Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Альметьевский профессиональный колледж»
РАССМОТРЕНО |
УТВЕРЖДЕНО
|
На заседании методической комиссии Протокол №1 от «___»___2015 |
Зам.директор по ОД _________ Хайруллина Н.А. «_____»___________2015
|
рабочая программа
ОДБ.3 « литература»
по профессиям:13.01.10«Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»,
08.01.07 «Мастер общестроительных работ»,
15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»,
15.01.25 «Станочник (металлообработка)»
Разработчик: преподаватель
русского языка и литературы
Землянцева С.В.
Альметьевск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
3 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации учебной дисциплины |
13 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
19 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЛИТЕРАТУРА»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы колледжа в соответствии с ФГОС по профессиямтехнологического цикла
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Дисциплина «Русский язык и литература. Литература» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
• метапредметных:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
• предметных:
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 257 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 часов;
самостоятельной работы обучающегося 86 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
257 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
171 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
23 |
практическая занятия |
148 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
86 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала |
Объем часов |
№ урока |
Уровень освоения |
|
1 семестр |
48 |
|
|
Литература 19 века |
||||
1.Введение. |
1.Практическое занятие. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. |
2 |
1-2 |
2,3 |
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Жизнь и творчество одного из русских поэтов (писателей)-романтиков. Романтическая баллада в русской литературе. Развитие жанра исторического романа в эпоху романтизма. Романтические повести в русской литературе. Развитие русской литературной критики. |
||||
Раздел 1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине 19 века. |
14 |
|
2,3 |
|
1.Введение |
1. Практическое занятие. Романтизм. Становление реализма в русской литературе. |
2 |
3-4 |
|
2. А.С.Пушкин |
2. Практическое занятие. А.С. Пушкин. Жизнь и творческий путь. |
2 |
5-6 |
|
3.Практическое занятие. А.С. Пушкин. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально – историческое и общечеловеческое значение. |
2 |
7-8 |
||
4. Практическое занятие. Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник» |
2 |
9-10 |
||
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Пушкин в воспоминаниях современников. Предки Пушкина и его семья. Царскосельский лицей и его воспитанники. Судьба Н.Н.Пушкиной. Дуэль и смерть А.С.Пушкина. Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев А.С.Пушкина (по выбору студентов) Наизусть. Не менее трех стихотворений по выбору студента |
2
|
|
||
3. М.Ю.Лермонтов |
5. Практическое занятие. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творческий путь. |
2 |
11-12 |
|
6. Практическое занятие. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова. |
2 |
13-14 |
||
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Кавказ в судьбе и творчестве М.Ю.Лермонтова. М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. М.Ю.Лермонтов – художник. Любовная лирика М.Ю.Лермонтова. Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М.Ю.Лермонтова (по выбору студентов) Наизусть. Не менее трех стихотворений по выбору студента |
2 |
|
||
4. Н.В.Гоголь |
7. Практическое занятие. Н.В. Гоголь. Жизненный и творческий путь. Петербургские повести. |
2 |
15-16 |
|
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя. Н.В.Гоголь в воспоминаниях современников. Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев Н.В.Гоголя (по выбору студентов) |
|
|
||
Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине 19 века. |
58 |
|
2,3 |
|
1.Введение |
1. Практическое занятие. Обзор русской литературы второй половины 19 века. Ее основные проблемы. |
2 |
17-18 |
|
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Что делать?» - главный вопрос эпохи 1850-60-х годов. Духовные искания русской культуры второй половины XIX века Подготовка и проведение заочной экскурсии «По залам Третьяковской галереи» |
2 |
|
||
1. А.Н.Островский |
2. Практическое занятие. Жизненный и творческий путь А.Н. Островского. Драма «Гроза» |
2 |
19-20 |
|
3. Практическое занятие. Калинов и его обитатели (система персонажей) |
2 |
21-22 |
||
4. Практическое занятие. Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры. |
2 |
23-24 |
||
Самостоятельная работа. Конспект статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве». Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Значение творчества А.Н.Островского в истории русского театра. Мир А.Н.Островского на сцене и на экране. Мир купечества у Н.В.Гоголя и А.Н.Островского. Подготовка сообщений: Экранизация произведений А.Н.Островского. Крылатые выражения в произведениях А.Н.Островского и их роль в раскрытии характеров героев, идейного содержания. Подготовка и проведение виртуальной экскурсии в один из музеев А.Н.Островского (по выбору студентов) |
2 |
|
||
2. И.А.Гончаров |
5. Практическое занятие. Жизнь и творческий путь И.А. Гончарова. |
2 |
25-26 |
|
6. Практическое занятие. «Обломов» Творческая история романа. Композиция. |
2 |
27-28 |
||
7. Практическое занятие. Образ Обломова. Противоречивость характера. |
2 |
29-30 |
||
Самостоятельная работа. Конспект статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?». Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Захар – второй Обломов. Женские образы в романах Гончарова И.А. В чем трагедия Обломова? Что такое «обломовщина»? Художественная деталь в романе «Обломов» |
2 |
|
||
3. И.С.Тургенев |
8. Практическое занятие. Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. |
2 |
31-32 |
|
9. Практическое занятие. Роман «Отцы и дети» Смысл названия романа. Проблематика. Композиция. |
2 |
33-34 |
||
10. Практическое занятие. Базаров в системе образов романа «Отцы и дети» |
2 |
35-36 |
||
11. Практическое занятие. Авторская работа в романе «Отцы и дети» |
2 |
37-38 |
||
Самостоятельная работа. Статья Д.И. Писарева «Базаров» Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Нигилизм и нигилисты в жизни и в литературе.(Д.И.Писарев, М.А.Антонович, И.С.Тургенев). Подготовка и проведение виртуальной экскурсии в один из музеев И.С.Тургенева (по выбору студентов) Наизусть. Одно из стихотворений в прозе (по выбору студентов) |
2 |
|
||
4. Н.Г.Чернышевский |
12. Практическое занятие. Краткий очерк жизни и творчества Н.Г. Чернышевского. Роман «Что делать?». |
2 |
39-40 |
|
13. Практическое занятие. Образ «особенного человека» Рахметова. |
2 |
41-42 |
||
Самостоятельная работа. Подготовка реферата «Общество будущего в романе «Что делать?» |
2 |
|
||
5. Н.С.Лесков |
14. Практическое занятие. Н.С.Лесков. Художественный мир писателя. |
2 |
43-44 |
|
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Праведники в творчестве Н.С.Лескова.(на примере одного-двух произведений) Художественный мир Н.С.Лескова |
2 |
|
||
6. М.Е.Салтыков-Щедрин |
15.Практическая работа. Жизненный и творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сказки. |
2 |
45-46 |
|
16. Практическое занятие. «История одного города». История создания, жанр, композиция. |
2 |
47-48 |
||
Самостоятельная работа. Подготовка сценария театрализованного представления «Градоначальники Салтыкова-Щедрина. Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по литературным музеям М.Е.Салтыкова-Щедрина (по выбору студентов) |
2 |
|
||
|
2 семестр |
45 |
|
|
7. Ф.М.Достоевский |
17. Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь. |
2 |
49-50 |
|
18. Практическое занятие. Роман «Преступление и наказание». Особенности жанра, сюжета. Проблематика романа. |
2 |
51-52 |
||
19.Смысл «теории» Раскольникова. |
2 |
53-54 |
||
20. Практическое занятие. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. |
2 |
55-56 |
||
Самостоятельная работа. Подготовка вопросов для проведения дискуссии «Личность Раскольникова». Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Сны Раскольникова в раскрытии его характера Петербург Достоевского. Роман «Униженные и оскорбленные». Жанровое своеобразие, особенности сюжета. |
2 |
|
||
8. Л.Н.Толстой |
21.Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. |
2 |
57-58 |
|
22. Практическое занятие. Роман – эпопея «Война и мир». История создания, жанр, композиция. |
2 |
59-60 |
||
23. Практическое занятие. Андрей Болконский, Пьер Безухов. Духовные искания героев. |
2 |
61-62 |
||
24.Бородинская битва. |
2 |
63-64 |
||
25. Практическое занятие. Партизанская война в романе – эпопее «Война и мир» |
2 |
65-66 |
||
26. Практическое занятие. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. |
2 |
67-68 |
||
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Изображение войны в «Севастопольских рассказах» и «Войне и мире» Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н.Толстого Тема дома в романе «Война и мир» Мой Толстой. Мои любимые страницы романа «Война и мир». Составление текста диктанта по материалам жизни и творчества Л.Н.Толстого. Составление сценария вечера «Ожившие страницы «Войны и мира» Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев Л.Н.Толстого (по выбору студентов). Наизусть. Отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» |
2 |
|
||
9. А.П.Чехов |
27. Практическое занятие. Биография А.П. Чехова. |
2 |
69-70 |
|
28. Практическое занятие. Герои рассказов Чехова («Попрыгунья», «Ионыч», «Человек в футляре»). |
2 |
71-72 |
||
29. Практическое занятие. Пьеса «Вишневый сад». История создания, жанр систем персонажей. |
2 |
73-74 |
||
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Тема интеллигентного человека в творчестве А.П.Чехова. Пушкинские мотивы и их роль в рассказе «Ионыч» |
2 |
|
||
Раздел 3.Поэзия второй половины 19 века. |
12 |
|
2,3 |
|
1. Введение |
1. Практическое занятие. Обзор русской поэзии 19 века. |
2 |
75-76 |
|
Самостоятельная работа. Подготовка сценария литературного вечера или конкурса чтецов «Поэты России XIX века Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Мой любимый поэт второй половины XIX века |
2 |
|
||
2. Ф.И.Тютчев |
2. Практическое занятие. Ф.И. Тютчев. Биография. Любовная лирика Ф.И. Тютчева. |
2 |
77-78 |
|
Самостоятельная работа. Подготовка доклада «Мой любимый поэт второй половины 19 века». Подготовка реферата «Философские основы творчества Ф.И. Тютчева» Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев Ф.И.Тютчева (по выбору студентов). Наизусть. Одно из стихотворений Ф.И.Тютчева (по выбору) |
2 |
|
||
3.А.А.Фет |
3. Практическое занятие. Жизненный и творческий путь А.А. Фета. Темы, мотивы и своеобразие лирики А.А. Фета. |
2 |
79-80 |
|
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): А.А. Фет в воспоминаниях современников. А.А.Фет – переводчик. Концепция «чистого искусства»в литературно-критических статьях А.А.Фета. Жизнь стихотворений А.А.Фета в музыкальном искусстве. Подготовка выставки иллюстраций к произведениям А.А.Фета. Наизусть. Одно из стихотворений А.А.Фета (по выбору) |
2 |
|
||
4.А.К.Толстой |
4. Практическое занятие. Жизненный и творческий путь А.К. Толстого. Особенности лирики. |
2 |
81-82 |
|
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): А.К.Толстой – прозаик. А.К.Толстой – драматург. А.К.Толстой в воспоминаниях современников. Феномен Козьмы Пруткова. Жизнь поэзии А.К.Толстого в музыкальном искусстве. Подготовка и проведение заочной экскурсии в музей-усадьбу А.К.Толстого в Красном Роге. Наизусть. Одно из стихотворений А.К.Толстого (по выбору) |
2 |
|
||
5.Н.А.Некрасов |
5. Практическое занятие. Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова. История создания, композиция поэмы - эпопеи «Кому на Руси жить хорошо» |
2 |
83-84 |
|
6. Практическое занятие. Проблема счастья в поэме – эпопее «Кому на Руси жить хорошо» |
2 |
85-86 |
||
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Некрасовский «Современник». Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников. Новаторство Н.А. Некрасова в области поэтической формы («Неправильная поэзия»). Образы детей в произведениях для детей в творчестве Н.А.Некрасова. Поэмы Н.А.Некрасова. Н.А.Некрасов как литературный критик. Произведения Н.А.Некрасова в творчестве русских художников-иллюстраторов. Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев Н.А.Некрасова (по выбору студентов). Наизусть. Одно из стихотворений А.К.Толстого (по выбору). Презентация на тему «Сатирические портреты в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» |
2 |
|
||
Литература 20 века |
||||
Раздел 4. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале 20 века. |
12 |
|
2,3 |
|
1. Введение |
1.Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века. |
2 |
87-88 |
|
Самостоятельная работа. Подготовка и проведение заочной экскурсии «По залам Третьяковской галереи». Подготовка сценария музыкальной гостиной «Музыка серебряного века» |
2 |
|
||
2. И.А.Бунин |
2. Практическое занятие. И.А. Бунин. Биография. Рассказы «Чистый понедельник», «Темные аллеи» |
2 |
89-90 |
|
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Женские образы в творчестве И.С.Тургенева и И.А.Бунина. Тема дворянских гнезд в творчестве А.П.Чехова и И.А.Бунина. Анализ стихотворений «Вечер», «Ковыль». |
2 |
|
||
3.А.И.Куприн |
3. Практическое занятие. А.И. Куприн. Повести «Гранатовый браслет», «Олеся» |
2 |
91-92 |
|
Самостоятельная работа. Подготовить реферат «Тема любви в творчестве И.А. Бунина, А.И. Куприна». |
2
|
|
||
|
Дифференцированный зачет |
1 |
93 |
|
|
3 семестр |
46 |
|
2,3 |
4.Серебряный век русской поэзии |
4.Практическое занятие. Серебряный век русской поэзии. Символизм, акмеизм. Футуризм. Новокрестьянская поэзия. |
2 |
94-95 |
|
|
Самостоятельная работа. Презентация на тему «Основные темы и мотивы поэзии В.Я. Брюсова. Подготовка сценария литературного вечера «Среда на башне Вячеслава Иванова» Наизусть. Два-три стихотворения поэтов рубежа веков (по выбору студентов) |
2 |
|
|
5.А.М.Горький |
5. Практическое занятие. Жизненный и творческий путь М. Горького. Герои пьесы «На дне». |
2 |
96-97 |
|
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Гордый человек в произведениях Ф.М.Достоевского и А.М.Горького. (произведения по выбору студентов) История жизни Актера (Бубнова, Пепла, Наташи или другого героя пьесы «На дне» - по выбору студентов) Наизусть. Монолог Сатина |
2 |
|
||
6.А.А.Блок |
6.Практическое занятие. Жизненный и творческий путь А.А. Блока. Тема родины в лирике Блока. Поэма «Двенадцать» Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. |
2 |
98-99 |
|
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Тема любви в творчестве А.С.Пушкина и А.А.Блока. Тема России в творчестве русских поэтов М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.А.Блока. Тема революции в творчестве А.А.Блока. Наизусть. Два-три стихотворения А.А.Блока (по выбору студентов) Анализ стихотворений «Незнакомка», «На железной дороге» |
2 |
|
||
Раздел 5. Особенности развития литературы в 1920-е годы |
10 |
|
2,3 |
|
1.Введение. |
1.Практическое занятие. Литературный процесс 1920-х годов. |
2 |
100-101 |
|
2.В.В.Маяковский |
2.Практическое занятие. В.В. Маяковский. Биография. Ранняя лирика. Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского |
2 |
102-103 |
|
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Музыка революции в творчестве В.В.Маяковского. Сатира в произведениях В.В.Маяковского. Подготовка сценария литературного вечера «В.В.Маяковский и поэты золотого века» Наизусть. Два-три стихотворения В.В.Маяковского |
2 |
|
||
3.С.А.Есенин |
3.Практическое занятие. С.А.Есенин. Тема Родины в творчестве поэта |
2 |
104-105 |
|
4.Практическое занятие. Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины |
2 |
106-107 |
||
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Я б навеки пошел за тобой… Тема любви в творчестве С.А.Есенина. Тема Родины в творчестве С.А.Есенина и А.А.Блока. Наизусть. Два-три стихотворения С.А.Есенина (по выбору студентов) |
2 |
|
||
4.А.А.Фадеев |
5.А.А.Фадеев. Роман «Разгром». Проблема человека и революции. |
2 |
108-109 |
|
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): А.А.Фадеев в жизни и творчестве. Взгляды А.А.Фадеева на литературу. Революция в творчестве А.А.Фадеева |
|
|
||
Раздел 6. Особенности развития литературы 1930 – начало 1940-х годов. |
26 |
|
||
1.М.И.Цветаева |
1. Практическое занятие. М.И.Цветаева. Идейно-тематические особенности ее поэзии. |
2 |
110--111 |
|
2. Практическое занятие. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. |
2 |
112-113 |
||
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): М.И. Цветаева в воспоминаниях современников. М.Цветаева, Б.Пастернак, Р.М.Рильке: диалог поэтов. М.Цветаева и А.Ахматова. М.Цветаева – драматург. Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М.И.Цветаевой (по выбору студентов). Наизусть. Одно-два стихотворения М.И.Цветаевой (по выбору студентов) |
2 |
|
||
2.О.Э.Мандельштам |
3.Практическое занятие. О.Э.Мандельштам. Художественные особенности поэзии. |
2 |
114-115 |
|
3.А.П.Платонов |
4.Практическое занятие. А.Платонов. Рассказ «Возвращение» |
2 |
116-117 |
|
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Герои прозы А.Платонова Традиции и новаторство в творчестве А.Платонова |
2 |
|
||
4.А.Н.Толстой |
5.Практическое занятие. А.Н.Толстой. Роман «Петр Первый» - художественная история России 18 века |
2 |
118-119 |
|
5.И.Э.Бабель |
6.Практическое занятие. И.Э.Бабель. Изображение событий Гражданской войны в книге «Конармия» |
2 |
120-121 |
|
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Стилистика Рассказов И.Э.Бабеля. Изображение революции в «Конармии» И.Э.Бабеля и романе А.А..Фадеева «Разгром» |
2 |
|
||
6.М.А.Булгаков |
7.М.А. Булгаков. Краткий обзор жизни и творчества. |
2 |
122-123 |
|
8. Практическое занятие. Роман «Мастер и Маргарита». Система образов. Ершалаимские главы. |
2 |
124-125 |
||
9. Практическое занятие. Фантастическое и реалистическое в романе «Мастер и Маргарита». |
2 |
126-127 |
||
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Подготовка и проведение заочной экскурсии по одному из музеев Булгакова (по выбору студентов) |
2 |
|
||
7.М.А.Шолохов |
10.М.А. Шолохов. Жизненный и творческий путь. |
2 |
128-129 |
|
11.Мир и человек в рассказах Шолохова. |
2 |
130-131 |
||
12. Практическое занятие. Роман-эпопея «Тихий Дон» о судьбах русского народа и казачества. |
2 |
132-133 |
||
13. Практическое занятие. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа. |
2 |
134-135 |
||
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Сочинение. Женские судьбы в романе-эпопее «Тихий Дон». |
2 |
|
||
Раздел 7. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. |
6 |
|
||
1.Введение |
1. Практическое занятие. Развитие литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет |
2 |
136-137 |
|
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Публицистика военных лет. Сочинение. «Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков» |
2 |
|
||
2.А.А.Ахматова |
2. Практическое занятие. Жизненный и творческий путь А.А.Ахматовой. Ранняя лирика. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. |
2 |
138-139 |
|
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Гражданские и патриотические стихи А.Ахматовой и советская литература. Трагедия «стомильонного» народа в поэме А.Ахматовой «Реквием». Подготовка и проведение заочной экскурсии по одному из музеев Ахматовой (по выбору студентов) |
2 |
|
||
3.Б.Пастернак |
3. Практическое занятие. Б.Л. Пастернак. Биография. Зачет. |
2 |
140-141 |
|
|
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Взгляд на Гражданскую войну из 1920-х и 1950-х годов – в чем разница? Наизусть. Два-три стихотворения Б.Пастернака (по выбору студентов) |
|
|
|
|
4 семестр |
32 |
|
|
Раздел 8. Особенности развития литературы 1950-1980-х годов. |
20 |
|
||
1.Литература «оттепели» |
1.Практическое занятие. Развитие литературы 1950-1980-х годов в контексте культуры. Литература периода «оттепели» |
2 |
142-143 |
|
2.Практическое занятие. Художественное своеобразие прозы В. Шаламова. |
2 |
144-145 |
||
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Развитие литературы 1950-80-х годов в контексте культуры. Литература периода «оттепели». Отражение конфликтов истории в судьбах литературных героев |
2 |
|
||
2.Писатели-прозаики 1950-80-х годов |
3. Практическое занятие. Творчество писателей- прозаиков в 1950-80-е годы |
2 |
146-147 |
|
|
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Развитие автобиографической прозы в творчестве К.Паустовского и И.Эренбурга (автор по выбору) Развитие жанра фантастики в произведениях А.Беляева, И.Ефремова, К.Булычева. (автор по выбору). Городская проза: тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В.Аксенова, Д.Гранина, Ю.Трифонова, В.Дудинцева. (автор по выбору). отсутствие деклараций, простота, ясность – художественные принципы В.Шаламова. Жанровое своеобразие произведений В.Шукшина «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал»: рассказ или новелла? Художественное своеобразие прозы В.Шукшина (по рассказам «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал»). Философский смысл повести В.Распутина «Прощание с Матерой» в контексте традиций русской литературы |
|
|
|
3.Поэты 1950-80-х годов |
4.Практическое занятие. Творчество поэтов в 1950-80-е годы |
2 |
148-149 |
|
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Авангардные поиски в поэзии второй половины XX века. Поэзия Н.Заболоцкого, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, А.Вознесенского в контексте русской литературы. (по выбору). Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору студентов) |
2 |
|
||
4.Драматургия 1950-80-х годов |
5. Практическое занятие. Драматургия 1950-80-х годов |
2 |
150-151 |
2,3 |
|
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Жизнь и творчество одного из драматургов 1950-80-х годов (по выбору студентов) Решение нравственной проблематики в пьесах драматургов 1950-80-х годов. (автор по выбору студентов) |
2 |
|
|
5.А.Т.Твардовский |
6.А.Т. Твардовский. Жизненный и творческий путь. Особенности поэтического мира. |
2 |
152-153 |
|
7. Практическое занятие. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. |
2 |
154-155 |
||
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Тема поэта и поэзии в русской лирике XIX-XX веков. Образы дороги и дома в лирике А.Твардовского. Наизусть. Два-три стихотворения А.Т.Твардовского (по выбору студентов) |
|
|
||
6.А.И.Солженицын |
8.Практическое занятие. А.И. Солженицын. Особенности повести «Один день Ивана Денисовича». |
2 |
156-157 |
|
9. Практическое занятие. А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор» |
2 |
158-159 |
||
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Своеобразие языка Солженицына-публициста. Изобразительно-выразительный язык кинематографа и литературы |
2 |
|
||
7. А.Вампилов |
10. Практическое занятие. Обзор жизни и творчества А.Вампилова. Нравственная проблематика пьес А.Вампилова. |
2 |
160-161 |
|
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Гоголевские традиции в драматургии Вампилова. Мотив игры в пьесах А.Вампилова «Утиная охота» и А.Арбузова «Жестокие игры» |
2 |
|
||
Раздел 9. Русское литературное зарубежье 1920-1990 годов (три волны эмиграции) |
2 |
|
||
1.Русское литературное зарубежье |
1. Практическое занятие. Характерные черты литературы русского зарубежья. Творчество И. Шмелева, Б. Ширяева, И. Бродского. |
2 |
162-163 |
2,3 |
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего поколения (первой волны эмиграции) История литературы: три волны русской эмиграции |
2 |
|
||
Раздел 10. Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов. |
10 |
|
||
1.Литература 1980-2000 годов |
2.Практическое занятие. Общественно-культурная ситуация в России конца 20-начало 21 века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Проза 1980-2000 годов |
2 |
164-165 |
|
3.Практическое занятие. Поэзия 1980-2000 годов. Драматургия 1980-2000 годов |
2 |
166-167 |
||
4.Практическое занятие. Современная литература (обзор) |
2 |
168-169 |
||
Самостоятельная работа. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): Особенности массовой литературы конца XX – начала XXI века фантастика в современной литературе. Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору студентов) |
2 |
|
||
|
5.Дифференцированный зачет. |
2 |
170-171 |
|
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
257 |
|
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
171 |
|||
в том числе: |
|
|||
теоретическое обучение |
23 |
|||
практическая работа |
148 |
|||
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
86 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» имеется учебный кабинет, в котором есть возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащен типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете компьютер и телевизор с функцией монитора, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по русскому языку, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по русскому языку, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой по вопросам языкознания и др.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по русскому языку и литературе, имеющимся в свободном доступе в Интернете (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Художественные тексты
Литература ХIХ в.
И.А. Гончаров. Обломов.
Н.А. Некрасов. В дороге. Нравственный человек. Колыбельная песня. Тройка. Когда из мрака заблужденья… Вчерашний день, часу в шестом… Я не люблю иронии твоей… Мы с тобой бестолковые люди… Давно отвергнутый тобой… Школьник. Праздник жизни – молодости годы… Где твое личико смуглое… Внимая ужасам войны… Стихи мои, свидетели живые… В столицах шум, гремят витии… Что ты, сердце мое, расходилося… Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушке. Рыцарь на час. Песни о свободном слове. Газетная. Умру я скоро… Ликует враг, молчит в недоуменье… Зачем меня на части рвете… Зеленый шум. Надрывается сердце от муки… Памяти Добролюбова. Не рыдай так безумно над ним… Пророк. Три элегии. Зине (Ты еще на жизнь имеешь право…). Угомонись, моя муза задорная… Зине (Двести уж дней…). Сеятелям. Музе. Друзьям. Горящие письма. Баюшки-баю. Омуза, я у двери гроба… Коробейники. Железная дорога. Мороз – Красный нос. Дедушка. Русские женщины. Современники. Кому на Руси жить хорошо.
И.С. Тургенев. Отцы и дети.
А.Н. Островский. Свои люди – сочтемся. Бедная невеста. Бедность – не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца – довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги. Волки и овцы. Бесприданница. Лес. Без вины виноватые.
М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города. Господа Головлевы. Сказки (3–4 по выбору).
Н.С. Лесков. Очарованный странник. Левша. «Леди Макбет Мценского уезда».
Ф.И. Тютчев. С поляны коршун поднялся… Весенняя гроза. Не то, что мните вы, природа... Есть в осени первоначальной… Цицерон. Фонтан. Не верь, не верь поэту, дева… Русской женщине. Эти бедные селенья… О, как убийственно мы любим… Последняя любовь. Весь день она лежала в забытьи… Накануне годовщины 4 августа 1864 г. Умом Россию не понять… Нам не дано предугадать… Я встретил вас…
А.А. Фет. На заре ты ее не буди… Поделись живыми снами… Шепот, робкое дыханье… Сияла ночь… Как беден наш язык… Я тебе ничего не скажу… Еще люблю, еще томлюсь…
Ф.М. Достоевский. Бедные люди. Белые ночи. Преступление и наказание.
Л.Н. Толстой. Детство. Отрочество. Юность. Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Воскресение. После бала. Хаджи-Мурат.
А.П. Чехов. Смерть чиновника. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Толстый и тонкий. Злоумышленник. Тоска. Горе. Враги. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Душечка. Дом с мезонином. Палата № 6. Случай из практики. Мужики. В овраге. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Дама с собачкой. Ионыч. Невеста. Чайка. Три сестры. Дядя Ваня. Вишневый сад.
Литература конца ХIХ – начала ХХ в.
Л.Н. Андреев. Стена. Баргамот и Гараська. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных.
А.А. Ахматова. Сероглазый король. В Царском селе. Сжала руки под темной вуалью… Вижу выцветший флаг над таможней… Песня последней встречи. Прогулка. Все мы бражники здесь, блудницы... Проводила друга до передней… Мне голос был… Тайны ремесла. Есть в близости людей заветная черта... Петроград, 1919. Клятва. Мужество. Реквием.
К.Д. Бальмонт. Я мечтою ловил уходящие тени... Я вольный ветер… Ангелы опальные. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце... Я – изысканность русской медлительной речи... В домах. Я не знаю мудрости... Есть в русской природе усталая нежность...
А. Белый. Мои слова. В полях. Объяснение в любви. Заброшенный дом. Тройка. Отчаянье. Из окна вагона.
А.А. Блок. Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Лирика.
В.Я. Брюсов.Юному поэту. Грядущие гунны. Близким. Кинжал. Нам проба. К счастливым. Довольно. Ассарогадон. Конь блед. Каменщик. Работа. Принцип относительности.
И.А. Бунин. Солнечный удар. Чистый понедельник. Листопад. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско.
М. Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Скуки ради. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Песня о Буревестнике. Мещане. На дне. Мать. Городок Окуров. Рассказы из сборника «По Руси». Несвоевременные мысли.
Н.С. Гумилев. Капитаны. Рабочий. Слоненок. Телефон. Заблудившийся трамвай. Озеро Чад. Жираф. Телефон. Юг. Рассыпающая звезды. О тебе. Дагомыс. Слово.
А.И. Куприн. Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Белый пудель. Гранатовый браслет. Суламифь.
В.В. Маяковский. Я сам (автобиография). Послушайте! Мама и убитый немцами вечер. Гимн судье. Облако в штанах. Ода революции. Левый марш. О дряни. Прозаседавшиеся. Необычайное приключение… Окна РОСТА.
Д.С. Мережковский. Парки. Дети ночи. Двойная бездна. Молитва о крыльях. Чужбина – родина. Бог. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы.
М. Цветаева. Моим стихам, написанным так рано... Змея оправдана звездой... На плече моем на правом... Вот опять окно… Кто создан из камня, кто создан из глины… Белая гвардия, путь твой высок… Маяковскому. Если душа родилась крылатой… Мракобесие. Смерч. Содом. Вскрыла жилы: неостановимо... Уж сколько их упало в эту бездну... Поэма воздуха. Крысолов. Мой Пушкин.
Литература ХХ в.
М. Горький. Старуха Изергиль. Челкаш. Фома Гордеев. На дне.
В. Маяковский. Ночь. Из улицы в улицу. А вы могли бы? Несколько слов обо мне самом. Нате. Вам. Послушайте. Кофта фата. Адище города. Скрипка и немножко нервно. Левый марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. Прозаседавшиеся. Лиличка! Любовь. Письмо товарищу Кострову... Письмо Татьяне Яковлевой. Уже второй должно быть ты легла... Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.
С. Есенин. Поет зима – аукает… Выткался на озере алый свет зари... Шел Господь пытать людей в любови... Гой ты, Русь, моя родная... Письмо матери. Отговорила роща золотая... О Русь, взмахни крылами... Корова. Песнь о собаке. Устал я жить в родном краю... Я обманывать себя не стану... Я последний поэт деревни... Нивы сжаты, рощи голы... Да, теперь решено, без возврата... Мне осталась одна забава... Не жалею, не зову, не плачу... Я спросил сегодня у менялы... Шаганэ, ты моя, Шаганэ… Пускай ты выпита другим… Ты меня не любишь, не жалеешь... Собаке Качалова. Я иду долиной, На затылке кепи... Клен ты мой опавший, клен заледенелый... Мы теперь уходим понемногу… До свиданья, друг мой, до свиданья… Русь Советская. Русь уходящая. Письмо к женщине. Анна Снегина.
М. Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.
И. Бабель. Конармия.
А. Фадеев. Разгром. Молодая гвардия.
М. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека. Поднятая целина.
А. Ахматова. Сероглазый король. Сжала руки под темной вуалью… Как соломинкой, пьешь мою душу... Песня последней встречи. Вечером. В последний раз мы встретились тогда... Проводила друга до передней... Лучше б мне частушки задорно выкликать... Он любил... Я научилась просто, мудро жить... Все мы бражники здесь, блудницы… Смятение. Я пришла к поэту в гости… Думали: нищие мы… Не с теми я, кто бросил землю... Все расхищено, предано, продано... Реквием.
Б. Пастернак. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе… Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго.
М. Цветаева. Вы, идущие мимо меня... Моим стихам, написанным так рано... Уж сколько их упало в эту бездну… Никто ничего не отнял... Вчера еще в глаза глядел... Стихи к Блоку. Мне нравится, что вы больны не мною... Поэт. Диалог Гамлета с совестью. Все повторяю первый стих… Знаю, умру на заре...
М. Зощенко. Аристократка. Брак по расчету. Любовь. Счастье. Баня. Нервные люди. Кризис. Административный восторг. Обезьяний язык. Воры. Муж. Сильное средство. Галоша. Прелести культуры. Мещане. Операция. Мелкий случай. Серенада. Свадьба. Голубая книга.
А. Сурков. Бьется в тесной печурке огонь…
К. Симонов. Стихи из сб. «Война». С тобой и без тебя… Живые и мертвые (1-я книга).
А. Твардовский. Я убит подо Ржевом... В тот день, когда окончилась война… Василий Теркин. За далью – даль.
М. Исаковский. Враги сожгли родную хату... Летят перелетные птицы... В лесу прифронтовом. Катюша.
В. Некрасов. В окопах Сталинграда.
А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Крохотки.
В. Гроссман. Жизнь и судьба.
Ю. Бондарев. Горячий снег.
В. Васильев. А зори здесь тихие.
В. Быков. Сотников. Знак беды.
В. Астафьев. Царь-рыба (рассказы «Капля», «Уха на Боганиде», «Царь-рыба», «Сон о белых горах» и др.). Прокляты и убиты.
В. Шукшин. Чудик. Микроскоп. Сапожки. Забуксовал. Срезал. Крепкий мужик. Ораторский прием. Верую. Мастер. Танцующий Шива. Калина красная.
В. Белов. Привычное дело.
В. Распутин. Прощание с Матерой. Нежданно-негаданно.
Ю. Трифонов. Обмен.
В. Маканин. Полоса обменов. Кавказский пленный.
Л. Петрушевская. Время – ночь. Три девушки в голубом.
Т. Толстая. Рассказы.
Ю. Домбровский. Факультет ненужных вещей.
В. Ерофеев. Москва – Петушки.
С. Довлатов. Чемодан.
Н. Рубцов.Подорожник.
Д. Самойлов. Голоса за холмами.
И. Бродский. Часть речи.
Ю. Кузнецов. После вечного боя.
А. Вампилов. Утиная охота. Провинциальные анекдоты
Учебники и учебные пособия
Обернихина Г.А., Антонова А.Г.,Вольнова И.Л. и др.Литература:учебник для учреждений сред.проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г.А.Обернихиной. — М., 2015.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г.,Вольнова И.Л. и др.Литература. Практикум: учеб.пособие / под ред. Г.А.Обернихиной. — М., 2014.
Русская литература 19 века. 10 кл. Учебник для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч.2/ Ю.В.Лебедев. – М.: Просвещение, 2010
Русская литература 20 века: учебник для 11 кл.общеобразоват. учреждений в 2 частях. Ч. 1, 2/ В.А.Чалмаев, С.А.Зинин. – М.: «ТИД «Русское слово»- РС», 2011
Литература 20 века. 11 класс: Хрестоматия для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч 1,2/ авт.-сост. С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. - : ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Обернихина Г.А. ,Мацыяка Е.В. Литература. Книга для преподавателя: метод.пособие/ под ред. Г.А.Обернихиной. — М., 2014.
Панфилова А.П.Инновационные педагогические технологии. —М., 2009.
Поташник М.М., Левит М.В.Как помочь учителю в освоении ФГОС:пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. — М., 2014.
Самостоятельная работа: методические рекомендации для специалистов учреждений начального и среднего профессионального образования. — Киров, 2011.
Современная русская литература конца ХХ — начала ХХI века. — М., 2011. Черняк М. А.Современная русская литература. —М., 2010.
Поурочные разработки по литературе 19 в.: 10 кл, 1 полугодие. / Н.В.Егорова, И.В.Золотарева, Т,И.Михайлова. – М.: ВАКО, 2009
Поурочные разработки по литературе 20 в.: 11 кл, 1 полугодие/ Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010
Поурочные разработки по литературе 20 в.: 11 кл, 2 полугодие. / Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010
Интернет-ресурсы
www. gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
xxx. krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).
www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, уроков развития речи, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия; уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию; выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; участия в диалоге или дискуссии; самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений. |
Тестирование, подробный и выборочный пересказ, терминологический диктант, лекция-провокация, диагностическая работа, фронтальный опрос, индивидуальный ответ у доски.
Комплексный анализ текста, сочинение, составление тезисного плана, подготовка монологических высказываний, практическая работа, написание рецензии, выписывание цитатных характеристик, подготовка сообщений, докладов, индивидуальный и фронтальный опрос, тестирование.
Подготовка докладов, реферирование и конспектирование материала, презентации, практическая работа, фронтальный опрос
Практическая работа, чтение текстов по выбору, домашнее сочинение, подготовка докладов, реферирование и конспектирование материала, презентации |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение |
Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение |
Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века |
Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание |
Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века |
Аудирование; конспектирование; чтение; комментиро- ванное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание |
Поэзия второй половины XIX века |
Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре |
Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века |
Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа |
Особенности развития литературы 1920-х годов |
Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом |
Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов |
Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа |
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет |
Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения |
Особенности развития литературы 1950—1980-х годов |
Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана |
Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции) |
Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений |
Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов |
Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений, аннотирование; подготовка докладов и сообщений |
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Название ОК |
Технологии формирования ОК (на учебных занятиях) |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
|
Занятие с использованием учебного фильма, учебная дискуссия, практические занятия |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
|
Практические занятия, самостоятельная работа |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
|
Практические занятия |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Практические занятия, самостоятельная работа |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
|
Практические занятия, самостоятельная работа |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
Практические занятия, деловая игра |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
|
Практические занятия, игра, защита презентации |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
|
Практические занятия, самостоятельная работа |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
|
Практические занятия, учебная дискуссия
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.