Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 10Б класс

  • Образовательные программы
  • doc
  • 09.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная рабочая программа по литературе в 10Б классе составлена на основе авторской программы : В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина под ред. В.Я. Коровиной (базовый уровень) - М.: Просвещение, 2012) и реализуется с использованием УМК; «Русская литература ХIХ века. 10 класс» (в двух частях) под редакцией Лебедева Ю.В.(базовый уровень) М., Просвещение, 2013 в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного среднего образования. Авторская программа рассчитана на 102 часа в год. В связи с тем, что по учебному плану Гимназии на 2016-2017 учебный год на литературу в 10Б классе отводится 3 недельных часа и так как учебный год согласно учебно-календарному графику составляет 34 учебных недели, рабочая программа составлена на 102 часа в 10 классе и 102 час в 11 классе. Программа реализуется за 2 учебных года (всего 204 часа)
Иконка файла материала Литература 10 класс 3 часа 2.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Гимназия № 2       Рассмотрено           на заседании ШМО Протокол № 1 от_____.08.2016          руководитель ШМО               ________(__________) Согласовано заместитель директора по УВР    Утверждено Директор МОУ – Гимназии № 2 _______________Г.А.Захарчук ______________Т.В.Петрова приказ №_____от ___.08. 2016 Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 10Б класс     учитель: Шимарова Валентина Анатольевна     количество часов:  в год­ 102ч./в неделю 3ч.     количество контрольных работ: 4г. Клин, Московская область, 2016 – 2017 учебный год Пояснительная записка     Данная рабочая  программа по литературе в 10Б классе  составлена на основе авторской программы : В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина под ред. В.Я. Коровиной (базовый уровень) ­ М.: Просвещение, 2012)  и реализуется  с использованием УМК; «Русская литература ХIХ века. 10 класс» (в двух частях) под редакцией Лебедева Ю.В.(базовый уровень)  М., Просвещение, 2013   в   соответствии   с   федеральным   компонентом   государственных   образовательных   стандартов основного  среднего  образования.  Авторская программа рассчитана на 102 часа в год. В связи с тем, что по учебному плану Гимназии на 2016­2017 учебный год на литературу в 10Б классе отводится 3 недельных часа и так как учебный год согласно учебно­календарному графику составляет 34 учебных недели, рабочая программа составлена на 102 часа в 10 классе и 102 час в 11 классе. Программа реализуется за 2 учебных года (всего 204 часа) Содержание учебного предмета литература, 10 А класс. Литература XIX века Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.  2 часа Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно­нравственные  искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).  Введение. Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало».  Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок  монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски  классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин,  Лермонтов, |()голь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Россия во  второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и  демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские,  почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой,  Достоевский), драматургии (Островский, Сухово­Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и  реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков,  Полонский. Критика социально­историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая»  (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в  творчестве Чехова. Литература первой половины XIX века Александр Сергеевич Пушкин. 4+1 р.р Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа  пушкинского творчества. Национально­историческое и общечеловеческое содержание лирики.  Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...»,  «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия»  («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор  Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и  личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем черезприобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений.  Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность ­ основа реализма Пушкина.  Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник». Михаил Юрьевич Лермонтов. 3+1 р.р Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения:  чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни,  любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца.  Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто,  пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...».  «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира  Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве  поэта. Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и  взаимовлиянии. Николай Васильевич Гоголь. 3+1 р.р   Жизнь и творчество. (Обзор.) Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».  Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника:  сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико­ героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других  повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).  «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры,  реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Литература второй половины XIX века 1 час  Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века.  Общественно­политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные  тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика.  Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея  нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и  новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание. Иван Александрович Гончаров. 7 часов Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика.  Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное  явление. Герои романа и их отношение к 06­ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в  романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева). Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как  слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная  критика. Александр Николаевич Островский. 7 часов Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова,  Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное  самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе,  чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития  действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города  Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины.  Народно­поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха,  возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое  мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А.  Добролюбова).Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы,  трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия) Иван Сергеевич Тургенев. 9 часов  Жизнь и творчество (Обзор.) «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к  духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники.  Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как  пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева). Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме.  Социально­бытовые и общечеловеческие стороны в романе). Федор Иванович Тютчев. 2 часа Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт­романтик. Философский характер  тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско­ всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно­реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».  Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных  жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий  образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки  монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы,  природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все  былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию  по понять...», «О, как убийственно мы любим...». Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии. Афанасий Афанасьевич Фет. 2 часа Жизнь и творчество. (Обзор.) Двойственность личности и судьбы Фета­поэта и Фета —  практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического  пейзажа. Красота обыденно­реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое».  Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и  способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.  Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро,  радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним  толчком согнать ладью живую...», «На качелях». Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения. Алексей Константинович Толстой. 2 часа Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и  образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и  романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения»,  «Государь ты наш батюшка...». Николай Алексеевич Некрасов. 9 часов Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов­журналист. Противоположность литературно­ художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма.  Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне.  Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация  плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира  Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца­народолюбца. Психологизм и бытовая  конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы  «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и  стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального идуховного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического  языка. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без  счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые  люди..­, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...»,  «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...». Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы  (развитие понятия). Михаил Евграфович Салтыков­Щедрин.2 часа  Жизнь и творчество. (Обзор.) «История одного города» — ключевое художественное  произведение писателя. Сатирико­гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как  намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью  народа. Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления). Лев Николаевич Толстой. 15 часов Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в  трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного  правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие  жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно­стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в  себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их  судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.  Рационализм Андрея Болконского и эмоционально­интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым.  Нравственно­психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские,  нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский  смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона,  значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как  способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно­этических и эстетических взглядов  Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую  литературу. Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман­эпопея. Внутренний монолог (развитие  понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия). Федор Михайлович Достоевский. 12 часов Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и  наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно­авантюрная основа и ее  преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции  романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете  религиозно­нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема  социальной несправедливости и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и  способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и  диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры. Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно­психологический, роман  идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского. Николай Семенович Лесков. 3 часа Жизнь и творчество. (Обзор.) Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические  романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой ИванФлягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. «Тупейный  художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к  жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.) Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации. Антон Павлович Чехов.  8+1 к.р  Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка,  юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между  сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.  Многообразие философско­психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт  обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное»  существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в  футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и  будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических  персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное  течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы. Те о р и я литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова­рассказчика: открытые  финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и  стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма.  Понятие о лирической комедии. Из литературы народов России. Коста Хетагуров. 1 час Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.) Стихотворения из сборника «Осетинская лира».  Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение  тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной  образности в русскоязычных произведениях поэта. Из зарубежной литературы 4 часа  Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм.  Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм. Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях,  обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра  новеллы. Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права  женщины. Жизнь­игра и героиня­кукла. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма. Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся,  закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к  деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым.  Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.  Обобщение изученного ­2 часа Содержание учебного предмета литература, 11 Б класс. Введение 1Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные  исторические потрясения в судьбе России в  XX  веке. Три основных направления, в русле   которых   протекало   развитие   русской   литературы:   русская   советская   литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и об­ щее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и   проблемы.   Проблема   нравственного   выбора   человека   и   проблема   ответственности.   Тема исторической   памяти,   национального   самосознания.   Поиск   нравственного   и   эстетического идеалов. Литература начала XX века Развитие художественных и идейно­нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие   реализма   в   русской   литературе   начала  XX  века.   Человек   и   эпоха   —   основная проблема   искусства.   Направления   философской   мысли   начала   столетия,   сложность  отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп. Писатели­реалисты начала XX века Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.)   6 Стихотворения:  «Крещенская   ночь»,   «Собака»,   «Одиночество»  (возможен   выбор   трех   других стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Рассказы:  «Господин   из   Сан­Франциско»,   «Чистый  понедельник».  Своеобразие   лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели   традиционного   крестьянского   уклада.   Обращение   писателя   к   широчайшим   социально­ философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан­Франциско». Психологизм бунинской  прозы и особенности   «внешней   изобразительности».   Тема   любви   в   рассказах   писателя.   Поэтичность   женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина. Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление пред­ ставлений).  Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)  4 Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и   реальная   жизнь   деревни   и   ее   обитателей.   Толстовские   традиции   в   прозе   Куприна.   Проблема самопознания   личности   в   повести   «Поединок».   Смысл   названия   повести.   Гуманистическая   позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе   «Гранатовый   браслет».   Трагическая   история   любви   Желткова   и   пробуждение   души   Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна. Т е о р и я  литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений). Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)  6 Рассказ  «Старуха   Изергиль».  Романтический   пафос   и   суровая   правда   рассказов   М.   Горького. Народно­поэтические  истоки  романтической   прозы   писателя.   Проблема   героя  в  рассказах   Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «На   дне».  Социально­философская   драма.   Смысл   названия   произведения.   Атмосфера   духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий иактивной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта   (Бубнов),   правда   утешительной   лжи   (Лука),   правда   веры   в   человека   (Сатин).   Новаторство Горького­драматурга. Сценическая судьба пьесы. Теория   литературы.   Социально­философская   драма   как   жанр   драматургии   (начальные представления). Серебряный век русской поэзии Символизм  7 «Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. «Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Влияние   западноевропейской   философии   и   поэзии   на   творчество   русских   символистов.   Истоки русского символизма. Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения:  «Творчество»,   «Юному   поэту»,   «Каменщик»,   «Грядущие   гунны».  Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии   Брюсова   —   урбанизм,   история,   смена   культур,   мотивы   научной   поэзии.   Рационализм, отточенность образов и стиля. Константин Дмитриевич Бальмонт.  Слово  о  поэте.  Стихотворения   (три  стихотворения  по  выбору учителя   и   учащихся).   Шумный   успех   ранних   книг   К.   Бальмонта:  «Будем   как   солнце»,     «Только любовь»,  «Семицветник». Поэзия   как   выразительница   «говора   стихий».   Цветопись   и   звукопись   поэзии   Бальмонта.   Интерес   к древнеславян­скому фольклору  («Злые чары», «Жар­птица»).  Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник  «Золото   в   лазури»).  Резкая   смена   ощущения   мира   художником   (сборник  «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»). Статья   Н.   Гумилева  «Наследие   символизма   и   акмеизм»  как   декларация   акмеизма. Западноевропейские   и   отечественные   истоки   акмеизма.   Обзор   раннего   творчества   Н.   Гумилева,   С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др. Акмеизм Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения:  «Жираф»,   «Озеро   Чад»,   «Старый   Конквистадор»,  цикл  «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).   Романтический   герой   лирики   Гумилева.   Яркость,   праздничность   восприятия   мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века. Футуризм Манифесты   футуризма.   Отрицание   литературных   традиций,   абсолютизация   самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы(В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас.Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак,   Н.   Асеев  и   др.).   Западноевропейский   и   русский   футуризм.   Преодоление   футуризма крупнейшими его представителями.Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы»,  «Медальоны»  (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта. Т е о р и я л и т е р а т у р ы .  Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления). Изобразительно­выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений). Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) 5 Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась.   Течет,   грустит   лениво...»  (из   цикла  «На   поле   Куликовом»),   «На   железной   дороге» (указанные произведения обязательны для изучения). «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.) Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир   раннего   Блока.   Музыкальность   поэзии   Блока,   ритмы   и   интонации.   Блок   и   символизм.   Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно­реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого   в   языковой   и   музыкальной   стихиях   произведения.  Герои   поэмы,   сюжет,   композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века. Т е о р и я л и т е р а т у р ы .  Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений). Новокрестьянская поэзия (Обзор) 1 Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество.(Обзор.) Стихотворения:  «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен   выбор   трех   других   стихотворений.)   Духовные   и   поэтические   истоки   новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и  Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно­нравственные аспекты этой полемики. Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)  6 Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя,   Ша­ганэ!..»,   «Не   жалею,   не   зову,   не   плачу...»,   «Русь  советская»,   «Сорокоуст»  (указанные произведения обязательны для изучения). «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества.   Идея   «узловой   завязи»   природы   и   человека.   Народно­поэтические   истоки   есенинской поэзии.   Песенная   основа   его   поэтики.   Традиции   Пушкина   и   Кольцова,   влияние   Блока   и   Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие  революционной   ломки традиционного уклада русскойдеревни.   Пушкинские   мотивы   в   развитии   темы   быстротечности   человеческого   бытия.   Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»). Теория   литературы.   Фольклоризм   литературы  (углубление   понятия).   Имажинизм.   Лирический стихотворный   цикл   (углубление   понятия).   Биографическая   основа  литературного   произведения (углубление понятия). Литература 20­х годов XX века  3 Обзор с монографическим изучением одного­двух произведений (по выбору учителя и учащихся). Общая   характеристика   литературного   процесса.   Литературные   объединения  («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовыбратья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3.Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.). Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты­обэриуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения  («Конармия»  И. Бабеля,  «Россия,   кровью   умытая»  А.   Веселого,  «Разгром»  А.   Фадеева).  Трагизм   восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова). Русская   эмигрантская   сатира,   ее   направленность  (А.   Аверченко.«Дюжина   ножей   в   спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»). Т е о р и я л и т е р а т у р ы .  Орнаментальная проза (начальные представления). Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)  4 Стихотворения:  «Скрипка   и   немножко   нервно», «Лиличка!»,   «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения).  «А   вы   могли   бы?»,   «Послушайте!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею  Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа  о сущности  любви», «Письмо Татьяне  Яковлевой».  (Возможен   выбор   трех­пяти   других стихотворений.) Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа.  Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт  и   революция. Пафос революционного переустройства  мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве  Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта­новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия. Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление по­ нятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная. Литература 30­х годов XX века (Обзор)   1 Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30­е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии   30­х   годов.   Понимание   миссии   поэта   и   значения   поэзии   в   творчестве  А.   Ахматовой,   М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др. Новая волна поэтов: лирические стихотворения  Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева,   Я.   Смелякова,   Б.   Ручьева,   М.   Светлова  и   др.;   поэмы  А.   Твардовского,   И. Сельвинского.Тема русской истории в литературе 30­х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир­Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова. Утверждение   пафоса   и   драматизма   революционных   испытаний   в   творчестве  М.   Шолохова,   Н. Островского, В. Луговскогои др. Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)  6 Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». (Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа.  Роль   эпиграфа.   Многоплановость,   разноуровневость   повествования:   от   символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание  реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.­В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь). Т е о р и я  литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе. Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)   2 Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические   идеи  «общей  жизни» как основа сюжета повести. Философская  многозначность  названия. Необычность   языка   и  стиля   Платонова.   Связь   его   творчества   с   традициями  русской   сатиры   (М.   Е. Салтыков­Щедрин). Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Индивидуальный   стиль   писателя   (углубление   понятия).   Авторские неологизмы (развитие представлений). Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.)   4 Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему  одические   рати...»,   «Мне   голос   был.   Он   звал   утешно...»,   «Родная   земля»  (указанные произведения обязательны для изучения). «Я  научилась   просто,  мудро  жить...»,  «Приморский  сонет».  (Возможен   выбор   двух   других стихотворений.)   Искренность   интонаций   и   глубокий   психологизм   ахматовской   лирики.   Любовь   как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слияние темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме.   Широта   эпического   обобщения   и   благородство   скорбного   стиха.   Трагическое   звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. Т е о р и я л и т е р а т у р ы .   Лирическое   и   эпическое   в   поэме   как   жанре   литературы   (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений). Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)   2Стихотворения:  «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих   веков...»,   «Я   вернулся   в   мой   город,   знакомый  до  слез...»  (указанные   произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех­четырех других стихотворений.) Культурологические   истоки   творчества   поэта.   Слово,   словообраз   в   поэтике   Мандельштама. Музыкальная   природа   эстетического   переживания   в   стихотворениях   поэта.   Описательно­живописная манера и философичность поэзии Мандельштама.  Импрессионистическая  символика  цвета. Ритмико­ интонационное многообразие. Поэт и «век­волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века. Т е о р и я л ит е р а т у р ы .   Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий). Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)    2 Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух­трех других стихотворений.) Уникальность  поэтического голоса Цветаевой.  Искренность лирического монолога­исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики.   Трагичность   поэтического   мира   Цветаевой,   определяемая   трагичностью   эпохи   (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве.  Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века. Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия). Михаил Александрович Шолохов. 8   Жизнь.   Творчество.   Личность.   (Обзор.)  «Тихий   Дон»  —   роман­эпопея   о   всенародной   трагедии. История   создания   шолоховского   эпоса.   Широта   эпического   повествования.   Герои   эпопеи.   Система образов   романа.   Тема   семейная   в   романе.   Семья   Мелеховых.   Жизненный   уклад,   быт,   система нравственных  ценностей  казачества.  Образ главного  героя.   Трагедия   целого   народа  и   судьба   одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов   как   мастер   психологического   портрета.   Утверждение   высоких   нравственных   ценностей   в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа.  Художественное  время   и  художественное   пространство  в  романе.  Шолоховские  традиции  в русской   литературе  XX  века.  Т е о р ия л ит е р а т у р ы .   Роман­эпопея   (закрепление   понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений). Литература периодаВеликой Отечественной войны. (Обзор)  2  Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера).   Лирика  А.   Ахматовой,   Б.   Пастернака,  H.   Тихонова,   М.   Исаковского,   А.   Суркова,   А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедринаи др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер,  «Февральский   дневник»  О.   Берггольц,  «Пулковский   меридиан»  В.   Инбер,  «Сын»  П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лириче­ской   и   эпической   поэзии,   обобщенно­символическое   звучание   признаний   в   любви   к   родным   местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссманаи др.  Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия  К. Симонова, Л. Леонова.  Пьеса­сказка  Е. Шварца «Дракон». Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века. Литература 50—90­х годов (Обзор)  2 Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Не­ красова,    К. Воробьева,    В. Быкова,    Б. Васильева и др. Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели»  (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский,   Е.   Евтушенко  и   др.).   Особенности   языка,   стихосложения   молодых   поэтов­ шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др. «Городская»   проза:  Д.   Гранин,   В.   Дудинцев,   Ю.   Трифонов,   В.   Маканиии   др.   Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений. «Деревенская»   проза.   Изображение   жизни   крестьянства;   глубина   и   цельность   духовного   мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др. Драматургия.   Нравственная   проблематика   пьес  А.   Володина  («Пять   вечеров»),  А.   Арбузова («Иркутская   история»,   «Жестокие   игры»),  В.   Розова  («В   добрый   час!»,   «Гнездо   глухаря»),  А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др. Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В.   Набоков,   В.   Ходасевич,   Г.   Иванов,   Г.   Адамович,   Б.   Зайцев,   М.   Алданов,   М.   Осоргин,   И. Елагин). Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике. Авторская   песня.   Ее   место   в   развитии   литературного  процесса   и   музыкальной   культуры   страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др. Александр Трифонович Твардовский. 2  Жизнь   и   творчество.   Личность.   (Обзор.)   Стихотворения:  «Вся  суть   в   одном­единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения). «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух­трех других стихотворений.) Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского. Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэ­ зии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия). Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)   4Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения). «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта   и   поэзии   в   творчестве   Пастернака.   Любовная   лирика  поэта.   Философская   глубина   раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути». Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с ана­ лизом   фрагментов).   История   создания   и   публикации   романа.   Жанровое   своеобразие   и   композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы­символы и сквозные мотивы   в   романе.   Образ   главного   героя   —   Юрия   Живаго.   Женские   образы   в   романе.   Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака. Александр Исаевич Солженицын. 3 Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Т е о р и я л и т е р а т у р ы .   Прототип   литературного   героя   (закрепление   понятия).   Житие   как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия). Варлам Тихонович Шаламов. 1  Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказы  «На   представку»,   «Сентенция».  (Возможен   выбор   двух   других   рассказов.) Автобиографический   характер   прозы   В.   Т.   Шаламова.   Жизненная   достоверность,   почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию,   близкому   к   состоянию   зачеловечности».   Характер   повествования.   Образ   повествователя. Новаторство Шаламова­прозаика. Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (раз­ витие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений). Николай Михайлович Рубцов.  1 «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина­Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный   мир   человека,   его   нравственные   ценности:   красота   и   любовь,   жизнь   и   смерть,   радости   и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова. В.П. Астафьев 2 «Деревенская» проза в современной литературе. Взаимоотношение человека и природы в рассказе «Царь рыба»  Валентин Григорьевич Распутин.  2  «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики. Иосиф Александрович Бродский. 1 Стихотворения:  «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»). (Возможен выбор трех других стихотворений.) Широта   проблемно­тематического   диапазона   поэзии   Бродского.   «Естественность   и   органичность сочетания   в   ней   культурно­исторических,   литературно­поэтических   и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи,   откристаллизовавшейся   в   виртуозно   организованную   стихотворную   форму»   (В.   А.   Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.   философских, Т е о р и я л и т е р а т у р ы .  Сонет как стихотворная форма (развитие понятия). Булат Шалвович Окуджава. 1 Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное  название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.) Память о войне в лирике поэта­фронтовика. Поэзия  «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат   как   особая   поэтическая   вселенная.   Развитие   романтических  традиций   в   поэзии   Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов­бардов. Т е о р и я л и т е р а т у р ы .  Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений). Александр Валентинович Вампилов. 2 Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.) Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.       Р. Гамзатов. 1  (Обзор.)  Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта. Из литературы народов России Понятие   о   поэтическом   мире   Р.   Гамзатова;  изобразительно­выразительные   средства   его  поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов  Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений). Литература конца XX — начала XXI века  3 Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др. Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седаковаи др. ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 7 Д.Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». Э.М.Хемингуэй.  «Прощай, оружие!», «Старик и море». Э.М. Ремарк «Три товарища»Итоговое занятие 1 Планируемые результаты освоения учебного предмета  литература, 10 Б класс. Предметные результаты освоения основной образовательной программы  ( базовыйуровень):  1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;   2)   сформированность   представлений   о   языке   как   многофункциональной   развивающейся   системе,   о стилистических ресурсах языка;  3)  владение  знаниями  о  языковой   норме,  ее  функциях  и   вариантах,  о  нормах  речевого   поведения  в различных сферах и ситуациях общения;  4) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, до­ пускающие неоднозначную интерпретацию; 5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально­стилевой и жанровой принадлежности;  6) владение различными приемами редактирования текстов;  7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;   8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;  9) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;  10)   сформированность   представлений   о   системе   стилей   художественной   литературы   разных   эпох, литературных на­ правлениях, об индивидуальном авторском стиле;  11)   владение   начальными   навыками   литературоведческого   исследования   историко­   и   теоретико­ литературного характера;  12)   умение   оценивать   художественную   интерпретацию   литературного   произведения   в   произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);  13) сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики. Ученик должен знать: логику развития историко­литературного процесса в XX веке; важнейшие литературные направления  XX века; биографические сведения об изученных писателях; содержание   изученных   произведений;   отчетливо   представлять   себе   роль   и   место   изученного художественного произведения в литературном  процессе, а также его судьбу в читательской практике.            ученик должен уметь:  воспроизводить содержание литературного произведения;   анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности   композиции,   художественного   времени   и   пространства,   изобразительно­выразительные средства   языка,   художественная   деталь);   анализировать   эпизод   (сцену)   изученного   произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;  раскрывать   конкретно­историческое   и   общечеловеческое   содержание   изученных   литературных произведений;   связывать   литературную   классику   со   временем   написания,   с   современностью   и   с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;  соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;  определять жанрово­родовую специфику литературного произведения;  сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;  выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;  выразительно   читать   изученные   произведения   (или   фрагменты),   соблюдая   нормы   литературного произношения;  аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;  составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно­исследовательские работы;  писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.  владеть различными приемами изучения художественного текста как при классном анализе, так и при самостоятельном чтении; использовать биографические материалы, а также литературоведческую  критическую литературу;   давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;   свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы; активно и целесообразно использовать различные виды справочной литературы;  при необходимости обращаться к различным формам взаимодействия искусств, используя эти   материалы   как   при   обращении   к   конкретному   произведению,   так   и   к   определенным   этапам литературного процесса.Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 10Б класса 2016­2017 учебный год Количество часов: 102 часа в год /3часа в неделю УМК «Литература» 10 класс ( базовый  уровень) под редакцией Лебедева Ю.В.» ,М.:Просвещение 2013 Учитель Шимарова Валентина Анатольевна № п/п № п/т Тема урока Домашнее  задание с.8­16 Дата: план Дата: факт с.19­41 с.48­77 с84­104 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 1 2 3 4 5 1 2 3 4 Русская литература XIX века в контексте мировой  культуры. Основные темы и проблемы русской  литературы XIX века.  Россия первой половины XIX в. Литературные  направления, формирование реализма как новой  ступени познания и художественного освоения мира и человека. Демократизация русской литературы. А. С. П у ш к и н. 4+1 р.р                                               А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм  лирики Пушкина и ее национально­историческое и  общечеловеческое содержание. Становление  литературного языка. Романтическая лирика А. С. Пушкина. Тема поэта и  поэзии в лирике А. С. Пушкина . «Поэт», «Поэту, «Осень», «Разговор книгопродавца с  поэтом» Эволюция темы свободы в лирике А. С. Пушкина..  Философская лирика А. С. Пушкина. Тема смысла  жизни и тайны смерти. Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный  всадник». «Великое» и «малое» в поэме. Человек и  история в поэме. Тема «маленького человека» в  поэме «Медный всадник» Контрольная письменная работа по творчеству А. С.  Пушкина.  М. Ю. Лермонтов. 3+1                                                    М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные  темы и мотивы лирики. Своеобразие  художественного мира поэта. Эволюция его  отношения к поэтическому дару. Романтизм и  реализм в творчестве поэта Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова.  Философские мотивы лирики Лермонтова  Р.р Тема жизни и смерти в лирике М. Ю.  Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик» Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова.  Анализ ст­й «Нищий», «Я не унижусь пред тобой…»,  с.104­114 с.140­153 с.161­164 с.164­173 с.178­185 с.190­202 с.202­211«Нет, не тебя так пылко я люблю…». Н.В. Гоголь 3+1                                                                         Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество. Романтические  произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».  Сатирическое и эпикодраматическое начало в  сборнике «Миргород» «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ  «маленького человека» в «Петербургских повестях».  Образ Петербурга. Аналитический характер русской  прозы. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести  «Невский проспект». Обучение анализу эпизода Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике  «Петербургские повести» Обзор русской литературы второй половины XIX  века. Ее основные проблемы. Расцвет русского  романа Мировое значение русской классической  литературы И. А. Г о н ч а р о в.    6+1                                              И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Роман  «Обломов». Особенности композиции романа.  Социальная и нравственная проблематик романа  «Обломов» Обломов ­ «коренной народный наш тип».  Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и  смерти. Герои романа в их отношении к Обломову «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и  способы ее выражения в романе Обломов и Штольц с.212­221 с.229­246 с.247­250 с.270­281 с.287­302 с.330­338 с.339­348 с.348­352 с.353­356 сост. план,  подг. рассказ с.358­361 сочинение с.3­9 «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в  русской критике  Р.р Подготовка к сочинению  по творчеству  И.А.Гончарова А. Н. Островский 6+1р.р                                                часть2 А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции  русской драматургии в творчестве писателя.  Формирование национального театра.  Драма «Гроза». История создания, система образов,  приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие  конфликта. Смысл названия Город Калинов и его обитатели. Изображение  «жестоких нравов» «темного царства». Нравственные устои и быт купечества Протест Катерины против «темного царства».  Нравственная проблематика пьесы. Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза» Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее  с.23­26 с.27­34 с.18­22 с.10­14 с.15­16 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 1 2 3 4 1 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 67 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 1 2 1 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 ВЧ  45 2 сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»  Р.р Подготовка к сочинению по творчеству А.Н.  Островского  И. С. Тургенев 6+2 р.р +1 к.р                                       И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки  охотника» и их место в русской литературе Расцвет русского романа. И. С. Тургенев ­ создатель  русского романа. История создания романа «Отцы и  дети». Русские дворяне Кирсановы. Базаров ­ герой своего времени. Духовный конфликт  героя «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети» «Накипь нигилизма» в романе «Отцы и дети». Любовь в романе «Отцы и дети» Р.р Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в  критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к  домашнему сочинению  Р.р Письменный ответ на вопрос проблемного  характера по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»  К.р Зачётная работа за первое полугодие Ф. И. Тютчев. 2                                                               Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и  философия природы в его лирике. Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Любовная лирика Ф. Й. Тютчева. Любовь как  стихийная сила и «поединок роковой». «О, как  убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил  вас ...») А. А. Фет. 2                                                                      А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее  начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер  тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря  прощается с землею...» и др. Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое  дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...»,  «Певице» и др. Гармония и музыкальность  поэтической речи и способы их достижения.  Импрессионизм поэзии Фета А. К. То л с т о й 1+1                                                       А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные  темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого.  Фольклорные, романтические и исторические черты  лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом  взоре...», «Против течения», «Государь ты наш  батюшка...» Р.Р. Анализ лирического стихотворения Ф. И.  Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого ( по выбору  сочинение с.37­45 с.57­61 с.61­69 с.69­73 с.73­76 с.77­82 сочинение творческая  работа с.157­161 с.161­169 с.170­176 с.177­183 с.184­189 с.191­1981 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 ВЧ  учащихся) Н. А. Некрасов.  8+1 р.р                                                  Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением  ранее изученного). Гражданский пафос поэзии. «В  дороге», «Еду ли ночью по улице темной...»,  «Надрывается сердце от муки...» и др. Героическое и жертвенное в образе разночинца­ народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...»,  «Блажен незлобивый поэт...» и др. Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое  творчество как служение народу. «Элегия»,  «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О  Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др. Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее  психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой  бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...»,  «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др. «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история  создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога»,  глав «Поп», «Сельская ярмонка».". Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная  Россия в поэме. Тема социального и духовного  рабства с.100­111 с.111­115 с.116­120 с.121­126 с.134­140 с.141­143 Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема борьбы с социальной  несправедливостью и угнетением человека. с.144­147 Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить  хорошо». Фольклорное начало в поэме. с.148­153  Р.Р.Подготовка к сочинению по творчеству ' Н. А.  Некрасова сочинение М. Е. С а л т ы к о в ­ Щ е д р и н. 2                            М. Е. С а л т ы к о в ­ Щ е д р и н. Личность и  творчество. Проблематика и поэтика сказок  М.Е. Салтыкова­Щедрина Обзор романа М. Е. Салтыкова­Щедрина «История  одного города». Замысел, история создания, жанр и  композиция романа. Образы градоначальников Л. Н. Толстой. 13 +2.р.р                                               с.201­205 с.205­215 57 1 Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого  пути. Духовные искания. Нравственная чистота  писательского взгляда на мир и человека с.260­26558 59 60 61 62 63 64 65 66 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Народ и война в «Севастопольских рассказах»  Л.Н.Толстого. История создания романа «Война и мир».  Особенности жанра.  с.265­269 с.271­277 Образ автора в романе. Художественные особенности романа. с.277­280 Духовные искания Андрея Болконского. Проблема  судьбы, смысла жизни и тайны смерти. с.284­292 Духовные искания Пьера Безухова. Идея  нравственного самосовершенствования. Женские образы в романе «Война и мир». Роль  женщины в семье и обществе. Наташа Ростова на пути к счастью. с.284­292 с.293­296 Семья Ростовых и семья Болконских. Нравственные  устои и быт дворянства. Тема народа в романе «Война и мир».  Обращение к народу в поисках нравственного идеала. Кутузов и Наполеон. Историзм в познании закономерностей общественного развития с.297­299 с.300­304 с.305­308 67 11 Проблемы истинного и ложного в романе «Война и  мир». Истинный и ложный героизм в изображении  Л.Н.Толстого. вопросы  с.307­308 68 69 70 71 72 73 74 12 13 14 15 1 2 3 Своеобразие религиозно­ этических и эстетических  взглядов Л.Н. Тольстого. вопросы  с.307­308 Всемирное значение Толстого художника и мыслителя. с.308, план Р. Р Письменная работа. Самостоятельный анализ  эпизода романа­эпопеи «Война и мир» творческая  работа Р.р  Подготовка к сочинению по роману Л. Н.  Толстого «Война и мир» сочинение Ф. М. Достоевский. 11+1р.р                                         Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы  творческого пути. Идейные и эстетические взгляды с.216­223 Образ Петербурга в русской литературе. Петербург  Ф. М. Достоевского с.230­231 История создания романа «Преступление и  наказание».  с.228­23075 76 77 78 79 80 81 82 83 4 5 6 7 8 9 10 11 12 84 1 85 ВЧ 5 86 ВЧ 6 87 88 89 2 3 1 2 3 «Маленькие люди» в романе «Преступление и  наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и  способы их выявления.  Теория Раскольникова. Истоки его бунта. Выявление  опасности своеволия и прагматизма. «Двойники» Раскольникова Значение образа Сони Мармеладовой в романе  «Преступление и наказание».  Исповедальное начало как способ самораскрытия  души с.231­234 с.234­235 с.233­234 с.235­238 с.238­240 с.240­242 Роль эпилога в романе «Преступление и наказание». с.242­244 Понимание свободы как ответственности за  совершённый выбор с.244­247  Р.р.Подготовка к домашнему сочинению по роману  Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» сочинение Н. С. Л е с к о в. 3                                                           Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть  «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.  Поэтика названия повести «Очарованый  странник».Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.Тема «праведничества». с.309­317 Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и  обстоятельств. Нравственный смысл рассказа. с.317­320 Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе  Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди  Макбет Мценского уезда») с.320­329 А. П. Ч е х о в. 7+1  +1                                                     А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности  рассказов 80­90­х годов. «Человек в футляре» Проблематика и поэтика рассказов 90­х годов. «Дом  с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой»,  «Случай из практики», «Черный монах» с.330­339 с.340­348 Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».  Проблема человека и среды. Осмысление  взаимодействия характера и обстоятельств. с.349­3554 5 6 7 8 9 1 1 90 91 92 93 94 95 96 97 ВЧ Формирование национального театра. Особенности  драматургии А. П. Чехова с.357­363 «Вишневый сад»: история создания, жанр, система  образов. Разрушение дворянского гнезда с.364­366 Будущее в пьесе«Вишневый сад». Символ сада.  с.367­368 Своеобразие чеховского стиля  Р.р Подготовка к сочинению по творчеству  А.П.Чехова Зачетная работа за второе полугодие. Письменный  ответ на вопрос проблемного характера вопросы  с.368 сочинение Отражение в национальных литературах общих и  специфических духовно­нравственных и социальных  проблем. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».  с.368 Зарубежная литература   4                                                     «Вечные» проблемы бытия в зарубежной литературе.  вопросы 98 в.ч. 2 Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье». подг.сообщ. подг. сообщ. 99 ВЧ  100 101 102 3 4 1 2 Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный  дом».  Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение  «Пьяный корабль» вопросы Обобщение изученного­2 Нравственные уроки русской литературы XIX века. с. Итоговый урок