Рабочая программа по литературе для 9 класса
Оценка 5

Рабочая программа по литературе для 9 класса

Оценка 5
Образовательные программы
docx
русская литература
9 кл
10.02.2017
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно- исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.Рабочая программа по литературе для 9 класса
Лит-ра 9.docx

Рабочая программа

по литературе

9 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Стафеева В.Н.

                    

 

 

       С.Вновь-Юрмытское 

       2015г

 

1.Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен Знать и понимать:

-   образную  природу словесного искусства;

-   содержание изученных литературных произведении;

-   основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя,

-   изученные теоретико-литературные понятия. Уметь:

-   воспринимать  и анализировать  художественный текст;

-    выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

-        выделять     и   формулировать      тему,    идею,    проблематику     изученного произведения; давать характеристику героев;

-   характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно- выразительных  средств;

сопоставлять      эпизоды    литературных     произведений     и   сравнивать                                  их героев;

-   выявлять авторскую позицию;

-   выражать свое отношение к прочитанному;

-        выразительно     читать    произведения     (или   фрагменты),     в   том   числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-   владеть различными видами пересказа;

-       строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-    участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

-           писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

 

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения наряду с  вышеуказанным ученик должен

 

Уметь:

-        сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные  различия;

-        самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного  текста;

-        создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы, писать  изложения с элементами сочинения.

Использовать приобретенные знания и умения в  практической деятельности и повседневной жизни для:

-        создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-        определения своего круга чтения и оценки литературных  произведений;

-        поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

2.Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения

 

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение  и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно- исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских  программ литературного образования. На завершающем этапе основного общего образования усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:

-   названо имя писателя с указанием конкретных произведений;

-           названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);

-   предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы  или учителю).

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-              осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

-              выразительное чтение художественного текста;

-              различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-              ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-              заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-              анализ и интерпретация произведения;

-              составление планов и написание отзывов о произведениях;

-              написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-              целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

-              выделение характерных причинно-следственных связей;

-              сравнение и сопоставление;

-              умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

-              самостоятельное выполнение различных творческих работ;

-              способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

-              осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-              владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

-              составление плана, тезиса, конспекта;

-              подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

-              использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

-              самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Основные историко-литературные сведения

-                       Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Литература и другие виды искусства. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.

-                       Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский  и  патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

Древнерусская литература

Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров дневнерусской  литературы  (летопись, слово, житие,  поучение)

Русская литература XIX века

Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе и литературе других народов России. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С.Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

Проблема личности и общества. Тема "маленького человека"  и  ее развитие. Образ "героя времени". Образ русской  женщины  и  проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного  выбора.  Интерес  русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе и литературе других народов России, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.

Русская классическая литература в оценке  русских  критиков  (И.А.Гончаров о Грибоедове, В.Г.Белинский о Пушкине).

Роль литературы в формировании русского языка. Мировое значение русской литературы.

Русская литература XX века

Классические традиции и новые течения в русской литературе конца XIX - начала XX вв.

Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе и литературе других народов России. Русская литература советского времени. Проблема героя. Тема родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Нравственный выбор человека сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).

Обращение писателей второй половины XX в. к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни,  раскрытие самобытных национальных характеров.

Литература народов России

Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира. Общее и национально-специфическое в литературе народов России. Контактные связи русских писателей с писателями - представителями других литератур народов России. Духовные истоки национальных литератур.

Зарубежная литература

Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных" проблем бытия.

Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и  действительности.

Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе XX в. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях.

Основные теоретико-литературные понятия

-   Художественная литература как  искусство слова

-   Художественный  образ

-   Фольклор.  Жанры фольклора

-   Литературные роды и жанры

-       Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

-          Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой

-      Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория

-      Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:

-   взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур;

-   общее и национально-специфическое в литературе.

 

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров

-   Выразительное чтение

-         Различные     виды    пересказа     (подробный,     краткий,    выборочный           с элементами комментария, с  творческим заданием)

-   Заучивание наизусть стихотворных текстов

-         Ответы     на    вопросы,    раскрывающие      знание    и   понимание     текста произведения

-   Анализ  и интерпретация произведений

-   Составление планов и написание отзывов о произведениях

-   Написание изложений с  элементами сочинения

-       Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений

-   Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения наряду с вышеуказанными специфическими видами деятельное являются:

-     сопоставление произведений русской и родной литературы на основе общности тематики, проблематики и жанра, выявление национально- обусловленных различий;

-    самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык.

3.Содержание тем учебного курса

 

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека.  Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.

 

Литература эпохи Античности

Катулл (1 час)

Слово о поэте. Тема любви в поэзии Катулла.

Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…» Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов Античности.

 

Литература эпохи Средневековья

Данте (2 час)

Слово о поэте.

«Божественная комедия» («Ад», I, V Песни) Особенности композиции. Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче.

Древнерусская литература (6 час)

Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров дневнерусской  литературы  (летопись, слово, житие,  поучение).

«Слово о полку Игореве»

Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Художественный образ. Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских воинов и князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Образ Ярославны. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Тема спасительной любви в «Слове…». Образ автора. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения. «Слово…» и другие виды искусства. Гражданский и патриотический пафос произведения, его поучительный характер. Национальные ценности.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

 

Литература эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения в литературе. Гуманистический пафос литературы.

У. Шекспир (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Трагедия «Гамлет».

 

 Человеческий разум и вечные проблемы бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов. Универсальные категории и ценности бытия. Добро и зло. Истина.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

литература XVIII века (7 час)

Идейно-художественное своеобразие литературы  эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Характеристика русской литературы классицизма. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

 

М.В. Ломоносов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты)

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии .

Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

 

Г.Р. Державин (2 час)

Жизнь и творчество (обзор). Новая эра русской поэзии.

Стихотворения: «На смерть князя Мещерского», «Река времен…».

Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

Ж.Б. Мольер (1 час)

Европейский классицизм. Жизнь и творчество Ж.Б. Мольера. Традиции классицизма  и своеобразие драматургического мастерства в пьесе «Мещанин во дворянстве». Нравственно – воспитательный пафос литературы классицизма. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

 

А.Н. Радищев (1 час)

Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…".

Теория   литературы. Жанр путешествия.Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

 

Европейская литература эпохи Просвещения

И.-В. Гете (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Трагедия «Фауст»  как философская трагедия. Особенности жанра трагедии

«Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы.

Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.

Н.М.Карамзин (3 часа)

Н.М.Карамзин -историк и писатель. Сентиментализм.

Н.М.Карамзин.Повесть «Бедная Лиза». «И крестьянки любить умеют».

литература XIX века (65 час)

          Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.

 

А.С. Грибоедов (9 час)

Жизнь и творчество

Комедия «Горе от ума»

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.

Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.

 

Европейская литература эпохи романтизма

Дж. Г. Байрон (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Корсар»

Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие “байронического”  героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции. Вера и скепсис в художественном мире Байрона.

Теория  литературы.  Понятие  о  романтизме  (закрепление  понятия).  Психологизм  художественной  литературы  (начальные  представления).

 

А.С. Пушкин (20 час)

Жизнь и творчество.

Стихотворения:

«К Чаадаеву», «19 октября», «Анчар», «Свободы сеятель пустынный», «К морю», «Пророк», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»,  «Деревня», «Осень», «К морю», «Дорожные жалобы», «Элегия», «Осень».

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Поэма «Цыганы». Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.

«Моцарт и Сальери».

«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству. Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия.

Теория литерратуры.Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Роман в стихах «Евгений Онегин» - «свободный роман» и роман в стихах. Автор и герой.

Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала.  Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа. Ситуация нравственного выбора.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Человек и судьба в повести «Пиковая дама».

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).

 

М.Ю. Лермонтов (15 час)

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Пророк»,  «Как часто пёстрою толпою окружен»,  «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Отделкой золотой блистает мой кинжал…»,  «К***»,  «Нет, не тебя я так пылко люблю»,  «Молитва»,  «В минуту жизни трудную…»,  «И скучно и грустно»,  «Родина»,  «Пророк», «И скучно и грустно…».  Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

Роман «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Своеобразие композиции и образной системы романа. Проблематика романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. «История души человеческой» как главный объект повествования в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. В.Г. Белинский о романе «Герой нашего времени».

Теория  литературы.  Понятие  о  романтизме  (закрепление  понятия).  Психологизм  художественной  литературы  (начальные  представления).

 

К.Н. Батюшков (1 час)

            Слово о поэте.

Жизнь и творчество .К.Н. Батюшков – «поэт радости» (А.С. Пушкин). Стихотворения  «Мой гений», «Мой друг! Я видел много зла», «Пробуждение».

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

А.В. Кольцов (1 час)

Жизнь и творчество .Горе и радость сердца простого человека в поэзии А.В. Кольцова  («Не шуми  ты, рожь…», «Разлука», «Лес»).

 

Е.А. Баратынский (1 час)

Жизнь и творчество .Е.А. Баратынский как представитель «поэзии мысли» («Разуверение», «Мой дар убог», «Муза»).

        

Н.В. Гоголь (13 час)

Жизнь и творчество.

Поэма «Мертвые души» (I том). История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Образ птицы-тройки. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.

Теория литературы.  Понятие о герое  и  антигерое. Понятие о  литературном  типе.  Понятие  о  комическом  и  его видах:  сатире, юморе,  иронии.

 

А.Н. Островский (1 час)

 Жизнь и творчество (обзор). «Бедность не порок». Своеобразие конфликта. Система образов. Стадия развития действия.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

А.А. Фет (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…»

Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.

 

Н.А. Некрасов (1 час)

Жизнь и творчество .Представления Н.А. Некрасова о поэте и поэзии  в стихотворении «Поэт и гражданин».

 

 

Ф.М. Достоевский (2 час)

 Жизнь и творчество (обзор). «Белые ночи». Особенности жанра и композиции. Образ мечтателя

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

 А.П. Чехова (2 час)

 Жизнь и творчество (обзор). Комическое и трагическое в рассказе «Тоска». Трансформация темы «маленького» человека в рассказе  «Смерть чиновника». Особенности авторской позиции в рассказах.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Литература Урала

А.А.Кирпищикова

Повесть «Как жили в Куморе». Бытописательская манера повествования в повести. Изображение быта, нравов рабочего люда Урала. Этнографические зарисовки в повести.

 

Русская литература ХХ века (11 час)

Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.

Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

 

А.А. Блок (1 час)

Слово о поэте. Стихотворение «Русь», «Родина», Осенний день».

Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения. Исторические судьбы России.

 

В. Гаршина (1 час)

Жизнь и творчество .Тема войны в творчестве. (Обзор)

 

М. Зощенко (1 час)

Жизнь и творчество (обзор). Сатира и юмор в  русской литературе 20-х годов. «Баня», «Аристократка».

 

М.А. Булгаков (2 час)

Жизнь и творчество (обзор). «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Эпоха революционных потрясений и её отражение в произведении. Основная проблематика и образы повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

 

М.А. Шолохов (2 час)

Жизнь и творчество .Рассказ «Судьба человека».

Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета  и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

 

 Б. Пастернака  (1 час)

 Жизнь и творчество (обзор). Вечность и современность в лирике "Во всем мне хочется дойти...", "Быть знаменитым некрасиво…"

 

А.И. Солженицын (1 час)

Жизнь и творчество .Рассказ «Матренин двор».

Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.

 

Е. Евтушенко, Б. Окуджавы (1 час)

Слово о поэтах. Своеобразие лирики Е. Евтушенко («Идут белые снега», «Эстрада»), Б. Окуджавы («Молитва», «Часовые любви»).

 

 

 

 

Рассказ  «Темные  аллеи».  Печальная  история  любви  людей  из  разных  социальных  слоев.  «Поэзия»  и  «проза»  русской  усадьбы.  Лиризм

повествования.

4.Учебно-тематический  план по литературе 9 класс

 

 

Тема урока

Кол-во часов

1.      

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Литература как искусство слова.

1

2.      

Античная литература. Катулл.Слово о поэте. Тема любви в поэзии Катулла  «Нет, ни одна среди женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить …».

1

3.      

Жизнь и творчество Данте.Алиггьери. Тема страдания и очищения в «Божественной комедии» Данте Алигьери  («Ад», I, V Песни)

1

4.      

Особенности композиции «Божественной комедии» Данте Алигьери.

1

5.      

Жанровое своеобразие древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы.

1

6.      

Художественный образ. Образ русской земли в «Слове…». Идея «Слова…».

1

7.      

Образы русских воинов и князей. Гражданский и патриотический пафос произведения, его поучительный характер. Национальные ценности.

1

8.      

Образ Ярославны. Тема спасительной любви в «Слове…». Образ автора.

1

9.      

Значение «Слова…» для русской культуры. «Слово…» и другие виды

искусства

1

10.  

Р.Р.  Классное сочинение по «Слову…» 

1

11.  

Эпоха Возрождения в литературе. Гуманистический пафос литературы. Жизнь и творчество  У.Шекспира.Человеческий разум и вечные проблемы бытия в трагедии Шекспира

«Гамлет».

1

12.  

Трагический характер конфликта в произведении Шекспира «Гамлет». Универсальные категории и ценности бытия. Добро и зло. Истина.

1

13.  

Литература 18 века. Идейно – художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Характеристика русской литературы классицизма.

1

14.  

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество «Ода  на день восшествия…» Прославление Родины, мира, науки и просвещения. Идея гражданского служения, прославление величия могущества Российского государства.

1

15.  

Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р. Державина.

1

16.  

Философская проблематика произведений Г.Р. Державина «На смерть князя Мещерского», «Река времен…».

1

17.  

Европейский классицизм. Жизнь и творчество Ж.Б. Мольера Традиции классицизма  и своеобразие

драматургического мастерства Ж.Б. Мольера в классицистической комедии «Мещанин во дворянстве». Нравственно – воспитательный пафос литературы классицизма. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

 

18.  

Жизнь и творчество А.Н. Радищева. Быт и нравы крепостнической Руси в книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Гражданский пафос произведения.

1

19.  

Сентиментализм как литературное направление. «Фауст» И.В. Гёте как философская трагедия. Особенности жанра трагедии

«Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы.

1

20.  

Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.

1

21.  

Сентиментализм. Н.М.Карамзин -историк и писатель.

1

22.  

Н.М.Карамзин. Жизнь и творчество . Повесть «Бедная Лиза». «И крестьянки любить умеют».

1

23.  

А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество.

1

24.  

Основные мотивы комедии.

 

25.  

«Век минувший» в комедии «Горе от ума».

1

26.  

Чацкий и фамусовская Москва.

1

27.  

Тема ума и безумия в пьесе.

1

28.  

Мастерство драматурга в создании характеров.

1

29.  

Смысл открытого финала пьесы.

1

30.  

Новаторство и традиции в комедии. Место произведения в общественной жизни и культуре России.

1

31.  

И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

1

32.  

Жизнь и творчество  Дж. Г. Байрона (обзор).

Романтизм поэзии Дж. Г. Байрона. Поэма «Корсар».

1

33.  

А.С. Пушкин .Жизнь и творчество (обзор).

 А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Лицейские годы.

1

34.  

Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина. Петербургский период жизни А.С. Пушкина («К Чаадаеву», «19 октября»).

 

35.  

Вольнолюбивая лирика («Анчар», «Свободы сеятель пустынный»).

1

36.  

Южная ссылка в жизни Пушкина. Анализ стихотворения «Погасло дневное светило».

1

37.  

«Цыганы» – романтическая поэма. Южные поэмы – расцвет романтизма в творчестве А.С. Пушкина.

1

38.  

Михайловская  ссылка в жизни поэта. Тема любви («К***», «На холмах Грузии», «Я вас любил»).

1

 

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина («Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).

 

39.  

Философская лирика А.С. Пушкина («Бесы», «К морю»,

«Дорожные жалобы», «Элегия», «Осень»).

1

40.  

Болдинская осень. Реализм «Маленьких трагедий».

«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

1

41.  

«Евгений Онегин» – «свободный роман» и роман в стихах. Автор и герой.

1

42.  

Образ автора в романе. Сюжетные и лирические отступления.

1

43.  

Роль образа Ленского в романе. Универсальные категории и ценности бытия. Совесть, дружба.

1

44.  

Онегин и Татьяна. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.

1

45.  

Картины жизни русского дворянства в романе.

1

46.  

Проблема исканий дворянской интеллигенции.  Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав».

1

47.  

Смысл финала  романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Ситуация

нравственного выбора.

1

48.  

Нравственно-философская проблематика романа. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства.

1

49.  

Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа. В.Г. Белинский о романе «Евгений Онегин».

1

50.  

Человек и судьба в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».

1

51.  

Р.Р. Классное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

52.  

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.

1

53.  

Тема избранничества поэта в лирике Лермонтова. Образ лирического героя в стихотворении «Поэт»

1

54.  

Поэт и толпа в лирике М.Ю. Лермонтова («Пророк», «Как часто пёстрою толпою окружен»).

1

55.  

Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова  («К***», «Нет, не тебя я так пылко люблю»).

1

56.  

Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова («Родина», «Когда волнуется желтеющая нива»).

1

57.  

Образ поколения, тема трагической судьбы поколения в лирике М.Ю. Лермонтова («Дума», «И скучно и грустно…»).

1

58.  

Роман «Герой нашего времени». Особенности жанра.

1

59.  

Своеобразие композиции и образной системы романа. Проблематика романа.

1

60.  

Истоки индивидуализма Печорина. Образ «героя времени». Сложность и противоречивость личности Печорина.

1

61.  

Печорин в системе образов романа. Психологизм романа.

1

62.  

Многообразие нравственно-философской проблематики романа, проблема судьбы.

1

63.  

Черты реализма и романтизма в поэтике романа «Герой нашего времени».

1

64.  

«История души человеческой» как главный объект повествования в романе «Герой нашего времени».

1

65.  

Печорин в галерее «лишних» людей.

1

66.  

В.Г. Белинский о романе «Герой нашего времени».

1

67.  

К.Н. Батюшков – «поэт радости» (А.С. Пушкин). Стихотворения 

«Мой гений», «Мой друг! Я видел много зла», «Пробуждение».

1

68.  

Горе и радость сердца простого человека в поэзии А.В. Кольцова 

(«Не шуми  ты, рожь…», «Разлука», «Лес»).

1

69.  

Е.А. Баратынский как представитель «поэзии мысли» («Разуверение», «Мой дар убог», «Муза»).

1

70.  

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мёртвые души» как вершинное произведение писателя.

1

71.  

История замысла, жанр и композиция поэмы «Мёртвые души».

1

72.  

Сюжетно-композиционное своеобразие поэмы «Мёртвые души».

1

73.  

Место Чичикова в системе образов.

1

74.  

Образы помещиков и средства их создания. Постановка острых

проблем современности в поэме.

1

75.  

Роль «Повести о капитане Копейкине» в поэме.

1

76.  

Роль притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче.

1

77.  

Народная тема в поэме «Мёртвые души». Интерес Гоголя к проблеме

народа.

1

78.  

Образ Чичикова. Тема живой и мёртвой души в поэме.

1

79.  

Смысл названия произведения. Проблема истинных и ложных ценностей.

1

80.  

Роль лирических отступлений в поэме. Образ птицы-тройки.

1

81.  

Художественные особенности прозы Н.В. Гоголя.

1

82.  

Р.Р. Подготовка к классному сочинению по поэме Н.В. Гоголя

«Мёртвые души».

1

83.  

А.Н. Островский .Жизнь и творчество .Пьеса «Бедность не порок». Своеобразие конфликта. Система образов. Стадия развития действия.

1

84.  

Тема «невыразимого» в стихотворении А.А. Фета «Как беден наш язык!»

1

85.  

Жизнь и творчество Н.А. Некрасова . Представления Н.А. Некрасова о поэте и поэзии  в стихотворении

«Поэт и гражданин».

1

86.  

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество.

1

87.  

Образ мечтателя в повести «Белые ночи». Особенности жанра и композиции.

1

88.  

Жизнь и творчество А.П. Чехова.Комическое и трагическое в рассказе А.П. Чехова «Тоска».

1

89.  

Трансформация темы «маленького» человека в рассказе А.П. Чехова

«Смерть чиновника».Особенности авторской позиции в рассказах.

1

90.  

Творчество А.А.Кирпищиковой.

1

91.  

Повесть «Как жили в Куморе». Бытописательская манера повествования в повести. Изображение быта, нравов рабочего люда Урала. Этнографические зарисовки в повести.

1

92.  

Жизнь и творчество А.А Блока. Родина и любовь как единая тема в творчестве А.А. Блока.

Исторические судьбы России («Русь», «Родина», Осенний день»)

 

93.  

Жизнь и творчество В. Гаршина. Тема войны в творчестве В. Гаршина. (обзор)

 

94.  

Литература 20 века.

Сатира и юмор в  русской литературе 20-х годов. М. Зощенко «Баня»,

«Аристократка».

 

95.  

М.А. Булгаков . Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на

современное общество. Эпоха революционных потрясений и её отражение в произведении.

1

96.  

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Основная проблематика и образы повести.

1

97.  

Реализм. Жизнь и творчество А. де Сент-Экзюпери.

Мир взрослых и детей в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький  принц».

1

98.  

М.А. Шолохов Жизнь и творчество . Рассказ «Судьба человека». Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета  и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

1

99.  

Проблема нравственного выбора в рассказе М.А. Шолохов

«Судьба человека».

1

100.                      

Жизнь и творчество Б. Пастернака  Вечность и современность в лирике Б. Пастернака  "Во всем мне хочется дойти...", "Быть знаменитым некрасиво…"

1

101.                      

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. «Матренин двор». Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.

1

102.                      

Поэзия 20 века.Своеобразие лирики Е. Евтушенко («Идут белые снеги», «Эстрада»),

Б. Окуджавы («Молитва», «Часовые любви»).

1

103.                      

ИТОГО:

102

 

 

 

 


 

Рабочая программа по литературе 9 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс

Требования к уровню подготовки выпускников

Требования к уровню подготовки выпускников

Интернета). 2.Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Интернета). 2.Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология»

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология»

Интернет-ресурсы и др. базы данных; - самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей

Интернет-ресурсы и др. базы данных; - самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей

Интерес русских писателей к проблеме народа

Интерес русских писателей к проблеме народа

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора,…

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора,…

Литература эпохи Античности Катулл (1 час)

Литература эпохи Античности Катулл (1 час)

Характеристика русской литературы классицизма

Характеристика русской литературы классицизма

Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г

Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г

Поэма «Цыганы». Черты романтизма в произведении

Поэма «Цыганы». Черты романтизма в произведении

А.В. Кольцов (1 час) Жизнь и творчество

А.В. Кольцов (1 час) Жизнь и творчество

Русская литература ХХ века (11 час )

Русская литература ХХ века (11 час )

Учебно-тематический план по литературе 9 класс №

Учебно-тематический план по литературе 9 класс №

Философская лирика А.С. Пушкина («Бесы», «К морю», «Дорожные жалобы», «Элегия», «Осень»)

Философская лирика А.С. Пушкина («Бесы», «К морю», «Дорожные жалобы», «Элегия», «Осень»)

История души человеческой» как главный объект повествования в романе «Герой нашего времени»

История души человеческой» как главный объект повествования в романе «Герой нашего времени»

Повесть «Как жили в Куморе». Бытописательская манера повествования в повести

Повесть «Как жили в Куморе». Бытописательская манера повествования в повести
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017