Программа разработана на основе программ по учебным предметам (руководитель проекта «Перспективная начальная школа» и составитель сборника программ Р. Г. Чуракова, М.: Академкнига/Учебник, 2012 год), авторской программы А. Л. Чекина «Математика»(2016г.), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Рабочая программа по математике (3 класс ПНШ)
Математика 3 класс (136 ч)
Планируемые результаты
«Математика» к концу 3го года обучения
освоения учебной программы по предмету
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у
учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий
(познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать
предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Математика» в 3м классе является
формирования следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей
правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и
сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
Внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний.
Выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания
учебника, нацеленные на 2ю линию развития – умение определять свое отношение к
миру.
В области регулятивных УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
материала.
изучения
нового
этапе
на
Обучающиеся получат возможность для формирования:
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Преобразовывать
в
познавательную
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
практическую
задачудостижений
(учебных
успехов).
В области познавательных УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений, событий.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план
учебнонаучного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания
учебника, нацеленные на 1ю линию развития – умение объяснять мир.
В области коммуникативных УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
диалог).
подводящий
(побуждающий
и
Обучающиеся получат возможность для формирования:
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять
себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами
изучения курса «Математика» в 3м классе
умений.
следующих
являются
Обучающиеся научатся:
формирование
читать и записывать все числа в пределах первых двух классов;
представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых; использовать
«круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат
сравнения с помощью знаков (>, <, =);
производить вычисления «столбиком» при сложении и вычитании многозначных
чисел;
применять сочетательное свойство умножения;
выполнять группировку множителей;
применять правила умножения числа на сумму и суммы на число;
применять правило деления суммы на число;
воспроизводить правила умножения и деления с нулем и единицей;
находить значения числовых выражений со скобками и без скобок в 2–4 действия;
воспроизводить и применять правила нахождения неизвестного множителя,
неизвестного делителя, неизвестного делимого;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел «столбиком»;
выполнять устно умножение двузначного числа на однозначное;
выполнять устно деление двузначного числа на однозначное и двузначного на
двузначное;
использовать калькулятор для проведения и проверки правильности вычислений;
применять изученные ранее свойства арифметических действий для выполнения и
упрощения вычислений;
распознавать правило, по которому может быть составлена данная числовая
последовательность;
распознавать виды треугольников по величине углов (прямоугольный,
тупоугольный, остроугольный) и по длине сторон (равнобедренный, равносторонний как
частный случай равнобедренного, разносторонний);
строить прямоугольник с заданной длиной сторон;
строить прямоугольник заданного периметра;
строить окружность заданного радиуса;
чертить с помощью циркуля окружности и проводить в них с помощью линейки
радиусы и диаметры; использовать соотношение между радиусом и диаметром одной
окружности для решения задач;
определять площадь прямоугольника измерением (с помощью палетки) и
вычислением (с проведением предварительных линейных измерений); использовать
формулу площади прямоугольника (S = a ∙ b);
применять единицы длины километр и миллиметр и соотношения между ними и
метром;применять единицы площади – квадратный сантиметр (кв. см или см2), квадратный
дециметр (кв. дм или дм2), квадратный метр (кв. м или м2), квадратный километр (кв. км
или км2) и соотношения между ними;
выражать площадь фигуры, используя разные единицы площади (например, 1 дм2 6
см2 и 106 см2);
изображать куб на плоскости; строить его модель на основе развертки;
составлять и использовать краткую запись задачи в табличной форме;
решать простые задачи на умножение и деление;
использовать столбчатую (или полосчатую) диаграмму для представления данных и
решения задач на кратное или разностное сравнение;
решать и записывать решение составных задач по действиям и одним выражением;
осуществлять поиск необходимых данных по справочной и учебной литературе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать возможность неограниченного расширения таблицы разрядов и классов;
использовать разрядную таблицу для задания чисел и выполнения действий
сложения и вычитания;
воспроизводить сочетательное свойство умножения;
воспроизводить правила умножения числа на сумму и суммы на число;
воспроизводить правило деления суммы на число;
обосновывать невозможность деления на 0;
формулировать правило, с помощью которого может быть составлена данная
последовательность;
понимать строение ряда целых неотрицательных чисел и его геометрическую
интерпретацию;
понимать количественный смысл арифметических действий (операций) и
взаимосвязь между ними;
выполнять измерение величины угла с помощью произвольной и стандартной
единицы этой величины;
сравнивать площади фигур с помощью разрезания фигуры на части и составления
фигуры из частей; употреблять термины «равносоставленные» и «равновеликие» фигуры;
строить и использовать при решении задач высоту треугольника;
применять другие единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный километр,
ар или «сотка», гектар);
использовать вариативные формулировки одной и той же задачи;
строить и использовать вариативные модели одной и той же задачи;
находить вариативные решения одной и той же задачи;
понимать алгоритмический характер решения текстовой задачи;
находить необходимые данные, используя различные информационные источники.
Содержание учебного предмета «Математика»
Числа и величины (10 ч)
Нумерация и сравнение многозначных чисел.
Получение новой разрядной единицы – тысячи. «Круглые» тысячи. Разряды единиц
тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч. Класс единиц и класс тысяч. Принцип устнойнумерации с использованием названий классов. Поразрядное сравнение многозначных
чисел.
Натуральный ряд и другие числовые последовательности.
Величины и их измерение.
Единицы массы – грамм, тонна. Соотношение между килограммом и граммом (1 кг
= 1000 г), между тонной и килограммом (1 т = 1000 кг), между тонной и центнером (1 т =
10 ц).
Арифметические действия (46 ч)
Алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел «столбиком».
Сочетательное свойство умножения. Группировка множителей. Умножение суммы
на число и числа на сумму. Умножение многозначного числа на однозначное и двузначное.
Запись умножения «в столбик».
Деление как действие обратное умножению. Табличные случаи деления.
Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Решение
уравнений с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым.
Кратное сравнение чисел и величин.
Невозможность деления на 0. Деление числа на 1 и на само себя.
Деление суммы и разности на число. Приемы устного деления двузначного числа на
однозначное, двузначного числа на двузначное.
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Действия первой и второй ступеней. Порядок выполнения действий. Нахождение
значения выражения в несколько действий со скобками и без скобок.
Вычисления и проверка вычислений с помощью калькулятора.
Прикидка и оценка суммы, разности, произведения, частного.
Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.
Текстовые задачи (36 ч)
Простые арифметические сюжетные задачи на умножение и деление, их решение.
Использование графического моделирования при решении задач на умножение и деление.
Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на умножение и
деление с помощью уравнений.
Составные задачи на все действия. Решение составных задач по «шагам»
(действиям) и одним выражением.
Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с
полными данными.
Задачи с избыточными данными. Использование набора данных, приводящих к
решению с минимальным числом действий. Выбор рационального пути решения.
Геометрические фигуры (10 ч)
Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные и тупоугольные;
разносторонние и равнобедренные. Равносторонний треугольник как частный случай
равнобедренного. Высота треугольника.
Задачи на разрезание и составление геометрических фигур.
Знакомство с кубом и его изображением на плоскости. Развертка куба.
Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге и с помощью чертежных
инструментов.Геометрические величины (14 ч)
Единица длины – километр. Соотношение между километром и метром (1 км = 1000
м).
Единица длины – миллиметр. Соотношение между метром и миллиметром (1 м =
1000 мм), дециметром и миллиметром (1 дм = 100 мм), сантиметром и миллиметром (1 см
= 10 мм).
Понятие о площади. Сравнение площадей фигур без их измерения.
Измерение площадей с помощью произвольных мерок. Измерение площади с
помощью палетки.
Знакомство с общепринятыми единицами площади: квадратным сантиметром,
квадратным дециметром, квадратным метром, квадратным километром, квадратным
миллиметром. Другие единицы площади (ар или «сотка», гектар). Соотношение между
единицами площади, их связь с соотношениями между соответствующими единицами
длины.
Определение площади прямоугольника непосредственным измерением, измерением
с помощью палетки и вычислением на основе измерения длины и ширины.
Сравнение углов без измерения и с помощью измерения.
Работа с данными (20 ч)
Таблица разрядов и классов. Использование «разрядной» таблицы для выполнения
действий сложения и вычитания. Табличная форма краткой записи арифметической
текстовой (сюжетной) задачи. Изображение данных с помощью столбчатых или
полосчатых диаграмм. Использование диаграмм сравнения (столбчатых или полосчатых)
для решения задач на кратное или разностное сравнение.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 136 часов (4 часа неделю)№
n/n
1
2
3
4
5
6
7
Тема
Начнем с повторения.
Начнем с повторения.
Начнем с повторения.
Умножение и деление.
Табличные случаи деления.
Учимся решать задачи.
Плоские поверхности и плоскость.
Изображения на плоскости.
Куб и его изображение.
9
10 Поупражняемся в изображении куба.
11
12
Входная контрольная работа №1.
Работа над ошибками.Счет сотнями и «круглое»
число сотен.
Десять сотен, или тысяча.
Разряд единиц тысяч.
Разряд десятков тысяч.
Разряд сотен тысяч.
Класс единиц и класс тысяч.
Таблица разрядов и классов.
13
14
15 Название четырехзначных чисел.
16
17
18
19
20 Поразрядное сравнение многозначных чисел.
21 Поупражняемся в вычислениях и сравнении чисел.
22 Проверочная работа «Нумерация и сравнение чисел»
23 Метр и километр.
24
25
26 Центнер и тонна.
27 Поупражняемся в вычислении и сравнении величин.
28
Таблица и краткая запись задачи.
29 Алгоритм сложения столбиком.
30 Алгоритм вычитания столбиком.
31 Контрольная работа №2 «Многозначные числа и
Килограмм и грамм.
Килограмм и тонна.
32
величины»
Работа над ошибками. Составные задачи на сложение
и вычитание.
33 Проверочная работа по теме: «Письменное сложение
и вычитание»
Составные задачи на сложение и вычитание.
34
35 Умножение «круглого» числа на однозначное.
36 Умножение суммы на число.
37 Умножение многозначного числа на однозначное.
38
39
40
41 Умножение числа на произведение.
Запись умножения в строчку и столбиком.
Сочетательное свойство умножения.
Группировка множителей.
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
факт
дата
план
1.09
4/09
5/09
7/09
8/09
11/09
12/09
14/09
15/09
18/09
19/09
21/09
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22/09
25/09
26/09
28/09
29/09
2/10
3/10
5/10
6/10
9/10
10/10
12/10
13/10
16/10
17/10
19/10
20/10
23/10
24/10
26/10
27/10
6/11
7/11
9/11
10/11
13/11
14/11
16/11
17/11Согласовано
протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
от «___» _______________ 2017г. № ____
_______ Гусева Н.Н.
Согласовано
заместитель директора по УВР
МКОУ «СОШ №14 имени Г.Т.Мещерякова» ИМРСК
_____Сазонова Л.Н.
_________дата