Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет
Оценка 4.9

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
Детсад
30.01.2017
Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет
Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,(Познавательное развитие (Ознакомление с миром природы)/ Приобщение к социокультурным ценностям) в средней группе «Солнышко». Примерная основная общеобразовательная программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой является составным компонентом Образовательной программы ДОУ, характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов, определяет ценностно-целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Рабочая программа по познавательному развитию в средней группе.doc
РАССМОТРЕНА                                                                                                                                                              УТВЕРЖДЕНА                        на заседании педагогического совета                                                                                                                            Заведующий Протокол № _____________                                                                                                                                           __________   от «__»__________2015 года                                                                                                                                          Приказ №____________                                                                                                                                                                                            от «__»____________2015 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие», (Познавательное развитие (Ознакомление с миром природы)/ Приобщение к социокультурным ценностям). в средней группе «Солнышко» (для детей 4­5 лет) на период с 1 сентября 2015  года по 31 мая 2016 года  От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования воспитатель  / Под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ. 2014год. Составитель:    Шыгырдан 2015 I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка      Рабочая программа разработана для средней группы «Солнышко» МБДОУ «Детский сад «Сандугач».                     Примерная основная общеобразовательная программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой является составным компонентом Образовательной программы ДОУ, характеризует   систему   организации   образовательной   деятельности   педагогов,   определяет   ценностно­целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Разработка Программы регламентирована нормативно­правовой и документальной основой, куда входят:      Федеральный закон 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  Приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от   17.10.2013г.   №   1155   «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему; Конституция РФ, ст. 43, 72; Конвенция о правах ребенка (1989 г.);  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26   г.   Москва   от   «Об   утверждении   СанПиН   2.4.1.3049­13  «Санитарно­эпидемиологические   требования к устройству,   содержанию   и   организации   режима   работы   дошкольных   образовательных   организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);   Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка  организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 №  30038); Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сандугач» село   Шыгырдан, Батыревского района.    Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; творческой активности. 1.2. Цель рабочей программы  1.3. Задачи рабочей программы: 1. Формирование познавательных действий, становление сознания.  2.   Формирование   первичных   представлений   о   себе,   других   людях,   объектах   окружающего   мира,   о   свойствах   и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).   3. Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. 4. Формирование знаний о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. 5.Формирование осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения. 1.4. Принципы и подходы к формированию рабочей программы При построении рабочей программы учитываются следующие принципы:   Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)    Отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);     Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;     Строится   с   учетом   принципа   интеграции   образовательных   областей   в   соответствии   с   возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;       Основывается на комплексно­тематическом принципе построения образовательного процесса;   Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной   деятельности   детей   не   только   в   рамках   непосредственно   образовательной   деятельности,   но   и   при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;   Предполагает   построение   образовательного   процесса   на   адекватных   возрасту   формах   работы   с   детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.      Обеспечивает   осуществление   образовательного   процесса   в   двух   основных   организационных   моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей;   Учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста; Программа направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. 1.5. Краткая характеристика возрастных особенностей детей средней группы В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают   выполняться   не   ради   них   самих,   а   ради   смысла   игры.   Происходит   разделение   игровых   и   реальных взаимодействий детей.     Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графические изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.         Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5­6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.        Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация  движений. Дети в этом возрасте  лучше, чем младшие  дошкольники, удерживают  равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложнятся игры с мячом.       К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становиться более развитым. Они оказываются способны назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.        Возрастает   объем   памяти.   Дети   запоминают   до7­8   названий   предметов.   Начинает   складываться   произвольное запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.       Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения   для   разрешения   несложных   задач.   Дошкольники   могут   строить   по   схеме,   решать   лабиринтные   задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.        Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.         Продолжает развиваться воображение. Формируется такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15­20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких­либо действий несложное условие.     В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становиться предметом активности детей.   Они   удачно   имитируют   голоса   животных,   интонационно   выделяют   речь   тех   или   иных   персонажей.   Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифма.        Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.   Речь   детей   при   взаимодействии   с   друг   другом   носит   ситуативный   характер,   а   при   общении   со   взрослым становиться вне ситуативной.         Изменяется содержание общения с ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но вызывает у него интерес. У детей формируется потребность уважения со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.          Взаимоотношения со сверстниками характеризуется избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей   другим.   Появляются   постоянные   партнеры   по   играм.   В   группах   начинают   выделяться   лидеры.   Появляется конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа. Я ребенка, его детализации.      Основные   достижения   возраста   связаны   с   развитием   игровой   деятельности;   появлением   ролевых   и   реальных   взаимодействий;   с   развитием   изобразительной   деятельности;   конструированием   по   замыслу,   планированием; совершенствованием   восприятия,   развитием   образного   мышления   и   воображения,   эгоцентричностью   познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости. 1.6. Форма организации обучения Непосредственная образовательная деятельность в форме специально организованного обучения, проводится в первую половину дня, длительностью не более 20 минут (в соответствии с «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», постановление №91 от 22 июля 2010г. (СанПиН 2.4.1.2660 – 10 (в ред. Постановления Главного государственного врача РФ от 20.12.2010 г. 3 164). 1.7. Планируемые результаты освоения программы Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал). Ориентируется в помещениях детского сада.  Называет свой город, может рассказать о нем. Имеет представление о Российской армии, знает некоторые военные профессии. Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей. Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.  Проявляет бережное отношение к природе. Имеет   первичные   представления   о   себе:   знает   свое   имя,   возраст,   пол.   Имеет   первичные   гендерные   представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые). Называет членов своей семьи, их имена.   Различает и называет специальные виды транспорта, объясняет их назначение. Понимает значение сигналов светофора, называет некоторые дорожные знаки. Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель). II. Содержательный раздел 2.1. Содержание рабочей учебной программы Формирование познавательных действий, становление сознания. Обязательное содержание образования. Формировать   умение   сосредоточивать   внимание   на   предметах   и  явлениях   предметно­пространственной   развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Содержание, формируемое участниками образовательных отношений. Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.      Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Обязательное содержание образования. Формирование системы знаний об окружающем и самом себе: о внешних физических отличиях от других людей по основным   признакам  (рост,  цвет   волос,   пол,   голос);   формирование   первичной   системы   знаний   о   человеке;   развитие умения определять принадлежность ему предметов личного пользования. Образ Я. Продолжать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса в связи с началом посещения детского сада. Постепенно   формировать   образ   Я.   Сообщать   детям   разнообразные,   касающиеся   непосредственно   их   сведения   (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т.п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь   «вежливые»   слова).   Формировать   начальные   представления   о   человеке,   первичные   гендерные   представления (мальчики сильные, умелые; девочки нежные, женственные). Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи, закреплять умение называть их имена. Детский сад. Через вовлечение детей в жизнь группы продолжать нормировать чувство общности, значимости каждого ребенка   для   детского   сада.   Стимулировать   детей   (желательно   привлекать   и   родителей)   посильному   участию   в оформлении группы, созданию ее символики и традиций. Знакомить с традициями детского сада. Знакомить с правами (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностями (самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки и др.) детей в группе. Напоминать имена и отчества работников детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.). Формировать умение  здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением. Развивать умение определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к себе (далеко, близко, высоко). Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость). Формировать умение группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда, одежда) хорошо знакомые предметы. Знакомить с театром через мини­спектакли и представления, а также через игры­драматизации по произведениям детской литературы. Знакомить   с   ближайшим   окружением   (основными   объектами   городской   инфраструктуры):   дом,   улица,   магазин, поликлиника, парикмахерская. Знакомить с доступными пониманию ребенка профессиями (врач, милиционер, продавец, воспитатель).  Содержание, формируемое участниками образовательных отношений. Развитие   игровой   деятельности,   в   которой   отражается   окружающая   действительность   ЧР,   мир   взрослых   людей, формирование представлений о труде, профессиях взрослых, работающих в родном городе; детей другой национальности народов Поволжья, родной природы, общественной жизни.   многообразии стран и народов мира. Обязательное содержание образования.  Формирование   представлений   о   планете   Земля   как   общем   доме   людей,   об   особенностях   ее   природы, Расширять   представления   детей   о   растениях   и   животных.   Продолжать   знакомить   с   домашними   животными   и   их детенышами, особенностями их поведения и питания. Знакомить   детей   с   обитателями   уголка   природы:   аквариумными   рыбками   и   декоративными   птицами   (волнистыми попугайчиками, канарейками). Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.). Познакомить с лягушкой. Формировать   умение   наблюдать   за   птицами,   прилетающими   на   участок   (ворона,   голубь,   синица,   воробей,   снегирь), подкармливать их зимой. Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза). Развивать умение отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа), фрукты (яблоко, груша), ягоды (малина, смородина). Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать­и­мачеха). Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Знакомить   с   характерными   особенностями   следующих   друг   за   другом   времен   года   и   теми   изменениями,   которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей. Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает). Формировать представления о простейших взаимосвязях, в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.). Сезонные наблюдения. Осень. Развивать умение замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края. Расширять   представления   о   том,   что   осенью   собирают   урожай   овощей   и   фруктов.   Развивать   умение   различать   по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их. Зима.  Расширять   представления   о   характерных   особенностях   зимней   природы   (холодно,   идет   снег;   люди   надевают зимнюю одежду). Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Формировать умение замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д. Побуждать участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек. Весна. Продолжать  знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит  солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки. Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную. Показать, как сажают семена цветочных растений и овощей на грядки. Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, появляются птенцы в гнездах. Дать детям элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды. Формировать систему знаний о том, что живая природа – это человек, растения и животные; о том, что все живое дышит, питается, развивается и размножается, испытывает потребность в определенных условиях для роста и развития (свет, тепло, воздух, питание, уход); о взаимосвязи между живой и неживой природой. Содержание, формируемое участниками образовательных отношений. Ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.  Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Чувашия, праздниками, событиями общественной жизни республики.   Формирование знаний о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Обязательное содержание образования. Формирование системы знаний о республике Чувашия, о многонациональности.  Воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в республике Чувашия и городе Новочебоксарск. Знакомить   детей   с   художественной   литературой   разных   жанров;   проявлять   интерес   к   произведениям   чувашского, русского   и   других   народов,   проживающих   в   ЧР,   устного   народного   творчества:   сказкам,   преданиям,   легендам, пословицам, поговоркам. Формировать целостную картины мира, расширять кругозор детей, культуру познания и интеллектуальную активность, широко использовать возможности народной и музейной педагогики.  Содержание, формируемое участниками образовательных отношений. Расширение знаний детей о своем родном крае – Чебоксарск; воспитание интереса к явлениям родной природы. Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Чувашия, праздниками, событиями общественной жизни республики. Знакомить с традициями детского сада.    Дать представления о родной стране, о родной культуре.  Формирование осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Обязательное содержание образования. Формирование   умения   группировать   транспорт   по   назначению,   выделять   их   строения.  Закрепление   знаний   о   частях улицы: здания, дорога, тротуар, газон, пешеходный переход; представление о светофоре и светофорных сигналах. Систематизирование знаний о правилах поведения пешеходов на дороге. Содержание, формируемое участниками образовательных отношений. Ознакомление с зеброй, светофором и правилами поведения на улице: разговаривать негромко, соблюдать чистоту. Передача детям знаний о доступных их пониманию опасных ситуациях, происходящих дома, в детском саду и на улицах родного города. 2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы Формы образовательной деятельности Организованная образовательная деятельность Индивидуальные Подгрупповые Групповые Сюжетно­ролевая игра Рассматривание  Наблюдение Чтение  Игра­экспериментирование Режимные моменты Формы организации детей Групповые Подгрупповые Индивидуальные  Сюжетно­ролевая игра Рассматривание  Наблюдение Чтение  Игра­экспериментирование Самостоятельная деятельность  детей Индивидуальные  Подгрупповые Во всех видах самостоятельной   детской деятельности Развивающая игра Целевые прогулки Интегративная деятельность Конструирование  Исследовательская деятельность Рассказ  Беседа  Создание коллекций Проектная деятельность Экспериментирование  Проблемная ситуация Игровая ситуация Игра ­ путешествие Развивающая игра Ситуативный разговор с детьми Экскурсия  Интегративная деятельность Конструирование  Исследовательская деятельность Рассказ  Беседа  Создание коллекций Проектная деятельность Экспериментирование  Проблемная ситуация 2.3. Учебный план по образовательной области «Познавательное развитие»  (Ознакомление с миром природы, развитие познавательно исследовательской) в средней группе. «Познание»  (формирование  целостной картины  мира, расширение  кругозора) в средней  группе Непосредственно  образовательная  деятельность Познавательное  развитие  (Ознакомление с  миром природы) /  Приобщение к  социокультурным  ценностям Количество в неделю Количество в месяц Количество в год Продолжительность не  более 1 4 39  20 мин 2.4. Способы и направления поддержки инициативы детей С целью поддержки инициативы детей 4­5 лет в реализации содержания рабочей программы по познавательному развитию   предусматривается   использование   современных   педагогических   технологий:   А.И.Савенкова   «Учебные исследования детей 3­8 лет»  Предусматривается также использование методов: 1. Моделирование. 2. Экспериментирование. 3. Исследовательская деятельность. 4. Проектирование. 5. Проектно – исследовательская деятельность. 6. Метод «Растрепывания знаний». 7. Метод «Активного слушания». 8. Метод «ТРИЗ». 9. Метод «Проб и ошибок». Особая роль в развитии активности детей отводится разным видам игр: дидактическим, развивающим и др.     2.5. Взаимодействие с семьей Важнейшим условием необходимым для создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. Цель взаимодействия детского сада с семьей:  Создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально­педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка. Задачи взаимодействия детского сада с семьей:  Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье. Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития интегративных качеств ребёнка, а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников. Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач. Перспективный план взаимодействия с родителями Месяцы Название мероприятия  Конкурс семейных газет «Как мы отдыхали летом» Сентябрь Семейный вечер «Новоселье у ребят» Консультация «Дети на даче»  Консультация «Влияние подвижных игр на умственное  Октябрь развитие детей» Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Фото стенд «Моя бабушка»  Выставка работ «Город, в котором я живу»  Консультация «Семь родительских заблуждений о  морозной зиме»  Советы родителям «Играйте вместе с ребенком»  Фотовыставка «Мой папа защитник Отечества»   Выставка детских работ «Моя мамочка» Консультация «Как провести выходные с ребенком»  Создание уголка чувашской культуры  Праздник «Дерева» Фотовыставка «Жизнь ребенка в детском саду» III. Организационный раздел. 3.1. Примерное комплексно ­ тематическое планирование Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и этнокультурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Предлагаемое в Программе комплексно­тематическое планирование следует рассматривать как примерное. Дошкольное образовательное учреждение для введения регионального и культурного компонента, для учета особенностей своего дошкольного   учреждения   вправе   по   своему   усмотрению   частично   или   полностью   менять   темы   или   названия   тем, содержание работы, временной период. Одной теме уделяется не менее одной недели.   Тема отражена в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития. Тема Развернутое содержание работы День знаний. Мой детский сад ПДД Мой дом, мой  город Я в мире человек Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге.  Формировать дружеские, доброжелательные отношений между детьми.  Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным  окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменении:  покрашен забор, появились новые столы), расширять представления о  профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник, повар и др.) Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять  представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах  дорожного движения. Знакомить с родным городом (поселком). Формировать начальные  представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к  родному краю. Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширять  представления детей о своей семье. Формировать первоначальные  представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т.  д.). Закреплять знание детьми своего имени, фамилии и возраста; имен  родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать  Временной период Варианты итоговых  мероприятий Праздник «День  знаний». Дети праздник не готовят, но активно  участвуют в конкурсах, викторинах;  демонстрируют свои  способности. Сюжетно – ролевая  игра по ПДД 24 августа— 4  сентября 7 – 11 сентября 14 – 18 сентября 21 ­25 сентября Открытый день  здоровья. уважение к труду близких взрослых. Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому  ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любит).  Развивать представления детей о своем внешнем облике. Воспитывать  эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формирование  уважительного, заботливого отношения к пожилым родственницам. Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать  простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало  — исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения.  Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии  лесника. Расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических).  Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе.  Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные  экологические представления, Продолжать знакомить с родным городом. Формировать начальные  представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к  родному краю. Расширять представления о профессиях. Познакомить с  некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию Расширять представления о профессиях. Учить детей вежливости, о необходимости здороваться, прощаться, вежливо  выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать  простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать  умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы.  Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о  безопасном поведении людей зимой. Закреплять знания о свойствах снега и  льда. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных  Арктики и Антарктики. Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной,  трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально  художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о  безопасном поведении людей зимой. Расширять представления о местах, где  всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. Осень Мой город, моя  страна Все профессии  важны Миром правит  доброта Зима Новогодний  праздник Зимние забавы 28 сентября ­ 30  октября Праздник «Осень».  Выставка детского  творчества. 2 ноября — 13  ноября Спортивный праздник. 16 – 20 ноября 23 – 27 ноября 30 ноября ­18  декабря Праздник «Зима». Выставка детского творчества. 21 – 31 декабря 11 ­ 22 января Праздник «Новый год», Выставка детского творчества. Праздник «Зима». Выставка Неизведанное  рядом Предметы  ближайшего  окружения День защитника  Отечества 8 марта Весна  Знакомство с  народной  культурой и  традициями День Победы Скоро лето Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе  экспериментирования с водой и льдом. Закреплять знания о свойствах снега и льда. Знакомить детей и назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло) Формировать умение определять некоторые особенности предметов.  Познакомить с классификацией предметов посуды . Знакомить детей с военными профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк,  пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с  флагом России. Воспитывать любовь к Родине. Осуществлять тендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление  быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в  девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины).  Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной,  трудовой, познавательно ­ исследовательской, продуктивной, музыкально ­  художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.  Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления.  Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям, Расширять представления детей о весне. Развивать умение устанавливать  простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести  сезонные наблюдения. Расширять представления о правилах безопасного  поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления. Формировать  представления о работах, проводимых весной в саду и огороде. Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике. Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка,  матрешка и др.).3накомить с народными промыслами. Продолжать знакомить  с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации  всех видов детской деятельности. Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине.  Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы.  Воспитывать уважение к ветеранам войны. Расширять представления детей о лете. Развивать умение устанавливать  простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести  детского творчества. 25 – 29 января 1 – 12 февраля 15 ­ 19 февраля Выставка детского  творчества. 24 февраля — 11  марта Праздник «8 Марта»,  Выставка детского  творчества. 14 марта ­  1 апреля Праздник «Весна». Выставка детского творчества. 4 ­ 29 апреля Фольклорный праздник. Выставка детского творчества. 3 мая — 6 мая Выставка детского творчества. 10 ­ 31 мая Праздник «Лето», Спортивный праздник. сезонные наблюдения. Знакомить с летними видами спорта. Формировать  представления о безопасном поведении в лесу. Выставка детского творчества. В летний период детский сад работает в каникулярном режиме 1 июня — 20  августа Месяц Тема недели   Сен­ тябрь «Здравст  ­ вуй,  детский  сад» (1 ­ 4  сентября) Неделя безопасно сти (7­11 сентября) Основные направления работы (группы задач образователь­ ной области в соответствии с ФГОС) Формирование  первичных  представлений  о других  людях,  объектах  окружающего  мира  Формирование  первичных  представлений  о малой родине  Формирование  познавательных действий,  становление  сознания.  3.2. Содержание психолого­педагогической работы Тема и форма, Обязательная часть содержания образования средства, методы и приемы организации образовательной деятельности Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность взрослых и детей Самостоятельна я деятельность детей Образовательная деятельность в режимные моменты (в календарном плане) Содержание, формируемое участниками образовательног о  процесса Воспитывать  уважение к  труду взрослых. Рассматривание  иллюстраций, С/р игра «Детский сад». Экскурсия по  детскому саду Игровая ситуация  «Все о детском  саде». О.В.Дыбина  «Ознакомление с  предметным и  социальным  окружением»  стр.53 Беседа. Игровая ситуация. Продолжать знакомить  детей с детским садом, с  группами и помещениями в здании детского сада.  Воспитывать любовь к детскому саду,  уважение к его  работникам, их труду.  Формировать понятия­  «я­воспитанник детского сада», «детский сад­мой  родной дом». Игра «Правила  дорожного  движения.  Светофор» Познакомить с  некоторыми дорожными  знаками, закрепить  знания о сигналах  светофора; формировать  Уточнение  знаний детей о  назначении  светофора и  работе  Слушание песни  «Если был бы я  машиной». Рисование  светофора. Организовать  экскурсию к  светофору на  перекрестке.  Наблюдать за Формирование  первичных  представлений   об объектах  окружающего  мира.  Формирование  первичных  представлений  о малой  родине. Мой город (14­18 сентября)   Я ­  человек (21­25  сентября) Н.Е.Вераксы  «Комплексные  знятия» стр.149 Беседа. Игровая ситуация. Художественное  слово. Игра  «Путешествие с  Новчиком» Беседа. Художественное  слово. Игра «Я ­ человек». Беседа. Игровая ситуация.   Осень,   Формирование  Осень. умения рисовать  сюжетную композицию;  формировать навык  ориентирования по  дорожным знакам и  сигналам светофора. Продолжать знакомить с  родным городом.  Формировать начальные  представления о родном  крае, его истории и  культуре. Воспитывать  любовь к родному краю.  Формировать умения  осознавать собственную  значимость среди людей;  уметь видеть сходство и  различие людей, отличие  человека от животного. Формировать  представления детей о  себе как о человеке, о  разных ступенях  развития человека  (младенец, ребенок –  дошкольник, подросток,  взрослый человек и  старый человек);  развивать навыки  самообследования. Воспитывать интерес,  доброжелательное  отношение к  сверстникам. Формировать умение  пешеходами,  которые  переходят  дорогу. П/и «Воробушки и автомобиль». Рассматривание  дорожных знаков. Чтение  стихотворения М.  Дружининой. Рассматривание  набора открыток  «Новочебоксарск» Экскурсия по  городу. Д /и «Кто это?». Д/и «Развитие  человека». полицейского;  развитие  наблюдательност и. Активизировать  мыслительную  аналитическую  деятельность  ребенка –  самопознание  собственной  личности. Продолжать  Наблюдение за  Поддерживать сезонные  изменения (28  сентября  – 2  октября) Октябрь Овощи ( 5­9  октября)   Фрукты (12­16 октября) познавательных действий. Развитие  воображения и  творческой  активности. Формирование  первичных  представлений  об  особенностях  природы.  Формирование  познавательных действий. Формирование  первичных  представлений  об объектах  окружающего  мира (форме,  цвете, размере,  части и целом). Формирование  первичных  представлений  об  особенностях  природы.  Формирование  познавательных действий. Формирование  первичных  представлений  Знакомство с  приметами осени. Описание  картинок. наблюдать за  изменениями в природе,  описывать осень по  картинке. Расширять  представления детей об  овощах, закреплять знания о сезонных  изменениях в природе.  Дать представление о  пользе природных  витаминов. Игровая   ситуация«Что нам осень принесла?». О.А.Соломеннико ва «Ознакомление  с природой в  детском саду»  стр.28 Беседа. Игровая ситуация. формировать  умения  устанавливать  простейшие  связи между  явлениями  живой и неживой природы;  закрепить знания признаков осени. Развивать  логическое  мышление. приметами осени. Д/и «Лето или  осень». Рисование «Осень  в лесу». Рассматривание  сюжетных  картинок  «Времена года».  Слушание песни  «Осень» (муз. И.  Кишко, сл. Т.  Волгиной). Наблюдение за  овощами на  огороде. С/р игра  «Овощной  магазин». Д/и «Что лишнее». интерес к  растениям  Чувашии, обратить  внимание детей  на красоту  осеннего сада на  территории  детского сада  (листья березы в  золотую осень  все золотисто  желтые) Познакомить с  некоторыми  видами овощей:  форма, цвет,  вкус (баклажан,  кабачок, редька,  салат, репа,  горох, лук)  произрастающим и в Чувашии Игра «Любимые  фрукты». Н.Е.Вераксы  «Комплексные  знятия» стр.69 Закреплять умение  описывать фрукты,  сравнивать их.  Формировать умение  употреблять  существительные с  Продолжать  знакомить с  фруктами;  умение рисовать  красками. Рассматривание  картинок с  изображением  фруктов. Д/и «Во саду или  в огороде».   Обратить внимание   детей на яблоню, произрастающую на   территории детского сада. об объектах  окружающего  мира (форме,  цвете, размере,  части и целом). Формирование  первичных  представлений  об  особенностях  природы.  Формирование  первичных  представлений  об объектах  окружающего  мира (форме,  цвете, размере,  части и целом).     Деревья и кусты (19­23   октября) Комнатны е  растения (26­30  октября )  Формирование  первичных  представлений   об объектах  окружающего  мира  обобщающим значением. Беседа. Игровая ситуация. С/р игра  «Фруктовый  ларек». Расширять  представления детей об  осенних изменениях в  природе. Показать  объекты экологической  тропы в осенний период.  Формировать бережное  отношение к  окружающей природе.  Дать элементарные  представления о  взаимосвязи человека и  природы. Формировать умение  различать комнатные  растения по внешнему  виду. Игра  «Прохождение  экологической  тропы». О.А.Соломеннико ва «Ознакомление  с природой в  детском саду»  стр.33 Беседа. Игровая ситуация. Художественное  слово. Наблюдение. Мир комнатных  растений. О.А.Соломеннико ва «Ознакомление  с природой в  детском саду»  стр.57 Игровая ситуация. Беседа. Поддерживать  интерес к  растениям  Чувашии,  формировать  умение выделять части дерева на  наглядном  образце. Наблюдение за  деревьями на  прогулке. П/и «К  названному дереву беги». Д/и «С какого  дерева листок?». Раскрашивание  листьев. Труд на участке:  сбор опавших  листьев. Расширять  представления  детей о  комнатных  растениях: их  пользе и  строении.  Закрепление  умения поливать растения. Уход за  комнатными  растениями в  уголке природы, рассматривание  альбома  «Комнатные  цветы», С/р игра  «Цветочный    Вызвать   желание дежурить в уголке   природы, ухаживать за комнатными растениями. Ноябрь Родина(4н оября­ День  единства ) (2 – 6  ноября)   Семья (9­13  ноября)  Формирование  знаний о малой  родине и  Отечестве,  представлений  о  социокультурн ых ценностях  нашего народа,  об  отечественных  традициях и  праздниках.  Формирование  познавательных действий,  становление  сознания.   Формирование  первичных  представлений  о себе, других  людях, Художественное  слово. Игра –  путешествие  «Моя страна». Рассказ  воспитателя о  России. Беседа. Игровая ситуация. Художественное  слово. Игра «Моя  семья». О.В.Дыбина  «Ознакомление с  предметным и  социальным  окружением»  стр.19 Беседа. Игровая ситуация. Художественное  слово. Дать представления о  Родине, воспитывать  любовь к родной стране.  Формирование  доступных к пониманию  дошкольников  представлений о  государственных  праздниках. Ввести понятие «семья».  Дать детям  первоначальные  представления о  родственных отношениях в семье: каждый ребенок  одновременно  сын  (дочь),  внук (внучка),  брат (сестра); мама и  папа ­ дочь и сын  бабушки и дедушки.  Воспитывать чуткое  отношение к близким  людям – членам семьи. Развитие  любознательност и. магазин», разучивание  стихотворения  Токмаковой  «Цветы». Рассматривание  иллюстраций о  России. Рисование флага  России. Слушание «Песни  о Родине» И.  Дунаевского. Развивать  мышление;  воспитывать  уважение к  родным. С/р игра «Семья». Рассматривание  сюжетных картин. Беседа «Что мы  делаем вместе». Пальчиковая игра  «Кто живет в  семье». Обучать детей  произносить на  чувашском языке членов семьи. Воспитывать  уважение и  любовь к  родителям,  братьям и  сестрам. Професси и (16­20   ноября)  Формирование  первичных  представлений  о других  людях,  объектах  окружающего  мира. Наши  добрые  дела (23­27   ноября) Декабрь Домашние и дикие  животные (30  ноября ­4  декабря)  Формирование  познавательных действий,  становление  сознания.  Формирование  первичных  представлений  о себе, других  людях,  Формирование  первичных  представлений   об объектах  окружающего  мира.  Беседа о  профессиях. Н.Е.Вераксы  «Комплексные  знятия» стр.222 Чтение стихов о  разных  профессиях. Игры «Кому  нужны эти  предметы?». «Для чего нужны  предметы». Будем вежливы. Беседа о  вежливости. Игровая ситуация. Художественное  слово. Расширение  представлений  дошкольников о труде  взрослых, о разных  профессиях.  Формирование интереса  к профессиям родителей, подчеркивание  значимости их труда. Продолжение  знакомства с  профессиями;  воспитывать  любовь к труду  взрослых. Рассматривание  иллюстраций  «Профессии». Сюжетно­ролевые  игры. Наблюдение за  трудом дворника  на прогулке. Закрепить знания о профессиях  родителей Обучать детей  вежливости, о  необходимости  здороваться, прощаться,  вежливо выражать свою  просьбу, благодарить за  оказанную услугу. Продолжать  формировать  доброжелательн ое отношение  между детьми. Пальчиковая игра  «Дружба». Д/и «Оденем  куклу на  прогулку». Д/и «Добрые  слова». Игра «Осенние  посиделки». Беседа о  животных. О.А.Соломеннико ва «Ознакомление  с природой в  детском саду»  стр.38, стр 41 Знакомство с  животными. Ознакомление с  особенностями цвета  животных в разное время года. Знакомить с названиями  животных, местом их  обитания. Формировать  интерес к окружающей  природе. Воспитывать  Продолжать  знакомить с  многообразием  животного мира. П/и «Бездомный  заяц». Рассматривание  иллюстраций  «Дикие  животные». Загадывание  загадок. Закрепить  названия  домашних и  диких животных  нашего региона, дать детям  знание о том, что среди диких  животных есть  санитары леса. Игровая ситуация. Беседа. Художественное  слово. Игровая ситуация  «В гости к деду  Природоведу». О.А.Соломеннико ва «Ознакомление  с природой в  детском саду»  стр.50 Наблюдение. Беседа. Художественное  слово. Игра «Я здоровье  берегу. Сам себе я помогу». Беседа. Игровая ситуация. Зима. 7 – 12  декабря Здоровье (14­18  декабря)  Формирование  познавательных действий. Развитие  воображения и  творческой  активности. Формирование  первичных  представлений  об  особенностях  природы.  Формирование  познавательных действий,  становление  сознания.  Формирование  первичных  представлений  о себе, других  людях. заботливое отношение к  животным. Расширять  представления детей о  зимних явлениях в  природе. Формировать  умение наблюдать за  объектами природы в  зимний период. Дать  элементарные понятия о  взаимосвязи человека и  природы. Привлечение  детей к участию  в зимних  забавах: катание  с горки на  санках, ходьбе  на лыжах, лепке  подделок из  снега. Наблюдение за  признаками зимы. Рисование зимних  узоров. Загадывание  загадок. П/и «Как на горке  снег…». Труд на участке:  уборка снега. Познакомить с  приметами,  поговорками  чувашей о зиме   На прогулке  обратить  внимание детей  на красоту  природы, на  изменения  вокруг. Воспитывать культуру  общения и поведения. Развивать  познавательный интерес  детей к здоровому образу жизни. Уточнять и закреплять  понятие «овощи»,  «фрукты», «витамины»,  объяснить пользу  употребления овощей и  фруктов. Закреплять  культурные  навыки и знания  по охране жизни  и здоровья.  Продолжать  знакомство  детей с частями  тела и органами  чувств человека. С/р «Больница». Д/и «Для чего это  нужно». Беседа о значении  частей тела. Рассматривание  тематической  картины «Я и мое  тело». Свойства  снега (21­25  декабря)  Формирование  познавательных действий. Формирование  первичных  представлений  об объектах  окружающего  мира (форме,  цвете, размере,  материале). Новый  год (28 – 31  декабря)  Формирование  познавательных действий,  становление  сознания. Игра­эксперимент «Почему растаяла Снегурочка?». О.А.Соломеннико ва «Ознакомление  с природой в  детском саду»  стр.45 Загадывание  загадок. Беседа. Художественное  слово. Игра «Праздник  Новый год.  Нарядная елка» Н.Е.Вераксы  «Комплексные  знятия» стр.157 Беседа. Игровая ситуация. Художественное  слово. Формировать умение  видеть красоту  окружающей природы;  знакомить со свойствами  снега. Продолжать  расширять  представление о  том, что снег в  теплом  помещении тает. Опыт со снегом. Рисование  снежинок. Наблюдение за  падающим снегом  во время  прогулки. Познакомить с  традициями праздника  Новый год; формировать  умение описывать  елочные игрушки. Развивать  мышление и  внимание. Расширять  представления о  местах, где  всегда зима, о  животных  Арктики и  Антарктики. Рассматривание  сюжетной  картинки  «Новогодняя  елка». Рисования елочки  с огоньками. Разучивание песен о празднике  Новый год. Организовать на  прогулке игры –  забавы, которые  уже знакомы  детям, с целью  эмоционального  отклика.  Январь Зимние  забавы 11 ­ 15  января  Формирование  познавательных действий,  становление  сознания. Техника (инстру­ менты,  электри­ ческие  приборы). (25­29  января) Мебель (1­5  февраля)  Формирование  первичных  представлений  об объектах  окружающего  мира  Формирование  познавательных действий. Формирование  первичных  представлений  об объектах  окружающего  мира Фев­ раль Зимние забавы. Рассказ детей о  любимых зимних  забавах. Н.Е.Вераксы  «Комплексные  знятия» стр.174 Беседа. Игровая ситуация. Бытовая техника. Рассматривание  картинок с  изображением  бытовой техники. Беседа. Игра «Для чего  это нужно?». Игра  «Путешествие в  прошлое кресла». О.В.Дыбина  «Ознакомление с  предметным и  социальным  окружением»  стр.43 Загадывание  загадок. Рассматривание  картинок с  Развивать  мышление и  внимание.   Формировать умение  рассказывать о зимних  забавах. Знакомить с зимними  видами спорта.  Формировать  представления о  безопасном поведении  людей зимой. Развивать  мышление,  внимание. Знакомство с  назначением, работой и  правилами пользования  бытовыми  электроприборами  (пылесос, электрочайник, утюг и др.). Развивать  ретроспективный взгляд на  предметы. Знакомить детей и  назначением предметов  домашнего обихода  (табурет, стул, кресло)  Формировать умение  определять некоторые  особенности предметов  (части,форма). Заучивание  стихотворения О.  Высотской «На  санках». Рисование  снеговика. Слушание пьесы  П. Чайковского  «Январь». С/р игра  «Поможем маме». Экскурсия в  прачечную. Загадывание  загадок. Д/и «Что лишнее». Рассматривание  альбома  «Мебель». Лепка  (стола,  стула, кровати). Игра ситуация  «Устроим кукле  комнату». Посуда (8­12  февраля)  Формирование  познавательных действий. Формирование  первичных  представлений  об объектах  окружающего  мира изображением  мебели. Ознакомление с  частями, из  которых состоит  предмет.   Игра «Посуда». Н.Е.Вераксы  «Комплексные  занятия» стр.106 Рассматривание  сюжетной  картинки с  изображением  детей,  расставляющих на столе посуду к  обеду. Классификация  посуды. Ознакомление с  признаками  материала, из  которого  изготовлена  посуда. Продолжать  учить детей  правильно  пользоваться  столовыми  приборами. С/р игра «В  кафе». Рассматривание  иллюстраций. Д/и «Назови   какая посуда». Лепка «Тарелка». Расширять запас слов по  теме «Посуда»;  познакомить с  классификацией  предметов посуды;  формировать умение     употреблять название  предметов посуды в  единственном и  множественном числе в  именительном и  родительном падежах,  описывать их.   с Знакомить некоторыми предметами посуды национальной кухни.   Развивать культурно   – гигиенические навыки  Воспитывать  умение следить  за чистотой  посуды. День  защит­ ника  Отечества (15 – 19   февраля).  Формирование  знаний о малой  родине и  Отечестве,  представлений  о  Игровая ситуация  «Наша армия». О.В.Дыбина  «Ознакомление с  предметным и  Дать детям  представления о воинах,  которые охраняют нашу  Родину; уточнить  понятие «защитники  Отечества» (воины,  Познакомить  детей с  некоторыми  военными  профессиями  (моряки,  П/и «Стрелок». «Попади в цель». Слушание песни  «Бравые  солдаты». Составление  Познакомить с  видами воинских профессий в  родном городе, с их  деятельностью. Я вырасту здоровым (24­27   февраля) социокультурн ых ценностях  нашего народа,  об  отечественных  традициях и  праздниках. социальным  окружением»  стр.37 Беседа. Художественное  слово.  Формирование  познавательных действий,  становление  сознания.  Формирование  первичных  представлений  о себе, других  людях,  объектах  окружающего  мира. Игра  «Замечательный  врач». О.В.Дыбина  «Ознакомление с  предметным и  социальным  окружением»  стр.34 Беседа. Игровая ситуация. которые охраняют,  защищают свой народ,  свою Родину; у каждого  народа, в каждой стране,  в том числе и в Росии,  есть армия, Российская  армия не раз защищала  свой народ от  захватчиков). Дать детям  представления о  значимости труда врача и медсестры, их  заботливое отношение к  детям, людям. Отметить, что результат труда  достигается с помощью  отношения к труду  (деловые и личностные  качества). Показать, что  продукты труда врача и  медсестры отражают их  чувства, личностные  качества, интересы. макета  «Российская  армия». танкисты,  летчики,  пограничники).  Воспитывать  гордость за  наших воинов. Рассказать о  зависимости  спокойствия  всех людей от  воинских  профессий. Экскурсия в  кабинет  медсестры. Игровая ситуация  «На приеме у  врача». Продолжать  расширять  представлений о  важности для  здоровья сна,  гигиенических  процедур,  движений,  закаливания. Март Междуна­ родный  Женский  День (29февра­ ля­ 4 марта)  Формирование  знаний   о  социокультурн ых ценностях  нашего народа,  об  отечественных  традициях и  праздниках. Мамин день. Беседа о  празднике. Чтение стихов о  маме и бабушке. Рассматривание  фотографий мам и бабушек. Дать понятие о  празднике  Международный  женский день. Воспитывать  любовь и  уважение маме и  бабушке. С/р игра «Дочки  матери». Рисование «Букет  для мамы». Разучивание песен к празднику. Организовать  предварительную беседу  «Расскажи о  своей маме» Знакомить с названиями  цветов, их строением. Развитие умения  узнавать и  называть цветы.  Формировать умение  замечать изменения в  природе, сравнивать  погоду весной и зимой. Развивать  умения узнавать  и называть время года. Цветы (7­11  марта) Весна (14­18  марта) Цветы. Ознакомление с  цветами. Строение цветка. Сравнение  садовых, лесных и луговых цветов. Беседа о значении  цветов. Н.Е.Вераксы  «Комплексные  знятия» стр.38 «К нам весна  шагает». Беседа о  признаках весны. Рассказ  воспитателя о  весне. Сравнение  весенних и зимних признаков.  Формирование  познавательных действий. Формирование  первичных  представлений  об объектах  окружающего  мира (форме,  цвете, размере,  части и целом). Формирование  первичных  представлений  об  особенностях  природы.  Формирование  познавательных действий. Формирование  первичных  представлений  об объектах  окружающего  мира   Формирование  первичных  представлений  об  особенностях  природы. Рассматривание  иллюстраций с  изображением  цветов. Слушание  музыкальной  композиции « Вальс цветов», муз. К.  Делиба. Наблюдение за цветами  во время  прогулки. Слушание песни  «Зима прошла»  (муз. Н. Метлова,  сл. М. Клоковой ). Рассматривание  иллюстраций с  изображением  весны. Наблюдение за  признаками весны  во время  прогулки.   детям Дать знания о   многочисленност и   разновидности луговых цветов в регионе Закрепить  признаки весны,  характерные для  Чувашии, обратить  внимание на  изменения  весной на улицах города и в роще.  Обратить  внимание на  преображения,  которые видны  на территории  детского сада. Игровая ситуация «Экологическая  тропа весной». О.А.Соломеннико ва «Ознакомление  с природой в  детском саду»  стр.66 Показать объекты  экологической тропы  весной. Формировать  бережное отношение к  окружающей природе.  Дать элементарные  представления о  взаимосвязи человека и  природы. Расширять  представления о  сезонных  изменениях в  природе. Помочь детям выявить  свойства стекла (прочное прозрачное, цветное,  гладкое). Воспитывать  бережное отношение к  вещам. Развивать   любознательность. Продолжение  знакомства с  признаками  предметов,  совершенствован ие определять их форму, цвет,  величину Природа  вокруг  нас (21­25  марта)  Март Свойства  и  качества  предмето в (28 марта  ­1 апреля) Апрель Наш  детский  сад (4­8  апреля)  Формирование  первичных  представлений  об объектах  окружающего  мира   Формирование  первичных  представлений  об  особенностях  природы  Формирование  познавательных действий. Формирование  первичных  представлений  об объектах  окружающего  мира (форме,  цвете, размере,  материале).  Формирование  первичных  представлений  о других  людях,  объектах  окружающего  мира  Формирование  Игра­эксперимент «В мире стекла». О.В.Дыбина  «Ознакомление с  предметным и  социальным  окружением»  стр.36 Рассказ  воспитателя. Игровая ситуация. «Детский сад наш  так хорош –  лучше сада не  найдешь». О.В.Дыбина  «Ознакомление с  предметным и  социальным  Рассматривание  иллюстраций.  Наблюдение за  птицами.  Рассматривание  деревьев,  растущих на  участке.  Заучивание  стихотворения. Рисование.  Слушание песни. Загадывание  загадок Уточнить знания детей о  детском саде. (Большое  красивое здание, в  котором много уютных  групп, есть два зала  (музыкальный и  физкультурный),  просторная кухня, где  повара готовят еду,  Закрепление  представлений  ребенка о себе  как о члене  коллектива,  развитие чувства общности с  другими детьми. Экскурсия по  участку детского  сада. Рисование  «Детский сад». Рассматривание  альбома  «Профессии». Закрепить  название  детского сада,  название группы. Организовать  мини экскурсию  по группам. окружением»  стр.27 Беседа о детском  саде. Рассматривание  фотографий  работников  детского сада. Слушание песни  «Детский сад». Культура и  традиции  чувашского  народа. Рассказ о  воспитателя о  культуре  чувашского  народа. Рассматривание  куклы Нарспи в  чувашском  наряде. Беседа об играх. первичных  представлений  о малой родине Чувашска я  культура  (11­ 15  апреля) Игры (18­22  апреля) Формирование  знаний о малой  родине и  Отечестве,  представлений  о  социокультурн ых ценностях  нашего народа,  об  отечественных  традициях и  праздниках.  Формирование  знаний о малой  родине и  Отечестве,  представлений  о  социокультурн ых ценностях  медицинский кабинет,  где оказывается помощь  детям). Детский сад  напоминает большую  семью, где все заботятся  друг о друге. Расширение знания о людях разных  профессий, работающих  в детском саду. Создать у детей  представления о  чувашской культуре;  показать красоту  звучания чувашской  речи, красоту костюма,  вышивки. Вызвать интерес  к чувашскому  языку. Рисование  чувашских узоров. Рассматривание  иллюстраций. Знакомство с правилами  безопасного поведения  во время игр.  Формирование  умения  соблюдать в процессе  игры правила  культурного поведения. Развитие  игровой  деятельности  детей. Наблюдение за  играми детей  старшей группы. П/и «Замри». Формировать  умение  рассматриванию  кукол в  национальной  русской и  чувашской  одежде и их  называнию по  имени,  национальной  принадлежности. Познакомить  детей с внешним  видом одежды  старинной  чувашской  одежды. Знакомить детей  татарским  народными  играми Мир  музыки и  театра (25­29   апреля) Май День  Победы (3­6 мая) нашего народа,  об  отечественных  традициях и  праздниках.  Формирование  знаний о малой  родине,    представлений  о  социокультурн ых ценностях  нашего народа,  об  отечественных  традициях и  праздниках.  Формирование  знаний о малой  родине и  Отечестве,  представлений  о  социокультурн ых ценностях  нашего народа,  об  «В гостях у  музыкального  руководителя». О.В.Дыбина  «Ознакомление с  предметным и  социальным  окружением»  стр.41 Игровая ситуация. Рассматривание  музыкальных  инструментов. Игры на  музыкальных  инструментах. Сюрпризный  момент. «Поклон Вам  ветераны». Беседа, рассказ  воспитателя,  рассматривание  иллюстраций. Познакомить детей с  деловыми и личностными качествами  музыкального  руководителя. Подвести  к пониманию целостного  образа музыкального  руководителя. Развивать  эмоционально  доброжелательн ое отношение к  музыкальному  руководителю. Экскурсия в  музыкальный зал. Лепка  «Погремушки». Пение песен. Развивать  интерес к  татарской  музыке Воспитывать  уважение к  ветеранам  войны. Осуществлять  патриотическое  воспитание. Воспитывать любовь к Родине.  Формировать  представления о  празднике, посвященном  Дню Победы. Знакомить с  земляками  ветеранами Транспор т (10­13   мая) отечественных  традициях и  праздниках.  Формирование  первичных  представлений  об объектах  окружающего  мира.  Формирование  осознанного  отношения к  соблюдению  правил  дорожного  движения. Наземный  транспорт. Закрепление  названий  наземного  транспорта. Рассматривание  игрушечной  машины. Задание «Что  быстрее». Игра «Опиши  транспорт». Беседа о видах  транспорта. Познакомить с наземным  транспортом, его видами, их составными частями,  формировать умение  сравнивать виды  наземного транспорта и  описывать их. Продолжать  расширять  знание детей об  общественном  транспорте С/р игра  «Автобус» Наблюдение за  транспортом Рисование  машины Лето,  сезонные  изменения ,насекомы е (16­20  мая)  Формирование  познавательных действий.  Формирование  первичных  представлений  об  особенностях  природы. Игра «В гости к  хозяйке луга». О.А.Соломеннико ва «Ознакомление  с природой в  детском саду»  стр.59 Беседа. Игровая ситуация. Формировать бережное  отношение к  окружающей природе.  Формировать умение  отгадывать загадки о  насекомых. Закреплять  знания о строении  насекомых. Расширять  представления  детей о  разнообразии  насекомых. Наблюдение за  насекомыми на  прогулке. Рассматривание  альбома  «Насекомые». Рисование  «Бабочки». Закрепить знание видов  транспорта  родного города, воспитывать  через игровые  образы правила  поведения в  общественном  транспорте. Дать детям знание о  том, что от  соблюдения  правил  дорожного  движения  зависит их  здоровье Закрепить знания насекомых  Чувашии Работа в   Формирование  Игра «Посадка  Расширять  Загадывание  Рабата на саду и в  огороде. (23 ­ 27  мая) познавательных действий. Формирование  первичных  представлений  об  особенностях  природы. лука». О.А.Соломеннико ва «Ознакомление  с природой в  детском саду»  стр.54 Игровая ситуация. Беседа. загадок. Посадка лука. Рисование лука. огороде детского сада представления  детей об  условиях,  необходимых  для роста и  развития  растения (почва,  влага, тепло и  свет). Дать  элементарные  понятия о  природных  витаминах.  Формировать  трудовые умения и навыки. 3.3. Культурно – досуговая деятельность    Развитие   культурно   –   досуговой   деятельности   дошкольников   по   интересам   позволяет   обеспечивать   каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие,  способствует  формированию  умения занимать себя.                                                                                                                 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий                                           Сентябрь – День знаний, День города.                                                                                                                                                 Октябрь – Международный день пожилых людей, Осенний праздник.                                                                                            Ноябрь – День народного единства, День матери.                                                                                                                       Декабрь –Новогодний праздник. Февраль – День защитника Отечества, Масленица.                                                                                                                            Март – Международный женский день.                                                                                                                                            Апрель – День авиации и космонавтики.                                                                                                                                             Май – День Победы.                                                                                                                                                                              Июнь – День защиты детей, День папы.                                                                                                                                               Июль – День семьи.                                                                                                                                                                               На основе выше перечисленных традиционных событий, праздников, мероприятий построены комплексно­тематический  план, план культурно­досуговой деятельности.  3.4. Организация развивающей предметно­пространственной среды                                                                        Развивающая   среда   группы   соответствует   требованиям  СанПиН   2.4.1.3049­13,   ФГОС   ДО   и   программы   «От рождения до школы», и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно­пространственная среда содержательно­ насыщенна, трансформируема, полуфункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Развивающая предметно­пространственная среда дошкольной организации должна быть:                                      • содержательно­насыщенной, развивающей;                                                                                                                                      • трансформируемой; • полифункциональной;                                                                                                                                                                         • вариативной;                                                                                                                                                                                        • доступной;                                                                                                                                                                                           • безопасной;                                                                                                                                                                                          • здоровьесберегающей;                                                                                                                                                                        • эстетически­привлекательной.                                                                                                                                                          Основные принципы организации среды:                                                                                                                                           оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим  планированием образовательного процесса.  В качестве центров развития могут выступать: • уголок для сюжетно­ролевых игр; • уголок ряжения (для театрализованных игр); • книжный уголок; • зона для настольно­печатных игр; • выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.); • уголок природы (наблюдений за природой); • спортивный уголок; • уголок для игр с песком; •   уголки   для   разнообразных   видов   самостоятельной   деятельности   детей   —   конструктивной,   изобразительной, музыкальной и др.; • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).   3.5. Учебно­методическое и информационное обеспечение программы. Название Материалы, оборудование Учебно­наглядные пособия Информационные и технические образовательной области  Познавательное развитие       Цветные   и   простые карандаши. Оборудование для опытов   и   экспериментов (лупа, зеркала, банки, стаканы, колбы, миски и т.д.). средства обучения Серии презентаций в соответствии с календарно­тематическим планом    Серия «Мир в картинках» (предметный мир)  Транспорт. — М.: Мозаика­Синтез, 2005­2010.  Бытовая техника. — М.: Мозаика­Синтез, 2005­ 2010. Одежда. — М.: Мозаика­Синтез, 2005­ 2010. Домашние животные. ­ — М.: Мозаика­Синтез,  2005­2010. Овощи и фрукты. ­ — М.: Мозаика­Синтез,  2005­2010. Что такое хорошо, что такое плохо. — М.:  Мозаика­Синтез, 2005­2010.  Игрушки. — М.: Мозаика­Синтез, 2005­2010. Комнатные   растения.   —   М.:   Мозаика­Синтез, 2005­2010. Профессии. — М.: Мозаика­Синтез, 2005­2010. Времена года. — М.: Мозаика­Синтез, 2010. Дорожные знаки. — М.: Мозаика­Синтез, 2005­ 2010. Деревья. — М.: Мозаика­Синтез, 2005­2010. Птицы. — М.: Мозаика­Синтез, 2005­2010. Литература. 1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под  редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/ ­ М.: МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2014. – 336с.  2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». 17.10.2013г. №1155. 3.Закон «Об образовании» Российской Федерации. 01.09.2013г. №273 4.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.  5.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.  6.Давыдов В. В., Петровский В. А. и др. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. —1989. —№ 5.  7.Детский фонд ООН ЮНИСЕФ. Декларация прав ребенка, 1959.  8.Постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 2012 г. № 2562 «Об утверждении Типового  положения о дошкольном образовательном учреждении».  9.Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе.          М.:Мозайка­Синтез, 2010   10.ДыбинаО.В. Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада.­ М.: Мозаика­Синтез,  2010.   11.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением в средней группе детского сада. ­ М.: Мозаика – Синтез. – 2012 – 80 с.   12.Окружающий мир. Интегрированные занятия с детьми 4­7 лет.М.П. Костюченко.Волгоград. 2013.   13.Программа воспитания ребенка­дошкольника. Под руков. О.В.Драгунова.­ Чебоксары:  Чувашское книжное  издательство, 1995.  14.Дыбина О.В., Рахманова Н.П. и др. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера,  2010.   15.Савенков А.И. Развитие исследовательских способностей детей. //Дошкольное образование ­2004. ­№7.

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»,для детей 4-5 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017