатство произведения. Теория литературы: цикл; портрет и характер; рассказчик; эпилог; стихотворение в прозе (углубление представлений). Н.А. НЕКРАСОВ Краткие   сведения   о   поэте.   Стихотворения: «Вчерашний   день,   часу   в   шестом...», «Железная   дорога»,   «Размышления   у   парадного   подъезда», поэма «Русские   женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической   музы   Н.А.   Некрасова.   Писатель   и   власть;   новые   типы   героев   и   персонажей. Основная   проблематика   произведений:   любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, достоинство; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.   судьба   русской   женщины, Теория литературы: поэма (развитие представлений); диалог. М.Е. САЛТЫКОВ­ЩЕДРИН Краткие   сведения   о   писателе.   Сказки: «Повесть   о   том,   как один   мужик   двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика   сказки:   труд,   власть,   справедливость;   приемы   создания   образа   помещика. Позиция писателя. Теория   литературы:   сатира,   сатирический   образ,   сатирический   персонаж, сатирический   тип;   притчевый   характер   сатирических   сказок;   мораль;   своеобразие художественно­выразительных   средств   в   сатирическом   произведении;   тропы   и   фигуры   в сказке (гипербола, аллегория — развитие представлений). Л.Н. ТОЛСТОЙ Л.Н.   Толстой   —   участник   обороны   Севастополя.   Творческая история«Севастопольских   рассказов». Литература   и   история.   Рассказ «Севастополь   в декабре месяце»: человек на войне, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. Теория литературы: рассказ, книга (цикл) рассказов (развитие представлений). Н.С. ЛЕСКОВ Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего» (Л.Н. Толстой). Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения. Теория литературы: сказ, рассказчик (развитие представлений); своеобразие стиля. 13 А. А. ФЕТ Русская   природа   в   стихотворениях: «Я   пришел   к   тебе   с приветом...», «Вечер».Общечеловеческое   в   лирике;   наблюдательность,   чувства   добрые;   красота   земли; стихотворение­медитация. Теория   литературы: лирика   природы;   тропы   и   фигуры   (эпитет,   сравнение, олицетворение, метафора, бессоюзие — развитие представлений). А.П. ЧЕХОВ Рассказы «Хамелеон»,   «Смерть   чиновника». Разоблачение   беспринципности, корыстолюбия,   чинопочитания,   самоуничижения.   Своеобразие   сюжета,   способы   создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя. Теория   литературы: психологический   портрет;   сюжет;   сатира   (развитие представлений). ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА О РОССИИ Н.М.   Языков «Песня»; И.С.   Никитин «Русь»; А.Н.   Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..» Теория   литературы: инверсия,   риторический   вопрос,   восклицание,   обращение (развитие представлений). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА М. ГОРЬКИЙ Повесть «Детство» (главы   по   выбору); «Легенда   о   Данко» (из   рассказа «Старуха Изергилъ»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе; становление характера юного героя; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей,   героизм,   зависть,   равнодушие,   покорность,   непокорность,   гордость,   жалость); авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия идеи. Теория   литературы:   автобиографическая   проза;   трилогия;   контраст   (развитие представлений); герой­романтик. И.А. БУНИН Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И.А. Бунина. Размышления о своеобразии поэзии: «Как я пишу». Рассказ «Кукушка».Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные мотивы рассказа; образы­персонажи; образ природы; образы животных и их значение в раскрытии художественной идеи рассказа. Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении; поэтический образ; художественно­выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте. А.И. КУПРИН Рассказы «Чудесный   доктор»,   «Allez». Основная   сюжетная   линия   рассказов   и подтекст; художественная идея. Теория   литературы: рассказ­анекдот;   диалог;   прототип;   мотив   (развитие представлений); каламбур. А.С. ГРИН Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Своеобразие образного мира повести. Экранизация повести. Теория литературы: развитие представлений о герое­романтике. В.В. МАЯКОВСКИЙ Стихотворение «Необычайное   приключение,   бывшее   с Владимиром   Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы со­ здания образов. Художественное своеобразие стихотворения. 14 Теория   литературы: автобиографические   мотивы   в   лирических   произведениях; мотив, тема, идея; рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора, синтаксические фигуры и интонация конца предложения, аллитерация). С.А. ЕСЕНИН Стихотворения: «Гой   ты,   Русь,   моя   родная...»,   «Каждый   труд   благослови, удача...»,   «Отговорила   роща   золотая...», «Я   покинул   родимый   дот...». Тематика лирических   стихотворений;   лирическое   «я»   и   образ   автора.   Человек   и   природа,   чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. Теория литературы: образ­пейзаж; тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, метафора, поэтический синтаксис — развитие представлений); неологизм. И.С. ШМЕЛЕВ Рассказ «Русская   песня». Основные   сюжетные   линии   рассказа.   Проблематика   и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман«Лето Господ­ не» (глава «Яблочный   Спас»). Автобиографические   мотивы.   Роль   эпиграфа.   Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова. Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка; антитеза; художественная деталь, выразительные средства; сказ. М.М. ПРИШВИН Рассказ «Москва­река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика. Теория   литературы: подтекст;   выразительные   средства   художественной речи:градация. К.Г. ПАУСТОВСКИЙ Повесть «Мещерская   земля»,   «Первое знакомство»,   «Леса»,   «Луга»,   «Бескорыстие» по   выбору).   Чтение   и   обсуждение фрагментов, воссоздающие мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении. сторона» (главы «Обыкновенная   Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи (эпитет,   сравнение,   метафора,   олицетворение   —   развитие   представлений);   пейзаж   как сюжетообразующий фактор (развитие представлений). Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ Стихотворение «Не   позволяй   душе   лениться!..». Тема   стихотворения   и   его художественная идея. Духовность, труд — основные нравственные достоинства человека. Теория   литературы: выразительные   средства   речи   (риторическое   восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений); эссе. А.Т. ТВАРДОВСКИЙ Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского. Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры). ЛИРИКА   ПОЭТОВ   —   УЧАСТНИКОВ   ВЕЛИКОЙ   ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Н.П.   Майоров «Творчество»; Б.А.   Богатков «Повестка»; М.   Джалиль «Последняя песня»; В.Н. Лобода «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны. Б.Л. ВАСИЛЬЕВ 15 «Летят   мои   кони» (фрагмент).   Рассказ «Экспонат   №...». Название   рассказа   и   его роль   в   раскрытии   художественной   идеи   произведения,   проблема   истинного   и   ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании. В.М. ШУКШИН Краткие   сведения   о   писателе.   «Чудаки»   и   «чудики»   в   рассказах   В.М. Шукшина.«Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя. Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа. ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОССИИ Г. Тукай «Родная деревня»; А.А. Ахматова «Мне голос был. Он звал утешно...»; М.И. Цветаева «Рябину   рубили   зорькою...»; И.   Рубцов «В горнице»; Я.В.   Смеляков «История»; А.И.   Фатьянов «Давно   мы   дома   не   были»; А.Я. Яшин «Не разучился ль...»; К.Ш. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...»; Р.Г. Гамзатов «В горах джигиты ссорились, бывало...», «Мой Дагестан»; А.А.   Вознесенский «Муромский   сруб»; А.Д.   Дементьев«Волга». Своеобразие раскрытия темы Родины в стихах поэтов XX века.   Северянин «Запевка»; Н.М. Теория литературы: сравнение, риторические фигуры (развитие представлений). ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ У. ШЕКСПИР Краткие  сведения  об  авторе.  Сонеты: «Когда  на  суд  безмолвных,  тайных  дум...», «Прекрасное   прекрасней   во   сто   крат...», «Уж   если   ты   разлюбишь, — так   теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира. Теория   литературы: твердая   форма   (сонет),   строфа   (углубление   и   расширение представлений). МАЦУО БАСЕ Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов и структуры. Теория литературы: хокку (хайку). Р. БЁРНС Краткие   сведения   об   авторе.   Стихотворения: «Возвращение солдата»,   «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе. Теория   литературы:   лиро­эпическая   песня,   баллада;   аллегория;   перевод стихотворений. Р. Л. СТИВЕНСОН Краткие   сведения   об   авторе.   Роман «Остров   сокровищ» (часть   третья, «Мои приключения   на   суше»). Приемы   создания   образов.   Находчивость,   любознательность   — наиболее привлекательные качества героя. Теория литературы: приключенческая литература. А. ДЕ СЕНТ­ЭКЗЮПЕРИ Краткие   сведения   о   писателе.   Повесть «Планета   людей» (в   сокращении), сказка«Маленький   принц». Добро,   справедливость,   мужество,   порядочность,   честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора. Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений); правда и вымысел; образы­символы; афоризмы. 16 Р. БРЭДБЕРИ Рассказ «Все   лето   в   один   день». Роль   фантастического   сюжета   в   постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли. Теория литературы: фантастика (развитие представлений). Я. КУПАЛА Основные   биографические   сведения.   Отражение   судьбы   белорусского   народа   в стихах «Мужик»,   «А   кто   там   идет?»,   «Алеся». М.   Горький   и   М.   Исаковский   — переводчики Я. Купалы. 8 класс ВВЕДЕНИЕ Своеобразие курсов литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. Теория   литературы: литература   и   история,   писатель   и   его   роль   в   развитии литературного процесса, жанры и роды литературы. ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА Историческая песня: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин   и   девка­астраханка»,   «Солдаты  освобождают   Смоленск»   («Как  повыше   было города   Смоленска…»). Период   создания   русских   исторических   песен.   Связь   с представлениями   и   исторической   памятью   народа   и   отражение   их   в   песне;   песни­плачи; средства выразительности в исторической песни; нравственная проблематика в исторической песне и песне­плаче. Теория   литературы: песня   как   жанр   фольклора,   историческая   песня,   отличие исторической песни от былины, песня­плач; параллелизм, повторы, постоянные эпитеты. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «Житие Сергия Радонежского», Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент), «Слово о погибели земли», «Житие Александра Невского» (фрагмент).Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу,   мудрость,   готовность   к   подвигу   во   имя   Руси   –   основные   нравственные   проблемы житийной литературы; тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы. Теория литературы: житийная литература, агиография; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Г.Р. ДЕРЖАВИН Поэт   и   государственный   чиновник.   Отражение   в   творчестве   фактов   биографии   и взглядов   поэта.   Стихотворения: «Памятник»,   «Вельможа» (служба,   служение,   власть   и народ, поэт и власть – основные мотивы стихотворений). Тема отношений поэта и власти; поэт и поэзия. Теория литературы: лирическое стихотворение (развитие представлений); ода. Н.М. КАРАМЗИН Основные   вехи   биографии.   Карамзин   и   Пушкин.   Повесть «Бедная   Лиза» ­   новая эстетическая реальность. Проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. Теория   литературы: сентиментализм   как   литературное   течение,   сентиментализм   и классицизм (чувственное начало в противовес рационализму), жанр сентиментальной повести. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА В.А.   Жуковский «Лесной   царь»,   «Море»,   «Невыразимое» .   К.Ф.   Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака». 17 Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно­выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. Теория литературы: баллада (развитие представлений); элегия, жанровое образование – дума, песня; элементы романтизма, романтизм. А.С. ПУШКИН Тематическое   богатство   поэзии   А.С.   Пушкина.   Стихотворения: «И.И.   Пущину», «Бесы»,   «Маленькие   трагедии», повесть «Пиковая   дама» (обзор).   Роман  «Капитанская дочка»: проблематика   (любовь   и   долг,   любовь   и   дружба,   честь,   вольнолюбие;   осознание предначертанья, провидение, случай и судьба; независимость, ответственность; литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы. Теория   литературы: элегия,   послание,   историческая   песня,   роман   (исторический роман – развитие представлений); художественная идея (развитие представлений). М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Кавказ и в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, гордость, сила духа   –   основные   мотивы   поэмы;   художественная   идея   и   средства   её   выражения;   образ­ персонаж, образ­пейзаж. «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский). Теория   литературы: сюжет   и   фабула   в   поэме;   лиро­эпическая   поэма;   роль вступления,   лирического   монолога;   поэтический   синтаксис   (риторические   фигуры); романтические традиции. Н.В. ГОГОЛЬ Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая   и   сценическая   история   пьесы,   русское   чиновничество   в   сатирическом изображении Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества,   лживости   и   авантюризма,   равнодушного   отношения   к   служебному   долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Теория   литературы: драма   как   род   литературы,   своеобразие   драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире; «говорящие» фамилии. И.С. ТУРГЕНЕВ Основные   вехи   биографии   И.С.   Тургенева.   Произведения   писателя   о   любви: повесть«Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера. Теория литературы: лирическая повесть; прообраз, прототип. Н.А. НЕКРАСОВ Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворениях. Теория   литературы: фольклорные   приемы   в   поэзии;   песня;   народность   (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм (развитие представлени). А.А. ФЕТ Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Зреет рожь   над   жаркой   нивой…»,   «Целый   мир   от   красоты…»,   «Учись   у   них:   у   дуба,   у березы…». Гармония   чувств,   единство   с   миром   природы,   духовность   –   основные   мотивы лирики А.А. Фета. А.Н. ОСТРОВСКИЙ Краткие   сведения   о   писателе.   Пьеса­сказка «Снегурочка» (фрагмент):   связь   с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая и сценическая история пьесы. Теория литературы: драма. Л.Н. ТОЛСТОЙ 18 Основные   вехи   биографии   писателя. «Отрочество» (обзор;   главы   из   повести); становление   личности   в   борьбе   против   жестокости   и   произвола   –   рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. Теория   литературы: автобиографическая   проза;   композиция   и   фабула   рассказа (развитие представлений). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА М. ГОРЬКИЙ Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Макар Чудра», «Мой спутник»(обзор). Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. Теория литературы: традиции романтизма; жанровое своеобразие; образ­символ. В.В. МАЯКОВСКИЙ Краткие   сведения   о   поэте. «Я»   и   «вы», поэт   и   толпа   в   стихах   В.В. Маяковского:«Хорошее отношение к лошадям». Теория   литературы: неологизмы;   конфликт   в   лирическом   произведении;   рифма   и ритм (развитие представлений) О СЕРЬЕЗНОМ – С УЛЫБКОЙ (САТИРА НАЧАЛА XX ВЕКА) Н.А.   Тэффи «Свои   и   чужие». М.   Зощенко «Обезьяний   язык». Большие   проблемы «маленьких   людей»;   человек   и   государство;   художественное   своеобразие   рассказов;   от анекдота – к фельетону, от фельетона – к юмористическому рассказу. Теория   литературы: литературный   анекдот,   юмор,   сатира,   ирония,   сарказм (расширение представлений). Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ Краткие   сведения   о   поэте.   Стихотворения: «Я   не   ищу   гармонии   в   природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору). Поэт труда, духовной красоты. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950­60­х годов. Теория литературы: тема и мотив (развитие представлений). М.В. ИСАКОВСКИЙ Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожги родную хату…», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения  «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века. Теория литературы: стилизация; устная народная поэзия; тема стихотворения. В.П. АСТАФЬЕВ Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П.   Астафьева;   рассказ «Фотография,   на   которой   меня   нет». Проблема   нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика. Теория литературы: образ рассказчика (развитие представлений). А.Т. ТВАРДОВСКИЙ Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью – даль» (главы   из   поэмы).   Россия   на   страницах   поэмы.   Ответственность   художника   перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского. В.Г. РАСПУТИН Основные   вехи   биографии   писателя. XX век   на   страницах   прозы   В.Г.   Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детства 19 на   страницах   повести.   Центральный   конфликт   и   основные   образы   повествования. Сострадание,   справедливость,   границы   дозволенного.   Милосердие,   готовность   прийти   на помощь,   способность   к   предотвращению   жестокости,   насилия   в   условиях   силового соперничества. Теория литературы: рассказчик в художественной прозе (развитие представлений). ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ У. ШЕКСПИР Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты). Певец великих и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене. Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра). М. СЕРВАНТЕС Краткие   сведения   о   писателе.   Роман «Дон   Кихот»: проблематика   (идеальное   и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа.   Образ   Дон   Кихота.   Позиция   писателя.   Тема   Дон   Кихота   в   русской   литературе. Донкихотство. Теория   литературы: рыцарский   роман;   романный   герой;   пародия   (развитие представлений). 9 класс Введение Цели   и   задачи   изучения   историко­литературного   курса   в   9   классе.   История отечественной литературы как отражение особенностей культурно­исторического развития нации.   Своеобразие   литературных   эпох,   связь   русской   литературы   с   мировой   культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков. Теория   литературы:   историко­литературный   процесс,   литературное   направление, «сквозные» темы и мотивы. Из древнерусской литературы Жанровое   и   тематическое   своеобразие   древнерусской   литературы.   Историческая   и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические   особенности.   Проблема   авторства   «Слова...».   Фольклорные,   языческие   и христианские мотивы и символы в поэме. Теория   литературы: слово   как   жанр   древнерусской   литературы,   летопись, героическая   поэма,   историческая   песня,   плач;   рефрен,   психологический   параллелизм, олицетворение. Из русской литературы XVIII века Основные   тенденции   развития   русской   литературы   в   XVIII   столетии.   Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова. Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б.Княжнин). Книга   А.Н.   Радищева «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву» как   явление литературной   и   общественной   жизни.   Жанровые   особенности   и   идейное   звучание «Путешествия...».   Своеобразие   художественного   метода   А.Н.   Радищева   (соединение   черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями). Поэтика   «сердцеведения»  в  творчестве  Н.М.  Карамзина.  Черты   сентиментализма  и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка. 20 Теория   литературы:   теория   «трех   штилей»,   классицизм   и   сентиментализм   как литературные направления; литература путешествий, панегирик, сатира, ода, комедия. Русская литература первой половины XIX века Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века. Исторические   предпосылки   русского   романтизма,   его   национальные   особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме. Теория литературы: романтизм как литературное направление, «школа гармонической точности», «гражданский романтизм»; романтическая элегия, баллада, песня, дружеское пос­ лание. А.С. ГРИБОЕДОВ Жизненный   путь   и   литературная   судьба   А.С.   Грибоедова.   Творческая   история комедии«Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого.   Фамусовская   Москва   как   «срез»   русской   жизни   начала XIX столетия.   Чацкий   и Молчалин.   Образ   Софьи   в   трактовке   современников   и   критике   разных   лет.   Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А.Гончаров о «Горе от ума»   (статья   «Мильон   терзаний»).   Проблематика   «Горя   от   ума»   и   литература предшествующих   эпох   (драматургия   У.   Шекспира   и   Ж.Б.   Мольера).   Чацкий   и   Гамлет: сопоставительный анализ образов. Теория  литературы:  трагикомедия,   вольный   стих,   двуединый   конфликт,   монолог, внесценический персонаж, антигерой, любовная интрига, финал­катастрофа. А.С. ПУШКИН Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика   и   др.): «К   Чаадаеву»,   «К   морю»,   «На   холмах   Грузии   лежит   ночная   мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я  помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее   художественное   своеобразие   и   проблематика.   Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких   трагедий» (общая   характеристика).   Нравственно­философское звучание   пушкинской   прозы   и   драматургии,   мастерство   писателя   в   создании   характеров. Важнейшие   этапы   эволюции   Пушкина­художника;   христианские   мотивы   в   творчестве писателя.   «Чувства   добрые»   как   лейтмотив   пушкинской   поэтики,   критерий   оценки литературных и жизненных явлений. «Евгений   Онегин» как   «свободный»   роман   и   роман   в   стихах.   Автор   и   его   герой   в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе. Теория литературы:  эпикурейская лирика, дружеское послание, политическая ода, лирический   отрывок,   романтическая   поэма,   реализм,   пародия,   трагедия,   роман   в   стихах, онегинская строфа, лирическое отступление. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Жизненный   и   творческий   путь   М.Ю.   Лермонтова.   Темы   и   мотивы   лермонтовской лирики   (назначение   художника,   свобода   и   одиночество,   судьба   поэта   и   его   поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я жить хочу! Хочу печали...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один 21 я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина». «Герой нашего времени» как первый русский философско­ психологический роман. Своеобразие  композиции  и  образной  системы  романа.  Автор  и  его  герой.  Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты   романтизма   и   реализма   в   поэтике   романа Мастерство   психологической   обрисовки характеров. «История души человеческой» как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе. Печорин и Фауст: сопоставительный анализ двух образов. Теория литературы:  байронический герой, пафос, лирический мотив, историческая дума, гражданская сатира, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика, типический характер, повествовательный цикл. Н.В. ГОГОЛЬ Жизнь   и   творчество   Н.В.   Гоголя.   Поэма «Мертвые   души» как   вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно­композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой»   и   «мертвой»   души   в   поэме.   Фигура   автора   и   роль   лирических   отступлений. Художественное мастерство Гоголя­прозаика, особенности его творческого метода. Теория   литературы:  поэма   в   прозе,   образ­символ,   вставная   повесть;   ирония, художественное   бытописание,   литература   путешествий,   гротеск,   художественная   деталь, лирические отступления, фантастика. Русская литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного) Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890­х годов. Расцвет социально­психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова­Щедрина («История одного города»). Лирическая ситуация 50—80­х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого). Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра. Л.Н.   Толстой   и   Ф.М.   Достоевский   как   два   типа   художественного   сознания (романы«Война и мир» и «Преступление и наказание»). Проза   и   драматургия   А.П.   Чехова   в   контексте   рубежа   веков.   Нравственные   и философские уроки русской классики XIX столетия. Из русской литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного) Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн). Драма М. Горького «На дне». Серебряный   век   русской   поэзии   (символизм,   акмеизм,   футуризм).   Многообразие поэтических   голосов   эпохи   (лирика А.А.   Блока,   С.А.   Есенина,   В.В.   Маяковского,   А.А. Ахматовой,   М.И.   Цветаевой,   Б.Л.   Пастернака).   Стихотворение   Блока «Девушка   пела   в церковном   хоре...»,   поэма  «Двенадцать»: метафорические   образы,   лирическая   летопись истории России начала XX столетия.   М.А.   М.А. Своеобразие   отечественной   прозы   первой   половины XX века (творчество А.Н.Толстого,   Повесть Булгакова «Собачье   сердце»: предупреждение   об   опасности   социальных   экспериментов. Рассказ Шолохова «Судьба человека»:  повествование о трагедии и подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.   Шолохова, А.П.Платонова).   Булгакова, Литературный   процесс   50—80­х   годов (проза   В.Г.   Распутина, А.   П.Астафьева, В.М.Шукшина,   А.И.Солженицына,   поэзия   Е.А.   Евтушенко,   Н.М.Рубцова,   Б.Ш.Окуджавы, 22 В.С.Высоцкого). Рассказ Солженицына «Матренин двор»: праведнический характер русской крестьянки. Новейшая русская проза и поэзия 80—90­х годов (произведения В.П. Астафьева, В.Г. Распутина,   Л.С.   Петрушевской и   др.).   Противоречивость   и   драматизм   современной литературной ситуации. Теория   литературы:  историко­литературный   процесс,   литературное   направление, поэтическое течение, традиции и новаторство. 23

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2017