РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русская литература
5 кл
30.03.2018
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 442 ч, в том числе в V классе – 102 часа ( 3 часа в неделю). В данной рабочей программе учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)
РП 5 Л 102 часа ФГОС 5в.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Сергиев Посад Московской области                                                                                                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                   Директор МБОУ СОШ № 21                                                                                                                          ___________ Горбунова Н.В.                                                                                                                         «        »  _____________2017 г.                                                                                                                                                                                                                                              М.П.        РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА                                                      ПО ЛИТЕРАТУРЕ                                                      (базовое изучение)                                                            5 «В» класс Составитель:  Решетняк Галина Николаевна,                                  учитель русского языка и литературы                                    высшей квалификационной категории   1 2017­2018 учебный год                                           Рабочая   программа   по   литературе   для   5   «В»   класса   составлена   в   соответствии   с нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:          1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  основного общего образования  – Приказ Министерства образования и науки России от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован  Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644);     2. Авторская «Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5­11 классы. (Базовый   уровень)/   автор­составитель   В.Я.Коровина   .­Москва   «Просвещение»   2011г.  , приведённая   в   соответствие   с   требованиями   Федерального   компонента   государственного стандарта;          3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования»;   4. Рекомендации по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно­лабораторным оборудованием, необходимым для  реализации федеральных государственных образовательных стандартов   начального   образования,   организации   проектной   деятельности.   моделирования   и технического творчества обучающихся (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011г.  №МД­1552/03);     5. Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 21 г. Сергиева Посада .  Программа сориентирована на учебник для учащихся 5 класса  общеобразовательных  учреждений  в 2­х частях . Авторы:  В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. ­ М.:  Просвещение, 2013 год. Так   как   кабинет   оснащён   учебно­лабораторным   оборудованием   (мультимедийной установкой), планируется регулярное его (её) использование. В  данной рабочей программе  также учитываются основные идеи и положения Программы  развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,  с  особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы,  преемственность с примерными программами для начального общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую  стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в  соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Главные цели изучения предмета «Литература»: ­ формирование духовно развитой личности, обладающей  гуманистическим  мировоззрением, национальным самосознанием  и общероссийским гражданским сознанием,  чувством патриотизма; ­ развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся необходимых для  успешной социализации и самореализации личности; 2 ­ постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы,  их чтение  и анализ, основанный на понимании образной природы  искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью,  историзма; ­ поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,  анализировать и интерпретировать  художественный текст; ­ овладение возможными алгоритмами  постижения смыслов, заложенных в  художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного  текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; ­   овладение   важнейшими   общеучебными   умениями   и   универсальными   учебными действиями   (формулировать   цели   деятельности,   осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.) ;   планировать   её, ­   использование   опыта   общения   с   произведениями     художественной   литературы   в повседневной жизни и учебной деятельности , речевом самосовершенствовании.  Достижение   поставленных   целей   при   разработке   и   реализации   образовательным учреждением   основной   образовательной   программы   основного   общего   образования предусматривает решение следующих основных задач: • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС; • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; •  обеспечение   доступности   получения   качественного   основного   общего   образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего   образования   всеми   обучающимися,   в   том   числе   детьми­инвалидами   и   детьми   с ограниченными возможностями здоровья; •  установление   требований   к   воспитанию   и   социализации   обучающихся   как   части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению   индивидуализированного   психолого­педагогического   сопровождения   каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; •  обеспечение   эффективного   сочетания   урочных   и   внеурочных   форм   организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; •  взаимодействие   образовательного   учреждения   при   реализации   основной образовательной программы с социальными партнерами; • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; •  организация   интеллектуальных   и   творческих   соревнований,   научно­технического творчества, проектной и учебно­исследовательской деятельности; •  участие   обучающихся,   их   родителей   (законных   представителей),   педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; •  включение   обучающихся   в   процессы   познания   и   преобразования   внешкольной социальной   среды   (населенного   пункта,   района,   города)   для   приобретения   опыта   реального управления и действия; • социальное и учебно­исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с 3 базовыми   предприятиями, профессиональной работы;   учреждениями   профессионального   образования,   центрами •  сохранение   и   укрепление   физического,   психологического   и   социального   здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности. Описание места учебного предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный образовательный план для   образовательных учреждений Российской Федерации  (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы  на этапе основного общего образования в объёме 442 ч, в том числе в V классе – 102 часа ( 3 часа в неделю). Требования ФГОС к результатам изучения предмета «Литература» в основной школе Личностные результаты  должны отражать: 1)   воспитание   российской   гражданской   идентичности:   патриотизма,   уважения   к Отечеству,   прошлое   и   настоящее   многонационального   народа   России;   осознание   своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного   наследия   народов   России   и   человечества;   усвоение   гуманистических, демократических   и   традиционных   ценностей   многонационального   российского   общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и   способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки   в   мире   профессий   и   профессиональных   предпочтений,   с   учётом   устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;  3) формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню развития   науки   и   общественной   практики,   учитывающего   социальное,   культурное,   языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;  5) освоение   социальных   норм,   правил   поведения,   ролей   и   форм   социальной   жизни   в группах   и   сообществах,   включая   взрослые   и   социальные   сообщества;   участие   в   школьном самоуправлении   и   общественной   жизни   в   пределах   возрастных   компетенций   с   учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;  6) развитие   морального   сознания   и   компетентности   в   решении   моральных   проблем   на основе личностного  выбора,  формирование нравственных чувств и  нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  7) формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование   ценности   здорового   и   безопасного   образа   жизни;   усвоение   правил индивидуального   и   коллективного   безопасного   поведения   в   чрезвычайных   ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического   мышления,   развитие   опыта   экологически   ориентированной   рефлексивно­ оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях; 4 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе: 1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  2) умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе альтернативные,   осознанно   выбирать   наиболее   эффективные   способы   решения   учебных   и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных   условий   и   требований,   корректировать   свои   действия   в   соответствии   с изменяющейся ситуацией;  4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; 5) владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать   аналогии, классифицировать,    самостоятельно   выбирать   основания   и   критерии   для   классификации, устанавливать причинно­следственные связи, строить   логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение;  9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;     работать индивидуально и в группе:  находить общее решение и разрешать конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учёта   интересов;   формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  10) умение   осознанно   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с   задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;  11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно­ коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); Предметные результаты по литературе выражаются в следующем: 1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19­20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы; 2)понимание   связи   литературных   произведений   с   эпохой   их   написания,   выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их   современного звучания; 3)умение   анализировать   литературное   произведение:   определять   его   принадлежность   к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 4)определять   в   произведении   элементов   сюжета,   композиции,   изобразительно   — выразительных   средств   языка,   понимание   их   роли   в   раскрытии   идейно   —   художественного 5 содержания   произведения   (элементы   филологического   анализа);   владение   элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 5)приобщение   к   духовно   —   нравственным   ценностям   русской   литературы   и   культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов; 6)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке; 7)собственная   интерпретация   (в   отдельных   случаях)   изученных   литературных произведений; адекватное восприятие; 8)понимание авторской позиции и своё отношение к ней; 9)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и 10)умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному   тексту,   создавать   устные   монологические   высказывания   разного   типа,   вести диалог; 11)написание   изложений   и   сочинений   на   темы,   связанные   с   тематикой,   проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 12)понимание   образной   природы   литературы   как   явления   словесного   искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; 13)понимание   русского   слова   в   его   эстетической   функции,   роли   изобразительно   — выразительных   языковых   средств   в   создании   художественных   образов   литературных произведений. Содержание курса Введение.  Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним. Устное народное творчество. Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе   народных   идеалов.   Вариативная   природа   фольклора.   Исполнители   фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество. Русские народные сказки. Сказки   как   вид   народной   прозы.   Сказки   о   животных,   волшебные,   бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна­лягушка».  Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты­ волшебницы.   Иван­царевич   –   победитель   житейских   невзгод.   Животные­помощники.   Особая роль чудесных противников – Бабы­яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван ­ крестьянский сын и чудо­юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.   Тема   мирного   труда   и   защиты   родной   земли.   Иван   –   крестьянский   сын   как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Теория   литературы.   Сказка.   Виды   сказок.   Постоянные   эпитеты.   Гипербола.   Сказочные формулы. Сравнение. Из древнерусской литературы. Начало   письменности   у   восточных   славян   и   возникновение   древнерусской   литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. 6 «Повесть временных лет»  как литературный памятник.  «Подвиг отрока­киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись. Из литературы XVIII века. Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…»  ­ научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. Из литературы XIX века. Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица»,  «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» ­ отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна».  Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение  «Няне»  ­   поэтизация   образа   няни;   мотивы   одиночества   и   грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…».  Пролог к поэме «Руслан и Людмила» ­ собирательная картина   сюжетов,   образов   и   событий   народных   сказок,   мотивы   и   сюжеты   пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», её истоки (сопоставление с русским народными   сказками,   сказкой   Жуковского   «Спящая   царевна»,   со   сказками   братьев   Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица.   Помощники   царевны.   Елисей   и   богатыри.   Соколко.   Сходство   и   различие литературной   пушкинской   сказки   и   сказки   народной.   Народная   мораль,   нравственность   – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки. Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе. «Черная курица, или Подземные жители».  Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.  Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.  «Бородино»  ­   отклик   на   25­летнюю   годовщину   Бородинского   сражения   (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника   сражения.   Мастерство   Лермонтова   в   создании   батальных   сцен.   Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация. Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.  7 «Заколдованное место» ­ повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной   жизни,   народных   преданий,   сочетание   светлого   и   мрачного,   комического   и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика. Юмор. Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.  «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы) «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Стихотворение  «Крестьянские дети».  Картины  вольной   жизни  крестьянских   детей,   их забавы,   приобщение   к   труду   взрослых.   Мир   детства   –   короткая   пора   в   жизни   крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет. Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму»  ­ повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой. Афанасий   Афанасьевич   Фет.  Краткий   рассказ   о   поэте.   Стихотворения  «Чудная картина»,  «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»  ­  радостная,  яркая,  полная движения картина весенней природы. Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник».  Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение. Сюжет. Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» ­ осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор. Поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф.И.   Тютчев   «Зима   недаром   злится»,   «Весенние   воды»;   А.Н.   Плещеев   «Весна»,   И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.С.   Никитин   «Зимняя   ночь   в   деревне»   (отрывок);   И.З.Суриков   «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений. Теория   литературы.   Стихотворный   ритм   как   средство   передачи   эмоционального состояния, настроения. Из литературы XX века. Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей   к   беднякам.   Вася,   Валек,   Маруся,   Тыбурций.   Отец   и   сын.   Размышления   героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения. Сергей Александрович Есенин.  Рассказ о поэте. Стихотворения  «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» ­ поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики. Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. 8 «Медной   горы   Хозяйка».  Реальность   и   фантастика.   Честность,   добросовестность, трудолюбие   и   талант   главного   героя.   Стремление   к   совершенному   мастерству.   Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы».  Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев»  ­ пьеса­сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра   над   злом   –   традиция   русских   народных   сказок.   художественные   особенности   пьесы­ сказки. Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса­сказка. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита».  Быль   и   фантастика.   Главный   герой   рассказа,   единство   героя   с   природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино   озеро».  Бесстрашие,   терпение,   любовь   к   природе   и   ее   понимание, находчивость   в   экстремальных   обстоятельствах.   Поведение   героя   в   лесу.   основные   черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения. Поэты о Великой Отечественной войне (1941 ­ 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой   Отечественной   войны.   К.М.   Симонов   «Майор   привез   мальчишку   на   лафете»;   А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.  Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. И.Бунин   «Помню   ­   долгий   зимний   вечер…»;   А.   Прокофьев   «Аленушка»;   Д.Кедрин «Аленушка»;   Н.   Рубцов   «Родная   деревня»;   Дон­Аминадо   «Города   и   годы».   Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России. Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь­Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор. Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе. «Рыба – кит». Стихотворение­шутка. Теория литературы. Стихотворения­песни. Песни­шутки. Песни­фантазии. Из зарубежной литературы. Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада. Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон   Крузо»(отрывок).  Жизнь   и   необычайные   приключения   Робинзона   Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева».  Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.  Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. 9 «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость,   предприимчивость.   Черты   характера   Тома,   раскрывающиеся   в   отношениях   с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише»  ­ сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться   о   старших.   Уважение   взрослых.   Характер   мальчика   –   смелость,   мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения учащихся по данной учебной  программе: ∙ написание сочинений по литературным произведениям; ∙ творческие задания, их проверка: различные виды пересказов, ответы на вопросы (устные и письменные); ∙ составление планов  будущего сочинения;  ∙ написание отзывов о произведениях; ∙ создание рассказа – характеристики одного из героев или группы героев; ∙ создание оригинального произведения (сказки, частушки, рассказа…); ∙ проверка заученных наизусть стихотворных и прозаических текстов; ∙ тестирование; ∙ контрольные вопросы; ∙ самостоятельные работы. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Личностные универсальные учебные действия Ученик научится:  ­ идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; ­ проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;  ­ различать основные нравственно­эстетические понятия; ­ выражать положительное отношение к процессу познания.             Ученик получит возможность научиться:  ­ уважительно относиться к родной литературе; ­ оценивать свои и чужие поступки. Регулятивные универсальные учебные действия             Ученик научится:  ­ удерживать цель деятельности до получения её результата;  ­ анализу достижения цели.  Ученик получит возможность научиться:  ­ самостоятельно ставить новые учебные цели задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия  Ученик научится:  ­ воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию,  необходимую для её решения;  ­ учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.  10 Ученик получит возможность научиться:  ­ учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей; ­ понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Познавательные универсальные учебные действия  Ученик научится:  ­ осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;  ­ понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;  ­   понимать   заданный   вопрос,   в   соответствии   с   ним   строить   ответ   в   устной   форме;   ­   анализировать   изучаемые   факты   языка   с   выделением   их   отличительных   признаков;   ­ осуществлять синтез как составление целого из его частей;  ­ устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;  ­ обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).  Ученик получит возможность научиться:  ­ ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;  ­ первоначальному умению смыслового восприятия текста;  ­ проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Предметные результаты обучения  Устное народное творчество  Ученик научится:  ­ видеть черты русского национального характера в героях русских сказок,  видеть черты  национального характера своего народа в героях народных сказок;  ­ учитывая жанрово­родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать  фольклорные произведения для самостоятельного чтения;  ­ целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных  высказываниях;  ­ определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;  ­ выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного  рассказывания;  ­ пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых  композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок  художественные приёмы;  ­ выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять  жанровую разновидность сказки.  Ученик получит возможность научиться:  ­ сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного  идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);  ­ рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;  ­ сочинять сказку (в том числе и по пословице). Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.  Литература народов России. Зарубежная литература  Ученик научится:  ­ осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;  11 ­ воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;  ­ определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;  Ученик получит возможность научиться:  ­  сопоставлять   произведения   русской   и   мировой   литературы   самостоятельно   (или   под руководством   учителя),   определяя   линии   сопоставления,   выбирая   аспект   для сопоставительного анализа;  ­  вести   самостоятельную   проектно­исследовательскую   деятельность   и   оформлять   её результаты в разных форматах  (работа исследовательского характера, реферат, проект). Произведения для заучивания наизусть. Пословицы и поговорки. В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок). И.А. Крылов. Басни. А.С. Пушкин. «У лукоморья…». Няне. Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские  дети» («Однажды в студёную, зимнюю пору…»)  А.А. Фет. Весенний дождь. М.Ю. Лермонтов. Бородино. С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор). По теме «Великая Отечественная война» 1­2 стихотворения (по выбору учащихся). По теме «О Родине и родной природе» 1­2 стихотворения (по выбору учащихся). Список литературы для самостоятельного чтения. Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе. Из древнерусской литературы А. Никитин. Из «Хождений за три моря». Из русской литературы 18 века А.Д.Кантемир. Верблюд и лисица.                                                                                                              М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…»                                                                     .  Из русской литературы 19 века 12 И.А. Крылов (3 ­ 4 басни на выбор)                                                                                                 Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...». А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ. М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик­Кериб (сказка). А. В. Кольцов. Осень. Урожай. Н. В. Гоголь. Страшная месть. Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника. Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы. В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе. А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др. И. С. Никитин. Утро. Пахарь. Я. П. Полонский. Утро. А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат....... Ф. И. Тютчев. Утро в горах. Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний. Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор). А. Н. Островский. Снегурочка. А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор. Из русской литературы XX века М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии». А. И. Куприн. Чудесный доктор. И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...». А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...». С. А. Есенин. Песнь о собаке. Дон Аминадо. Колыбельная. И. С. Соколов­Микитов. Зима. П. П. Бажов. Каменный цветок. М. М. Пришвин. Моя родина. С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев. 13 А. Т. Твардовский. Лес осенью. Е. И. Носов. Варька. В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка. Из зарубежной литературы     Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга   (на выбор).                                                                                   Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо. М. Твен. Приключения Тома Сойера. 14 Календарно­тематическое планирование уроков литературы в 5 «В» классе ( 102 часа, 3 ч. в неделю) 15 Тема урока Характеристика основных видов учебной Дата план Дата факт деятельности І четверть ( 01.09.­ 27.10.17.) 04.09. Книга в жизни  человека Чтение вводной статьи учебника; пересказ  научного текста статьи учебника, ответы на  вопросы; составление плана статьи «К  читателям»; работа со словами. Устное народное творчество (10 ч) № п/п 1.   2. Русский  фольклор  3. Малые жанры  4. фольклора Сказка как  особый жанр  фольклора 5. 6. 7. 8. 9. 10. «Царевна­ лягушка» ­  встреча с  волшебной  сказкой «Царевна­ лягушка».  Василиса  Премудрая и  Иван­царевич. «Царевна­ лягушка».  Поэтика  волшебной  сказки. Изобразительный характер формул волшебной  сказки.  «Иван –  крестьянский  сын и чудо­юдо». Волшебная  сказка  героического  содержания Сказки о  животных.  «Журавль и  Чтение статьи учебника; «Литературное  лото» ­ ответы на вопросы репродуктивного  характера; создание собственного  высказывания с использованием поговорки  или пословицы, наблюдение над поэтикой  малых жанров. Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора. Чтение и составление плана статьи  учебника; ответы на вопросы, сказывание  любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов;  сопоставление текстов с иллюстрациями Чтение сказки; выборочный пересказ  отдельных эпизодов, ответы на вопросы;  устное словесное рисование; сопоставление  иллюстраций художников с текстом сказки Выразительное чтение, выборочный    пересказ, рассмотрение репродукции  картины В.Васнецова «Пир» Пересказ с изменением лица рассказчика  (устами Ивана­царевича); чтение по ролям,  создание собственных рассказов о  сказочных героях; сопоставление  иллюстраций художников с текста ми  сказки; ответы на вопросы, наблюдение над  языком сказки Сочинение собственной сказки, используя  формулы волшебной сказки. 05.09. 07.09. 11.09. 12.09. 14.09. 18.09. 19.09. Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы. 21.09. Пересказ, беседа  по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование. 25.09. 16 17 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ПРОГРАММЫ Учебно­методическое и  материально­техническое обеспечение Для учащихся: 1. Коровина   В.Я.   и   др.   Литература:   Учебник­хрестоматия   для   5   класса:   В   2ч.   ­   М.: Просвещение, 2013. 2. Коровина   В.Я.   и   др.   Читаем,   думаем,   спорим   ...:   Дидактический   материал   по литературе: 5 класс. ­ М.: Просвещение, 2010. 3. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD­PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. ­ М.: Просвещение, 2013. Для учителя: 1. Коровина   В.Я.   и   др.   Литература:   Учебник­хрестоматия   для   5   класса:   В   2ч.   ­   М.: Просвещение, 2013. 2. 11.Челышева И.Л. Литература. 5 класс: планы­конспекты уроков/ И.Л.Челышева. –  Ростов н/Д: Феникс, 2013. Материальная база кабинета:   ноутбук;  проектор;   экран;  колонки Интернет­ресурсы: Библиотеки:   http://www.bibliogid.ru http://www.bibliotekar.ru Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству,   культуре,   прикладным   наукам.   Книги,   периодика,   графика,   справочная   и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе,  истории,  мифологии,  религии,  искусству,  прикладным  наукам,  художественные галереи и коллекции.  http://www.drevne.ru Образовательный портал «Древнерусская литература».  http://www.gramma.ru     http://www.gumer.info Библиотека Гумер­гуманитарные науки (например, литературоведение).  http://www.encyclopedia.ru Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.  http://www.krugosvet.ru  http://www.Lib.ru Библиотека Максима Мошкова.  http://www.litera.ru  Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал "Словесность".  http://litera.edu.ru Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.  http://www.litwomen.ru Сайт мировых новостей о литературе.  http://magazines.russ.ru Электронная библиотека современных литературных журналов России.  http://www.russianplanet.ru Сайт имеет следующие рубрики: библиотека детской русской и зарубежной литературы, история, филолог, вокруг света, мир знаний, Пушкин, шахматы, музеи , новости.  http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/index.htm Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре.  http://www.pushkinskijdom.ru Сайт   института   русской   литературы   (Пушкинский   дом)   Российской   Академии   наук (статус государственного учреждения).  http://www.vavilon.ru Сайт посвящен современной русской литературе.  http   ://   feb   –  web   .  ru Сайт Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина   http://www.prlib.ru/Pages/Default.aspx  Электронные наглядные пособия: Библиотекарь. РУ   http://www.bibliotekar.ru/index.htm  Русская литература 18­20 вв.   http://www.a4format.ru/  Большая художественная галерея   http://gallerix.ru/  Экранно­звуковые пособия: Золотой стихофон    http://gold.stihophone.ru/  Русская классическая литература   http://ayguo.com/  Всероссийская   инновационная   программа   Аудиохрестоматия.   Мировая   литература голосами мастеров сцены.   http   ://   аудиохрестоматия. рф  Театр:  http://www.theatre.ru 19 Сайт   объединяет   информацию   о   театрах   России   (ссылки),   персональных   страничках актеров, о премиях и фестивалях театрального искусства и т.д. Музеи:  http://www.borodino.ru Государственный Бородинский военно­исторический музей.  http://www.kreml.ru Музей­заповедник «Московский Кремль».  http://www.hermitage.ru Государственный Эрмитаж.  http://www.museum.ru Портал «Музеи России».  http://www.museum.ru/gmii/ Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.  http://www.museum.ru/M654 Новгородский государственный объединенный музей­заповедник.  http://www.museumpushkin.ru Всероссийский музей А.С.Пушкина.  http://www.peterhof.ru Музей­заповедник «Петергоф»   http://www.rusmuseum.ru Государственный Русский музей.  http://www.shm.ru Государственный исторический музей.  http://www.tretyakovgallery.ru Государственная Третьяковская галерея. 20 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания творческого объединения учителей   русского языка и литературы № ____ от  «         »__________________ 20 _____г. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ______________Крутова Е.А. 21 «          »_________________ 20______г.                                                                                 Приложение НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ   УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Оценка устных ответов При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:       знание   текста   и   понимание   идейно­художественного   содержания   изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев; понимание   роли   художественных   средств   в   раскрытии   идейно­эстетического содержания изученного произведения; знание теоретико­литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно; умение   анализировать   художественное   произведение   в   соответствии   с   ведущими идеями эпохи; уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать   на   поставленный   вопрос,   бегло,   правильно   и   выразительно   читать художественный текст. При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии: Отметка   «5»:  ответ   обнаруживает   прочные   знания   и   глубокое   понимание   текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью. Отметка   «4»:  ставится   за   ответ,   который   показывает   прочное   знание   и   достаточно глубокое   понимание   текста   изучаемого   произведения;   за   умение   объяснить   взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования   своих   выводов;   хорошо   владеть   монологической   литературной   речью;   однако допускают 2­3 неточности в ответе. 22 Отметка «3»:  оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно­художественного   содержания   произведения,   но   недостаточное   умение   пользоваться этими   знаниями   при   анализе   произведения.   Допускается   несколько   ошибок   в   содержании ответа,   недостаточно   свободное   владение   монологической   речью,   ряд   недостатков   в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса. Отметка   «2»:   ответ   обнаруживает   незнание   существенных   вопросов   содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. Оценка сочинений Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются: а) умение раскрыть тему; б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; в) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое   сочинение   оценивается   двумя   отметками:   первая   ставится   за   содержание   и речевое   оформление,   вторая   –   за   грамотность,   т.е.   за   соблюдение   орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.  Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:  соответствие работы ученика теме и основной мысли;  полнота раскрытия темы;  правильность фактического материала;  последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений учитывается:    разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Отметк а «5» Основные критерии отметки Содержание и речь Грамотность  1. Содержание работы полностью соответствует  теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3.  Содержание излагается последовательно. Допускается: 1  орфографическая, или 1  пунктуационная, или 1  23 «4» «3» «2» 4. Работа отличается богатством словаря,  разнообразием используемых синтаксических  конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в  содержании и 1­2 речевых недочетов. 1. Содержание работы в основном соответствует  теме (имеются незначительные отклонения от  темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются  единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения  последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи  достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличает единством и достаточной  выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3­4 речевых недочетов. 1. В работе допущены существенные отклонения от  темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются  отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения  последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые  синтаксические конструкции, встречается  неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь  недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между  ними, часты случаи неправильного  словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана  короткими однотипными предложениями со  слабо выраженной связью между ними, часты  случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в  содержании и до 7 речевых недочетов. грамматическая ошибка. Допускаются: 2  орфографические и 2  пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3  пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки  при отсутствии  орфографических ошибок, а  также 2 грамматические  ошибки. Допускаются: 4  орфографические и 4  пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки  и 5 пунктуационных ошибок,  или 7 пунктуационных при  отсутствии  орфографических ошибок, а  также 4 грамматические  ошибки. Допускаются: 7  орфографических и 7  пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8  пунктуационных ошибок, 5  орфографических и 9  пунктуационных ошибок, 8  орфографических и 6  пунктуационных ошибок, а  также 7 грамматических  ошибок. 24 Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность,  оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого  оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить  первую отметку за сочинение на один балл. 2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не  раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано  удовлетворительно. 3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых  ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях. Оценка тестовых работ При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие: «5» ­ 90 – 100 %; «4» ­ 78 – 89 %; «3» ­ 60 – 77 %; «2»­ менее 59 %.  Оценка тестовых работ При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие: «5» ­ 90 – 100 %; «4» ­ 78 – 89 %; «3» ­ 60 – 77 %; «2»­ менее 59 %. Оценка творческих работ Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося,   является   основной   формой   проверки   умения   учеником   правильно   и последовательно  излагать   мысли,  привлекать   дополнительный  справочный  материал,  делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает   в   себя   три   части:   вступление,   основную   часть,   заключение   и   оформляется   в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью   творческой   работы   проверяется:   умение   раскрывать   тему;   умение   использовать языковые   средства,   предметные   понятия,   в   соответствии   со   стилем,   темой   и   задачей высказывания   (работы);   соблюдение   языковых   норм   и   правил   правописания;   качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной   литературы.   Содержание   творческой   работы   оценивается   по   следующим критериям: ­ соответствие работы ученика теме и основной мысли; ­ полнота раскрытия тема; ­ правильность фактического материала; ­ последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: ­ разнообразие словарного и грамматического строя речи; ­ стилевое единство и выразительность речи; ­ число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке   источниковедческой   базы   творческой   работы   учитывается   правильное   оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта   временного   и   фактического   охвата   дополнительной   литературы;   целесообразность использования тех или иных источников.  25 Отметка   “5”  ставится,   если   содержание   работы   полностью   соответствует   теме; фактические   ошибки   отсутствуют;   содержание   изложенного   последовательно;   работа отличается   богатством   словаря,   точностью   словоупотребления;   достигнуто   смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1­2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.  Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные   нарушения   последовательности   в   изложении   мыслей;   имеются   отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2­х недочетов в содержании, не более 3­4 речевых недочетов, не более 2­х грамматических ошибок.  Отметка “3”  ставиться,   если  в  работе  допущены  существенные   отклонения  от  темы; работа   достоверна  в  главном,  но  в   ней  имеются   отдельные   нарушения  последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического   и   иллюстративного   оформления.   В   работе   допускается   не   более   4­х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.  Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между   ними;   работа   не   соответствует   плану;   крайне   беден   словарь;   нарушено   стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.  При   оценке   творческой   работы   учитывается   самостоятельность,   оригинальность замысла   работы,   уровень   ее   композиционного   и   стилевого   решения,   речевого   оформления. Избыточный   объем   работы   не   влияет   на   повышение   оценки.   Учитываемым   положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.  Оценка дополнительных заданий При   оценке   выполнения   дополнительных   заданий   отметки   выставляются   следующим образом:  ­ “5” – если все задания выполнены;  ­ “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;  ­ “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы;  ­ “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий.  При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: ­ “5” – нет ошибок; ­ “4” – 1­2 ошибки; ­ “3” – 3­4 ошибки; ­ “2” – допущено до 7 ошибок.  Критерии оценивания презентаций Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power  Point.   При   составлении   критериев   оценки   использовалось   учебное   пособие   «Intel. Обучение для будущего». 5­е изд., испр. И.: Издательско­торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с. Критерии оценивания Дизайн  презентации Параметры ­ общий дизайн – оформление презентации логично,  Оценка 26 отвечает требованиям эстетики, и не противоречит  содержанию презентации; ­ диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию; ­   текст,   цвет,   фон   –   текст   легко   читается,   фон сочетается с графическими элементами; ­   списки   и   таблицы   –   списки   и   таблицы   в презентации выстроены и размещены корректно; ­ ссылки – все ссылки работают Средняя оценка по дизайну ­ раскрыты все аспекты темы; ­ материал изложен в доступной форме; ­   систематизированный   набор   оригинальных рисунков; ­ последовательности; ­ заключительный слайд с выводами; ­ использованных ресурсов. Средняя оценка по содержанию ­ речь учащегося чёткая и логичная; ­ ученик владеет материалом своей темы; Средняя оценка по защите проекта Итоговая оценка   библиография   с   перечислением   всех   слайды   расположены   в   логической Содержание Защита проекта Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям. Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям. Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации. Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях. Критерии оценивания динамики  литературного развития каждого  учащегося (по рекомендациям В.Г. Маранцмана)   В ходе урока фиксируются ответы и ставится поурочный балл каждому учащемуся  за конкретные операции. Отмечаются не только удачные ответы учеников, но и их затруднения, неспособность ответить. В тетради учителя оцениваются  следующие качества читателя: Эмоциональная реакция ­ выразительное чтение; ­ ответы на вопросы после первого чтения произведения; ­   оживление   личных   впечатлений, жизненных   наблюдений   по   ассоциации   с художественным текстом; ­сопоставление   литературного   текста   с явлениями   других   искусств   на   уровне эмоциональной оценки. ­ составление плана содержания; ­ сжатый пересказ; ­ комментирование текста; 27 Осмысление содержания Работа воображения   композиции       рассмотрение литературных сопоставление ­ ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера; ­ художественного произведения; ­ произведений; ­   сопоставление   близких   по   теме произведений смежных искусств на уровне концепции. ­ творческие пересказы (с изменением лица рассказчика); ­ устное словесное рисование; составление киносценария; ­ инсценирование; ­домысливание сюжета; ­   реконструкция   внесценических   эпизодов драмы. Реакция на художественную форму ­ пересказ, близкий к тексту; ­ стилистический анализ; ­   оправдание   слов­образов   и   приёмов авторского повествования; Сопоставление произведения и его реальной основы. Накопление   в   тетради   учителя   четырёх­пяти   оценок   в   каждой   графе   даёт   право выставитьт отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности   каждого   читателя   и   общую   продвинутость   класса   в   той   или   иной   сфере литературного развития. Порядок проверки письменных работ учителями  Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются: ­ в 5­8 классах – не реже 2 раз в месяц;  в 9­11 классах – не реже одного раза в месяц. 28

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5 класс)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовое изучение, 5  класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018