Рабочая программа по математике 4 класс
Оценка 5

Рабочая программа по математике 4 класс

Оценка 5
Образовательные программы
doc
математика
4 кл
29.04.2017
Рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике для 4 класса к учебно - методическому комплексу "Школа России", авторы учебников М. И. Моро, М. А. Бантова и др. Эта программа содержит требования к уровню подготовки учащихся, планируемые результаты начального общего образования по математике. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
4 математика 4 класс.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 4 класс (   4   часа в неделю )  базовый уровень 2016 – 2017 учебный год Составила: Мартынова Ольга Васильевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №10 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Рабочая программа по математике  для  4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утверждённой Минобрнауки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год. Общая характеристика учебного предмета  Начальный курс математики ­ курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических  действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.      Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.   Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.         Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.       Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего   и   математического   развития.   Последнее   может   быть   достигнуто   лишь   при   условии   реализации   в   практике   соответствующей целенаправленной методики.       Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа предполагает вместе с тем и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.           Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.           Концентрическое построение  курса, связанное с последовательным  расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.       Ведущие принципы обучения математике в младших классах ­ учет возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения  и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка  необходимых для этого навыков.         Основу курса математики в 4 классе составляет табличное умножение и деление, внетабличное умножение и деление, изучение нумерации чисел в пределах 1000 и четыре арифметических действия с числами в пределах 1000. При ознакомлении с письменными приемами  выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения даются в виде четко сформулированной  последовательности шагов, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого алгоритма сложения, вычитания, умножения или  деления четко выделены основные этапы, план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником.      Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой  «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы, времени и работа над их усвоением.      Перед изучением внетабличного умножения и деления обучающиеся знакомятся с разными способами умножения суммы на число.  Изученные свойства действий используются также для рационализации вычислений, когда речь идет о нахождении значений выражений,  содержащих несколько действий.     Особое внимание заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий. Эти правила вводятся постепенно,  начиная с первого класса, когда обучающиеся уже имеют дело с выражениями, содержащие только сложение и вычитание. Правила о порядке  выполнения действий усложняются при ознакомлении с умножением и делением в теме «Числа от 1 до 100». В дальнейшем рассматриваются  новые для обучающихся правила о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих две пары скобок или два действия внутри  скобок. Эти правила иллюстрируются довольно сложными примерами, содержащими сначала 2 – 3 действия, а затем 3 – 4 арифметических  действия. Следует подчеркнуть, что правила о порядке выполнения действий – один из сложных и ответственных вопросов курса математики в 4  классе. Работа над ним требует многочисленных, распределенных во времени тренировочных упражнений. Умение применять эти правила в  практике вычислений вынесены в основные требования программы на конец обучения в начальной школе.       Важной особенностью курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи,  закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. Именно на простых текстовых задачах обучающиеся  знакомятся и со связью между такими величинами, как цена – количество – стоимость; нормы расходы материала на одну вещь – число  изготовленных вещей – общий расход материала; длина сторон прямоугольника и его площадь. Такие задачи предусмотрены рабочей  программой каждого года обучения. Система в их подборе и расположении их во времени построена с таким расчетом,  чтобы обеспечить  наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также  задач взаимообратных.        Обучающиеся учатся анализировать содержание задачи, выбирать действия при решении задач каждого типа, обосновывать выбор  каждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию  задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения. Важно, чтобы  обучающиеся подмечали возможность различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них.  Работе над задачей можно придать творческий характер, если изменить вопрос задачи или ее условие.          Серьезное значение уделяется обучению решению текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей  воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у обучающихся интерес к  математическим знаниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет  расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности.     Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует  развитию абстрактного мышления у учащихся.    Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных  геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Нахождение площади прямоугольника (квадрата) связывается с  изучением умножения, задача нахождения стороны прямоугольника (квадрата) по его площади — с изучением деления.    Различные геометрические фигуры (отрезок, многоугольник, круг) используются и в качестве наглядной основы при формировании  представлений о долях величины, а также при решении разного рода текстовых задач. Трудно переоценить значение такой работы при  развитии как конкретного, так и абстрактного мышления у детей.     К элементам алгебраической пропедевтики относится ознакомление детей с таким важным математическим понятием, как понятие  переменной. В дальнейшем вводится буквенное обозначение переменной. Дети учатся находить значения буквенных выражений при заданных  числовых значениях входящих в них букв. Основные содержательные линии. Основное содержание обучения в примерной программе представлено крупными разделами: «Числа и величины», «Арифметические  действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными». Цели обучения Изучение математики в начальной школе направлено на: ­ развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного  решения учебных и практических задач;  ­ освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;  ­ воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни. Новый стиль обучения реализуется при решении следующих задач: ­ обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической де­ ятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; ­ обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые  для полноценной жизни в обществе; ­ сформировать умение учиться; ­ сформировать устойчивый интерес к математике; ­ выявить и развить математические и творческие способности.                          Организация учебного процесса – классно­урочная. Её особенность в ограничении времени и пространства, постоянном коллективе с разными  интеллектуальными способностями. Для достижения образовательных целей используются методы обучения: словесный, наглядный,  практический, объяснительно­иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический. Предпочтительные формы учебного процесса: коллективная, групповая и индивидуальная. Основными формами контроля являются: наблюдение за интеллектуальными способностями детей, тест, контрольная работа,  арифметические диктанты, практические задания. . Ценностные ориентиры изучения курса В основе учебно­воспитательного процесса лежат следующие ценности математики: ­ понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов ,  процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе ( хронология событий , протяженность по времени, образование целого из частей , изменение формы , размера и т.д.) ; ­ математические представления о числах , величинах , геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений  природы и человека (памятники архитектуры , сокровища исксства и культуры , объекты природы) ; ­ владение математическим языком , алгоритмами , элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность ( аргументировать свою точку зрения . строить логические цепочки рассуждений ; опровергать или  подтверждать истинность предположения ). Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета по математике  В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Система   оценки   призвана   способствовать   поддержанию   единства   всей   системы   образования,   обеспечению   преемственности   в   системе непрерывного образования. Её основными  функциями  являются  ориентация образовательного процесса  на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной  обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Система   оценки   достижения   планируемых   результатов   освоения   основной   образовательной   программы   начального   общего   образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках  процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно  неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах. Система   оценки   предусматривает  уровневый   подход  к   представлению   планируемых   результатов   и   инструментарию   для   оценки   их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся   «методом   сложения»,   при   котором   фиксируется   достижение   опорного   уровня   и   его   превышение.   Это   позволяет   поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). Основным   объектом  оценки   личностных   результатов  служит   сформированность   универсальных   учебных   действий,   включаемых   в следующие три основные блока: ∙самоопределение ∙смыслоообразование ∙морально­этическая ориентация Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых  исследований. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и  познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей  познавательной деятельностью. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.∙е.  той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых  знаний и умений, включая организацию этого процесса. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных  процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно  выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с  информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий. На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися  опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике. При  оценке предметных результатов  основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно­познавательных и учебно­ практических   задач.   Иными   словами,   объектом   оценки   предметных   результатов   являются   действия,   выполняемые   обучающимися,   с предметным содержанием. Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно­познавательные и учебно­практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. В результате изучения курса математики по данной программе у выпускников начальной школы будут сформированы  математические (предметные) знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные,  регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.  В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного  отношения к школе; учебно­познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность  целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способность  осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к  организации самостоятельной учебной деятельности. Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать  собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.  №  п/п Тема урока Ко л­ во  ча со в Требования к уровню подготовки Дата Элементы содержания Ученик научится / получит возможность научиться Сформированность УУД план факт Раздел программы:  Числа от 1 до 1000 (14 часов) 1 2 3 Повторение.  Нумерация чисел.  Порядок действий в  числовых  выражениях.  Сложение и  вычитание. Нахождение суммы  нескольких слагаемых 1 Числа однозначные,  двузначные, трехзначные.  Классы и разряды. Арифме­ тические действия с нулем 1 Определение порядка  выполнения действий в  числовых выражениях 1 Группировка слагаемых.  Переместительное свойство  сложения. Таблица сложения Ученик научится:  выполнять устно  четыре  арифметических  действия в пределах  1000; Выполнять сложение  и вычитание,  умножение и деление  чисел в пределах 1000. Решать выражения с  переменной на  нахождение  слагаемого,  неизвестного  вычитаемого,  неизвестного 4 5 6 7 8 9 Алгоритм  письменного  вычитания  трехзначных чисел Умножение  трехзначного числа на однозначное Свойства умножения Алгоритм  письменного деления Приемы письменного  деления Приемы письменного  деления. . Деление  с остатком. 1 Письменные вычисления  с  натуральными числами.  Нахождение значений  чи­ словых выражений  со  скобками и без них 1 Умножение и деление чисел,  использование  соответствующих терминов 1 Нахождение значений  выражений. Переместительное свойство умножения Нахож­ дение значений  числовых  выражений  со скобками и без  них 1 Умножение  трёхзначного  числа на однозначное.  Решение задач разными  способами 1 Умножение и деление чисел,  использование  соответствующих терминов  Таблица умножения. Деление  с остатком.  1 Умножение и деление чисел,  использование  соответствующих терминов.  Таблица умножения. Деление  с остатком. Деление  трехзначного числа на одно­ значное  выполнять проверку  вычислений;  вычислять значения  числовых  выражений,  содержащих 2­3  действия (со  скобками и без них);  решать задачи в 1­3  действия; Выпускник получит  возможность научиться:   классифицировать  числа по одному или  уменьшаемого на  основе знаний о  взаимосвязи чисел при  сложении, при  вычитании. Обозначать  геометрические  фигуры буквами. Выполнять задания творческого и поискового характера Выполнять сложение  и вычитание,  умножение и деление  чисел в пределах 1000. Решать выражения с  переменной на  нахождение  слагаемого,  неизвестного  вычитаемого,  неизвестного  уменьшаемого на  основе знаний о  взаимосвязи чисел при 10 Приемы письменного  деления. Деление  трехзначного числа на  однозначное. 1 Деление трехзначного числа на однозначное нескольким  основаниям,  объяснять свои  действия; Диаграммы 1 Самостоятельное построение  и прочтение столбчатых  диаграмм. 11 12 Что узнали. Чему научились. 13 Контрольная работа  №1 по теме « Числа  от 1 до 1000.» 14 Анализ контрольной  работы. Странички  для любознательных. сложении, при  вычитании. Обозначать  геометрические  фигуры буквами. Выполнять задания творческого и поискового характера Уметь выполнять  самостоятельные  задания контрольной  работы  Уметь обсуждать  допущенные при  контрольной работе  ошибки, рассуждать  при их исправлении;  ­ решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам.  выбирать единицу  для измерения  данной величины,   объяснять свои  действия;  выполнять действия  с величинами; использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений 1 Письменные вычисления  с натуральными числами.  Решение текстовых задач  арифметическим способом  (с опорой на схемы, таблицы,  краткие записи и другие  модели) 1 1 Письменные вычисления  с натуральными числами.  Решение текстовых задач  арифметическим способом  (с опорой на схемы, таблицы,  краткие записи и другие  модели) Распознавание и изображение  геометрических фигур: точка,  прямая, отрезок,  многоугольники (треугольник,  прямоугольник). Решение  текстовых задач  арифметическим способом (с  опорой на схемы, таблицы,  краткие записи и другие модели). ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000 (112 ЧАСОВ) Раздел программы: Нумерация (12 часов) 15 Класс единиц и класс  1 тысяч Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов; I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. 16 Чтение многозначных  чисел 1 Названия, последовательность натуральных чисел. Классы и разряды. Классы и разряды 17 Запись  многозначных  чисел.  1 Названия, последовательность  натуральных чисел. Классы и  разряды. Последовательность и запись чисел. Классы и разряды 18 Разрядные слагаемые.  19 Сравнение чисел 20 Увеличение,  уменьшение числа в  10, 100, 1000 раз 1 Представление числа в виде суммы раз­ рядных слагаемых. Классы и разряды 1 Классы и разряды. Сравнение чисел  с опорой на порядок  следования чисел при счете 1 Умножение и деление на 10,  100, 1000. Отношения «больше в...», «меньше в...»      Ученик  научится:       •   читать,   записывать,  сравнивать,     упорядочивать      числа    от нуля до миллиона;       •   устанавливать      закономерность      —    правило,    по  которому  составлена   числовая    последовательность,   и    составлять    последовательность по  заданному или  самостоятельно  выбранному правилу    (увеличение/уменьшение    числа   на   несколько    единиц,    увеличение/уменьшение  числа в несколько раз);       •   группировать   числа    по   заданному   или    самостоятельно    установленному признаку;        Выпускник получит  возможность научиться:  Считать предметы,  десятками, сотнями,  тысячами. Читать и записывать  любые числа в  пределах 1000000 Заменять  многозначное число  суммой разрядных  слагаемых. Сравнивать числа по  классам и разрядам. Упорядочивать заданные числа Увеличивать  (уменьшать) числа в  10, 100, 1000 раз. 21 Закрепление  изученного 22 Класс миллионов,  класс миллиардов 23 Странички для  любознательных. Что  узнали. Чему  научились. 24 Наши проекты. Что  узнали. Чему  научились. 1 Письменные вычисления  с натуральными числами.  Решение текстовых задач  арифметическим способом  (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) 1 Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч,  класс миллионов. Сравнение  чисел. 1 Письменные вычисления  с натуральными числами.  Решение текстовых задач  арифметическим способом  (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) 1 Письменные вычисления  с натуральными числами.  Решение текстовых задач  арифметическим способом  (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)       •   классифицировать    числа   по   одному   или    нескольким   основаниям,  объяснять свои действия;         Обучающийся   научится:       •   читать,   записывать,  сравнивать,     упорядочивать      числа    от нуля до миллиона;       •   устанавливать      закономерность      —    правило,    по  которому  составлена   числовая    последовательность,   и    составлять    последовательность по  заданному или  самостоятельно  выбранному правилу    (увеличение/уменьшение    числа   на   несколько    единиц,    увеличение/уменьшение  числа в несколько раз);       •   группировать   числа    по   заданному   или    Выделять в числе  единицы каждого  разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. Решать выражения с  переменной на  нахождение  слагаемого,  неизвестного  вычитаемого,  Выполнять задания творческого и поискового характера Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. 25 Контрольная работа  № 2 по теме «Числа,  которые больше 1000.  Нумерация.» 26 Анализ контрольной  работы. Закрепление  изученного  1 Письменные вычисления  с натуральными числами.  Решение текстовых задач  арифметическим способом  (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) 1 Исправление ошибок. Решение текстовых задач  арифметическим способом (с  опорой на схемы, таблицы,  краткие записи и другие  модели). самостоятельно    установленному признаку;        Выпускник получит  возможность научиться:        •   классифицировать    числа   по   одному   или    нескольким   основаниям,  объяснять свои действия;  Выполнять  задания учебника; обсуждать выступления учащихся;  оценивать свои достижения и достижения других учащихся уметь обсуждать  допущенные при  контрольной работе  ошибки, рассуждать  при их исправлении;  ­ решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам Раздел программы: Величины (11 часов) 27 Единица длины,  ки­ лометр 28 Единицы длины.  Закрепление  изученного. 1 1 Сравнение и упорядочение  объектов по разным  признакам: длине, массе, вме­ стимости. Длина. Единицы  длины. Соотношения между  ними Длина. Единицы длины.  Соотношения между ними       Ученик  научится:  •   устанавливать      закономерность      —    правило,    по  которому  составлена   числовая    последовательность,   и    составлять    последовательность по  Знать единицы длины. Уметь сравнивать ве­ личины по их число­ вым значениям, выра­ жать данные величины  в различных единицах Знать единицы длины. Уметь сравнивать ве­ личины по их число­ вым значениям, выра­ жать данные величины  в различных единицах 29 Единицы площади.  Квадратный километр, квадратный миллиметр 1 Площадь. Единицы площади 30 Таблица единиц площади 1 Вычисление площади  прямоугольника. Площадь  геометрической фигуры заданному или  самостоятельно  выбранному правилу    (увеличение/уменьшение    числа   на   несколько    единиц,    увеличение/уменьшение  числа в несколько раз);       •   читать   и    записывать   величины    (массу,   время,   длину,    площадь, скорость),  используя основные единицы измерения величин и  соотношения между ними  (килограмм — грамм; час  — минута, минута —  Знать единицы  площади. Уметь использовать приобретенные знания для сравнения и упо­ рядочения объектов по разным признакам:  длине, площади, массе Знать таблицу единиц площади. Уметь  вычислять периметр и  площадь  прямоугольника  (квадрата), сравнивать  величины по их чи­ словым значениям,  выражать данные ве­ личины в различных  единицах 31 Измерение площади  фигуры с помощью палетки 1 Измерение площади геометрической фигуры  при помощи палетки 32 Единицы массы. Тонна. Центнер 1 Масса. Сравнение предметов по массе. Единицы массы. Со­ отношения между ними секунда; километр — метр, метр — дециметр,  дециметр   —   сантиметр,  метр   —   сантиметр,    сантиметр   —    миллиметр).  Выпускник получит  возможность научиться:        • выбирать единицу для  измерения данной величины  (длины, массы, площади,  времени), объяснять свои  действия.       Ученик научится:  Знать прием  измерения площади  фигуры с помощью палетки.  Уметь сравнивать ве­ личины по их число­ вым значениям, выра­ жать данные величины  в различных единицах,  вычислять периметр и  площадь прямоуголь­ ника, решать тексто­ вые задачи  арифметическим  способом Знать понятие «масса», единицы массы. Уметь  сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные  величины и различных 33 Единицы времени. Определение времени 1 по часам. Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между ними 34 Контрольная работа  №3 за 1 четверть» 35 Определение начала,  конца и  продолжительности  события. Секунда. 1 1 Решение текстовых задач арифметическим  способом. Единицы  времени (секунда, минута) Решение текстовых задач арифметическим  способом. Единицы  времени (секунда, минута,  час, сутки, неделя, месяц,  год, век). Соотношение  между ними.      •   устанавливать      закономерность      —    правило,    по  которому  составлена   числовая    последовательность,   и    составлять    последовательность по  заданному или  самостоятельно  выбранному правилу    (увеличение/уменьшение    числа   на   несколько    единиц,    увеличение/уменьшение  числа в несколько раз);       •   читать   и    записывать   величины    (массу,   время,   длину,    площадь, скорость),  используя основные единицы измерения величин и  соотношения между ними  (килограмм — грамм; час  — минута, минута —  секунда; километр — метр, Знать единицы  времени. Уметь использовать  приобретенные знания  для определения вре­ мени по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их  числовым значениям,  выражать данные  величины в различных  единицах, определять  время по часам (в ча­ сах и минутах) Уметь определять  время по часам (в  часах и минутах),  сравнивать величины  по их числовым значениям, Знать единицы  времени. Уметь сравнивать  величины по их число­ вым значениям, выра­ жать данные величины  в различных единицах 36 Век. Таблица единиц времени. 1 Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя,  месяц, год, век).  Соотношение между ними.  Решение текстовых задач  арифметическим способом метр — дециметр,  дециметр   —   сантиметр,  метр   —   сантиметр,    сантиметр   —    миллиметр).  37 Что узнали. Чему  1 научились. Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя,  месяц, год, век).  Соотношение между ними.  Решение текстовых задач  арифметическим способом Выпускник получит  возможность научиться:        •   классифицировать    числа   по   одному   или    нескольким   основаниям,  объяснять свои действия;        • выбирать единицу для  измерения данной величины  (длины, массы, площади,  времени), объяснять свои  действия.  Знать таблицу единиц времени. Уметь  сравнивать величины  по их числовым  значениям, выражать  данные величины в  различных единицах  Уметь сравнивать  величины по их  числовым значениям,  выражать данные  величины в различных  единицах, определять  время по часам (в  часах и минутах Выполнять  задания учебника; обсуждать выступления учащихся;  оценивать свои достижения и достижения других учащихся Раздел программы: Сложение и вычитание (12 часов) 38 Устные и письменные  приемы вычислений. 1 Устные и письменные  39 Нахождение  неизвестного  слагаемого. 1 вычисления с натуральными  числами. Использование  свойств арифметических  действий при выполнении  вычислений. Алгоритм вы­ читания чисел в пределах  миллиона Взаимосвязь между компонентами и результатом  сложения. Использование  свойств арифметических  действий при выполнении  вычислений 40 Нахождение  неизвестного  уменьшаемого,  неизвестного  вычитаемого. 1 Устные и письменные  вычисления с натуральными  числами. Взаимосвязь между  компонентами и результатом  вычитания Ученик научится:        • выполнять   письменно  действия   с    многозначными   числами    (сложение,   вычитание,    умножение   и   деление   на однозначное, двузначное  числа в пределах 10 000) с  использованием таблиц     сложения     и  умножения  чисел,   алгоритмов      письменных  арифметических действий  (в том числе деления с  остатком);        • выполнять   устно    сложение,   вычитание,    умножение   и   деление  однозначных, двузначных и  трехзначных чисел в  случаях, сводимых   к    действиям   в   пределах    100   (в   том   числе   с    нулем   и числом 1);       •   выделять       неизвестный       компонент  арифметического действия и находить его значение;  Уметь выполнять  письменные вычисле­ ния (сложение и вычи­ тание многозначных  чисел) Знать правило  нахождения  неизвестного  слагаемого. Уметь  пользоваться  изученной математи­ ческой терминологией,  проверять правиль­ ность выполненных  вычислений Знать правило  нахождения  неизвестного  уменьшаемого и  вычитаемого. Уметь вычислять зна­ чение числового вы­ ражения, содержащего  2­3 действия (со скоб­ ками и без них) 41 Нахождение  нескольких долей  целого 42 Решение задач на  нахождение  нескольких долей  целого 1 Нахождение нескольких  долей целого,  совершенствовать  вычислительные навыки 1 Уметь решать текстовые  задачи арифметическим  способом на нахождение  нескольких долей целого  Знать терминологию. 43 Решение задач разных  видов. 44 Сложение и  вычитание величин. 45 Решение задач на  увеличение  (уменьшение) числа на несколько единиц,  выраженных в  косвенной форме.. 1 Перестановка слагаемых  в сумме. Группировка слагае­ мых в сумме. Использование  свойств арифметических дей­ ствий при выполнении  вычислений 1 1 Единицы длины, массы,  времени, вместимости,  площади. Приемы сложения и  вычитания величин Устные и письменные  вычисления с натуральными числами. Решение тек­ стовых задач ариф­ метическим способом.  Отношения ~ «больше в...»,  «меньше в..»       • вычислять      значение  числового    выражения      (содержащего 2—3  арифметических действия,  со скобками и без скобок).  Находить долю величины и величину по её доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины.      Выпускник получит  возможность научиться:        • выполнять действия с  величинами;        •   использовать    свойства   арифметических  действий   для удобства  вычислений;        •    проводить      проверку    правильности       вычислений     (с  помощью    обратного   действия,    прикидки   и   оценки    результата  действия).  Ученик научится:        • выполнять   письменно  действия   с    многозначными   числами    (сложение,   вычитание,    умножение   и   деление   на однозначное, двузначное  числа в пределах 10 000) с  использованием таблиц     сложения     и  умножения    Решать  задачи   на нахождение доли величины   и   величины по   значению   её   доли (половина, треть, четверть, пятая,   десятая часть) Знать прием  нахождения суммы  нескольких   слагаемых. Уметь решать текстовые задачи арифмети­ ческим способом Знать прием сложения и вычитания величин.  Уметь выражать  величины в разных  единицах Уметь решать тексто­ вые задачи арифмети­ ческим способом,  пользоваться изучен­ ной математической  терминологией 46 Что узнали. Чему  научились.  Закрепление умения  решать задачи  изученных видов. 47 Странички для  любознательных.  Задачи­рассчёты 48 Что узнали. Чему  научились. Решение  задач изученных  видов. 1 Письменные вычисления  с натуральными числами.  Решение текстовых задач  арифметическим способом  (с опорой на схемы,  таблицы, краткие записи и  другие модели) 1 Письменные вычисления  с натуральными числами.  Решение текстовых задач  арифметическим способом  (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие  модели) 1 Письменные вычисления  с натуральными числами.  Решение текстовых задач  арифметическим способом  (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) 49 Контрольная работа  1 Письменные вычисления с  №4 по теме  «Сложение и  вычитание  многозначных чисел». натуральными числами чисел,   алгоритмов      письменных  арифметических действий  (в том числе деления с  остатком);        •   выделять       неизвестный       компонент  арифметического действия и находить его значение;        • вычислять      значение  числового    выражения      (содержащего 2—3  арифметических действия,  со скобками и без скобок).       Выпускник получит  возможность научиться:        • выполнять действия с  величинами;        •   использовать    свойства   арифметических  действий   для удобства  вычислений;        •    проводить      проверку    правильности       вычислений     (с  помощью    обратного   действия,    прикидки   и   оценки    результата  действия).  Уметь решать задачи  с вопросами в  косвенной форме,  действия с  величинами Уметь решать тексто­ вые задачи арифмети­ ческим способом,  пользоваться изучен­ ной математической  терминологией Уметь решать задачи  с вопросами в  косвенной форме,  действия с  величинами Уметь решать тексто­ вые задачи арифмети­ ческим способом, про­ верять правильность  выполненных вычис­ лений Раздел программы: Умножение и деление (77 часов) 50 Анализ контрольной  работы, работа над  ошибками.  Свойства   умножения. 51 Приёмы письменного   умножения. 52 Письменное   умножение на  однозначное число. 53 Умножение чисел, запись которых оканчивается  нулями 1 Использование свойств  умножения при выполнении  вычислений. Умножение на 0,  на 1. Арифметические  действия с нулем. Умножение и деление чисел, ис­ пользование соответствующих терминов 1 Умножение четырехзначного  числа на однозначное Умножение четырехзначного  числа на однозначное.  Письменные вычисления с  натуральными числами 1 Умножение четырехзначного  числа на однозначное Умножение четырехзначного  числа на однозначное.  Письменные вычисления с  натуральными числами 1 Умножение четырехзначного  числа на однозначное. Письменные  вычисления с натуральными  числами Ученик научится:        • выполнять   письменно  действия   с    многозначными   числами    (сложение,   вычитание,    умножение   и   деление   на однозначное, двузначное  числа в пределах 10 000) с  использованием таблиц     сложения     и  умножения  чисел,   алгоритмов      письменных  арифметических действий  (в том числе деления с  остатком);        • выполнять   устно    сложение,   вычитание,    умножение   и   деление  однозначных, двузначных и  трехзначных чисел в  случаях, сводимых   к    действиям   в   пределах    100   (в   том   числе   с    нулем   и числом 1);        •   выделять       неизвестный       компонент  Уметь выполнять  вычисления с нулем,  работу над ошибками Уметь выполнять  письменные приемы  умножения, проверять правильность выпол­ ненных вычислений,  решать текстовые за­ дачи арифметическим способом. Уметь вычислять зна­ чение числового вы­ ражения, содержащего  2­3 действия (со скоб­ ками и без них) Знать прием  умножения чисел,  оканчивающихся  нулями. Уметь проверять пра­ вильность выполнен­ ных вычислений 54 Нахождение  неизвестного  множителя,  неизвестного  делимого,  неизвестного  делителя. 1 Названия компонентов и  результата умножения.  Использование свойств ариф­ метических действий при  выполнении вычислений 55 Деление  с числами 0  и 1.  56 Письменные приемы  деления. 1 Деление. Конкретный смысл.  Умножение и деление чисел,  использование  соответствующих терминов,  использование свойств  арифметических действий при выполнении вычислений 1 Деление трех или  четырехзначного числа на  однозначное арифметического действия и находить его значение;        • вычислять      значение  числового    выражения      (содержащего 2—3  арифметических действия,  со скобками и без скобок).       Выпускник получит  возможность научиться:        • выполнять действия с  величинами;        •   использовать    свойства   арифметических  действий   для удобства  вычислений;        •    проводить      проверку    правильности       вычислений     (с  помощью    обратного   действия,    прикидки   и   оценки    результата  действия).  Знать правило  нахождения  неизвестного множителя. Уметь  решать текстовые  задачи арифмети­ ческим способом, вы­ числять значение чи­ слового выражения,  содержащего 2­3 дей­ ствия (со скобками и  без них), выполнять  работу над ошибками  Знать прием  умножения чисел,  оканчивающихся  нулями. Уметь проверять пра­ вильность выполнен­ ных вычислений Уметь делить  многозначное число на  однозначное,  проверять  правильность выпол­ ненных вычислений 57 Письменные приемы деления. 1 Письменные вычисления с  натуральны­ ми числами 58 59 Решение задач на   увеличение  (уменьшение) числа в  несколько раз,  выраженных в  косвенной форме. Закрепление  изученного. Решение  задач 1 Устные и письменные  вычисления с натуральными  числами. Решение текстовых  задач арифметическим спосо­ бом. Отношения ~ «больше  в...», «меньше в..» 1 Названия компонентов и  результата деления.  Использование свойств  арифметических действии при выполнении вычислений.  Умножение и деление чисел,  использование соот­ ветствующих терминов 60 Письменные приемы  1 Названия компонентов и  деления. Решение  задач  результата деления.  Использование свойств  арифметических действии при выполнении вычислений.  Умножение и деление чисел,  использование соот­ ветствующих терминов Ученик научится:        • выполнять   письменно  действия   с    многозначными   числами    (сложение,   вычитание,    умножение   и   деление   на однозначное, двузначное  числа в пределах 10 000) с  использованием таблиц     сложения     и  умножения  чисел,   алгоритмов      письменных  арифметических действий  (в том числе деления с  остатком);        • выполнять   устно    сложение,   вычитание,    умножение   и   деление  однозначных, двузначных и  трехзначных чисел в  случаях, сводимых   к    действиям   в   пределах    100   (в   том   числе   с    нулем   и числом 1);  Уметь вычислять  значение числового  выражения,  содержащего 2­3 действия (со скоб­ ками и без них) Уметь решать тексто­ вые задачи арифмети­ ческим способом,  пользоваться изучен­ ной математической  терминологией Знать правила  нахождения  неизвестного делимого,  неизвестного  делителя. Уметь  решать текстовые  задачи арифмети­ ческим способом Уметь решать  текстовые задачи  арифметическим  способом, вычислять  значение числового  выражения,  содержащего  2­3 действия (со  скобками и без них) 61 Закрепление  изученного материала. 62 Что узнали. Чему  научились 1 Устные и письменные  вычисления с натуральными  числами. Решение текстовых  задач арифметическим спосо­ бом 1 Названия компонентов и  результата деления.  Использование свойств  арифметических действии при выполнении вычислений.  Умножение и деление чисел,  использование соот­ ветствующих терминов       •   выделять       неизвестный       компонент  арифметического действия и находить его значение;        • вычислять      значение  числового    выражения      (содержащего 2—3  арифметических действия,  со скобками и без скобок).       Выпускник получит  возможность научиться:        • выполнять действия с  величинами;  63 Контрольная работа  1 за I полугодие т  «Умножение и  деление на  однозначное число» Решение текстовых задач  арифметическим способом .  Деление многозначного числа  на однозначное.       •   использовать    свойства   арифметических  действий   для удобства  вычислений;        •    проводить      проверку    правильности       вычислений     (с  помощью    обратного   действия,    Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначные, когда  в записи частного есть  нули Уметь решать  текстовые задачи  арифметическим  способом, вычислять  значение числового  выражения,  содержащего  2­3 действия (со  скобками и без них),  делить многозначные  числа на однозначные Уметь решать  текстовые задачи  арифметическим  способом, вычислять  значение числового  выражения,  содержащего 2­3 дей­ ствия (со скобками и  без них) 64 Анализ к.р.  Закрепление  изученного. 1 Устные и письменные  вычисления с натуральными  числами. Решение текстовых  задач арифметическим спосо­ бом 65 Умножение и деление  на однозначное число 1 66 Скорость. Единицы  1 скорости.  Взаимосвязь между  скоростью, временем  и расстоянием Скорость, время, пройденный путь при равномерном прямо­ линейном движении. Установление зависимостей между величинами, характе­ ризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость) прикидки   и   оценки    результата  действия).  Ученик научится:        • выполнять   письменно  действия   с    многозначными   числами    (сложение,   вычитание,    умножение   и   деление   на однозначное, двузначное  числа в пределах 10 000) с  использованием таблиц     сложения     и  умножения  чисел,   алгоритмов      письменных  арифметических действий  (в том числе деления с  остатком);        • выполнять   устно    сложение,   вычитание,    умножение   и   деление  однозначных, двузначных и  Уметь выполнять  письменные  вычисления (сложение  и вычитание  многозначных чисел,  умножение и деление  многозначных чисел на однозначное число) Знать понятие «ско­ рость», единицы ско­ рости.  Уметь пользоваться  изученной математи­ ческой терминологией, решать текстовые за­ дачи арифметическим  способом Уметь решать тексто­ вые задачи арифмети­ ческим способом, ус­ танавливать взаимо­ связь между скоро­ стью, временем и рас­ стоянием, находить  скорость, время, рас­ стояние 67 Решение задач на  движение 1 Решение задач ариф­ метическим способом с  опорой на схемы, таблицы,  краткие записи. Установление зависимостей между ве­ личинами, характеризую­ щими процессы: движения  (пройденный путь, время,  скорость). 68 Решение задач на  движение 69 Решение задач на  движение 1 Арифметический способ  решения задач. Установление  зависимостей между  величинами, харак­ теризующими процессы:  движения (пройденный путь,  время, скорость) 1 Письменные вычисления с  натуральными числами.  Установление зависимостей  между величинами,  характеризующими процессы  движения (пройденный путь, время, скорость) трехзначных чисел в  случаях, сводимых   к    действиям   в   пределах    100   (в   том   числе   с    нулем   и числом 1);        •   выделять       неизвестный       компонент  арифметического действия и находить его значение;        • вычислять      значение  числового    выражения      (содержащего 2—3  арифметических действия,  со скобками и без скобок).       Выпускник получит  возможность научиться:        • выполнять действия с  величинами;        •   использовать    свойства   арифметических  Уметь решать  текстовые задачи  арифметическим  способом на  нахождение скорости,  времени, расстояния Уметь решать  текстовые задачи  арифметическим  способом Уметь решать тексто­ вые задачи арифмети­ ческим способом,  проверять  правильность  выполненных  вычислений,  выполнять работу над  ошибками 70 Странички для  любознательных.  Проверочная работа 1 Решение задач  арифметическим способом с  опорой на схемы, таблицы,  краткие записи. Установление зависимостей между  величинами,  характеризующими процессы:  движения (пройденный путь,  время, скорость) действий   для удобства  вычислений;        •    проводить      проверку    правильности       вычислений     (с  помощью    обратного   действия,    прикидки   и   оценки    результата  действия).  71 Умножение числа на  1 Использование свойств  произведение арифметических действий при выполнении вычислений.  Умножение чисел,  использование  соответствующих терминов 72 Письменное  умножение на числа  оканчивающиеся  нулями 1 Устные и письменные  вычисления с натуральными  числами Ученик научится:        • выполнять   письменно  действия   с    многозначными   числами    (сложение,   вычитание,    умножение   и   деление   на однозначное, двузначное  числа в пределах 10 000) с  использованием таблиц     сложения     и  умножения  чисел,   алгоритмов      письменных  арифметических действий  Уметь решать тексто­ вые задачи арифмети­ ческим способом,  проверять  правильность  выполненных  вычислений,  выполнять работу над  ошибками Уметь выполнять письменные вычисле­ ния (умножение и де­ ление многозначных  чисел на однозначное  число), проверять пра­ вильность выполнен­ ных вычислений Уметь решать  текстовые задачи  арифметическим  способом, выполнять  письменное умножение на числа,  оканчивающиеся  нулями 73 Письменное  умножение на числа  оканчивающиеся  нулями 1 Умножение чисел, использование  соответствующих терминов 74 Письменное  умножение двух  чисел,  оканчивающихся  нулями 75 Решение задач 1 Использование свойств  арифметических действии при выполнении вычислений 1 Установление зависимостей  между величинами, характе­ ризующими процесс движения (пройденный путь, расстоя­ ние, время) (в том числе деления с  остатком);        • выполнять   устно    сложение,   вычитание,    умножение   и   деление  однозначных, двузначных и  трехзначных чисел в  случаях, сводимых   к    действиям   в   пределах    100   (в   том   числе   с    нулем   и числом 1);        •   выделять       неизвестный       компонент  арифметического действия и находить его значение;        • вычислять      значение  числового    выражения      (содержащего 2—3  арифметических действия,  со скобками и без скобок).  Знать конкретный  смысл умножения и  деления, названия  действий,  компонентов и  результатов умноже­ ния и деления, связи  между результатами и  компонентами ум­ ножения и деления Уметь выполнять письменное умножение двух чисел,  оканчивающихся  нулями Уметь решать  текстовые задачи  арифметическим  способом на  нахождение скорости,  времени, расстояния,  проверять правиль­ ность выполненных  вычислений 76 Перестановка и  группировка  множителей 1 Использование свойств арифметических  действий при выполнении  вычислений. Группировка  множителей в произведении 77 Что   узнали.   Чему 1 Умножение на числа,  научились. оканчивающиеся нулями 78 79 Контрольная работа № 6. 1 Письменные вычисления  с натуральными числами Анализ контрольной работы. Закрепление 1 Деление чисел, использование  соответствующих терминов изученного. 80 Деление   числа   на произведение 1 Деление чисел, использование  соответствующих терминов      Выпускник получит  возможность научиться:        • выполнять действия с  величинами;        •   использовать    свойства   арифметических  действий   для удобства  вычислений;        •    проводить      проверку    правильности       вычислений     (с  помощью    обратного   действия,    прикидки   и   оценки    результата  действия).  Ученик  научится:        • анализировать        задачу,  устанавливать      зависимость     между   величинами   и    взаимосвязь   между    условием   и   вопросом    задачи,   определять количество и  порядок действий для  решения задачи,  Уметь группировать множители в  произведении. Звать  конкретный смысл  умножения и деления,  компонентов и  результатов умноже­ ния и деления, связи  между результатами и  компонентами умно­ жения и деления Уметь выполнять письменное умножение двух чисел,  оканчивающихся  нулями, решать  текстовые задачи на  встречное движение Уметь применять  прием письменного  умножения и деления  при вычислениях Уметь применять  прием письменного  умножения и деления  при вычислениях Уметь применять при­ ем письменного  умножения и деления  при вычислениях 81 Деление   числа   на произведение 1 Деление чисел, использование  соответствующих терминов 82 Деление с остатком на 10, 100, 1000 83 Решение задач 1 1 Деление с остатком методом подбора. Свойства арифметических  действий при выполнении  вычислений  выбирать и объяснять  выбор действий;        •решать   учебные    задачи   и   задачи,    связанные   с   повседневной  жизнью, арифметическим  способом (в 1—2 действия);       •оценивать    правильность   хода    решения   и   реальность    ответа на вопрос задачи.   Выпускник  получит  возможность научиться:        • решать задачи на  нахождение доли величины  и величины по значению ее  доли (половина, треть,  четверть, пятая, десятая  часть);        • решать задачи в 3—4  действия;  Уметь применять  прием письменного  умножения и деления  при вычислениях Уметь выполнять  устно арифметические  действия над числами  в пределах 100 и с  большими числами в  случаях, легко сво­ димых к действиям в  пределах 100 Знать конкретный  смысл умножения и  деления, названия  действий,  компонентов и  результатов умноже­ ния и деления, связи  между результатами и  компонентами  умножения и деления 84 Письменное деление  на числа,  оканчивающихся  нулями 1 Свойства арифметических  действий при выполнении  вычислений 85 Письменное деление  на числа,  оканчивающихся  нулями 1 Деление на двузначные и   трёхзначных числа, решение  составных задач 86 Письменное деление  на числа,  оканчивающихся  нулями 1 Свойства арифметических  действий при выполнении  вычислений 87 Письменное деление  на числа,  оканчивающихся  нулями 1 Деление на двузначные и   трёхзначных числа, решение  составных задач       • находить разные  способы решения задачи.       Ученик  научится:        •описывать взаимное  расположение предметов в  пространстве и на  плоскости;       •распознавать, называть, изображать  геометрические фигуры:    точка,   отрезок,   ломаная, прямой   угол,    многоугольник,    треугольник,  прямоугольник, квадрат,  окружность, круг;       •выполнять построение  геометрических фигур с  заданными измерениями  (отрезок, квадрат,  прямоугольник) с помощью  линейки, угольника;       •использовать свойства  прямоугольника и квадрата  для решения задач;       •распознавать и  называть геометрические  тела: куб, шар;  Знать конкретный  смысл умножения и  деления, названия  действий,  компонентов и  результатов умноже­ ния и деления, связи  между результатами и  компонентами  умножения и деления знать и понимать: таблицу умножения и  деления однозначных  чисел уметь: пользоваться  изученной математиче­ ской терминологией; Уметь выполнять  письменное деление на  двузначные и  трёхзначные числа  оканчивающиеся  нулями Уметь решать  текстовые задачи на  движение в  противоположных  направлениях  арифметическим  способом 1 1 1 88 Решение задач 89 Закрепление  изученного 90 Что узнали. Чему  научились 91 К.р №7 по т  «Умножение и  деление на числа,  оканчивающихся  нулями» 92 Наши проекты Свойства арифметических  действий при выполнении  вычислений Свойства арифметических  действий при выполнении  вычислений 1 Письменные вычисления с  натуральными числами 1 Письменные вычисления  с натуральными числами.  Решение текстовых задач  арифметическим способом  (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) Свойства арифметических  действий при выполнении  вычислений      •соотносить реальные  объекты с моделями  геометрических фигур.  Уметь решать  текстовые задачи на  движение в  противоположных  направлениях  арифметическим  способом Уметь применять при­ ем письменного  умножения и деления  при вычислениях Уметь применять при­ ем письменного  умножения и деления  при вычислениях Уметь применять при­ ем письменного  умножения и деления  при вычислениях Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.     Выпускник  получит  возможность научиться:       •   распознавать,        различать     и  называть      геометрические тела:  параллелепипед, пирамиду,  цилиндр, конус.   Ученик научится:       •измерять длину  отрезка;       • вычислять        периметр     треугольника,    прямоугольника       и  квадрата, площадь  прямоугольника и  квадрата;       • оценивать   размеры    геометрических   объектов,  расстояний приближенно  (на глаз).     Выпускник  получит  возможность научиться: 93 Анализ к.р.  Умножение числа на  сумму. 1 Умножение суммы на число и числа на сумму. Перестановка множителей в произведении 94 Умножение числа на 1 сумму. Раскладывание множителя на  удобные слагаемые. Сравнение распределительного и  сочетательного свойства   умножения 95 Письменное умножение   двузначное число на 1 Использование свойств  арифметических действии при выполнении вычислений.  Письменные вычисления с  натуральными числами 96 Письменное умножение   двузначное число на 1 Письменные вычисления с  натуральными числами. Спосо­ бы проверки правильности  вычислений      • вычислять периметр и  площадь нестандартной  прямоугольной фигуры.     Ученик  научится:       •читать несложные  готовые таблицы;       •заполнять несложные  готовые таблицы;       •читать несложные  готовые столбчатые  диаграммы.  Выпускник получит  возможность научиться:       • читать несложные  готовые круговые  диаграммы.       •    достраивать        несложную      готовую       столбчатую       диаграмму;      •   сравнивать   и    обобщать   информацию,    представленную в строках и столбцах несложных  таблиц и диаграмм;       • распознавать одну и ту  же информацию,  представленную в разной  Знать правило  умножения числа на  сумму. Уметь  выполнять письменные вычисления  (умножение и деление  многозначных чисел на однозначное),  проверять пра­ вильность выполнен­ ных вычислений Уметь раскладывать  множитель на удобные  слагаемые, сравнивать  распределительное и  сочетательное свойства умножения Знать конкретный  смысл умножения и  деления, названия дей­ ствий, компонентов и  результатов умноже­ ния и деления, связи  между результатами и  компонентами ум­ ножения и деления Уметь выполнять письменное умножение на двузначное число 97 Решение задач 98 Решение задач 1 1 Решение текстовых задач  арифметическим способом Решение текстовых задач  арифметическим способом 99 Письменное умножение трехзначное число   на 1 Свойства арифметических  действий при выполнении  вычислений 100 Письменное умножение трехзначное число   на 1 Перестановка множителей  в произведении. Таблица  умножения форме (таблицы  и  диаграммы);       •    планировать        несложные        исследования,      собирать    и представлять    полученную   информацию    с   помощью   таблиц   и  диаграмм ;       • интерпретировать  информацию, полученную  при проведении      несложных      исследований (объяснять,     сравнивать     и обобщать данные, делать  выводы и прогнозы).   Ученик научится:        • выполнять   письменно  действия   с    многозначными   числами    (сложение,   вычитание,    умножение   и   деление   на Уметь решать  текстовые задачи  арифметическим  способом Уметь решать  текстовые задачи  арифметическим  способом, выполнять  письменное умножение на двузначное число Уметь решать  текстовые задачи  арифметическим  способом, выполнять  письменное умножение на двузначное число Уметь решать  текстовые задачи на  движение  одновременное  встречное движение   арифметическим  способом 101 А.К.Р.  № 8 по теме:  «Умножение на  двузначное и  трехзначное число». 1 Письменные вычисления с  натуральными числами. Спосо­ бы проверки правильности  вычислений 102 Анализ контрольной  работы.  Закрепление  изученного. 1 Решение текстовых задач  арифметическим способом 103 Что узнали. Чему  1 Письменные вычисления с  научились. натуральными числами. Спосо­ бы проверки правильности  вычислений однозначное, двузначное  числа в пределах 10 000) с  использованием таблиц     сложения     и  умножения  чисел,   алгоритмов      письменных  арифметических действий  (в том числе деления с  остатком);        • выполнять   устно    сложение,   вычитание,    умножение   и   деление  однозначных, двузначных и  трехзначных чисел в  случаях, сводимых   к    действиям   в   пределах    100   (в   том   числе   с    нулем   и числом 1);        •   выделять       неизвестный       компонент  арифметического действия и находить его значение;        • вычислять      значение  числового    выражения      Знать конкретный  смысл умножения и  деления, связи между  результатами и компо­ нентами умножения и  деления. Уметь  применять прием  письменного умно­ жения на трехзначное  число Уметь выполнять письменные  вычисления  (умножение и деление  многозначных чисел на однозначное, на  двузначное число) Знать конкретный  смысл умножения и  деления, связи между  результатами и компо­ нентами умножения и  деления. Уметь  применять прием  письменного умно­ жения на трехзначное  число 104 Закрепление  изученного. 1 Письменные вычисления с  натуральными числами. Спосо­ бы проверки правильности  вычислений (содержащего 2—3  арифметических действия,  со скобками и без скобок).       Выпускник получит  возможность научиться:  105 Письменное деление  на двузначное число. 1 Способы проверки правильности вычислений       • выполнять действия с  величинами;  106 Письменное деление  на двузначное число с  остатком. 1 Деление с остатком. Письменные вычисления  с натуральными числами       •   использовать    свойства   арифметических  действий   для удобства  вычислений;        •    проводить      проверку    правильности       вычислений     (с  помощью    обратного   действия,    прикидки   и   оценки    результата  действия).  Уметь выполнять письменные  вычисления  (умножение и деление  многозначных чисел на однозначное, на  двузначное число) Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел  на двузначное число,  проверять правиль­ ность выполненных  вычислений Знать конкретный смысл умножения и деления, названия дей­ ствий, компонентов и  результатов умноже­ ния и деления, связи  между результатами и  компонентами  умножения и деления.  Уметь выполнять  письменное деление на двузначное число с  остатком 107 Алгоритм  письменного деления  на двузначное число.  1 Деление чисел, использование  соответствующих терминов Решение текстовых задач арифметическим  способом 108 Письменное деление  на двузначное число.  1 Деление чисел, использование  соответствующих терминов 109 Письменное деление  на двузначное число.  1 Деление чисел, использование  соответствующих терминов 110 Закрепление  изученного 111 Закрепление  изученного. Решение  задач. 1 1 Деление чисел, использование  соответствующих терминов Деление чисел, использование  соответствующих терминов.  Решение текстовых задач  арифметическим способом Способы проверки правильности вычислений Зависимости между  величинами,  характеризующими процессы  купли, продажи. Количество  товара, его цена и стоимость Ученик научится:        • выполнять   письменно  действия   с    многозначными   числами    (сложение,   вычитание,    умножение   и   деление   на однозначное, двузначное  числа в пределах 10 000) с  использованием таблиц     сложения     и  умножения  чисел,   алгоритмов      письменных  арифметических действий  (в том числе деления с  остатком);        • выполнять   устно    сложение,   вычитание,    умножение   и   деление  однозначных, двузначных и  трехзначных чисел в  случаях, сводимых   к    действиям   в   пределах    100   (в   том   числе   с    нулем   и числом 1);  Уметь выполнять письменные  вычисления  (умножение и деление  многозначных чисел на однозначное, на  двузначное число) Уметь решать  текстовые задачи  арифметическим  способом Уметь выполнять письменные  вычисления  (умножение и деление  многозначных чисел на однозначное, на  двузначное число) Уметь  находить часть числа и числа по его части.  Уметь сравнивать части. Уметь решать тексто­ вые задачи арифмети­ ческим способом 112 Закрепление  изученного 113 Письменное деление  на двузначное число.  закрепление. 114 Письменное деление  на двузначное число.  Решение задач. 1 Деление чисел, использование  соответствующих терминов Деление чисел, использование  соответствующих терминов.  Решение текстовых задач  арифметическим способом Способы проверки правильности вычислений 1 Деление чисел, использование  соответствующих терминов Деление чисел, использование  соответствующих терминов.  Решение текстовых задач  арифметическим способом Способы проверки правильности вычислений 1 Деление чисел, использование  соответствующих терминов Деление чисел, использование  соответствующих терминов.  Решение текстовых задач  арифметическим способом Способы проверки правильности вычислений       •   выделять       неизвестный       компонент  арифметического действия и находить его значение;        • вычислять      значение  числового    выражения      (содержащего 2—3  арифметических действия,  со скобками и без скобок).       Выпускник получит  возможность научиться:        • выполнять действия с  величинами;        •   использовать    свойства   арифметических  действий   для удобства  вычислений;        •    проводить      проверку    правильности       вычислений     (с  помощью    обратного   действия,    прикидки   и   оценки    результата  действия).  Уметь выполнять письменные  вычисления  (умножение и деление  многозначных чисел на однозначное, на  двузначное число) Знать конкретный смысл умножения и деления, названия  действий,  компонентов и  результатов умноже­ ния и деления, связи  между результатами и  компонентами умно­ жения и деления Знать конкретный смысл умножения и деления, названия  действий,  компонентов и  результатов умноже­ ния и деления, связи  между результатами и  компонентами умно­ жения и деления 115 Закрепление изученного. Решение задач. 116 К.р. № 9 по теме  «Деление на  двузначное число». 1 Деление чисел, использование  соответствующих терминов Деление чисел, использование  соответствующих терминов.  Решение текстовых задач  арифметическим способом Способы проверки правильности вычислений 1 Деление чисел, использование  соответствующих терминов Деление чисел, использование  соответствующих терминов.  Решение текстовых задач  арифметическим способом Способы проверки правильности вычислений 117 Анализ к.р.  Письменное деление  на трехзначное число 1 Конкретный смысл и название действий. Способы проверки  правильности вычислений 118 Письменное деление  на трехзначное число. 1 Способы проверки  правильности вычислений Ученик научится:        • выполнять   письменно  действия   с    многозначными   числами    (сложение,   вычитание,    умножение   и   деление   на однозначное, двузначное  числа в пределах 10 000) с  использованием таблиц     сложения     и  умножения  чисел,   алгоритмов      письменных  арифметических действий  (в том числе деления с  остатком);        • выполнять   устно    сложение,   вычитание,    умножение   и   деление  однозначных, двузначных и  трехзначных чисел в  случаях, сводимых   к    действиям   в   пределах    100   (в   том   числе   с    нулем   и числом 1);  Знать конкретный смысл умножения и деления, названия  действий,  компонентов и  результатов умноже­ ния и деления, связи  между результатами и  компонентами умно­ жения и деления Знать конкретный смысл умножения и деления, связи между  результатами и компо­ нентами умножения и  деления. Уметь  применять прием  письменного умно­ жения и деления на  трехзначное число Уметь применять при­ ем письменного умно­ жения и деления на  трехзначное число Уметь выполнять письменные  вычисления  (умножение и деление  многозначных чисел на однозначное, на  двузначное число) 119 Письменное деление  на трехзначное число. 1 Конкретный смысл и название действий. Способы проверки  правильности вычислений 120 Закрепление  изученного 1 Производить проверку  умножения и деления.  решение геометрических и  арифметических задач 121 Деление с остатком. 1 Деление с остатком. Письменные вычисления с  натуральными числами 122 Письменное деление  на трехзначное число.  Закрепление. 1 Свойства арифметических  действий при выполнении  вычислений. Способы проверки  правильности вычислений       •   выделять       неизвестный       компонент  арифметического действия и находить его значение;        • вычислять      значение  числового    выражения      (содержащего 2—3  арифметических действия,  со скобками и без скобок).       Выпускник получит  возможность научиться:        • выполнять действия с  величинами;        •   использовать    свойства   арифметических  действий   для удобства  вычислений;        •    проводить      проверку    правильности       вычислений     (с  помощью    обратного   действия,    прикидки   и   оценки    результата  действия).  Уметь выполнять письменные  вычисления  (умножение и деление  многозначных чисел на однозначное, на  двузначное число) Уметь выполнять письменные вычисле­ ния (умножение и де­ ление многозначных  чисел на трехзначное  число), проверять пра­ вильность выполнен­ ных вычислений Уметь решать  текстовые задачи  арифметическим  способом, выполнять  деление с остатком в  пределах 100 Уметь решать  текстовые задачи  арифметическим  способом, выполнять  деление с остатком в  пределах 100 123 Что узнали. Чему  научились. 1 Умножение и деление чисел,  использование соответствую­ щих терминов. Деление с  остатком 124 Что узнали. Чему  научились 125 Контр работа №10 по  теме «Деление на  трехзначное число». 1 Свойства арифметических  действий при выполнении  вычислений. Способы проверки  правильности вычислений 1 Свойства арифметических  действий при выполнении  вычислений. Способы проверки  правильности вычислений Ученик научится:        • выполнять   письменно  действия   с    многозначными   числами    (сложение,   вычитание,    умножение   и   деление   на однозначное, двузначное  числа в пределах 10 000) с  использованием таблиц     сложения     и  умножения  чисел,   алгоритмов      письменных  арифметических действий  (в том числе деления с  остатком);  Уметь решать  текстовые задачи  арифметическим  способом, применять  знания при проверке  вычислений Уметь выполнять письменные  вычисления  (умножение и деление  многозначных чисел на однозначное, на  двузначное число) Уметь решать  текстовые задачи  арифметическим  способом, применять  знания при проверке  вычислений 126 Анализ к.р.  Закрепление  изученного материала. 1 Письменные вычисления  с натуральными числами Уметь выполнять письменные  вычисления  (умножение и деление  многозначных чисел на однозначное, на  двузначное число)       • выполнять   устно    сложение,   вычитание,    умножение   и   деление  однозначных, двузначных и  трехзначных чисел в  случаях, сводимых   к    действиям   в   пределах    100   (в   том   числе   с    нулем   и числом 1);        •   выделять       неизвестный       компонент  арифметического действия и находить его значение;        • вычислять      значение  числового    выражения      (содержащего 2—3  арифметических действия,  со скобками и без скобок).       Выпускник получит  возможность научиться:        • выполнять действия с  величинами;        •   использовать    свойства   арифметических  действий   для удобства  вычислений; Раздел программы: ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ( 10 часов) 127 Нумерация.  128 Выражения и  Уравнение.  129 сложение, вычитание 130 арифметические  действия: умножение  и деление 1 Образование каждой  следующей счетной единицы.  Раскладывание числа на  сумму разрядных слагаемых.  решение арифметических  задач. 1 Письменные вычисления с  натуральными числами 1 Название компонентов и  результата действия.  Взаимосвязь между  компонентами.   Арифметические действия с  числами. Сложение и  вычитание.  1 Умножение и деление.  Решение текстовых задач  арифметическим способом.       Ученик научится:       •   читать, записывать,    сравнивать,     упорядочивать      числа    от нуля до миллиона;  • вычислять      значение     числового    выражения      (содержащего 2—3  арифметических действия,  со скобками и без скобок).  Уметь  читать,  записывать,  сравнивать числа в  пределах миллиона Уметь выполнять  арифметические  действия над числами  в пределах сотни и с  большими числами в  случаях, легко  сводимых к действиям в пределах тысячи Уметь пользоваться  изученной  математической  терминологией • анализировать       задачу,   устанавливать      зависимость     между   величинами   и    взаимосвязь   между    условием   и   вопросом    задачи,  Уметь:  использовать  приобретенные знания и умения в практической  деятельности и  повседневной жизни  для самостоятельной  конструкторской  деятельности. 131 Порядок выполнения  действий 1 Письменные вычисления с  132 Величины.  1 натуральными числами.  Решение текстовых задач  арифметическим способом (с  опорой на схемы, таблицы,  краткие записи и другие  модели) Сравнение и упорядочение  объектов по разным  признакам: длине, массе, вме­ стимости. Длина. Единицы  длины. Соотношения между  ними Время. Единицы  времени: секунда, минута,  час, сутки, неделя, месяц,  год, век. Соотношения между ними. Масса. Сравнение  предметов по массе. Единицы массы. Соотношения между  ними  определять количество и  порядок действий для  решения задачи,   выбирать и объяснять  выбор действий;  Уметь решать  текстовые задачи  арифметическим  способом      •читать и заполнять  несложные готовые  таблицы;       •читать несложные  готовые столбчатые  диаграммы.  Выпускник получит  возможность научиться:  Знать единицы  времени. Уметь использовать  приобретенные  знания для  определения времени  по часам, сравнивать  величины по их  числовым значениям,  выражать данные  величины в различных единицах. Знать  понятие «масса»,  единицы массы.  Уметь сравнивать ве­ личины по их число­ вым значениям;  выражать данные  величины. 133 Геометрические  фигуры.  1 Вычисление площади  прямоугольника. Площадь  геометрической фигуры 134 Задачи 135 Контрольная работа  №11 «Умножение и  деление на  трёхзначное число» за  4 класс. 136 Обобщающий урок­ игра «В поисках  клада» 1 Письменные приемы  сложения,  вычитания,  умножения и деления  величин. 1 Письменные вычисления с  натуральными числами 1 Решение текстовых задач  арифметическим способом       •   классифицировать    числа   по   одному   или    нескольким   основаниям,  объяснять свои действия;        • выбирать единицу для  измерения данной величины  (длины, массы, площади,  времени), объяснять свои  действия.        •   использовать    свойства   арифметических  действий   для удобства  вычислений;  • решать задачи в 3—4  действия;  • интерпретировать  информацию, полученную  при проведении      несложных      исследований (объяснять,     сравнивать     и обобщать данные, делать  выводы и прогнозы).  Уметь вычислять  периметр и площадь  фигуры, сравнивать  величины по их чи­ словым значениям,  выражать данные ве­ личины в различных  единицах Знать единицы длины. Уметь сравнивать ве­ личины по их число­ вым значениям, выра­ жать данные величины  в различных единицах Уметь решать тексто­ вые задачи арифмети­ ческим способом, вы­ полнять письменные  вычисления с нату­ ральными числами Уметь пользоваться  изученной математи­ ческой терминологией

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс

Рабочая программа по математике 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2017