Пояснительная записка
Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая
программа.
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра
зования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной
образовательной программы начального общего образования, авторской программы Л.
Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, 2011г. М.: «Просвещение».
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №
373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования».
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30.08.2013 № 1015.
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821
10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях».
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ
с. Метели.
Учебный план МБОУ СОШ с. Метели на 20182019 уч.год
Цели курса:
развитие художественнотворческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности,
умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
умением в системе образования младших школьников; формирование читательского
кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,
потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение
нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и
зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре
народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства,
сознание, волю.
Задачи:
2 Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и
книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского
навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов
литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по
другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения
учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов,
ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В
результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические
высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают
различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника,
находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной
литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого
вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и
анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение
сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка);
находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника;
понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на
становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое
значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник
осваивает основные нравственноэтические ценности взаимодействия с окружающим
миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев,
событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий
произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как
предпосылки собственного поведения в жизни.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу
после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества
народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и
зарубежной литературы и современных писателей России и других стран
(художественные и научнопознавательные). Программа включает все основные
литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые
книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении
друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально
нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую
самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида
информации и формирование библиографических умений.
3 В рабочей программе как форма контроля усвоения изученного материала и развития
читательских умений вводятся по мере прохождения тем тестовые задания. На
выполнение тестовых заданий учащимся отводится часть урока.
Характерные для учебного курса формы деятельности учащихся.
Фронтальная форма познавательной деятельности (одновременное выполнение общих
заданий всеми учащимися класса для достижения общей познавательной задачи);
микрогрупповая форма (работа в парах), групповая форма (единая познавательная
задача ставится перед определённой группой школьников); индивидуальная форма.
Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися
содержания курса.
Для проверки освоения программы используются: тестовые, проверочные, контрольные
работы, тексты для проведения диагностики чтения, а также проверки уровня
начитанности учащихся по курсу «Литературного чтения» проводится в форме беседы,
фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, подготовки творческих
работ, тестирования, систематической проверки навыка чтения, индивидуальных бесед
по вопросам самостоятельного чтения учащихся.
Методы, формы, и средства обучения, применяемые педагогические технологии.
На уроках используются различные методы обучения :
по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические
в зависимости от существенных дидактических задач на:
методы приобретения новых знаний;
методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
по учебнопознавательной деятельности (либо метод усвоения) учащихся в изучении
ими усваиваемого материала:
объяснительноиллюстративный (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.);
проблемного изложения;
частичнопоисковый (либо эвристический);
исследовательский.
Формы обучения – уроки , дискуссии.
Средства обучения: учебники, наглядные пособия, книги, справочники, словари,
технические средства .
На уроках литературного чтения используются элементы технологии личностно
ориентированного подхода, технологии проблемнодиалогического обучения как
реализации
технологии , технология
деятельностного
педагогического проектирования
Учебнометодический комплект, реализующий программу «Литературное
чтение» в 3 классе, включает:
подхода , игровые
Программа
Учебник
Концепция и программы для начальных классов.
Комплект учебников УМК «Школа России» в двух
частях. М.: Просвещение, 2010, 1 часть, 158 с.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
Литературное чтение. 3 класс. Учебник для учащихся
образовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.:
4 Просвещение, 2013
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
Литературное чтение. 3 класс. Учебник для учащихся
образовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. М.:
Просвещение, 2013
Методическая литература Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному
чтению: 3 класс. М.: ВАКО, 2011, 288 с. (В помощь
школьному учителю)
Кутявина С. В. Контрольноизмерительные материалы.
Литературное чтение: 3 класс. М.: ВАКО, 2013
Материалы
для
проведения проверочных
работ
Место учебного предмета в учебном плане:
Рабочая программа для 3 класса предусматривает обучение литературному чтению в
объеме 4 ч в неделю, рассчитана на 140 ч в год.
Планируемые результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации
многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на
мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественноэстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть
произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной
национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных
произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки
героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
5
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаковосимволических средств представления информации о
книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с
задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам,
установления причинно
следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и
путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение
окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе,
честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про
себя, элементарными приёмами анализа художественных, научнопознавательных
и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих
понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
6
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинноследственные связи и определять главную мысль произведения, делить
текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства
выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научнопознавательных,
На
практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи
(повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный
ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на
прочитанное произведение;
учебных и художественных произведений.
Содержание программы:
Курс призван продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной литературы и
помочь осмыслить образность словесного искусства,
посредством которой
художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности.
Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению
художественных произведений.
Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути
ребёнка в литературу. От качественного обучения в это период во многом зависит
полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно
чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем
потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной
литературы.
Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса
литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок
переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно
постигать огромный мир литературы. Юный читатель задумывается над тем, как, каким
образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером
писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как
у художника, и звуки, как у композитора музыканта.
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом
литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного
произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно
информационная сторона текста. Внимание юного читателя должно быть обращено на
словеснообразную природу художественного произведения, на отношение автора к
героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику
обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно
эстетического, литературоведческого и коммуникативноречевого.
Художественноэстетический принцип определяет стратегию отбора произведений
для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно
художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление связей
между всеми другими видами искусства.
7 Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного
произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Этот принцип находит
своё выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры:
сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями
творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности,
необходимых жизненных наблюдений и обобщений.
Коммуникативноречевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся,
на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык
чтения.
Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка
чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про
себя. Развитие навыка чтения на втором году обучения предполагает постепенное
введение чтения про себя. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление
текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ
прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая
разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая
произведения, они обучаются переносу приёмов выразительного устноречевого
общения на чтение текстов. Коммуникативноречевой принцип нацелен на проведение
уроковдиалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и
героями его произведений.
При обучении детей чтению их знания пополняются элементарными понятиями
литературоведческого характера: простейшими сведениями об автореписателе, о теме
читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка,
прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об
изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре,
сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства,
восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек
получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются
представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота
восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно
чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с
авторским текстом.
8
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.