Данная рабочая программа по литературе в 10Б классе составлена на основе авторской программы : В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина под ред. В.Я. Коровиной (базовый уровень) - М.: Просвещение, 2012) и реализуется с использованием УМК; «Русская литература ХIХ века. 10 класс» (в двух частях) под редакцией Лебедева Ю.В.(базовый уровень) М., Просвещение, 2013 в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного среднего образования.
Авторская программа рассчитана на 102 часа в год. В связи с тем, что по учебному плану Гимназии на 2016-2017 учебный год на литературу в 10Б классе отводится 3 недельных часа и так как учебный год согласно учебно-календарному графику составляет 34 учебных недели, рабочая программа составлена на 102 часа в 10 классе и 102 час в 11 классе.
Программа реализуется за 2 учебных года (всего 204 часа)
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Гимназия № 2
Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол № 1
от_____.08.2016
руководитель ШМО
________(__________)
Согласовано
заместитель директора по УВР
Утверждено
Директор МОУ – Гимназии № 2
_______________Г.А.Захарчук
______________Т.В.Петрова
приказ №_____от ___.08. 2016
Рабочая программа
по литературе
(базовый уровень)
10Б класс
учитель: Шимарова Валентина Анатольевна
количество часов: в год 102ч./в неделю 3ч.
количество контрольных работ: 4г. Клин, Московская область,
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе в 10Б классе составлена на основе авторской программы :
В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина под ред. В.Я. Коровиной
(базовый уровень) М.: Просвещение, 2012) и реализуется с использованием УМК; «Русская литература
ХIХ века. 10 класс» (в двух частях) под редакцией Лебедева Ю.В.(базовый уровень) М., Просвещение,
2013 в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов
основного среднего образования.
Авторская программа рассчитана на 102 часа в год. В связи с тем, что по учебному плану Гимназии на
20162017 учебный год на литературу в 10Б классе отводится 3 недельных часа и так как учебный год
согласно учебнокалендарному графику составляет 34 учебных недели, рабочая программа составлена на
102 часа в 10 классе и 102 час в 11 классе.
Программа реализуется за 2 учебных года (всего 204 часа)
Содержание учебного предмета литература, 10 А класс.
Литература XIX века
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. 2 часа
Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовнонравственные
искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Введение. Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало».
Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок
монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски
классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский.
Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин,
Лермонтов, |()голь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Россия во
второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и
демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские,
почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой,
Достоевский), драматургии (Островский, СуховоКобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и
реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков,
Полонский. Критика социальноисторическая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая»
(Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов
как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в
творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. 4+1 р.р
Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа
пушкинского творчества. Национальноисторическое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...»,
«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия»
(«Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор
Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и
личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем черезприобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений.
Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность основа реализма Пушкина.
Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. 3+1 р.р
Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения:
чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни,
любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца.
Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто,
пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...».
«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира
Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве
поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и
взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь. 3+1 р.р
Жизнь и творчество. (Обзор.) Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника:
сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико
героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других
повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры,
реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века 1 час
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века.
Общественнополитическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные
тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика.
Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея
нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и
новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. 7 часов
Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика.
Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное
явление. Герои романа и их отношение к 06ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в
романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов»
Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как
слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная
критика.
Александр Николаевич Островский. 7 часов
Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова,
Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное
самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе,
чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития
действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города
Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины.
Народнопоэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха,
возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое
мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А.
Добролюбова).Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы,
трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)
Иван Сергеевич Тургенев. 9 часов
Жизнь и творчество (Обзор.) «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к
духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший
в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники.
Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как
пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме.
Социальнобытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев. 2 часа
Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэтромантик. Философский характер
тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско
всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический
охват с конкретнореалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».
Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных
жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий
образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки
монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы,
природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все
былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию
по понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. 2 часа
Жизнь и творчество. (Обзор.) Двойственность личности и судьбы Фетапоэта и Фета —
практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического
пейзажа. Красота обыденнореалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое».
Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и
способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...»,
«Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро,
радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним
толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. 2 часа
Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и
образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и
романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения»,
«Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. 9 часов
Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасовжурналист. Противоположность литературно
художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма.
Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне.
Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация
плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира
Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинцанародолюбца. Психологизм и бытовая
конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы
«Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и
стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального идуховного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического
языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без
счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые
люди.., «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...»,
«Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы
(развитие понятия).
Михаил Евграфович СалтыковЩедрин.2 часа
Жизнь и творчество. (Обзор.) «История одного города» — ключевое художественное
произведение писателя. Сатирикогротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как
намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки
(по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью
народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение
общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. 15 часов
Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в
трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного
правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие
жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейностилевое начало «Войны и мира», вмещающее в
себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины
и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их
судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Рационализм Андрея Болконского и эмоциональноинтуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым.
Нравственнопсихологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские,
нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский
смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона,
значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как
способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозноэтических и эстетических взглядов
Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую
литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Романэпопея. Внутренний монолог (развитие
понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. 12 часов
Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и
наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовноавантюрная основа и ее
преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции
романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете
религиознонравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема
социальной несправедливости и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и
способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и
диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственнопсихологический, роман
идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков. 3 часа
Жизнь и творчество. (Обзор.) Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические
романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой ИванФлягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. «Тупейный
художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к
жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.
(Изучается одно произведение по выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов. 8+1 к.р
Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка,
юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между
сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философскопсихологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт
обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное»
существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в
футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный
монах» и др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и
будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических
персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное
течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Те о р и я литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чеховарассказчика: открытые
финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и
стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма.
Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России. Коста Хетагуров. 1 час
Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.) Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение
тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной
образности в русскоязычных произведениях поэта.
Из зарубежной литературы 4 часа
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм.
Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях,
обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них
значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра
новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права
женщины. Жизньигра и героинякукла.
Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма
идеи и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся,
закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к
деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым.
Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
Обобщение изученного 2 часа
Содержание учебного предмета литература, 11 Б класс.
Введение 1Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и
глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в
русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература;
литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и об
щее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы
и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема
исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического
идеалов.
Литература начала XX века
Развитие художественных и идейнонравственных традиций русской классической литературы.
Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная
проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения
этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных
стилей, школ, групп.
Писателиреалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.) 6
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других
стихотворений).
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма
настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в
лирике
Бунина.
Рассказы: «Господин из СанФранциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического
повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие
гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально
философским обобщениям в рассказе «Господин из СанФранциско». Психологизм бунинской прозы и
особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских
образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А.
Бунина.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление пред
ставлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.) 4
Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору).
Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси
и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема
самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция
автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в
рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры
Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и
рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Т е о р и я литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.) 6
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького.
Народнопоэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького.
Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне». Социальнофилософская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного
разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий иактивной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда
факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство
Горькогодраматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социальнофилософская драма как жанр драматургии (начальные
представления).
Серебряный век русской поэзии Символизм 7
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф.
Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки
русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.
Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен
выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы
поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм,
отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору
учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только
любовь», «Семицветник».
Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к
древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жарптица»). Тема России в эмигрантской лирике
Бальмонта.
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя
и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение
(сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»).
Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма.
Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С.
Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Акмеизм
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения:
«Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор»,
цикл «Капитаны»,
«Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и
учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира.
Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая
судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX
века.
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного,
«самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин
и др.), кубофутуристы(В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас.Каменский), «Центрифуга» (Б.
Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма
крупнейшими его представителями.Игорь Северянин (И. В. Лотарев).
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические
розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических
форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина.
Грезы и ирония поэта.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительновыразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры,
звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) 5
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река
раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»
(указанные произведения обязательны для изучения).
«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор
других стихотворений.)
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского,
философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический
мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы
«страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока.
Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость,
сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретнореалистическое в поэме. Гармония
несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция.
Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика
вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская
позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор) 1
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество.(Обзор.)
Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...».
(Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской
поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и
др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин.
Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейнонравственные
аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.) 6
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы
теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты
моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные
произведения обязательны для изучения).
«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».
(Возможен выбор трех других стихотворений.)
Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его
творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народнопоэтические истоки есенинской
поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева.
Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы
есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русскойдеревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика
есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический
стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения
(углубление понятия).
Литература 20х годов XX века 3
Обзор с монографическим изучением одногодвух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт»,
«Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовыбратья» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А.
Блок, 3.Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева,
О. Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэтыобэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И.
Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия
революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической
орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б.
Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко.«Дюжина ножей в спину
революции»; Тэффи. «Ностальгия»).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) 4
Стихотворения:
«Скрипка и немножко нервно»,
«Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными
для изучения).
«А вы могли бы?», «Послушайте!»,
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из
Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трехпяти других
стихотворений.)
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм.
Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов.
Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов,
дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта.
Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта
жанрового диапазона творчества поэтановатора.
Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление по
нятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 30х годов XX века (Обзор) 1
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30е годы. Судьба человека и его призвание в
поэзии 30х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М.
Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А.
Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И.
Сельвинского.Тема русской истории в литературе 30х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть
ВазирМухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н.
Островского, В. Луговскогои др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.) 6
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
(Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие
жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема
выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном
водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и
лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции
романа.
Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического
(библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики.
«Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
(И.В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Т е о р и я литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в
литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) 2
Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского
героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей.
Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия.
Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е.
СалтыковЩедрин).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские
неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.) 4
Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к
чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные
произведения обязательны для изучения).
«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других
стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как
возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного
творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слияние
темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта
как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в
поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание
«Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление
понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) 2Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть
грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения
обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор
трехчетырех других стихотворений.)
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама.
Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательноживописная
манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико
интонационное многообразие. Поэт и «векволкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI
века.
Т е о р и я л ит е р а т у р ы . Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы
рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.) 2
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица
в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные
произведения обязательны для изучения).
«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двухтрех других
стихотворений.)
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монологаисповеди. Тема
творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки
поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция,
Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием
резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы
Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в
русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы
(углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов. 8
Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — романэпопея о всенародной трагедии.
История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система
образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система
нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного
человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении.
Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в
романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского
романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в
русской литературе XX века.
Т е о р ия л ит е р а т у р ы . Романэпопея (закрепление понятия).
Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в
художественном творчестве (развитие представлений).
Литература периодаВеликой Отечественной войны. (Обзор) 2
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия
как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и
вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А.
Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедринаи др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М.
Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П.
Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными
переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенносимволическое звучание признаний в любви к родным местам,
близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы,
повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссманаи др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств,
убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьесасказка Е.
Шварца «Дракон».
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй
половины XX века.
Литература 50—90х годов (Обзор) 2
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Не
красова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А.
Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов
шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров,
Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С.
Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Маканиии др. Нравственная
проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира
человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева,
Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова
(«Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А.
Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения
(В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И.
Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны
(содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и
инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима
и др.
Александр Трифонович Твардовский. 2
Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одномединственном
завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны
для изучения).
«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти
Гагарина». (Возможен выбор двухтрех других стихотворений.)
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины.
Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять
истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская
традиция в поэзии А. Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэ
зии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) 4Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне
хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема
поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий.
Стремление постичь мир, «дойти до самой сути». Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с ана
лизом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция
романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образысимволы и сквозные
мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл
«Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции
русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. 3
Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения).
Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная
прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в
контексте трагической эпохи.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как
литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. 1
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказы «На представку», «Сентенция».
(Возможен выбор двух других рассказов.)
Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти
документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование
человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к
состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя.
Новаторство Шаламовапрозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (раз
витие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. 1
«Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения
по выбору учителя и учащихся).
Основные темы и мотивы лирики Рубцова — РодинаРусь, ее природа и история, судьба народа,
духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и
страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы
народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
В.П. Астафьев 2
«Деревенская» проза в современной литературе. Взаимоотношение человека и природы в рассказе
«Царь рыба»
Валентин Григорьевич Распутин. 2
«Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.)
Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с
Матерой».Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи
и помни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский. 1
Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что
тем, чем стало для меня...»).
(Возможен выбор трех других стихотворений.)
Широта проблемнотематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность
сочетания в ней культурноисторических,
литературнопоэтических и
автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной
речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев).
Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
философских,
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава. 1
Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное
название...», «Когда мне
невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.)
Память о войне в лирике поэтафронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы.
Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы.
Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтовбардов.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Александр Валентинович Вампилов. 2
Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ
Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя.
Смысл финала пьесы.
Р. Гамзатов. 1
(Обзор.) Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта.
Из литературы народов России
Понятие о поэтическом мире Р. Гамзатова; изобразительновыразительные средства его поэзии;
воспитывать чувство уважения к культуре других народов
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие
представлений).
Литература конца XX — начала XXI века 3
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т.
Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц,
Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина,
Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седаковаи др.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7
Д.Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион».
Э.М.Хемингуэй. «Прощай, оружие!», «Старик и море».
Э.М. Ремарк «Три товарища»Итоговое занятие 1
Планируемые результаты освоения учебного предмета
литература, 10 Б класс.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
( базовыйуровень):
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о
стилистических ресурсах языка;
3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в
различных сферах и ситуациях общения;
4) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и
факты, до пускающие неоднозначную интерпретацию; 5) сформированность умений лингвистического
анализа текстов разной функциональностилевой и жанровой принадлежности;
6) владение различными приемами редактирования текстов;
7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в
процессе практической речевой деятельности;
8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в
процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
9) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
10) сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох,
литературных на правлениях, об индивидуальном авторском стиле;
11) владение начальными навыками литературоведческого исследования историко и теоретико
литературного характера;
12) умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях
других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
13) сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.
Ученик должен знать:
логику развития историколитературного процесса в XX веке;
важнейшие литературные направления XX века;
биографические сведения об изученных писателях;
содержание изученных произведений; отчетливо представлять себе роль и место изученного
художественного произведения в литературном процессе, а также его судьбу в читательской практике.
ученик должен уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории
литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов,
особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительновыразительные
средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения,
объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль
литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретноисторическое и общечеловеческое содержание изученных литературных
произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с
традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных
направлений и течений при анализе произведения;
определять жанровородовую специфику литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные
интерпретации;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного
произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебноисследовательские работы;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
владеть различными приемами изучения художественного текста как при классном анализе,
так и при самостоятельном чтении;
использовать биографические материалы, а также литературоведческую критическую
литературу;
давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;
свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы;
активно и целесообразно использовать различные виды справочной литературы;
при необходимости обращаться к различным формам взаимодействия искусств, используя
эти материалы как при обращении к конкретному произведению, так и к определенным этапам
литературного процесса.Календарно – тематическое планирование
уроков литературы в 10Б класса
20162017 учебный год
Количество часов: 102 часа в год /3часа в неделю
УМК «Литература» 10 класс ( базовый уровень) под редакцией Лебедева Ю.В.» ,М.:Просвещение 2013
Учитель Шимарова Валентина Анатольевна
№ п/п № п/т
Тема урока
Домашнее
задание
с.816
Дата:
план
Дата: факт
с.1941
с.4877
с84104
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
2
1
2
3
4
5
1
2
3
4
Русская литература XIX века в контексте мировой
культуры. Основные темы и проблемы русской
литературы XIX века.
Россия первой половины XIX в. Литературные
направления, формирование реализма как новой
ступени познания и художественного освоения мира и
человека. Демократизация русской литературы.
А. С. П у ш к и н. 4+1 р.р
А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм
лирики Пушкина и ее национальноисторическое и
общечеловеческое содержание. Становление
литературного языка.
Романтическая лирика А. С. Пушкина. Тема поэта и
поэзии в лирике А. С. Пушкина .
«Поэт», «Поэту, «Осень», «Разговор книгопродавца с
поэтом»
Эволюция темы свободы в лирике А. С. Пушкина..
Философская лирика А. С. Пушкина. Тема смысла
жизни и тайны смерти.
Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный
всадник». «Великое» и «малое» в поэме. Человек и
история в поэме. Тема «маленького человека» в
поэме «Медный всадник»
Контрольная письменная работа по творчеству А. С.
Пушкина.
М. Ю. Лермонтов. 3+1
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные
темы и мотивы лирики. Своеобразие
художественного мира поэта. Эволюция его
отношения к поэтическому дару. Романтизм и
реализм в творчестве поэта
Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова.
Философские мотивы лирики Лермонтова
Р.р Тема жизни и смерти в лирике М. Ю.
Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик»
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова.
Анализ стй «Нищий», «Я не унижусь пред тобой…»,
с.104114
с.140153
с.161164
с.164173
с.178185
с.190202
с.202211«Нет, не тебя так пылко я люблю…».
Н.В. Гоголь 3+1
Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество. Романтические
произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Сатирическое и эпикодраматическое начало в
сборнике «Миргород»
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ
«маленького человека» в «Петербургских повестях».
Образ Петербурга. Аналитический характер русской
прозы.
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести
«Невский проспект». Обучение анализу эпизода
Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике
«Петербургские повести»
Обзор русской литературы второй половины XIX
века. Ее основные проблемы. Расцвет русского
романа Мировое значение русской классической
литературы
И. А. Г о н ч а р о в. 6+1
И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Роман
«Обломов». Особенности композиции романа.
Социальная и нравственная проблематик романа
«Обломов»
Обломов «коренной народный наш тип».
Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и
смерти. Герои романа в их отношении к Обломову
«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и
способы ее выражения в романе
Обломов и Штольц
с.212221
с.229246
с.247250
с.270281
с.287302
с.330338
с.339348
с.348352
с.353356
сост. план,
подг. рассказ
с.358361
сочинение
с.39
«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в
русской критике
Р.р Подготовка к сочинению по творчеству
И.А.Гончарова
А. Н. Островский 6+1р.р часть2
А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции
русской драматургии в творчестве писателя.
Формирование национального театра.
Драма «Гроза». История создания, система образов,
приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие
конфликта. Смысл названия
Город Калинов и его обитатели. Изображение
«жестоких нравов» «темного царства». Нравственные
устои и быт купечества
Протест Катерины против «темного царства».
Нравственная проблематика пьесы.
Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза»
Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее
с.2326
с.2734
с.1822
с.1014
с.1516
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
1
2
3
4
1
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
67
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
1
2
1
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
ВЧ
45
2
сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»
Р.р Подготовка к сочинению по творчеству А.Н.
Островского
И. С. Тургенев 6+2 р.р +1 к.р
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки
охотника» и их место в русской литературе
Расцвет русского романа. И. С. Тургенев создатель
русского романа. История создания романа «Отцы и
дети». Русские дворяне Кирсановы.
Базаров герой своего времени. Духовный конфликт
героя
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»
«Накипь нигилизма» в романе «Отцы и дети».
Любовь в романе «Отцы и дети»
Р.р Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в
критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к
домашнему сочинению
Р.р Письменный ответ на вопрос проблемного
характера по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
К.р Зачётная работа за первое полугодие
Ф. И. Тютчев. 2
Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и
философия природы в его лирике. Человек и история
в лирике Ф. И. Тютчева.
Любовная лирика Ф. Й. Тютчева. Любовь как
стихийная сила и «поединок роковой». «О, как
убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил
вас ...»)
А. А. Фет. 2
А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее
начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость
эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер
тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря
прощается с землею...» и др.
Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое
дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...»,
«Певице» и др. Гармония и музыкальность
поэтической речи и способы их достижения.
Импрессионизм поэзии Фета
А. К. То л с т о й 1+1
А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные
темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого.
Фольклорные, романтические и исторические черты
лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом
взоре...», «Против течения», «Государь ты наш
батюшка...»
Р.Р. Анализ лирического стихотворения Ф. И.
Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого ( по выбору
сочинение
с.3745
с.5761
с.6169
с.6973
с.7376
с.7782
сочинение
творческая
работа
с.157161
с.161169
с.170176
с.177183
с.184189
с.1911981
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
ВЧ
учащихся)
Н. А. Некрасов. 8+1 р.р
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением
ранее изученного). Гражданский пафос поэзии. «В
дороге», «Еду ли ночью по улице темной...»,
«Надрывается сердце от муки...» и др.
Героическое и жертвенное в образе разночинца
народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...»,
«Блажен незлобивый поэт...» и др.
Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое
творчество как служение народу. «Элегия»,
«Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О
Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.
Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее
психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой
бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...»,
«Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др.
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история
создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога»,
глав «Поп», «Сельская ярмонка».".
Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси
жить хорошо». Дореформенная и пореформенная
Россия в поэме. Тема социального и духовного
рабства
с.100111
с.111115
с.116120
с.121126
с.134140
с.141143
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси
жить хорошо». Тема борьбы с социальной
несправедливостью и угнетением человека.
с.144147
Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить
хорошо». Фольклорное начало в поэме.
с.148153
Р.Р.Подготовка к сочинению по творчеству ' Н. А.
Некрасова
сочинение
М. Е. С а л т ы к о в Щ е д р и н. 2
М. Е. С а л т ы к о в Щ е д р и н. Личность и
творчество. Проблематика и поэтика сказок
М.Е. СалтыковаЩедрина
Обзор романа М. Е. СалтыковаЩедрина «История
одного города». Замысел, история создания, жанр и
композиция романа. Образы градоначальников
Л. Н. Толстой. 13 +2.р.р
с.201205
с.205215
57
1
Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого
пути. Духовные искания. Нравственная чистота
писательского взгляда на мир и человека
с.26026558
59
60
61
62
63
64
65
66
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Народ и война в «Севастопольских рассказах»
Л.Н.Толстого.
История создания романа «Война и мир».
Особенности жанра.
с.265269
с.271277
Образ автора в романе. Художественные особенности
романа.
с.277280
Духовные искания Андрея Болконского. Проблема
судьбы, смысла жизни и тайны смерти.
с.284292
Духовные искания Пьера Безухова. Идея
нравственного самосовершенствования.
Женские образы в романе «Война и мир». Роль
женщины в семье и обществе. Наташа Ростова на пути
к счастью.
с.284292
с.293296
Семья Ростовых и семья Болконских. Нравственные
устои и быт дворянства.
Тема народа в романе «Война и мир».
Обращение к народу в поисках нравственного идеала.
Кутузов и Наполеон.
Историзм в познании закономерностей общественного
развития
с.297299
с.300304
с.305308
67
11
Проблемы истинного и ложного в романе «Война и
мир». Истинный и ложный героизм в изображении
Л.Н.Толстого.
вопросы
с.307308
68
69
70
71
72
73
74
12
13
14
15
1
2
3
Своеобразие религиозно этических и эстетических
взглядов Л.Н. Тольстого.
вопросы
с.307308
Всемирное значение Толстого художника и мыслителя.
с.308, план
Р. Р Письменная работа. Самостоятельный анализ
эпизода романаэпопеи «Война и мир»
творческая
работа
Р.р Подготовка к сочинению по роману Л. Н.
Толстого «Война и мир»
сочинение
Ф. М. Достоевский. 11+1р.р
Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы
творческого пути. Идейные и эстетические взгляды
с.216223
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург
Ф. М. Достоевского
с.230231
История создания романа «Преступление и
наказание».
с.22823075
76
77
78
79
80
81
82
83
4
5
6
7
8
9
10
11
12
84
1
85
ВЧ 5
86
ВЧ
6
87
88
89
2
3
1
2
3
«Маленькие люди» в романе «Преступление и
наказание», проблема социальной несправедливости и
гуманизм писателя.
Духовные искания интеллектуального героя и
способы их выявления.
Теория Раскольникова. Истоки его бунта. Выявление
опасности своеволия и прагматизма.
«Двойники» Раскольникова
Значение образа Сони Мармеладовой в романе
«Преступление и наказание».
Исповедальное начало как способ самораскрытия
души
с.231234
с.234235
с.233234
с.235238
с.238240
с.240242
Роль эпилога в романе «Преступление и наказание».
с.242244
Понимание свободы как ответственности за
совершённый выбор
с.244247
Р.р.Подготовка к домашнему сочинению по роману
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
сочинение
Н. С. Л е с к о в. 3
Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть
«Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.
Поэтика названия повести «Очарованый
странник».Особенности жанра. Фольклорное начало в
повествовании.Тема «праведничества».
с.309317
Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и
обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.
с.317320
Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе
Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди
Макбет Мценского уезда»)
с.320329
А. П. Ч е х о в. 7+1 +1
А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности
рассказов 8090х годов. «Человек в футляре»
Проблематика и поэтика рассказов 90х годов. «Дом
с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой»,
«Случай из практики», «Черный монах»
с.330339
с.340348
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».
Проблема человека и среды. Осмысление
взаимодействия характера и обстоятельств.
с.3493554
5
6
7
8
9
1
1
90
91
92
93
94
95
96
97
ВЧ
Формирование национального театра. Особенности
драматургии А. П. Чехова
с.357363
«Вишневый сад»: история создания, жанр, система
образов. Разрушение дворянского гнезда
с.364366
Будущее в пьесе«Вишневый сад». Символ сада.
с.367368
Своеобразие чеховского стиля
Р.р Подготовка к сочинению по творчеству
А.П.Чехова
Зачетная работа за второе полугодие. Письменный
ответ на вопрос проблемного характера
вопросы
с.368
сочинение
Отражение в национальных литературах общих и
специфических духовнонравственных и социальных
проблем. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник
«Осетинская лира».
с.368
Зарубежная литература 4
«Вечные» проблемы бытия в зарубежной литературе. вопросы
98 в.ч. 2
Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье».
подг.сообщ.
подг. сообщ.
99
ВЧ
100
101
102
3
4
1
2
Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный
дом».
Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение
«Пьяный корабль»
вопросы
Обобщение изученного2
Нравственные уроки русской литературы XIX века.
с.
Итоговый урок