Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана и составлена в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерной программой начального общего образования по музыке («Сборник рабочих программ», Москва, «Просвещение»,2011 год), с учетом авторской программы по музыке «Музыка. 1-4 классы», авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М.(УМК «Школа России»)Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана и составлена в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерной программой начального общего образования по музыке («Сборник рабочих программ», Москва, «Просвещение»,2011 год), с учетом авторской программы по музыке «Музыка. 1-4 классы», авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М.(УМК «Школа России»)
рабочая программа Музыка.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Андринская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено:
Согласовано:
На методическом Совете
Зам. директора по УР
Утверждаю:
Директор Школы
Протокол № 1
___________ Грогуленко М.А.
____________ О.М. Федоренко
От «28» «августа» 2017 г.
«28» «августа» 2017 г.
Приказ №167 од
от «29» «августа» 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка"
для учащихся 4 класса
с 1 сентября 2017 года по 1 сентября 2018 года
Автор рабочей программы Емельянова О.Ю.
ФИО учителя
Квалификационная категория первая
Составлена на основе авторской программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина,
Музыка. 14 классы, Москва, издательство «Просвещение» 2011 г. Программа для ОУ 14
классы, рекомендованной МО РФ
(название авторской (примерной) программы, гриф, издательство и год издания)
Учебник Музыка Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, М: Просвещение, 2011, рекомендовано
МО РФ
(название учебника, автор, гриф, издательство и год издания)
Количество часов в неделю 1 Количество часов в году 34
г.п. Андра
1 2017 2018 учебный год
Содержание:
Название раздела
Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины
Общая характеристика учебного предмета
Место учебного предмета в учебном плане
Описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного
предмета
Требования к уровню подготовки учащихся 4
класса.
Система диагностики
Характеристика результатов формирования
универсальных учебных действий.
Содержание программного материала в 4
классе
Учебнотематический план
Учебнометодическое обеспечение
дисциплины
Материально – техническое обеспечение
дисциплины
Номер страницы
3
3 4
4 5
5
5
58
89
9
10
14
14
14
2 Пояснительная записка
общего образования, примерной программой
Рабочая учебная программа по музыке для 4го класса разработана и составлена в
соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом
начального
начального общего
образования по музыке («Сборник рабочих программ», Москва, «Просвещение»,2011
год), с учетом авторской программы по музыке «Музыка. 14 классы», авторов
Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М.(УМК «Школа России») а также на
основании:
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказа Минобразования и науки РФ от 30.08.2010года № 889 «О внесении
изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования, утвержденные приказом Минобразования и науки РФ от
09.03.2004 года № 1312 « Об утверждении Федерального базисного учебного плана
и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования»
Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ
Минобразования РФ от 06.10.2009 года № 363);
Приказа МО РФ от 06.10.09г. № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования». Приказ Минобразования РФ от 22.12.2009 года № 15785 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
Приказа Минобразования РФ «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях,
реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию,
на 20122013 учебный год»;
Информационного письма «О применении в период введения федеральных
государственных образовательных
стандартов общего образования приказа
Департамента образования и науки ХантыМансийского автономного округа –
Югры от 30.01.2007 №99 «Об утверждении регионального базисного учебного плана
и примерных учебных планов для образовательных учреждений ХантыМансийского
автономного округаЮгры, реализующих программы общего образования»» от
17.05.2011 № 3598/11
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с
содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента
государственного образовательного стандарта.
Цели программы:
3 формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие
музыки;
воспитание эмоциональноценностного отношения к искусству, художественного
вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие
достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к
истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности,
образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха,
певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной
деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебнотворческой деятельности
(пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах,
музыкальнопластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
развитие эмоциональноосознанного отношения к музыкальным произведениям;
понимание их жизненного и духовнонравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных
(опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкальнопрактических умений и навыков музыкальной
деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих
способностей детей.
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих
освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего
человечества. Опыт эмоциональнообразного восприятия музыки, знания и умения,
приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально
творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни,
постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую
значимость для духовнонравственного воспитания школьников, последовательного
расширения и укрепления их ценностносмысловой сферы, формирование способности
оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям,
Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы охват широкого
культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки
музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории,
произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что
выполняет функцию эмоциональноэстетического фона, усиливающего понимание детьми
содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей
становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок,
разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений,
4 отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным
произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей,
«внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства
учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на
уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся
входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально
ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование
(разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;
освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке,
импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы
полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Место курса «Музыка» в учебном плане
В соответствии с базисным планом, данная рабочая программа рассчитана на 34 часов
в год (1 час в неделю).
Рабочая программа сохраняет основное тематическое количество часов, предложенное
автором Критской Е.Д. ( 34 часа)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям
возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более
динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
формирование опыта эмоциональнообразного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкальнотворческой деятельности;
приобретение знаний и умении;
овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –
эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников
через эмпатию, идентификацию, эмоциональноэстетический отклик на музыку.
Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания
чувств и мыслей человека, его духовнонравственного становления, развивает способность
сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в
обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать
со сверстниками и взрослыми.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» за курс начального
общего образования.
Личностные результаты:
5
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительное отношение к культуре других народов:
эстетические потребности, ценности и чувства
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения;
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
развиты этические чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления.
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность
с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся
будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый
художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за
достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к
истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
6
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение,
музыкальная память и слух, певческий голос, учебнотворческие способности в
различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё
отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения,
позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально
пластических композиций,
разучивании и исполнении вокальнохоровых
произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении
значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со
сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и
представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно
практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и
приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного
культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
воспринимать музыку различных жанров,
размышлять о музыкальных
произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально,
эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных
видах музыкальнотворческой деятельности;
ориентироваться в музыкальнопоэтическом творчестве,
в многообразии
музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные
образцы народной
и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные
традиции;
воплощать художественнообразное содержание и интонационномелодические
особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении,
играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально
исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкальнотворческую
деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные
черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в
исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
7 наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и
различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных
форм
построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах
музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских
элементарных музыкальных инструментах,
музыкальнопластическом
движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при
пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов.
Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
движение,
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкальнопластическое
музицирование,
импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран мира.
инструментальное
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в
выборе образцов профессионального и музыкальнопоэтического творчества
народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых
мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной
музыкальнотворческой
инструментальное
музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции
(фонотека, видеотека).
деятельности
(пение,
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов,
стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка
русских и зарубежных композиторов;
накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального
искусства (простыми и сложными);
выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более
сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных
образов;
совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности
(композитор – исполнитель – слушатель;
8
развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное
исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара,
формирование умений концертного исполнения;
освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных
видах детского музицирования;
развитие ассоциативнообразного мышления учащихся и творческих способностей;
умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
продемонстрировать личностноокрашенное эмоциональнообразное восприятие музыки,
увлеченность музыкальными занятиями и музыкальнотворческой деятельностью;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни,
настроения, чувства, характер и мысли человека;
проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и
отстаивать собственную точку зрения;
продемонстрировать понимание интонационнообразной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности
музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в
пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и
воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
выражать художественнообразное содержание произведений в какомлибо виде
исполнительской деятельности (пение, музицирование);
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов
музыкальнотворческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать
собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных
музыкальных образов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных
инструментах, составах оркестров;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык
народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении
простейших мелодий;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкальнопластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и
др.).
Система диагностики
9 Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках
музыки осуществляется в форме устного опроса, наблюдения, самостоятельных работ,
творческих работ, игр, тестирования, уроковконцертов.
Виды контроля:
текущий, итоговый
фронтальный, комбинированный, устный
Промежуточная аттестация (обобщающие уроки) проводится в соответствии с
требованиями к уровню подготовки учащихся 4 класса начальной школы в конце каждой
четверти.
Содержание программного материала 4 класс
I четверть (9 часов)
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)
Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком
на душу навей…». Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных
композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»).
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций
народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки
русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с
жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Урок 2. Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская,
зародилась, музыка?» Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический
фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и
изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с
картиной К.ПетроваВодкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими
строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».
Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их
интонационнообразные особенности.
10 Урок 3. «Я пойду по полю белому…» На великий праздник собралася Русь!
Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность
интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр
Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка). Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Образ защитника
Отечества.
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм»(1 ч.)
Урок 4. Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской. Народная и
профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.
(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Тема раздела: «День, полный событий» (5 ч.)
Урок 5. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальнопоэтические
образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов,
П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Урок 6. «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Песенность, танцевальность,
маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкальнопоэтические образы в
сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Урок 7. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Народная и
профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные
музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений
Онегин» П.Чайковского «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»;
«Детский альбом» П.Чайковского «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»;
Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Урок 8. «Приют, сияньем муз одетый…». Выразительность и изобразительность в
музыке.
Музыкальнопоэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений
четвероклассников за 1 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в
коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах,
передача музыкальных впечатлений учащихся.
II четверть (7 часов)
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 ч.)
Урок 10. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран
мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их
звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня –
11 летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов
мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих
музыкальный язык одной песни от другой.
Урок 11. Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей»
(белорусская народная сказка). Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных
инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное
музыкальное творчество разных стран мира.
Тема раздела: «В концертном зале» (5 ч.)
Урок 12. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему
рококо. Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное
выражение художественнообразного содержания произведений. Вариации. Накопление
музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких
композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо»
для виолончели с оркестром).
Урок 13. «Старый замок». Счастье в сирени живет… Различные виды музыки:
вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский
из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере
творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Выразительность и
изобразительность в музыке.
Урок 14. «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы… Различные
виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное
выражение художественнообразного содержания произведений Формы: одночастные,
двухи трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена
( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
Урок 15. «Патетическая» соната. Годы странствий. Формы построения музыки как
обобщенное выражение художественнообразного содержания произведений. Различные
виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната
№8 «Патетическая» Л.Бетховен).
Урок 16. Царит гармония оркестра. Обобщающий урок 2 четверти. Различные
виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Накопление и обобщение
музыкальнослуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение
разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на
элементарных музыкальных инструментах.
III четверть (10 часов)
Тема раздела: «День, полный событий» (1 ч.)
Урок 17. Зимнее утро. Зимний вечер. Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкальнопоэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи
А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская
народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
12 Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Урок 18. Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все
стеной стоим…). Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие
в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Драматургическое развитие в опере. Контраст.
Основные темы – музыкальная
характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка интродукция,
танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Урок 19. Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу). Опера. Музыкальное развитие в
сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического развитие в
опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное
состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Урок 20. «Исходила младешенька». (Опера М.Мусоргского «Хованщина»).
Народная и профессиональная музыка. Интонационнообразная природа музыкального
искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Песня – ария. Куплетновариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве
реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).
Урок 21. Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы. Народная и
профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов
(М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
Урок 22. Балет «Петрушка». Народные музыкальные традиции Отечества. Народная
и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в
народном стиле.
Урок 23. Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность. Мюзикл,
оперетта. Жанры легкой музыки.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3 ч.)
Урок 24. Прелюдия. «Исповедь души». «Революционный» этюд. Интонация как
внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные
жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд»
Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Урок 25. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).
Музыкальные инструменты.
Композитор –
исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения
композиторовклассиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен,
«Утро» Э.Григ)
и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям»
Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).
Выразительные возможности гитары.
13 Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений
четвероклассников за 3 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в
коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
IV четверть (8 часов)
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (3 ч.)
Урок 27. Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше».
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России.
Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов.
(«Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь,
молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник. Праздники Русской
православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная
музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник»
С.Рахманинов).
Урок 29. Кирилл и Мефодий. Святые земли Русской. Народные музыкальные
традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных
образах. Гимн, величание.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)
Урок 30. Народные праздники. «Троица». Музыкальный фольклор народов России.
Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын
день.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 ч.)
Урок 31. В интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в
музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной
речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг»,
М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть
мелодии?»
Урок 32. Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность в музыке.
Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.РимскогоКорсакова (Оперы
«Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
Урок 33. «Рассвет на Москвереке». Выразительность и изобразительность в музыке.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в
произведении М.П.Мусоргского.
(«Рассвет на Москвереке» вступление к опере
«Хованщина»).
Урок 34. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт.
Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год.
14 Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся
песен всего учебного года.
Учебнотематический план
№ п/п
Наименование раздела
Колво часов
1
3
4
5
6
7
Россия – Родина моя
О России петь – что стремиться в храм
День, полный событий
В концертном зале
В музыкальном театре
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
Итого
3
3
7
8
8
5
34 ч.
Учебнометодическое обеспечение дисциплины
1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4
класса начальной школы – М.: Просвещение, 2013.
2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для
учащихся 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2013.
3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для
учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. М.: Просвещение, 2004;
Материально – техническое обеспечение дисциплины
1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2. Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов.
3. Мультимедиапроектор.
4. Интерактивная доска.
5. Компьютер.
6. Коллекция ЦОР.
15
Рабочая программа по музыке 4 класса Школа России
Рабочая программа по музыке 4 класса Школа России
Рабочая программа по музыке 4 класса Школа России
Рабочая программа по музыке 4 класса Школа России
Рабочая программа по музыке 4 класса Школа России
Рабочая программа по музыке 4 класса Школа России
Рабочая программа по музыке 4 класса Школа России
Рабочая программа по музыке 4 класса Школа России
Рабочая программа по музыке 4 класса Школа России
Рабочая программа по музыке 4 класса Школа России
Рабочая программа по музыке 4 класса Школа России
Рабочая программа по музыке 4 класса Школа России
Рабочая программа по музыке 4 класса Школа России
Рабочая программа по музыке 4 класса Школа России
Рабочая программа по музыке 4 класса Школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.