Рабочая программа по математике (3 класс)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 27.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального го-сударственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной про-граммы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Вантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степано¬вой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»),Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального го-сударственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной про-граммы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Вантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степано¬вой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»),
Иконка файла материала 00063cf7-23f1a2ff.docx
Утверждено заседании Педагогического совета Протокол № 1 От «__»_______2016г. Введено в действие  Приказ № ____ от «    »            2016г  . Директор МОУ    ИРМО «Сосново – Борская  НШДС» ________  Е.А.Сереброва МОУ ИРМО «Сосново – Борская НШДС» Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс: 3 Уровень: базовый Учитель: Колесникова Екатерина Александровна Учебный год: 2016 – 2017ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального го­ сударственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной про­ граммы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с  русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И.  Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Вантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой  «Математика. 1­4 классы» (учебно­методический комплект «Школа России»), Начальный курс математики ­ курс интегрированный: в нём объединён арифметиче­ ский, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса со­ ставляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических  действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также  основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных  вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их  измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений,  ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их  свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами. Основными целями начального обучения математике являются: • • • Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение ос­ математическое развитие младших школьников; формирование системы начальных математических знаний; воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. новных целей начального математического образования: • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности  на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и простран­ ственные отношения); развитие основ логического, знаково­символического и алгоритмического  • • • • • • формирование умения вести поиск информации и работать с ней; формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; развитие познавательных способностей; воспитание стремления к расширению математических знаний; формирование критичности мышления; развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное  суждение, оценивать и принимать суждения других. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсаль­ ности математических способов познания мира, усвоение начальных математических зна­ • мышления; • • • развитие пространственного воображения; развитие математической речи; формирование системы начальных математических знаний и умений их  применять для решения учебно­познавательных и практических задач;ний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предме­ тами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний. Практическая направленность курса выражена в следующих положениях: • сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений  обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и  моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого  приёма; предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на  основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь  между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.); рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт  ребёнка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на  основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике; • система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает  их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально  распределены во времени. Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими  предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология). В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа  рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю. Для реализации программного содержания используются следующие учебные  пособия: 1. Математика.   3   класс.   Учебник   для   общеобразовательных   учреждений  (с  CD­ диском). В 2­х частях  / Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. – М.: Просвещение, 2012. 2. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2­х частях. / Моро М.И., Волкова С.И. – М.: Просвещение, 2012. 3. Математика   и   конструирование.   Конструирование.   3   класс   /  Волкова   С.И., Пчелкина О.Л. – М.: Просвещение, 2012. 4. Математика. Проверочные работы. 3 класс / Волкова С.И. – М.: Просвещение, 2013. 5. Математика. Контрольные работы. 1­4 классы /  Волкова С.И. – М.: Просвещение, 2013. № 1 2 3 4 5 6 7 8 УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов и тем Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание Табличное умножение и деление Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и  Числа от 1 до 1000. Нумерация Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Числа от 1 до 1000. Умножение и деление Итоговое повторение ИТОГО Всего часов 8ч 28 ч 28 ч 27 ч 13ч 10ч 16ч 6ч 136 часов СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (136 ЧАСОВ) Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (продолжение) (8 ч) Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сло­ жении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на  основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами. Табличное умножение и деление (56 ч) Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; чётные  и нечётные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета,  количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество  предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное  сравнение чисел. Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. Таблица умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Сводная таблица  умножения. Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0,  невозможность деления на 0. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный  сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь  прямоугольника (квадрата). • • • • единицы длины, площади, массы; названия компонентов и результатов умножения и деления; виды треугольников; правила порядка выполнения действий в выражениях в 2­3 действия (со  скобками и без них); • • • таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; понятие «доля»; определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус  окружности», «диаметр окружности»; чётные и нечётные числа; определение квадратного дециметра; определение квадратного метра;  правило умножения числа на 1;  правило умножения числа на 0; правило деления нуля на число; сравнивать: числа в пределах 1000; числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше  • • • • • • • • другого); • • • • • • • • длины отрезков; площади фигур; различать: отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»; компоненты арифметических действий; числовое выражение и его значение; читать: числа в пределах 1000, записанные цифрами; воспроизводить: результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и  соответствующих случаев деления; • 10 дм; соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м =• • сутки = 24 часа; • • • • • • • соотношения между единицами соотношения между единицами массы: 1 времени: 1 кг = 1000 г; год =12 месяцев; 1 приводить примеры: двузначных, трёхзначных чисел; числовых выражений; моделировать: десятичный состав трёхзначного числа; алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел; ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы,  рисунка; упорядочивать: • числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения;  анализировать: способа решения; • • текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального  классифицировать: • • • • • • • треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний); числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные); конструировать: тексты несложных арифметических задач; алгоритм решения составной арифметической задачи; контролировать: свою деятельность (находить и исправлять ошибки); оценивать: готовое решение учебной задачи (верно, неверно); решать учебные и  записывать цифрами трёхзначные числа; решать составные арифметические задачи в два­три действия в различных  практические задачи: • • комбинациях; • • • • • • • • • • вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000,  используя изученные устные и письменные приемы вычислений; вычислять значения простых и составных числовых выражений; вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата); выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной  • • • задачи; • К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться: • • выполнять проверку вычислений; вычислять значения числовых выражений, содержащих 2­3 действия (со  заполнять таблицы, имея некоторый банк данных. скобками и без них); решать задачи в 1­3 действия; находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно  четыре арифметических действия в пределах 100; выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел  в пределах 1000; классифицировать треугольники; умножать и делить разными способами; выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами; сравнивать выражения; решать уравнения;• • • • • • • строить геометрические фигуры; выполнять внетабличное деление с остатком; использовать алгоритм деления с остатком; выполнять проверку деления с остатком; находить значения выражений с переменной; писать римские цифры, сравнивать их; записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых,  сравнивать числа; • • • сравнивать доли; строить окружности. составлять равенства и неравенства; ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных,  метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к  семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Целостное восприятие окружающего мира. Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения,  заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий  подход к выполнению заданий. Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к  работе на результат. Метапредметные результаты Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить  средства и способы её осуществления. Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии  с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные  способы достижения результата. Способность использовать знаково­символические средства представления  информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения  учебно­познавательных и практических задач. Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных  технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом  учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организа­ ции и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными зада­ чами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью  клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и  анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио­, видео­ и графическим сопровождением. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,  классификации по родо­видовым признакам, установления аналогий и причинно­ следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность  существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение  и аргументировать свою точку зрения. Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о  распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный  контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и  поведение окружающих. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и  процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими  существенные связи и отношения между объектами и процессами. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего обра­ зования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного пред­ мета «Математика». Предметные результаты Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения  окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и про­ странственных отношений. Овладение основами логического и алгоритмического мышления,  пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения,  прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме  (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения  учебно­познавательных и учебно­практических задач. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и  числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и  стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры,  работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять,  анализировать и интерпретировать данные. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на  клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на  принтере). СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов  освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности  младшего школьника, нервно­психические проблемы, возникающие в процессе контроля,  ситуативность эмоциональных реакций ребенка. Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики  предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом  оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно­ познавательные и учебно­практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных  достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки  достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых  стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы ихсовокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний,  достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме.  Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в  форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего кон­ троля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется  всесторонняя проверка только одного определенного умения. Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для  тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных  вычислений, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить,  например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом  случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов  работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание  или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5­6 минут урока. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты  наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих,  диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Однако последним  придается наибольшее значение. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на  межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных  результатов освоения программы по математике в третьем классе: способность решать  учебно­практические и учебно­познавательные задачи, сформированность обобщённых  способов деятельности, коммуникативных и информационных умений. Нормы оценок по математике Работа, состоящая из Работа, состоящая из задач. Комбинированная ра­ бота Контрольный уст­ ный счет. «5» ­ без ошибок. «5» ­ без ошибок. «5» ­ без ошибок. «5» ­ без ошибок. «4» ­1 грубая и 1­2 не­ «4» ­ 1­2 негрубых грубые ошибки. ошибки. «3» ­ 2­3 грубые и 1­2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки «3» ­ 1 грубая и 3­4 не­ грубые ошибки. «4» ­ 1 грубая и 1­2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче. «3» ­ 2­3 грубые и 3­4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным. «4» ­ 1­2 ошибки. «3» ­ 3­4 ошибки. «2» ­ 4 и более грубых ошибки. «2» ­ 2 и более грубых ошибки. «2» ­ 4 грубые ошибки. Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий,  неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние  действия); не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание. Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка  вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не  снижается. За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил орфографии и  каллиграфии оценка снижается на один балл, но не ниже «3». При тестировании все верные ответы берутся за 100%, отметка выставляется в  соответствии с таблицей: Процент выполнения задания 91­100% 76­90%% 51­75%% менее 50% Отметка отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Печатные пособия – таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посад­ ке; – демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с ос­ новными темами программы обучения; – карточки с заданиями по математике для 3 класса. Технические средства обучения Оборудование рабочего места учителя: – классная доска с креплениями для таблиц; – магнитная доска; – персональный компьютер с принтером; – ксерокс; – аудиомагнитофон; – CD/DVD­проигрыватель; – телевизор с диагональю не менее 72 см; – проектор для демонстрации слайдов; – мультимедийный проектор;  – экспозиционный экран размером 150х150 см. Экранно­звуковые пособия – видеофильмы, соответствующие содержанию программы по математике; – слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию программы по математике; – мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержа­ нию программы по математике. – простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка,  треугольники, ластик;  Учебно­практическое оборудование – материалы: бумага (писчая).Демонстрационные пособия – объекты, предназначенные для демонстрации счёта; – наглядные пособия для изучения состава чисел; – демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркуль, набор угольников, мерки); – демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, площади, периметра); – демонстрационная таблица умножения, таблица Пифагора; – демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур и тел. Оборудование класса – ученические столы двухместные с комплектом стульев; – стол учительский с тумбой; – шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного обо­ рудования и пр.; – настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.