Рабочая программа по литературе родного края (2 класс)
Оценка 5
Образовательные программы
doc
русская литература
2 кл
29.03.2017
Рабочая программа по литературе родного края для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы авторской программы Зинченко Л.Н. Плешкова О.И. Фёдорова И.В. «Литература родного края»- программа. – БГПУ 2008 г.Разработка состоит из пояснительной записки, содержания учебного предмета, тематического поурочного плана с УУД, планируемых образовательных результатов, учебно- методического обеспечения образовательного процесса, листа внесения изменений и дополнений в рабочую программу.
литер. род.края 2кл..doc
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе родного края разработана на основе:
• федерального государственного образовательного стандарта второго
поколения начального общего образования;
• требований федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования;
• основной общеобразовательной программы начального (основного)
общего образования;
• Примерной основной образовательной программы начального общего
образования, с учетом образовательных потребностей и запросов участников
образовательного процесса;
• авторской программы Зинченко Л.Н. Плешкова О.И. Фёдорова И.В.
«Литература родного края» программа. – БГПУ 2008 г.
• положения о рабочей программе;
• учебного плана МКОУ «Первомайская СОШ» Шипуновского района
Алтайского края (федерального и регионального компонента, компонента ОУ);
• годового учебного календарного графика на 2016 – 2017 учебный год;
• федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования в этом году.
рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа
Введение регионального компонента в предмет «Литературное чтение»
необходим для обогащения языка учащихся посредством приобщения
учащихсяся к искусству слова и раскрытия их творческого потенциала на
региональном содержании.
Цели курса:
формирование когнитивных, ценностных и деятельностных единств для
освоения гражданских и творческих позиций младшими школьниками.
Задачи курса:
формирование системы первоначальных знаний и умений по литературе
Алтайского края;
формирование коммуникативных компетентностей у учащихся младшего
школьного возраста в процессе знакомства:
с людьми, прославившими Алтайский край;
с литературой и искусством Алтайского края;
с природой окружающей местности;
с историей и достопримечательностями Алтайского края;
формирование креативных способностей учащихся через развитие:
гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным
явлениям;
позиции «Я и мой край» через развитие интереса и воспитания бережного
отношения к родному краю; творческих способностей при знакомстве с произведениями литературы и
искусства писателей и художников Алтайского края.
Содержание программы регионального компонента позволяет младшим
школьникам на основе знаний литературы своего региона открыть для себя имена
алтайских поэтов, писателей, понять особенности поэтики их произведений
При знакомстве с произведениями рекомендуется обращать внимание на
единство формы и содержания: рассматривать особенности построения
произведения и языковые средства художественной выразительности.
Внедрение регионального компонента предполагает, вслед за базисными
учебными программами по литературному чтению, развитие четырёх видов рече
вой деятельности: чтение, слушание, говорение, письмо.
Отбор содержания учебного материала в программе базируется на понима
нии категории «содержание образования» как выражения отношения внешнего
мира и познающего этот мир ребёнка (Л.С. Выготский). Понятие «содержание
образования» в современной дидактике раскрывается во взаимосвязи с
основными элементами социальной культуры, которая должна быть передана
подрастающему поколению: совокупностью знаний, опытом осуществления
известных способов деятельности, опытом творческой деятельности, опытом
эмоциональноцелостного отношения к миру.
При этом рамки «внешнего мира», согласно программе, не ограничиваются
литературными произведениями, а включают в себя как художественные, так и
музыкальные произведения (фотографии, картины и иллюстрации, народный
промысел и т.д.).
Принципы отбора круга чтения:
Эстетический принцип. Предметом изучения на начальном этапе является
литературное произведение как эстетическая ценность.
Принцип целостности. Данный принцип базируется на концепции со
временного литературоведения о художественном произведении как о
целостности, сложном единстве многообразных и разнообразных элементов,
взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом, так что ни один из них не
может рассматриваться изолированно, вне этих взаимосвязей. Принцип
целостности может быть реализован, если художественное произведение
воспринимается ребенком целиком, без сокращений и адаптации, при которой
нарушается художественная ценность текста.
Принцип доступности. Смысл данного принципа можно определить как
готовность, учащихсячитателей адекватно воспринять основное художественное
ядро произведения, которое определяет своеобразие, неповторимость его
содержания и формы.
Принцип учета читательских интересов учащихся. Предлагаемые
произведения должны вызывать яркие эмоции у младшего школьника, желание
читать самостоятельно.
Принцип целесообразности изучения произведения для литературного
развития школьников. В психологии установлено, что близость темы и материала к жизненному опыту младших школьников облегчает эмоциональное «заражение»,
но воспитание только на такой литературе задерживает литературное развитие. В
этих условиях легко возникают эмоции на содержание, но тормозится
эмоциональная реакция на форму. Этот факт говорит о том, что необходимо
включать в круг чтения первоклассников произведения, расширяющие жизненный
и читательский кругозор ребенка. Тексты, имеющие потенциал смысла,
доступный детям, но требующий специальной работы, усилий читателя влекут за
собой литературное развитие учащихся.
Принцип тематического разнообразия произведений. Необходимость
выделения данного принципа обусловлена психологическими особенностями
младших школьников, целиком поглощенных вниманием к внешнему миру. По
требность во внешних впечатлениях становится основной движущей силой разви
тия психики младшего школьника. Но ребенок этого возраста способен проявлять
максимальную активность до тех пор, пока не исчезнет чувство новизны. Разнооб
разие тематики изучаемых произведений будет способствовать поддержанию эмо
циональной и интеллектуальной активности ребенка.
Принцип яркой выразительности художественной формы изучаемого
произведения. Художественная форма произведения должна обязательно содер
жать хотя бы один яркий элемент, который бы привлек внимание ребенка ритм,
рифма, звукопись, оригинальные тропы, и композиционные приемы оригиналь
ное название, загадка и т.п.
Принцип соответствия теоретиколитературных знаний литературному
материалу и возможностям их освоения младшими школьниками. Сообщение
детям теоретиколитературных знаний и обучение детей их практическому
применению необходимы для адекватного понимания произведения и его интер
претации в устной и письменной речи. Теоретиколитературные понятия
позволяют проникнуть в природу словесного образа, а образ является одним из
«ключей», открывающих двери в тайны поэзии. Значит, необходимо определить
круг тех теоретиколитературных знаний, которые нужны школьникам для
понимания изучаемых произведений, установить, на каком литературном
материале овладение этими знаниями будет проходить наиболее успешно.
Принцип возможности сопоставления произведения с другими изучаемыми
произведениями. Смысл этого принципа понимается как постоянное обращение
на уроках литературы к уже изученным произведениям, нахождение близких тем,
образов, настроений. По мере обучения ребенка происходит постепенное
накопление им необходимых знаний. Это позволит уже в рамках начальной школы
устанавливать отдельные связи между отдельными текстами писателя, текстами
разных писателей и создаст предпосылки для изучения произведений на ис
ториколитературной основе в средней школе. Введение этого принципа позволит
преодолеть конкретность мышления первоклассника, будет способствовать разви
тию умственной операции обобщения, необходимой для образного обобщения.
Принцип усложнения аналитической и художественной деятельности
учащихся при изучении произведений. За счет расширения жизненного опыта, культурного поля, накапливания читательских впечатлений изменяется воспри
ятие художественного произведения. Усложнение художественной идеи, формы
произведения, усложнение деятельности школьников на уроках являются необхо
димым условием для их литературного развития. При этом происходит
ориентация на зону ближайшего развития детей.
Последовательность изучения произведений определяется сложностью ху
дожественной идеи, средств ее выражения, объемом текста, особенностями
восприятия произведения учащимися. Программа изучения художественных
произведений выстроена как система роста читателяшкольника с учетом
усложнения как самого художественного текста, так и деятельности учащихся.
Курс «Литература родного края» предполагает безотметочную систему
оценивания. Контроль и оценка результатов обучения младших школьников
осуществляется в соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ об элективных курсах в
муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Первомайской
средней общеобразовательной школе.
Общими критериями оценивания результативности являются следующие:
индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и
способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков
препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений,
пауз и мелодики, темпа и громкости в соответствии с характером текста);
индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом.
Формы организации учебного процесса:
урок;
фронтальная;
индивидуальная;
в паре;
групповая.
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:
Перечень технологий
Здоровьесберегающие:
Медикогигиенические
технологии (МГТ)
Здоровьесберегающие
образовательные технологии
(ЗОТ)
Технологии обеспечения
безопасности
жизнедеятельности (ТОБЖ)
Информационно–
коммуникационные технологии
Развивающее и проблемное
обучение
Методы творческой групповой
Используемые элементы
Обеспечение гигиенических
условий в соответствии с
регламентациями
СанПиНов.
Обеспечение безопасности
условий пребывания в школе
Оценка эффективности
Формирование и укрепление
духовного, нравственного,
физического здоровья
учащихся, воспитание
культуры здоровья всех
участников
образовательного процесса.
Работа с CD, использование
Интернет ресурсов
Исследовательская,
экспериментальная работа
Работа в группах
Повышение мотивации
учащихся
Повышение мотивации
учащихся
Повышение мотивации работы
Метод проектного обучения
Элементы тренинговых
методик
Инновационные методы оценки
результатов
Составление проекта
Тестирование
тестирование, тестовые
оболочки (ИКТ)
Компетентностно
деятельностный подход
Самостоятельный поиск
знаний (рефераты, проекты),
экспериментально
исследовательская работа,
оценка своего труда
учащихся, формировании и
развитие инициативы
Участие в конкурсах
Отработка техники, знаний
Возможность увидеть
результат своих знаний,
объективность
Развитие инициативы,
творчества, познавательной
мотивации, практическая
направленность,
индивидуальность, выбор
своей траектории движения
Тематическое поурочное планирование по литературе родного края
во 2 классе ( 1 час в неделю; 34 часа в год)
Наименование раздела программы и тем
№
урока
«С любовью к Алтаю»
Г. Горышин «Алтай».
А. Денисов «Наш край». Настя Попова «Любимый край».
«Что такое перед нами»
Алтайские народные загадки. В. Новичихина. Загадки. Наташа
Анисимова. Загадка. Юля Чевычелова. Загадка.
«Кто как считает?»
В. Башунов «Чукичок». В. Новичихина. Считалки. «Песенка
считалка». Г. Рябченко «Две румяные ватрушки». Наташа Зенкова
«Шла собака».
«Рева – рева – ревушка…..»
В. Новичихина «Рева». Дразнилки. В. Нечунаев «Танюшкины слезки».
«Жили – были…»
Алтайские народные сказки. Алтайская народная сказка «Две
одежки».
Алтайская сказка «Горностай и заяц».
И. Атаманов «Заяц – путешественник».
Алтайская народная песня «Заинька». М Мокшин «Зайка».
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Кол во
часов
1
1
1
1
12 9.
10.
11.
12.
13.
14
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Алтайская народная сказка «Сто умов».
А. Денисов «Хитрая лиса».
В. Свинцов «Опять обманула».
Алтайская легенда «О медведе».
М Мокшин «Медведь».
А. Ередеев «Чертышке»
И. Злывко, Н. Головина «Как у ежа иглы появились».
Г. Чариков «Зачем ежу иголки». М. Смородская «Малыш».
«Страна Играния»
В. Новичихина «Страна Играния». В. Нечунаев «Ленивая игрушка»,
«Юла». В. Павликова «Юла».
«Чудеса природы»
Г. Чариков «Дождь». А Гусев «Дождь». В. Башунов «Дождик».
В Новичихина «Радуга». М Мокшин «Радуга». З. Пирогова «Хитрая
радуга».
Саша Саруева «Ручеек». Л. Хрусталева «Ручеек».
«Мама+ папа+ я = ?»
Г. Чариков «Самый золотой». В. Новичихина «Мой папа самый
сильный…»
В. Новичихина «Моя ровесница», «Не могу понять».
«Жизнь собачья и кошачья»
В. Новичихина «Про Аленку и ее щенка». Г. Чарков «Рыжик».
В. Свинцов «Усыновление», «Сенька растет».
А. Никольская «Тобик».
Мария Слободская «Моська».
Н. Николенко «Мой котнепоседа», «Стихи про любимого кота».
В. Новичихина «Проказник».
В. Свинцов «Мама Вася».
«Уроки сказки»
В. Свинцов «Нахальный лягушонок».
Г. Рябченко «Маленькая сказка о большой дружбе».
З. Пирогова «А ты для чего?»
В. Свинцов «Цветок шиповника».
И. Цхай «Улыбка грустного ежика».
Итого
1
3
2
7
5
34 Планируемые образовательные результаты
Ожидаемый результат заключается в том, что у учащихся младшего
школьного возраста по окончанию начальной школы будут сформированы сле
дующие компетентности:
гражданская позиция и умение проявлять ее в своих поступках;
способность быть полезным в обществе;
умение проявлять себя в позиции поэта, музыканта, художника, спортсме
на, исследователя и т.д.
В основе программы регионального компонента по литературному чтению
лежат два направления:
знакомство с литературнохудожественными ценностями Алтайского края;
воспитание позиции «художник слова».
Первое направление предусматривает первичное знакомство с жанровым
разнообразием, богатством литературного наследия малых народностей
Алтайского края. Знакомит с рассказами, стихотворениями; малыми формами
алтайского фольклора. Развивает художественный кругозор учащихся.
Предполагает знакомство с биографиями и творчеством поэтов и писателей
Алтайского края (В. Нечунаева, В. Новичихиной.В. Свинцова, Г.Рябченко и др.) и
людьми, которые прославляют своим творчеством край.
Второе направление позволяет развивать интерес к культуре родного края и
гордость за людей, которые проживают на его территории (встречи с писателям,
художниками Алтайского края, посещение библиотек, литературного музея.
Дома литераторов, спектаклей в театрах города и др.) Работа в этом направлении способствует развитию креативных способно
стей учащихся, обогащению языка посредством высказывания собственных
суждений и отношений к искусству.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных,
метапредметных предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС
НОО.
У второклассника продолжится формирование личностных результатов
обучения:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России;
формирование средствами литературных произведений целостного
взгляда на ми[ в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественноэстетического вкуса, эстетических
потребностей, ценно стей и чувств на основе опыта слушания и заучивания
наизусть произведений художествен ной литературы;
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально
нравственное отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному
коллективу;
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У второклассника продолжится формирование метапредметных
результатов обучения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
овладение способами решения проблем творческого и поискового
характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями
и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с
задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно
следственных связей, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные
точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий.
У второклассника продолжится формирование предметных результатов
обучения:
овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и
прослушанного произведения;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе,
честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением
вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно
познавательных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое),
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание
и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу,
пользоваться справочными источниками;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные
особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений;
умение создавать собственный текст на основе художественного
произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе
личного опыта;
умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные
произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими
сообщениями.
Учебно методическое обеспечение образовательного процесса
программа регионального компонента «Литература родного края» 2 класс, 2008; литературоведческий и методический комментарий к учебнометодическому
пособию для 2 класса «Литература родного края» 2 класс, авторы: Л. Н.
Зинченко, И. В. Федорова 2009.
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу Дата внесения
№
Содержание изменения,
Реквизиты
изменения,
дополнения
урок
а
дополнения
документа (дата,
№ приказа)
Подпись лица,
внесшего запись
Рабочая программа по литературе родного края (2 класс)
Рабочая программа по литературе родного края (2 класс)
Рабочая программа по литературе родного края (2 класс)
Рабочая программа по литературе родного края (2 класс)
Рабочая программа по литературе родного края (2 класс)
Рабочая программа по литературе родного края (2 класс)
Рабочая программа по литературе родного края (2 класс)
Рабочая программа по литературе родного края (2 класс)
Рабочая программа по литературе родного края (2 класс)
Рабочая программа по литературе родного края (2 класс)
Рабочая программа по литературе родного края (2 класс)
Рабочая программа по литературе родного края (2 класс)
Рабочая программа по литературе родного края (2 класс)
Рабочая программа по литературе родного края (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.