Публикация является частью публикации:
Поурочное планирование по литературному чтению
(4 ч х 34 нед. = 136 ч)
№ |
Дата |
Тема урока |
Содержание |
Речевая и читательская деятельность обучающихся. |
Контроль |
Примечание |
|
||||||||||||
|
|
Планирование задач учебного года5 ч |
|
|
|
|
|||||||||||||
1 |
|
Стартовая работа. |
Повторение материала изученного в 1 классе.
|
Выполнение стартовой работы. Работа с оценочным листом. Анализ работы. Карта Знаний.
|
Стартовая работа. |
|
|
||||||||||||
2 |
|
Анализ ошибок, допущенных в стартовой контрольной работе |
|
||||||||||||||||
3 |
|
Составление плана ликвидации трудностей и ошибок |
|
||||||||||||||||
4 |
|
Определение задач учебного года через анализ задач стартовой работы |
|
||||||||||||||||
5 |
|
Составление «карты» основных задач учебного года. |
|
||||||||||||||||
|
|
Каким бывает слово? 17 ч |
Стихотворение. Адресность послания_утешения. Адресат. Тон стихотворения. Шутливый тон. Синтагма, пауза, ключевые слова. Тактовое чтение специально подобранных текстов с предварительным выделением синтагм и постановкой ударения. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
|
Моделирование типа речи « рассуждение» на примере дидактических текстов на каждом уроке. Чтение произведений в жанре послания. Применение способа синтагматического чтения на текстах в жанре послания. |
|
|
|
||||||||||||
1.(6) |
|
Введение в тему. Знакомство с учебником, его справочным аппаратом. Обращение автора к читателю. Критерии синтагматического чтения (алгоритм чтения). Поэтические послания А.С. Пушкина. Составление «партитуры» поэтического текста. |
|
||||||||||||||||
Выделение ключевых слов в стихотворении. Наблюдение за развитием авторской позиции в лирическом стих. О значении слова. Чтение произведения в жанре послания. Наблюдение за развитием авторской позиции в лирическом стихотворении о значении слова. Освоение способов анализа. Выразительное чтение с последующим оцениванием. Упражнения, направленные на правильное чтение. Составление партитуры для чтения пословицы. Анализ дидактических текстов о роли слова в жизни человека. Вычленение основной мысли, определение темы. Составление партитуры для чтения пословиц. Составление модели типа речи рассуждение. Наблюдение за употреблением фразеологических оборотов в художественном тексте и определение их роли. Знакомство с фразеологическим словарём. Упражнения, направленные на правильное чтение. Ответы на вопросы. Анализ произведения. Наблюдение за употреблением слов и выражений в переносном значении в рассказе, сказке, притче. Выделение слов-признаков для описания. Раскрытие особенностей жанра притчи. Моделирование жанра притчи. Упражнения, направленные на правильное чтение. Ответы на вопросы. Овладение способом чтения притчи |
|
|
|||||||||||||||||
2(7) |
|
Слово в стихотворении. Интонация литературного послания. Поэтические послания А.С.Пушкина. |
Ударение в слове и такте. Наблюдение за текстами в жанре послания, различение и сходство их по разным признакам (художественное и риторическое послание). Выявление авторского отношения к адресату. |
|
|
||||||||||||||
3(8) |
|
Смысл и звучание слова. А.А.Тарковский «Слово только оболочка…» |
Звуковая оболочка слова и смысл. Строфа, ритм. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. |
|
Составление партитуры для чтения пословиц. Составление модели типа речи рассуждение.
|
|
|
||||||||||||
4(9) |
|
Роль слова в жизни, поучительность слова. Дж. Родари «Почему золото так дорого ценится?»
|
Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
Дж. Родари «Почему золото так дорого ценится?»учить
|
|
|
||||||||||||||||
5(10) |
|
Слово в пословице. Прямое и переносное значение слова. Пословицы о значении слова в жизни человека..Малые формы устного народного творчества(песенки, загадки, считалки, поговорки)
|
Пословица. Поучение в пословице. Крылатое выражение Фразеологический словарь. Пословица. Прямое и переносное значение слова. Функции слова. Авторы о слове.
Слово-образ. Слово и настроение. Оттенки слова.
|
|
|
|
|
||||||||||||
6(11) |
|
Крылатые выражения (фразеологические обороты) Слово в художественном тексте.В.В.Суслов «Как работает слово». |
|
|
|
|
|||||||||||||
7(12) |
|
Определение темы рассказа. Е.А Пермяк «Волшебные краски». |
Тема рассказа. Выделение сюжетной линии в рассказе. |
|
|
|
|
||||||||||||
8(13) |
|
Настроение рассказа. Выделение слов-признаков для описания. Е.А.Пермяк «Пастух и Скрипка» |
Секреты и приемы автора. Изобразительные средства языка. |
|
|
|
|
||||||||||||
9(14) |
|
Талант человека. Притча. Прямое и переносное значение слова в притче. В.В.Голявкин «Я пуговицу сам себе пришил». |
Притча. Прямое и переносное значение слова. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
|
|
|
|
|
||||||||||||
10(15) |
|
Овладение способом чтения притчи. Иносказательность и поучительность притчевого слова. «Притча о талантах» По А.Меню. |
Иносказательность и поучительность притчи. |
|
|
|
|
||||||||||||
11(16) |
|
Слово в лирическом стихотворении. Критерии чтения поэтического произведения. Интонация стихотворения. А.А.Ахматова «Тайны ремесла». |
Сравнения в стихотворении. Лирическое стихотворение. Диалог героев. Фантазия автора |
Сопоставление евангельской притчи и притчи авторской. Освоение ритмического рисунка в процессе чтения притчи. Ответы на вопросы. Выраз. чтение. Чтение по ролям. |
А.А.Ахматова «Тайны ремесла».Наизусть. |
|
|
||||||||||||
12(17) |
|
Прямое и переносное значение слова. Диалог героев. Ф.К.Сологуб «Глаза». |
Смысл и форма слова. |
|
|
|
|||||||||||||
13(18) |
|
Описание природы в прозе и поэзии. Образ, созданный автором, в рассказе, стихотворении. М,М.Пришвин «Летний дождь». Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою..»
|
Оттенки слова. Слово в лирическом стихотворении. Слово поэтическое и прозаическое. |
Наблюдение за художественным описанием в разных литературных жанрах (рассказе, лирическом стихотворении, сказке). Ответы на вопросы. Анализ произведения. Составление чтецкой «партитуры» . Сравнительный анализ прозаического и поэтического произведений. |
|
|
|
|
|||||||||||
14(19) |
|
Составление чтецкой «партитуры» стихотворного текста В.В.Набоков «Дождь пролетел». |
Слова-настроения. Образ, созданный автором в рассказе, в стихотворении. Интонация рассказа и сти_ хотворения. |
|
В.В.Набоков «Дождь пролетел».Наизусть. |
|
|
||||||||||||
15(20) |
|
Волшебные звуки слова. Оттенки звука и оттенки слова. Описание предмета В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». (отрывок) |
Средства изображения неживого предмета. Оттенки звука и оттенки слова. Описание предмета. Описание «ощущения» героя. |
|
Описание предмета В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». (отрывок) |
|
|
||||||||||||
16(21) |
|
Способы передачи настроения героя В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок) |
Интонирование незнакомого текста. |
|
|
|
|
||||||||||||
17(22) |
|
Подведение итогов самостоятельного чтения по разделу «Читай, удивляйся, размышляй!» Выразительное чтение и (или) чтение наизусть произведений раздела. |
|
Выразительное чтение и (или) чтение наизусть произведений раздела Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении
|
|
Проверочная работа по теме: «Каким бывает слово?».
Чтение наизусть произведений раздела. |
|
|
|||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
Читай, удивляйся, размышляй! Притча о Сеятеле (из Евангелия от Матфея, гл. 13); В. А. Солоухин «Когда ты хочешь молвить слово»; Н. И. Сладков «Золотая осень»; А. А. Ахматова «Вереница четверостиший» (отрывок); В. П. Астафьев «Падение листа»; В. В. Бахревский «Вечер»; И. Пивоварова «Песня скрипки»; М. М. Пришвин «Художник»; И. А. Бунин «Слово».М.Ю. Лермонтов « Тучи»,» Парус».
|
|
||||||||||||||||||
|
|
Волшебные превращения слова 22ч |
|
|
|
|
|
||||||||||||
1(23) |
|
Слово в юмористическом стихотворении. Диалог-спор героев. А.К.Дитрих «Говорила туча туче». |
Спор. Юмористическое стихотворение. Замысел юмористического произведения. Слово в юмористическом, шутливом стихотворении. Слово и передача особых чувств героя. Диалог-спор «неживых героев», способы передачи настроения этих героев. Выбор лексических средств для передачи настроения. Отношение автора. Отражение основной мысли текста в высказывании. Слово и речь человека. Словесные «казусы» в речи героев юмористического стихотворения. Выбор автором языковых средств для создания своего образа. Передачи настроения, раскрытия темы. Диалог. Монолог. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Тон чтения. |
Анализ дидактических текстов о поведении человека, его речи, умении спорить. Анализ шуточного стихотворения, русской народной сказки, басни, лингвистической сказки. Наблюдение за развитием сюжета в юмористическом стихотворении. Инсценирование стихотворения . Критерии чтения юмористического стихотворения. Чтение произведений по ролям.
|
|
Наизусть А.К.Дитрих «Говорила туча туче».
|
|
|
|||||||||||
2(24) |
|
Интонация. Инсценирование стихотворения . Э.Э.Мошковская «Косматая – косматая». |
|
|
|
||||||||||||||
3(25) |
|
Выбор лексических средств для передачи их настроения А.К.Дитрих «Говорила туча туче» . Э.Э.Мошковская «Косматая – косматая». |
Создание текста по заданной первой фразе. «Говорила туча…» |
|
|
||||||||||||||
4(26) |
|
Трудно ли быть грамотным? Слово и речь человека. Критерии чтения юмористического стихотворения. Ю.Тимянский «Рассказ школьного портфеля». |
|
|
|
|
|||||||||||||
5(27) |
|
Трудно ли быть грамотным? Тон чтения. Диалог героев . Ю.Тувим «Словечки-калечки». |
Наблюдение за развитием сюжета в юмористическом стихотворении, сменой интонаций в тексте. Определение смысла заглавия разных произведений. Выразительное чтение. |
|
|
|
|||||||||||||
6(28) |
|
Зачем люди хвастаются? Сказка и басня. Слово- поучение в речи героев русской народной сказки и басни. Работа со словарями. |
Замысел сказки. Слово и передача особых чувств героя. Слово в речи русской народной сказки. Сказка. Басня. Поучение. Слова похвалы. |
Наблюдение за развитием сюжета в русской народной сказке и басне. Определение особенностей жанров русской народной сказки и басни. Выявление роли персонажа с целью поучения в басне и сказке. Обучение пересказу Чтение басни по ролям.
|
|
|
|
|
|||||||||||
7(29) |
|
Чтение сказки по ролям Обучение пересказу «Заяц-хвастун» русская народная сказка. |
Сказочный образ. Виды сказок. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
|
Конструирование текста по предложенному плану. |
|
|
|||||||||||||
8(30) |
|
Басня. Поучительность и иносказательность слова в басне. Чтение басни по ролям. И.А.Крылов «Кукушка и Петух». |
Басня. Поучительность и иносказательность слова в басне. Хвалебное слово в разных литературных жанрах. |
|
|
|
|||||||||||||
9(31) |
|
Лингвистические сказки. Смыслоразличительная роль ударения в слове. И.М.Подгаецкая «Ударение». |
Ударение. Различение смыслов. Лингвистическая сказка. Смысловое и слоговое ударение. Смыслоразличительная роль ударения в слове.
|
Определение роли ударения как «смыслоразличителя» для понимания основной авторской идеи лингвистической сказки. Выразительное чтение. |
|
|
|
||||||||||||
10-11 (32-33) |
|
Критерии выразительного чтения прозаического текста. И.М.Подгаецкая «Ударение». |
Определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
|
|
|
|
|||||||||||||
12(34) |
|
Необычные слова. Словесное выражение главной мысли автора. Образ героя. Способы его создания. С.Чёрный «Воробей». |
Замысел юмористического произведения. Герой юмористического произведения .Средства создания его образа. Речь и характер героев. Поэтическое описание героя. Смех. Обидный и беззлобный смех .Образ героя- словесное выражение главной мысли автора. Способы этого выражения в стихотворении и рассказе. |
Анализ дидактических текстов об умении вести себя культурно в различных жизненных ситуациях. Создание виртуального мультфильма по тексту юмористического произведения. Словесное выражение главной мысли автора. Наблюдение за развитием сюжета в юмористическом стихотворении, сменой интонаций в тексте. Определение основной мысли в разных произведениях. |
Наизусть С.Чёрный«Воробей». |
|
|
||||||||||||
13(35) |
|
Слово и реакция человека на него. Обидное слово В.И.Белов «Как воробья ворона обидела». |
Обидное слово. Слово и реакция человека на него. Отношение автора к герою юмористического произведения. |
Осмысленное чтение, ответы на вопросы, озаглавливание частей, хар-ка главного героя. |
|
|
|
||||||||||||
14(36) |
|
Необычные герои. Чтение стихотворения по ролям Я.Л.Аким «Что говорят двери». |
Юмористическое стихотворение. Диалог героев. Перемена интонации. Настроение Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.. |
Чтение стихотворения по ролям. Составление характеристики персонажа, определение авторского отношения к нему.
|
|
Наизусть Я.Л.Аким «Что говорят двери». |
|
|
|||||||||||
15(37) |
|
Перемена интонации при чтении по ролям. Н.Демыкина «Капризный день» |
|
|
|
|
|||||||||||||
16(38) |
|
Вежливые и подарочные стихи. О.Е.Григорьев «Гостеприимство». Речевой этикет. |
Юмористическое стихотворение. Вежливое и невежливое слово. Форма высказывания. Способ исправить форму высказывания. Слово-совет. |
Составление «раскадровки» и создание мультфильма по событиям текста Роль диалога в художественном произведении: речь как характеристика персонажа. Осмысленное чтение, ответы на вопросы. |
О.Е.Григорьев «Гостеприимство». Наизусть. |
|
|
||||||||||||
17(39) |
|
Интонационное выражение характера и чувств героя. И.Шевчук «Подарок». |
|
|
|
||||||||||||||
18(40) |
|
« Вежливые» слова в произведении. Речевой этикет О.И.Выготская «Мягкий знак». |
Образ героя стихотворения и сказки. Диалог в сказке Слово авторское. Восприятие авторского слова читателем. Понятие талантливый читатель. |
Выявление роли глагола с целью характеристики поведения персонажа в авторской сказке. Способ чтения реплик
|
|
|
|
||||||||||||
19(41) |
|
Диалог в сказке. Чтение по ролям. Э.Э.Мошковская «Сказка про Твёрдый и Мягкий знаки». |
Вежливое невежливое слово. Сравнение как прием автора, создающий образ. |
|
|
|
|||||||||||||
20(42) |
|
Зачем человеку язык? Каким бывает язык? Обучение пересказу притчи. Притча об Эзопе. Значение слова. Ошибки в речи. Дж Родари «Страна без ошибок». |
Слово в миниатюре. «Философичность»смысла авторского слова. Притча. Прямое и переносное значение. |
Определение жанровых особенностей притчи: поучения, ситуации из жизни и иносказания. Пересказ притчи. |
|
|
|
|
|||||||||||
21(43) |
|
Значение слова. Ошибки в речи. Дж Родари «Страна без ошибок». |
|
|
|
|
|||||||||||||
22(44) |
|
Подведение итогов самостоятельного чтения по разделу «Читай, удивляйся, размышляй!» Выразительное чтение и (или) чтение наизусть произведений раздела. |
|
|
|
Проверочная работа по теме: «Волшебные превращения слова». |
|
|
|||||||||||
|
Читай, удивляйся, размышляй Ю. П. Мориц «Попугай и утка»; П. Синявский «Штранная иштория»» Н. К. Абрамцева «Вот так пальма»; Я. Бжехва (перевод с польского Б. Д. Заходера) «Очень Вежливый Индюк»; М. С. Пляцковский «Добрая лошадь»; А. А. Дмитриев «Бездомная кошка»; М. С. Пляцковский «Баран и солнышко»; Н. Н. Матвеева «Было тихо»; Л. С. Петрушевская «Заячий хвостик»; И. П. Токмакова «Радость»; В. Д. Берестов «Аист и соловей»; А. Л. Барто «Пожалуйста, потише!»; А. К. Дитрих «Песенка вопросительного знака, ставшего знаком восклицательным»; М. С. Пляцковский «Маленькое стихотворение о маленькой точке».
|
|
|||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
|
|
Волшебные слова 14ч
|
|
|
|
|
|||||||||||||
1(45) |
|
Авторское слово. Сравнение как приём, создающий образ Дж Родари «Чем писать». |
Иносказание. Притча. |
Анализ дидактических текстов о роли читателя. Анализ произведений в жанрах юмористического стихотворения, притчи, рассказа, колыбельной, авторской сказки. Миниатюры. Моделирование жанра миниатюры. Выразительное чтение. Рассказ притчи близко к тексту. |
|
|
|||||||||||||
2(46) |
|
Иносказание. Пересказ притчи. Л.Н.Толстой «Веник». |
Иносказание. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в ми-ни-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), |
Сочинение-рассуждение « О чем мечтает кораблик» |
|
||||||||||||||
3(47) |
|
В чем секреты интонации? Интонация. Ритм. И.Мазнин «Давайте дружить» |
Слово-совет. Интонация. Ритм. Поучение. Стих |
Введение нового термина «лирика», объяснение его с точки зрения этимологии. Сочинение-рассуждение. Презентация. оценивание |
|
|
|||||||||||||
4(48) |
|
Чтение стихотворения с разной интонацией Н.Н.Матвеева «Кораблик». |
|
|
|||||||||||||||
5(49) |
|
« Житейская история в небольшом рассказе». Рассказ, его характерные черты. Е.А.Пермяк «Как Маша стала большой». |
Рассказ. Диалог героев. |
Парная, групповая работа по выявлению авторского отношения к персонажам , их поведению. Выразительное чтение текстов разных жанров. Создание образа с помощью изобразительных средств языка. Сочинение-рассуждение. Презентация. оценивание |
Н.Н.Матвеева «Кораблик». Наизусть. |
|
|||||||||||||
6(50) |
|
Способы передачи настроения героев. Э.Ю.Шим «Жук на ниточке». |
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). |
|
|
||||||||||||||
7(51) |
|
« Ночные произведения». Создание образа с помощью изобразительных средств языка. В.С.Шефнер «Колыбельная» |
Колыбельная |
|
|
||||||||||||||
8(52) |
|
Характер героя, его поступки и мотивы. С.Г.Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды». |
Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. |
Сочинение-рассуждение « Какое доброе дело придумали медвежонок и ежик?» |
|
||||||||||||||
9(53) |
|
Образ героя. Сравнения. Выразительное чтение стихотворения. Г.М.Кружков «Утро весёлый маляр». |
Чтение по партитуре. Описание времени су_ ток — поэтический об_ раз. Перемена интонации |
Выразительное чтение. Пропедевтика изобразительных средств в стихотворении о временах суток.
|
Г.М.Кружков «Утро весёлый маляр».Наизусть. |
|
|||||||||||||
10(54) |
|
Автор художник, автор-волшебник. Рассказ – миниатюра. М.М.Пришвин «Слово - звезда». |
Миниатюра. |
Определение основных особенностей жанра миниатюры, объяснение смысла заглавия миниатюры Выразительное чтение. Обучение пересказу. |
|
|
|||||||||||||
11(55) |
|
В чем талант читателя? Сравнение. Внутренний мир автора. Э.Ю.Шим «Цветной венок». |
Сравнение. Внутренний мир автора. Словесный образ. Чудесное «событие» |
|
|
||||||||||||||
12(56) |
|
События в рассказе. Незабываемый случай В.И.Белов «Радуга». |
Слово авторское. |
|
|
||||||||||||||
13(57) |
|
События в рассказе. Незабываемый случай В.А.Бахревский «Хозяева лета». |
Событие в рассказе. Способы изображения необычного события |
|
|
||||||||||||||
14(58) |
|
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Презентация читательских дневников. Итоги изучения 1 книги. |
|
Парная, групповая работа по выявлению авторского отношения к персонажам , их поведению. |
Проверочная работа по теме: «Волшебные слова». |
|
|||||||||||||
|
|
Введение в мир сказочного слова 2 часть.3ч |
|
|
|
|
|||||||||||||
1(59) |
|
Знакомство с учебником. Обращение автора к читателю. Миниатюра, её чтение в соответствии с критериями выразительного чтения. И.С.Соколов - Микитов «Звезда». Введение в мир сказочного слова. |
Синтагма. Пауза. Ми_ ниатюра. Тема текста Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
|
Анализ дидактического текста, чтение миниатюры в соответствии с критериями выразительного чтения. Уточнение роли синтагмы с целью понимания литературного текста. Определение ритмического рисунка в процессе чтения миниатюры. |
|
|
|||||||||||||
2(60) |
|
Введение в мир сказочного слова. Тема текста. В.Д.Берестов «Недаром сказку любят дети». |
|
Подбор однокоренных слов к слову «сказка». Определение этимологии этого слова. |
|
|
|||||||||||||
3(61) |
|
Основной смысл текста. Уточнение роли синтагмы с целью понимания литературного текста. Сочинение на тему: «Почему я люблю сказки?». |
Наблюдение за повествованием в сказке. Чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения. |
Сочинение на тему: «Почему я люблю сказки?». |
|
||||||||||||||
|
|
Слово в русской народной сказке 22 ч
|
|
|
|
|
|||||||||||||
1(62) |
|
Знаешь ли ты сказку? В.А. Черненко « Как рождается сказка?» |
Основной смысл текста. Замысел сказки. Сказочный образ и средства его создания. Иносказательность сказочного текста.
|
Первичное определение особенностей бытовой сказки. Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке. Парная, групповая работа по выявлению авторского отношения к персонажам , их поведению. Чтение сказки по ролям. Пересказ сказки. Инсценировка сказки«Мороз, Солнце и Ветер» |
|
|
|||||||||||||
2(63) |
|
Слово в русской народной сказке. Бытовая сказка. Диалог героев «Мужик и медведь». |
Особенности изображения героя в бытовой сказке. Диалог героев Тема сказки. Жизненная ситуация бытовой сказки. Спор героев. Поучение в сказке Замысел сказки. Сказочный образ и средства его создания. Иносказательность сказочного текста. Особенности сказочного героя. Виды сказок6русская народная( о животных, бытовая, волшебная). Форма сказки: прозаическая и стихотворная. |
|
|
||||||||||||||
3(64) |
|
Пересказ сказки «Мужик и медведь». |
|
|
|||||||||||||||
4(65) |
|
Составление характеристики персонажей в сказке «Мужик и медведь». |
|
|
|||||||||||||||
5(66) |
|
Бытовая сказка.Тема сказки. «Мороз, Солнце и Ветер». |
|
|
|||||||||||||||
6(67) |
|
Жизненная ситуация бытовой сказки «Мороз, Солнце и Ветер». |
|
|
|||||||||||||||
7(68) |
|
Спор героев. Инсценировка сказки«Мороз, Солнце и Ветер». |
|
|
|||||||||||||||
8(69) |
|
Волшебная сказка. Сопоставление волшебной и бытовой сказки. Приключение главного героя «Кулик». |
Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, концовка. Экспозиция произведения. Сказочное действие. Сказочное время. Сказочное пространство. Два мира волшебной сказки. «Приключение» главного героя.
Герой в сказке. Герои_ помощники. Герои_ «вредители». Сказочные повторы. Собиратели сказок. Присказка. |
Определение особенностей волшебной сказки. Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке.
|
|
|
|||||||||||||
9(70) |
|
Сказочное действие, время, пространство. Два мира волшебной сказки «Кулик». |
|
|
|||||||||||||||
10(71) |
|
Язык волшебной сказки. Чтение сказки в соответствии с критериями выразительного чтения «Кулик». |
|
|
|||||||||||||||
11(72) |
|
Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, концовка «Несмеяна - царевна» |
Моделирование сюжета волшебной сказки. Парная, групповая работа по выявлению авторского отношения к персонажам , их поведению. Пересказ сказки близко к тексту. |
|
|
||||||||||||||
12(73) |
|
Волшебная сказка «Несмеяна-царевна». Особенности содержания и построения сказки. |
Моделирование сюжета волшебной сказки.
|
|
|||||||||||||||
13(74) |
|
Сказочные повторы. «Несмеяна - царевна». |
|
|
|||||||||||||||
14(75) |
|
Критерии устного рассказа «Несмеяна - царевна». |
|
|
|||||||||||||||
15(76) |
|
Сравнение волшебных и бытовых сказок. Сочинение -прогнозирование по заглавию сказки. |
Сравнение сказок. Моделирование сюжета волшебной сказки.
Главные герои сказки. Основные части сказки. Повторы. |
Пересказ сказки близко к тексту. |
|
|
|||||||||||||
16(77) |
|
Сказка о животных. Определение особенностей сказки о животных«Журавль и цапля». |
Определение особенностей сказки о животных. Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке. Сопоставление построения сказок |
|
|
||||||||||||||
17(78) |
|
Главные герои сказки. Речь героев. «Журавль и цапля». |
|
|
|||||||||||||||
18(79) |
|
Основные части сказки. Повторы. «Журавль и цапля». |
|
|
|||||||||||||||
19(80) |
|
Бытовая сказка. Главные герои сказки. Характер героев. «Солдатская загадка». |
Главные герои сказки. Характер героев. «Столкновение» героев в сказке. Поучение
Особенности русской народной сказки. Ее виды. |
Определение особенностей бытовой сказки. Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке. Пересказ сказки близко к тексту Чтение сказки по ролям. Инсценирование сказок. |
|
|
|||||||||||||
20(81) |
|
Передача настроения и характера героя в его речи. «Солдатская загадка». |
|
|
|||||||||||||||
21(82) |
|
Чтение сказки по ролям. Инсценировка сказки «Солдатская загадка». |
|
|
|||||||||||||||
22(83) |
|
Урок - рефлексия: особенности русской народной сказки, её виды. Выставка книг-сказок. Работа с интернет- ресурсами по поиску художников, иллюстраторов русской народной сказки. Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» |
Конкурс на лучшего рассказчика народной сказки. |
Проверочная работа по теме « Русские народные сказки.» |
|
||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
|
Притчевое слово в сказке. 8 ч.
|
|
|
|
|
|||||||||||||
1(84) |
|
Притча. Сказка-притча Обращение автора к читателю. |
Притча. Притча сказка. Поучение в притче. Поучение в сказке_ притче. Скрытый смысл Жанровое разнообразие произведений. Слово в притче. Иносказательность и поучительность притчевого слова. |
Наблюдение за разными сказками-притчами, различение и сходство их по разным признакам. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Наблюдение за повествованием в сказке-притче. Определение особенностей сказки-притчи. Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке-притче.
|
|
|
|||||||||||||
2(85) |
|
Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче Ф.К.Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце». |
|
|
|||||||||||||||
3(86) |
|
Скрытый смысл. Поучение в сказке К.Д.Ушинский «Два плуга». |
Сочинение-прогнозирование сказки-притчи. Поучение в сказке притче. Скрытый смысл. |
Формулирование поучительного вывода на основании житейской истории в сказке-притче. Сопоставление бытовой сказки и сказки- притчи. |
К.Д.Ушинский «Два плуга».Наизусть сказку-притчу. |
|
|||||||||||||
4(87) |
|
Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче К.Д.Ушинский « Ветер и солнце». |
Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) |
|
Сочинение-прогнозирование сказки-притчи |
|
|||||||||||||
5(88) |
|
Сопоставление бытовой сказки и сказки- притчи. К.Д.Ушинский «Ветер и солнце». |
Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Житейская история. «Поучение в примере» |
|
|
||||||||||||||
6(89)
|
|
Сказка-притча. Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного чтения. Н.Г.Гарин - Михайловский «Знаем!» Урок – рефлексия: что такое притча? |
Определение прямого и переносного значения в сказке-притче, иносказательного характера. Трактовка как «поучения в примере». Сочинение- прогнозирование сказки-притчи. |
|
|
||||||||||||||
7-8 (90-91) |
|
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении. |
|
Обсуждение прочитанного |
Проверочная работа по теме: «Притчевое слово в сказках». |
|
|||||||||||||
|
|
Мир природы в авторских сказках 11 ч |
|
|
|
|
|||||||||||||
1(92) |
|
Авторская литературная сказка Обращение автора к читателю. Мир природы в авторских сказках. Герой авторской сказки. Интонация сказки. К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы».
|
Авторская литературная сказка. Композиция авторской сказки. Роль поучения в авторской сказке. Отношение автора к героям сказки, средства его выражения через сказочные образы.
Авторская литературная сказка. Герой авторской сказки. Интонация сказки. Язык авторской сказки. Описание природы.
Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
|
Наблюдение за авторскими сказками, различение и сходство их по разным признакам. Наблюдение за повествованием в авторской сказке. Выявление особенностей авторского стиля в сказках о природе. Моделирование характеристики героя. Выразительное чтение отрывков сказки с последующим оцениванием.
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||
2(93) |
|
Язык авторской сказки. Описание природы. Пересказ отрывка. К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы». |
|
|
|
||||||||||||||
3(94) |
|
Язык авторской сказки. Описание природы. Обучение пересказу текста описания. И.С.Соколов - Микитов «Зимняя ночь». |
Волшебные превращения в авторской сказке. Характер героя. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
|
Создание текста описания по модели. Пересказ. Выборочное чтение |
Создание текста описания по модели.
|
|
|
||||||||||||
4(95) |
|
Волшебные превращения в авторской сказке. Характер героя Л.А.Чарская «Зимняя сказка» |
Пропедевтика изучения изобразительных средств (эпитета, олицетворения) на примере авторской сказки о зиме. Наблюдение за выразительными средствами языка |
|
|
|
|
||||||||||||
5(96) |
|
Язык авторской сказки. (олицетворения, эпитеты - без названия терминов) Л.А.Чарская «Зимняя сказка». |
|
|
|
|
|||||||||||||
6(97) |
|
Сказочные события. Структура сказки О.О.Дриз «Как родилась Зима». |
Конструирование текста по заданному плану. Сказочные события. Структура сказки |
Наблюдение за структурой сказки . Выявление особенностей сюжета и характеристики персонажей в авторской сказке. Слияние прозаического и стихотворного стиля в произведении.
|
|
|
|
||||||||||||
7(98) |
|
Чтение сказки по ролям О.О.Дриз «Как родилась Зима». |
Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
|
|
|
|
|||||||||||||
8(99) |
|
Урок-рефлексия: авторская сказка, русская народная сказка, сказка-притча. Сравнение. |
Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Авторская сказка. Русская народная сказка. Сказка притча. |
Диагностика чтения. Сочинение отзыва- впечатления о персонаже сказки. |
|
|
|
||||||||||||
9(100) |
|
Раздел «Читай, удивляйся, размышляй!» Презентация прочитанных произведений . Проектная деятельность. Создание детской книги-малышки. |
Обсуждение прочитанного.Презентация сказок по выбору.(книги) |
|
|
|
|||||||||||||
10(101) |
|
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении. |
Обсуждение прочитанного. Иллюстрирование драматизация. |
Проверочная работа по теме: «Мир природы в авторских сказках». |
|
|
|||||||||||||
11(102) |
|
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Сравнение прочитанных сказок, составление вопросов для литературной викторины по прочитанным сказкам. |
Обсуждение прочитанного. |
|
|
|
|||||||||||||
Читай, удивляйся, размышляй! «Гуси-лебеди» (русская народная сказка); «Добрый поп» (русская народная сказка); Н. К. Абрамцева «Осенняя сказка».
|
|
||||||||||||||||||
|
|
Герой в авторских сказках о животных. 9ч. |
|
|
|
|
|
||||||||||||
1(103) |
|
Авторская сказка о животных. Показ характера героя через его речь. В.И.Даль «Ворона». |
Авторская сказка о животных. Диалог героев. Структура сказки Различие и сходство по различным признакам. Выявление способов изображения животных в авторских сказках, поступками персонажей.
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Поучение в сказке о животных. Особенности авторских сказок о животных. Герой в сказке о животных. Юмор в сказке |
Наблюдение за авторскими сказками о животных, различие и сходство по различным признакам. Выявление способов изображения животных в авторских сказках, поступками персонажей. Наблюдение за структурой сказки о животных. Чтение сказки по ролям . |
|
|
|
||||||||||||
2(104) |
|
Структура сказки, схожесть её с народной В.И.Даль «Ворона». |
|
|
|
||||||||||||||
3(105) |
|
Чтение сказки по ролям В.И.Даль «Ворона». |
|
|
|
||||||||||||||
4(106) |
|
Поучение в сказке о животных. Н.Д.Телешов «Покровитель мышей». |
Наблюдение за выразительными средствами языка. Особенности построения авторской сказки о животных (пропедевтика изучения композиции). |
|
|
|
|
||||||||||||
5(107) |
|
Подробный пересказ сказки, обсуждение критериев. Н.Д.Телешов «Покровитель мышей». |
|
|
|
||||||||||||||
6(108) |
|
Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. А.Н.Толстой «Картина». |
Составление характеристики персонажей по их портрету, характеру и речи. Подготовка вопросов к сказке. |
|
|
|
|||||||||||||
7(109) |
|
Герой в сказке о животных. Юмор в сказке. Д.И.Хармс «Про собаку Бубубу». |
|
|
|
||||||||||||||
8(110) |
|
Составление характеристики персонажей по их портрету, характеру и речи. Д.И.Хармс «Про собаку Бубубу». А.Н.Толстой «Картина». |
|
|
|
||||||||||||||
9(111) |
|
Урок-рефлексия: Образ сказочного героя в сказках о животных. |
Особенность сказочного героя. Образ сказочного героя в сказке о животных. |
Выявление отличий авторских сказок от русских народных сказок о животных. |
Проверочная работа по теме:«Герой в авторских сказках о животных».
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
Герой в авторских волшебных сказках 7 ч |
|
|
|
|
|
||||||||||||
1(112) |
|
Волшебные авторские сказки . Герой сказки, его описание Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!» |
Современная волшебная история с необычным героем Экспозиция. События, происходящие в сказке. По_ учение в сказке Различие и сходство по различным признакам. Замысел сказки. Сказочный образ и средства его создания. Иносказательность сказочного текста. Особенности сказочного героя. Виды сказок6русская народная( о животных, бытовая, волшебная). Форма сказки: прозаическая и стихотворная. Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, концовка. Экспозиция произведения. Герой сказки. Речь героя |
Наблюдение за авторскими сказками о волшебстве. Определение роли экспозиции в сказке. Соотнесение сюжета и композиции в сказке. Сочинение - развернутый ответ на вопрос и анализ. |
|
|
|
||||||||||||
2(113) |
|
Экспозиция сказки Поучение в сказке Н.К.Абрамцева «Чудеса, да и только!» |
|
|
|
||||||||||||||
3(114) |
|
Сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы?» Критерии сочинения сказки. |
Сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы?» |
|
|
||||||||||||||
4(115) |
|
Герой сказки. Речь героя. Т.И.Александрова «Кузька». |
Подготовка характеристики персонажа: вычитывание деталей портрета и характера из текста сказки и моделирование портретной характеристики. Пересказ эпизода сказки. |
|
|
|
|||||||||||||
5(116) |
|
Пересказ эпизода сказки. Иллюстрирование сказки Т.И.Александрова «Кузька». |
|
|
|
||||||||||||||
6(117) |
|
Библиотечный урок. Знакомство с зарубежными писателями сказочниками. |
|
|
|
||||||||||||||
7(118) |
|
Обсуждение прочитанного в разделе «Читай, удивляйся, размышляй!» Сочинение-развернутый ответ на вопрос. |
Обсуждение прочитанного. |
Сочинение развернутый ответ на вопрос. |
|
|
|||||||||||||
|
|
Поэтическая сказка 7 ч |
|
|
|
|
|
||||||||||||
1(119) |
|
Форма сказки: прозаическая, поэтическая С.Я.Маршак «Вчера и сегодня». |
Форма сказки: прозаическая, поэтическая |
Наблюдение за авторскими сказками в стихах. Определение роли форм сказки: прозаической и стихотворной. Чтение сказки по ролям. |
|
|
|
||||||||||||
2(120) |
|
Образ главного героя, его речь С.Я.Маршак «Вчера и сегодня». |
Образ главного героя, его речь
|
|
|
|
|||||||||||||
3(121) |
|
Чтение сказки по ролям Выбор отрывка для заучивания наизусть С.Я.Маршак «Вчера и сегодня». |
Отрывок для заучивания наизусть С.Я.Маршака «Вчера и сегодня». |
|
|
||||||||||||||
4(122) |
|
Сравнение русской народной волшебной сказки и авторской по композиции П.П.Ершов «Конёк-горбунок». |
Разговорная речь. Развитие действия. Событие в сказке Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Синтагма. Виды сказок
|
Определение роли разговорной речи для характеристики персонажей. Наблюдение за сюжетом. Составление чтецкой «партитуры». Сочинение прогнозирование финала сказки. |
|
|
|
|
|||||||||||
5(123) |
|
Речь героя Разговорная речь(устаревшие слова и выражения) П.П.Ершов «Конёк-горбунок». |
|
|
|
||||||||||||||
6(124) |
|
Составление чтецкой «партитуры» Чтение по ролям П.П.Ершов «Конёк-горбунок». |
|
|
|
||||||||||||||
7(125) |
|
Раздел «Читай,удивляйся, размышляй!» Пересказ сказки по выбору. |
Обсуждение прочитанного. |
|
|
|
|||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
Читай, удивляйся, размышляй! Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку»; Н. К. Абрамцева «Лужица»; Е. А. Пермяк «Пастух и Скрипка»; пословицы и поговорки о сказке.
|
|
||||||||||||||||||
|
|
Когда рождается сказочник. 4ч. |
|
|
|
|
|
||||||||||||
1(126) |
|
Замысел автора Герои сказки А.Черепанова «Бесконечная сказка». |
Замысел автора. Герои сказки. Форма сказки Определение роли авторства и создание сказки. Определение роли разговорной речи для характеристики персонажей. |
Определение роли авторства в создании сказки. Чтение сказки по фрагментам .
|
|
|
|
||||||||||||
2(127) |
|
Чтение сказки по фрагментам А.Черепанова «Бесконечная сказка». |
|
|
|
||||||||||||||
3(128) |
|
Форма сказки Чтение сказки по фрагментам А.Черепанова «Бесконечная сказка». |
Проектная работа. Подготовка маленькой мультимедийной презентации о сказке. |
|
|
||||||||||||||
4(129) |
|
Определение роли авторства и создание сказки. Инсценирование отрывка изученных сказок. |
Образные средства языка сказки: преувеличение, повторы. Эпитеты. |
|
|
|
|
||||||||||||
5(130) |
|
Рефлексия.5ч Итоговая проверочная работа. |
|
Работа с рубрикой : «Проверь себя». |
Итоговая проверочная работа. |
|
|
||||||||||||
6(131) |
|
Анализ работы, определение достижений и проблемных «точек» каждым обучающимся. |
|
Работа с рубрикой : «Проверь себя». |
|
|
|
||||||||||||
7(132) |
|
Работа с «картой» движения. Сопоставление карты начальной и итоговой, полученной на конец года. |
|
|
|
|
|
||||||||||||
8(133) |
|
Работа в малых группах по выбранным темам из «карты» движения. |
|
|
|
|
|
||||||||||||
9(134) |
|
Работа над созданием «портфеля» ученика Презентация достижений. |
|
Обсуждение прочитанного. |
|
|
|
||||||||||||
(135- 136) |
|
Резерв.2ч. |
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
ИТОГО: 136 ч. |
|
|
|
|
|||||||||||||
|
Планируемые результаты обучения
В результате освоения программы во 2-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих
1) личностных результатов:
– учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь;
– представляют многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве;
– принимают различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относятся к ним;
– принимают этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;
– различают эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении;
– различают эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;
– проявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре.
2) метапредметных результатов:
– правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;
– в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного;
– определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов;
– выбирают заглавие к тексту объемом 150 слов из нескольких предложенных;
– имеют представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы;
– имеют представление о многообразии книг: художественных, учебных, научно-популярных;
– в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию;
– оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям;
– могут пользоваться сноскам и справочными разделами учебника;
– подбирают к художественным произведениям иллюстративный материал из предложенного в учебнике;
– могут соотнести разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи);
3) предметных результатов:
– имеют представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче;
– имеют представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах;
– определяют вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам;
– имеют опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя;
– составляют «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально);
– критически оценивают свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
– наблюдают композицию (построение) сказки (народной и авторской);
– соотносят классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок;
– в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определяют отношение автора к персонажу, главную мысль сказки;
– раскрывают смысл предложенных учебником пословиц, соотносят их с содержанием другого прочитанного произведения;
– пересказывают фрагмент произведения близко к тексту;
– создают миниатюры на заданную тему, редактируют собственный текст;
– выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.