Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"
Оценка 4.6

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Оценка 4.6
Образовательные программы
DOCX
русская литература
1 кл—4 кл
03.03.2018
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век", автор Л. А. Ефросинина, составлена в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми федеральными стандартами. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения курса, место курса в учебном плане, содержание курса по классам, планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
РП Литературное чтение Ефросинина.DOCX
Пояснительная записка Рабочая   программа   курса   «Литературное   чтение»     для   1­4   классов разработана на основе следующих нормативных документов: 1 Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009 года №   373   с     изменениями   от  31.12.2015   №   1576       (Зарегистрирован   в Минюсте России 02.02.2016 № 40936) 2 Приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 31.12.2015   №   1576   «О   внесении   изменений   в   федеральный государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования,   утвержденный   приказом   Министерства   образования и   науки   Российской   Федерации   от   6   октября   2009   г.   №   373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936) 3 Рабочие   программы «Литературное   чтение».  Завершенная     предметная   которые   включены   в   федеральный   перечень линия   учебников, рекомендуемых   учебников (приказ   Минобрнауки   России   от   31   марта 2014г.   N   253) (УМК «Начальная школа XXI века» издательства «Вентана­Граф»)  «Литературное   чтение»  Ефросинина   Л.А.  4 Учебный план МБОУ «Знаменская СОШ» Орловского района Орловской области на 2016­2017 учебный год. 5 Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, работающего  по   ФГОС  НОО  МБОУ «Знаменская  СОШ» Орловского района Орловской области Для   реализации   программного   содержания   используются   УМК «Начальная школа ХХ век». Данный УМК разработан в соответствии с ФГОС НОО.   Содержание   УМК   направлено   на   достижение   учащимися   личностных, метапредметных   и   предметных   результатов,   обеспечивает   возможность проблемно ­ поискового, проектного методов обучения. Основная   цель  курса   литературного   чтения   –   помочь   ребенку   стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской   литературы,   обогатить   читательский   опыт.   Развитие   читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи:   способностью   воспринимать   текст   произведения,   слушать   и   слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение);   воссоздавать   в   своем   воображении   прочитанное   (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Задачи курса «Литературное чтение»: 1  обеспечивать   полноценное   восприятие   учащимися   литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;  научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);  систематически   отрабатывать   умения   читать   вслух,   молча, выразительно,   пользоваться   основными   видами   чтения   (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);  включать   учащихся   в   эмоционально­творческую   деятельность   в процессе чтения, учить работать в парах и группах;  формировать   литературоведческие   представления,   необходимые   для понимания литературы как искусства слова;  расширять   круг   чтения   учащихся,   создавать   «литературное пространство»,   соответствующее   возрастным   особенностям   и   уровню подготовки   учащихся   и   обеспечивающее   условия   для   формирования универсальных   учебных   действий.  Читательское   пространство   в     программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного   чтения   (в   учебной   хрестоматии),   для   самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов). Место курса «Литературное чтение» в учебном плане Программа «Литературное чтение» изучается в течение 4 лет с 1 по 4 класс, в объеме 506 часов (4 часа в неделю в 1­3 классах, 3 часа – в 4 классе). 1 класс ­   132 часа (33   учебные недели), 2­3 класс   ­ 136 часов (34 учебные недели), 4 класс  ­ 102 часа (34 учебные недели). Планируемые   результаты   освоения   учебного   предмета,   курса «Литературное чтение» Личностные результаты: 1)   основа   российской   гражданской   идентичности,   чувство   гордости   за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и   национальной   принадлежности;   ценности   многонационального   российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации. 2)   целостный,   социально   ориентированный   взгляд   на   мир   в   его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. 4)   начальные   навыки   адаптации   в   динамично   изменяющемся   и развивающемся мире. 5) самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе   в   информационной   деятельности,   на   основе   представлений   о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 6) эстетические потребности, ценности и чувства. 2 7) этические чувства, доброжелательность и эмоционально­нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. 8) навыки   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 9) установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работа на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2) освоение   способов   решения   проблем   творческого   и   поискового характера. 3) формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать учебные   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   ее реализации;   определять   наиболее   эффективные   способы   достижения результата. 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. 5) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных   технологий   (ИКТ)   для   решения   коммуникативных   и познавательных задач. 6) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров   в   соответствии   с   поставленными   целями   и   задачами;   осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах. 7) овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей. 8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность  существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения. 9) определение   общей   цели   и   путей   её   достижения;   умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 11) овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями, отражающими   существенные   связи   и   отношения   между   объектами   и процессами. Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 3 2)   осознание   значимости   чтения   для   личного   развития;   формирование представлений   о   мире,   российской   истории   и   культуре,   первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения   по   всем   учебным   предметам;   формирование   потребности   в систематическом чтении; 3) понимание   роли   чтения,   использование   разных   видов   чтения (ознакомительное,   изучающее,   выборочное,   поисковое);   умение   осознанно воспринимать   и   оценивать   содержание   и   специфику   различных   текстов, участвовать   в   обсуждении,   давать   и   обосновывать   нравственную   оценку поступков героев; 4) достижение   необходимого   для   продолжения   образования   уровня читательской   компетентности,   общего   речевого   развития,   то   есть   овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа   и   преобразования   художественных,   научно­популярных   и   учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 5) умение   самостоятельно   выбирать   интересующую   литературу; пользоваться   справочными   источниками   для   понимания   и   получения дополнительной информации. Предметные результаты речевой и читательской деятельности. Выпускник научится:  осознавать   значимость   чтения   для   дальнейшего   обучения,   понимать цель   чтения   (удовлетворение   читательского   интереса   и   приобретение   опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);  осознанно   воспринимать   (при   чтении   вслух   и   про   себя,   при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный,   научно­популярный,   учебный,   справочный),   определять главную  мысль  и героев произведения, отвечать  на вопросы  по   содержанию произведения, определять последовательность  событий, задавать вопросы  по услышанному   или   прочитанному   учебному,   научно­популярному   и художественному тексту;  оформлять   мысль   в   монологическое   речевое   высказывание (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по теме или при ответе на вопрос;  вести   диалог   в   различных   учебных   и   бытовых   ситуациях   общения, соблюдая  правила   речевого   этикета;   участвовать  в  диалоге   при   обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;  работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;  читать   (вслух   и   про   себя)   со   скоростью,   позволяющей   осознавать (понимать) смысл прочитанного;  читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения; 4  ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность   поведения   героев,   самостоятельно   делать   выводы,   соотносить поступки героев с нравственными нормами;  ориентироваться в построении научно­популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;   находить   различные   средства   выразительности    использовать   простейшие   приёмы   анализа   различных   видов   текстов: устанавливать   причинно­следственные   связи   и   определять   главную   мысль произведения;   делить   текст   на   части,   озаглавливать   их;   составлять   простой план; (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;  использовать   различные   формы   интерпретации   содержания   текстов: интегрировать   содержащиеся   в   разных   частях   текста   детали   сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их,   соотнося   с   общей   идеей   и   содержанием   текста;   формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;  передавать   содержание   прочитанного   или   прослушанного   с   учётом специфики   научно­популярного,   учебного   и   художественного   текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);  коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;  ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений   от   авторской   книги,   самостоятельно   и   целенаправленно осуществлять   выбор   книги   в   библиотеке   по   заданной   тематике,   по собственному желанию;  составлять   краткую   аннотацию   (автор,   название,   тема   книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;  самостоятельно   соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. пользоваться алфавитным     каталогом, Выпускник получит возможность научиться:  воспринимать художественную литературу как вид искусства;  осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;  осознанно   выбирать   виды   чтения   (ознакомительное,   изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;  определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;  доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;  на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование   –   создание   текста   по   аналогии,   рассуждение   —   письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);  писать отзыв о прочитанной книге;  работать с тематическим каталогом;  работать с детской периодикой. 5 Предметные результаты творческой деятельности. Выпускник научится:  читать по ролям литературное произведение;  использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать   причинно­следственные   связи,   последовательность   событий, этапность   в   выполнении   действий;   давать   последовательную   характеристику героя; составлять текст на основе плана);  создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Выпускник получит возможность научиться:  творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;  создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;  работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;  способам написания изложения. Предметные результаты литературоведческой пропедевтики. Выпускник научится:  сравнивать,   сопоставлять,   делать   элементарный   анализ   различных текстов, выделяя два­три существенных признака;  отличать прозаический текст от поэтического;  распознавать   особенности   построения   фольклорных   форм   (сказки, загадки, пословицы). Выпускник получит возможность научиться:  сравнивать,   сопоставлять,   делать   элементарный   анализ   различных текстов,   используя   ряд   литературоведческих   понятий   (фольклорная   и авторская   литература,   структура   текста,   герой,   автор)   и   средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);  определять позиции  героев художественного текста, позицию автора художественного текста;  создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста). Содержание учебного  курса «Литературное чтение» На   начальном   этапе   (в   1   и   2   классах)   используются   тематический   и жанрово­тематический   принципы   систематизации   материала,   информация   об изучаемых   произведениях   (детском   фольклоре,   сказке,   стихотворной   и прозаической речи), об их авторах. На   основном   этапе   (3–4   классы)   произведения   группируются   по жанровому   и   авторскому   принципу.   В   учебники   включены   произведения, вошедшие   в   «золотой   фонд»   классической   детской   литературы,   а   также 6 произведения   народного   творчества,   современных   детских   отечественных   и зарубежных писателей. Использование   жанрового   и   авторского   принципов   позволяет   сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного   автора.   Например,   разделы,   посвященные   творчеству   Л.Н.   Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя: художественные сюжетные рассказы, рассказы­описания природы, рассказы о животных, сказки, былины, басни, научно­популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом. В   программе   заложены   принципы   эмоционально­эстетического восприятия   произведения   и   духовно­нравственного   воспитания.   Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально­ чувственную  сферу   начинающего  читателя,  развивает   у   него   эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует   представления   о   нравственности.   Кроме   указанных   принципов, учтены   и   общепедагогические   принципы   построения   процесса   обучения: системности, преемственности, перспективности В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать,   на   уроках   литературного   слушания   —   слушать   и   воспринимать художественные   произведения.   Во   втором   полугодии   проводятся   уроки литературного   чтения   и   слушания.   Первоклассники   знакомятся   с   детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр,   тема,   фамилия   автора,   заголовок,   сказка,   рассказ,   стихотворение, произведение). Во   2   классе   ученики   уже   умеют   читать   вслух   целыми   словами, воспринимать содержание читаемого произведения, различают доступные им жанры,   знают   имена   детских   писателей,   авторов   книг   и   отдельных произведений. В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но   доступных)   текстах,   углубляются   литературные   познания   ученика, обогащается   его   читательский   опыт.   Читательское   развитие   школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между   учеником,   книгой,   автором   складываются   определенные   отношения, вызывающие   у   третьеклассников   личные   симпатии   и   предпочтения.   Дети знакомятся   с   новыми   литературоведческими   понятиями   (средства выразительности), выделяют особенности жанров.  В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами, новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над   структурой   художественного   произведения   (компонентами   сюжета)   и сравнением произведений разных жанров. Усложняются сами произведения и способы работы с ними. Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно­символическое   моделирование.   С   первого   по   четвертый   класс 7 проводятся   уроки   литературного   слушания   и   обучения   работе   с   книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела. 1 класс (68 ­84ч.) Литературное чтение и  слушание. Круг чтения:  произведения   устного   народного   творчества   русского   и других   народов:   сказки,   песни,   малые   жанры   фольклора;   сравнение   тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XIX века­ начала XX века, произведения детских   поэтов   и   писателей   второй   половины   ХХ   в.,   раскрывающие разнообразие   тематики,   жанров,   национальные   особенности   литературы, научно­познавательная книги, юмористические произведения. Примерная   тематика:  произведения   фольклора   и   авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, животным, природе; о дружбе, правде, добре и зле. Мир сказок  Русские народные сказки, сказки А. Пушкина, С. Маршака, К. Чуковского, В. Бианки, В.         Сутеева, Е. Чарушина. Сказки Ш. Перро, бр. Гримм, Х.К. Андерсена, Дж. Харриса. Учимся уму­разуму  Стихи, рассказы, сказки Л. Пантелеева, Е. Ильиной, Е. Благининой, Е. Пермяка, В. Железникова, Н. Носова, В. Драгунского, А. Барто, Б. Житкова, В. Осеевой, Я. Акима, И. Бутмин, Е. Пермяк. Мир Родной природы Произведения устного народного творчества; стихи Н. Некрасова, С. Есенина, А. Блока, Е. Трутневой, А. Барто; рассказы и сказки М. Пришвина, Г. Скребицкого, М. Михайлова,            В. Белова, Г. Цыферов, С. Чёрный,   И.   Соколов­Микитов,   И.   Шевчук,   Л.   Толстой,   В.   Бианки,   Э. Машковская. О   наших   друзьях­животных  Стихи,   рассказы,   сказки:   М.   Михайлов,   В. Сутеев, А. Блок, Е. Чарушин, А. Барто, Н. Сладков, С. Михалков, И. Мазнин, Ю. Коваль, Дж. Родари. О тебе, моя Родина  Пословицы о Родине, стихи и рассказы: С. Дрожжин, Е. Серова, С. Романовский, А. Плещеев. Жанровое   разнообразие: стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки. Ориентировка в литературоведческих понятиях:  сказки   (народные   и   авторские),   рассказы,  произведение, фольклор, чтение, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс;  тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац. Восприятие литературного произведения:  эмоциональная   отзывчивость,   понимание   эмоционального   настроения литературного   произведения,   нахождение   сходств   и   различий   в   настроении героев. Обоснование суждений «нравится –  не нравится». Элементарная оценка эмоциональных   состояний   героев (весел,  печален,  удивлен   и   пр.),  сравнение действий и поступков героев; 8  умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора). Творческая деятельность:  проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинительстве небольших сказок и историй;  разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх;  сочинение историй с литературными героями;  рассказывание небольших сказок и историй от лица героев. Навык чтения:  плавное   чтение   слогами   и   целыми   словами   со   скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся;  выразительное   чтение,   с   интонациями,   соответствующими   знакам препинания;  чтение   наизусть   небольших   стихотворений,   отрывков   (2­3 предложения). Работа с текстом:  практическое отличие текста от набора предложений;  выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;  знание   структуры   текста:   начало   текста,   концовка,   умение   видеть последовательность событий;  озаглавливайте текста (подбор заголовков);  составление схематического или картинного плана под руководством учителя.  класс (4 ч. в неделю; 136 часов) Виды речевой и читательской деятельности. Аудирование  (слушание).  Восприятие  литературного  произведения:  восприятие  на  слух  произведений  из  круга  чтения,  умение слушать  и слышать  художес твенное  слово;  создание  условий  для  развития  полноценного  восприятия произведения;  эмоциональная  реакция  учащихся  на  прочитанное  и  понимание авторской  точки  зрения;  выражение  своего   отношения  к  произведению,  к  героям,  их поступкам;  сравнение  персонажей  одного  произведения,  а  также  различных сказок, разных  народов,  народных  героев  произведений  выявление  их  сходс тва  и  различий); (сказок   оценка  эмоционального  состояния  героев,  их  нравственных поз иций. Понимание отношения автора к героям произведения.  Чтение: 9  осознанное  правильное  плавное  чтение  вслух с  переходом  на чтение целыми  словами  вслух  небольших  по  объему  текстов;  обучение чтению  молча  на  небольших  текстах  или  отрывках;  выразительное  чтение небольших  текстов  или  отрывков;  формирование  умения  самоконтроля  и  самооценки  навыка  чтения. Работа  с  текстом:  понимание  слов  и  выражений,  употребляемых  в тексте;  различие простейших случаев многозначнос ти, выделение сравнений;  деление  текста  на  части  и  составление  простейшего  плана  под руководством учителя;   определение  основной  мысли  произведения  с  помощью  учителя;  пересказ  по  готовому  плану;  самостоятельная  работа  по  и  вопросам  к  тексту заданиям  произведения. Круг чтения:  Произведения  фольклора  русского  народа  и  народов  других  стран: пословица,  скороговорка,  загадка,  потешка,  закличка,  песня,  сказка,  былина. Сравнение  произведений  фольклора  разных  народов.  Произведения  русских и  зарубежных  писателей­классиков,  произведения  современных  детских писателей.  Произведения  о  жизни  детей  разных  народов  и  с тран. Приключенческая  произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги­справочники, словари. Примерная  тематика:  произведения  о  Родине,  о  родной  природе,  о человеке  и  его  отношении  к  другим  людям,  к  природе,  к  труду;  о  жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи. Осень   пришла  Вспомним   лето:   С.   Щипачев   «Подсолнух»;   И.   Суриков «Степь»; И. Соколов­Микитов «Вертушинка»; О. Дриз «Кончилось лето». книга.  Научно­популярные  детская  Здравствуй, осень: М. Пришвин «Полянка в лесу»; А. Майков «Осень»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; К. Паустовский «Прощание с летом». Самостоятельное чтение: М. Пришвин «Последние цветы»; К. Ушинский «Пчелы и муха»; А. Барто «Вам не нужна сорока?»; С. Аксаков «Осень»; В. Берестов «Урок листопада». Народные песни, сказки, пословицы  Песни: Русские народные песни «Как на тоненький ледок», «Ходит конь по бережку», «Заинька, где ты был побывал…», шотландская народная песня «Спляшем!»;   чешские   народные   песни   «Разговор   лягушек»,   «Сенокос»; английская народная песня «Дом, который построил Джек». Сказки народов России: Русские сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; ненецкая сказка «Кукушка»; татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь ­ плохо, вместе – хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба». Колыбельные песни  разных  народов: Русская колыбельная «Березонька скрип,   скрип…»;   сербская   колыбельная   «Нашей   Любице…»;   латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок…» 10 Сказки народов мира: Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи ­ век учись». Пословицы: О правде; о труде и лени; о дружбе; об учебе. Самостоятельное чтение: Народные песни. Русские песни «Уж как я ль мою   коровушку   люблю…»;   «Тень   тень,   потетень…»,   шведская   песня «Отличные пшеничные…»; французская песня «Сюзон и мотылек». Народные   сказки: Русская   сказка   «Снегурочка»;   корейская   сказка «Дружные   братья»;   норвежская   сказка   «Как   мальчик   к   Северному   ветру   за своей мукой ходил». Зимние   картины  И.   Никитин   «Встреча   зимы»   (отрывок);   К.   Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Опрятней модного паркета…»;   Н.   Сладков   «Песенки   подо   льдом»;   С.   Маршак   «Двенадцать месяцев» (отрывок).    Загадки   о   зиме.  Самостоятельное   чтение: Н.  Некрасов «Мороз,   Красный   нос»   (отрывок);   С.   Есенин   «Поет   зима,   аукает…»;   М. Пришвин «Птицы под снегом». Авторские   сказки  К.   Ушинский   «Мена»;   А.   Пушкин   «Сказка   о   рыбаке   и рыбке»;   братья   Гримм   «Храбрый   портной»,   «Маленькие   человечки»;   И. Токмакова   «Гном»;   Х.­К.   Андерсен   «Оле   Лукойе»   (главы);   А.   Толстой «Золотой   ключик»  (главы);   С.   Хопп   «Волшебный   мелок»  (главы);   Н.  Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) «Про пана   Трулялинского»;   Дж.   Родари   «Волшебный   барабан»;   С.   Седов   «Два медведя»; О. Дриз «Очень Высокий Человек». Самостоятельное чтение: Дж. Крюс «Колдун в чернильнице»; Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка». Писатели о детях и для детей Авторские колыбельные: Л. Мей «Баю баюшки баю…»; А.Майков «Спи, дитя мое, усни…»; И. Токмакова «Как на горке ­ снег, снег…»;   О.   Дриз   «Нашумелись»;   А.   Барто   «Колыбельная»,   «Олень», «Снегирь»;  Н.   Носов   «Фантазеры»,   «Живая   шляпа»;   С.   Маршак   «Чего   боялся Петя?»; О. Кургузов «Надоело летать»; Ю. Владимиров «Чудаки»; Л. Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В. Драгунский «Друг детства»; В. Осеева «Волшебное слово»; Л. Пантелеев «Трус»; В. Железников «Рыцарь»; А. Алексин «Первый день»; С. Маршак «Друзья товарищи». Самостоятельное   чтение: В.   Осеева   «Обидчики»;   М.   Зощенко   «Самое главное». Весеннее   настроение  Русские   народные   песни:   «Идет   матушка   весна…», «Призыв весны», «Сад»;  А.   Плещеев   «Птичка»,   «Весна»   (отрывок);   В.   Вересаев   «Перелетные птицы»;   А.   Пушкин   «Только   что   на   проталинах   весенних…»;   А.   Толстой «Весна»;   Саша   Черный   «Зеленые   стихи»;   Л.   Милева   «Синяя   сказка»;   О. Кургузов «Мы пишем рассказ»; Б. Заходер «Что красивей всего?» 11 Самостоятельное   чтение: Народные   песни   «Весна   красна»,   «Вырастай, яблонька»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; О.Дриз «Зеленая карета»; М. Пришвин «Трясогузка». Жанровое  разнообразие:  сказки  басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины. Работа  с  книгой:  элементы  книги:  обложка,  переплет,  титульный  лист, оглавление,  иллюс трация.  Детские  газеты  и  журналы.  Сведения  об  авторе, элементарные знания о времени написания произведения. Навык и культура чтения: (народные  и  авторские),  рассказы,  обучение   осознанному,   плавному   чтению   целыми   словами,   без искажений состава слов с соблюдением орфоэпических норм;   правильному интонированию, изменению силы голоса, соблюдению пауз в зависимости от смысла читаемого;   передаче   эмоционального   тона   персонажа,   выбору   нужного   темпа чтения. Творческая   деятельность   учащихся   (на   основе   литературных произведений):   проявление   интереса   к   словесному   творчеству,  участие   в  сочинении небольших сказок и историй;  рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей;  придумывание   продолжения   произведения   (сказки,   рассказа), изменение начала и продолжения произведения;  коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.);  подготовка и проведение уроков­сказок, уроков­утренников, уроков­ конкурсов, уроков­игр. Виды речевой и читательской деятельности. 3 класс (4 ч. в неделю; 136 часов) Аудирование  (слушание).  Восприятие  литературного произведения:  восприятие  произведений  разных  жанров  из  круга  чтения;  понимание главной мысли  произведения;  изучение   произведений   одного   и   того   же   жанра   или   произведений одного и того же автора в сравнении;  изучение   особенности   произведения   (композиция   текста,   язык произведения, изображение героев);  сравнение   героев   разных   произведений,   анализ   их   поступков, выделение деталей для характеристики;  определение   времени   и   места   событий,   выделение   описания   пейзажа   и портрета героя;    выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям. 12 Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений   целыми   словами.   Умение   читать   выразительно   текст произведения,   выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.  Работа с текстом:    передавая   отношение   к   событиям,   героям, Чтение: Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли   текста.   Определение   поступков   героев   и   их   мотивов;   сопоставление поступков   персонажей   и   их   оценка.   Нахождение   в   произведении   слов   и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам. Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление   плана   под   руководством   учителя.   Пересказ   содержания   текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту. Круг чтения: Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных   писателей.   Художественные   и   научно­популярные   рассказы   и очерки.   Справочная   литература:   словари,   детские   энциклопедии,   книги­ справочники.  Примерная тематика: произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.). Устное   народное   творчество  Пословицы,   скороговорки,   загадки,   русские народные   сказки   («Самое   дорогое»,   «Про   Ленивую   и   Радивую»,   «Дочь­ семилетка», «Царевич Нехитёр­Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей­разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»). Басни Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица». Произведения А.С. Пушкина  «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о   царе   Салтане...»,   стихи   («Вот   север,   тучи   нагоняя...»,   «Зимний   вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина». Стихи   русских   поэтов    Ф.И.   Тютчев.   «Есть   в   осени   первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; А.Л. Фет. «Мама! Глянь­ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день». Произведения   Л.Н.   Толстого  «Два   брата»,   «Белка   и   Волк»,   «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь». Произведения   Н.А.   Некрасова  «Крестьянские   дети»   (отрывок),   «Мороз­ воевода»   (отрывок),   «Мужичок   с   ноготок»   (отрывок),   «Славная   осень! 13 Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова». Произведения   А.П.   Чехова  Рассказы   «Степь»,   «Ванька»;   Н.С.   Шер.   «О рассказах А.П. Чехова». Произведения Д.Н. Мамина­Сибиряка «Умнее всех», «Приёмыш». Произведения А.И. Куприна «Синяя звезда», «Барбос и Жулька». Произведения   С.А.   Есенина  «Стихи   о   Родине»   (отрывки),   «Я   покинул родимый  дом...», «Нивы  сжаты,  рощи  голы...», «Стихи  о   берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки». Произведения К.Г. Паустовского «Стальное колечко», «Кот­ворюга», «Какие бывают дожди». Произведения С.Я. Маршака «Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком». Рассказы Л. Пантелеева «Честное слово», «Камилл и учитель». Произведения А.П. Гайдара «Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Произведения М.М. Пришвина   «Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине». Произведения   зарубежных   писателей  III.   Перро.   «Подарки   феи»;   Ц. Топелиус. «Солнечный Луч в ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон­Томпсон. «Чинк» (в сокращении). Повторение  Жанровое разнообразие: Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре   сказки,   рассказы,   басни,   былины,   сказы,   легенды,   стихотворные произведения   (наблюдение   за   ритмическим   рисунком,   рифмой,   строкой, строфой).  Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.  Былина:   особенности   изображения   персонажей   (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.  Литературная   (авторская)   сказка:   сходство   с   народной   сказкой: сказочные   герои,   повторы,   структурное   сходство;   особенности:   особый поэтический   язык   писателя,   лиричность   и   яркость   образов,   эмоциональные переживания.  Художественные   рассказы:   изображение   явлений   и   героев;   наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений Рассказы­описания   (научно­художественные   рассказы)   ­промежуточный жанр   между   художественными   и   научно­популярными   рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации. 14 Литературоведческая пропедевтика: Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное   произведение.   Литературные   жанры:   сказка,   былина,   сказ, пословица,   загадка,   рассказ,   стихотворение,   басня,   пьеса­сказка,   быль. Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно­ художественное, научно­популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.  Творческая   деятельность   учащихся   (на   основе   литературных произведений): Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями   фольклора)   загадок,   потешек,   небылиц,   сказок,   забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных   сюжетов.   Коллективная   творческая   работа   по   изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок,   город   героев,   сказочный   дом   и   т.   д.   Проведение   литературных   игр, конкурсов, утренников, уроков­отчетов. Чтение: работа с информацией:  Информация   о   книге,   произведении,   авторе   произведения   или   книги. Получение   информации   с   опорой   на   аппарат   книги   (титульный   лист, оглавление,   аннотация,   предисловие/послесловие   «об   авторе»,   «от   автора»). Умение   пользоваться   справочниками   и   словарями,   находить   информацию   о героях,   произведениях   и   книгах.   Оформление   информации   в   виде   моделей, схем,   таблиц.   Использование   готовых   таблиц   с   информацией   для характеристики героев, книг, произведений. 4 класс (3 ч. в неделю; 102 часа) Виды речевой и читательской деятельности:  Аудирование  (слушание).  Восприятие  литературного   произведения:  создание   условий   для   полноценного   восприятия   произведений   в единстве   содержания   и   формы,   в   единстве   образного,   логического   и эмоционального начал;  эмоциональная   отзывчивость,   понимание   настроения   литературного произведения,  осознание   схожести   и   различий   настроений   героев,  авторской точки зрения;  общая оценка достоинств произведения;  оценка   эмоционального   состояния   героев,   анализ   их   действий   и поступков;  сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним   автора,   высказывание   собственной   оценки,   подтверждение   собственных суждений текстом произведения; 15  умение   на   слух   воспринимать   разные   по   жанру   произведения, запоминать   слова,   характеризующие   персонажей,   образные   выражения, создающие картины природы, рисующие человека;   понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя;  умение   определять   задачу   чтения   –   что   и   с   какой   целью   читается, рассказывается, сообщается;  умение   находить   средства   выразительного   чтения   произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения;  умение   сопоставлять   два   ряда   представлений   в   произведении   – реальных и фантастических.  Чтение:  Осознанное, правильное, выразительное чтение в  соответствии с нормами литературного   произношения   вслух,   чтение   молча.   Выразительное   чтение подготовленного   произведения   или   отрывка   из   него;   использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические  ударения,   паузы,  мелодика   речи).   Использование   сведений   об   авторе   книги. Чтение   наизусть   стихов,   отрывков   из   прозаических   произведений   (к   концу обучения в 4 классе –  не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).  Работа с текстом: Установление   смысловых   связей   между   частями   текста.   Определение мотивов   поведения   героев   и   оценивание   их   поступков;   сопоставление поступков героев. Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления   природы;   выделение   в   тексте   эпитетов,   сравнений.   Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста   по   плану.   Составление   творческого   пересказа   (изменение   лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений,   воссоздание   содержания   произведения   в   форме   словесной картины).   Выявление   авторского   и   своего   отношения   к   событиям,   героям, фактам. Круг чтения: Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира:   сказки,   загадки,   пословицы,   былины,   легенды,   сказы.   Ведущие   идеи, объединяющие   произведения   фольклора   разных   народов,   специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из   Библии,   из   летописи.   Стихотворные   и   прозаические   произведения отечественных   и   зарубежных   писателей­классиков,   детских   писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга.   Научно­познавательная   книга:   о   природе,   путешествиях,   истории, научных  открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари). Примерная тематика: 16 Художественные произведения о жизни детей­сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве, о путешествиях и приключениях. Научно­ познавательные  произведения:  о  растениях  и  животных,  вещах  и  предметах, изобретениях и изобретателях.  Произведения   фольклора.  Сказки,   легенды,   былины,   героические песни  Иван  царевич  и Серый волк. Русская народная сказка Былина «Волх Всеславович»,   «Легенда   о   граде   Китеже»,   «Легенда   о   покорении   Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки. Басни. Русские баснописцы И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и   очки»,   «Квартет»;  И.И.   Хемницер.  «Стрекоза»,   «Друзья»;  Л.Н.   Толстой. «Стрекоза и муравьи»; А.Е. Измайлов. «Кукушка»; И.И. Дмитриев. «Муха». В.А. Жуковский Сказка «Спящая царевна». Стихотворения: «Песня», «Ночь», «Воспоминание». А.С. Пушкин  «Осень» (отрывки), «И.И. Пущину», «Зимняя дорога». Писатели о поэте: И.И. Пущин. «Записки о Пушкине»; В.И. Даль. «Из воспоминаний». М.Ю. Лермонтов  «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус», «Гор­ ные вершины...», «Утёс». П.П. Ершов  «Конёк­Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокращении). В.М. Гаршин «Лягушка­путешественница». Н.Г. Гарин­Михайловский  «Детство Темы» (отдельные главы). Произведения зарубежных писателей  М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (глава II, в сокращении); Х.­К. Андерсен. «Дикие лебеди», «Дети года». Мифы   народов   мира  Древнегреческие   мифы:   «Арион»,   «Дедал   и   Икар»; славянский миф «Ярило­Солнце». Древнеиндийский миф «Творение». Книги   Древней   Руси  «Повесть   временных   лет»:   «Деятельность   Ярослава. Похвала   книгам»,  «О   князе   Владимире.  Отрывок   из   жития»,  «Поучение Владимира Мономаха». Л.Н. Толстой  «Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Ру­ сак», «Святогор­богатырь». А.А. Блок «Россия», «Рождество». К.Д. Бальмонт «Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи». А.И. Куприн «Скворцы». И.А.   Бунин  «Гаснет   вечер,   даль   синеет...»,   «Детство»,   «Шире,   грудь,   рас­ пахнись для принятия...», «Листопад» (отрывок). С.Я. Маршак «Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце». Н.А. Заболоцкий «Детство», «Лебедь в зоопарке». Произведения о детях войны  В.П. Катаев «Сын полка»; К.М. Симонов «Сын артиллериста». Н.М. Рубцов «Берёзы», «Тихая моя родина». С.В. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало». 17 И.Л.  «Федина   задача»; Юмористические   произведения  Н.Н.   Носов. Гамазкова. «Страдания». Очерки  А.И. Куприн.  «Сказки Пушкина»;  И.С. Соколов­Микитов.  «Родина»; Н.С. Шер. «Картины­сказки». Путешествия.   Приключения.   Фантастика  Н.П.   Вагнер.  «Берёза»,   «Фея Фантаста»; Дж. Свифт. «Гулливер в стране лилипутов»; Н.П. Найдёнова. «Мой друг».  Расширение   знаний   в   области   жанровых Жанровое   разнообразие: особенностей   сказки   (народной   и   литературной),   басен (стихотворных   и   прозаических),   былин   и   сказок,   очерковых   произведений. Сравнение художественных и научно­художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.    рассказов, Народные  сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные   предметы,   повторы   слов   («жили­были»,   «день­деньской»), постоянные   эпитеты   («добрый   молодец»,   «красна   девица»),   устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.  Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра   земля»,   «богатырский   конь»   и   т.   д.),   гиперболы   (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).  Литературная   сказка.   Сходство   с   народной   сказкой   (сказочные   герои, структурное   сходство,   превращения,   победа   добрых   сил).   Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний. Рассказы:   художественные,   Особенности   эмоционально­образное   описание   героев, художественного   рассказа: интересных   случаев   из   их   жизни,   возбуждающее   воображение   читателя. Отношение автора к своим героям.    научно­популярные. Стихотворное   произведение:   ритмический   рисунок,   строка,   строфа, рифма, средства выразительности. Научно­художественные рассказы: рассказы о природе, художественные описания   природы,   художественный   образ   и   познавательная,   реальная информация. Научно­популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение. Очерк – повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.  Библиографические сведения о книге.  Элементы   книги:   обложка,   титульный   лист,   оглавление,   предисловие, послесловие,   аннотация,   иллюстрация.   Каталог.   Каталожная   карточка. Периодика   (наименования   детских   газет   и   журналов).   Сведения   об   авторе. Элементарные знания о времени создания произведения. Литературоведческая пропедевтика: 18 Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное   произведение,   литературное   творчество.   Литературные   жанры: сказка,   былина,   пословица,   загадка,   поговорка,   сказ,   легенда,   миф,   рассказ, повесть,   стихотворение,   баллада,   пьеса­сказка,   очерк,   научно­популярное   и научно­художественное произведения. Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно­ выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.  Творческая   деятельность   учащихся   (на   основе   литературных произведений):  Умение   написать   изложение,   небольшое   сочинение   по   текстам литературных   произведений.   «Дописывание»,   «досказывание»   известного сюжета.   Сочинение   (по   аналогии   с   произведением   устного   народного творчества)   загадок,   потешек,   сказок,   поговорок.   Умение   писать   отзывы   о прочитанных   книгах,   аннотацию   на   книгу,   составить   на   нее   каталожную карточку.   Умение   воспроизводить   сценические   действия   (по   сюжетам небольших   произведений)   в   играх­драматизациях,   игровых   диалогах, театральных играх.  Чтение: работа с информацией: Работа   с   информацией,  полученной   из   выходных   сведений,  аннотации, содержания.   Информация   о   произведении   до   чтения   (фамилия   автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.   Сбор   информации   о   произведении   после   чтения   (жанр,   тема, структура). Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями. Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации. Нахождение информации, применение ее для решения учебных задач.   Определение   порядка   учебных   действий,   составление   алгоритма (памятки) решения учебной задачи. Оценка полученной информации о книге и литературных героях. Тематическое планирование №п/п Разделы количество часов по классам рабочая  программа 1кл. 2кл. 3кл. 4кл. 19 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Аудирование (слушание) Чтение. Культура речевого общения. Культура письменной речи. Литературоведческая  пропедевтика. Круг детского чтения. Творческая деятельность  учащихся (на основе  литературных произведений). Итого часов 30 182 88 20 15 73 6 506 8 15 2 0 3 10 2 8 60 30 8 4 24 2 8 62 31 6 4 24 1 6 45 25 6 4 15 1 132 136 136 102 Материально – техническое обеспечение образовательного процесса Средства   обучения:  кабинеты   для   занятий   оснащены   компьютерами, телевизорами,   интерактивными   досками,   мультимедийными   проекторами, демонстрационными   и   раздаточными   дидактическими   материалами, многоразовыми карточками на печатной основе.  Имеются   технические   и   электронные   средства   обучения   и   контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы.  Таблицы   к   основным   разделам,   содержащегося   в   программе   по литературному чтению. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме). Словари:   толковый   словарь,   словарь   фразеологизмов,   морфемный   и словообразовательный словари. Репродукции картин, портреты писателей в соответствии с тематикой и видами   работы,   указанными   в   программе   и   методических   пособиях   по литературному чтению  (в том числе и в цифровой форме). Список рекомендуемой учебно­методической литературы. Для учителя: Учебно­методические   комплекты   по   литературному   чтению   для   1­4 классов   по   программе   «Начальная   школа  XXI  века»   под   редакцией   Н.Ф. Виноградовой: 1. Сборник   программ к   комплекту   учебников   «Начальная   школа   XXI века».–3­е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана­Граф, 2012 г. 2. Ефросинина   Л.   А.   Литературное   чтение:   методическое   пособие:   1 класс/Л. А. Ефросинина. – 3­е изд., доп. М.:  Вентана – Граф, 2012 г. 20 3. Ефросинина   Л.   А.   Литературное   чтение:   методическое   пособие:   2 класс/Л. А. Ефросинина. – 3­е изд., доп. М.:  Вентана – Граф, 2012 г. 4. Ефросинина   Л.   А.   Литературное   чтение:   методическое   пособие:   3 класс/Л. А. Ефросинина. – 3­е изд., доп. М.:  Вентана – Граф, 2012 г. 5. Ефросинина   Л.   А.   Литературное   чтение:   методическое   пособие:   4 класс/Л. А. Ефросинина. – 3­е изд., доп. М.:  Вентана – Граф, 2012 г. 6. Оморокова М. Н. Учимся читать выразительно: 1­4 классы. Тетрадь­ пособие.– М.: Вентана – Граф, 2011 г. (Начальная школа XXI века). 7. Ефросинина Л. А. Книгочей. Справочник по литературному чтению для младших школьников.1­4 классы. Учебное пособие. – М.: Вентана – Граф, 2011 г. 8. Ефросинина   Л.   А.   Литературное   чтение   в   начальной   школе. Контрольные   работы,   тесты,   литературные   диктанты,   тесты   для   проверки навыков чтения, диагностические задания. 1­4 классы. /Пособие для учителя: в 2­х ч. – М.:  Вентана – Граф, 2011 г. 9. Журова Л. Е., Евдокимова А. О., Кочурова Е. Э. и др. Проверочные тестовые работы по чтению/ Дидактические материалы – М.: Вентана – Граф, 2011 г. 10. Ефросинина Л. А. «Контроль и оценка уровня обученности учащихся по литературному чтению в начальной школе», М: Вента­Граф, 2011г. Для учащихся: 1. Л. Е. Журова,   А. О. Евдокимова  Букварь:   1   класс:   Учебник  для учащихся  общеобразовательных  учреждений   в  2ч. ­  М.:  Вентана – Граф, 2011 г. 2. Литературное   чтение:   учебник   для   учащихся общеобразовательных   учреждений.   (авт.­   сост.:   Л.   А.   Ефросинина,   М.   И. Оморокова).­ 3­е изд., дораб. и доп. – М.:  Вентана – Граф, 2011 г.   1   класс: 3. Литературное   чтение:   учебник   для   учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1, Ч.2/(авт.­ сост.: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова).­ 3­е изд., дораб. и доп. – М.:  Вентана – Граф, 2011 г.   2   класс: 4. Литературное   чтение:   учебник   для   учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1, Ч.2/(авт.­ сост.: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова).­ 3­е изд., дораб. и доп. – М.:  Вентана – Граф, 2011 г.   3   класс: 5. Литературное   чтение:   учебник   для   учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1, Ч.2/(авт.­ сост.: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова).­ 3­е изд., дораб. и доп. – М.:  Вентана – Граф, 2011 г.   4   класс: 6. Литературное   чтение:   1   класс:   Рабочая   тетрадь./(авт.­сост.:   Л.   А. Ефросинина, М. И. Оморокова).­ 3­е изд., дораб. и доп. – М.:  Вентана – Граф, 2013 г. 7. Литературное чтение: 2 класс: Рабочая тетрадь: в 2ч. Ч.1, Ч.2/(авт.­ сост.:   Л.  А.  Ефросинина,  М.  И.  Оморокова).­  3­е  изд.,  дораб.  и   доп.  –  М.: Вентана – Граф, 2013 г. 21 8. Литературное чтение: 3 класс: Рабочая тетрадь: в 2ч. Ч.1, Ч.2/(авт.­ сост.:   Л.  А.  Ефросинина,  М.  И.  Оморокова).­  3­е  изд.,  дораб.  и   доп.  –  М.: Вентана – Граф, 2013 г. 9. Литературное чтение: 4 класс: Рабочая тетрадь: в 2ч. Ч.1, Ч.2/(авт.­ сост.:   Л.  А.  Ефросинина,  М.  И.  Оморокова).­  3­е  изд.,  дораб.  и   доп.  –  М.: Вентана – Граф, 2013 г. 10. Л. А. Ефросинина  Литературное  чтение: Уроки  слушания: Учебная хрестоматия  для  учащихся  1  класса  общеобразовательных  учреждений – М.: Вентана – Граф, 2011г. 11. Литературное чтение: 2 класс: учебная хрестоматия: в 2ч. Ч.1, Ч.2/ (авт.­ сост.: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова).­ 3­е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013 г. 12. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия: в 2ч. Ч.1, Ч.2/ (авт.­ сост.: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова).­ 3­е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013 г. 13. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия: в 2ч. Ч.1, Ч.2/ (авт.­ сост.: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова).­ 3­е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013 г. 14. Оморокова М. Н. Учимся читать выразительно: 1­4 классы. Тетрадь­ пособие.– М.:  Вентана – Граф, 2013 г. Дополнительная литература для учителя и учащихся: 1.  Федеральный компонент государственного стандарта общего  образования. Министерство образования РФ. 2. Примерные программы для начальной школы. Министерство  образования РФ. 3. Развернутое тематическое планирование. Образовательная программа  «Начальная школа XXI века». /авт. – сост. Бровкина Т. Н. – Волгоград:  Учитель, 2012 г. 4. Учим младших школьников понимать текст: практикум для учащихся:  1–4 классы. / Е. М. Матвеева. – М.: ВАКО, 2011 г. 5. Литературное чтение (1­4): учим младших школьников писать  сочинения разных жанров: сценарии занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо,  2011 г. 6. Литературное чтение (1­4): учим младших школьников понимать  художественный текст: Методические разработки занятий / К. М. Матвеева. –  М.: Эксмо, 2011 г. 7. Основы обучения чтению младших школьников. – М.: Вентана – Граф,  2012 г. Перечень Интернет­ресурсов и цифровых образовательных ресурсов: 1. CD.   Тематическое   планирование.   Начальная   школа.   Программа «Начальная школа XXI века». – Издательство «Учитель», 2011 г. 2. CD. Весёлые уроки. Основы грамоты. – ЗАО «Новый диск», 2012. 3. DVD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». – ООО «Кирилл и Мефодий», 2009 г. 22 4. DVD  «Уроки   Кирилла   и   Мефодия.  Обучение   грамоте».   –   ООО «Кирилл и Мефодий», 2011 г. 5. DVD  «Уроки   Кирилла   и   Мефодия.   Веселая   Азбука   Кирилла   и Мефодия». – ООО «Кирилл и Мефодий», 2011 г. 6. DVD  Развитие   речи.   «Учимся   говорить   правильно».  –  ЗАО   «Новый диск», 2011.  7. CD. Азбука­малышка.  8. CD. АБВГДйка. Как хорошо уметь читать. – ООО «КОМПЭДУ», 2015  г. 9. CD.   Начальная   школа.   Математика.   Русский   язык.   Литературное чтение.   3­4   классы.   Промежуточный   и   итоговый   контроль.   –  Издательство «Учитель», 2013 г. 10. Программа для проверки техники чтения. 11. Художественные и мультипликационные фильмы по программе. 12. Аудиозаписи литературных произведений.  ://   edu   ://   school      .  edu   .  ru – Российский общеобразовательный портал.  .  ru –  Система федеральных образовательных порталов. http  http  http://school­collection.edu.ru – Цифровые образовательные ресурсы. http://eois.mskobr.ru – Единая Образовательная Информационная Среда.  http  http  www  http://www.planetaskazok.ru  – Планета сказок: сказки, рассказы, стихи с  .  ru –Каталог детских ресурсов Рунета.  .  ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.  .  ru – Сайт ИД «Первое сентября».  .  kinder  ://   www       .  holm   ://   school  .1   september иллюстрациями для детей. http://skazvikt.ucoz.ru – Сказочные викторины. http://testedu.ru – Образовательные тесты. http://enc­dic.com – Энциклопедии и словари. http://slovarik­ushakov.info – Толковый словарь Ушакова. http://www.    .  ru – Портал компании «Кирилл и Мефодий».  km  23 24

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК "Начальная школа 21 век"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018