Рабочая программа по математик по УМК "Школа России". 3 класс
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
математика +1
3 кл
21.04.2017
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект), разработанной в соответствии с ФГОС, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса.docx
Окружающий мир
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса составлена на основе
Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной
программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с
русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А. А. Плешакова
«Окружающий мир. 14 классы» (учебнометодический комплект), разработанной в соответствии с ФГОС, с
учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у
младшего школьника умения учиться.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса.
Ц е л ь – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно
относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
З а д а ч и : развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты
окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве
и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе; воспитание
позитивного эмоциональноценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно
нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой
деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье; осуществление подготовки к изучению
естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе;
создание условий для
формирования и развития у школьников: творческих способностей и интереса к выполнению заданий,
умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике, коммуникативных навыков, которые
способствуют развитию умений работать в парах, группах, общеучебных умений и навыков (развитие
логического мышления, обучение умению самостоятельно расширять знания, работая с книгой, со
справочной литературой).
Структура курса
Ведущей идеей курса является идея единства мира природы и мира культуры. Окружающий мир
рассматривается как природнокультурное целое, человек – как часть природы, создатель культуры и ее
продукт. В курсе раскрывается структура понятия «окружающий мир» в единстве трех его составляющих:
природа, культура, человек. Эти три составляющие последовательно рассматриваются на разных
социокультурных уровнях общества (семья, школа, малая родина, родная страна и др.), благодаря чему
определяются главные педагогические подходы к освоению предмета: коммуникативнодеятельностный,
культурноисторический, духовно ориентированный. Содержание курса «Окружающий мир» способствует
эффективному построению внеурочной деятельности младших школьников, в том числе проектной, работе с
семьей. Содержание курса охватывает широкий круг вопросов, при этом природа, человек и общество
рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это обеспечивает целостное восприятие
окружающего мира, создает условия для присвоения новых знаний, формирования и осознания правил,
обязанностей и норм взаимодействия человека и природы, человека и общества.
В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются
представления учащихся о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их
взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней
систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода,
растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в
природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию
разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы. Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о
человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого.
Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый
образ жизни».
Логическим продолжением данной темы является следующая тема – «Наша безопасность», в
которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных
ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Важнейшие представления учащихся об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и
обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал
данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости
экономических знаний.
Тема «Путешествие по городам и странам» завершает программу 3 класса. Учебный материал этой
темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским
странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из
таких областей, как география, история, экономика, экология, и раскрыть в яркой, образной форме ведущие
идеи курса.
Описание ценностных ориентиров
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы.
Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не
ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс
является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с
детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе
продленного дня, на внеклассных занятиях. Следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в
повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на
уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, и чтение, и получение
информации от взрослых.
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности,
выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.
Рабочая программа призвана сохранить ведущую идею курса «Мир вокруг нас» – формирование в
сознании ученика ценностноокрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и
общего для всех людей, для всего живого, и направлено:
на формирование у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;
развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;
воспитание личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе, в том числе в 3 классе, отводится два часа в
неделю. Программа рассчитана на 270 часов: 3 классы – 68 часов (34 учебные недели).
Учебнометодический комплект
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на
электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. :
Просвещение, 2013.
3. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики [Текст] : книга для
учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2013.
4. Плешаков, А. А. От земли до неба [Текст] : атласопределитель для нач. шк. / А. А. Плешаков. – М. :
Просвещение, 2013.
5. Плешаков, А. А. Зеленые страницы [Текст] : кн. для учащихся нач. шк. / А. А. Плешаков. – М. :
Просвещение, 2013.
6. Плешаков, А. А. Окружающий мир [Текст] : тесты : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова.
– М. : Просвещение, 2012. 7. Плешаков, А. А. Окружающий мир [Текст] : метод. рекомендации : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. М.
Белянкова, А. Е. Соловьева. – М. : Просвещение, 2012.
Учебно тематический план
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Наименование разделов.
Как устроен мир.
Эта удивительная природа.
Мы и наше здоровье.
Наша безопасность.
Чему учит экономика.
Путешествие по городам и странам.
Колво часов.
7ч
18 ч
11 ч
8 ч
12 ч
12 ч
Содержание программы (68 часов).
Как устроен мир (7 ч).
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в
природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,
мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми
существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества.
Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (18 ч).
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники
загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды.
Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения
воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы,
роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате
непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека.
Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания.
Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и
жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана
животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и
несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмыпроизводители,
организмыпотребители и организмыразрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (11 ч).
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог,
ушиб, обморожение). Опорнодвигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и
физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в
организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения.
Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Наша безопасность (8 ч).
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара,
аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.
Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие,
запрещающие, предписывающие, информационноуказательные.
Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.
Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая
безопасность.
Чему учит экономика (12 ч).
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.
Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд.
Труд – главная потребность человека.
Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных
ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные
отрасли промышленности.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение
окружающей среды. Экологические прогнозы.
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана
Путешествие по городам и странам (12 ч).
памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности
природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
Бережное отношение к культурному наследию человечества.
Виды контрольно измерительных материалов
Виды работы
Тема
Стартовая диагностика
Проверочная работа №1.
Практическая работа №1.
Практическая работа №2.
Практическая работа №3.
Практическая работа №4.
Входная
Как устроен мир
Тела, вещества, частицы
Обнаружение крахмала в продуктах питания
Свойства воздуха
Свойства воды
№
урока
2
7
8
9
10
11 12
13
14
17
18
25
27
28
31
32
33
36
39
41
43
44
47
48
52
55
56
64
67
68
Практическая работа №5.
Тест №1.
Практическая работа №6.
Практическая работа №7.
Проверочная работа №2.
Проверочная работа №3.
Тест №2.
Практическая работа №8.
Практическая работа №9.
Диагностика
Презентация проектов.
Проверочная работа №4.
Тест №3.
Тест №4.
Практическая работа №10.
Проверочная работа №5.
Практическая работа №11.
Практическая работа №12.
Практическая работа №13.
Тест №5.
Проверочная работа №6.
Тест №6.
Диагностика
Презентация проектов.
Круговорот воды в природе
Превращения и круговорот воды
Состав почвы
Размножение и развитие растений
Размножение и развитие растений
Эта удивительная природа
Организм человека
Знакомство с внешним строением кожи
Подсчёт ударов пульса
Итоговая работа за 1 полугодие
«Богатства, отданные людям», «Разнообразие
природы родного края», «Школа кулинаров»
Мы и наше здоровье
Чтобы путь был счастливым
ПДД
Устройство и работа бытового фильтра для очистки
воды
Наша безопасность
Полезные ископаемые
Знакомство с культурными растениями
Знакомство с различными монетами
Семейный бюджет
Чему учит экономика
В центре Европы
Качество усвоения программного материала за
учебный год
«Кто нас защищает»,
края»,«Музей путешествий» .
«Экономика родного
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучающиеся должны знать:
человек — часть природы и общества;
что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);
группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и
животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и
положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в
природе);
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
правила гигиены; основы здорового образа жизни;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки;
правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
потребности людей; товары и услуги;
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль
денег в экономике, основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой
на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласаопределителя; различать наиболее
распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы,
фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять
посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших
повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приемами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Планируемые результаты обучения
Предметные: иметь представления о человеке как части природы и общества; о телах и веществах,
твердых веществах, жидкостях и газах; об основных свойствах воздуха и воды, круговороте воды в природе;
об основных группах живого (растения, животные, грибы, бактерии), группах растений (водоросли, мхи,
папоротники, хвойные, цветковые), группах животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,
птицы, звери); о взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями
и животными, между различными животными), взаимосвязи между природой и человеком (значение природы
для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы,
правила личного поведения в природе); о строении тела человека, основных системах органов и их роли в
организме; о правилах гигиены, об основах здорового образа жизни; о правилах безопасного поведения в
быту и на улице, основных дорожных знаках, правилах противопожарной безопасности, основах
экологической безопасности; о потребностях людей, товарах и услугах; о роли природных богатств в
экономике, основных отраслях сельского хозяйства и промышленности, роли денег в экономике, об основах
семейного бюджета; о некоторых городах России, их главных достопримечательностях, о странах,
граничащих с Россией (с опорой на карту), странах зарубежной Европы, их столицах (с опорой на карту);
уметь распознавать природные объекты с помощью атласаопределителя; различать наиболее
распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; проводить
наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их
результаты; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и
человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять
посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую
помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; владеть
элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, странсоседей России, стран
зарубежной Европы и их столиц.
Личностные: осознавать себя членом общества и государства (российская идентичность), проявлять
чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в
ее делах и событиях; осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценности, иметь нравственные
представления и этические чувства, культуру поведения и взаимоотношений с окружающими; иметь
установку на безопасный здоровый образ жизни, ежедневную физическую нагрузку и закаливание.
Метапредметные: познавательные – осуществлять информационный поиск для выполнения
учебных задач; работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; владеть базовым
понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего
образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин; наблюдать, исследовать явления
окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; усваивать первоначальные сведения о сущности и
особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности
(в пределах изученного); регулятивные – проявлять способность регулировать собственную деятельность,
направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; коммуникативные
– осознавать правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа
(класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).
Критерии оценивания по окружающему миру
Основная цель контроля проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать
простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных
источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по
результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ. При письменной проверке знаний по
предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются такие контрольные
работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными
возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа: поиск ошибки;
выбор ответа; продолжение или исправление высказывания. Задания целесообразно строить как
дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп
продвижения учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя
свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах
программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,
установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою
материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам
при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но
допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе,
затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в
выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного
материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов. Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого
материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для
повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.
Описание материальнотехнической базы
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
классная доска с креплениями для таблиц;
магнитная доска;
CD/DVDпроигрыватель;
мультимедийный проектор.
персональный компьютер с принтером;
Учебнопрактическое и учебнолабораторное оборудование.
1. Термометры для измерения температуры воздуха и воды.
2. Лупа.
3. Лабораторное оборудование для проведения опытов в соответствии с содержанием обучения (фильтр,
воронка, штатив, держатель, стакан, ложечка для размешивания, колба с трубкой, спиртовка, стекло,
треножник).
4. Модели светофора, дорожных знаков, средств транспорта. 5. Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.
6. Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т. п.
Натуральные объекты.
1. Коллекции полезных ископаемых.
2. Коллекции плодов и семян растений.
3. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).
Экраннозвуковые пособия.
1. Видеофильмы по природоведению, этнографии народов России.
2. Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.
Источники информации
Методическая литература.
1. Гайдина, Л. И. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением. 1–4 классы / Л. И. Гайдина. – М.: 5 изд.,
2011.
2. Николенко, Е. И. Тесты по природоведению : 1–4 классы / Е. И. Николенко. – М. : Первое сентября,
2010.
3. Тишурина, О. Н. Животные леса. Растения леса / О. Н. Тишурина. – М. : Дрофа, 2011.
4. Уроки экологии в начальной школе : пособие для учителя нач. кл. / авт.сост. Е. И. Руднянская, Л. Б.
Черезова. – М. : Сфера, 2010.
5. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на
электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
6. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. :
Просвещение, 2013.
7. И.Ф.Яценко.Контрольноизмерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс. 4ое изд.,М.:Вако,
2013.
8. Плешаков, А. А. От земли до неба [Текст] : атласопределитель для нач. шк. / А. А. Плешаков. – М. :
Просвещение, 2013.
9. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс.М.:Вако, 2013.
10. Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК «Школа России»/Автор составитель М.В.
Буряк;под ред. Е.С. Галанжиной.М.: Планета, 2013.
Рабочая программа по математик по УМК "Школа России". 3 класс
Рабочая программа по математик по УМК "Школа России". 3 класс
Рабочая программа по математик по УМК "Школа России". 3 класс
Рабочая программа по математик по УМК "Школа России". 3 класс
Рабочая программа по математик по УМК "Школа России". 3 класс
Рабочая программа по математик по УМК "Школа России". 3 класс
Рабочая программа по математик по УМК "Школа России". 3 класс
Рабочая программа по математик по УМК "Школа России". 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.