Рабочая программа по музыке 7 -й класс
Хамуева Екатерина Владимировна
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации, программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак,
Целью уроков музыки в 7 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре .как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать развитию интереса к музыке;
- способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Сведения о программе
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90, [6] с.
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс» (М.: Дрофа, 2012), дневник музыкальных размышлений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по
музыке).
Общая характеристика учебного предмета
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса заключаются:
- в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;
- в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отразить это понимание в размышлениях о музыке;
- в умении находить связь между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
- в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными на уроках;
- в изучении новых терминов и понятий - прелюдия, оратория, романтизм, фуга, серенада;
- в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
- в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);
- в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 7 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).
Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.
Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально- творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, развитие музыкального мышления, формирование представления о музыке как о виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Виды деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
Используемые технологии обучения: проблемное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, игровое обучение, развитие критического мышления.
Формы уроков: формирование новых навыков и умений, сообщение новых знаний, закрепление полученных знаний, навыков и умений.
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
· знать/понимать:
o иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки
o стилистические особенности русской и западноевропейской музыки;
o Значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
o Возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
· уметь:
· Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
· Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
· Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
· Устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
· Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
· Выражать свои личные музыкальные впечатления в форме устных выступлений и высказываний.
* Выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ
| 
 Дата поведен  | 
 Тема урока  | 
 № урока  | 
 Элементы основного и дополнительного содержания Музыкальный материал  | 
 Требования к уровню подготовки в соответствии с ФГОС 1.Предметно-информационная составляющая 2.Деятельностно-коммуникативная составляющая 3. Ценностно-ориентационная составляющая  | 
 Требования к уровню подготовки учащихся  | 
 Вид контроля  | 
 Использование краеведческого материала  | 
 Приме чания 
  | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  | 
| 
 
  | 
 Магическая единственность» музыкального произведения  | 
 1  | 
 Музыкальная форма, объединяющая в едином замысле несколько относительно самостоятельных частей, различных по образному содержанию и структуре. Основные циклические формы . И Брамс. Симфония № 3; Л. Бетховен. Соната № 14 для форте пиано; Ю. Шевчук «Что такое осень?» (пение)  | 
 Иметь представление о куплетной форме Уметь находить взаимодействие между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений Уметь находить взаимодействие между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений  | 
 Знать, что такое сюита и сонатная форма, соната. Уметь определять смысл, тему, эмоциональное состояние музыкального произведения и объяснять неповторимость музыкальных произведений  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Музыку трудно объяснить словами  | 
 2  | 
 Два вида музыкальной образности. Тишина, неподвижность и покой; их воплощение в музыке. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Интерпретация. Переложение. Ремикс И. Брамс. Симфония № 3; Я. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано; Ю. Шевчук. «Что такое осень?» (пение)  | 
 Иметь представление о куплетной форме. Уметь находить особенности содержания и формы в музыке. 
 Понимать строение песни, выразительные особенности песни.  | 
 Знать определение терминов: сюита, соната. Уметь: определять музыкальный образ в прослушиваемом произведении; передавать словами свое отношение к музыке; исполнять песню, применяя отработанные вокально - хоровые навыки  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Что такое музыкальное содержание  | 
 3-4  | 
 Музыкальное содержание. Характерные черты человека при создании его музыкального образа. Образ в литературе, изобразительном искусстве и музыке. Музыкальный образ может включать в себя одну или несколько мелодий - это значит иметь одну или несколько граней . Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть; Я. Дубравин, М. Пляцковский. «Когда играет музыкант»  | 
 Иметь представление о музыкальном содержании в песне Уметь находить особенности содержания и формы в музыке. 
 Понимать строение песни, выразительные особенности песни. Знать средства выразительности музыкального содержания  | 
 Знать особенности содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства (литературе, изобразительном искусстве). Уметь анализировать музыкальное произведение  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Музыка, которую необходимо объяснять словами  | 
 5  | 
 Музыка передает тонкие, почти неуловимые движения чувств человека. Программные произведения в музыке. Композиторы о программности в музыке А. Н. Скрябин. Этюд ре-диез-минор, соч. 8 № 12; Ф. Шопен. Прелюдия № 20; А. Варламов, М. Лермонтов. «Горные вершины» (хоровое пение)  | 
 Иметь представление о музыке, рисующей картины природы Уметь находить взаимодействие между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений Любовь к природе, родному краю.  | 
 Уметь приводить примеры создания образа человека в музыке, литературе, изобразительном искусстве. Знать, из чего складывается музыкальное содержание  | 
 Устный опрос. Хоровое пение Синквейн  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Ноябрьский образ в пьесе П. И. Чайковского  | 
 6  | 
 Музыка русской природы. Образ, воображение, изображение (определение в литературе, изобразительном искусстве). Природа в живописи, литературе и музыке. П. Чайковский – . Чайковский. «Ноябрь. На тройке» (из фортепианного цикла «Времена года»); А. Варламов, М. Лермонтов. «)  | 
 Иметь представление о музыке, рисующей картину движения «Тройки» Уметь находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства. Любовь к природе, к человеку.  | 
 Знать особенности содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства. Уметь определять  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 «Восточная» партитура Н. А. Римского-Корсакова  | 
 7  | 
 Н. Римскй-Корсаков - великий сказочник в русской музыке. Восточная тема в творчестве Р- Корсакова. «Шехерезада» - самая цельная симфоническая партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова Симфоническая сюита «Шехерезада». I часть; Е. Подгащ. «Осенний вокализ» (хоровое пение)  | 
 Иметь представление о музыке, передающей восточную культуру Уметь находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства Уважение к творчеству русских композиторов.  | 
 Знать, что музыка может рассказать о человеке. Уметь анализировать музыкальное произведение, исполнять вокализ  | 
 Устный опрос. Хоровое пение тестирование  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Когда музыка не нуждается в словах  | 
 8  | 
 Музыка - язык чувств. Тональность, колорит и красочность музыкальных сочинений А. Вивальди. «Зима». I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года  | 
 Иметь представление о музыке, рисующей зиму Уметь находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства  | 
 Знать значение тональности и колорита в музыке. Уметь проанализировать музыкальное произведение  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Содержание в музыке  | 
 9  | 
 Подведение итогов работы по теме «Содержание в музыке». Музыкальная викторина. Хоровое пение Л. Бетховен. Симфония № 5, часть 3; увертюра «Эгмонт» (слушание)  | 
 Иметь представление о музыкальном содержании. Уметь находить особенности содержания и формы в музыке. Знать средства выразительности музыкального содержания. 
 
 
  | 
 Знать главные особенности содержания и формы в музыке  | 
 Устный опрос. Хоровое Пение Музыкальная викторина  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Лирические образы в музыке  | 
 10  | 
 Что означают выражения «лирическая тема в музыке», «лирический образ в музыкальном произведении». Настроение в музыке. Лирический род в музыке, отличается повышенной С. Рахманинов. Прелюдия соль- диез минор, соч. 32 № 12; Ю. Милютин, Е. Долматовский. «Лирическая песенка» (хоровое пение)  | 
 Иметь представление о музыке, передающей чувства смятения Уметь находить взаимодействие между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений Уважение к творчеству русских композиторов  | 
 Знать определение и основные признаки лирического образа. Уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с принадлежностью его к лирике  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 Лирические народные и казачьи песни  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Драматические образы в музыке  | 
 11  | 
 Драматический образ в музыкальном произведении. Формирование восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта Ф. Шуберт, стихи И.-В. Гёте. «Лес ной царь»; Г. Струве, Л. Кондратенко. «Матерям погибших героев» (хоровое пение)  | 
 Знать выученные песни. Уметь исполнять песни выразительно. 
 Уметь исполнять двухголосные произведения 
 Владеть своим голосом.  | 
 Знать определение и основные признаки драматического образа в музыке. Уметь в музыке увидеть трагедию, почувствовать боль и крик человеческой души  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 Эпические образы в музыке  | 
 12  | 
 Эпические образы в музыке - это образы не только героев, но и событий истории, образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху. Отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история Н. Римский-Корсаков. «Окиан - море синее». Вступление к опере «Садко»; А. Бородин. «Богатырская симфония»; опера «Князь Игорь». Ария князя Игоря 
  | 
 Иметь представление о понятии – музыкальный Образ. Иметь представление о эпических образах 
 Уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу. 
 Понимать лирическую музыку.  | 
 Знать определение и основные признаки эпического образа. 
 Уметь определять и описывать в музыке эпические образы, отличать эпос от лирики и драмы  | 
 Устный опрос. Хоровое пение Самостоятельная работа  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 О чём рассказывает музыкальный жанр «Память жанра»  | 
 13  | 
 Жанры классической музыки: вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, инстр, симф, музыка, музыкально-театральные жанры. Муз. жанры различаются: по характеру, по сюжету, по составу исполнителей. П. Чайковский. Симфония № 4; М. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье...»; И. Штраус. Вальс «Голубой Дунай»; Ф. Шопен. Мазурка фа минор; B. Берковский, Никитин, А. Величанский 
  | 
 Иметь представление о разнообразии жанров 
 Уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью лирике, драме, эпосу. Знать лучшие образцы русской классической музыки. 
  | 
 Знать, чем отличается песня от романса; в чём разница между полькой и маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой. Уметь: анализировать музыкальное произведение.  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 
  | 
 Такие разные песни  | 
 14  | 
 Песня как вид искусства делится на два направления - бытовая и профессиональная. Песня - наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки Русская народная песня. «Во поле береза стояла...»; B. Берковский, Никитин, А. Величанский. «Под музыку Вивальди...»  | 
 Иметь представление о песне в симфонии Уметь находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в муз. образах. 
  | 
 Знать: виды песен; чем отличается песня от романса. Уметь проявлять навыки вокально- хоровой деятельности  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 Казачьи песни (слушание)  | 
 
  | 
  | 
| 
 
  | 
 Такие разные танцы  | 
 15  | 
 Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной сменой выразительных положений человеческого тела. Виды танцев П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2; И. Штраус. Вальс. Полька. «Жизнь - это танец»  | 
 Иметь представление о жанре вальса Уметь находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в музыкальных образах Знать лучшие образцы русской и зарубежной классической музыки.  | 
 Знать, в чём разница между полькой и маршем, и вальсом, менуэтом и мазуркой. Уметь: слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения; определять музыкальный ритм  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 Танцы казаков (слушание ,видео)  | 
 
  | 
  | 
| 
 
  | 
 Такие разные марши  | 
 16  | 
 Марш получает разные названия в зависимости от скорости движения. Церемониальный марш, скорый марш. Марши для духового оркестра П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Визе. «Марш Тореадора» (из оперы «Кармен») 
  | 
 Иметь представление о жанре марша 
 Знать лучшие образцы русской и зарубежной классической музыки  | 
 Знать, в чём разница между полькой и маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 Марши казаков , строевые песни  | 
 
  | 
  | 
| 
 
  | 
 «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы  | 
 17  | 
 Что такое музыкальная форма. Форма - система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения. Строение, схема музыкального произведения. Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин»; В.-А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»; 
  | 
 Иметь представление о герое и сюжете в музыкальной форме Уметь находить особенности содержания и формы в музыке. Знать лучшие образцы зарубежной классической музыки.  | 
 Понимать, что такое форма в музыке. Знать виды форм, повторение варьирования, контраста, развития.  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 
  | 
 Художественная форма – это ставшее зримым содержание  | 
 18  | 
 Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания. Основные музыкальные формы и их схемы Ф. Шуберт. «Серенада»; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» ( 
  | 
 Иметь представление об увертюре Уметь находить особенности содержания и формы в музыке. Уметь вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать её различные голоса.  | 
 Знать определение духовной музыки. Уметь описать образ и определить форму музыки; проявлять навыки вокально- хоровой деятельности  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 
  | 
 От целого к деталям  | 
 19  | 
 Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания. Основные музыкальные формы и их схемы Ф. Шуберт. Из вокального цикла «Зимний путь». А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...»  | 
 Иметь представление о музыке Ф.Шуберта. Уметь находить особенности содержания и формы в музыке. Знать лучшие образцы зарубежной классической музыки.  | 
 Знать, что такое форма в музыке. Уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 
  | 
 Какой бывает музыкальная композиция  | 
 20  | 
 Композиция (составление, сочинение) - категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения, «опуса» Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» 
  | 
 Иметь представление о музыкальной композиции. Уметь определять форму музыки на основе её содержания 
 Понимать содержание музыки через музыкальную форму.  | 
 Знать определение композиции в музыке; разновидности музыкальной композиции. Уметь проявлять навыки вокально-хоровой деятельности.  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 
  | 
 Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах  | 
 21  | 
 Разнообразие музыкальных Образов. Л. Бетховен. Симония № 5.1 часть. Фрагмент; А. Рыбников, Р. Тагор. «Последняя поэма» (хоровое пение)  | 
 Иметь представление о музыке Л. Бетховена Уметь находить особенности содержания и формы в музыке Знать лучшие образцы зарубежной классической музыки.  | 
 Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры музыкальных произведении.  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 
  | 
 Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)  | 
 22  | 
 Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со времен барокко. Прелюдия выступает в роли импровизационного вступления к фуге. Циклы «прелюдия-фуга» могут объединяться в более крупные циклы на основе какого-либо формально го или тематического принципа М. И. Глинка, И. Козлов. «Венецианская ночь» (слушание, пение); Ф. Шопен. Прелюдия ля-мажор, соч. 28 № 7 (слушание)  | 
 Иметь представление о периоде в музыке. 
 Уметь определять форму музыки на основе её содержания 
 Понимать содержание музыки через музыкальную форму.  | 
 Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры музыкальных произведений с двухчастной формой; проявлять приобретенные навыки хоровой деятельности  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 
  | 
 Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки  | 
 23  | 
 Трехчастность в «Ночной серенаде» Пушкина и Глинки. Трехчастная форма - тип композиционной структуры, применяемый в музыке в качестве формы целой пьесы или ее части. Схема строения трехчастной формы: ABA. Что такое музыкальная репризная трехчастная форма М. И. Глинка, А. С. Пушкин, «Я здесь, Инезилья...»; С. Прокофьев. «Джульетта-девочка» (из балета «Ромео и Джульетта»)  | 
 Иметь представление о трёхчастной форме. Уметь находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства 
 Понимать содержание музыки через музыкальную форму.  | 
 Знать определение трехчастной формы в музыке, репризы, композиционное по строение трехчастной формы, какие произведения излагаются в трехчастной форме. Уметь приводить примеры трехчастной формы в музыкальных произведениях  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 
 
  | 
 Многомерность образа в форме рондо  | 
 24-25  | 
 Рондо - музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влиянием лирических стихотворений того же названия. В музыкальном рондо главная тема повторяется. Происхождение связано с народной песенно-танцевальной музыкой А. Бородин. «Спящая княжна». М. Глинка, И. Козлов. «Венецианская ночь» (пение)  | 
 Иметь представление о форме рондо. 
 Уметь определять форму музыки на основе её содержания 
 Понимать содержание музыки через музыкальную форму.  | 
 Знать определение формы рондо и сонатной формы в музыке. Уметь приводить примеры музыкальных произведений, написанных в форме рондо и сонатной форме; характеризовать и сравнивать их  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 
  | 
 Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича  | 
 26  | 
 Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича. Стилистические особенности музыки эпохи Великой Отечественной .войны. Особенности сложных жанров: симфония Д. Д. Шостакович. Симфония № 7. I часть (фрагмент «Эпизод нашествия»); В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!»  | 
 Иметь представление о форме – вариации Уметь определять форму музыки на основе её содержания. Уметь вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать её различные голоса. Принятие общечеловеческих ценностей: любовь к человечеству, к Родине.  | 
 Знать о том, что в музыкальных образах слиты воедино судьбы отдельных людей и судьба всего народа. Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельности  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 
  | 
 Музыкальная композиция  | 
 27  | 
 Обобщение знаний по теме раздела «Музыкальная композиция». Композиция как категория музыковедения и музыкальной эстетики. «Музыкальное целое» В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!»  | 
 Знать выученные песни. Уметь выразительно исполнять песни. 
 Владеть голосом.  | 
 Знать о роли композиции в музыке, о многозначности использования термина «композиция». Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельности  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 
  | 
 Музыка в развитии  | 
 28  | 
 Музыка в развитии. Драматургия музыкальная - система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете) М. Мусоргский. «Старый замок» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)  | 
 Иметь представление о едином музыкальном образе. . Уметь определять характер развития музыкального образа – основы музыкальной драматургии 
 Понимать фортепианную музыку.  | 
 Знать об особенностях развития тем в симфонической драматургии. Уметь определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 
  | 
 Музыкальный порыв  | 
 29  | 
 Драматургия музыкальных образов. Стилистические особенности музыки русской национальной школы. Музыкальный порыв. Сопоставление образов в музыкальной драматургии Р. Шуман. «Порыв» (из фортепианного цикла «Фантастические пьесы»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)  | 
 Иметь представление о музыке, Р.Шумана развитии в музыке. Уметь определять характер развития музыкального образа – основы музыкальной драматургии Понимать фортепианную музыку.  | 
 Знать определение музыкальной драматургии, как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре. Уметь определять образное, сюжетное содержание музыки  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 
  | 
 Движение образов и персонажей в оперной драматургии  | 
 30  | 
 Типы музыкальной драматургии. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Музыкальная драматургия балетного спектакля. Средства музыкальной выразительности в опере, балете. Драматургия музыкальных образов М. Глинка. «Мазурка» (фрагмент из оперы «Жизнь за царя»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)  | 
 Иметь представление о музыке М.И.Глинки, о развитии музыкальных образов в опере. Уметь определять характер развития музыкального образа – основы музыкальной драматургии Любить Родину, понимание значения мира на Земле.  | 
 Знать определение музыкальной драматургии, об особенностях и законах драматургии оперы, балета. Уметь определять образное, сюжетное содержание музыкальных произведений.  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 
  | 
 Диалог искусств: «Слово о полку Иго- реве» и «Князь Игорь»  | 
 31-32  | 
 Типы музыкальной драматургии, связь с симфонической музыкой. Симфония -жанр музыкального искусства. Области применения симфонии. Происхождение жанра. Симфония - жанр инструментальной музыки многочастной канонизированной формы. М. Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу» (из оперы «Жизнь за царя»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение) 
  | 
 Иметь представление о развитии музыкальных образов. Уметь находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства 
 Любить Родину, понимание значения мира на Земле.  | 
 Знать понятие симфонии как музыкальной формы, области ее применения. Уметь применять навыки вокально-хоровой деятельности  | 
 Устный опрос  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 
  | 
 Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии  | 
 1  | 
 Композитор А. П. Бородин. Музыка передает глубокие размышления, боль о без мерных страданиях людей, раскрывает борьбу двух начал: добра и зла. Противоборство музыкальных образов в одном произведении А. Бородин. «Князь Игорь» (фрагменты из оперы: хор «Слава», «Интродукция» и др.)  | 
 Иметь представление о музыке а А. Бородина, о развитии музыкальных образов в опере. Понимать симфоническую музыку.  | 
 Знать понятие симфонии как музыкальной формы, области ее применения. Уметь применять навыки вокально-хоровой деятельности  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 
  | 
 Содержание и формы в музыке (заключительный урок  | 
 34-35  | 
 Подведение итогов работы за четверть и учебный год. Музыкальная форма в широком и узком значении. Единство содержания и формы. Музыкальный язык. Непрерывность формы и содержания в музыке С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение). Произведения по выбору  | 
 Знать песни, выученные в течение года. Знать музыкальные формы Уметь петь выразительно. Уметь вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать её различные голоса.  | 
 Знать, чем отличается музыкальная драматургия от музыкальной композиции, в чем состоит непрерывность формы и содержания в музыке. Уметь сравнивать обработки одной и той же мелодии.  | 
 Устный опрос. Хоровое пение  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
Научно- методическое оснащение
1. Науменко, Т. И. Музыка. 7 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2009.
2. Науменко, Т. И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 7 класс [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2010.
3. Музыка. 7 класс [Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод, пособие / сост. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2006. - 248 с.: ноты.
4. Музыка. 7 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 2 CD / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2009.-2 электрон, опт. диска (CD-Rom).
Дополнительная литература
Методические пособия для учителя:
1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст] / Э. Б. Абдуллин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
3. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2005.
4. Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.
5. Гришанович, Н. Музыка в школе [Текст] : методическое пособие для учителей / Н. Гриша- нович. - Минск: Юнипресс, 2006.
6. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
7. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
8. Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.
9. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [Текст] / А. Клёнов. - М.: Педагогика, 1985.
10. Могилевская, С. У лиры семь струн [Текст] : научно-художественная литература / С. Мо- гилевская ; худож. Н. Мищенко. - М.: Детская литература, 1981.
11. Музыка. 7 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт.-сост. О. П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2009.
«Академия», 2003.
12. Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе [Текст] / Л. В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. - СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.
2. Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
3. Прохорова, И. А. Зарубежная музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.
4. Прохорова, И. А. Советская музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972..
Интернет-ресурсы
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki
1. Житие преподобного Романа Сладкопевца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rostl/842.html
2. Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
3. Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc_music
4. Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.music-dic.ru
5. Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con- tents. nsf/ dic_mus ic
Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.