Настоящая программа составлена учителем русского языка и литературы Савченко Любовью Викторовной( 1 квалификационная категория). Программа разработана к учебнику литературы для 9 класса В . Коровиной, рассчитана на 3 часа в неделю.Надеюсь: данный материал поможет молодым учителям в разработке рабочих программ по литературе.
Рабочая программа по литературе к учебнику В. Коровиной 9 класс.doc
.
Раздел1. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной
Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2012 г.) и учебника
«Литература 9класс. Учебникхрестоматия в 2х частях» для общеобразовательных учреждений (авторы – составители: В.Я.Коровина, В. П.
Журавлев, В.И.Коровин, И. С. Збарский М.: «Просвещение», 2016г.) в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273ФЗ);
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»;
приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. № 629 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31
марта 2014 г. № 253” с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576,
от 28 декабря 2015 г. № 1529, от 26 января 2016 г. № 38, от 21 апреля 2016 г. № 459, от 29 декабря 2016 г. № 1677, от 8 июня 2017 г. № 535 и от
20 июня 2017 г. № 581;
1 .
Письмо Министерства образования Ростовской области от 25.04.2018 г. 24/4.1 – 5705 (рекомендации по составлению учебного плана
образовательными организациями, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего
образования, расположенные на территории Ростовской области, на 2018 – 2019 учебный год);
письмо отдела образования Администрации Чертковского района Ростовской области от 18.05.2018 года «О формировании учебных планов
в общеобразовательных учреждениях в 2018 2019 учебном году»;
образовательной программой ОУ (приказ № 55 от 30.08.2018 г. по ОУ);
учебным планом ОУ на 20182019 учебный год (приказ № 55 от 30.08.2018 г. по ОУ).
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах
слова и историкокультурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится
важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Чтобы чтение стало интересным, продуманным,
воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу
прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно
стать устремлением каждого ученика.
Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской
литературе XVIII, XIX и XX веков.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и
зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя
пр.).
Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом
случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё
суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на
неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.
2 .
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и
формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных
знаний, читательских умений и навыков.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и
эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с
жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историкокультурных сведений, нравственно
эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать
художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Основными целями изучения предмета «Литература» на ступени основного общего образования являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации
личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании
образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью,
историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом
высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности,
планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников,
включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
Основное внимание уделяется знакомству обучающихся с методами научного познания, постановке проблем, требующих от обучающихся
самостоятельной деятельности по их разрешению.
3 .
Задачи реализации программы:
развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой
произведения;
совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с
исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;
отбирать тексты с учетом интереса школьников к нравственнофилософской проблематике произведений и психологическому анализу;
постигнуть систему литературных родов и жанров, а также художественных направлений
Планируемые результаты изучения курса литературы в 9 классе.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и
долга перед родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира,
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном
самоуправлении;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
4 .
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
ко всем членам семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные пути решения образовательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в
соответствии с меняющимися условиями;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты.
5 .
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретиколитературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание,
элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы
рифмовки, стихотворные размеры , силлаботоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности:
аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое
отступление литературный герой, герой повествователь, лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного
произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь,
гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения, публицистика,
литературная критика.
Учащиеся должны понимать
проблему изученного произведения;
связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;
духовнонравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовнонравственными ценностями других
народов;
образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;
эстетическую функцию русского слова, роль изобразительновыразительных средств в создании произведений.
Учащиеся должны уметь:
уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и
формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;
определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимать их роль в
раскрытии идейнохудожественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при
анализе литературного произведения;
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
определять авторскую позицию в произведении;
формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;
выразительно читать тексты разных типов;
воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;
уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из
текста;
отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
6 .
создавать сочинениерассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы,
связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на
литературные и общекультурные темы.
Раздел 3. Место учебного предмета.
Образовательная программа ОУ предусматривает:
Общее количество часов на изучение литературы в 9 классе составит 100 часов. ( Согласно расписанию. Выпадают праздничные
количество учебных недель – 34 (обоснование: Устав ОУ);
количество учебных дней в неделю – 5;
количество часов по предмету – 3(Учебный план, 2004 г.Учебный план ОУ, приказ № 55 от 30.08.18 г.)).
дни).
РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Введение.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской
самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова.
Из древнерусской литературы.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение
«Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века.
7 .
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол
ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях
Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в
стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение
российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его
содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза».
Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из литературы XIX века. Из литературы первой половины XIX века.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике,
публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к
слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна,
пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада
«Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и
христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
8 .
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов
персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии
(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил:
любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии.
Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная
сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и
индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейнокомпозиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале
критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М.
Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия,
олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие
понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о
незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и
«ундина». Повесть «Фаталист» и ее философскокомпозиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и
«Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так
пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления).
Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
9 .
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель»,
новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским
романом, романомпутешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция
Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ
Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе,
иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический
смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Из литературы второй половины XIX века.
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к
несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому
человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов.
Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Из литературы ХХ века.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм
повествования
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
10 .
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная,
нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгаковасатирика. Прием гротеска в
повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова,
простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы
для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная
основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений,
жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».
Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие
лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща
золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народнопесенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России —
главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковскогопоэта. Своеобразие стиха, ритма,
словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...»,
«С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики
Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
11 .
«Я не ищу гармонии в природе...», «Гдето в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе.
Философская глубина обобщений поэтамыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени».
Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских
стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б.
Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе.
Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление
представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов.
«Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как
синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы.
Античная лирика.
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и
падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла
(«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с
греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический
(движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через
познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через
12 .
восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсальнофилософский
характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет». (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1й акт), сцены первой (3й
акт), сцены четвертой
(4й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи
Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии.
Философская глубина трагедии«Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста»,
«Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его
развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом
справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления
Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра
трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и
русская литература.
Теория литературы. Философскодраматическая поэма.
№
п.п.
Разделы
программымы.Темы.
1
Введение .
Раздел 5. Тематическое планирование.
9 класс
Количес
Основное содержание по темам.
Характеристика основных видов
тво
часов.
1
деятельности учащихся
Литература и её роль в духовной
Выявление
жизни человека.
выражение
Выразительное чтение,
личного отношения к прочитанному.
13 литературы.
3
Из литературы XVIII
века .
8
Практические работы.
Составление лексических и
историкокультурных
комментариев.
Подбор
материалов,
иллюстрирующих характерные
для произведений древнерусской
литературы темы,
образы и
приёмы
изображения человека. Сочинение
по «Слову о полку Игореве».
Классицизм в мировом искусстве.
учебника. Участие в коллективном
связей
диалоге.
Выявление
литературных сюжетов и героев с
историческим процессом.
Выразительное чтение фрагментов
древнерусского текста в современном
переводе и в оригинале (в том числе
наизусть). Участие в коллективном
диалоге.
Характеристика героя древнерусской
литературы. Анализ различных форм
выражения авторской позиции в
Составление плана
произведении.
анализа фрагмента произведения
древнерусской литературы.
Устные рассказы о писателях. Подбор
.
уровня литературного развития
Составление плана (тезисов) статьи
девятиклассников.
2
Из
древнерусской
4
«Слово о полку Игореве».
М. В. Ломоносов: жизнь и
творчество (обзор). «Вечернее
и обобщение
дополнительного
материала о биографии и творчестве
Божием
размышление
величестве при случае великого
о
Выразительное чтение
писателей.
фрагментов произведений литературы
14 .
северного сияния», «Ода на день
XVIII века (в том числе наизусть).
Формулирование вопросов по тексту
или
произведения.
Устный
письменный ответ на вопрос. Участие
диалоге.
в
коллективном
Характеристика героев произведений.
восшествия на Всероссийский
престол ея величества государыни
Императрицы
Петровны 1747 года».
Елисаветы
Р.
Державин:
Г.
жизнь и
творчество (обзор). «Властителям
и судиям», «Памятник».
Н.
Карамзин.
М.
«Осень»,
4
Из
русской
литературы XIX века .
55
«Бедная Лиза».
Ода как жанр лирической поэзии.
Понятие о сентиментализме.
В. А. Жуковский: жизнь и
Подбор материала о биографии и
творчество (обзор).
«Невыразимое»,
«Море»,
«Светлана».
творчестве поэта.
чтение
Выразительное
стихотворений.
Понятие об элегии. Развитие
представлений о фольклоризме
Характеристика героев русской
баллады.
романтической
литературы.
А. С. Грибоедов: жизнь и
Характеристика сюжета баллады, её
тематики, проблематики,
идейноэмоционального содержания
Подбор материала о биографии и
творчество (обзор). «Горе от ума».
творчестве
писателя,
истории
15 .
Развитие
представлений о
создания произведения, прототипах.
комедии.
Практические работы.
Составление лексических и
историкокультурных
комментариев. Анализ ключевых
монологов Чацкого и Фамусова.
Сопоставление образа Чацкого с
героями комедии
другими
(Фамусов, Молчалин, Скалозуб,
Репетилов).
А.
С.
Пушкин:
жизнь и
Выразительное чтение ключевых сцен
пьесы (в том числе наизусть). Участие
коллективном
диалоге.
в
Формулирование вопросов по тексту
произведения.
Жанровая характеристика пьесы:
выделение характерных
комедии.
признаков
Характеристика сюжета произведения,
его тематики, проблематики, идейно
эмоционального содержания.
Подбор и обобщение дополнительного
творчество. Лицейская лирика (по
выбору учителя). «К Чаадаеву»,
материала о биографии А.
Пушкина.
С.
«К морю», «Анчар», «На холмах
Грузии лежит ночная мгла...», «Я
Выразительное чтение стихотворений
и фрагментов романа в стихах (в том
вас любил; любовь ещё, быть
«Бесы»,
может...»,
«Пророк»,
числе наизусть).
коллективном диалоге.
Участие в
«Два чувства дивно близки нам...»,
«Я памятник себе воздвиг
Выявление тематики, проблематики,
идейноэмоционального содержания
16 .
нерукотворный...»,
«Евгений
стихотворений и романа в стихах.
Онегин», «Моцарт и Сальери».
Начальные представления о жанре
Подбор цитат из текстов произведений
по заданной теме. Составление плана и
романа в стихах.
понятия о реализме литературы.
Развитие
письменный анализ стихотворений по
плану. Характеристика сюжета романа
Развитие понятия о трагедии как
жанре драмы
в стихах, его тематики, проблематики,
идейноэмоционального содержания.
Характеристика героев романа в
стихах. Сопоставление персонажей.
Практические работы.
Составление лексических и
историкокультурных
комментариев.
художественно
Выявление
значимых
изобразительно
выразительных средств языка
писателя и определение их
художественной
функции.
по
творчеству
Сочинение
А.С.Пушкина.
М. Ю. Лермонтов: жизнь и
творчество (обзор).
«Парус»,
Подбор и обобщение дополнительного
материала
биографии
о
«Нет, я не Байрон, я другой...»,
М.Ю.Лермонтова.
17 .
«Нищий»,
«Есть речи —
Выразительное чтение стихотворений
значенье...»,
грустно...»,
«И скучно и
«Смерть Поэта»,
(в том числе наизусть). Участие в
коллективном диалоге. Выявление
«Поэт», «Молитва», «Пророк»,
но твой
«Расстались мы,
тематики,
эмоционального
проблематики,
идейно
содержания
портрет...», «Нет, не тебя так
пылко
люблю...»,
я
стихотворений и романа. Подбор
цитат из текстов произведений по
«Предсказание»,
«Родина»,
«Герой
«Дума»,
нашего
заданной теме. Составление плана и
письменный анализ стихотворений по
времени».
Развитие
представлений о
композиции
произведения.
литературного
плану.
Характеристика сюжета
романа, его тематики, проблематики,
идейноэмоционального содержания.
Характеристика героев романа.
Практические работы.
Сопоставление персонажей.
Составление лексических и
историкокультурных
Сочинение по
комментариев.
творчеству М.Ю.Лермонтова.
Н.В. Гоголь : жизнь и творчество
(обзор); «Мёртвые души».Понятие
Подбор и обобщение дополнительного
материала о биографии Н.В.Гоголя.
о литературном типе. Понятие о
Участие в коллективном диалоге.
18 .
герое и антигерое. Развитие
Выявление тематики, проблематики,
понятия о комическом и его
видах: сатире, юморе, иронии,
идейноэмоционального содержания
поэмы. Подбор цитат из текстов
сарказме.
Практические работы.
Составление лексических и
историкокультурных
комментариев.
Сочинение по
творчеству Н.В.Гоголя.
Ф. М. Достоевский: жизнь и
произведений по заданной теме.
Характеристика сюжета поэмы, ее
проблематики,
тематики,
эмоционального
идейно
содержания.
Характеристика героев поэмы.
Подбор и обобщение дополнительного
творчество (обзор). «Белые ночи».
Развитие понятия о повести и
материала
о
Ф.М.Достоевского.
биографии
психологизме литературы.
А.П.Чехов: жизнь и творчество
Участие в коллективном диалоге.
Выявление тематики, проблематики,
идейноэмоционального содержания
романа.
Характеристика героев
романа.
Подбор и обобщение дополнительного
(обзор).
«Смерть чиновника»,
«Тоска». Развитие представлений
материала о биографии и творчестве
А. П. Чехова. Выразительное чтение
о жанровых особенностях
рассказа.
рассказов.
Формулирование вопросов по тексту
19 .
5
Из
русской
литературы XX века .
28
Практические работы.
рассказа.
Характеристика сюжета
Составление лексических и
историкокультурных
рассказа, его тематики, проблематики,
идейноэмоционального содержания.
комментариев.
И. А. Бунин. «Тёмные аллеи».
Подбор и обобщение дополнительного
представлений о
Развитие
психологизме литературы.
материала о биографии и творчестве
И.А.Бунина. Выразительное чтение
Практические работы.
Составление лексических и
историкокультурных
комментариев.
М.
А.
Булгаков.
«Собачье
рассказов. Формулирование вопросов
по тексту рассказа. Характеристика
сюжета рассказа,
проблематики,
его тематики,
идейно
эмоционального содержания.
Подбор и обобщение дополнительного
сердце». Развитие понятий о
условности,
художественной
материала о биографии и творчестве
М.А.Булгакова. Выразительное чтение
фантастике, сатире.
Практические работы.
повести. Формулирование вопросов по
Характеристика
тексту повести.
Составление лексических и
историкокультурных
сюжета повести,
проблематики,
ее тематики,
идейно
комментариев
М.
А.
Шолохов.
«Судьба
эмоционального содержания.
Подбор и обобщение дополнительного
человека». Углубление понятия о
материала о биографии и творчестве
20 .
реалистической типизации.
М.А.Шолохова. Выразительное чтение
Практические работы.
Составление лексических и
историкокультурных
Сочинение по
комментариев.
творчеству М.А.Булгакова.
А. И. Солженицын. «Матрёнин
рассказов. Формулирование вопросов
по тексту рассказа. Характеристика
сюжета рассказа,
проблематики,
его тематики,
идейно
эмоционального содержания.
Подбор и обобщение дополнительного
двор».
Углубление понятия о жанре
материала о биографии и творчестве
А.И.Солженицына.
Выразительное
притчи.
Практические работы.
Составление лексических и
историкокультурных
комментариев.
Из русской поэзии XX века
(обзор).
Штрихи к портретам. А. А. Блок.
«Ветер принёс издалёка...», «О,
весна, без конца и без краю...», «О,
я хочу безумно жить...», цикл
«Родина».
С. А. Есенин . «Вот уж вечер...»,
чтение рассказов. Формулирование
вопросов по тексту рассказа.
Характеристика сюжета рассказа, его
идейно
тематики,
проблематики,
эмоционального содержания.
Подбор и обобщение дополнительного
материала о биографии и творчестве
А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В:
Маяковского,
А.Т.Твардовского.
А.А.Ахматовой,
Выразительное
чтение произведений русской поэзии
XX века (в том числе наизусть).
Устное
рецензирование
21 .
«Гой ты, Русь моя родная...»,
выразительного
чтения
«Край ты мой заброшенный...»,
«Нивы сжаты, рощи голы...»,
Формулирование
одноклассников.
вопросов по тексту произведений.
«Разбуди меня завтра рано...», «Не
жалею, не зову, не плачу...»,
Участие в коллективном диалоге.
Подбор цитат из текста стихотворений
по заданной теме. Составление плана и
письменный анализ стихотворений по
плану анализа лирики.
«Отговорила роща золотая...».
В.
Маяковский.
В.
«Послушайте!», «А вы могли
бы?», «Люблю» (отрывок) и
другие стихи (по выбору учителя
и учащихся).
М. И. Цветаева. «Идёшь, на меня
похожий...», «Бабушке», «Мне
нравится, что вы больны не
мной...»,«Стихи к Блоку»,
«Откуда такая нежность?..»,
«Родина», «Стихи о Москве».
Н. А. Заболоцкий. «Я не ищу
природе...»,
гармонии
в
«Завещание», «Гдето в поле возле
«Можжевеловый
Магадана...»,
22 .
куст», «О красоте человеческих
лиц».
А. А. Ахматова. Стихи из книг
«Чётки»,
«Подорожник»,
«Белая
стая»,
«Пушкин»,
«ANNO DOMINI», «Тростник»,
«Ветер войны» (по выбору).
Б. JI. Пастернак. «Красавица моя,
вся стать...», «Перемена», «Весна
в лесу»,
«Быть знаменитым
некрасиво...», «Во всём мне
хочется дойти до самой сути...».
А. Т. Твардовский. «Урожай»,
«Весенние строчки», «Я убит подо
Ржевом...».
Углубление представлений о
видах рифм и способах рифмовки.
Песни и романсы на стихи:
поэтов.
Песни и романсы на стихи
русских поэтов XIXXX веков
23
Выразительное чтение произведений
русской поэзии XX века (в том числе .
6
Из
зарубежной
6
литературы .
А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю.
наизусть).
Устное рецензирование
Лермонтов. «Отчего»; В. А.
Сологуб. «Серенада» («Закинув
выразительного
одноклассников.
чтения
Формулирование
плащ, с гитарой под рукою...»); Н.
А. Некрасов. «Тройка» («Что ты
вопросов по тексту произведений.
Участие в коллективном диалоге.
жадно глядишь на дорогу...»); Ф.
И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил
Подбор цитат из текста стихотворений
по заданной теме. Составление плана и
вас — и всё былое...»); А. К.
Толстой. «Средь шумного бала,
письменный анализ стихотворений по
плану анализа лирики.
случайно...»; А. А. Ф е т. «Я тебе
ничего не скажу...». А. А. Сурков.
«Бьётся в тесной печурке
огонь...»; К. М. Симонов . «Жди
меня, и я вернусь...»; Н. А.
Заболоцкий . «Признание».
Практические работы.
Конкурс на лучшее исполнение
стихотворений, песен и романсов.
Гораций. «Я воздвиг памятник...».
Данте Алигьери. «Божественная
Устные рассказы о писателях и
поэтах.
чтение
Выразительное
комедия» (фрагменты).
фрагментов.
Различные
виды
24 .
У. Шекспир. «Гамлет» (обзор с
пересказов. Участие в коллективном
чтением отдельных сцен).
И.В. Гёте. «Фауст» (обзор с
чтением отдельных сцен).
понятия
Углубление
о
драматической поэме
диалоге.
Нравственная
Характеристика героев.
героев
оценка
произведений.
Раздел 6. Календарно тематическое планирование.
№
урока
Раздел учебной
программы. Тема
урока.
Колво
часов
Требования к
результату.
Основные виды учебной
деятельности.
1
Введение.
Литература как
искусство слова .
1
Знать образную природу
словесного искусства,
роль литературы в
общественной
и
культурной жизни.
Чтение и анализ высказывания
историка Ключевского: «Человек
– главный предмет искусства..»
Ответ на основной вопрос:
«Согласны ли вы с мнением
25
Дата
проведен
ия урока
по плану.
04.09
Дата
проведе
ния
урока
фактич
ески.
04.09 .
2
3
4
Уметь аргументировано
отвечать
на
поставленные вопросы,
строить монологическое
высказывание.
Литература Древней Руси (5+2р.р.)
Ключевского, что литература
дает понимание себя»?
1
1
Самобытный характер
древнерусской
литературы
«Слово о полку
Игореве» памятник
древнерусской
литературы
Система образов
«Слова…».
Особенности языка и
жанра произведения
Характеристика этапов развития
древнерусской литературы. План.
05.09
05.09
Знать жанры литературы
Древней Руси,
ее
самобытный характер.
Уметь характеризовать
данный период развития
литературы.
и
про
жанр
Знать
историческую
основу «Слова», историю
открытия памятника,
версии
основные
авторства
«Слова»,
особенности жанра.
Знать:
композицию
изведения,
художественное
своеобразие «Слова»,
связи его с фольклором,
о жизни «Слова» в
искусстве.
Уметь:
выделять
смысловые
части
художественного текста,
Составление плана «Слова…».
Сопоставление с летописным
источником: сходства и различия
07.09
07.09
11.09
11.09
текста,
Комментирование
установление
ассоциативных
связей «Слова…» и гравюр
Фаворского,
картины
В.Васнецова.
Анализ текста произведения по
вопросам и заданиям, выявление
его жанра.
26 .
5
6
Образ русской земли в
«Слове…», основные
идеи произведения
1
Входная контрольная
работа. Поэтическое
искусство автора в
«Слове…»
идею
выра
читать,
нормы
формулировать
произведения;
зительно
соблюдая
литературного
произношения.
Знать:
нравственно
патриотическую идею
«Слова».
выделять
Уметь:
смысловые
части
художественного текста,
формулировать
идею
произведения,
выразительно
текст.
читать
Знать: понятие образ
автора, лирическое
отступление.
Уметь: формулировать
идею, проблематику
изучаемого
произведения, давать
характеристику героев,
характеризовать
особенности сюжета,
композиции, роль ИВС,
выявлять авторскую
позицию
12.09
12.09
14.09
14.09
Выразительное чтение и
восприятие текста:
«Вступление», «Золотое слово»
Святослава. Как проявляется в
«Золотом слове» Святослава
идея произведения? В чем
заключается патриотизм
произведения? Какова роль
изобразительновыразительных
средств в создании образа
Родины? Каков голос автора?
Устное сочинение «Каким
предстаёт в тексте поэмы
князь...».
Анализ образа автора. Почему
можно сказать, что автор
патриот? Доказать это приме
рами из текста.
27 .
7
8
РР Анализ эпизода в
«Слове..». «Плач
Ярославны»
РР Подготовка к
домашнему сочинению
По «Слову…»
Выразительное чтение «Плача
Ярославны»,
выявление
восприятия и понимание образа
Ярославны как идеального образа
русской женщины.
18.09
18.09
19.09
19.09
Формулировка тем сочинений с
предварительным их
обсуждением. Работа с
текстовыми индивидуальными
картами по подготовке к
сочинению.
Знать содержание
фрагмента, особенности
композиционного
строения эпизода.
Понимать роль эпизода
«Плач Ярославны» в
идейном содержании
произведения.
Уметь комментировать
и анализировать эпизод.
Знать текст
произведения, его
художественные
особенности.
Уметь составлять
развернутый план
сочинения в
соответствии с
выбранной темой,
отбирать цитаты,
отбирать литературный
материал, логически его
выстраивая
и превращая в связный
текст.
9
Характеристика
русской литературы
ХVIII века
1
Знать основные черты
классицизма
как
литературного
направления.
статьи
Чтение
учебника,
составление тезисного плана или
выписок (на выбор). Викторина
по материалам статьи.
21.09
21.09
28 .
10
11
М.В.Ломоносов –
ученый, поэт,
реформатор русского
литературного языка.
М.В.Ломоносов. Ода
«На день восшествия
на престол…». Жанр
оды.
2
1
Уметь
сопоставлять
исторические факты и
литературные традиции
Знать биографию М.В.
Ломоносова, теорию 3
штилей, теорию
стихосложения,
особенности жанра оды.
Уметь анализировать
стихотворное
произведение с точки
зрения его
принадлежности к
классицизму, жанра,
темы, идеи, композиции,
изобразительно
выразительных средств..
Знать содержание оды,
его особенность и форму.
Умение
назвать
отличительные
черты
жанра оды,
привести
примеры прославления
родины. Мира, жизни и
просвещения в оде.
25.09
25.09
Пересказ прочитанной статьи о
поэте, ученом и реформаторе
русского литературного языка.
Ответы на основные вопросы:
какие приметы классицизма
можно отметить в оде? Какие
строки привлекли внимание в оде
и почему?
26.09
26.09
Ответ на проблемный вопрос:
можете ли вы согласиться с тем,
что в оде есть черты, которые
за пределы
выводят ее
Определение
классицизма?
авторской
позиции,
композиционных ее частей,
идейного
содержания.
Нахождение
метафор как
ведущего
художественного
изобразительного средства языка
в оде.
29 .
12
13
14
1
1
1
Г.Р.Державин: поэт и
гражданин. Ода
«Властителям и
судиям».
Г.Р.Державин
«Памятник». Тема
поэта и поэзии .
А.Н.Радищев. Главы
из «Путешествия из
Петербурга в
Москву»: «Чудово»,
«Пешки», «Спасская
Полесть»,
.
Знать
новаторство
Державина, жанр гневная
ода,
особенности
раскрытия темы пота и
поэзии,
власти.
Уметь
анализировать
стихотворное
произведение с точки
его
зрения
принадлежности
к
классицизму,
жанра,
темы, идеи, композиции.
Знать,
какую роль
отводит пэту и поэзии.
Уметь воспринимать и
анализировать
поэтический текст.
28.09
28.09
Пересказ статьи учебника о
Державине.
Выразительное
чтение оды «Властителям и
судиям». Анализ оды. Ответ на
проблемный вопрос:
почему
автора волнует позиция власти,
ее отношения к народу и
положение народа?
читают
Выразительно
«Памятник». Ответы на вопросы
на уровне восприятия и
понимания произведения.
02.10
02.10
03.10
03.10
Знать взгляды Радищева
на крепостное право, на
самодержавие.
Уметь формулировать
идею,
проблематику
изучаемого
произведения, находить
черты сентиментализма в
произведении,
давать
характеристику героев,
характеризовать
особенности
композиции,
сюжета,
роль
сообщают
Кратко
черты
классицизма и сентиментализма в
прочитанных главах, особенности
жанра путешествия, факты из
и
жизни
биографии
пересказывают,
А.Н.Радищева.
комментируя
главы
«Путешествия…»,
определяют
тему,
идею произведения,
авторскую позицию. Отвечают на
проблемный вопрос:
почему
А.С.Пушкин назвал Радищева
«врагом рабства»?
30 .
15
16
А.Н.Радищев.
«Путешествия из
Петербурга в
Москву». Глава
«Любани».
Н.М.Карамзин –
писатель и историк.
Сентиментализм как
литературное
направление.
17
Н.М.Карамзин
«Осень», «Бедная
Лиза».
изобразительно
выразительных средств,
выявлять
авторскую
позицию.
Знать черты
сентиментализма,
особенности жанра
путешествия, идею
прлоизведения
Уметь сжато
пересказывать текст с
сохранением его
художественных
особенностей.
Знать биографию
Карамзина, его заслуги
как историка,
журналиста, писателя,
новаторский характер
его литературного
творчества, признаки
сентиментализма.
Уметь строить
монологическое
высказывание, работать с
литературоведческим
словарем.
Знать содержание
произведения.
Уметь коротко
пересказывать
1
1
1
пересказ
Сжатый
главы
«Любани», беседа на восприятие
и понимание идеи.
05.10
05.10
Сообщение о писателе. Работа со
словарем: сентиментализм.
09.10
09.10
стихотворение
Анализируют
«Осень».
пересказывают
Коротко
содержание повести «Бедная
10.10
10.10
31 .
18
Золотой век русской
литературы (обзор)
19
В.А.Жуковский.
Жизнь и творчество .
содержание
произведения
формулировать его идею,
находить черты
сентиментализма в
произведении, давать
характеристику героев,
характеризовать
особенности сюжета,
композиции, роль
изобразительно
выразительных средств ,
выявлять авторскую
позицию.
Знать общую
характеристику русской
литературы,
отличительные черты
романтизма, центральные
темы русской
литературы.
Уметь давать
развернутый ответ на
вопрос.
Знать основные черты
романтизма как
литературного
направления
теоретиколитературные
понятия элегия,
баллада, лирический
1
1
Лиза», отвечают на вопросы
(монологические ответы), в том
числе и на проблемный вопрос:
почему ускользает от человека
счастье?
12.10
12.10
16.10
16.10
Читают статью «Шедевры
русской
литературы,
«Романтизм»,
развернуто
отвечают на вопросы: Как вы
понимаете слова Салтыкова
щедрина,
что литература –
«сокращенная вселенная»?
Кратко рассказывают о жизни и
творчестве
В.А.Жуковского,
составляют таблицу или план.
Выразительно
читают
«Море»,
стихотворения
«Невыразимое»,
отвечают на
вопросы на уровне восприятия и
32
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Рабочая программа по литературе .9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.