Рабочая программа по математике для 9 класса рассчитана на обучающихся основных образовательных организаций. Программа рассчитана на базовый уровень. к учебникам Макарычев, Атанасян. Из расчета 6 часов в неделю, 4 часа по алгебре и 2 по геометрии. Из расчета 6 часов в неделю, 4 часа по алгебре и 2 по геометрии.
Пояснительная записка
Настоящая программа по математике для основной общеобразовательной школы 9
класса составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
(приказ МОиН РФ от 17 декабря2010 г. № 1897);
примерных программ по учебным предметам. Математика. 5 – 9 классы. – 3е изд.
перераб. М..: Просвещение, 2011, (Стандарты второго поколения)
примерной программы для общеобразовательных учреждений по алгебре 79
классы (составитель Т.А. Бурмистрова) – М: Просвещение, 2011.
примерной программы для общеобразовательных учреждений по геометрии 79
классы (составитель Т.А. Бурмистрова) – М: Просвещение, 2011
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с
содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта
общего образования,
базисного учебного плана на 2016 2017 учебный год.
Компоненты учебного и программнометодического комплекса по курсу
«Математика» включают:
Алгебра9:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б.
Суворова, Просвещение, 2011 год.
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина Геометрия
для 79 классов. – М. Просвещение, 2010.
Изучение математики на базовом уровне основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,
продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых
человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность
мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы
алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к
преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального
языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно
технического прогресса;
развитие вычислительных и формальнооперативных алгебраических умений до
уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и
смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной
техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства
математического моделирования прикладных
осуществление
функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса обучающиеся
овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.
задач,
Основные задачи:
достаточную для будущей
предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и
недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
обеспечить базу математических знаний,
профессиональной деятельности или последующего обучения в старшей школе;
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
развивать математические и творческие способности учащихся;
подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и
профессионального пути;
расширить понятие множества чисел (от натурального до действительного);
изучить степенную, показательную, логарифмическую функции их свойства и
графики;
овладеть основными способами решения показательных, логарифмических,
иррациональных уравнений и неравенств;
Рабочая программа рассчитана на 6 часов в, 204 учебных часов в год.
Уровень обучения – базовый.
№ Наименование
1
2
3
4
Количество часов в неделю
Количество часов в I полугодии
Количество часов во II полугодии
Количество часов в учебном году
Всего
Контрольных работ
6
96
108
204
5+(2 админ)
6
13Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у
учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то,
чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами
деятельности, приобретали опыт:
∙ планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных
и конструирования новых алгоритмов;
∙ решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач,
требующих поиска пути и способов решения;
∙ исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов,
обобщения, постановки и формулирования новых задач;
∙ ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи,
использования различных языков математики (словесного, символического, графического),
свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации
и доказательства;
∙ проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их
обоснования;
∙ поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования
разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу,
современные информационные технологии.
в личностном направлении:
∙ умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
∙ критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
∙ креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач;
∙ умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
∙ способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений;
в предметном направлении:
∙ первоначальные представления об идеях и о методах математики как об
универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
∙ умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни;
∙ умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики,
диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;∙ умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их
проверки;
∙ умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные стратегии решения задач;
∙ понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
∙ умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения
учебных математических проблем;
∙ умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера
Учебнотематический план по блоку алгебры
№ п.п.
Наименование раздела, темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Повторение
Квадратичная функция
Уравнения и неравенства с одной переменной
Уравнения и неравенства с двумя переменными
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Заключительное повторение
Резерв
Итого
Колво
часов
6
26
22
17
15
13
32
5
136
В т.ч.
конт.раб
1 админ
2
1+1админ
1
2
1
1
10
Содержание курса по блоку алгебры
1. Повторение материала 7 8 классов.
Основная цель повторить основные навыки, необходимые для усвоения материала 9
класса.
2. Свойства функций. Квадратичная функция.
Функция. Возрастание и убывание функции. Квадратичный трёхчлен. Разложение
квадратного трёхчлена на множители. Функция y= x²+bx+c, её свойства и график.
Степенная функция.
Основная цель расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со
свойствами и графиком квадратичной функции.
αα
3. Уравнения и неравенства с одной переменной.
Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной
переменной. Метод интервалов.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных
рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства
вида x²+bx+c
.
4. Уравнения и неравенства с двумя переменными.
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени.
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя
переменными и их системы.
Основная цель – выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение
второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких
систем.
, где
5. Прогрессии.
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы пго члена и суммы ппервых
членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Основная цель – дать понятие об арифметической и геометрической прогрессии как
числовых последовательностях особого вида.
Познакомить с соответствующей терминологией: «последовательность», «п – й член
последовательности», отрабатывать умение использовать индексные обозначения.
Определить понятие арифметическая и геометрическая прогрессии, вывести формулу пго
члена и суммы пчленов для каждой из прогрессий. Отрабатывать навыки применения
изученных формул при выполнении упражнений, а также при решении задач практического
содержания. Познакомить с понятием и формулами убывающей геометрической
прогрессии.
6. Элементы комбинаторики и теории вероятности.
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная
частота и и вероятность случайного события.
Основная цель – ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и
соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной
частоты и вероятности случайного события.
7. Повторение. Решение задач по курсу алгебры 79 классов.
Основная цель систематизировать, углубить, актуализировать ЗУН учащихся по
«ключевым» темам курса алгебры основной школы. Подготовить к итоговой аттестации.
8. РезервУчебнотематический план блоку геометрии
Наименование разделов
Количество часов
Векторы
Метод координат
Соотношения между сторонами и углами
треугольника
Длина окружности и площадь круга
Движение
Повторение
Итого
Всего
8
10
10
14
8
18
68
Контрольные
работы.
1
1
1
3
Содержание курса по блоку геометрии
1. Векторы. Метод координат
Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов.
Операции над векторами: сложение и вычитание векторов, умножение вектора на
число, разложение.
Применение векторов к решению задач: средняя линия трапеции.
Координаты вектора. Решение простейших задач в координатах.
Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Разложение вектора по
координатным осям.
Уравнение прямой и окружности.
Основная цель — сформировать понятие вектора как направленного отрезка,
показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.
При изучении данной темы основное внимание уделяется выполнению операций над
векторами в геометрической форме. Понятие равенства векторов вводится на интуитивной
основе. Завершается изучение темы знакомством с понятием координат вектора.
2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение
векторов.
Синус, косинус и тангенс угла от 0° до 180°; приведение к острому углу. Основное
тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс,
котангенс одного и того же угла.
Формула, выражающая площадь треугольника через две стороны и угол между
ними. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления
элементов треугольника.
Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.
Основная цель — познакомить учащихся с основными алгоритмами решения
произвольных треугольников.
В процессе изучения данной темы знания учащихся о треугольниках дополняются
сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольников, основанных на
теоремах синусов и косинусов.
3. Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники.
Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Формулы, выражающие площадь правильного многоугольника через периметр и
радиус вписанной окружности.
Построение правильных многоугольников.
Длина окружности. Число .
Площадь круга и площадь сектора.
Основная цель — расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и
многоугольниках. В этой теме учащиеся знакомятся с окружностями, вписанными в
правильные многоугольники, и окружностями, описанными около правильных
многоугольников, и их свойствами. При этом воспроизведения доказательств этих теорем
можно не требовать от всех учащихся.
Здесь учащиеся на интуитивном уровне знакомятся с понятием предела и с его
помощью рассматривают вывод формул длины окружности и площади круга.
4. Движение
Примеры движений фигур.
Параллельный перенос и поворот.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения на плоскости:
симметриями, параллельным переносом, поворотом.
Понятие отображения плоскости на себя как основы для введения понятия движения
рассматривается на интуитивном уровне с привлечением уже известных учащимся понятий
осевой и центральной симметрии. Изучение понятия движения и его свойств дается в
ознакомительном плане.
При изучении темы основное внимание следует уделить выработке навыков
построения образов точек, отрезков, треугольников при симметриях, параллельном
переносе, повороте.
5. Повторение. Решение задачТребования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их
применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;
приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости
расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры
статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры
геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности
математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Алгебра
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в
выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие
вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из
формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами
и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и
преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к
ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный
результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с
применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее
аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком
или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления
при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости
между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных
материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с
использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими
формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных
или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность
рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контр примеры для
опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных
вариантов, а также с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые
статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков,
таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с
использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени,
скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора
вариантов;
сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного
события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
Геометрия
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
осуществлять преобразования фигур;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора,
угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей,
объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения
тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения
тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и
площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных
геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и
отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и
тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя
известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических
величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль,
транспортир).Учебнометодическое обеспечение курса
1. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5 – 9 классы. – 3е изд.
перераб. М..: Просвещение, 2011, (Стандарты второго поколения)
2. Примерной программы для общеобразовательных учреждений по алгебре 79 классы
(составитель Т.А. Бурмистрова) – М: Просвещение, 2010.
3. Алгебра9:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б.
Суворова, Просвещение, 2011 год.
4. Дидактический материал по алгебре для 9 класса./ Л.И. Звавич, Л.В.Кузнецова, С.Б.
Суворова. – М.: «Просвещение», 19912000.
5. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре 9 класс./ М.Б. Миндюк, Н.Г.
Миндюк. – М.: «Генжер», 19952000.
6. Тематический контроль по алгебре. Пособие для 9 кл. / М.Б. Миндюк, Н.Г. Миндюк. –
М.: «ИнтеллектЦентр», 19972000.
7. Уроки алгебры в 9 классе. / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Пособие для учителей. / М.:
Вербум – М, 2000. – 96 с.
8. Алгебра. 9 класс. Блицопрос: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений/ Е.Е.
9.
Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2010.
.Дидактические материалы по алгебре для 9 класса/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк,
Л.М. Короткова. – 5е изд. – М.: Просвещение,2000.
10. Уединов А.Б., Чулков П.В. Дидактические материалы по алгебре. 9 класс. – М.:
«Школа XXI век», 2005.
11. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных
учреждений. М.: Просвещение, 2004.
12. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. /М.: Центр
«Педагогический поиск»,2000.
13. Зив Б.Г.. Дидактические материалы по геометрии 9 класс. М.: Просвещение, 1998.
14. Медяник А.И.. Контрольные и проверочные работы по геометрии 7 – 11 классы.
Методическое пособие. М.: Дрофа, 1997.15. Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Математика. 511 кл. /Сост.
Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. 3е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
16. Фридман Л.М. Учись учиться математике. М.: Просвещение,1985