Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих
Оценка 4.7

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
русская литература
6 кл
20.06.2017
Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих
Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н.Сухих рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю при 34 учебных неделях); составлена в соответствии с требованиями ФГОС, содержит следующие разделы: планируемые результаты изучения учебного предмета; содержание учебного предмета; тематическое планирование; календарно-тематическое планирование уроков литературы.
Рабочая программа по литературе к УМК Сухих 6 класс.doc
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения. Утверждена приказом директора  №  01­19/44б от 30.03.2016; 2. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН     2.4.2.2821­10 от 29 декабря 2010 года № 189, с учетом изменений, внесенных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2015. № 81.    Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к 3. 4. 5. 6. использованию в образовательном процессе в текущем 2016­2017 учебном году; Авторская программа курса литературы  для 6  класса. (УМК под ред. Сухих И.Н.);  Учебный план МОУ СШ № 42 (утверждён приказом  директора                 № 01­19/155 от 1.09.2016.); Локальный   акт   образовательного   учреждения  «Положение   о   рабочей   программе   учителя   основного   общего образования средней школы №42». (утверждён приказом  директора  № 01­19/127а от 23.06.2016.); 7. Локальный акт образовательного учреждения «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости,   промежуточной аттестации и  порядке перевода учащихся». Утверждён приказом № 01­19/31а от 07.04.2014; Приказ директора школы об утверждении годового календарного учебного графика на 2016­2017 учебный год № 8. 01­19/156 от 1.09.2016.; Основной  целью  литературного   образования,   обеспечивающего   культурный   рост   школьников   6   класса,   является 1) 2) 3) 1. 2. литературное развитие, понимаемое как  трёхсторонний процесс, включающий: совершенствование читательской деятельности :повышение качества воспроизведения и, как результат, создание  интерпретаций художественного произведения в единстве его формы и содержания,   выработка оценки произведения с эстетических позицийи выражение своего отношения к прочитанному как в словесной, так и невербальной форме; развитие  литературно­творческих способностей  школьников – способности ребёнка адекватно выразить себя в слове; расширение  культурного кругозора и культурного опыта ребёнка. Достижение цели литературного образования – литературного развития школьников – обеспечивается решением следующих задач: Расширение читательского кругозора, культурных представлений ребёнка, воспитание у учеников потребности в чтении, изучение литературы в широком культурном контексте. Развитие литературных  способностей  учеников (эмоциональной чуткости к слову, способностей к конкретизации словесного образа и образному обобщению).  3. Обучение   школьников  приём   аналитической   деятельности,  необходимым   для   постижения   художественного   произвведения,   что обеспечивается формированием и совершенствованием системы читательских умений, теоретико­литературных знаний и развитием литературных способностей учеников. 4. Обучение   школьников  приёмам   литературно­   творческой   и,   шире,   художественной   деятельности,   в   которой   ученик   содаёт собственные литературные произведения или произведения других видов искусства, что обеспечивается развитием литературных способностей и системы речевых умений.  Обучение школьников интерпретационной деятельности (выражение своего понимания произведения разными способами: в устной и   письменной   речи   и   в   художественном   творчестве   и   исполнительской   деятельности),   что   предполагает  развитие   речевых   и творческих   способностей.   Подготовка   к   интерпретационной   деятельности   осуществляется   в   процессе   аналитической, художественной и проектной деятельности. 5. 6. Продолжение совершенствования техники чтения в 6 классе и работы над выразительным чтением на протяжении всего обучения. 7. 8. Развитие эстетического вкуса ребёнка и ценностных ориентаций. Развитие общих психических качеств: внимания, памяти, эмоций,  воображения, разных типов мышления. Место учебного предмета в учебном плане В   соответствии   учебным   планом   и   календарным   учебным   графиком   МОУ   СШ   №   42   на   изучение   курса   литературы выделено в  6  классе 102 часа  (3 часа в неделю).   УМК Для реализации данной программы используется учебно­методический комплекс под редакцией Сухих И.Н. (Рыжкова Т.В.,  Гуйс И.Н. Литература: учебник для 6 класса общеобразоват. организаций: в 2 ч. М.: 2015) I. Результаты освоения учебного предмета.  Планируемые результаты изучения учебного предмета Изучение литературы создает базу для личностных результатов учебной деятельности ученика, которые обусловлены предметными и метапредметными результатами. Предметные результаты: — адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы; — знание изученных текстов; — обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль  изобразительных средств в раскрытии идейно­художественного содержания); — знание основных теоретических понятий, связанных с героем (литературный герой, имя героя, поступки и характер, речевая  характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка). Метапредметные результаты: — овладение техникой составления разных типов плана; — овладение различными способами пересказа; — обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирования; — умение работать со справочными материалами и интернет­ресурсами; — умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы. 1 Личностные результаты: — знание наизусть художественных текстов в рамках программы; — умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; — умение создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии; — осознанно продолжать формирование собственного круга чтения. II. Содержание учебного предмета, курса.  Т е м а 1. Герой в мифах Представление о мифах и мифологии. Мифология как отражение взглядов человека на происхождение мира, его устройство и его законы. Античная мифология. Антропоморфизм. Боги как олицетворение сил хаоса и космоса, природных стихий. Жизнь богов — жизнь природы. Бог — герой — человек. Литература и искусство как хранители мифологических сюжетов. Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы о героях  (Геракл, Ахилл, Орфей).Сходство мифов разных народов о сотворении мира и человека. 1. Мифы о Геракле. Культурный герой Древней Греции. Испытания Геракла на службе у царя Эврисфея. Подчинение воле богов как закон жизни человека и героя. 12 подвигов — проявление силы, ума Геракла и глупости и трусости Эврисфея. Безумие как нарушение гармонии между силой и разумом и его последствия. 2. Мифы об Ахилле. Ахилл как воплощение красоты и отваги. Античные представления о роке и невозможности избежать своей судьбы. Рождение Ахилла, его короткая, но яркая жизнь. Смерть Ахилла в «Илиаде» Гомера. 3. Миф об Орфее и легенда об Арионе как отражение античных представлений о божественной силе искусства. Сравнение мифа и легенды. Любовь как источник искусства в мифе об Орфее и Эвридике. Решимость героя, его талант, безграничная любовь и наградабогов. Сомнение в слове бога — причина наказания Орфея. Античные образы в европейском искусстве. Теоретико­ литературные знания. Представление о мифе. Космогонические мифы. Мифологический герой. Представление о легенде. Миф и литература. Культурное пространство. Античные образы в европейском искусстве и современной культуре. Мифологический словарь. Внеклассное чтение. Н. А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»;  Т е м а 2. Герой и человек в фольклоре. Русский героический эпос. Былины и история. Идеализация героического прошлого. Богатыри как защитники родной земли. 1. Былина «Илья Муромец и Соловей­разбойник» Средства создания художественного образа. Особенности былинного повествования и исполнения. 2. Баллада «Авдотья Рязаночка» Историческое   содержание   в  русских   балладах.   Отражение   трагических   событий   монголо­   татарского   нашествия   в  балладе «Авдотья Рязаночка». Мужество героини и ее мудрость. Способы создания образов Авдотьи и царя Ахмета. Теоретико­ литературные знания.  Представление  о героическом эпосе и былине. Фольклорная баллада. Гипербола. Литота. Антитеза, замедление действия, постоянные эпитеты, образный параллелизм, повторы, формулы для обозначения общих мест. Ритм. Культурное   пространство.  История   России.   Монголо­   татарское   нашествие.   Древняя   Русь   и   ее   культура.   Стилизация. Фольклорные образы в современном искусстве. Картины В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье» и др. Художественный фильм А. Л. Птушко «Илья Муромец», мультипликационные фильмы по сюжетам русских былин. Т е м а 3. Герой и человек в литературе Р а з д е л 1. Человек в историческом времени Киевская Русь. Летопись как жанр древнерусской литературы. Особенности летописного отражения событий. 1. Летопись «Повесть временных лет» («Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе») «Повесть временных лет» и летописец Нестор. «Сказание о походе князя Олега на Царьград». Эпизод о походе Олега. Особенности стиля. Документальное и художественное в летописи. «Сказание о Кожемяке». Княжение Владимира Святославича и его походы. Печенежские набеги на Русь. Обычай единоборства. Образ Кожемяки в сказании. Роль гиперболы в создании образов богатырей. «Сказание о белгородском киселе». Осада Белгорода. Коварство врага. Образ голода как страшнейшего оружия. Антитеза ума и силы: острый ум, способный найти выход из безнадежной ситуации и победить силу. Надежда и ее влияние на отношение людей к ситуации   и   своим   возможностям.   Лаконизм   летописного   изложения   событий.   Особенности   повествования,   синтаксиса, подчеркивающего последовательность и непрерывность действия. Теоретико­ литературные знания. Летопись, летописные сказания. Особенности летописного повествования. Документальное и художественное. Жанр сказания. Гипербола. Антитеза. 2. А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» Образ князя Олега в летописи и балладе. Конфликт князя и кудесника. Мотив подлинной и мнимой свободы человека. Попытка Олега обмануть судьбу и отношение к этому Пушкина. Композиция баллады. Роль заключительной строфы. Роль тропов в создании атмосферы баллады. Сопоставление изображения гибели Олега в летописи и в балладе Пушкина. Авторская идея произведения. Теоретико­литературные и аналитические знания. Баллада. Высокая лексика. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы. Строфа. Художественная идея. Стилизация. Культурное пространство. Древняя Русь. Киев. Византия. Церковно­ славянский язык. Князь Олег. Походы Олега. Печенежские набеги на Русь. Вече. Картины В. М. Васнецова «Олеги кудесник», «Тризна по Олегу». 3. А. К. Толстой. «Курган», «Василий Шибанов» 2 Неумолимость времени в стихотворении «Курган». Образы прошлого и настоящего. Хрупкость славы и памяти людской перед   равнодушным   временем.   Роль  образов  природы   и   авторских   вопросов.   Курган   как   памятный   знак,   утративший   свое конкретное содержание и обретший содержание вечное. Способы выражения авторского отношения в стихотворении. Сопоставление с балладой М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» и с «Песнью о вещем Олеге» А. С. Пушкина. Исторические события и их изображение в балладе «Василий Шибанов». Композиция баллады. Строфика и ритмика и их роль в произведении.   Конфликт   Курбского   и   Ивана   Грозного.   Образ   Курбского   и   авторское   отношение   к   нему.   Выразительно­ изобразительная роль эпитетов. Образ Ивана Грозного и художественные средства его создания. Авторские характеристики и оценка Ивана Грозного. Средства выражения авторского отношения к герою. Стилизация и сохранение особенностей древнерусского языка в послании Курбского как прием, создающий установку на достоверность. Образ Василия Шибанова. Авторская романтизация событий  и  образов.  Прямая   речь Шибанова  в  финале  баллады,  ее  смысл  и  роль  в произведении.  Неоднозначность  авторского отношения к личности Шибанова. Художественная идея баллады. Сопоставление баллады А. К. Толстого и «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина. Теоретико­   литературные   знания.  Баллада   на   исторический   сюжет.   Представление   о   романтическом   произведении   и романтическом герое. Представление о художественной правде и художественном вымысле. Строфа, система рифмовки, ритм. Антитеза. Эпитет, метафора. Стилизация. Культурное пространство. Эпоха Ивана Грозного, опричнина. 4. И. А. Крылов. «Волк на псарне» Басня И. А. Крылова «Волк на псарне» и ее историческая основа. Сатирическо­аллегорическое изображение Наполеона в образе Волка. Самоуверенность и ее следствие — роковая ошибка Волка. Мудрость ловчего. Авторская позиция и мораль басни. Теоретико­ литературные знания. Поэтическая басня. Аллегория. Эзопов язык. Мораль и ее связь с сюжетом. Мораль и позиция автора. Афоризм. Культурное пространство. Тема войны 1812 года в русском  искусстве. Р а з д е л 2. Человек в эпоху крепостного права 1. А. В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля» Народные истоки поэзии А. В. Кольцова. Образ крестьянина в лирическом произведении.  «Песня пахаря»  — своеобразие художественного языка Кольцова, его народность. Слитность человека и природы, радость труда. Печаль лирического герояв стихотворении  «Горькая доля». Жалобы героя и читательское сочувствие. Образный параллелизм, сравнения и метафоры ,роль художественных средств в создании настроения. Усиление печали до отчаяния к финалу стихотворения. Музыкальность поэзии Кольцова. Авторское отношение к крестьянскому миру. Сравнение с лирическими фольклорными песнями. Теоретико­литературные знания. Первоначальное представление о народности в искусстве. Песня как жанр лирики. Ритм, звуковой мелодизм. Символика песен. 2. И. С. Тургенев. «Муму» Отношение   Тургенева   к   крепостному   праву.   Повесть   «Муму»   —   история   освобождения   человеческой   души.   Композиция, конфликт и система образов персонажей. Мир глазами Герасима и глазами барыни. Отношение к Герасиму окружающих его людей. Художественные средства создания образа Герасима. Портрет и поступки как способы характеристики героя. Авторское отношение к событиям и героям и средства его выражения. Финал повести, его психологическая достоверность. Образы крестьян у Тургенева и Кольцова. Теоретико­ литературные знания. Повесть, система образов персонажей. Характер в литературном произведении. Автор и повествователь в эпическом произведении. Отличия повести от рассказа. 3. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Железная дорога» Поэма Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» как лиро­эпическое произведение. Композиция произведения. Образ автора и образы крестьянских детей. Образ русской природы и его роль в поэме. Художественные   средства   создания   образов   в   поэме.   Авторское   отношение   к   изображаемому   и   средства   его   выражения. Своеобразие   художественного   языка   Некрасова.   Художественная   идея   поэмы.   Сравнение   образов   крестьянского   мира   в изображении Некрасова и Кольцова. «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения. Образ рассказчика и образ Вани. Картины строительства железной дороги   —   художественная   правда   и   художественный   вымысел   в   литературном   произведении.   Роль   пейзажа.   Неоднозначность авторского отношения к изображаемому и средства его выражения. Смысл эпиграфа. Идея стихотворения и способы ее выражения. Теоретико­   литературные   знания.  Лиро­эпическое   произведение.   Поэма.   Образ   автора   в   поэме.   Отличия   лирического произведения от эпического. Представление об индивидуальном стиле писателя. Культурное пространство. Крепостное право. Барская усадьба, быт помещика и крепостного крестьянина. Крестьянский труд. Русское прикладное искусство как отражение народного сознания. Крестьянская тема в русском изобразительном искусстве: В. Г. Перов, А. Г. Венецианов. Тема родной природы в живописи И. И. Шишкина. 4. Н. С. Лесков. «Левша» Сказ   Н.   С.   Лескова   и   его   художественная   идея.   Образ   повествователя   и   средства   его   создания.   История   Левши   и историярусского народа. Художественное обобщение и конкретность образов. Роль художественных деталей в создании образов. ОбразРоссийской империи и его авторская оценка. Роль художественной условности, гиперболы в сказе. Теоретико­литературные знания. Представление о сказе. Художественная условность. Гипербола. Культурное   пространство.  Крымская   война.   Русские   цари   Александр   I   и   Николай   I.   Русское   прикладное   искусство   и ремесленные изделия: костюм, украшения, посуда, оружие и т. п.; русские мастера. Внеклассное чтение. И. С . Тургенев. Рассказы из «Записок охотника»: «Певцы», «Свидание». Р а з д е л 3. Человеческие недостатки 1. И. А. Крылов. «Свинья под Дубом» 3 Сатирическое   изображение   невежества.   Расшифровка   аллегорических   образов.   Художественные   средства,   вызывающие негативное отношение читателя к Свинье. Выразительность и афористичность художественного языка Крылова. Вклад Крылова в развитие басенного жанра. Теоретико­ литературные знания. Басня. Аллегорический образ. Сатирическое и юмористическое изображение в литературе. Культурное пространство. Писатели­ баснописцы. Сатирическое и юмористическое в изобразительном искусстве — карикатура и шарж. 2. А. П. Чехов. «Хамелеон» Проблема   рассказа   и   художественные   средства   ее   раскрытия.   Композиция   рассказа   и   конфликт.   Образы   повествователя, Очумелова и Хрюкина, их точки зрения на происходящее. Художественные детали и их роль в создании образов персонажей. Речь персонажа как средство раскрытия его характера. Смысл названия рассказа. Драматическое начало в рассказе. Лаконизм языка писателя. Теоретико­литературные знания. Рассказ. Драматическое и эпическое. Автор­творец. Повествователь. Художественная деталь. Культурное   пространство.  Быт   русского   дворянства   и   разночинцев   второй   половины   XIX   века.   Художественный   фильм режиссеров И. Ильинского и Ю. Саакова «Эти разные, разные, разные лица». 3. М. М. Зощенко. «Аристократка», «Галоша» Особенности   послереволюционного   быта   Советской   России.   Мещанство   как   особое   мироотношение.   Сюжет,   композиция   и конфликт в рассказе «Аристократка». Сказ как стилистическое средство создания образа героя рассказа. Характеры персонажей, их точки зрения. Прием самораскрытия. Конфликт. Самосознание и самооценка персонажей. Образ оперного театра и его роль в рассказе — театр в театре. Точка зрения автора. Конфликт в рассказе  «Галоша». Способы создания образа героя­ рассказчика. Критика бюрократизма. Смешное и грустное в рассказе. Объекты юмора писателя. Средства создания комического. Теоретико­литературные знания. Сказ, стилизация. Повествователь и рассказчик. Точка зрения героя и точка зрения автора. Речь героя. Комическое и его художественные средства. Культурное пространство. Россия начала XX века. Быт и искусство Страны Советов. Кинофильм Л. Гайдая «Не может быть!». Р а з д е л 4. Человек, цивилизация и природа 1. Д. Дефо. «Робинзон Крузо» Представления об эпохе Просвещения. Идеалы Просвещения. Взгляд просветителей на человека и цивилизацию. Испытания Робинзона   как   проверка   человеческих   возможностей.   Робинзон   в   начале   и   в   конце   романа   и   причины   его   изменений. Необитаемый остров как проклятие и как рай. Мудрость, приобретаемая в одиночестве. Труд как основа жизни человека, не позволяющая ему вернуться в животное состояние. Невозможность житьв одиночестве, тоска по людям и родине. Образ Пятницы. Дикари   и   цивилизованные   люди.   Возвращение   на   родину   как   завершение   испытаний   или   начало   новых.   Правда   и   вымысел   в художественном произведении. Робинзон как вечный тип; понятие «робинзонада». Теоретико­ литературные знания. Представление о романе. Приключенческий роман. Документальное и художественное. Символ. Метафорические образы. Антитеза. Культурное пространство. Эпоха Просвещения и просветители. Экранизации произведений Д. Дефо. 2. А. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом приветом…», «Учись у них —у дуба, у березы…» Герой стихотворения Фета «Я пришел к тебе с приветом…»и причины его взволнованности. Нарастание в душе восторга, вызванного   пробуждением   мира.   Значение   эпитетов   и   метафор.   Синтаксическая   специфика   стихотворения:   оно   состоит   из одного   предложения.   Строфика   и   роль   повторов  рассказать,  проснулся,  каждой.   Картины   пробуждающейся   природы   и   их восприятие человеком. Взаимосвязь и взаимовлияние природы и души. Песня как результат этого взаимовлияния. Антитеза «зима—весна» и ее смысл в стихотворении  «Учись у них  —  у дуба, у березы…». Сопоставление внутреннего мира человека   с   миром   природы.   Динамика   авторских   эмоций   в   стихотворении   и   художественные   средства   выражения   авторского отношения к миру в лирике. 3. Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан» Антитеза «человек — природа» в стихотворении Тютчева «С поляны коршун поднялся…». Динамика авторских эмоций — от восторга до горькой иронии — и ее причины. «Есть в осени первоначальной…». Единство внутреннего мира человека с миром природы. Композиция стихотворения — связь поэтических картин, отражающих состояние природы и жизнь человека. Прошлое, настоящее и будущее в стихотворении. Авторский взгляд на мир и авторское отношение к жизни. Роль тропов. Сопоставление образов фонтана и человеческой мысли в стихотворении «Фонтан». Двухчастная  композиция и отражающая ее строфика. Композиция каждой строфы, передающая стремление ввысь и неизбежность падения. Символическое значение образа фонтана. Авторское отношение к человеку и к творческому стремлению. Роль художественных деталей в создании живописной картины фонтана. Риторический вопроси его роль в композиции произведения и выражении авторской позиции. Теоретико­литературные   знания.  Лирическое   стихотворение.   Антитеза.   Композиция   лирического   стихотворения.   Чувство   и мысль в стихотворении. Тропы. Культурное пространство. Русская лирическая поэзия и музыка. Искусство романса. 4. С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…» Оттенки чувств и настроение героя стихотворения Есенина. Единство природы и человека. Образ Родины и художественные средства его создания, роль сравнений, эпитетов и метафор. 5. Б. Л. Пастернак. «Июль» Своеобразие   авторского   взгляда   на   мир.   Очеловеченный   образ   летнего   месяца   и   роль   тропов   в   его   создании.   Характер необычного жильца и авторское отношение к нему. 4 6. Н. А. Заболоцкий. «Осенние пейзажи» («Под дождем», «Осеннее утро», «Последние канны») Образ осени в лирическом цикле Н. А. Заболоцкого. Динамика авторских эмоций и причины их изменения. Лирический пейзаж и способы его создания. Роль тропов в создании образа осени и передаче  авторского отношения к изображаемому. Своеобразие сравнений и метафор Н. А. Заболоцкого. Теоретико­литературные   знания.  Авторский   взгляд,   авторское   отношение.   Метафора,   сравнение,   эпитет.   Цикл   лирических стихотворений. Пейзаж в лирических и эпических произведениях. Культурное пространство. Русская поэзия XX века и русские поэты. Специфика языков разных искусств и их общность. 7. Ч. Т. Айтматов. «Белый пароход» Повесть­сказка Ч. Т. Айтматова. Композиция повести. Образ мальчика, способы его создания. Конфликт между добром и злом, нравственным и безнравственным отношением к природе. Легенда о Рогатой матери­оленихе и ее смысл. Образ природы и его роль. Образы Орозкула и его жены. Бездетность как наказание. Средства выражения авторского отношения к героям. Образ деда Момуна, его неоднозначность. Пассивное добро и его последствия. Образ шофера и его роль в повести. Кульминация повести и финал. Смысл названия и авторская идея. Теоретико­литературные знания. Повесть. Роль фольклорных элементов в художественной литературе. Образ персонажа. Легенда. Тропы. Культурное пространство. Художественный фильм Б. Шамшиева «Белый пароход». Р а з д е л 5. Человек в поисках счастья 1. Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король» Волшебный   мир   Гофмана.   Антитеза:   единый   мир   взрослых   и   детей   и   мировосприятие   Мари.   Странности   Мари.   Средства создания образа девочки. Неоднозначность образа Дроссельмейера — доброго волшебника, злого чудака или человека, достигшего в своем искусстве совершенства. Образы Дроссельмейера и Щелкунчика, черты сходства и различия между ними. Конфликты, их причины   и   их   участники.   Роль   названия   сказки.   Волшебное   и   реальное   в   произведении   Гофмана.   Страна   Щелкунчика   как романтический рай. Отношение к этой стране Мари и его причины. Идея сказки и художественные средства ее воплощения. Теоретико­литературные знания. Реальное и сказочное в художественном произведении. Начальное представление о двоемириии образы­ двойники. Идея. Культурное   пространство.  Немецкие   рождественские   традиции.   Сказка   Гофмана   в   других   видах   искусства:   балет   П.   И. Чайковского «Щелкунчик», иллюстрации разных художников, анимация. 2. Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством» Сборник   Н.   В.   Гоголя   «Вечера   на   хуторе   близ   Диканьки».   Автор   и   рассказчик   —   Рудый   Панько.   Повесть   «Ночь   перед Рождеством». Мир Украины в повести. Фольклорные мотивы. Любовный конфликт (Вакула — Оксана) и его осложнения (Вакула — Чуб; Вакула — черт). Образ Вакулы, его фольклорная основа. Отчаянная решимость влюбленного кузнеца и волшебные силы. Образы нечистой силы и причины поражения черта. Быт малороссийского хутора и Петербурга. Юмористическое изображение народной жизни: образы Чуба, Пацюка и других жителей хутора. Образ столицы и его роль в повести. Образ Оксаны и причины изменения ее отношения к кузнецу. Комическое и средства его создания. Авторское отношение к героям и событиям и способы его выражения. Особенности художественного языка Гоголя. Художественная идея повести. Теоретико­литературные знания.  Фольклор и литература. Сказочная повесть. Фантастическое и реалистическое. Комическое. Композиция. Конфликт. Система образов. Образ повествователя. Портрет в литературе. Образ места действия. Второстепенные персонажи. Индивидуальный стиль писателя. Тропы. Культурное   пространство.  Культура   Малороссии.   Быт   малороссийского   хутора.   Русское   Рождество   и   Новый   год. Художественный   фильм   А.   Роу   «Вечера   на   хуторе   близ   Диканьки»,   анимационный   фильм   З.   и   В.   Брумберг   «Ночь   перед Рождеством». 3. А. Грин. «Алые паруса» А.   Грин   —   писатель­романтик.   Жанровый   подзаголовок   повести   «Алые   паруса»   —   «феерия»   —   и   его   смысл.   Феерия   в литературе. Столкновение романтического и бытового взглядов на жизнь как источник конфликта в повести «Алые паруса». Герои­ мечтатели и обыватели. Образы моря и корабля как символы жизни и души человека. Активное действие Грэя и спокойное ожидание Ассоль, верность своей мечте как залог ее исполнения. Особенности композиции повести и их роль в выражении авторской идеи. Краски и музыка как художественные средства создания образа мира, их символическое значение. Теоретико­литературные знания. Феерия. Повесть. Романтизм и романтический герой. Образы­символы. Антитеза. Культурное пространство. Образ моря в литературе, изобразительном искусстве и музыке: М. А. Волошин, И. К. Айвазовский,М. Чюрлёнис, К. Дебюсси. Кинофильм «Алые паруса» режиссера А. Птушко. 4. Е. Л. Шварц. «Обыкновенное чудо» Необычность названия пьесы Е. Л. Шварца. Волшебное и обыденное и их противостояние. Столкновение разных мироотношений и представлений о счастье как основа конфликта. Вариации на тему любви и их роль в пьесе. Любовь как величайшее чудо и испытание человека. Образы Медведя и Принцессы: причины конфликта героев и его преодоление. Смешное и грустное в пьесе. Способы создания образа персонажа в драме. Авторское отношение к героям и их поступкам. Теоретико­   литературные   знания.  Драма   как   род   литературы.   Пьеса.   Спектакль.   Представление   о   конфликте   в   драме. Представление о способах выражения авторского отношения в драме. Способы создания образов персонажей в драме. Культурное пространство. Интерпретаторы пьес Е. Шварца(М. Захаров). Музыка в театре и кино. Художественный фильм М. Захарова «Обыкновенное чудо». Р а з д е л 6. Дружба в жизни человека 1. А. С. Пушкин. «И. И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный!..») 5 Представления А. С. Пушкина о дружбе. Посещение И. И. Пущиным поэта в Михайловском. Дружба как сила, преодолевающая любые преграды. Образ надежды в стихотворении. Теоретико­литературные знания. Дружеское послание как жанр лирики. Тропы. Ритм. Строфа. Культурное   пространство.  А.   С.   Пушкин   и   декабристы.   Лицейские   друзья   Пушкина.   Картина   Н.   Н.   Ге   «Пушкин   в   селе Михайловском». 2. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям» Образ   героя   в   стихотворении   Маяковского   и   его   конфликт   с   обывателями.   Способы   выражения   авторских   чувств:   ритм, звукопись, метафора, экспрессивная лексика, антитеза, иносказание. Контраст сочувствия и равнодушия, силы и беззащитности в стихотворении. Лирическое и эпическое начала. Финал стихотворения и источник оптимизма. Теоретико­ литературные знания. Экспрессия, антитеза, мета­ фора, звукопись. Ритм, рифма. 3. В. Г. Распутин. «Уроки французского» Композиция рассказа. Образ учительницы, ее отношение к миру, поступки и их причины. Образ мальчика, его точка зрения. Художественные   средства   раскрытия   его   характера.   Несовпадение   оценок   ситуации   персонажами   и   причины   непонимания директором школы поведения учительницы. Образ автора­повествователя и его точка зрения. Идея произведения. Теоретико­литературные знания.  Рассказ. Первоначальное представление о реалистическом произведении. Композиция. Точка зрения. Идея. Культурное пространство. Жизнь в России в 50­е годы XX века, послевоенный быт. Р а з д е л 7. Человек в экстремальной ситуации 1. А. С. Пушкин. «Выстрел» События и композиция повести. Антитеза образов графа и Сильвио. Причины конфликта между Сильвио и графом. Отложенная и  возобновленная  дуэль  с   точки  зрения  дуэльногокодекса  и   человеческих  отношений.   Цель  Сильвио   и  способ  ее   достижения. Средства создания образов персонажей. Роль портретов героев в повести. Авторское отношение к событиям и героями средства его выражения. Лаконизм языка и динамика действиякак особенности пушкинской прозы. Теоретико­ литературные знания. Повесть. Элементы композиции. Антитеза. Портрет. Индивидуальный стиль писателя. 2. П. Мериме. «Маттео Фальконе» Новелла Мериме «Маттео Фальконе», ее композиция и конфликт. Роль вступления. Портрет Маттео Фальконе, история его   женитьбы   и   проявление   авторского   отношения   к   герою   во   вступлении.   Отношение   к   Маттео   корсиканцев.   История предательства и отношение к ней разных персонажей новеллы. Искушение, которое не может победить Фортунато. Представление Маттео о чести и справедливости. Неоднозначность образа Маттео и неоднозначность читательского отношения к его финальному поступку. Причины отказа Мериме от заключения и выводов. Лаконизм повествования и динамика действия. Сопоставление стиля Мериме с особенностями стиля Пушкина в повести «Выстрел». Теоретико­ литературные знания. Представление о реалистическом произведении. Новелла. Повествование, портрет. Антитеза. Индивидуальный стиль писателя. Культурное пространство. А. С. Пушкин и П. Мериме. Дуэль и дуэльный кодекс. Корсика и корсиканские обычаи. Библиографическая   деятельность   учеников   6   класса.  Знакомство   с   библиотеками   в   Интернете.   Поиск   информации   в библиотеках Интернета. Сопоставление возможностей интернет библиотеки и традиционной библиотеки. Анализ аннотаций к книгам и аргументация выбора книги по аннотации. Подбор книг по теме, составление библиографии и собственных аннотаций к самостоятельно прочитанным книгам. Ведение читательского дневника Тематическое планирование. раздел всего час Тематическ ое  планирован ие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Введение Тема 1. Герой в мифах Тема 2. Герой и человек в фольклоре Тема 3. Герой и человек в литературе. Человек в историческом времени Человек в эпоху крепостного права Человеческие недостатки Человек, цивилизация и природа Человек в поисках счастья Человек перед лицом суровых жизненных испытаний Дружба в жизни человека Идеалы и ценности Литература как искусство.  1 6 7 8 16 6 10 21 7 11 4 6 13 Игра в литературе. Детская литература и журналистика. Всего 1 4 102 7 Календарно-тематическое планирование уроков литературы (102 часа) 1. дата №  п/п Тема урока  Предметные результаты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Введение. Анкетирование учащихся: книги, которые хотелось бы  обсудить с одноклассниками. Тема 1. Герой в мифах  Проектная деятельность. Составление мифологического  словаря.  Древняя мифология. Космогонические мифы разных народов.  Мировые символы в искусстве. Древнегреческий космогонический  миф.   Иерархия богов в древнегреческой мифологии. Мифы о  происхождении мира и богов. Нравственный потенциал греческих  мифов: «Арахна», «Сизиф», «Тантал».  Мифологический герой. Мифы о Геракле. Рождение и воспитание  Геракла. Геракл в Фивах. Немейский лев. Современные рассказы о  подвигах Геракла С.Седова.  Ахиллес как мифологический герой. Герои мифов в культуры.  Миф и современность.  Р.р. Обучение устному отзыву о кинофильме («Троя») или  мультипликационном фильме на античный сюжет.   Вн.чт. Урок­игра по античной мифологии Тема 2. Герой и человек в фольклоре  История и художественное творчество. Былина «Исцеление Ильи  Муромца» в разных пересказах. Знакомство с былиной  «Илья  Муромец и Соловей­разбойник». Образ богатыря в русском  фольклоре. «Илья Муромец и Соловей­разбойник». Художественные  особенности былины. Обучение выразительному чтению былины. ­ составлять схему иерархии богов в античной мифологии; ­ сопоставлять (по наводящим вопросам учителя) космогонические  мифы разных народов; ­ устно характеризовать мифологических героев; ­ сравнивать образы героев, представленные в других видах искусства  с мифологическими образами; ­ истолковывать фразеологизмы и крылатые выражения о мифах; ­ представлять героя мифа через предметный образ, его  символизирующий; ­ ориентироваться в содержании научно­популярного текста и  понимать его целостный смысл, назначение (на примере текста  учебника «Миф как исток фольклора»), отвечать на вопросы по  содержанию; ­ письменно отвечать на вопросы о сюжете, героях, нравственных  уроках мифов; ­ давать устный отзыв о произведении живописи, скульптуры на  мифологический сюжет.  ­ давать отзыв о кинофильме (мультипликационном фильме) на  античный сюжет. ­ характеризовать сюжет и героев былин киевского и новгородского  циклов; ­ самостоятельно составлять план­характеристику былинного героя; ­ анализировать художественные особенности былины: сюжет,  композицию, язык; ­ различать гиперболу и литоту, находить эти художественные приёмы  и объяснять их роль в тексте; 8 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19  Диагностическая работа. Анализ художественных особенностей  одной из былин: сюжета, композиции, стиля по вопросам и с  опорой на текст статьи учебника.  Р.р. Былина Киевского цикла «Ставр Годинович» и  мультипликационный фильм «Василиса Микулична». Обучение  написанию отзыва о мультфильме. Былины Киевского цикла о русских богатырях: «Добрыня и змей»,  «Алёша Попович и Тугарин Змеевич». Современные анимационные интерпретации русских былин «Алёша Попович и Тугарин­змей»,  «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей­ разбойник».   Художественные особенности баллады «Авдотья Рязаночка».  Вн.чт. Былины новгородского цикла. Сюжет и герои былины  «Садко». Тема 3. Герой и человек в литературе. Раздел 1. Человек в историческом времени  Проектная деятельность. Разработка проекта музея «Герои  басен И.Крылова» История в документах и художественном творчестве. Летопись.  «Повесть временных лет». Сказания о походе князя Олега на  Царьград. Сказание о Кожемяке. Сюжет, нравственные уроки сказаний.  Сказание о белгородском киселе. Представление о  художественном и документальном. А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге». Историческая основа  произведения. Знакомство с произведением. Сопоставление  летописного источника с художественным произведением. Художественные особенности «Песни о Вещем Олеге».  Устаревшая лексика как средство художественной  выразительности. Работа с иллюстрациями В.М.Васнецова. А.К.Толстой «Курган». Художественные особенности баллады. ­ сравнивать былину и балладу по разработанным под руководством  учителя критериям; ­ давать устный отзыв об иллюстрациях В.М.Васнецова; ­ давать устный и письменный отзыв о мультипликационном  фильме  на сюжет былины;  сопоставлять былинные образы и  образы героев, представленные в современных мультипликационных фильмах ­ писать сочинение­отзыв о мультипликационном фильме на  сюжеты русских былин; ­ сочинять истории, стилизованные под былины (по желанию). ­ характеризовать летопись как жанр древнерусской литературы  (краткий пересказ статьи «Представление о летописи»); ­ кратко пересказывать древнерусские сказания; ­ сравнивать героев сказаний с былинными богатырями; ­ сопоставлять сказание и сказку; ­ различать документальное и художественное в литературе; ­ сопоставлять летописный источник с художественным  произведением; ­ характеризовать устаревшую лексику как средство художественной  выразительности, находить историзмы и архаизмы в тексте; ­ писать сочинение­рассуждение в форме ответа на вопрос; ­ готовить индивидуальное сообщение о печенегах; ­ создавать стилизованную под летопись запись о современных  событиях (по желанию); ­ давать отзыв об иллюстрациях В.М.Васнецова к произведению  А.С.Пушкина; 9 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Художественная правда и вымысел. Историческая основа баллады  А.К.Толстого «Василий Шибанов». Образы Ивана Грозного и  Василия Шибанова.    И.А.Крылов. Аллегорические образы в баснях. «Волк на псарне». Развитие речи. Сочинение­рассказ с ипользованием афоризма из  басни И.А. Крылова. Раздел 2. Человек в эпоху крепостного права  Проектная деятельность. Подбор литературы по теме  «Русское прикладное искусство», разработка проекта  виртуального музея «Знаменитые русские мастера и их  изделия» или «Прикладное искусство родного края». Русское прикладное искусство. А.В.Кольцов «Песня пахаря»,  «Горькая доля». Детство И.С.Тургенева.  История создания  «Муму». Герасим в  деревне и в городе. Барыня и её слуги. История с Татьяной. Анализ эпизодов.  Составление плана характеристики образа персонажа. Муму в жизни Герасима. Анализ эпизодов. Р.р. Выбор пути. Анализ финала. Подготовка к домашнему  сочинению­рассуждению «Почему Тургенев изменил финал  реальной истории?»  Р.р.Анализ творческих работ. Редактирование сочинений. Внеклассное чтение. Рассказ М. Осоргина «Мумка» Детство Н.А.Некрасова в ярославском крае. Образы детей в  творчестве Некрасова. Стихотворение «Школьник». Знакомство со стихотворением «Крестьянские дети». Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Образы крестьянских детей и  образ героя­поэта. Н.А.Некрасов «Железная дорога». Образ природы в  стихотворении. Образ народа­труженика. Сравнение картины  К.А.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» и  произведения Некрасова «Железная дорога». ­ сопоставлять балладу А. К. Толстого «Василий Шибанов» и «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина; ­ иметь представление о романтическом произведении и герое; ­ толковать аллегорию в баснях. ­ готовить связный рассказ на основе текста «Русское прикладное  искусств»; ­ готовить выборочные пересказы статьи о жизни и творчестве  И.С.Тургенева: «Дворянская усадьба в Спасском­Лутовинове»,  «История создания «Муму»;  ­ характеризовать песню как жанр лирики; ­ иметь первоначальное представление о народности в искусстве; ­ обмениваться впечатлениями о музыкальных произведениях на стихи  А.В.Кольцова; ­ сравнивать стихотворения А.В.Кольцова и картины А.Г.Веницианова  и К.А.Зеленцова; ­ характеризовать героев произведения Тургенева по самостоятельно  составленному плану; ­ самостоятельно анализировать эпизод произведения по вопросам; ­ сопоставлять образ Герасима и пахаря из стихотворения Кольцова; ­ писать сочинение­рассуждение; ­ иметь представление о жанре поэмы; ­ готовить развёрнутые ответы на вопросы учителя, используя цитаты  из текста статьи о Н.С.Лескове; ­ иметь представление о сказе как особой форме повествования; ­ писать отзыв о мультипликационном фильме по сказу Н.Лескова  «Левша»; 10 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Р.р. Образ поэта – героя в стихотворении «Железная дорога».  Письменный ответ на вопрос.  Представление о сказе. Н.С.Лесков «Левша». История блохи.  Чтение и анализ 1­5 глав. Работа тульских мастеров. Анализ 6­12 глав.  Левша в Англии: русские мастеровые против английских умельцев. Возвращение на Родину. Судьба русского мастерового Анализ 13­ 20 глав.  Р.р. Обучение написанию аннотации мультипликационного фильма  по сказу Н.С.Лескова «Левша». Внеклассное чтение. Сказы П.Бажова «Горный мастер»,  «Каменный цветок», «Хрупкая веточка». Закрепление понятия о  сказе. Раздел 3. Человеческие недостатки  Проектная деятельность. Инсценирование юмористических  рассказов современных писателей. Выпуск альманаха  собственных юмористических произведений. Представление о сатире и юморе. И.А.Крылов «Свинья под  дубом». Басни Эзопа  «Олень и виноград», «Путник и платан».  Сравнительный анализ басен Сумарокова и Крылова «Лисица и  виноград». А.П.Чехов «Хамелеон». Художественные особенности рассказа. Р.р. Сравнение рассказов А.П.Чехова «Толстый и тонкий» и  «Хамелеон». Составление таблицы на основе выбранных  критериев. Вн.чт. А.П.Чехов «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Налим».  Сюжет и проблематика. Экранизация рассказов Чехова. Просмотр  и обсуждение. М.Зощенко «Галоша», «Аристократка». Художественные  особенности рассказа­сказа. Вн.чт. В.М.Шукшин «Микроскоп». Сюжет и проблематика  произведения. ­ иметь представление о видах комического: сатире и юморе; ­ характеризовать героев юмористических произведений; ­ сопоставлять басни И.А. Крылова с баснями Ж. де Лафонтена,  Г.Э.Лессинга; ­ письменно отвечать на вопрос о смысле названия рассказа Чехова  «Хамелеон»; ­ сравнивать рассказы Чехова на уровне сюжета, героев, проблематики; ­ составлять вопросы для анализа рассказа В.М.Шукшина; ­ готовить пересказ статьи о М.Зощенко / писать заметку о писателе,  переработав текст статьи учебника в жанр заметки;  ­ сопоставлять образы  главных героев рассказов «Аристократка» и  «Галоша»; ­ писать сочинение­рассуждение по притче; ­ давать письменный ответ на вопрос. 11 ­ готовить рассказы от имени Робинзона; ­ сочинять продолжение романа Дефо; ­ декламировать стихотворения русских поэтов; ­ подбирать музыкальные произведения к стихотворениям А.А.Фета и  Ф.И.Тютчева, Б.Л.Пастернака и С.А.Есенина; ­ создавать видеомы на основе поэтических текстов; ­ сочинять стихотворения или прозаические миниатюры о природе; ­ составлять рассказ от лица одного из героев повести  Ч.Айтматова ­ создавать обложку и иллюстрации к книге «Белый пароход»; ­ писать сочинение­рассуждение о смысле названия повести «Белый пароход»; ­ иметь представление о фантастике как жанре художественной  литературы; ­ иметь представление об антиутопии как жанре художественной  литературы 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 Раздел 4. Человек, цивилизация и природа Проектная деятельность. Разработка проекта музея  робинзонов.  Д.Дефо «Робинзон Крузо». Знакомство с романом».  Создание условий для жизни. Робинзон и Пятница. Робинзон Крузо. Создание макета или карты острова Робинзона.  Разработка проекта музея робинзонов. А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…», «Ель рукавом мне  тропинку завесила», «Учись у них ­ у дуба, у березы…». Анализ  произведений. Ф. И. Тютчев «Листья», «Неохотно и несмело», «С  поляны коршун поднялся…». Анализ произведений. Б. Л. Пастернак «Снег идёт». Н. А. Заболоцкий  «Осенние  пейзажи» («Под дождем», «Осеннее утро», «Последние канны»).  Анализ произведений. Создание видеом на основе поэтических  текстов. Ч.Айтматов «Белый пароход». Мир, в котором живут герои.  Жизненные ценности героев. Можно ли одолеть Орозгула? Почему дед Момун убил маралиху? Образы героев. Почему  мальчик уплыл? Фольклорные элементы в литературном  произведении. Р.р. Сочинение по выбору учащихся: сочинение­рассуждение  «Почему повесть названа «Белый пароход»? Сочинение­ характеристика одного из героев произведения Айтматова. Диагностическая работа. Л.Андреев «Кусака». Поставить вопросы  к произведению и самим ответить на них. Вн.чт. Э. Сетон­Томпсон. «Снап». Взаимоотношения человека и  собаки. 12 III четверть 55 56 57.  58. 59. 60. 61 62. 63. 64 65 66 67. Раздел 5. Человек в поисках счастья Проектная   деятельность.   Создание   проекта   виртуального музея   одного   из   сказочников,   проекта   оформления   одной   из литературных   сказок   или   феерии   А.Грина.   Составление   и художественное   оформление   записок   собирателя   слов, путешествующего   по   Украине.   Разработка   проектов   музеев «Малороссия XIX века и её фольклор», «Рождество».  Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король». Характеристика  героев. Просмотр фрагментов балетного спектакля. Обмен  впечатлениями. Рождественские повести Ч. Диккенса. Образ дяди Скруджа в  «Рождественской песни в прозе». Н.С. Лесков как автор святочного рассказа. Образ дядюшки  Страха в святочном рассказе «Зверь». А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила». Пролог. Анализ первой песни.  Просмотр фрагмента фильма. А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила». Анализ второй и третей песен.  А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила». Анализ четвертой песни.  Просмотр фрагмента фильма. А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила». Анализ пятой и шестой песен.  А.С. Пушкин. «Барышня­крестьянка». Образы героев. Характер  героини. Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Заочная экскурсия в  Малороссию.  Образ рассказчика повести. Вакула и чёрт. Вакула и  Чуб. Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Путешествие Вакулы в  Петербург. Вакула и Оксана.  Р.р. Сочинение­рассуждение «Достойна ли Оксана царских  черевичек?» Н.В. Гоголь.  Мир красок, звуков и запахов в повести “Майская ночь,   или   Утопленница”.   Картины   народной   жизни.   Анализ юмористических эпизодов. ­ готовить устный рассказ о традициях празднования Рождества в  Германии, используя информацию в статье учебника и  дополнительные источники;  ­ оформлять программу, декорации к спектаклю по сказке  Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»; ­ давать отзыв об одном из анимационных фильмов или о  балетном спектакле «Щелкунчик» на музыку П.И.Чайковского. ­ рисовать карту Конфетинбурга; ­ сопоставлять образы русского мастерового в «Левше»  Н.С.Лескова, в «Малахитовой шкатулке» П.П.Бажова и  королевского часовщика Дроссельмейера в сказке Гофмана; ­ готовить вопросы по статье учебника о творчестве Н.В.Гоголя; ­ анализировать иллюстрации художников к повести «Ночь перед  Рождеством»; ­ сопоставлять повесть с фольклорными сказками; ­ сравнивать поведение Оксаны с поведением царицы из «Сказки о  мёртвой царевне…» А.С.Пушкина; ­ давать устный  отзыв о кинофильме или анимационном фильме  по повести Гоголя; ­ писать киносценарий эпизода «Вакула у Пацюка»; ­ иметь представление о жанре феерии; ­ создавать обложку к книге А.Грина «Алые паруса»; ­ составлять киносценарий «Ассоль увидела алые паруса и бежит  к морю» или анализировать этот фрагмент в кинофильме «Алые  паруса» режиссёра А.Птушко;  ­ сопоставлять образы Грэя и Ассоль в повести и кинофильме; ­ готовить вопросы для интервью на основе текста статьи учебника о  жизни и творчестве писателя; ­ анализировать образ персонажа произведения по плану; ­ давать отзыв о кинофильме: сравнивать образы главных героев в пьесе и кинофильме 13 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76 77 78. 79 80 81 82 Реальное   и   фантастическое   в   повести   «Майская   ночь,   или Утопленница». Особенности композиции. Смысл названия. Внеклассное чтение. О.Генри «Дары волхвов». А. Грин «Алые паруса». Гринландия и мир Каперны.  А. Грин «Алые паруса». Предсказание Эгля. Образ Асоль.  Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Алые паруса». А. Грин «Алые паруса». Живая душа Артура Грэя. Письменный  ответ на вопрос  «Почему сбылось предсказание Эгля?». О.Уайльд. «Кентервильское привидение». Особенности жанра  рассказа. Ирония и веселая пародия на страшные рассказы. О.Уайльд. «Кентервильское привидение». Юные герои и  воинствующее привидение. Остороумная и доброжелательная  концовка «страшной» истории. Р.р. Классное сочинение «Что делает человека счастливым?» на  литературном материале изученного раздела и по жизненным  наблюдениям Раздел 6. Человек перед лицом суровых жизненных испытаний  Внеклассное чтение. П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»  Внеклассное чтение. Д. Лондон. «Любовь к жизни». Анализ  характера героев. Воля к жизни и сила характера. Джон Бойн. «Мальчик в полосатой пижаме». Сюжет и герои  произведения. Джон Бойн. «Мальчик в полосатой пижаме». Образ отца. Трагедия  героев. Джон Бойн. «Мальчик в полосатой пижаме». Книга как грозное  предостережение человечеству. Внеклассное чтение. Ф.А. Абрамов. «Валенки». Тяжкий труд в  тылу в годы ВОВ. Даша Косова и ее премия. Название  произведения. Р.р. Классное сочинение «Что помогает человеку преодолеть  жизненные испытания?» ­ писать  сочинение­рассуждение в форме ответа на вопрос. ­ анализировать эпизод по предложенному плану; ­ самостоятельно характеризовать героев произведения; ­ писать  сочинение­рассуждение в форме ответа на вопрос с  опорой на литературное произведение и жизненный опыт; ­ писать отзыв (аннотацию) о любом из прочитанных целиком  произведении) 14 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 Раздел 7. Дружба в жизни человека. Проектная деятельность. Создание сборника воспоминаний  близких об их детстве и юности. А. С. Пушкин  «И. И. Пущину»  («Мой первый друг, мой друг  бесценный!..»). Анализ.  В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».  Художественное своеобразие. В. Г. Распутин  «Уроки французского». Сибирский характер  мальчика.  В. Г. Распутин  «Уроки французского». Жизненные испытания  героя. Составление плана характеристики образа персонажа с  использованием цитат. В. Г. Распутин  «Уроки французского». Учительница Лидия  Михайловна и её выбор.  Р.р. Письменная работа по выбору учащихся: сочинение­ рассуждение «Почему рассказ называется «Уроки французского»?  или сочинение­рассказ от лица Лидии Михайловны о том, как она  потеряла работу в сибирской деревне. Внеклассное чтение. Образ учителя в рассказе Ф.Искандера  «Тринадцатый подвиг Геракла». Внеклассное чтение. В.Железников «Чучело». Сюжет и герои  произведения. Внеклассное чтение. В.Железников «Чучело». Анализ эпизодов. Внеклассное чтение. В.Железников «Чучело». Анализ эпизодов.  Проблематика произведения. Смысл финала. Просмотр эпизодов  фильма. Вн.чт. В.Железников «Чучело». Просмотр эпизодов из фильма.  Раздел 8. Идеалы и ценности. Е.Носов «Кукла», «Живое пламя». Жизнь человека как главная  ценность. А. Алексин «Где квартира Егорова». Ю.Яковлев «Баваклава» // современная литература М.Парр  «Вафельное сердце». Проблема памяти о человеке. ­ готовить выборочный пересказ статьи учебника о дружбе  А.С.Пушкина и И.Пущина («История одного стихотворения»);  ­ подбирать музыкальное сопровождение к стихотворению; ­ давать развёрнутые ответы с использованием цитат на вопросы  учителя по статье о творчестве В.Маяковского;  ­ составлять «партитуру чувств» героя Маяковского; ­ составлять конспект статьи «Особенности поэтического языка  В.Маяковского»; ­ анализировать образы персонажей рассказа  Распутина; ­ рассказывать о главном герое от лица одного из персонажей; ­ писать сочинение­рассуждение и  сочинение­рассказ от лица  героя; ­ сравнивать картины Б.Неменского, Т.Ряннеля, В.Стожарова и  рассказ В.Распутина; ­ сравнивать описание детства в поэме Некрасова «Крестьянские  дети» и рассказе В.Распутина «Уроки французского»; ­ анализировать конфликт и образы героев в произведениях  В.Железникова; ­ анализировать эпизоды кинофильма Р.Быкова «Чучело»; ­ писать сочинение­рассуждение по проблематике произведений. ­ анализировать сюжет и проблематику произведения, определять его идею; ­ анализировать эпизод по предложенному плану; ­ самостоятельно характеризовать героев произведения; 15 96 97 98 99 100 101 3Внеклассное чтение. Образ главного героя рассказа Ю.Яковлева  «Рыцарь Вася». Итоговая контрольная работа. Сочинение Тема 3. Литература как искусство.  Проектная деятельность. Проект литературного журнала  для подростков. Раздел 1. Игра в литературе Литературная игра (сценарий разрабатывают сами учащиеся).  Раздел 2. Детская литература и журналистика: прошлое и  настоящее  Детская литература в ХХ веке. Авторы и произведения. Обзор.  История детских журналов ХХ века «Чиж» и «Ёж», «Мурзилка»  др. Современная журналистика для детей и подростков. Презентация  литературных журналов. 102 Мой читательский дневник. Список книг для летнего чтения ­ писать  сочинение­рассуждение в форме ответа на вопрос с  опорой на литературное произведение и жизненный опыт. ­ готовить обзор детских литературных журналов; ­ разрабатывать и реализовывать коллективный проект  литературного журнала для подростков. 16 Планируемые результаты освоение учебного предмета «Литература» в 6 классе Литература 6 класс Обучающийся научится Обучающийся получит возможность Устное народное творчество научиться ­ рассказывать о самостоятельно  прочитанной былине, обосновывая свой  выбор, ­ сочинять былину и/или придумывать  сюжетные линии, ­ сравнивая произведения героического  эпоса разных народов (былину и сагу,  былину и сказание), определять черты  национального характера, ­ выбирать произведения устного  народного творчества разных народов  для самостоятельного чтения,  руководствуясь конкретными целевыми  установками, ­ устанавливать связи между  фольклорными произведениями разных  народов на уровне тематики,  проблематики, образов (по принципу  сходства и различия). ­ осознанно воспринимать и понимать  фольклорный текст; различать  фольклорные и литературные  произведения, обращаться к  фольклорным образам, «традиционным» фольклорным приемам в различных  ситуациях речевого общения,  сопоставлять фольклорную былину и ее  интерпретацию средствами других  искусств (иллюстрация,  мультипликация, художественный  фильм); ­ выделять нравственную проблематику  фольклорных текстов как основу для  развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа,  формирования представлений о русском национальном характере, ­ видеть черты русского национального  характера в героях русских сказок и  былин, видеть черты национального  характера своего народа в героях  народных сказок и былин ­ учитывая жанрово­родовые признаки  произведений устного народного  творчества, выбирать фольклорные  произведения для самостоятельного  чтения,  ­ выразительно читать сказки и былины,  соблюдая соответствующий  интонационный рисунок «устного  рассказывания», ­ выявлять в сказках характерные  художественные приемы и на этой  основе определять жанровую  разновидность сказки, отличать  литературную сказку от фольклорной,  Древнерусская литература. Русская  литература XVIII века. Русская  литература XIX–XX веков. Литература  народов России. Зарубежная литература ­ осознанно воспринимать  художественное произведение в  единстве формы и содержания;  адекватно понимать художественный  текст, интерпретировать прочитанное,  устанавливать поле «читательских  ассоциаций», отбирать произведения  для чтения; ­ воспринимать художественный текст  как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и  потомку, ­ определять для себя актуальную и  ­ выбирать путь анализа произведения,  адекватный жанрово­родовой природе  художественного текста, ­ дифференцировать элементы поэтики  художественного текста, видеть их  художественную и смысловую функцию.  ­ оценивать интерпретацию  художественного текста, созданную  средствами других искусств, ­ создавать собственную интерпретацию  изученного текста средствами других  17 искусств, ­ сопоставлять произведения русской и  мировой литературы, самостоятельно  (или под руководством учителя),  определяя линии сопоставления,  выбирая аспект для сопоставительного  анализа, вести проектно­исследовательскую  деятельность под руководством учителя и оформлять ее результаты в разных  форматах (работа исследовательского  характера, реферат, проект). перспективную цели чтения  художественной литературы, выбирать  произведения для самостоятельного  чтения, ­ выявлять и интерпретировать  авторскую позицию, определяя свое к  ней отношение, и на этой основе  формировать собственные ценностные  ориентации, ­ определять актуальность произведений для читателей разных поколений и  вступать в диалог с другими  читателями,  ­ анализировать и истолковывать  произведения разной жанровой  природы, аргументированно  формулируя свое отношение к  прочитанному, ­ создавать собственный текст  аналитического и интерпретирующего  характера в различных форматах, ­ сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других  искусствах, 18

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих

Рабочая программа по литературе для 6 класса к УМК И.Н. Сухих
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017