Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс по ФГОС . Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Оценка 4.6

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс по ФГОС . Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русская литература
1 кл—4 кл
18.02.2017
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс по ФГОС . Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
поурочное планирование.docx

                                  Календарно- поурочное планирование.(Литературное чтение 3 класс)

Тема урока

Содержание

Деятельность  детей

Контроль

Дата

 

1

 

1

Проектирование задач учебного года.4ч

Стартовая работа. Анализ ошибок, допущенных в стартовой контрольной работе.

Выполнение разноуровневой проверочной работы, работа с оценочным листом, критериальное оценивание. Работа над ошибками.

 

Наблюдение за впечатлением автора в сказке и рассказе. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции.

Сочинение-прогнозирование как продолжение развития сюжета, созданного автором. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Наблюдения за изобразительным средством- сравнением в текстах разных жанров.

Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы по тексту. Сочинение волшебной истории. Моделирование средства-сравнения. Парная и групповая работа по поиску  и названию авторских средств. Создание текста –этюда по модели.

Формирование навыка чтения про себя на основе многократного перечитывания текста в контексте его литературного анализа.

Стартовая работа. Проверка техники чтения.

 

 

 

 

2

Составление плана ликвидации трудностей и ошибок.

 

 

 

 

3

Определение задач учебного года через анализ задач стартовой работы.

 

 

 

 

4

Составление «карты» основных задач учебного года.

 

 

 

 

1а

1(5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рождение замысла. Тема авторства.1

Знакомство с учебником

« Литературное чтение» 3 класс. Знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений: умение ориентироваться в книге по ее элементам.

Авторская позиция в волшебной истории. Н.К.Абрамцева «Шёлковая сказка» .

Синтагмантическое интонационное оформленное чтение вслух любого текста: прозаического и поэтического. Про­должение волшебной истории по заданному началу. Замысел автора. Характер  героя. Продолжение расска­за (в устной форме) Заглавие рассказа. Описание. Тон про­изведения. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Чтение прозаического текста без предварительной подготовки.
 

Продолжение расска­за (в устной форме) Заглавие рассказа.

 

 

 

2(6)

 

 

 

 

 

Разное видение мира. Автор и мир. Способы воплощения мировосприятия  в произведениях разных жанров. Ю.И.Коваль «Вода с закрытыми глазами»

 

 

Продолжение расска­за (в устной форме) Заглавие рассказа. Описание. Тон про­изведения. Что такое авторство? Кто такой автор? Авторский замысел. Авторская позиция. Адресат  автора. Рас­сказчик. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание.

 

 

 

 

3(7)

Способы изображения явления природы . А.Е. Екимцев  «Дедушка туман».

Жанр произведения: стихотворение и сказ­ка.

Отражение внутреннего мира автора в описании природы. Средства выражения авторской оценки (эпитеты, метафоры).

Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

 

Наизусть

А.Е. Екимцев  «Дедушка туман».

 

 

 

4(8)

Н.К.Абрамцева «Сказка о тумане». Сходства и различия образов тумана.

Акцентное вычитывание текста.

Продолжение волшеб­ной истории по задан­ному началу. Характер героя. Опи­сание события. Описание живого предмета как неживого. Средства выражения авторского отношения к героям произведений. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему.

Создание текста по заданной первой фразе.

 

 

 

5(9)

Способ изображения характера героя. Д. Хармс « Что это было?»

Характер героя. Синтагматическое, интонационно оформленное чтение вслух любого текста: прозаического и поэтического. Чтение прозаического текста без предварительной подготовки, чтение поэтического текста по заранее разработанной учащимися «партитуре» (коллективно или индивидуально). Формирование навыка чтения «про себя» на основе многократного перечитывания текста в контексте его литературного анализа.

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений).

Краски. Звуки, запахи осени. Коллективная творческая работа.

 

 

 

6(10)

 Способ изображения характера животного. С Черный « Крокодил».

Секреты создания об­раза. Тема стихотворения. Адресат автора.

Краски. Звуки, запахи осени. Коллективная творческая работа. Презентация работ.

 

 

 

7(11)

 

А.Е.Екимцев «Комары». Творческие секреты автора. Тема стихотворения.

 

 

 

 

Продолжение волшеб­ной истории по задан­ному началу. Характер героя. Опи­сание события.

Описание живого предмета как неживого. Средства выражения авторского отношения к героям произведений. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему.

 

 

Секреты создания об­раза. Тема стихотворения. Адресат автора.

Наизусть

А.Е.Екимцев «Комары».

 

 

 

8(12)

 

 

 

 

9(13)

Особенности интонации автора при создании «грустного» художественного образа. В. А. Бахревский «Скучный осенний дождик».

 

Форма рассказа о событии, её соответствие содержанию.

В. А. Бахревский «Скучный осенний дождик». Н.А. Некрасов «Славная осень…»

 

 

Природа и настрое­ние. Прием «оживле­ния» предмета. Средства изображения: звукопись, метафора, олицетворение.

 

 

 

10(14)

 

 

 

11(15)

Настроение героя.

В.И.Белов «Катюшкин дождик».

 

Событие, изменяющее настроение. В.И.Белов «Катюшкин дождик».

Настроение и содер­жание рассказа, их связь.

 

 

 

Со­чинение этюда «Эти об­лака похожи на...»

 

 

 

12(16)

От автора к читателю, от читателя к автору. Создание этюда.

 

Умение работать с разными видами информации. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

 

 

 

Подготовка вопросов к текстам. Парная групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием, определение критериев чтения. Создание текста-этюда по модели. Наблюдение за жанром этюд.

 

 

 

 

13(17)

9 октября – Всемирный день Чтения. Экскурсия в библиотеку

 

 

 

 

14(18)

 

 

 

15(19)

В.В.Маяковский «Тучкины штучки». Сравнение как средство художественной изобразительности.

 

Знакомство с особенностями жанра этюд. Ф.А.Миронов «Тучи».

Изобразительное сред­ство создания образа: сравнение  Ритмический рисунок в авторской поэзии. Настроение и содер­жание рассказа, их связь. Понятие художественного произведения, в котором отражен  внутренний мир автора-художника через целостный художественный образ. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
 
 

Наизусть по выбору. В.В.Маяковский «Тучкины штучки». Ф.А.Миронов «Тучи».

 

 

 

16-17

(20-21)

 

 

 

 

18-19

(22-23)

Праздник читательских удовольствий. Сочинение «Тучи».Презентация работ.

 

 

 

Читай, удивляйся, размышляй. Паустовский К.Д.«Кот – ворюга»,

«Жильцы старого дома».Акцентное вычитывание текстов.

 

Сочинение с заменой героя — действующе­го лица.

 

 

 

 

 

 

 

2.

1(24)

 

2(25)

В царстве словесного пейзажа 16ч

Образ природы в произведениях разных авторов. Знакомство с понятием пейзаж.

И.С.Тургенев «Осень».

Способы выражения авторского отношения к природе. И.С.Тургенев «Осень».  С. Есенин «Закружилась листва золотая..»

Пейзаж. Поэтический и прозаический образ. Оттенки настроений, переданные в слове. Авторский замысел произведения.

Наблюдение за изобразительным средством- эпитетом в текстах разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской поэзии, употреблению средств для создания образов. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы по тексту. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием. Создание текста описания природы по модели.

И.С.Тургенев «Осень».

 

С. Есенин «Закружилась листва золотая..»

 

 

 

3(26)

И.Качаев  «Осенние странники». Описание осени. «Событие» осеннего дня.

Заглавие рассказа. Описание «путешест­вия» героя.

 

 

 

 

4(27)

 

 

 

5(28)

Выявление оттенков настроений в юмористическом описании грибов. П.П.Потёмкин «Мухоморы».

 

В.А. Бахревский «Опоздавший мухомор». Способы передачи авторского настроения.

Сравнение героев произведений, спосо­бы их изображения разными авторами.

П.П.Потёмкин «Мухоморы».

 

 

 

 

6(29)

 

Выявление оттенков настроений в прозаическом описании осени. Ю.И.Коваль «Последний лист». Художественная деталь.

 

Деталь описания при­роды.

 

 

 

7(30)

 

 

 

8(31)

Выявление оттенков настроений в поэтическом описании осени.

И.А.Бунин «Листопад» (отрывок).

 

Роль эпитета в создании образа природы. И.А.Бунин «Листопад» (отрывок).

 

Изобразительное средство создания об­раза природы: эпитет

И.А.Бунин «Листопад» (отрывок).

Наизусть.

 

 

 

9(32)

 

 

 

10(33)

Выявление оттенков настроений в лирическом стихотворении

В.Д.Берестов «Капля»,

 

 Выявление оттенков настроений в шуточном стихотворении. Ф.А.Миронов «Капля».

 

 

Юмористическое и лирическое стихо­творения

Проверочная работа по теме «В царстве словесного пейзажа».

В.Д.Берестов «Капля»,

А.Миронов «Капля».

 

 

 

 

11-12

(34-35)

 

 

 

 

Праздник читательских удовольствий.

Урок-рефлексия. Презентация домашней самостоятельной работы из раздела « Читай, удивляйся, размышляй»..

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пейзаж. Художник. Иллюстрация.

Работа с разными информационными источниками. Иллюстрирование.

Сочинение «Путешест­вие осеннего листа» с элементами описания природы.

 

 

 

13(36)

Коллективная творческая работа «Есть в осени…» Сочинение «Путешест­вие осеннего листа» с элементами описания природы.

Сочинение «Путешест­вие осеннего листа» с элементами описания природы.

 

 

 

14(37)

Коллективная творческая работа «Есть в осени…» Сочинение «Путешест­вие осеннего листа» с элементами описания природы. Презентация работ.

Сочинение по наблюдениям.

 

 

 

 

15-16

(38-39)

 

Экскурсия в музей. Картинная галерея.

 

 

 

 

Домашнее самостоятельное чтение.        Читай, удивляйся, размышляй!

А. Е. Екимцев «Как спят сосны»; В. Д. Берестов «Рыжик»; С. Козлов, Л. Шульгина «Гриб»; Ю. И. Коваль «Листья»; Е. Аксельрод «Лопухи и одуванчики»; В. Д. Берестов «Осенние одуванчики»; Ю. И. Коваль «Фарфоровые колокольчики»; В. Д. Берестов «Мать-и-мачеха»; М. Агафонова «Подснежник»; В. А. Лалетина «Февральская вьюга ещё бушевала»; А. И. Введенский «Ураган»; В. А. Бахревский «Уснувший ветер»; А. Е. Екимцев «Ветерок»; В. Бурак «Ночь над белой луной»; В. А. Бахревский «Встреча». Былина«Добрыня и Змей».

 

 

 

3

1(40)

 

 

2(41)

«И сразу стало всё не так…»23ч

Э.Э.Мошковская «Листок бумаги», «Лесная пятёрка». Способы выражения авторского отношения к объекту описания.

Э.Э.Мошковская «Лесная пятёрка».Наблюдения за изобразительными средствами языка.

Описание неодушев­ленного предмета. Спо­собы изображения «ха­рактера» героя. Описание неживого предмета как живого. Средства его изображения (звукопись, метафора, олицетворение и др.).

 

Наблюдения за изобразительными средствами-олицетворением, метафорой, звукописью, звукоподражанием в текстах разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению разных средств для создания образа. Моделирование развернутого ответа по теме.

Сочинение

о листке.

 

 

 

3(42)

Е.И.Матвеева «Мечта». Работа в позиции автора.

Рассказ от первого лица. Рассказчик.

 

 

 

 

4(43)

 

5(44)

А.Е.Екимцев «Арбуз». Описание предмета.

А.Е.Екимцев «Арбуз». Действия героя стихотворения. Олицетворения, их особенности.

Изобразительное сред­ство создания образа: олицетворение

Авторская позиция в художественном описании.

 

 

 

 

6(45)

М.Я.Бородицкая «Тётушка Луна». «Событие» в шуточном стихотворении.

Способ «оживления» героя: описание его действий.

Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Моделирование указанных средств. Подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием. Создание текста описания природы по модели. Наблюдение за сюжетом в разных авторских сочинениях. Сопоставление повествовательного и лирического произведений. Работа с журналами, газетами,

Другими информационными источниками.

М.Я.Бородицкая «Тётушка Луна».Наизусть.

 

 

 

7(46)

 

 

 

 

 

Ю.П.Мориц «Разговаривали вещи». Способы «оживления» неживых предметов.

Инсценирование произведения.

Инсценирование опи­санной ситуации .

Диалог героев — спо­соб раскрытия их «ха­рактеров».

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события.

 

 

 

 

8(47)

 

 

 

9(48)

 

10(49)

 

 

11(50)

 

 

 

 

Знакомство со способом повествования от первого лица. История жизни героя. Г.Х.Андерсен «Чайник».

 

 Сюжет произведения. Ю.П.Мориц «Пузатый чайник».

 История жизни героя. Определение настроения сказок. Г.Х.Андерсен «Чайник».

 

Знакомство с описанием неодушевленного предмета Пересказ от первого лица. Г.Х.Андерсен «Чайник». Ю.П.Мориц «Пузатый чайник».

Авторская позиция в сказке (автор – «повествователь»). Жанровые особенности сказки (повторение). Виды сказок (повторение). Поучение в сказке как проявление авторской позиции, средства его выражения. Комплимент (антикомплимент) как особое средство выражения авторского отношения к героям сказки через героя-посредника.

Рассказ от первого лица. Рассказчик. На­строение сказки.

 

 

 

 

12(51)

Точка зрения автора и рассказчика А.И. Куприн «Сапсан».

 

 

 

 

13(52)

Определение настроения сказки. Акцентное вычитывание текста А.И. Куприн «Сапсан».

 

 

 

 

14(53)

 

 

О.Э.Мандельштам «Кухня». Авторский замысел произведения. Выражение авторской позиции. Биография.

Рассказчик. На­строение сказки. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов.

Выучить отрывок из произведения О.Э.Мандельштам «Кухня».

 

 

 

Инсценирование опи­санных ситуаций.

Изобразительное средство создания об­раза: звукопись. Тон и темп чтения стихо­творений.

 

 

15(54)

О.Э.Мандельштам «Кухня». Жизнь кухни. Способы её воссоздания. Инсценирование.

Понятие литературного жанра: выбор литературных средств автором в зависимости от его замысла и позиции. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).

Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь.

 

 

 

 

 

16(55)

О.Э.Мандельштам«Кухня».  Описание неживого предмета. Звукопись.

 

 

 

 

17(56)

О.Э.Мандельштам «Кухня». Тон и темп произведения. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь.

 

 

 

 

 

18(57)

 

 

А.М.Горький «Самовар». Выражение авторской позиции в поэтико- прозаическом произведении. Инсценирование описанных ситуаций.

Инсценирование опи­санных ситуаций.

Заглавие сказки. От­ношение автора к главному герою сказ­ки.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Этимология (происхождение) названий жанров (эпистолярного, сказки, притчи, басни, пословицы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19(58)

 

 

А.М.Горький «Самовар».

Особенности художественного текста. Заглавие сказки. Акцентное вычитывание произведения.

Характеристика героя произведения:

 

 

 

 

20(59)

 

 

 

21(60)

 

 

22(61)

А.М.Горький «Самовар».Наблюдение за сюжетом. Чтение произведения по ролям. Темп, ритм, тон, мелодика а авторской сказке.

Рефлексия. Акцентное вычитывание. Н. Абрамцева «Сказка про старый дом».

 

Акцентное вычитывание. М. Пляцковский «Самовар». С. Черный « О чем поет самовар».Сравнение произведений.

 

 

 

 

 

23(62)

Рефлексия. Презентация интересных материалов из журналов , других информационных источников.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

 

Проверочная работа по теме: «И сразу стало всё не так…»

 

 

 

 

Домашнее самостоятельное чтение.        Читай, удивляйся, размышляй!

Н. К. Абрамцева «Сказка про старый дом»; М. С. Пляцковский «Самовар»; С. Черный «О чем поет самовар»; М. Клява «Родственницы»; В. Д. Берестов «Змей-хвастунишка»; С. Черный «Змей»; Е. А. Пермяк «Некрасивая ёлка»; В. А. Лалетина «Плакала ёлка, роняя иголки»; Л. С. Петрушевская «Старая дружба»; Р. С. Сеф «Ночная музыка»; А. Е. Екимцев «Ночью», М. М. Пришвин «Неведомому другу». Н.А. Некрасов «Мороз-воевода…»

 

 

4

1(63)

Доброе слово и кошке приятно 15ч

Описание животного в стихотворении и в рассказе. Способы выражения авторского отношения к нему. Сочинение на тему « История о коте». Презентация работ.

Замысел автора .

Сказочная история о коте. (кошке или ко­тенке) Описание животного в произведениях разных жанров.

Наблюдение за описанием кошки, кота, котенка в произведениях разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употребление средств для создания образа. Моделирование развернутого ответа по теме.

 

 

 

 

2(64)

 

 

 

 

3(65)

М. С. Пляцковский «Как кот попался на удочку». Средства выражения авторского отношения к героям .

 

 

Описание поступка героя. М.С.Пляцковский «Как кот попался на удочку».

Средства выражения авторского отношения к героям этих произведений.

Смена настрое­ния. Юмор как сред­ство изобразительно­сти в произведении. Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста)

 

 

 

 

4(66)

 

 

 

5(67)

Описание животного в стихотворении. С. Чёрный «Как кот сметаны поел». Образ кота- шуточный образ.

 

С. Чёрный «Как кот сметаны поел». Моделирование текста.

Юмористическое описание кота. Юмор как средство изобразительности в произведении.

Наизусть

С. Чёрный «Как кот сметаны поел».

 

 

 

 

6(68)

Описание животного в лирической сказке. Н.К.Абрамцева «Загадка».

Определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

 

 

 

 

 

 

7(69)

Характер героя-животного. Н.К.Абрамцева «Загадка».

 

 

 

 

 

 

 

8(70)

Средства изо­бражения животного в сказке. Н.К.Абрамцева «Загадка».

 

 

 

 

 

 

 

9(71)

М.М.Пришвин «Кот». Взаимоотношения человека и животного. Способы их изображения.

Способы передачи чувств автора к сво­ему герою. Знакомство со способами передачи чувств рассказчика к персонажу, объяснение смысла рассказа.

Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Моделирование указанных средств. Подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием.

Сочинение и редактирование текстов по заданной тематике на основе анализируемых произведений.

 

 

 

 

 

10(72)

Смысл концовки рассказа. М.М.Пришвин «Кот».

Проверочная работа по теме: «Доброе слово и кошке приятно».

 

 

 

 

11(73)

Ю.И.Коваль «Летний кот», «Солнечное пятно» . Одна тема в творчестве автора – разное её воплощение.

Сравнение повествовательного и стихотворного произведений. Наблюдение за описанием животного.

Сочинение этюда (ми­ниатюры): «Весенний кот», «Осенний кот», «Зимний кот».

 

 

 

 

12(74)

Ю.И.Коваль «Летний кот», «Солнечное пятно» . Герой - рассказчик. Способы показа внут­реннего мира автора и героя.

 

 

 

 

13(75)

Ю.И.Коваль «Летний кот», «Солнечное пятно» . Сочинение этюда, миниа­тюры.

 

 

 

 

14-15

(76-77)

Урок-рефлексия. Презентация интересных материалов.

Иллюстрирование произведений о кошке.

Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Умение самостоятельно составить аннотацию.

 

 

 

 

 

5

1(78)

«О всякой

живности»21 ч

 Описание разных животных в художественных и нехудожественных текстах. В.Д.Берестов «Жуки».

Описание животного в произведениях разных жанров Средства выражения авторского отношения к героям произведений. Авторский замысел произведения. Отличие художественного произведения от нехудожественного. Понятие художественного произведения, в котором отражен внутренний мир автора-художника через целостный художественный образ. Выявление ритмического рисунка в тексте.  Поиск сравнений в тексте.

 

Наблюдения за животными, птицами, насекомыми в разных жанрах. Моделирование указанных средств. Подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием.

Создание текста описания любимого животного по модели. Наблюдение за описанием животного, его поведением и отношением к нему человека.

 

 

 

 

 

2(79)

Ритмический рисунок стихотворения. Срав­нение. В.Д.Берестов «Жуки».

 

 

 

 

 

3(80)

М.В.Ломоносов «Кузнечик». Размышления автора. Наблюдение за разными авторскими приемами.

Знакомство с понятием «историческая эпоха». Раскрытие темы философских размышлений о жизни человека.

Составление

моделей изобразительных средств.

 

 

 

 

4(81)

М.В.Ломоносов «Кузнечик». Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием.

 

 

 

 

 

 

5(82)

Г.Новицкая «Ливнем грива падает седая». Переносное значение слова – основа метафоры. Поэтический образ.

Выявление в тексте метафор, их особенностей, вариантов употребления, способов выражения.

Наизусть

Г.Новицкая «Ливнем грива падает седая».

 

 

 

 

6(83)

Г.Новицкая «Ливнем грива падает седая». Описание животного, его поведение и отношение к нему человека.

 

 

 

 

 

7(84)

Г.Новицкая «Ливнем грива падает седая». Создание текста описания животного по модели.

Создание текста описания животного по модели.

 

 

 

 

8(85)

 

Ю.Я.Яковлев «Мой знакомый бегемот». Научно – популярная статья из энциклопедии «Бегемоты». Размышления героя- рассказчика.

Сопоставление художественного и научного описания бегемота в рассказе и научно-популярной статье энциклопедии.

Конструирование текста по предложенному плану. Отличие художественного произведения от нехудожественного произведения.

Авторская позиция в деловом описании. Авторская позиция в художественном описании.

 

 

 

 

 

9(86)

Ю.Я.Яковлева «Мой знакомый бегемот». Художественный образ.

 

 

 

 

 

10(87)

Ю.Я.Яковлева «Мой знакомый бегемот». Художественное и нехудожественное описа­ние животного.

 

 

 

 

 

11(88)

Ю.Я.Яковлева «Мой знакомый бегемот». Реаль­ное и фантастическое описание героя.

 

 

 

 

12(89)

Д.Хармс «Бульдог и таксик». Способы изображения героев в юмористическом стихотворении. Инсценирование опи­санной ситуации.

Сочинение по заданной тематике на основе анализируемого произведения. Прогнозирование рассказа.

Работа с разными информационными источниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание  «виртуального» мультфильма-сказки по предварительной раскадровке..

Сочинение-продолже­ние истории, начатой автором

 

 

 

 

13(90)

В.А. Бахревский «Дом с жабой». Сказочность сюжета рассказа. Тонкий лиризм автора.

Выделение микротем в рассказе. Передача лирического настроения в прозе.

Тон стихотворения. Юмор как изобразительное средство

Инсценирование опи­санной ситуации

 

 

 

 

14(91)

В.А.Бахревский «Дом с жабой». Изобразительные средства ав­тора.

 

 

 

 

 

15(92)

В.А.Бахревский «Дом с жабой». Тон стихотворения. Юмор как изобразительное средство.

 

 

 

 

 

 

16(93)

Ю.И.Коваль «Лось». Удивительный мир природы. Образ животного.

Изобразительные средства автора.

 

 

 

 

 

17(94)

В.И.Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Последняя синичка». Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

 

Образ героя-живот­ного каждой миниа­тюры автора. Цикл рассказов-миниатюр. Размышления автора о жизни.

 

 

 

 

 

18(95)

В.И.Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Последняя синичка». Образ героя-живот­ного каждой миниа­тюры автора.

Проверочная работа по теме:«О всякой

живности».

 

 

 

 

19(96)

В.И.Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Последняя синичка». Размышления автора о жизни.

 

 

 

 

 

20-21

(97-98)

Урок-рефлексия. Презентация домашней самостоятельной работы. Работа с разными информационными источниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

1(99)

 

 

«Каждый сам о себе»13ч 

 Рассказ о герое от первого лица. Р.С.Сеф «Полночь».

 

Звукопись. Самопрезентация. Тон стихо­творения.

Наблюдение за описанием персонажа в произведениях разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции. Употреблению средств для создания образа. Подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Наблюдение за разными авторскими приемами.

Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Наблюдения за описанием персонажа, его поведением, отношением к нему человека в разных авторских произведениях. Моделирование жанра басни. Работа с разными информационными источниками.

Определение жанра по существенным признакам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстановление событийной стороны произведения по заданному плану, заполнение таблиц.

 

 

 

 

2(100)

В.Д.Берестов «Песня лягушек». Комическая ситуация, созданная автором.

 

 

Способы изображе­ния характера героев.

 

 

 

 

 

3(101)

С.Чёрный «Индюк». Звукопись – приём, помогающий создать смешной образ.

Портрет героя. Тон стихотворения. Звукопись.

Наизусть

С.Чёрный «Индюк».

 

 

 

 

4(102)

Д.Н.Мамин –Сибиряк «Умнее всех». Образ «умного» индюка. Способы его создания.

Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

 

 «Рисование» портрета

 

 

 

 

5(103)

Д.Н.Мамин –Сибиряк «Умнее всех». Портреты и речь героев.

 

Определение способов изображения характеров персонажей в комической ситации.

 

 

 

 

 

6(104)

Д.Н.Мамин –Сибиряк «Умнее всех». Построение сказки. Создание мультфильма или спектакля по тексту сказки.

 

 

 

 

 

 

7(105)

Д.Н.Мамин –Сибиряк «Умнее всех». Чтение сказки по ролям, инсценирование.

 

 

 

 

 

8(106)

В.Д.Берестов «Гусь и его критики». Речевые характеристики героев. Ирония автора. Инсценирование басни.

 

Басня. Мораль басни. Интонация речевых характеристик героев басни. Инсценирование басни. Авторская позиция в басне (автор – «морализатор»). Аллегория (иносказание) как основное средство выражения авторской позиции в басне. Ирония в басне. Форма басни. Способы выражения морали. Виды басен: прозаические и стихотворные. Жанровые особенности басни. Комплимент и антикомплимент как возможный элемент басни, выражающий авторскую позицию. Интонация речевых характеристик героев басни. Знакомство с речевыми характеристиками персонажей, выявление приема авторской иронии. Выявление особенностей жанра басни: иносказания, сюжета и морали.

 

 

 

 

 

 

9(107)

С.Чёрный «Дневник Фокса Микки», «Арапкина молитва». Дневниковые записи.

Дневник, молитва. Интонация стихотворения. Герой-рассказчик Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Выявление особенностей жанра дневниковых записей.

 

 

 

 

 

 

 

10(108)

С.Чёрный «Дневник Фокса Микки», «Арапкина молитва». Интонация стихотворения. Герой- рассказчик.

 

 

 

 

 

11(109)

С.Чёрный «Дневник Фокса Микки», «Арапкина молитва». . Сравнение разных жанров. Выразительные средства языка.

 

 

 

 

 

 

 

12(110)

Урок-рефлексия. Презентация домашней самостоятельной работы.

Сравнение поучительных жанров: сказки, притчи, басни, пословицы. Выявление общих и специфических жанровых особенностей, определяемых авторской позицией и замыслом. Этимология названий жанров. Понятия выразительных средств жанра. Используемых автором для реализации его замысла и выражения авторской позиции

Наизусть

Стихи о Победе.

 

 

 

 

13(111)

Урок- рефлексия. Чтение рассказов о ВОВ.

Использование норм речевого этикета в процессе общения. Произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

 

 

 

 

 

 

 

Читай, удивляйся, размышляй!С. А. Островой «Загадочная птица»; В. И. Белов «Мышонок, бабушка и кот»; Огден Неш «Микроб»

(перевод с английского Г. Кружкова); В. В. Чаплина «Обыкновенная кошка»; Н. С. Гумилёв «Гиппопотам»; Л. Н. Толстой «Булька»; У. Д. Смит

(перевод с английского И. Фонякова) «Собаки»; А. В. Тихонов «Царевна-лягушка»; М. Петровых «Кузнечики… А кто они такие?..»; А. А. Фет

«Мотылёк мальчику»; Рене Гийо (перевод с французского М. Яснова) «Радуга»; Э. Н. Успенский «Хамелеон»; В. В. Бинаки «Лупленый бочок;

С. Кирсанов «Этот мир».

 

 

 

 

 

 

 

7.

1(112)

«Необычные уроки письма» 19ч

Введение в тему. Наблюдение за жанром послание.

Жанровые особенности эпистолярного жанра.

Авторская позиция в послании (автор – «адресант»). Адресность послания. Адресат и адресант. Цели и свойства послания. Происхождение послания: бытовые и литературные послания. Виды посланий: эпистола, телеграмма, записка, личное письмо, поздравление, деловое письмо, открытое письмо в газету. Жанровые особенности литературного послания. Этикетные нормы послания. Тон послания. Комплимент как обязательный компонент послания. Комплимент (антикомплимент) как особое выразительное средство адресности.

 

Наблюдение за жанром послание. Моделирование жанра. Подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Наблюдение за разными авторскими приемами.

Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Создание текста послания по модели. Сопоставление художественного и риторических посланий. Работа с разными информационными источниками. Иллюстрирование произведений о кошке. Презентация работ. Подготовка портфолио.

 

 

 

 

 

2(113)

Первый урок. Ю.Н.Кушак «Почтовая история». Тема послания. Адресат. Адресант.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос.

Выявление особенностей жанра послания: адресность, тон, стиль.

 

 

Сочинение-ответ на письмо

 

 

 

 

3(114)

Первый урок. Ю.Н.Кушак «Почтовая история».Цели и свойства послания. Происхождение послания.

 

 

 

 

 

4(115)

Первый урок. Ю.Н.Кушак «Почтовая история».Виды посланий: эпистола, телеграмма, записка, личное письмо, поздравление, деловое письмо, открытое письмо в газету.

 

 

 

 

 

5(116)

Второй урок. Ю.П.Мориц «Тетрадка для сказок. Части послания. На­строение адресанта, способы его переда­чи.

Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт.

Виды посланий: письмо, записка, телеграмма, деловое письмо и открытка.

 

 

 

 

 

 

6(117)

Второй урок. Дж. Родари «Письмо фее». Цели написания писем. Обращение в письмах.

 

 

 

 

 

 

7(118)

Второй урок. А.Е.Екимцев «Деревушка на сосне» Открытка как разновидность послания.

 

 

 

 

 

8(119)

Второй урок. Л.Мезинов «Сосед».Создание текста послания по модели.

 

 

 

 

 

 

9(120)

Третий урок. М.С.Пляцковский «Козлёнок в почтовом конверте». Способ передачи посланий, критерии грамотного послания.

Знакомство со способом передачи посланий, критерии грамотного послания.

Редактирование текста открытки. Советы пишущему открытку

 

 

 

 

 

 

10(121)

Третий урок. М.С.Пляцковский «Козлёнок в почтовом конверте».Этикетные нормы послания.

 

 

 

 

11(122)

Третий урок. М.С.Пляцковский «Козлёнок в почтовом конверте».Выразительное чтение послания.

 

 

 

 

12(123)

Четвёртый урок. А.П.Чехов «Ванька».  Информация письма.

Знакомство с содержанием письма, его частями, настроением адресата, способами его передачи, целями написания писем и формами общения в них.

 

 

 

 

13(124)

Четвёртый урок. А.П.Чехов «Ванька».  Комплимент как обязательный компонент послания.

 

 

 

 

14(125)

Пятый урок. А.С.Пушкин «И.И.Пущину». Настроение адресата. Темы посланий.

Выявление особенностей художественного послания А.С. Пушкина.

 

 

 

 

15(126)

Пятый урок. А.С.Пушкин  «Няне».Комплимент как особое выразительное средство адресности.

 

 

 

 

 

16(127)

Шестой урок. В.В.Лунин «Записка». Цели и свойства послания.

Знакомство с интернет ресурсами по теме « история переписки в разные исторические эпохи».

Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности.

 

 

 

 

 

17(128)

Шестой урок. Я.Л.Аким «Пишу тебе письмо».Структура письма.

 

 

 

 

 

18(129)

Шестой урок. М.Я.Бородицкая «Лето прошло». Художественное посла­ние. Средства изобразительности.

 

 

 

 

 

19(130)

Шестой урок. Э.Э.Мошковская «Письмо».Подготовка письма будущим первоклассникам.

 

 

 

 

 

1(131)

Рефлексия.

Контроль функциональной грамотности. Итоговая проверочная работа.

 

 

 

 

 

 

2(132)

Анализ проверочной работы. Работа с оценочным листом.

 

 

 

 

 

 

3(133)

Работа с «картой» движения. Сопоставление карты начальной и итоговой, полученной на конец года.

 

 

 

 

 

 

4(134)

Работа в малых группах по выбранным темам из «карты» движения.

 

 

 

 

 

 

5(135)

Работа над созданием «портфеля» ученика. Презентация достижений.

 

 

 

 

 

 

6(136)

Праздник читательских удовольствий. Ю. Я. Яковлев «К читателю»

Проектная деятельность. Презентация читательских дневников, мультфильма, книги Работа с рубрикой « Проверь себя» Выбор интересных вопросов и подготовка ответов.

 

 

 

 

 

 

ИТОГО: 136 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы  в 3-ем классе планируется достижение младшими школьниками следующих

личностных результатов:

        учащиеся способны видеть в поступках литературных персонажей соответствие или несоответствие нравственным ценностям;

        понимают общечеловеческий характер нравственных ценностей при многообразии народов, культур и эпох;

        следуют этическим нормам поведения в коллективе, в паре, в группе при чтении, слушании и обсуждении художественных произведений;

        проявляют взаимопомощь в случае затруднения собеседников во время исследования произведений;

         понимают изменение эмоций в художественном произведении и эмоций, проявляющихся при чтении, слушании и обсуждении художественного произведения;

        проявляют интерес к самостоятельном выбору книги для чтения;

метапредметных результатов:

        правильно читают словосочетаниями, интонируют в соответствии с пунктуацией незнакомые тексты разных жанров;

        самостоятельно придумывают заглавия к тексту объемом около 200 слов (выбором ключевого словосочетания);

        в устной и письменной форме дают развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту;

        имеют представление о таблице и схеме как способе предъявления информации;

        структурируют самостоятельно прочитанный текст в соответствии с заданным количеством микротем;

        составляют модели жанров и изобразительных средств языка;

        имеют представление о библиотеке: ее назначении и устройстве;

        в диалоге и коллективном обсуждении могут выступить с развернутым ответом;

        оценивают ответ одноклассника по предложенным учащимися критериям.

        способны пользоваться школьным толковым словарем и детскими энциклопедиями под руководством учителя;

        выступают в роли редактора собственного текста с целью коррекции недочетов;

предметных результатов:

        имеют представление о лирическом и юмористическом стихотворениях, миниатюре, этюде, строфе, звукописи, аллегории;

        определяют жанры (рассказ, басню, стихотворение, драму) по характерным признакам;

        в произведениях, предложенных учебником, выделяют примеры  сравнения, олицетворения, метафоры, эпитета, звукописи, звукоподражания;

        имеют опыт наблюдения пейзажа и портрета в прочитанных в классе произведениях;

        различают описание и повествование, настроение лирического стихотворения и юмористического;

        в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют поступки, способы отражения внутреннего мира персонажа, авторского отношения к изображаемому;

        пересказывают сюжет небольшого по объему произведения с использованием авторских изобразительных средств;

        пересказывают сюжет небольшого по объему произведения от имени определенного лица;

        восстанавливают порядок событий в произведении (по предложенным пунктам плана);

        инсценируют фрагмент прочитанного произведения под руководством учителя;

        отличают художественный текст от научно-популярного по существенным признакам;

        создают в устной и письменной форме рассуждение на заданную тему по прочитанному и обсужденному в классе произведению;

        создают этюды на заданную тему, редактируют собственный текст;

        делают записи в читательском дневнике об авторе, названии, теме и персонаже самостоятельно прочитанного произведения.

 

 

 


Календарно- п оурочное планирование

Календарно- п оурочное планирование

Адресат автора. Рас­ сказчик

Адресат автора. Рас­ сказчик

Формирование навыка чтения «про себя» на основе многократного перечитывания текста в контексте его литературного анализа

Формирование навыка чтения «про себя» на основе многократного перечитывания текста в контексте его литературного анализа

Особенности интонации автора при создании «грустного» художественного образа

Особенности интонации автора при создании «грустного» художественного образа

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст

Выявление оттенков настроений в поэтическом описании осени

Выявление оттенков настроений в поэтическом описании осени

И сразу стало всё не так…»23ч

И сразу стало всё не так…»23ч

Знакомство со способом повествования от первого лица

Знакомство со способом повествования от первого лица

Этимология (происхождение) названий жанров (эпистолярного, сказки, притчи, басни, пословицы)

Этимология (происхождение) названий жанров (эпистолярного, сказки, притчи, басни, пословицы)

Доброе слово и кошке приятно 1 5 ч

Доброе слово и кошке приятно 1 5 ч

Сочинение и редактирование текстов по заданной тематике на основе анализируемых произведений

Сочинение и редактирование текстов по заданной тематике на основе анализируемых произведений

Ритмический рисунок стихотворения

Ритмический рисунок стихотворения

Создание «виртуального» мультфильма-сказки по предварительной раскадровке

Создание «виртуального» мультфильма-сказки по предварительной раскадровке

Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием

Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием

Восстановление событийной стороны произведения по заданному плану, заполнение таблиц

Восстановление событийной стороны произведения по заданному плану, заполнение таблиц

Виды посланий: эпистола, телеграмма, записка, личное письмо, поздравление, деловое письмо, открытое письмо в газету

Виды посланий: эпистола, телеграмма, записка, личное письмо, поздравление, деловое письмо, открытое письмо в газету

Третий урок. М.С.Пляцковский «Козлёнок в почтовом конверте»

Третий урок. М.С.Пляцковский «Козлёнок в почтовом конверте»

Праздник читательских удовольствий

Праздник читательских удовольствий

– отличают художественный текст от научно-популярного по существенным признакам; – создают в устной и письменной форме рассуждение на заданную тему по прочитанному и обсужденному в…

– отличают художественный текст от научно-популярного по существенным признакам; – создают в устной и письменной форме рассуждение на заданную тему по прочитанному и обсужденному в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017