Настоящая программа по математике для основной общеобразовательной школы 5-6 классов составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования/ Приказ Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010 года;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 345 от 28.12.2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
3. Программы общеобразовательных учреждений. Математика. 5-11 классы. / Сост. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир – М.: Вентана -Граф, 2014 г.
Данная программа предназначена для 5-6 классов общеобразовательных школ. Она рассчитана на 350 часов: 5 часов в неделю в 5 классе (175 часов), 5 часов в неделю в 6 классе (175 часов).
РП матем.5кл.Мерзляк.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Астрахань
«Основная общеобразовательная школа № 3»
«Рассмотрено» на заседании
МО учителей _____________
_________________________
Руководитель МО
________________
Вострикова М.В.
Протокол № 1 от
« __ » августа 2019 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
________________
Топоркова А.А.
«____»____________2019 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «ООШ № 3»
__________ Закурдаева С. Н.
Приказ № ___ от
«___»__________ 2019___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Математика»
класс 5
20192020 учебный год
Составила: Шарафутдинова Лия Сайдашовна
учитель математики
категория: высшая 2019 2020 учебный год
Аннотация
к рабочей программе по математике 56 класс
Настоящая программа по математике для основной общеобразовательной
школы 56 классов составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования/ Приказ Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010 года;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 345 от
28.12.2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
3. Программы общеобразовательных учреждений. Математика. 511 классы. / Сост.
А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир – М.: Вентана Граф, 2014 г.
Данная программа предназначена для 56 классов общеобразовательных школ.
Она рассчитана на 350 часов: 5 часов в неделю в 5 классе (175 часов), 5 часов в неделю
в 6 классе (175 часов).
На основании требований Государственного образовательного стандарта в
содержании календарнотематического планирования предполагается реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,
деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
компетенций:
учебнопознавательной,
приобретение математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
освоение
коммуникативной,
рефлексивной, личностного саморазвития, ценностноориентационной и
профессиональнотрудового выбора.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как
компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной
человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально
трудовой выбор, личностное самосознание, ценностные ориентации, поиск смыслов
жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения
не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и
навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения математике:
1) в направлении личностного развития:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного
общества;
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к
преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
мышления,
информационном
пространственного воображения, алгоритмической культуры, интереса к
математическому творчеству и математических способностей, критичности
мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной
деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
логического
обществе;
развитие
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в
повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на
базовом уровне;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости
математики для научнотехнического прогресса, отношения к математике как к
части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития
математики, эволюцией математических идей.
2) в метапредметном направлении:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве
моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для
математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных
сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для
продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в
повседневной жизни;
создания фундамента для математического развития,
формирования
механизмов мышления, характерных для математической деятельности 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе примерной
программы по математике основного общего образования.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовнонравственного
развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и
формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование
российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств
личности.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1
Закон «Об образовании»;
2
Федеральный государственный образовательный стандарт;
Авторская программа – Математика: программы 59 классы. А.Г. Мерзляк, В.Б.
3
Полонский, М.С. Якир. М.: ВентанаГраф, 2014.
4
5
ООП общеобразовательного учреждения;
Программы формирования универсальных учебных действий;
6
Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников,
утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях на 20192020 учебный год, реализующих
программы общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
В ходе освоения содержания курса математики в 5 классе учащиеся получают
возможность развить представления о числе и роли вычислений в человеческой
практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных,
инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру. Курс строится на
индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений.
Теоретический материал курса излагается на наглядноинтуитивном уровне, матема
тические методы и законы формулируются в виде правил.
Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы. В основе содержания обучения
математике лежит овладение учащимися следующими видами компетенций:
предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной.
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к
развитие интереса к математическому творчеству и математических
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность,
Целью изучения математики в 5 классе является систематическое развитие
понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические
действия над натуральными числами и десятичными дробями, переводить практические
задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов
алгебры и геометрии.
Задачи:
В направлении личностного развития:
умственному эксперименту;
способность принимать самостоятельные решения;
информационном обществе;
способностей;
В метапредметном направлении:
культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания
действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта
математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для
математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных
сфер человеческой деятельности;
В предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для
продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях,
изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
мышления,
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов
деятельности.
формирование представлений о математике как части общечеловеческой
характерных
для
математической
Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа
предусматривает следующий вариант организации процесса обучения:
– в 5 классе – базовый уровень – предполагается обучение в объеме 175 часов.
Рабочая программа ориентирована на учебник «Математика» для пятого класса
образовательных учреждений А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. М.: Вентана
Граф, 2014.
Методическое пособие «Математика 5 класс» Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк,
В.Б. Полонский, М.С. Якир. Москва, «ВентанаГраф», 2014 г
«Дидактические материалы по математике 5 класс» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,
Е.М. Рабинович, М.С. Якир. Москва, «ВентанаГраф», 2015 г. Рабочие тетради в 2х частях «Математика 5», А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.
Якир. Москва, «ВентанаГраф», 2014 г.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение математики в 5 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и
предметных результатов.
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам
понимание роли математических действий в жизни человека;
интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
математики;
предметноисследовательской деятельности;
ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
понимание причин успеха в учебе;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
интереса к познанию математических фактов, количественных отношений,
Обучающийся получит возможность для формирования:
математических зависимостей в окружающем мире;
ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
понимания чувств одноклассников, учителей;
представления о значении математики для познания окружающего мира.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Ученик научится:
учителя;
задачи, представленной на нагляднообразном уровне;
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией
выполнять действия в устной форме;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной
вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
выполнять учебные действия в устной и письменной речи; принимать установленные правила в планировании и контроле способа
осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных
решения;
видах учебнопознавательной деятельности.
понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения
Ученик получит возможность научиться:
учебной задачи;
делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
необходимые коррективы в действия с нагляднообразным материалом.
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя
Познавательные:
Ученик научится:
осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и
сведения, полученные от взрослых;
использовать рисуночные и символические варианты математической записи;
на основе кодирования строить несложные модели математических понятий,
кодировать информацию в знаковосимволической форме;
задачных ситуаций;
строить небольшие математические сообщения в устной форме;
проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по
представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные
на основе сравнения;
достаточные признаки;
проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и
под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной
Ученик получит возможность научиться:
информации;
работать с дополнительными текстами и заданиями;
соотносить содержание схематических изображений с математической записью; моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения,
строить рассуждения о математических явлениях;
пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения
обобщения;
математических задач.
принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые
допускать существование различных точек зрения;
стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в
Коммуникативные:
Ученик научится:
коммуникативные средства;
сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
познавательной деятельности.
использовать в общении правила вежливости;
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
контролировать свои действия в коллективной работе;
понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
следить за действиями других участников в процессе коллективной
Ученик получит возможность научиться:
контроль.
строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
корректно формулировать свою точку зрения;
проявлять инициативу в учебнопознавательной деятельности;
контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный
Предметные результаты:
Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа.
Ученик научится:
приёмы вычислений, применение калькулятора;
математических задач, выполнять несложные практические расчёты.
понимать особенности десятичной системы счисления;
сравнивать и упорядочивать натуральные числа;
выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные
использовать понятия и умения, связанные процентами, в ходе решения
Ученик получит возможность: познакомиться с позиционными системами счисленияс основаниями, отличными
от 10;
углубить и развить представления о натуральных числах;
научиться использовать приёмы, рационализирующиевычисления, приобрести
привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Измерения, приближения, оценки
Ученик научится:
приближёнными значениями величин.
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с
Ученик получит возможность:
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики
объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по
записиприближённых значений, содержащихся в информационныхисточниках, можно
судить о погрешности приближения.
Уравнения
Ученик научится:
решать простейшие уравнения с одной переменной;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и
изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим
методом;
Ученик получит возможность:
овладеть специальными приёмами решения уравнений;
уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из
математики, смежных предметов, практики;
понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением
Неравенства
Ученик научится:
неравенства;
применять аппарат неравенств, для решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
уверенно применять аппарат неравенств, для решения разнообразных
математических задач и задач из смежных предметов, практики; Описательная статистика.
Ученик научится использовать простейшие способы представления и анализа
статистических данных.
Ученик получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора
данных при проведении опроса общественного мнения, представлять результаты
опроса в виде таблицы, диаграммы.
Комбинаторика
Ученик научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или
комбинаций.
Ученик получит возможность научиться некоторым специальным приёмам решения
комбинаторных задач.
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и
Наглядная геометрия
Ученик научится:
пространственные геометрические фигуры;
распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур,
Ученик получит возможность:
составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их
Геометрические фигуры
Ученик научится:
их взаимного расположения;
конфигурации;
Ученик получит возможность:
мира и их взаимного расположения;
конфигурации;
находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
решать несложные задачи на построение.
научится пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их
находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
решать несложные задачи на построение.
Измерение геометрических величин
Ученик научится:
нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
фигур;
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на
вычислять площади прямоугольника, квадрата;
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей
решать задачи на применение формулы площадипрямоугольника, квадрата.
Ученик получит возможность научиться:
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на
нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
вычислять площади прямоугольника, квадрата;
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей
фигур;
решать задачи на применение формулы площади прямоугольника, квадрата.
Координаты
Ученик научится:
находить координаты точки.
Ученик получит возможность:
овладеть координатным методом решения задач.
заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической
Работа с информацией
Ученик научится:
работы, по рисунку;
выполнять действия по алгоритму;
читать простейшие круговые диаграммы.
Ученик получит возможность научиться:
устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах
таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью;
понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и
представлять ее в виде текста (устного или письменного), числового выражения,
уравнения;
выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа; выполнять действия по алгоритму; проверять правильность готового алгоритма,
строить простейшие высказывания с использованием логических связок
дополнять незавершенный алгоритм;
«верно /неверно, что ...»;
составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем
№
п/п
1 Натуральные числа
2 Сложение и вычитание
натуральных чисел
3 Умножение и деление
натуральных чисел
4 Обыкновенные дроби
5 Десятичные дроби
6 Повторение и систематизация
учебного материала
Административные контрольные
работы
Итого
Количество часов
Контрольные
работы
№ 1
№2, №3
№4, №5
№6
№7, №8, №9
на раздел
20
33
37
18
48
16
3
175
4. КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
Примечание
План
Факт
№
п/п
№ §
Тема урока
Глава 1
Натуральные числа
Ряд натуральных чисел
12
1
35
2 Цифры.
Десятичная запись
натуральных чисел
69
3 Отрезок. Длина отрезка
Кол
во
часов
20
2
3
4 №
п/п
10
12
13
15
16
18
19
20
21
22
25
26
30
31
33
34
35
37
38
39
40
44
45
46
№ §
Тема урока
Кол
во
часов
Дата
Примечание
План
Факт
4 Плоскость.
Прямая. Луч
5 Шкала.
Координатный луч
6
7
Сравнение натуральных
чисел
Входная контрольная
работа
Повторение и систематизация
учебного материала
Контрольная работа № 1
Глава 2
Сложение и вычитание
натуральных чисел
Сложение натуральных
чисел. Свойства сложения
Вычитание натуральных
чисел
Числовые и буквенные
выражения. Формулы
Контрольная работа № 2
7
8
9
10 Уравнение
11 Угол. Обозначение углов
12 Виды углов. Измерение
углов
13 Многоугольники. Равные
фигуры
3
3
3
1
1
1
33
4
5
3
1
3
2
5
2 Дата
Примечание
План
Факт
№
п/п
47
49
50
52
53
54
55
58
59
61
62
68
69
71
72
73
74
75
78
79
80
82
№ §
Тема урока
14 Треугольник и его виды
15 Прямоугольник. Ось
симметрии фигуры
Повторение и систематизация
учебного материала
Контрольная работа № 3
Глава 3
Умножение и деление
натуральных чисел
16 Умножение.
Переместительное
свойство умножения
17 Сочетательное и
распределительное
свойства умножения
18 Деление
19 Деление с остатком
20 Степень числа
Контрольная работа № 4
21 Площадь. Площадь
прямоугольника
Административная
контрольная работа
22 Прямоугольный
параллелепипед.
Пирамида
83
23 Объём прямоугольного
Кол
во
часов
3
3
1
1
37
4
3
7
3
2
1
4
1
3
4 №
п/п
86
87
89
90
91
92
93
97
98
100
101
102
103
104
108
№ §
Тема урока
параллелепипеда
24 Комбинаторные задачи
Повторение и систематизация
учебного материала
Контрольнаяработа № 5
Глава 4
Обыкновенные дроби
25 Понятие обыкновенной
дроби
26 Правильные и
неправильные дроби.
Сравнение дробей
27 Сложение и вычитание
дробей с одинаковыми
знаменателями
28 Дроби и деление
натуральных чисел
29 Смешанные числа
109
Повторение и систематизация
учебного материала
110
Контрольная работа № 6
Глава 5
Десятичные дроби
30 Представление
о десятичных дробях
31 Сравнение десятичных
дробей
111
114
115
Кол
во
часов
Дата
Примечание
План
Факт
3
2
1
18
5
3
2
1
5
1
1
48
4
3 №
п/п
117
118
120
121
126
127
128
134
135
143
144
145
147
148
151
152
155
156
157
№ §
Тема урока
32 Округление чисел.
Прикидки
33 Сложение и вычитание
десятичных дробей
Контрольная работа № 7
34 Умножение десятичных
дробей
35 Деление десятичных
дробей
Контрольная работа № 8
36 Среднее арифметическое.
Среднее значение
величины
37 Проценты. Нахождение
процентов от числа
38 Нахождение числа по его
процентам
Повторение и систематизация
учебного материала
158 Контрольная работа № 9
159
Повторение и систематизация
учебного материала
Кол
во
часов
Дата
Примечание
План
Факт
3
6
1
7
9
1
3
4
4
2
1
1
160
Упражнения для повторения
курса 5 класса
15 № §
Тема урока
Кол
во
часов
Дата
Примечание
План
Факт
№
п/п
174
175 Административная контрольная
1
работа
Рабочая программа по математике 5 класс
Рабочая программа по математике 5 класс
Рабочая программа по математике 5 класс
Рабочая программа по математике 5 класс
Рабочая программа по математике 5 класс
Рабочая программа по математике 5 класс
Рабочая программа по математике 5 класс
Рабочая программа по математике 5 класс
Рабочая программа по математике 5 класс
Рабочая программа по математике 5 класс
Рабочая программа по математике 5 класс
Рабочая программа по математике 5 класс
Рабочая программа по математике 5 класс
Рабочая программа по математике 5 класс
Рабочая программа по математике 5 класс
Рабочая программа по математике 5 класс
Рабочая программа по математике 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.