Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержд. приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164, от 20.08.2008 № 241, от 19.10.2009 № 427, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74), с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, с учетом программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (М., Просвещение, 2009г), и предназначена для учителей-предметников, преподающих литературу в 9 классах по учебно-методическому комплекту В.Я. Коровиной.Рабочая программа по литературе для 9 класса
9 класс. Литература.doc
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 47» г. Оренбурга
Рассмотрено на заседании «Согласовано» Утверждено приказом
ШМО протокол №1 Зам. директора по УВР по МОБУ «СОШ № 47»
рук. ШМО ____________ ____________ №____ от________2016г.
____________________ ___________________
«____»_________2016г. «____»_________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
(предмет, курс)
9А
класс
учитель
Геймур Виктория Андреевна, ВК
(Ф.И.О., квалификационная категория учителя)
1 2016 2017 учебный год
2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного
образовательного стандарта основного общего образования (утвержд. приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования», приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного
плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов
Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164, от 20.08.2008 № 241, от 19.10.2009 № 427, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 №
74), с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, с учетом программы для общеобразовательных
учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (М., Просвещение, 2009г).
Рабочая программа выполняет две основные функции: информационнометодическую функцию, позволяющую всем участникам
образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития средствами данного
учебного предмета, и организационнопланирующую функцию, предусматривающую выделение этапов обучения, структурирование учебного
материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения
промежуточной аттестации учащихся.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом для базового уровня.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других
искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историколитературных сведений и теоретико
литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретноисторического и общечеловеческого содержания;
грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно
признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно,
цель литературного образования состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры,
обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими
высокие нравственные чувства у человека читающего. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей
принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и
национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета
определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие
человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно
эстетическим ценностям нации и человечества.
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного
образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного,
беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию
интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений,
составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим
ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная
самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование
умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоциональноэстетической реакции
читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями
словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко и теоретиколитературных знаний и умений, отвечающий
возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико
литературных понятий:
1.осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
2.выразительное чтение художественного текста;
3.различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
4.ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
5.заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
6.анализ и интерпретация произведения;
7.составление планов и написание отзывов о произведениях;
8.написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
9.целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского
языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова
раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка
4 невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета важнейшее условие
речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает,
прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных
сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики,
литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национальнокультурных ценностей. И русский
язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература
взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на
уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к
проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно
историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное
отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров
способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально
нравственные ориентиры.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми
темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и
справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских
умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к
русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок,
стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных
фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова. Продолжается ознакомление с литературой
разных веков (с времен древней Руси до современности).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы. В то же время
данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историколитературного курса 1011 классов,
формирует грамотного читателя.
В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к
другим видам искусства.
Изучение произведений зарубежной литературы проводится параллельно с изучением произведений отечественной литературы.
Поскольку 9 класс подводит своеобразный итог формированию из ученика читателя, с целью закрепления в сознании ребят представления о
лучших произведениях родной литературы программа содержит наряду с традиционными типами уроков урокипрактикумы, семинары, уроки
размышления, творческие мастерские, литературномузыкальные композиции, проекты, способствующие развитию творческой активности
учеников.
5 Программа содержит задания, которые требуют обращения девятиклассников к дополнительной литературе: подготовить сообщение о
писателе поэте, дать определение литературоведческого термина, составить словарную статью, составить словарик диалектизмов, устаревшей
лексики, незнакомых еще слов и др. (использование разнообразных словарей). Эта работа дает возможность данным школьникам постепенно
накапливать серьезный опыт работы с книгой, свободно использовать справочный материал, работать с учебной литературой. В программе учтены
возможности слабых учащихся, нуждающихся в постоянном контроле. Многие задания для самостоятельной работы и домашние задания
предусматривают выбор варианта. Для достижения более высокого уровня обученности даются разнообразные задания творческого и
проблемного характера. Домашнее задание также строится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьников.
Наряду с традиционными уроками в программе предусмотрены урокипрактикумы, размышления. Часть уроков включает в себя не только
индивидуальные формы работы, но и коллективные способы обучения: работа в парах, группах переменного состава позволяет проявить себя
учащимся, испытывающим затруднения в восприятии новых знаний.
Программный материал включает элементы следующих технологий:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационнокоммуникационные технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
При разработке программы предусмотрены методы обучения: объяснительноиллюстративный, проблемное изложение, частичнопоисковый,
исследовательский.
Виды контроля:
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и
наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста,
характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на
литературную тему, сообщение на литературную и историколитературную темы, презентации проектов
итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, выполнение заданий в тестовой форме.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного
изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования, в том числе в IX классе выделяется 105 часов (из расчета 3
учебных часа в неделю при 35 неделях).
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с учебным планом МОБУ «СОШ № 47» на 20162017 учебный год и рассчитана
на 102 часа (3часа в неделю при 34 учебных неделях).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
В результате изучения литературы ученик должен
6 знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
изученные теоретиколитературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительновыразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком
обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы
Интернета).
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг
общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными
элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.).
Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение
разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинноследственных связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов
деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
7 Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.
Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание
результатов этих работ.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения;
самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационнокоммуникативная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в
соответствии с целью учебного задания.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационносмыслового анализа текста. Использование
различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения
собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную
информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор
аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем
(текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари,
Интернетресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и
средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и
устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и
эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде,
правил здорового образа жизни.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное
оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и
выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1час)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
8 Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие
проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской
литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.
Теория литературы. Художественная литература как искусство слова (углубление представлений).
АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА (1 час)
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль
признательность друга…». Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы.
Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов Античности.
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (2 часа)
Данте. Слово о поэте. «Божественная комедия» («Ад», I, V Песни).
Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и
Беатриче.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (7 часов)
Истоки и начало древнерусской литературы, её религиознодуховные корни. Патриотический пафос, поучительный характер древнерусской
литературы. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).
«Слово о полку Игореве»
Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его
сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия,
жертвенности.
Образ русской земли и нравственнопатриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово»
Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная
традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (2 часа)
У. Шекспир. Жизнь и творчество (обзор). Трагедия «Гамлет». Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как
рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести. Сложность и противоречивость человеческой личности.
Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и действительности. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в
ряду «вечных» образов.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (5 часов)
9 Идейнохудожественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского
служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное
направление.
Теория литературы: Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм.
М.В. Ломоносов (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты).
Идеи гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Выразительное чтение.
Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального
монарха.
Г.Р. Державин (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: ««Властителям и судиям»», «Памятник».
Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных
жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его
лирики.
А.Н. Радищев (1 час)
Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.
Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос.
Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.
Теория литературы. Сентиментализм как литературное направление.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (2 часа)
И.В. Гете. Жизнь и творчество (обзор). Трагедия «Фауст» (фрагменты). Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика
добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (72часа)
Общественный и гуманистический пафос русской литературы 19 века. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой
культуры. Мировое значение русской литературы (1 час)
Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного
права). Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Формирование представлений о
национальной самобытности. Роль литературы в формировании литературного языка. Проблема личности и общества. Тип герояиндивидуалиста.
Образ героя времени.
10 Теория литературы: Основное литературное направление: романтизм
В.А. Жуковский (1 час)
Романтизм в русской литературе. Воплощение в литературе романических ценностей. Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Выразительное чтение.
В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: “Море”, "Невыразимое" границы выразимого в слове и чувстве. Черты
романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.
А.С. Грибоедов (9 часов)
Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума»
Проблема личности и общества. Анализ и интерпретация произведений.
Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социальнопсихологический конфликт). Смысл названия и проблема
ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость"
финала пьесы, его нравственнофилософское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.
Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.
Александр Сергеевич Пушкин (18 часов)
Жизнь и творчество.
Стихотворения:
«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…»,
«Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Деревня».
Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина
(свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образностилистическое богатство и философская
глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.
Поэма «Цыганы».
Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с
жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.
«Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери».
«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.
Теория литературы: Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Роман в стихах «Евгений Онегин»
Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные
линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как
«милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственнофилософская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и
энциклопедизм романа. Онегинская строфа.
11 Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра
Пушкина»).
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов (14 часов)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения:
«Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва»
(«В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк».
Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и
гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
Роман «Герой нашего времени»
Жанр социальнопсихологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа
Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер,
Вуличас). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственнофилософская проблематика произведения,
проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления).
Психологический роман (начальные представления).
ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ (3 часа)
К.Н. Батюшков (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…».
Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С. Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность
человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова.
А.В. Кольцов (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес».
Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер
образности. Горе и радость сердца простого человека в поэзии Кольцова.
Е.А. Баратынский (1 час)
Слово о поэте.
12 Стихотворения: «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение».
Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынского. Творчество как обитель
души. Жанр элегии в лирике Баратынского. Осмысление темы поэта и поэзии.
Н.В. Гоголь (11 часов)
Жизнь и творчество.
Поэма «Мертвые души» (первый том).
История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования.
Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане
Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические
отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения,
алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.
А.А. Фет (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения).
Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.
Н.А. Некрасов (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» (возможен выбор другого стихотворения).
Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.
А.П. Чехов (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника».
Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (8 часов)
Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе. Русская литература советского времени. Проблема героя. Тема
Родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе.
Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в
народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.
А.А. Блок (1 час)
13 Слово о поэте.
Стихотворение «Русь».
Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.
С.А. Есенин (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…».
Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и
природа в художественном мире поэта.
А.А. Ахматова (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество».
Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и
гражданского долга в лирике Ахматовой.
М.А. Шолохов (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Судьба человека».
Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.
Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.
А.И. Солженицын (2 часа)
Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор».
Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
Г. Тукай (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения из цикла «О, эта любовь!».
Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других
русских поэтов, его вклад в развитие татарского языка и литературы.
14 №
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание
Количество
В том числе развитие
часов
речи
Введение.
Античная лирика
Литература эпохи Средневековья
Древнерусская литература
Литература эпохи Возрождения
Русская литература ХVIII века
Европейская литература эпохи Просвещения
Русская литература XIX века
Русская литература XX века
Литература народов России
Итоговая проверочная работа за курс изученного по произве
дениям русских писателей и поэтов.
Итого
1
1
2
7
2
5
2
72
8
1
1
102
1
11
12
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и
тем урока/ Тема урока
Дидактические единицы
(содержание)
Виды деятельности учащихся Требования к уровню подготовки
учащихся (планируемый
№
п/п
Дата
по
плану
Дата
фактич
еская
1
2
3
4
5
6
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)
результат)
7
15 1
Литература как искусство
слова.
Слушание и составление тезисного
плана или конспекта лекции
учителя; участие в беседе о
прочитанных произведениях,
рекомендованных для чтения
летом. Чтение и анализ
высказывания историка
Ключевского: «Человек – главный
предмет искусства».
Ответ на основной вопрос:
«Согласны ли вы с мнением
Ключевского, что литература дает
понимание себя»?
Знать образную природу словесного
искусства, роль литературы в
общественной и культурной жизни,
особенности литературного
процесса.
Уметь аргументировано отвечать на
вопросы, строить монологическое
высказывание, отбирать
необходимый материал,
пересказывать сюжеты
произведений; характеризовать
героев и их поступки.
Место художественной
литературы в общественной
жизни и культуре России.
Национальные ценности и
традиции, формирующие
проблематику и образный мир
русской литературы, её
гуманизм, гражданский и
патриотический пафос.
Национальная самобытность
русской литературы. Русская
литература в контексте
мировой. Эпохи развития
литературы. Понятие о
литературном процессе*.
Теория литературы.
Художественная литература как
искусство слова (углубление
представлений)**.
2
Античная лирика. Гай
Валерий Катулл.
АНТИЧНАЯ ЛИРИКА (1час)
Античная лирика. Катулл.
Слово о поэте. Стихотворения:
«Нет, ни одна средь женщин…»,
«Нет, не надейся приязнь
заслужить иль признательность
друга…». Поэзия Катулла –
противостояние жестокости и
властолюбию Рима. Любовь как
приобщение к безмерности
природы. Щедрость души поэта
и мотивы отчаяния и гнева в его
стихотворениях. Лаконизм
образов и напряженность
чувств в лирике поэтов
16 3
Данте. «Божественная
комедия» (фрагменты)
ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (2 часа)
Данте. «Божественная комедия»
(фрагменты). («Ад», I, V Песни).
Слово о поэте.
Трехчастная композиция поэмы
как символ пути человека от
заблуждения к истине. Тема
страдания и очищения.
Сообщение о поэте с
презентацией. Выразительное
чтение фрагментов и их
комментарий с отражением
особенности взгляда римлян на
человека и эпоху.
Знать исторические реалии времени
Данте Алигьери; сведения о жизни и
творчестве поэта; содержание произ
ведений Данте.
Понимать: множественность
смыслов «Божественной комедии»;
своеобразие творчества Данте; роль
Данте как провозвестника культуры
Возрождения.
Уметь записывать основные
положения лекции; воспринимать
произведения Данте.
Знать творчество Данте, героев
произведения и знать содержание
1,5 песен «Ада».
Уметь выразительно читать текст
песен, определять их аллегорический
характер.
4
5
6
Данте. «Божественная
комедия» (фрагменты)
Данте. «Божественная комедия»
(фрагменты). Данте и Вергилий.
Данте и Беатриче.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 часов+1Р/р)
Литература Древней Руси.
Самобытный характер
древнерусской литературы.
«Слово о полку Игореве».
Историческая основа
«Слова…»
Истоки и начало древнерусской
литературы, её религиозно
духовные корни.
Патриотический пафос,
поучительный характер
древнерусской литературы.
Многообразие жанров
древнерусской литературы
(летопись, слово, житие,
поучение).
«Слово о полку Игореве»
величайший памятник
древнерусской литературы.
Составление тезисного плана или
конспекта лекции учителя.
Характеристика этапов развития
древнерусской литературы.
Знать жанры литературы Древней
Руси, ее самобытный характер.
Уметь характеризовать данный
период развития литературы.
Составление плана «Слова…».
Сопоставление с летописным
источником: сходства и различия
Знать историческую основу
«Слова», историю открытия
памятника, основные версии
17 Открытие "Слова…", его
издание и изучение. Вопрос о
времени создания и об
авторстве "Слова…".
Историческая основа
памятника, его сюжет.
7
8
Система образов «Слова…».
Особенности языка и жанра
произведения
«Слово о полку Игореве»
величайший памятник
древнерусской литературы.
Жанр и композиция "Слова…".
Теория литературы: Слово как
жанр древнерусской литературы.
Комментирование текста,
установление ассоциативных
связей «Слова…» и гравюр
Фаворского, картины В.
Васнецова.
Анализ текста произведения по
вопросам и заданиям, выявление
его жанра.
Образ русской земли в
«Слове…», основные идеи
произведения
Утверждение в литературе Древней
Руси высоких нравственных
идеалов: любви к ближнему,
милосердия, жертвенности.
«Слово о полку Игореве»
величайший памятник
древнерусской литературы.
Образ русской земли и
нравственнопатриотическая
Выразительное чтение и
восприятие текста: «Вступление»,
«Золотое слово» Святослава. Как
проявляется в «Золотом слове»
Святослава идея произведения? В
чем заключается патриотизм
произведения? Какова роль
изобразительновыразительных
средств в создании образа
авторства «Слова», особенности
жанра.
Понимать отношение неизвестного
автора к изображаемому; значение
«Слова...» в развитии русской
литературы; патриотический пафос
произведения.
Уметь выразительно читать текст,
определять его тему и идею;
выяснять значение незнакомых слов;
составлять план произведения;
строить
развернутые высказывания на основе
прочитанного; аргументировать свою
точку зрения
Знать жанр и композицию про
изведения, художественное
своеобразие «Слова», связи его с
фольклором, о жизни «Слова» в
искусстве.
Уметь выделять смысловые части
художественного текста, формули
ровать идею произведения; выра
зительно читать, соблюдая нормы
литературного произношения.
Знать нравственнопатриотическую
идею «Слова».
Уметь выделять смысловые части
художественного текста,
формулировать идею произведения,
выразительно читать текст.
18 9
10
11
Поэтическое искусство
автора в «Слове…»
Анализ эпизода в «Слове..».
«Плач Ярославны»
идея "Слова". Образы русских
князей. Характер князя Игоря.
«Золотое слово» Святослава.
Язык художественного
произведения.
«Слово о полку Игореве»
величайший памятник
древнерусской литературы.
Символика “Слова”, своеобразие
авторского стиля. "Слово" и
фольклорная традиция.
Значение "Слова" для русской
культуры. Переводы и
переложения произведения.
Анализ и интерпретация
произведений. «Слово о полку
Игореве» величайший памятник
древнерусской литературы.
Ярославна как идеальный образ
русской женщины.
Подготовка к домашнему
сочинению по «Слову…»
«Слово о полку Игореве»
величайший памятник
древнерусской литературы.
Темы сочинений:
1.Каким я представляю себе
автора «Слова…».
Родины? Каков голос автора?
Устное сочинение «Каким
предстаёт в тексте поэмы князь
Игорь?».
Анализ образа автора. Ответ на
вопрос: «Почему можно сказать,
что автор – патриот?». Доказать
это примерами из текста.
Выразительное чтение «Плача
Ярославны», выявление
восприятия и понимание образа
Ярославны как идеального образа
русской женщины.
Комментирование и анализ
текста, выявляющий авторский
замысел и различные средства его
воплощения;
выявление языковых средств
художественной образности и
определение их роли в раскрытии
идейнотематического содержания
произведения.
Формулировка тем сочинений с
предварительным их
обсуждением. Работа с
текстовыми индивидуальными
картами по подготовке к
сочинению.
Знать понятие образ автора,
лирическое отступление.
Уметь формулировать идею,
проблематику изучаемого
произведения, давать
характеристику героев,
характеризовать особенности
сюжета, композиции, роль ИВС,
выявлять авторскую позицию.
Знать содержание фрагмента,
особенности композиционного
строения эпизода. Понимать роль
эпизода «Плач Ярославны» в
идейном содержании произведения.
Уметь комментировать и
анализировать эпизод.
Знать текст произведения, его
художественные особенности.
Уметь составлять развернутый план
сочинения в соответствии с
выбранной темой, отбирать цитаты,
отбирать литературный материал,
19 12
У. Шекспир. Трагедия
«Гамлет»
логически его выстраивая
и превращая в связный текст.
Знать краткие сведения о жизни и
творчестве У. Шекспира; сюжет и
содержание трагедии «Гамлет»;
теоретиколитературные понятия
трагедия, конфликт, сюжет;
особенности жанра трагедии.
Понимать: гуманистический пафос
трагедии, ее общечеловеческое
значение. Уметь: записывать
основные положения лекции;
выразительно читать и анализи
ровать текст трагедии;
характеризовать героев и их
поступки; прослеживать развитие
драматического конфликта
2. Русская земля и родная
природа в «Слове о полку
Игореве»
Литература эпохи Возрождения (2 часа)
Конспект лекции, сообщения,
выразительное чтение, анализ
текста, вопросы и задания
У. Шекспир. Жизнь и творчество
(обзор). Трагедия «Гамлет».
Человеческий разум и
«проклятые вопросы» бытия.
Гамлет как рефлексирующий
герой. Мысль и действие.
Необходимость и
бесчеловечность мести.
Обзор содержания трагедии
«Гамлет» с комментированным
чтением отдельных сцен.
Гуманизм эпохи Возрождения.
Общечеловеческое значение
героев У. Шекспира. Одиночество
Гамлета в его конфликте с
реальным миром «расшатавшегося
века». Напряженная духовная
жизнь героямыслителя.
Противопоставление
благородства мыслящей души и
суетности времени.
Теория литературы: Трагедия как
драматический жанр (углубление
понятия). Конфликт. Сюжет.
13
Вечные
проблемы в трагедии У.
Шекспира
«Гамлет»
У. Шекспир. Трагедия «Гамлет».
Сложность и противоречивость
человеческой личности.
Проблема истинных и ложных
ценностей. Соотношение идеала
Выразительное чтение, анализ
текста, вопросы. Просмотр
фрагментов кинофильма в
постановке Г.М. Козинцева,
обсуждение. Иллюстрации к
трагедии
Знать сюжет и содержание трагедии;
кинематографическую версию
«Гамлета».
Понимать гуманистический пафос
произведения, его философское,
общечеловеческое значение.
20 и действительности.
Трагический характер
конфликта в произведении.
Гамлет в ряду «вечных»
образов.
Трагизм любви Гамлета и Офелии.
Философский характер трагедии.
Гамлет как вечный образ мировой
литературы. Тема жизни как
театра. Мастерство У. Шекспира
в создании характеров,
изображении тонких чувств.
Переводы трагедии.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (5 часов)
Уметь выразительно читать текст по
ролям; анализировать эпизоды
трагедии; характеризовать героев и
их поступки; прослеживать развитие
драматического конфликта;
сопоставлять трагедию с ее
кинематографической версией и
иллюстрациями к ней
14
15
Характеристика русской
литературы ХVIII века
М.В. Ломоносов. Жизнь и
творчество. «Ода на день…»
Идейнохудожественное
своеобразие литературы эпохи
Просвещения. Классицизм как
литературное направление.
Идея гражданского служения,
прославление величия и
могущества Российского
государства. Античность и
классицизм. Сентиментализм
как литературное направление.
Основные
Теория литературы:
литературные направления:
классицизм, сентиментализм.
Идеи гражданского служения,
прославление величия и
могущества Российского
государства. Выразительное чтение.
М.В. Ломоносов.
Жизнь и творчество (обзор).
«Ода на день восшествия на
Чтение статьи учебника,
составление тезисного плана или
выписок (на выбор). Викторина по
материалам статьи.
Знать основные черты классицизма и
сентиментализма как литературного
направления.
Уметь сопоставлять исторические
факты и литературные традиции.
Пересказ прочитанной статьи о
поэте, ученом и реформаторе
русского литературного языка.
Ответы на основные вопросы:
какие приметы классицизма
можно отметить в оде? Какие
строки привлекли внимание в оде
Знать биографию М.В. Ломоносова,
теорию 3 штилей, теорию
стихосложения, особенности жанра
оды,
содержание оды, его особенность и
форму.
Умение назвать отличительные
21 Всероссийский престол Ее
Величества государыни
Императрицы Елисаветы
Петровны, 1747 года»
(фрагменты).
Прославление в оде важнейших
ценностей русского
Просвещения: мира, родины,
науки. Средства создания образа
идеального монарха.
Теория литературы: Ода как жанр
лирической поэзии.
Идеи гражданского служения,
прославление величия и
могущества Российского
государства. Выразительное
чтение. Анализ и интерпретация
произведений.
Г.Р. Державин. Жизнь и
творчество (обзор).
Стихотворение «Властителям
и судиям».
Традиция и новаторство в
поэзии Г.Р. Державина. Жанры
поэзии Державина.
Отражение в лирике поэта
представлений о подлинных
жизненных ценностях.
Философская проблематика
произведений Державина.
Г.Р. Державин. Стихотворение
«Памятник». Взгляды
Державина на поэта и поэзию,
16
17
Г.Р. Державин: поэт и
гражданин. Обличение
несправедливой власти в
оде «Властителям и
судиям».
Тема поэта и поэзии в
лирике Г.Р. Державина.
(Стихотворение
«Памятник»).
и почему?
Ответ на проблемный вопрос:
можете ли вы согласиться с тем,
что в оде есть черты, которые
выводят ее за пределы
классицизма? Определение
авторской позиции,
композиционных ее частей,
идейного содержания.
Нахождение метафор как
ведущего художественного
изобразительного средства языка в
оде.
Пересказ статьи учебника о
Державине. Выразительное
чтение оды «Властителям и
судиям». Анализ оды. Ответ на
проблемный вопрос: почему
автора волнует позиция власти,
ее отношения к народу и
положение народа?
черты жанра оды, привести примеры
прославления родины, мира, жизни и
просвещения в оде.
Уметь анализировать стихотворное
произведение с точки зрения его
принадлежности к классицизму,
жанра, темы, идеи, композиции,
изобразительновыразительных
средств.
Знать новаторство Державина,
жанр гневная ода, особенности
раскрытия темы поэта и поэзии,
власти.
Уметь анализировать стихотворное
произведение с точки зрения его
принадлежности к классицизму,
жанра, темы, идеи, композиции.
Выразительное чтение
«Памятника». Ответы на вопросы
на уровне восприятия и
понимания произведения.
Знать какую роль отводит поэту и
поэзии.
Уметь воспринимать и
22 18
А.Н. Радищев. Главы
«Путешествия из
Петербурга в Москву».
Кратко сообщают черты
классицизма и сентиментализма в
прочитанных главах, особенности
жанра путешествия, факты из
жизни и биографии А.Н.
Радищева, пересказывают,
комментируя главы
«Путешествия…», определяют
тему, идею произведения,
авторскую позицию. Отвечают на
проблемный вопрос: почему А.С.
Пушкин назвал Радищева
«врагом рабства»?
анализировать поэтический текст.
Знать взгляды Радищева на
крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею,
проблематику изучаемого
произведения, находить черты
сентиментализма в произведении,
давать характеристику героев,
характеризовать особенности
сюжета, композиции, роль
изобразительновыразительных
средств, выявлять авторскую
позицию.
гражданский пафос его лирики.
Сентиментализм как
литературное направление.
Зарождение в литературе
антикрепостнической
направленности.
А.Н. Радищев. Слово о
писателе.
«Путешествие из Петербурга в
Москву» (обзор).
Отражение в
"Путешествии…"
просветительских взглядов
автора. Быт и нравы
крепостнической Руси в книге
Радищева, ее гражданский
пафос. Черты классицизма и
сентиментализма в
"Путешествии…". Жанр
путешествия как форма
панорамного изображения
русской жизни.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (2 часа)
19
И.В. Гёте. «Фауст»
(фрагменты)
И.В. Гете. Жизнь и творчество
(обзор). Трагедия «Фауст»
(фрагменты). Интерпретация
народной легенды о докторе
Фаусте. Диалектика добра и
зла. Фауст и Мефистофель.
Конспект лекции, ответы на
проблемные вопросы,
комментированное чтение,
выборочный пересказ.
Знать: краткие сведения о жизни и
творчестве И.В. Гёте; сюжет и
содержание трагедии «Фауст»;
теоретиколитературные понятия
трагедия, конфликт, сюжет,
бродячий сюжет.
Понимать: гуманистический пафос
произведения.
Уметь: записывать основные
положения лекции; выразительно
23 20
Художественные особен
ности трагедии И.В. Гёте
«Фауст»
И.В. Гете. Трагедия «Фауст»
(фрагменты). Фауст и
Маргарита. Жажда познания
как свойство человеческого
духа.
Выразительное чтение, анализ
текста, вопросы и задания.
читать и анализировать текст;
характеризовать героев и их
поступки; прослеживать развитие
драматического конфликта
Знать: сюжет и содержание
трагедии.
Понимать: гуманистический пафос
произведения, его философское,
общечеловеческое значение.
Уметь: выразительно читать текст
по ролям; анализировать эпизоды;
характеризовать героев и их
поступки; определять значение
художественных приемов;
прослеживать развитие
драматического конфликта;
сопоставлять трагедию с ее
кинематографической версией и с
иллюстрациями
21
Золотой век русской
литературы (обзор)
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (72 часа)
Общественный и гуманистический
пафос русской литературы 19
века. Осмысление русской
литературой ценностей
европейской и мировой культуры.
Мировое значение русской
литературы.
Новое понимание человека в его
связях с национальной историей
(Отечественная война 1812 г.,
восстание декабристов,
отмена крепостного права).
Романтизм как литературное
Чтение вступительной статьи
учебника «Шедевры русской
литературы», статьи
«Романтизм»; ответы на вопросы
репродуктивного характера (нр,
«Как вы понимаете слова
СалтыковаЩедрина, что
литература – «сокращенная
вселенная»?»), запись основных
положений лекции учителя;
сопоставление основных ис
торических событий и явлений
литературы; составление
Знать общую характеристику
русской литературы 19 века,
отличительные черты романтизма,
центральные темы русской
литературы.
Уметь развёрнуто обосновывать
суждения; прослеживать темы
русской литературы в их историче
ских изменениях; делать выводы;
отбирать необходимый материал
для заполнения таблицы; давать
определение романтизму; владеть
различными видами пересказа
24 таблицы.
направление. Воплощение в
литературе романтических
ценностей. Формирование
представлений о национальной
самобытности. Роль ли
тературы в формировании
литературного языка.
Проблема личности и
общества. Тип героя
индивидуалиста. Образ героя
времени.
Основное
Теория литературы:
литературное направление:
романтизм.
В.А. Жуковский (1 час)
22
В.А. Жуковский.
Стихотворения «Море»,
«Невыразимое»
Кратко рассказывают о жизни и
творчестве В.А. Жуковского,
составляют таблицу или план.
Выразительно читают
стихотворения «Море»,
«Невыразимое», отвечают на
вопросы на уровне восприятия и
понимания: какой символический
смысл имеет образ моря? Что в
человеке и в природе, по мысли
поэта, «невыразимо» в стихах?
Знать основные черты романтизма
как литературного направления,
теоретиколитературные понятия
элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать
стихотворение, анализировать его с
точки зрения принадлежности к
романтизму, с точки зрения жанра,
темы, идеи, композиции,
изобразительновыразительных
средств.
Романтизм в русской литературе.
Воплощение в литературе
романических ценностей.
Заучивание наизусть
стихотворных текстов.
Выразительное чтение.
В.А. Жуковский. Жизнь и
творчество (обзор).
Стихотворения: “Море”,
"Невыразимое" границы
выразимого в слове и чувстве.
Черты романтизма в лирике
В.А. Жуковского. Тема человека
и природы, соотношение мечты
и действительности в лирике
поэта.
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (9 часов +2 Р/р)
25 23
24
25
А. С. Грибоедов: личность и
судьба драматурга.
«К вам Александр Андреич
Чацкий». Первые страницы
комедии.
Реализм в русской литературе,
многообразие реалистических
тенденций. А.С. Грибоедов.
Жизнь и творчество. Слово об
А.С. Грибоедове — поэте и
драматурге (сообщения
учащихся). Москва в судьбе А.С.
Грибоедова. Разносторонняя
одаренность, талантливость
натуры писателя. Круг общения
А.С. Грибоедова. Раннее
творчество драматурга. История
комедии «Горе от ума».
Общественные взгляды А.С.
Грибоедова, дипломатическая
служба.
Комедия «Горе от ума».
Проблема личности и общества.
Анализ и интерпретация
произведений.
Анализ 1 действия комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума».
Специфика жанра комедии.
Искусство построения интриги
(любовный и социально
психологический конфликт).
Теория литературы:
экспозиция, завязка, конфликт.
Чтение статьи учебника о
Грибоедове, воспоминаний
современников о писателе.
Составление таблицы.
Развернутое устное
монологическое высказывание
«Портрет писателя».
Знать: сведения о жизни и
творчестве А.С. Грибоедова, его
общественные взгляды; историю
создания и сценическую судьбу
комедии «Горе от ума».
Понимать: значение творчества А.С.
Грибоедова для развития русской
литературы и формирования
общественного самосознания.
Уметь: выступать с сообщениями на
литературную тему; давать общую
характеристику творчества
драматурга
Выявление специфики жанра
комедии: работа со словарем
(комедия, конфликт, интрига,
сюжет) для понимания природы
общественной комедии,
«условности разговорного
стиха». Краткий пересказ сюжета
1 действия. Выразительное
чтение монологов с
комментариями, восприятием и
анализом (по плану).
Знать особенности комедии как
жанра, теоретиколитературные
понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать
произведение, отвечать на вопросы,
раскрывающие знание и понимание
текста, выявлять внешний
конфликт, черты классицизма и
реализма, видеть афористичность
речи, определять стих комедии.
«Век нынешний и век
минувший». Анализ 2
действия комедии
Комедия «Горе от ума».
Проблема личности и общества.
Анализ и интерпретация
произведений.
Чацкий и фамусовская Москва.
Ученики повторяют значение
терминов «экспозиция»,
«завязка», «внесценический
персонаж», «развитие действия».
Составляют словарь толкований
Знать понятия проблематика,
идейное содержание, система
образов, внутренний конфликт.
Уметь обнаруживать связи и
26 Фамусов, его представления и
убеждения. Гости Фамусова —
общее и различное. Фамусовская
Москва: единомыслие, круговая
порука, приверженность старому
укладу, сплетни, косность,
приспособленчество,
чинопочитание, угодничество,
низкопоклонство, невежество,
боязнь просвещения. Речевая
характеристика Фамусова и
фамусовского общества. Роль
внесценических персонажей.
Словарная работа.
Комедия «Горе от ума».
Проблема личности и общества.
Анализ и интерпретация
произведений.
Мастерство драматурга в
создании характеров (Софья,
Молчалин, Репетилов и др.).
Смысл названия и проблема
ума в комедии.
26
«Можно ль против всех!».
Анализ 3 действия
27
«Не образумлюсь,
виноват…» Анализ 4
действия
Комедия «Горе от ума».
Проблема личности и общества.
слов: фагот, карбонарий,
хрипун, пономарь, разумник,
слов просторечной лексики.
Чтение наизусть монологов
Чацкого и Фамусова.
Сопоставительный анализ
монологов (по плану). Отвечают
на вопросы: какие черты «века
нынешнего» и «века минувшего»
изображаются в споре Чацкого и
Фамусова? Какие стороны
московской жизни привлекают и
отталкивают героев?
Устные сочинения на основе
кратких характеристик
персонажей через речь, жесты,
авторские ремарки, оценочные
эпитеты. Выразительное чтение
монологов и комментирование.
Развернутый ответ на вопрос: кто
из московских аристократов
явился на бал в дом Фамусова,
каковы их взгляды на службу.
крепостное право, воспитание и
образование, подражание
иностранному? Анализ диалогов
Чацкого и Софьи, Чацкого и
Молчалина, сцены бала.
Заполнение таблицы эпитетов,
характеризующих ум
персонажей.
Цитатные рассказы об одном из
героев: Чацком, Молчалине,
Софье, Фамусове. Выразительное
противоречия между персонажами,
раскрывать различные черты
характеров, определять основные
конфликты; выявлять типические
черты характера, присущие
представителям «века минувшего»
Знать понятия проблематика,
идейное содержание, система
образов, внутренний конфликт.
Уметь давать характеристику
данных персонажей, в том числе
речевую, делать их сравнительную
характеристику с Чацким,
выявлять авторскую позицию.
Знать текст комедии, определение
развязки действия, открытого
финала.
27 28
Жанр высокой комедии
29
Чацкий в системе образов
комедии.
Анализ и интерпретация
произведений.
"Открытость" финала пьесы,
его нравственнофилософское
звучание. Отражение в пьесе
исторического конфликта эпохи.
Чацкий и его создатель
Комедия «Горе от ума». Анализ
и интерпретация произведений.
Язык художественного
произведения.
Черты классицизма и реализма
в комедии, образность и
афористичность ее языка
чтение наизусть монолога
Чацкого. Повторяют
определение «развязка
действия», «открытый финал».
Развернутый ответ на вопрос: как
понимают ум представители
барской Москвы и Чацкий? В чем
горе, которое приносит Чацкому
ум? В чем драма Софьи,
Чацкого? Почему критики
называют финал комедии
открытым?
Ответы на вопросы
репродуктивного характера;
устное сочинение; выразительное
чтение наизусть,
самостоятельный поиск ответов
на проблемные вопросы,
заполнение таблицы; анализ
текста комедии, сопоставление
произведений Д.И. Фонвизина и
А.С. Грибоедова
Комедия «Горе от ума».
Проблема личности и
общества. Мастерство
драматурга в создании
характеров (Софья, Молчалин,
Репетилов и др.).
Чацкий в системе образов
комедии. Характеристика героя:
Приведение примеров, подбор
аргументов, формулирование
выводов. Составление конспекта.
Выразительное чтение эпизодов
поэмы; устное словесное
рисование.
Понимать: смысл названия,
нравственнофилософское звучание
комедии.
Уметь определять основные
конфликты; развернуто
обосновывать суждения; объяснять
понятие открытого финала.
Знать текст комедии; специфику
комедии: традиционные и
новаторские черты, признаки
классицизма и романтизма;
Понимать: историческую истину
конфликта, новаторское звучание
комедии;
Уметь оценивать идейные искания
Грибоедова в контексте эпохи;
находить черты романтизма и
классицизма в комедии; оценивать
мастерство «разговорного стиха»
пьесы
Знать текст комедии, определение
развязки действия, открытого
финала; о смысле названия комедии.
Уметь определять основные
конфликты, развернуто
обосновывать суждения, объяснять
понятие открытого финала.
28 ум, благородство, чув
ствительность, честность,
образованность, остроумие,
независимость, свобода духа,
патриотизм. «Век нынешний» и
«век минувший». Конфликт
Чацкого с обществом. Чацкий и
Софья. Чацкий и Молчалин.
Речевая характеристика
Чацкого. Значение его
монологов: обличение
невежества, угодничества,
низкопоклонства.
Противопоставление образа
Чацкого всему фамусовскому
обществу.
30
31
Загадка Софьи Павловны. Комедия «Горе от ума».
«Горе от ума» в оценке
И.А. Гончарова.
Мастерство драматурга в
создании характеров (Софья).
Яркость натуры Софьи,
незаурядность и влияние на нее
фамусовских взглядов,
составление речевой
характеристики героини.
Комедия «Горе от ума».
Русская классическая
литература в оценке русских
критиков (И.А. Гончаров о
Грибоедове). Анализ комедии в
критическом этюде И.А.
Гончарова “Мильон терзаний”.
Приведение примеров, подбор
аргументов, формулирование
выводов. Составление конспекта.
Чтение статьи И.А. Гончарова
«Мильон терзаний», составление
тезисного плана и конспекта
статьи И.А. Гончарова «Мильон
терзаний», определение ее идеи,
выполнение проверочного теста
Проверочный тест по комедии
«Горе от ума».
Знать героев комедии.
Уметь давать характеристику
персонажа, в том числе речевую,
отобрать материал из статьи И.А.
Гончарова «Мильон терзаний» о
Софье.
Знать критические высказывания о
комедии А.С. Грибоедова (общее и
различное в мнениях критиков),
содержание текста
Понимать: концепцию критической
статьи;.
Уметь работать с текстом
критической статьи, определяя ее
концепцию, составлять тезисный
план и конспект статьи
29 32
33
34
Подготовка к сочинению
по комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума».
Комедия «Горе от ума».
Написание сочинений по
литературным произведениям
и на основе жизненных
впечатлений.
Написание сочинения по
комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума».
Создание художественной
версии сочинения на заданную
тему.
Обсуждение тем сочинения:
1. Один в поле не воин? (образ
Чацкого в комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума»).
2. «Век нынешний» и «век
минувший» в комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума».
3. Смысл названия комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума».
Составление плана, подбор
материалов.
Написание сочинения на
заданную учителем тему.
Знать содержание комедии.
Уметь сопоставлять эпизоды,
составлять план сочинения в
соответствии с выбранной темой,
пользуясь учебной картой, отбирать
литературный материал, логически
его выстраивать, превращая в
связный текст.
Уметь составлять план в
соответствии с выбранной темой;
самостоятельно редактировать
текст, опираясь на составленный
план, полно раскрыть выбранную
тему и грамотно изложить
материал.
А.С. Пушкин (18 часов + 4 Р/р )
26.11
А.С. Пушкин: жизнь и
творчество
А. С. Пушкин. Жизнь и
творчество. А.С. Пушкин как
родоначальник новой русской
литературы.
Поэтическое новаторство
Пушкина, трансформация
традиционных жанров в
пушкинской лирике.
Составление тезисного плана
лекции учителя, пересказ статьи
учебника (сжато), презентация
информационного проекта с
комментариями и обоснованными
суждениями. Ответ на вопрос:
что вы знаете о трагических
обстоятельствах жизни А.С.
Пушкина?
Составление летописи жизни и
творчества поэта.
Знать: сведения о жизни и
творчестве А.С. Пушкина, его
поэтические и прозаические
произведения.
Понимать: значение творчества
А.С. Пушкина для развития русской
литературы и культуры в целом.
Уметь: выступать с сообщениями
на литературную тему; выразительно
читать тексты произведений А.С.
Пушкина, определять их темы и
идеи; строить аргументированные
высказывания о творчестве поэта и
восприятии его нашими
современниками.
30
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.