Рабочая программа по литературе для 7класса
Оценка 4.9

Рабочая программа по литературе для 7класса

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русская литература
7 кл
23.11.2018
Рабочая программа по литературе для 7класса
Рабочая программа разработана по ФГОС и по учебнику: 1.2.1.2.4.3. Литература: учебник для 7 класса общеобр. организаций: в 2 ч./ авт-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. При составлении программы подробно остановилась на планируемых результата хосвоения учебного предмета, в содержании ,тематическом планировании.курс рассчитан на 70 часах.
7 лит+.docx
Учебно­тематическое планирование   по литературе Класс: 7Б Учитель: Рахманова А.М. Количество часов всего  70, в неделю   2 Плановых контрольных работ: 2   ,   Планирование составлено на основе:  1) основной образовательной программы основного общего образования  от 08.04.2015 №1/15;  2)программы  курса «Литература». 5­9 классы / авт­сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин – М.: ООО «Русское слово ­ учебник», 2014. 3).Учебного плана МБОУ «СОШ № 1 г.Азнакаево»РТ на 2018 – 2019 учебный год; 4)Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ № 1 г.Азнакаево»РТ на 2018 – 2019 учебный год. Учебник: 1.2.1.2.4.3. Литература: учебник для 7 класса общеобр. организаций: в 2 ч./ авт­сост.  Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово ­ учебник», 2015. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения программы: 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему  многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация  себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков  народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).  Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,  основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской  многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на  территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных  ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное  отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к  обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей  индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных  предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного  выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного  отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию;  веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;  знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях  народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,  расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики,  культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в  становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения  нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного  отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом  труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,  уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития  науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное  многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,  мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с  другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта  общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию  образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как  конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).  6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и  сообществах.  7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил  индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни  и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры  обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства  организации общения; эстетическое, эмоционально­ценностное видение окружающего мира; способность  к эмоционально­ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и  нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,  эстетической и личностно­значимой ценности). 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню  экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно­оценочной и  практической деятельности в жизненных ситуациях. Метапредметные результаты освоения программы: Регулятивные УУД Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и  познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.  Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая  логическую последовательность шагов. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно  выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся  сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять  алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и  познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить  адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность  шагов); выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения  задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить  средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения  практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей  деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных  условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.  Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии  оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки  своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей  деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого  результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при  отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений  ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса  деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для  получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.  Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной  задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся  средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в  соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и  доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других  обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать  выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации  неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий  привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения  эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления  проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). Познавательные УУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по  аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и  обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих  обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и  следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим  закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ  проверки достоверности информации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и  исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять,  детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины,  возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно­следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной  аргументацией или самостоятельно полученными данными. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных  и познавательных задач. Обучающийся сможет: обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с  помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных  характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного  (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на  основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования  (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели  и/или заданных критериев оценки продукта/результата. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный  и нехудожественный – учебный, научно­популярный, информационный, текст non­fiction); критически оценивать содержание и форму текста. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,  коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: определять свое отношение к природной среде; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых  систем. Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе  согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.  Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),  доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали  продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать  контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения  (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой  задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,  договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со  стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение  устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в  малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной  задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых  средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего  выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под  руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения  коммуникативного контакта и обосновывать его. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и  практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей  средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии  для решения информационных и коммуникационных учебных  задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную  гигиену и правила информационной безопасности. Предметные результаты освоения программы: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование  потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе  своего эстетического и интеллектуального удовлетворения; восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его  менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в  целом); обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно­эстетических возможностей  родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего  народа, мировой культуры; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного  аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных  жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера,  участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные  этнокультурные традиции; овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания  принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,  публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и  интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном  произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. определять тему и основную мысль произведения; владеть различными видами пересказа; характеризовать героев­персонажей, давать их сравнительные характеристики; находить основные изобразительно­выразительные средства, характерные для творческой манеры  писателя, определять их художественные функции;  определять родо­жанровую специфику художественного произведения;  выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с  «читателем» как адресатом произведения;  пользоваться основными теоретико­литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и  интерпретации художественного текста; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана,  конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно­творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную  литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной  литературы, передавая личное отношение к произведению;  ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями,  словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек,  библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. Содержание учебного предмета Введение Знакомство   со   структурой   и   особенностями   учебника.   Своеобразие   курса.   Литературные   роды (лирика,   эпос,   драма).   Жанр   и   жанровое   образование.   Движение   жанров.   Личность   автора,   позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения. Теория литературы: литературные роды, текстология. Из устного народного творчества Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей­разбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец».   Событие   в   былине,   поэтическая   речь   былины,   своеобразие   характера   и   речи   персонажа, конфликт,   отражение   в   былине   народных   представлений   о   нравственности   (сила   и   доброта,   ум   и мудрость). Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие   центральных   персонажей   и   конфликта   в   былине   (по   сравнению   с   волшебной   сказкой, легендой и преданием). Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы. Связь   с   другими   искусствами: работа   с   иллюстрациями;   репродукция   картины   В.Васнецова «Богатыри». Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона). Русские народные песни Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое   и   эпическое   начало   в   песне;   своеобразие   поэтического   языка   народных   песен. Многозначность   поэтического   образа   в   народной   песне.   Быт,   нравственные   представления   и   судьба народа в народной песне. Теория   литературы: песенные   жанры   в   фольклоре,   многообразие   жанров   обрядовой   поэзии, лироэпическая песня. Краеведение: песенный фольклор региона. Связь с другими искусствами: лубок. Из древнерусской литературы Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег  коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь   к   родине,   образованность,   твердость   духа,   религиозность,   верность,   жертвенность;   семейные ценности. Теория   литературы: эпические   жанры   и   жанровые   образования   в   древнерусской   литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть). Развитие речи: подробный пересказ, изложение с  элементами сочинения. Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы. Из русской литературы XVIII века М.В. ЛОМОНОСОВ. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский   престол   ее   величества   государыни   императрицы   Елисаветы   Петровны,   1747 года» (отрывок), «Предисловие   о   пользе   книг   церковных   в   российском   языке» (отрывок).   Мысли   о просвещении,   русском   языке;   вера   в   творческие   способности   народа.   Тематика   поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы. Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; тема и мотив. Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения. Связь   с   другими   искусствами: портрет   М.В.   Ломоносова;   мозаика   «Полтавская   баталия», выполненная в мастерской Ломоносова. Краеведение: заочная литературно­краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия — Петербург. Г.Р. ДЕРЖАВИН.   Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям   и   судиям».   Отражение   в   названии   тематики   и   проблематики стихотворения;   своеобразие   стихотворений   Г.Р.   Державина   в   сравнении   со   стихотворениями   М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом. Теория   литературы: лирическое   стихотворение,   отличие   лирического   стихотворения   от   оды, тематическое разнообразие лирики. Развитие речи: чтение наизусть. Д.И.   ФОНВИЗИН.  Краткие   сведения   о   писателе.   Комедия «Недоросль».   Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя. Теория   литературы: юмор,   сатира,   сарказм;   драма   как   литературный   род;   жанр   комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм. Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение. Связь   с   другими   искусствами: работа   с   иллюстрациями; театральное   искусство   (театральные профессии, авторский замысел и исполнение; актер и режиссер; режиссер и художник). Из русской литературы XIX века А.С.   ПУШКИН.  Свободолюбивые   мотивы   в   стихотворениях   поэта: «К   Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства   дивно   близки   нам…».   Человек   и   природа: «Туча».   Дружба   и   тема   долга.   Тема   власти, жестокости,   зла: «Анчар». «Песнь   о   вещем   Олеге»:   судьба   Олега   в   летописном   тексте   и   в   балладе Пушкина;   мотивы   судьбы   —   предсказание,   предзнаменование,   предвидение;   вера   и   суеверие. Поэма «Полтава» (в   сокращении).   Образ   Петра   и   тема   России   в   поэме.   Гражданский   пафос   поэмы. Изображение   «массы»   и   исторических   личностей   в   поэме.   Своеобразие   поэтического   языка   (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений. Теория   литературы: поэма,   отличие   поэмы   от   баллады,   образный   мир   поэмы,   группировка образов,   художественный   образ   и   прототип,   тропы   и   фигуры   (риторическое   обращение,   эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание. Развитие   речи: различные   виды   чтения,   в   том   числе   наизусть;   сочинение   с   элементами рассуждения. Связь   с   другими   искусствами: работа   с   иллюстрациями,   рисунки   учащихся;   древнерусская миниатюра; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской М.В. Ломоносова; портрет Петра I. Краеведение: заочная литературно­краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов». М.Ю.   ЛЕРМОНТОВ.    Стихотворения: «Три   пальмы»,   «Родина».   «Песня   про   царя   Ивана Васильевича...».   Родина   в   лирическом   и   эпическом   произведении;   проблематика   и   основные   мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании   характеристики   героя.   Фольклорные   элементы   в   произведении.   Художественное   богатство «Песни...». Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно­художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация. Развитие речи: рассказ о событии, рецензия. Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями. Н.В. ГОГОЛЬ.   Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького   человека».   Новаторство   писателя.   Разоблачение   угодничества,   глупости,   бездуховности. Повесть «Шинель»:   основной   конфликт;   трагическое   и   комическое.   Образ   Акакия   Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла. Теория   литературы: сатирическая   повесть,   юмористические   ситуации,   «говорящие»   фамилии; фантастика. Развитие   речи: различные   виды   пересказа,   подбор   цитат   для   характеристики   персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету. Связь   с   другими   искусствами: «Петербургские   повести»   Н.В.   Гоголя   в   русском   искусстве (живопись, кино, мультипликация).  И.С. ТУРГЕНЕВ.  Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров   крестьян   в   изображении   И.С.Тургенева.   Рассказ «Хорь   и   Калиныч» (природный   ум, трудолюбие, смекалка,  талант;  сложные  социальные  отношения  в деревне в изображении  Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения. Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений). Н.А.   НЕКРАСОВ.    Краткие   сведения   о   поэте.   Стихотворения: «Вчерашний   день,   часу   в шестом...», «Железная   дорога»,   «Размышления   у   парадного   подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической   музы   Н.А.   Некрасова.   Писатель   и   власть;   новые   типы   героев   и   персонажей.   Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе. Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы. Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана. Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники­передвижники. М.Е. САЛТЫКОВ­ЩЕДРИН.  Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика   сказки:   труд,   власть,   справедливость;   приемы   создания   образа   помещика.   Позиция писателя. Теория   литературы: сатира,   сатирический   образ,   сатирический   персонаж,   сатирический   тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно­выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория). Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Л.Н.   ТОЛСТОЙ.    Л.Н.   Толстой   —   участник   обороны   Севастополя.   Творческая история «Севастопольских   рассказов».   Литература   и   история.   Рассказ «Севастополь   в   декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений). Развитие  речи: подбор   материалов   для   ответа   по   плану,   составление   цитатного   плана,   устное сочинение­рассуждение. Связь   с   другими   искусствами: работа   с   иллюстрациями;   панорама   Ф.   Рубо   «Оборона Севастополя». Краеведение: литературно­музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов». Н.С.   ЛЕСКОВ.    Краткие   биографические   сведения.   «Лесков   —   писатель   будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения. Теория литературы: своеобразие стиля. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы. Связь   с   другими   искусствами: образ   Левши   в   русском   искусстве   (живопись,   кинематограф, мультипликация). Ф.И.   ТЮТЧЕВ.    Философская   лирика.   Стихотворения «С   поляны   коршун   поднялся…», «Фонтан». Темы человека и природы. Теория литературы: философская поэзия, художественные средства. Развитие речи: выразительно чтение. А.А.   ФЕТ.    Русская   природа   в   стихотворениях: «Я   пришел   к   тебе   с   приветом…», «Вечер». Общечеловеческое   в   лирике;   наблюдательность,   чувства   добрые;   красота   земли;   стихотворение­ медитация. Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие). Развитие речи: чтение наизусть. А.П.   ЧЕХОВ.    Рассказы: «Хамелеон»,   «Смерть   чиновника».   Разоблачение   беспринципности, корыстолюбия,   чинопочитания,   самоуничижения.   Своеобразие   сюжета,   способы   создания   образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя. Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений). Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; репродукция картины П. Федотова «Свежий кавалер». Произведения русских поэтов  XIX века о России Н.М. Языков. «Песня». И.С. Никитин. «Русь». А.Н. Майков. «Нива». А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» Из русской литературы XX века И.А.   БУНИН.    Стихотворение «Догорел   апрельский   светлый   вечер...».   Человек   и   природа   в стихах   И.   Бунина,   размышления   о   своеобразии   поэзии. «Как   я   пишу».   Рассказ «Кукушка».   Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы­персонажи;   образ   природы;   образы   животных   и   зверей   и   их   значение   для   понимания художественной идеи рассказа. Теория   литературы: темы   и   мотивы   в   лирическом   стихотворении,   поэтический   образ, художественно­выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте. Развитие   речи: подготовка   вопросов   для   дискуссии,   выразительное   чтение,   различные   виды пересказа. А.И. КУПРИН.   Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея. Теория   литературы: рассказ,   рождественский   рассказ   (развитие   представлений),   диалог   в рассказе; прототип. Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа. М.   ГОРЬКИЙ.    Повесть «Детство» (главы   по   выбору). «Челкаш».   «Легенда   о   Данко» (из рассказа «Старуха   Изергиль»).   Основные   сюжетные   линии   в   автобиографической   прозе   и   рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла. Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой­романтик, прием контраста. Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; портрет М. Горького. А.С.   ГРИН.    Краткие   сведения   о   писателе.   Повесть «Алые   паруса» (фрагмент).   Творческая история произведения. Романтические традиции. Экранизации повести. Теория литературы: развитие представлений о романтизме. Связь   с   другими   искусствами: иллюстрации   к   повести;   репродукция   картины   В.Фалилеева «Волна». В.В.   МАЯКОВСКИЙ.    Стихотворение «Необычайное   приключение,   бывшее   с   Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения. Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения), аллитерация. Развитие речи: выразительное чтение. Связь с другими искусствами: портрет В. Маяковского. С.А. ЕСЕНИН.   Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…»,   «Отговорила   роща   золотая...»,   «Я   покинул   родимый   дом...».   Тематика   лирических стихотворений;   лирическое   «я»  и   образ  автора.   Человек   и  природа,   чувство   родины,   эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. Теория литературы: образ­пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис). Краеведение: литературно­краеведческая экскурсия «По есенинским местам». Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении. И.С. ШМЕЛЕВ.   Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная   идея.   Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный   Спас»).   Автобиографические   мотивы.   Роль   эпиграфа.   Сказовая   манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.   Национальный   характер   в   изображении   писателя. Теория   литературы: рассказчик   и   его   роль   в   повествовании,   рассказ   с   элементами   очерка, антитеза; роль художественной детали, выразительные средства; сказ. Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями. М.М. ПРИШВИН.   Рассказ «Москва­река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика. Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация. Развитие речи: составление тезисов. К.Г. ПАУСТОВСКИЙ.  Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство»,   «Леса»,   «Луга»,   «Бескорыстие» —   по   выбору).   Чтение   и   обсуждение   фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении. Теория   литературы: лирическая   проза;   выразительные   средства   художественной   речи:   эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор. Развитие речи: изложение с элементами рассуждения. Краеведение: каждый край по­своему прекрасен (лирическая проза о малой родине). Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ.  Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека. Теория   литературы: выразительно­художественные   средства   речи   (риторическое   восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений); эссе. Развитие   речи: чтение   наизусть,   составление   словаря   лексики   стихотворения   по   заданной тематике. Связь с другими искусствами: репродукции картин А. Пластова «Родник» и Т.Яблонской «Утро». А.Т. ТВАРДОВСКИЙ.    Стихотворения: «Прощаемся   мы   с   матерями...» (из  цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского. Теория   литературы: композиция   лирического   стихотворения   и   поэмы,   поэтический   синтаксис (риторические фигуры). Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть. Лирика поэтов — участников  Великой Отечественной войны Н.П. Майоров. «Творчество»; Б.А. Богатков. «Повестка»; М. Джалиль. «Последняя песня»; В.Н.   Лобода. «Начало».   Особенности   восприятия   жизни   в   творчестве   поэтов   предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны. Б.Л. ВАСИЛЬЕВ.  «Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его   роль   для   понимания   художественной   идеи   произведения,   проблема   истинного   и   ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании. Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода. В.М.   ШУКШИН.    Краткие   сведения   о   писателе.   «Чудаки»   и   «чудики»   в   рассказах   В.М. Шукшина. «Слово   о   малой   родине». Раздумья   об   отчем   крае   и   его   месте   в   жизни   человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя. Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа. Развитие   речи: составление   словаря   языка   персонажей,   письменный   отзыв,   сочинение­ рассуждение. Связь   с   другими   искусствами: деятельность   В.М.   Шукшина   в   киноискусстве   (сценарист, режиссер, актер). Краеведение: Сростки — малая родина писателя. Поэты XX века о России Г. Тукай. «Родная деревня». А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»  М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...» И. Северянин. «Запевка». Н.М. Рубцов «В горнице». Я.В. Смеляков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были». А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»  К.Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» Р.Г. Гамзатов. «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан». А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д. Дементьев. «Волга».  Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века. Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.                                                  Из зарубежной литературы У. ШЕКСПИР.  Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...»,  «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира. Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений). Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.                   МАЦУО   БАСЁ.     стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.  Образ   поэта.   Основные   биографические   сведения.   Знакомство   со Теория литературы: хокку (хайку). Развитие речи: попытка сочинительства. Связь с другими искусствами: гравюры японских художников; японский пейзаж. Р.   БЁРНС   Краткие   сведения   об   авторе.   Стихотворения: «Возвращение   солдата»,   «Джон Ячменное   Зерно» (по   выбору).   Основные   мотивы   стихотворений:   чувство   долга,   воинская   честь, народное представление о добре и силе. Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений. Р.Л. СТИВЕНСОН.  Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения   на   суше»).   Приемы   создания   образов.   Находчивость,   любознательность   —   наиболее привлекательные качества героя. Теория литературы: приключенческая литература. Развитие  речи: чтение и различные способы комментирования. А.   де   СЕНТ­ЭКЗЮПЕРИ.    Краткие   сведения   о   писателе.   Повесть «Планета   людей» (в сокращении), сказка «Маленький   принц».   Добро,   справедливость,   мужество,   порядочность,   честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора. Теория   литературы: лирическая   проза   (развитие   представлений),   правда   и   вымысел;   образы­ символы; афоризмы. Связь   с   другими   искусствами: сказка   А.   де   Сент­Экзюпери   на   языке   других   искусств; иллюстрации автора; рисунки детей по мотивам «Маленького принца». Р. БРЭДБЕРИ.   Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли. Развитие речи: сопоставление рассказа Брэдбери с произведениями отечественных писателей. Я. КУПАЛА.    Основные   биографические   сведения.   Отражение   судьбы   белорусского   народа   в стихах «Мужик»,   «А   кто   там   идет?»,   «Алеся».   М.   Горький   и   М.   Исаковский   —   переводчики   Я. Купалы. Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов.  Тематическое планирование №  1/1 Тема  Основные виды учебной деятельности дата план факт Введение (1час). Знакомство со структурой и особенностями  учебника. Своеобразие курса Литературные роды  (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое  Диагностирование, лексическая  работа; составление цитатного плана статьи учебника; беседа,  1.09 образование. Движение жанров. Личность автора,  позиция писателя, труд и творчество, творческая  история произведения. письменный ответ на вопрос; отзыв о прочитанной летом книге Из устного народного творчества (4часа) 2/1 Былины.«Святогор и Микула Селянинович»,  «Илья Муромец и Соловей­разбойник». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и  речи персонажа, конфликт. 3/2 Отражение в былине народных представлений о  нравственности (сила и доброта, ум и мудрость). 4/3 Русские народные песни. Обрядовая поэзия  («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица  дорогая...», «Говорили ­ сваты на конях будут») 5/4 Лирические   песни   («Подушечка   моя   пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Своеобразие поэтического языка. Многозначность поэтического образа. Быт, нравственные представления и судьба народа. Выразительное чтение; отзыв на  эпизод; письменные ответы на  вопросы;    работа с репродукциями; сочинение  в публицистическом сти ле о  древнерусских богатырях;  преобразование былины в рассказ Подготовка сообщения; работа с  репродукциями; прослушивание  музыкального фрагмента; письмен ное рассуждение 6/1 7/2 8/1 Из древнерусской литературы (2часа)  Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег   коня своего»). Поучительный характер; мудрость,  преемственность поколений, любовь к родине,  образованность, твердость духа, религиозность,  верность, жертвенность. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».  Семейные ценности. подробный пересказ; изложение с   элементами сочинения; заполнение  таблицы; работа с репродукциями;  лексическая работа Чтение по ролям. Характеристика  Февронии (народность ее образа);  характеристика Петра. Выявление  христианских и сказочных  элементов в сюжете и образах  повести.   М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта,  просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на  всероссийский престол ее величества государыни  императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»  (отрывок). Особенность поэтического языка оды. Из русской литературы XVIII века (6часов) Сочинение с элементами  рассуждения; сопоставительный  анализ произведений разных видов  искусства; прослушивание  музыкального произведения;  9/2 М.В.Ломоносов. «Предисловие о пользе книг  церковных в российском языке» (отрывок). Мысли  о просвещении, русском языке; вера в творческие  способности народа. Теория о «трех штилях». 10/3 Г.Р.Державин. Стихотворение «Властителям и  судиям». Отражение в названии тематики и  проблематики стихотворения; своеобразие  стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со  стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и  власти в стихотворении. Сопоставление  стихотворного переложения 81 псалма с  оригиналом. выразительное чтение; лексическая  работа; определение размера Чтение наизусть; лексическая  работа; заполнение таблицы;  составление тезисного плана;  сопоставительная характеристика 81 псалма и стихотворение Державина 07.09 08.09 14.09 15.09 21.09 22.09 28.09 29.09 5.10 11/4 Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Своеобразие  драматургического произведения, основной  конфликт пьесы и ее проблематика. Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Образы ко медии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность. 12/ 5 Чтение по ролям; устное сочинение;  работа с рефлексивной таблицей;  6.10 рассказ о персонажах;  исследовательская работа с текстом 12.10 13/ 6 14/ 1 Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии;  позиция писателя. Различные виды пересказа; подбор  цитат для характеристики  персонажа Из литературы 19 века (24 часа)   А.С.Пушкин. Тема дружбы и долга.  Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта:  «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»),  «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине,  уважение к предкам: «Два чувства дивно близки  нам…». Человек и природа: «Туча». Различные виды чтения, в том числе наизусть;   сочинение   с   элементами рассуждения. 13.10 19.10 15/2 А.С.Пушкин. Тема власти, жестокости, зла:  16/ 3 «Анчар». А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега  в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы  судьбы ­ предсказание, предзнаменование,  предвидение; вера и суеверие. 17/ 4 А.С.Пушкин. Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России. Гражданский пафос поэмы. Изображение  «массы» и исторических личностей. Н.В.Гоголь. «Повесть  о том, как поссорился Иван  Иванович с Иваном Никифоровичем». Авторское  отношение к героям и событиям. История замысла. выявление элементов фантастики, ее художественный смысл; выявление  художественной детали и ее роли;  24.11 Выразительное чтение; анализ ИВС 20.10 Выражение впечатления о  содержании и форме баллады,  краткое изложение, письменное  изложение по тексту «Предание о  смерти Олега» с восстановленной  временной последовательностью  событий Выразительное чтение; анализ ИВС:  антитезы, роли эпитета, анализ  сравнений, метафор, эллипсов,  художественного смысла перифраз,  инверсий; сравнительная  характеристика портретов Петра и  Карла. рассказ о событии; рецензия;  лексическая работа; выразительное  чтение; составление письменного  ответа на вопрос; овладение лексикой, употребляемой  при  характеристике человека, его  внутреннего состояния, чувств  (*Калашников ­ тип русского  человека 16 века ­ сдержанность,  терпеливость,  уважительность,  запас сил, решительность, честность, правдивость, ироничность,  принципиальность «Чему быть  суждено, то и сбудется;/ Постою за  правду до последнего!») характеристика главных героев по  алгоритму; беседа о семейных  отношениях; сочинение­ рассуждение: «как бы я поступил на  месте царя Ивана Васильевича/  купца Калашникова/ Алены  Дмитриевны различные виды пересказа; подбор  цитат для характеристики  персонажа;   составление словаря для  характеристики персонажа;  написание рассказа по заданному  сюжету;  26.10 27.10 09.11 10.11 16.11 17.11 23.11 М.Ю.Лермонтов Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». Родина в  лирическом и эпическом произведении;  проблематика и основные мотивы. М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича...».  Проблематика и основные мотивы «Песни...»  (родина, честь, достоинство, верность, любовь,  мужество и отвага, независимость; личность и  власть). М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана  Васильевича...». Центральные персонажи повести и  художественные приемы их создания; речевые  элементы в создании характеристики героя.  Фольклорные элементы в произведении.  Художественное богатство. Н.В.Гоголь. Новая тема ­ изображение  чиновничества и жизни «маленького  человека».Повесть «Шинель». Новаторство  писателя. Н.В.Гоголь. Повесть «Шинель». Разоблачение  угодничества, глупости, бездуховности. Основной  конфликт; трагическое и комическое. Образ  Акакия Акакиевича. 18/ 5 19/ 6 20/ 7 21/ 8 22/ 9 23/ 10 24/ 11 25/ 12 26/ 13 27/ 14 28/ 15 29/ 16 30/ 17 31/ 18 32/ 19 33/ 20 34/ 21 35/ 22 36/ 23   художественное И.С.Тургенев. Общая характеристика книги  «Записки охотника». Многообразие и сложность  характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева.  Рассказ «Певцы» (природный ум, трудолюбие,  смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева). И.С.Тургенев.   Стихотворение   в   прозе  «Нищий»: тематика;   богатство стихотворения. Н.А.Некрасов. Стихотворения: «Вчерашний день,  часу в шестом...», «Железная дорога»,  «Размышления у парадного подъезда». Доля  народная ­ основная тема; Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины»  («Княгиня Трубецкая»)Основная проблематика  произведений: судьба русской женщины, любовь и  чувство долга; верность, преданность,  независимость, стойкость; чванство, равнодушие,  беззащитность, бесправие, покорность судьбе. М.Е.Салтыков ­ Щедрин. Сказка «Повесть о том,  как один мужик двух генералов прокормил».  Своеобразие сюжета. М.Е.Салтыков ­ Щедрин. Сказка «Дикий поме щик».   власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.   Проблематика   сказки:   труд, Контрольная работа  за I полугодие Л.Н. Толстой ­ участник обороны Севастополя.  Творческая история «Севастопольских рассказов».  Литература и история. Л.Н.Толстой.   Рассказ  «Севастополь   в   декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг,   защита   Отечества   —   основные   темы рассказа.   Образы   защитников   Севастополя. Авторское отношение к героям. Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Особенность  проблематики и центральная идея. Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Образный мир  произведения. А.А.Фет.  Русская природа в стихотворениях: «Я  пришел к тебе с приветом…», «Вечер».  Общечеловеческое в лирике; наблюдательность,  чувства добрые; красота земли; стихотворение­ медитация. А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». Разоблачение  беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания,  самоуничижения 37/ А.П.Чехов. Рассказ «Смерть  сочинение­рассуждение со взаимным анализом лексическая работа; выразительное  чтение; подготовка сообщения;  формулировка микровыводов и  выводов; исследовательская работа  с текстом; заполнение таблицы лексическая работа; выразительное  чтение, анализ ИВС лексическая работа; выразительное  чтение наизусть и по ролям; выписки для характеристики героев;  цитатный план; элементы тезисного  плана; Беседа о декабристах и их женах; Чтение фрагментов в лицах; Письменный ответ на вопрос: «Что  такое подвиг?» цитатный план; различные виды  пересказа; письменный отзыв;  выявление эпизодов, оборотов речи,  наиболее ярко выражающих  сатирический замысел автора,  высмеивающих генерала; анализ  композиции сказки: выявление  наиболее важных моментов в  развитии действия; характеристика  главных героев Выполнение контрольной работы подбор материалов для ответа по  плану; составление цитатного плана; устное сочинение­рассуждение пересказ,   близкий   к   тексту; цитатный план произведения, работа с вопросами 30.11 1.12 7.12 8.12 14.12 15.12 21.12 22.12 11.01 2019 18.01 19.01 12.01 лексическая работа; выразительное  чтение; работа с иллюстрациями в  учебнике; письменный ответ на  вопрос пересказ,   близкий   к   тексту; характеристика   героя;  лексическая работа; Лексическая работа; выразительное  чтение; составление цитатного  плана; составление комментариев к  портретам и пейзажам, музыкальной  пьесе   близкий   к   тексту; пересказ, разыгрывание по ролям;состав­ление   словаря   языка персонажа;   характеристика героя;  лексическая 26.01 сюжета 25.01 чиновника».Своеобразие сюжета, способы создания  образов, социальная направленность рассказов;  позиция писателя. работа;   выразительное   чтение; работа с иллюстрациями в учебнике; письменный ответ на вопрос Русские поэты о России (1час)  Н.М. Языков.«Песня». И.С. Никитин. «Русь». А.Н. Майков. «Нива».     А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» лексическая работа; выразительное  чтение; работа с иллюстрациями в  учебнике; письменный ответ на  вопрос; подготовка сообщения Из русской литературы XX века  (23часа) 24 38/ 1 39/ 1 40/ 2 41/ 3 42/ 4 43/ 5 44/ 6 45/ 7 46/ 8 47/ 9 48/ 10 49/ 11 50/ 12  М.Горький.  Повесть «Детство» (главы по выбору).  Основные сюжетные линии в автобиографической  прозе и рассказе. М.Горький. «Челкаш».становление характера  мальчика; проблематика рассказа (личность и  обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей,  героизм, зависть, равнодушие, покорность,  гордость, жалость) и авторская позиция. М.Горький.«Легенда о Данко» (из рассказа  «Старуха Изергиль»). Контраст как основной прием раскрытия замысла. И.А.Бунин.  Стихотворение «Догорел апрельский  светлый вечер...». Человек и природа в стихах И.  Бунина, размышления о своеобразии поэзии. И.А.Бунин.  Рассказ «Кукушка». Смысл названия;  доброта, милосердие, справедливость, покорность,  смирение ­ основные проблемы­мотивы рассказа;  образы­персонажи; образ природы; образы  животных и зверей и их значение для понимания  художественной идеи рассказа. А.И.Куприн.  Рассказ «Чудесный доктор»,  Основная сюжетная линия рассказов и подтекст. А.И.Куприн.  Рассказ «Allez!».Художественная  идея. А.С.Грин. Краткие сведения о писателе. Повесть  «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история  произведения. А.С.Грин.  Повесть «Алые паруса» (фрагмент).  Романтические традиции. Экранизации повести. В.В.Маяковский.     Стихотворение«Необычайное приключение,   бывшее   с   Владимиром   Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и   общество,   поэт   и   поэзия.   Приемы   создания образов. своеобразие стихотворения. С.А.Есенин.  Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя  родная…», «Каждый труд благослови, удача…».   Тематика лирических стихотворений; лирическое  «я» и образ автора. С.А.Есенин. «Отговорила роща золотая...», «Я  покинул родимый дом...». Человек и природа,  чувство родины, эмоциональное богатство  лирического героя в стихотворениях поэта. Художественное     01.01 02.02 08.02 09.02 15.02 16.02 22.02 01.03 2.03 09.03 15.03     цитатный   лексическая работа; различные виды   пересказа; план произведения; выразительное чтение; подготовка сообщения анализ художественных средств; характеристика сравнительная (портрет,   язык,   характерные   слова, отношения окружающим) составление   рассуждения:   какую роль   играет   пейзаж?   Кому сочувствует   автор,   кого   осуждает? Сочинение   «Что   значит   быть счастливым?» Анализ изобразительных средств:  использование переносных значений. к     подготовка вопросов для дискуссии; лексическая работа; выразительное  чтение; различные виды пересказа;  работа с репродукциями;  письменный ответ на вопрос характеристика главных героев по  алгоритму,  сравнительная  характеристика (портрет, язык,  характерные слова, отношения к  окружающим)  художественный пересказ;  подготовка вопросов для дискуссии; отзыв на эпизод;  составление плана ответа Выразительное чтение; подготовка  сообщения; комментарий к  портретам Выразительное чтение;  устная  рецензия или отзыв о стихотворении 16.03 Выразительное чтение;  составление  словаря лексики стихотворения по  заданной тематике; 22.03 51/ 13 52/ 14 53/ 15 54/ 16 55/ 17 56/ 18 57/ 19 58/ 20 59/ 21 60/ 22 61/ 23 И.С.Шмелев.  Роман «Лето Господне» (глава  «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы.  Роль эпиграфа. Сказовая манера. М.М.Пришвин.     Рассказ   «Москва­река».   Тема   и основная   мысль.   Родина,   человек   и   природа   в рассказе. Образ рассказчика. К.Г.Пауствоский. Повесть «Мещерская сторона»  (главы «Обыкновенная земля», «Первое  знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» ­ по  выбору). К.Г.Паустовский. Человек и природа; малая  родина; образ рассказчика в произведении. Н.А.Заболоцкий.  Стихотворение«Не позволяй душе лениться!..».   Тема   стихотворения   и   его художественная  идея.  Духовность,  духовный труд — основное нравственное достоинство человека. А.Т.Твардовский Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из  цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Война,  жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом,  сыновняя память ­ основные мотивы военной  лирики и эпоса.   «Летят   мои   кони». Лирика поэтов­участников ВОВ. Н.П. Майоров. «Творчество»;  Б.А. Богатков. «Повестка»;  М. Джалиль. «Последняя песня»;  В.Н.   Лобода.   «Начало».   Особенности   восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Б.Л.Васильев.   Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания   художественной   идеи   произведения, проблема   истинного   и   ложного.   Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. В.М.Шукшин.  Краткие сведения о писателе.  «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина.  «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и  его месте в жизни человека.  В.М.Шукшин.  Рассказ «Чудик». Простота и  нравственная высота героя. устный и письменный отзыв о  прочитанном; работа со словарями     плана статьи; составление подготовка   сообщения;   письменный ответ на вопрос лексическая работа; выразительное  чтение; художественный пересказ;  составление тезисного плана статьи;  комментарии к репродукциям Выразительное чтение; составление  словаря лексики стихотворения по  заданной тематике; работа с  рефлексивной таблицей Выразительное чтение;  составление  словаря лексики стихотворения по  заданной тематике; работа с  рефлексивной таблицей характеристика жанра поэмы  «Василий Теркин» (лирика,  публицистика, песня и поучение,  анекдот, присказка, разговор по  душам, реплика к случаю) выразительное чтение; составление  словаря лексики стихотворения по  заданной тематике; составление  письма юному герою одного из  произведений о ВОВ; рассказ по  картине о литературном герое подготовка плана к диспуту;  различные виды комментирования  эпизода составление словаря языка  персонажей; письменный отзыв;  сочинение­рассуждение лексическая работа; различные виды пересказа; цитатный план  произведения Поэты XX века о России (1час) 62/ 1     Своеобразие   раскрытия   темы   России   в   стихах поэтов XX века. развернутая характеристика одного  из поэтических текстов; чтение  стихотворения наизусть Зарубежная литература(7часов) 63/ 1   У.Шекспир.      Краткие   сведения   об   авторе. Сонеты: «Когда   на   суд   безмолвных,   тайных дум...»,   «Прекрасное   прекрасней   во   сто крат...»,   «Уж   если   ты   разлюбишь,   —   так теперь...»,   «Люблю,   —   но   реже   говорю   об этом...»,   «Ее   глаза   на   звезды   не похожи…». Темы   и   мотивы.   «Вечные»   темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира. составление плана; выразительное  чтение; сопоставление портретов;  составление вопросов; отзыв о  сонете 05.04 06.04 12.04 13.04 19.04 20.04 26.04 27.04 03.05 04.05 10.05 11.05 17.05 Мацуо   Басё.      Образ   поэта.   Основные биографические   сведения.   Знакомство   со стихотворениями, тематикой   и особенностями поэтических образов.   их     Р.Бернс. Стихотворения: «Возвращение солдата»,  «Джон Ячменное Зерно» Основные мотивы  стихотворений: чувство долга, воинская честь,  народное представление о добре и силе Контрольная работа за II полугодие А де Сент­Экзюпери. Повесть «Планета людей» (в  сокращении). Основные события и позиция автора. А де Сент­Экзюпери. Сказка «Маленький принц».  Добро, справедливость, мужество в сказке.   Основные   биографические   Я.   КУПАЛА. сведения.   Отражение   судьбы   белорусского народа   в   стихах «Мужик»,   «А   кто   там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы. Итоговый урок развернутая характеристика  поэтического текста; сопоставление  гравюр японских художников и  текстов хокку, формулирование  выводов развернутая характеристика  поэтического текста; беседа Выполнение контрольной работы художественный пересказ эпизодов;  составление вопросов; подготовка  сообщения: «Чем мне близок  Маленький принц?»  Сопоставительная характеристика  оригинала и переводов. 18.05 24.05 25.05 28.05 29.05 30.05 Подведение итогов 31.05 64/ 2 65/ 3 66/ 4 67/ 5 68/ 6 69/ 7 70/ 1

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса

Рабочая программа по литературе для 7класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2018