Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс по ФГОС . Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

  • Образовательные программы
  • docx
  • 18.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала поурочное планиров.2 класс.docx

Поурочное   планирование   по литературному чтению

(4 ч х 34    нед.   =  136 ч)

 

Дата

Тема урока

Содержание

Речевая и читательская деятельность обучающихся.

Контроль

Примечание

 

 

 

Планирование задач учебного года5 ч

 

 

 

 

1

 

Стартовая работа.

Повторение материала изученного в 1 классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение стартовой работы. Работа с оценочным листом. Анализ работы. Карта Знаний.

 

 

Стартовая работа.

 

 

2

 

Анализ ошибок, допущенных в стартовой контрольной работе

 

3

 

Составление плана ликвидации трудностей и ошибок

 

4

 

Определение задач учебного года через анализ задач стартовой работы

 

5

 

Составление «карты» основных задач учебного года.

 

 

 

Каким бывает слово? 17 ч

Стихотворение. Адресность послания_утешения. Адресат. Тон стихотворения. Шутливый

тон.

Синтагма, пауза, ключевые слова. Тактовое чтение специально подобранных текстов с предварительным выделением синтагм и постановкой ударения.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

 

Моделирование типа речи « рассуждение» на примере дидактических текстов на каждом уроке. Чтение произведений в жанре послания. Применение способа синтагматического чтения на текстах в жанре послания.

 

 

 

1.(6)

 

Введение в тему. Знакомство с учебником, его справочным аппаратом. Обращение  автора к читателю.

Критерии синтагматического чтения (алгоритм чтения).

Поэтические послания А.С. Пушкина. Составление «партитуры» поэтического текста.

 

Выделение ключевых слов в стихотворении.

Наблюдение за развитием авторской позиции в лирическом стих. О значении слова.

Чтение произведения в жанре послания.

Наблюдение за развитием авторской позиции в лирическом стихотворении о значении слова. Освоение способов анализа.

Выразительное чтение с последующим оцениванием.

Упражнения, направленные на правильное чтение. Составление партитуры для чтения пословицы.

Анализ дидактических текстов о роли слова в жизни человека. Вычленение основной мысли, определение темы.

Составление партитуры для чтения пословиц. Составление модели типа речи рассуждение.

Наблюдение за употреблением фразеологических оборотов в художественном тексте и определение их роли.

Знакомство с фразеологическим словарём. 

Упражнения, направленные на правильное чтение. Ответы на вопросы. Анализ произведения.

Наблюдение за употреблением слов и выражений в переносном значении в рассказе, сказке, притче.

Выделение слов-признаков для  описания. 

Раскрытие особенностей жанра притчи. Моделирование жанра притчи.

Упражнения, направленные на правильное чтение. Ответы на вопросы. Овладение способом чтения притчи

 

 

2(7)

 

Слово в стихотворении. Интонация литературного послания. Поэтические послания А.С.Пушкина.

Ударение в слове и такте. Наблюдение за текстами в жанре послания,  различение и  сходство их по разным признакам (художественное и риторическое послание).

Выявление авторского отношения к адресату.

 

 

3(8)

 

Смысл и звучание слова. А.А.Тарковский «Слово только оболочка…»

Звуковая оболочка слова и смысл. Строфа, ритм.

Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

 

Составление партитуры для чтения пословиц. Составление модели типа речи рассуждение.

 

 

 

4(9)

 

Роль слова в жизни, поучительность слова. Дж. Родари  «Почему золото так дорого ценится?»

 

Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

 

 

 

 

 

 

Дж. Родари «Почему золото так дорого

ценится?»учить

 

 

 

5(10)

 

Слово в пословице. Прямое и переносное значение слова.

Пословицы о значении слова в жизни человека..Малые формы устного народного творчества(песенки, загадки, считалки, поговорки)

 

 

Пословица. Поучение

в пословице. Крылатое

выражение

Фразеологический  словарь.

Пословица. Прямое и

переносное значение слова. Функции слова. Авторы о слове.

 

Слово-образ. Слово и настроение. Оттенки слова.

 

 

 

 

 

6(11)

 

Крылатые выражения (фразеологические обороты) Слово в художественном тексте.В.В.Суслов «Как работает слово».

 

 

 

 

7(12)

 

Определение темы рассказа.   Е.А Пермяк «Волшебные краски».

Тема рассказа. Выделение сюжетной линии  в рассказе.

 

 

 

 

8(13)

 

Настроение рассказа. Выделение слов-признаков для  описания.   Е.А.Пермяк «Пастух и Скрипка»

Секреты и приемы автора. Изобразительные средства языка.

 

 

 

 

9(14)

 

Талант человека. Притча. Прямое и переносное значение слова в притче.  В.В.Голявкин «Я пуговицу сам себе пришил».

Притча.  Прямое и переносное значение

слова. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

 

 

 

 

 

10(15)

 

Овладение способом чтения притчи. Иносказательность и поучительность притчевого слова. «Притча о талантах» По А.Меню.

Иносказательность и поучительность притчи.

 

 

 

 

11(16)

 

Слово в лирическом стихотворении. Критерии чтения поэтического произведения. Интонация стихотворения.

А.А.Ахматова «Тайны ремесла».

Сравнения в стихотворении. Лирическое стихотворение. Диалог героев.

Фантазия автора

Сопоставление евангельской притчи и притчи авторской.

Освоение ритмического рисунка в процессе чтения притчи.

Ответы на вопросы. Выраз. чтение.

Чтение по ролям.

А.А.Ахматова «Тайны ремесла».Наизусть.

 

 

12(17)

 

Прямое и переносное значение слова. Диалог героев.   Ф.К.Сологуб «Глаза».

Смысл и форма слова.

 

 

 

13(18)

 

Описание природы в прозе и поэзии.  Образ, созданный автором, в рассказе, стихотворении. М,М.Пришвин «Летний дождь». Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою..»

 

Оттенки слова. Слово в лирическом стихотворении. Слово поэтическое и прозаическое.

Наблюдение за художественным описанием в разных литературных жанрах (рассказе, лирическом стихотворении, сказке).

Ответы на вопросы. Анализ произведения.

Составление чтецкой «партитуры» . Сравнительный анализ прозаического и поэтического произведений.

 

 

 

 

14(19)

 

Составление чтецкой «партитуры» стихотворного текста В.В.Набоков «Дождь пролетел».

Слова-настроения. Образ, созданный автором в рассказе, в стихотворении. Интонация рассказа и сти_

хотворения.

 

В.В.Набоков «Дождь пролетел».Наизусть.

 

 

15(20)

 

Волшебные звуки слова. Оттенки звука и оттенки слова. Описание предмета  В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». (отрывок)

Средства изображения неживого предмета. Оттенки звука и оттенки слова. Описание

предмета. Описание

«ощущения» героя.

 

Описание предмета  В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». (отрывок)

 

 

16(21)

 

Способы передачи настроения героя В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок)

Интонирование незнакомого текста.

 

 

 

 

17(22)

 

Подведение итогов самостоятельного чтения по разделу «Читай, удивляйся, размышляй!» Выразительное чтение и (или) чтение   наизусть произведений раздела.

 

Выразительное чтение и (или) чтение   наизусть произведений раздела

Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении

 

 

Проверочная работа по теме: «Каким бывает слово?».

 

Чтение   наизусть произведений раздела.

 

 

 

 

Читай, удивляйся, размышляй!

Притча о Сеятеле (из Евангелия от Матфея, гл. 13); В. А. Солоухин «Когда ты хочешь молвить слово»; Н. И. Сладков «Золотая осень»; А. А. Ахматова «Вереница четверостиший» (отрывок); В. П. Астафьев «Падение листа»; В. В. Бахревский «Вечер»; И. Пивоварова «Песня скрипки»; М. М. Пришвин «Художник»; И. А. Бунин «Слово».М.Ю. Лермонтов « Тучи»,» Парус».

 

 

 

 

Волшебные превращения слова  22ч

 

 

 

 

 

1(23)

 

Слово в юмористическом стихотворении.  Диалог-спор героев. А.К.Дитрих «Говорила туча туче».

Спор. Юмористическое стихотворение. Замысел юмористического произведения. Слово в юмористическом, шутливом стихотворении.  Слово и передача особых чувств героя. Диалог-спор «неживых героев», способы передачи настроения этих героев. Выбор лексических средств для передачи настроения.

Отношение автора.

Отражение основной мысли текста в высказывании. Слово и речь человека. Словесные «казусы» в речи героев юмористического стихотворения. Выбор автором языковых средств для создания своего образа. Передачи настроения, раскрытия темы.

Диалог. Монолог.

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Тон чтения.

Анализ дидактических текстов о поведении человека, его речи, умении спорить. Анализ шуточного стихотворения, русской народной сказки, басни, лингвистической сказки. Наблюдение за развитием сюжета в юмористическом стихотворении.

Инсценирование стихотворения .

Критерии чтения юмористического  стихотворения. Чтение произведений по ролям.

 

 

Наизусть А.К.Дитрих «Говорила туча туче».

 

 

 

2(24)

 

Интонация. Инсценирование стихотворения . Э.Э.Мошковская «Косматая – косматая».

 

 

 

3(25)

 

Выбор лексических средств для передачи их настроения  А.К.Дитрих «Говорила туча туче» . Э.Э.Мошковская «Косматая – косматая».

Создание текста по заданной первой фразе. «Говорила туча…»

 

 

4(26)

 

Трудно ли быть грамотным? Слово и речь человека. Критерии чтения юмористического  стихотворения.

Ю.Тимянский «Рассказ школьного портфеля».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5(27)

 

Трудно ли быть грамотным? Тон чтения. Диалог героев .  Ю.Тувим «Словечки-калечки».

Наблюдение за развитием сюжета в юмористическом стихотворении, сменой интонаций в тексте.

Определение смысла заглавия разных произведений.

Выразительное чтение.

 

 

 

6(28)

 

Зачем люди хвастаются? Сказка и басня. Слово- поучение  в речи героев русской народной сказки и басни. Работа со словарями.

Замысел сказки. Слово и передача особых чувств героя. Слово в речи русской народной сказки. Сказка. Басня. Поучение. Слова похвалы.

Наблюдение за развитием сюжета в русской народной сказке и басне.

Определение особенностей жанров русской народной сказки и басни. Выявление роли персонажа с целью поучения в басне и сказке.

Обучение пересказу

Чтение басни по ролям.

 

 

 

 

 

 

7(29)

 

Чтение сказки по ролям Обучение пересказу «Заяц-хвастун» русская народная сказка.

Сказочный образ.

Виды сказок.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

 

Конструирование текста по предложенному плану.

 

 

8(30)

 

Басня. Поучительность и иносказательность слова в басне.   Чтение басни по ролям.

И.А.Крылов «Кукушка и Петух».

Басня. Поучительность и иносказательность слова в басне. Хвалебное слово в разных литературных жанрах.

 

 

 

 

 

9(31)

 

Лингвистические сказки. Смыслоразличительная роль ударения в слове.

И.М.Подгаецкая «Ударение».

Ударение. Различение

смыслов. Лингвистическая сказка. Смысловое и  слоговое ударение.

Смыслоразличительная роль ударения в слове.

 

Определение роли ударения как «смыслоразличителя» для понимания основной авторской идеи лингвистической сказки.

Выразительное чтение.

 

 

 

10-11

(32-33)

 

Критерии выразительного чтения прозаического текста.

И.М.Подгаецкая «Ударение».

Определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

 

 

 

 

12(34)

 

Необычные слова. Словесное выражение главной мысли автора. Образ героя. Способы его создания.

С.Чёрный «Воробей».

Замысел юмористического произведения. Герой юмористического произведения .Средства создания его образа. Речь и характер героев.

Поэтическое описание

героя. Смех. Обидный

и беззлобный смех .Образ героя- словесное выражение главной мысли автора. Способы этого выражения в стихотворении и рассказе.

Анализ дидактических текстов об умении вести себя культурно в различных жизненных ситуациях. Создание виртуального мультфильма по тексту юмористического произведения. Словесное выражение главной мысли автора.

Наблюдение за развитием сюжета в юмористическом стихотворении, сменой интонаций в тексте.

Определение основной мысли в разных произведениях.

Наизусть С.Чёрный«Воробей».

 

 

13(35)

 

Слово и реакция человека на него. Обидное слово   В.И.Белов «Как воробья ворона обидела».

 Обидное слово. Слово и реакция человека на него. Отношение автора к герою юмористического произведения.

Осмысленное чтение, ответы на вопросы, озаглавливание частей, хар-ка главного героя.

 

 

 

14(36)

 

Необычные герои. Чтение стихотворения по ролям

Я.Л.Аким «Что говорят двери».

Юмористическое стихотворение. Диалог

героев. Перемена интонации. Настроение Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием..

Чтение стихотворения по ролям. Составление характеристики персонажа, определение авторского отношения к нему.

 

 

Наизусть

Я.Л.Аким «Что говорят двери».

 

 

15(37)

 

Перемена интонации при чтении по ролям. Н.Демыкина «Капризный день»

 

 

 

 

16(38)

 

Вежливые и подарочные стихи. О.Е.Григорьев «Гостеприимство». Речевой этикет.

Юмористическое стихотворение. Вежливое и невежливое слово. Форма высказывания. Способ исправить форму высказывания. Слово-совет.

Составление «раскадровки» и создание мультфильма по событиям текста

Роль диалога в художественном произведении: речь как характеристика персонажа.

Осмысленное чтение, ответы на вопросы.

О.Е.Григорьев «Гостеприимство».

Наизусть.

 

 

17(39)

 

Интонационное выражение характера и чувств героя. И.Шевчук «Подарок».

 

 

 

18(40)

 

« Вежливые» слова в произведении. Речевой этикет  О.И.Выготская «Мягкий знак».

Образ героя стихотворения и сказки. Диалог в сказке Слово авторское. Восприятие авторского слова читателем.  Понятие талантливый читатель.

Выявление роли глагола с целью характеристики поведения персонажа в авторской сказке.

Способ чтения реплик

 

 

 

 

 

19(41)

 

Диалог в сказке. Чтение по ролям. Э.Э.Мошковская «Сказка про Твёрдый и Мягкий знаки».

Вежливое невежливое слово. Сравнение как прием автора, создающий образ.

 

 

 

 

 

20(42)

 

Зачем человеку язык? Каким бывает язык? Обучение пересказу притчи.   Притча об Эзопе. Значение слова. Ошибки в речи.   Дж Родари «Страна без ошибок».

Слово в миниатюре. «Философичность»смысла авторского слова. Притча. Прямое и переносное значение.

Определение жанровых особенностей притчи: поучения, ситуации из жизни и иносказания.

Пересказ притчи.  

 

 

 

 

21(43)

 

Значение слова. Ошибки в речи.   Дж Родари «Страна без ошибок».

 

 

 

 

22(44)

 

Подведение итогов самостоятельного чтения по разделу «Читай, удивляйся, размышляй!» Выразительное чтение и (или) чтение   наизусть произведений раздела.

 

 

 

Проверочная работа по теме: «Волшебные превращения слова».

 

 

 

Читай, удивляйся, размышляй

Ю. П. Мориц «Попугай и утка»; П. Синявский «Штранная иштория»» Н. К. Абрамцева «Вот так пальма»; Я. Бжехва (перевод с польского Б. Д. Заходера) «Очень Вежливый Индюк»; М. С. Пляцковский «Добрая лошадь»; А. А. Дмитриев «Бездомная кошка»; М. С. Пляцковский «Баран и солнышко»; Н. Н. Матвеева «Было тихо»; Л. С. Петрушевская «Заячий хвостик»; И. П. Токмакова «Радость»; В. Д. Берестов «Аист и соловей»; А. Л. Барто «Пожалуйста, потише!»; А. К. Дитрих «Песенка вопросительного знака, ставшего знаком восклицательным»; М. С. Пляцковский «Маленькое стихотворение о маленькой точке».

 

 

 

 

 

 

 Волшебные слова  14ч

 

 

 

 

 

1(45)

 

Авторское слово. Сравнение как приём, создающий образ   Дж Родари «Чем писать».

Иносказание. Притча.

Анализ дидактических текстов о роли читателя. Анализ произведений в жанрах юмористического стихотворения, притчи, рассказа, колыбельной, авторской сказки. Миниатюры.

Моделирование жанра миниатюры. Выразительное чтение. Рассказ притчи близко к тексту.

 

 

2(46)

 

Иносказание. Пересказ притчи. Л.Н.Толстой «Веник».

Иносказание. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в ми-ни-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),

Сочинение-рассуждение « О чем мечтает кораблик»

 

3(47)

 

В чем секреты интонации? Интонация. Ритм. И.Мазнин «Давайте дружить»

Слово-совет. Интонация. Ритм. Поучение. Стих

Введение нового термина «лирика», объяснение его с точки зрения этимологии.

Сочинение-рассуждение. Презентация. оценивание

 

 

4(48)

 

Чтение стихотворения с разной интонацией  Н.Н.Матвеева «Кораблик».

 

 

5(49)

 

« Житейская история в небольшом рассказе». Рассказ, его характерные черты. Е.А.Пермяк «Как Маша стала большой».

Рассказ. Диалог героев.

Парная, групповая работа по выявлению авторского отношения к персонажам , их поведению.

Выразительное чтение текстов разных жанров.

Создание образа с помощью изобразительных средств языка.

Сочинение-рассуждение. Презентация. оценивание

Н.Н.Матвеева «Кораблик».

Наизусть.

 

6(50)

 

 Способы передачи настроения героев.

Э.Ю.Шим «Жук на ниточке».

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

 

 

7(51)

 

« Ночные произведения». Создание образа с помощью изобразительных средств языка.

В.С.Шефнер «Колыбельная»

Колыбельная

 

 

8(52)

 

Характер героя, его поступки и мотивы.

С.Г.Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».

Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.

Сочинение-рассуждение « Какое доброе дело придумали медвежонок и ежик?»

 

9(53)

 

Образ героя. Сравнения. Выразительное чтение стихотворения.   Г.М.Кружков «Утро весёлый маляр».

Чтение по партитуре. Описание времени су_

ток — поэтический об_

раз. Перемена интонации

Выразительное чтение.

Пропедевтика изобразительных средств в стихотворении о временах суток.

 

Г.М.Кружков «Утро весёлый маляр».Наизусть.

 

10(54)

 

Автор художник, автор-волшебник. Рассказ – миниатюра.   М.М.Пришвин «Слово - звезда».

Миниатюра.

Определение основных особенностей жанра миниатюры, объяснение смысла заглавия миниатюры

Выразительное чтение.

Обучение пересказу.

 

 

11(55)

 

В чем талант читателя? Сравнение. Внутренний мир автора. Э.Ю.Шим «Цветной венок».

Сравнение. Внутренний

мир автора. Словесный

образ. Чудесное «событие»

 

 

12(56)

 

События в рассказе. Незабываемый случай В.И.Белов «Радуга».

Слово авторское.

 

 

13(57)

 

События в рассказе. Незабываемый случай  В.А.Бахревский «Хозяева лета».

Событие в рассказе.

Способы изображения

необычного события

 

 

14(58)

 

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Презентация читательских дневников. Итоги изучения 1 книги.

 

Парная, групповая работа по выявлению авторского отношения к персонажам , их поведению.

Проверочная работа по теме: «Волшебные слова». 

 

 

 

Введение в мир сказочного слова 2 часть.3ч

 

 

 

 

1(59)

 

Знакомство с учебником. Обращение автора к читателю. Миниатюра, её чтение в соответствии с критериями  выразительного чтения.

И.С.Соколов - Микитов «Звезда». Введение в мир сказочного слова.

Синтагма. Пауза. Ми_

ниатюра. Тема текста

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

 

Анализ дидактического текста, чтение миниатюры в соответствии с критериями выразительного чтения.

Уточнение роли синтагмы с целью понимания литературного текста. Определение ритмического рисунка в процессе чтения миниатюры.

 

 

2(60)

 

Введение в мир сказочного слова. Тема текста.  В.Д.Берестов «Недаром сказку любят дети».

 

Подбор однокоренных слов к слову «сказка». Определение этимологии этого слова.

 

 

3(61)

 

Основной смысл текста. Уточнение роли синтагмы с целью понимания литературного текста. Сочинение на тему: «Почему я люблю сказки?».

Наблюдение за повествованием в сказке.

Чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения.

Сочинение на тему: «Почему я люблю сказки?».

 

 

 

Слово в русской народной сказке  22 ч

 

 

 

 

 

1(62)

 

Знаешь ли ты сказку? В.А. Черненко « Как рождается сказка?»

Основной смысл текста.

Замысел сказки. Сказочный образ и средства его создания. Иносказательность сказочного текста.

 

Первичное определение особенностей бытовой сказки.  Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке.

Парная, групповая работа по выявлению авторского отношения к персонажам , их поведению.

Чтение сказки по ролям.

Пересказ сказки.

Инсценировка сказки«Мороз, Солнце и Ветер»

 

 

2(63)

 

Слово в русской народной сказке. Бытовая сказка. Диалог героев «Мужик и медведь».

Особенности изображения героя в бытовой

сказке. Диалог героев

Тема сказки. Жизненная ситуация бытовой

сказки. Спор героев.

Поучение в сказке

Замысел сказки. Сказочный образ и средства его создания. Иносказательность сказочного текста. Особенности сказочного героя. Виды сказок6русская народная( о животных, бытовая, волшебная). Форма сказки: прозаическая и стихотворная.

 

 

3(64)

 

Пересказ сказки «Мужик и медведь».

 

 

4(65)

 

Составление характеристики персонажей в сказке «Мужик и медведь».

 

 

5(66)

 

Бытовая сказка.Тема сказки. «Мороз, Солнце и Ветер».

 

 

6(67)

 

Жизненная ситуация бытовой сказки  «Мороз, Солнце и Ветер».

 

 

7(68)

 

Спор героев. Инсценировка сказки«Мороз, Солнце и Ветер».

 

 

8(69)

 

Волшебная сказка. Сопоставление волшебной и бытовой сказки. Приключение главного героя

«Кулик».

Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, концовка.

Экспозиция произведения. Сказочное действие.

Сказочное время. Сказочное пространство.

Два мира волшебной

сказки. «Приключение»

главного героя.

 

Герой в сказке. Герои_

помощники. Герои_

«вредители». Сказочные

повторы. Собиратели

сказок. Присказка.

Определение особенностей волшебной сказки.  Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке.

 

 

 

9(70)

 

Сказочное действие, время, пространство. Два мира волшебной сказки

«Кулик».

 

 

10(71)

 

Язык волшебной сказки. Чтение сказки в соответствии с критериями выразительного чтения «Кулик».

 

 

11(72)

 

Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, концовка  «Несмеяна - царевна»

Моделирование сюжета волшебной сказки.

Парная, групповая работа по выявлению авторского отношения к персонажам , их поведению.

Пересказ сказки близко к тексту.

 

 

12(73)

 

Волшебная сказка «Несмеяна-царевна». Особенности содержания и построения сказки.

Моделирование сюжета волшебной сказки.

 

 

13(74)

 

Сказочные повторы. «Несмеяна - царевна».

 

 

14(75)

 

Критерии устного рассказа  «Несмеяна - царевна».

 

 

15(76)

 

Сравнение волшебных и бытовых сказок. Сочинение -прогнозирование по заглавию сказки.

Сравнение сказок.

Моделирование сюжета волшебной сказки.

 

 

 

Главные герои сказки.

Основные части сказки. Повторы.

Пересказ сказки близко к тексту.

 

 

16(77)

 

Сказка о животных. Определение особенностей сказки о животных«Журавль и цапля».

Определение особенностей сказки о животных.  Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке.

Сопоставление построения  сказок 

 

 

17(78)

 

Главные герои сказки. Речь героев.  «Журавль и цапля».

 

 

18(79)

 

Основные части сказки. Повторы. «Журавль и цапля».

 

 

19(80)

 

Бытовая сказка. Главные герои сказки. Характер героев.   «Солдатская загадка».

Главные герои сказки.

Характер героев. «Столкновение» героев в

сказке. Поучение

 

 

Особенности русской

народной сказки. Ее виды.

Определение особенностей бытовой сказки.  Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке.

Пересказ сказки близко к тексту

Чтение сказки по ролям.

Инсценирование сказок.

 

 

20(81)

 

Передача настроения и характера героя в его речи.  «Солдатская загадка».

 

 

21(82)

 

Чтение сказки по ролям. Инсценировка сказки  «Солдатская загадка».

 

 

22(83)

 

Урок - рефлексия: особенности русской народной сказки, её виды.

Выставка книг-сказок. Работа с интернет- ресурсами по поиску художников, иллюстраторов русской народной сказки. Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!»

Конкурс на лучшего рассказчика народной сказки.

Проверочная работа по теме « Русские народные сказки.»

 

 

 

 

Притчевое слово в сказке.  8  ч.

 

 

 

 

 

1(84)

 

Притча. Сказка-притча  Обращение автора к читателю.

Притча. Притча сказка.

Поучение в притче.

Поучение в сказке_

притче. Скрытый смысл

Жанровое разнообразие произведений.

Слово в притче. Иносказательность и поучительность  притчевого слова.

Наблюдение за разными сказками-притчами, различение и сходство их по разным признакам. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Наблюдение за повествованием в сказке-притче. Определение особенностей сказки-притчи.  Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке-притче.

 

 

 

2(85)

 

Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче Ф.К.Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце».

 

 

3(86)

 

Скрытый смысл. Поучение в сказке К.Д.Ушинский «Два плуга».

Сочинение-прогнозирование сказки-притчи.

 Поучение в сказке притче. Скрытый смысл.

Формулирование поучительного вывода на основании житейской истории в сказке-притче.

Сопоставление бытовой сказки и сказки- притчи.

К.Д.Ушинский

«Два плуга».Наизусть сказку-притчу.

 

4(87)

 

Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче  К.Д.Ушинский « Ветер и солнце».

Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства)

 

Сочинение-прогнозирование сказки-притчи

 

5(88)

 

Сопоставление бытовой сказки и сказки- притчи.   К.Д.Ушинский «Ветер и солнце».

Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

 

 

Житейская история.

«Поучение в примере»

 

 

6(89)

 

 

Сказка-притча. Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного

 чтения.   Н.Г.Гарин - Михайловский «Знаем!»

Урок – рефлексия: что такое притча?

Определение прямого и переносного значения в сказке-притче, иносказательного характера. Трактовка как «поучения в примере».

Сочинение- прогнозирование сказки-притчи.

 

 

7-8

(90-91)

 

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении.

 

Обсуждение  прочитанного

Проверочная работа по теме: «Притчевое слово в сказках».

 

 

 

Мир природы в авторских сказках  11 ч

 

 

 

 

1(92)

 

Авторская литературная сказка  Обращение автора к читателю.

Мир природы в авторских сказках.

Герой авторской сказки. Интонация сказки. К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы».

 

Авторская литературная сказка. Композиция авторской сказки. Роль поучения в авторской сказке. Отношение автора к героям сказки, средства его выражения через сказочные образы.

 

 

Авторская литературная сказка. Герой авторской сказки. Интонация сказки. Язык авторской сказки. Описание природы.

 

 

Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

 

Наблюдение за авторскими сказками, различение и сходство их по разным признакам. Наблюдение за повествованием в авторской сказке.

Выявление особенностей авторского стиля в сказках о природе.

Моделирование характеристики героя.

Выразительное чтение отрывков сказки с последующим оцениванием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2(93)

 

Язык авторской сказки. Описание природы. Пересказ отрывка.

К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы».

 

 

 

3(94)

 

Язык авторской сказки. Описание природы.  Обучение пересказу текста описания.  И.С.Соколов - Микитов «Зимняя ночь».

Волшебные превращения в авторской сказке. Характер героя.

Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

 

Создание текста описания по модели.

Пересказ. Выборочное чтение

Создание текста описания по модели.

 

 

 

4(95)

 

Волшебные превращения в авторской сказке. Характер героя

Л.А.Чарская «Зимняя сказка»

Пропедевтика изучения изобразительных средств (эпитета, олицетворения) на примере авторской сказки о зиме.

 Наблюдение за выразительными средствами  языка

 

 

 

 

5(96)

 

Язык авторской сказки. (олицетворения, эпитеты - без названия терминов)   Л.А.Чарская «Зимняя сказка».

 

 

 

 

6(97)

 

Сказочные события. Структура сказки   О.О.Дриз «Как родилась Зима».

Конструирование текста по заданному плану. Сказочные события.

Структура сказки

Наблюдение за структурой сказки .

 Выявление особенностей сюжета и характеристики персонажей в авторской сказке. Слияние прозаического и стихотворного стиля в произведении.

 

 

 

 

7(98)

 

Чтение сказки по ролям   О.О.Дриз «Как родилась Зима».

Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

 

 

 

 

8(99)

 

Урок-рефлексия: авторская сказка, русская народная сказка, сказка-притча. Сравнение.

Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

Авторская сказка. Русская народная сказка.

Сказка притча.

Диагностика чтения.

Сочинение отзыва- впечатления о персонаже сказки.

 

 

 

9(100)

 

Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Презентация  прочитанных произведений . Проектная деятельность. Создание детской книги-малышки.

Обсуждение  прочитанного.Презентация сказок по выбору.(книги)

 

 

 

10(101)

 

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении.

Обсуждение  прочитанного.

Иллюстрирование драматизация.

Проверочная работа по теме: «Мир природы в авторских сказках». 

 

 

11(102)

 

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Сравнение прочитанных

 сказок, составление вопросов для литературной викторины по прочитанным сказкам.

Обсуждение  прочитанного.

 

 

 

Читай, удивляйся, размышляй!

«Гуси-лебеди» (русская народная сказка); «Добрый поп» (русская народная сказка); Н. К. Абрамцева «Осенняя сказка».

 

 

 

 

Герой в авторских сказках о животных.

9ч.

 

 

 

 

 

1(103)

 

Авторская сказка о животных. Показ характера героя через

его речь.   В.И.Даль «Ворона».

Авторская сказка о животных. Диалог героев.

Структура сказки

Различие и сходство по различным признакам. Выявление способов изображения животных в авторских сказках, поступками персонажей.

 

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Поучение в сказке

о животных.

Особенности авторских сказок о животных. Герой в сказке о животных. Юмор в

сказке

Наблюдение за авторскими сказками о животных, различие и сходство по различным признакам. Выявление способов изображения животных в авторских сказках, поступками персонажей.

Наблюдение за структурой сказки о животных. 

Чтение сказки по ролям .  

 

 

 

2(104)

 

Структура сказки, схожесть её с народной   В.И.Даль «Ворона».

 

 

 

3(105)

 

Чтение сказки по ролям    В.И.Даль «Ворона».

 

 

 

4(106)

 

Поучение в сказке о животных.   Н.Д.Телешов «Покровитель мышей».

 Наблюдение за выразительными средствами  языка.

Особенности построения авторской сказки о животных (пропедевтика изучения композиции).

 

 

 

 

5(107)

 

Подробный пересказ сказки, обсуждение критериев.  Н.Д.Телешов «Покровитель мышей».

 

 

 

6(108)

 

Герой в сказке о животных. Юмор в сказке.  А.Н.Толстой «Картина».

Составление характеристики персонажей по их портрету, характеру и речи.

Подготовка вопросов к сказке.

 

 

 

7(109)

 

Герой в сказке о животных. Юмор в сказке.  Д.И.Хармс «Про собаку Бубубу».

 

 

 

8(110)

 

Составление характеристики персонажей по их портрету, характеру и речи. Д.И.Хармс «Про собаку Бубубу». А.Н.Толстой «Картина».

 

 

 

9(111)

 

Урок-рефлексия: Образ сказочного героя в сказках о животных.

Особенность сказочного героя. Образ сказочного героя в сказке о животных.

Выявление отличий авторских сказок от русских народных сказок о животных.

Проверочная работа по теме:«Герой в авторских сказках о животных».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Герой в авторских волшебных сказках  7 ч

 

 

 

 

 

1(112)

 

Волшебные авторские сказки .  Герой сказки, его описание  Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!»

Современная волшебная история с необычным героем Экспозиция. События, происходящие в сказке. По_

учение в сказке

Различие и сходство по различным признакам.

Замысел сказки. Сказочный образ и средства его создания. Иносказательность сказочного текста. Особенности сказочного героя. Виды сказок6русская народная( о животных, бытовая, волшебная). Форма сказки: прозаическая и стихотворная. Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, концовка.

Экспозиция произведения.

Герой сказки. Речь

героя

 Наблюдение за авторскими сказками о волшебстве. Определение роли экспозиции в сказке. Соотнесение сюжета и композиции в сказке.

Сочинение - развернутый ответ на вопрос и анализ.

 

 

 

2(113)

 

Экспозиция сказки Поучение в сказке   Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!»

 

 

 

3(114)

 

Сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы?»  Критерии сочинения сказки.

Сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы?»

 

 

4(115)

 

Герой сказки. Речь героя.  Т.И.Александрова «Кузька».

Подготовка характеристики персонажа: вычитывание деталей портрета и характера из текста сказки и моделирование портретной характеристики.

Пересказ эпизода сказки.

 

 

 

5(116)

 

Пересказ эпизода сказки. Иллюстрирование сказки  Т.И.Александрова «Кузька».

 

 

 

6(117)

 

Библиотечный урок. Знакомство с зарубежными писателями сказочниками.

 

 

 

7(118)

 

Обсуждение  прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Сочинение-развернутый ответ на вопрос.

Обсуждение  прочитанного.

Сочинение развернутый ответ на вопрос.

 

 

 

 

Поэтическая сказка  7 ч

 

 

 

 

 

1(119)

 

Форма сказки: прозаическая, поэтическая  С.Я.Маршак «Вчера и сегодня».

Форма сказки: прозаическая, поэтическая

 Наблюдение за авторскими сказками в стихах. Определение роли форм сказки: прозаической и стихотворной.

Чтение сказки по ролям.

 

 

 

2(120)

 

Образ главного героя, его речь  С.Я.Маршак «Вчера и сегодня».

Образ главного героя, его речь

 

 

 

 

3(121)

 

Чтение сказки по ролям Выбор отрывка для заучивания  наизусть  С.Я.Маршак «Вчера и сегодня».

Отрывок для заучивания  наизусть  С.Я.Маршака «Вчера и сегодня».

 

 

4(122)

 

Сравнение русской народной волшебной сказки и авторской  по композиции П.П.Ершов «Конёк-горбунок».

Разговорная речь. Развитие действия. Событие в сказке

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

 

Синтагма. Виды сказок

 

Определение роли разговорной речи для характеристики персонажей.

Наблюдение за сюжетом.

Составление чтецкой «партитуры». Сочинение прогнозирование финала сказки.

 

 

 

 

5(123)

 

Речь героя Разговорная речь(устаревшие слова и выражения)  П.П.Ершов «Конёк-горбунок».

 

 

 

6(124)

 

Составление чтецкой «партитуры» Чтение по ролям  П.П.Ершов «Конёк-горбунок».

 

 

 

7(125)

 

Раздел «Читай,удивляйся, размышляй!» Пересказ сказки по выбору.

Обсуждение  прочитанного.

 

 

 

 

 

Читай, удивляйся, размышляй!

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку»; Н. К. Абрамцева «Лужица»; Е. А. Пермяк «Пастух и Скрипка»; пословицы и поговорки о сказке.

 

 

 

 

Когда рождается сказочник. 4ч.

 

 

 

 

 

1(126)

 

Замысел автора Герои сказки  А.Черепанова «Бесконечная сказка».

Замысел автора. Герои

сказки. Форма сказки

Определение роли авторства и создание сказки.

Определение роли разговорной речи для характеристики персонажей.

Определение роли авторства в создании сказки.

Чтение сказки по фрагментам . 

 

 

 

 

2(127)

 

Чтение сказки по фрагментам   А.Черепанова «Бесконечная сказка».

 

 

 

3(128)

 

Форма сказки Чтение сказки по фрагментам   А.Черепанова «Бесконечная сказка».

Проектная работа. Подготовка маленькой мультимедийной презентации о сказке.

 

 

4(129)

 

Определение роли авторства и создание сказки. Инсценирование отрывка изученных сказок.

Образные средства языка сказки: преувеличение, повторы. Эпитеты.

 

 

 

 

5(130)

 

Рефлексия.5ч

 Итоговая проверочная работа.

 

Работа с рубрикой : «Проверь себя».

Итоговая проверочная работа.

 

 

6(131)

 

Анализ работы, определение достижений и проблемных «точек» каждым обучающимся.

 

Работа с рубрикой : «Проверь себя».

 

 

 

7(132)

 

Работа с «картой» движения. Сопоставление карты начальной и итоговой, полученной на конец года.

 

 

 

 

 

8(133)

 

Работа в малых группах по выбранным темам из «карты» движения.

 

 

 

 

 

9(134)

 

Работа над созданием «портфеля» ученика Презентация достижений.

 

Обсуждение  прочитанного.

 

 

 

(135-

136)

 

Резерв.2ч.

 

 

 

 

 

 

ИТОГО: 136 ч.

 

 

 

 

 

                                                                                         

Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы  во 2-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих

1)      личностных результатов:

         учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь;

         представляют многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве;

         принимают различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относятся к ним;

         принимают этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;

         различают эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении;

         различают эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;

         проявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре.

2)      метапредметных результатов:

         правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;

         в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного;

         определяют тему  самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов;

         выбирают заглавие к тексту объемом 150 слов из нескольких предложенных;

         имеют представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы;

         имеют представление о многообразии книг: художественных, учебных, научно-популярных;

         в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию;

         оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям;

         могут пользоваться сноскам и справочными разделами учебника;

         подбирают к художественным произведениям иллюстративный материал из предложенного в учебнике;

         могут соотнести разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи);

3)      предметных результатов:

         имеют представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче;

         имеют представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах;

         определяют вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам;

         имеют опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя;

         составляют «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально);

         критически оценивают свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

         наблюдают композицию (построение) сказки (народной и авторской);

         соотносят классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок;

         в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определяют отношение автора к персонажу, главную мысль сказки;

         раскрывают смысл предложенных учебником пословиц, соотносят их с содержанием другого прочитанного произведения;

         пересказывают фрагмент произведения близко к тексту;

         создают миниатюры на заданную тему, редактируют собственный текст;

         выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям».