Рабочая программа по окружающему миру
Оценка 4.8

Рабочая программа по окружающему миру

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
окружающий мир
3 кл
13.03.2018
Рабочая программа по окружающему миру
УМК "Начальная школа 21 века". Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса. Автор учебника Виноградова Н.В. Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели, задача, характеристику учебного предмета, содержание учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, список литературы, методическое обеспечение
окр.мир 3 класс.doc
1.Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему  миру  разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования   второго поколения. Авторской программы «Окружающий мир. 1 – 4 классы» Н.В. Виноградова (Программа  к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться,    утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.                     Программа соответствует   Федеральному   государственному     образовательному     стандарту     начального   общего   образования   (2009)   по   предметным   областям   «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)»   Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Цель обучения: представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте  к общечеловеческим  ценностям  относятся:   экологически  ценные правила взаимодействия  со средой обитания;  нравственный  портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его задачи:  образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде. По учебному плану на изучение математики в 3 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.  По программе – 2 часа в неделю, 68 часов в год. 2. Содержание тем учебного курса  Земля наш общий дом /9/­ Где ты живешь. Когда ты живешь. Счет лет в истории. Природные тела и природные явления. Искусственные тела. Солнце – огненный шар Земля ­ шар Значение солнца для жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света Значение воды для жизни на Земле. Вода – условие жизни. Источники воды на Земле.  Воздушная оболочка Земли. Воздух  смесь газов. Воздух – условие жизни на Земле. Чистый воздух. Человек изучает Землю ­ Как изображают Землю. О меридианах и параллелях. Карта и план. Географическая карта.  Карта и план. Географическая карта Бактерии и грибы /2/ ­ Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии. Что такое гриб. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы. Каждому дереву – свой гриб Растительный мир Земли /9/­ Дикорастущие и культурные растения . Растения прекрасные, но опасные. Водоросли. Мхи. Папоротники. Хвойные и цветковые растения. Как живет растение. Корень. Побег. Лист. Стебель. Цветок – орган растения. Какие бывают плоды. Размножение растений. Как плоды и семена попадают на новые территории. Как долго живут растения. Когда возникло земледелие. Влияние человека на расселение культурных растений. Хлеб – великое чудо земли.  Красная книга. Животный мир Земли /6/­  Роль животных в природе. Разнообразие животных. Как животные ориентируются в окружающей среде. Как животные питаются. Как животные передвигаются. Как животные дышат. Кровеносная система животных. Органы выделения. Размножение животных. Приспособление животных к условиям жизни. Поведение животных Беспозвоночные животные /1/­ Каких животных называют беспозвоночными. Разнообразие насекомых Позвоночные животные /4/­ Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие (звери) Природное сообщество Человек и животные /3/ ­ Почему люди приручили диких животных. О заповедниках 1 Наша Родина от Руси до России /8/ ­ Восточно­славянские племена. Владимир Красное Солнышко. Ярослав мудрый. Владимир Мономах. Как Москва стала столицей. Иван Грозный. Петр  I  Великий. Создание русского флота. Санкт­Петербург.   Екатерина  II  Великая. Последний российский император Николай  II. Советская Россия. СССР. Российская Федерация Как жили наши предки /10/­  Имя. Отчество. Фамилия. Как выглядели. Как работали. Как защищали Родину. Как помогали друг другу. Как принимали гостей. Как отдыхали. Дом. О первых каменных домах. По одежке встречают. Одежда по приказу. Почему украшали одежду. Хлеб да вода – крестьянская еда. Богатый дом – обильная еда. Боги Древних славян. Народные праздники. Принятие христианства на Руси  Христианские праздники Как трудились наши предки  /16/ ­ Что создавалось трудом крестьянина. Как трудились крестьянские дети. Труд крепостных крестьян. Что такое ремесло. Маленькие ремесленники. О гончарном круге, керамике и фарфоре, веретене, ткацком станке. Русские оружейники.  О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России. Полезные ископаемые – условие работы промышленных предприятий. О первых железных дорогах. О пароходе, автомобиле, самолете. Время космических полетов 3. Календарно­тематическое планирование    № 1. 2. Дата Тема урока Введение. Тип урока Вводный урок. Характеристика деятельности детей Читать советы авторов  «Как работать с  учебником».  Вспомнить условные  обозначения. Обратить  внимание на новые  условные обозначения. Планируемые предметные результаты Работает с аппаратом книги. Рассматривает учебник.  Читает темы, которые будут изучаться в 3 классе.  Обращает внимание на  строение каждого раздела.  Различает понятия «исто­ рия» и «география». До­ полняет рубрики. Где и когда ты  живёшь. Урок вхожде­ ния в новую  тему. Земля ­ наш общий дом (8 ч) Солнечная система Обсудить проблему су­ ществования человека  в пространстве.  Определять свое  нахождение в  пространстве. Объяс­ нять, что изучает исто­ рия. Понимать изобра­ жение времени на «лен­ те времени». Рассматривает рисунок,  схему в учебнике. Понима­ ет, что значит находиться в  пространстве. Сравнивает  арабские и римские цифры.  Пользуется римскими  цифрами для записи веков.  Работает с «лентой  времени» в рабочей тетради. Рисует схему «Где я  нахожусь». Работает с тек­ стом учебника. 2 Метапредметные результаты Владеет  рассуждением,  описанием,  повествованием.  Ставит учебную  задачу и контролирует её выполнение.  Доводит дело до  конца. Принимает и  удерживает цель  задания в процессе его выполнения. Ориентируется в  понятии  «историческое время». Различает понятия  «век»,«столетие»,  «эпоха». Понимает  значение римских  цифр. Определяет век  по записи римскими  цифрами. Составляет  ленту времени в одном из Интернет­ сервисов. Личностные результаты Использует информацию  для решения учебных и  практических задач. Ра­ ботает в коллективе.  Слушает и слышит собе­ седника, ведет и под­ держивает диалог,  аргументировано  отстаивает собственное  мнение. Сотрудничает в совме­ стном решении проблемы. Успешно осуществляет  учебную деятельность.  Целостно, гармонично  воспринимает мир.  Проявляет интерес к  окружающей природе, к  наблюдениям за при­ родными явлениями. 3. 4. 5. Природные тела и  природные явления.  Солнце ­ тело  неживой природы. Комбини рованный урок. Классифицировать кар­ точки с природными и  искусственными  телами. Высказывать  предположения о том,  как разные люди будут  воспринимать одно и то же явление. Давать  характеристику науч­ ного и  художественного  текста. Рассматривать  иллюстрации. Перечисляет общие условия, необходимые для жизни  живых организмов.  Различает природные тела и  природные явления. Пишет  небольшой рассказ (этюд,  зарисовку) о явлении  природы. Характеризует  главную звезду Солнечной  системы. Земля ­ планета  Солнечной системы. Опыт. Смена  сезонов, дня и ночи. Комбини рованный урок. Земля ­ планета  жизни. Солнце ­  источник тепла и  света. Опыт. Распро­ странение тепла от  его источника. Урок изучения нового материала. Характеризует форму и  размер Земли. Называет  основные условия жизни на  Земле; причины смены дня и ночи; причины смены времен года. Объясняет пословицы. Условия жизни на Земле Характеризовать Сол­ нечную систему: назы­ вать, кратко описывать  планеты, входящие в  нее. Рассматривать ил­ люстративный матери­ ал. Делать вывод, что  такое «горизонт». Про­ водить опыт, доказы­ вающий шарообраз­ ность Земли. Читать текст,  самостоятельно  находить ответы на  вопрос «Почему  Солнце является источ­ ником тепла?» Прово­ дить опыт, подтвер­ ждающий распростра­ нение тепла от его ис­ точника. Объяснять  значение терминов «эк­ ватор», «полюс».  Характеризовать  Составляет таблицу  «Характеристика Земли».  Работает в группе, за­ полняет «Паспорт Земли».  Делает вывод на основе  длительных наблюдений (по  проращиванию семян).  Проводит и комментирует  опыты, доказывающие смену дня и ночи, смену времен  года. Понимает, что такое  «сутки» и «год». Приводит  примеры, доказывающие  3 Характеризует  Солнечную систему:  называет, кратко  описывает планеты,  входящие в нее.  Оформляет ин­ формацию в виде  таблицы. Обсуждает  поговорки о Солнце.  Рассматривает и  читает схему  Солнечной системы.  Составляет небольшое сообщение о любой  планете, используя  справочную и научно­ познавательную  литературу. Называет объекты  окружающего мира.  Анализирует объекты  окружающего мира.  Классифицирует  объекты окружающего мира по разным  основаниям. Отвечает  на вопросы. Реализовывает в про­ цессе парной работы  правила совместной  деятельности.  Отвечает на вопросы. Понимает личное за­ труднение и обращается  за помощью к учителю.  Успешно осуществляет  взаимодействие с  участниками учебной  деятельности. Предвидит  результат своей  деятельности. Умеет проводить на­ блюдения, делать выводы. Стремится иметь  достаточно высокий  уровень учебной моти­ вации. Взаимодействует с уча­ стниками диалога. Умеет  искать нужную ин­ формацию. Умеет дово­ дить работу до конца.  Предвидит результат  своей деятельности.  Адекватно оценивает  результаты своей дея­ тельности. 6. 7. Вода ­ условие жизни  на Земле. Опыт. Роль света и  воды в жизни расте­ ний. Комбини рованный урок. Воздух ­ условие  жизни на Земле.  Опыт. Горение. Комбини рованный урок. положение Солнца в  разных точках Земли.  Работать в группе.  Моделировать не­ сложные ситуации(опы­ ты, эксперименты) в  соответствии с  поставленной учебной  задачей. Характеризовать  условия жизни на  Земле: воды, воздуха,  тепла, света.  Моделировать неслож­ ные ситуации (опыты,  эксперименты) в соот­ ветствии с  поставленной учебной  задачей. Сравнивать  широколиственные,  тропические леса и  пустыню.  Анализировать  источники воды на Зем­ ле. Называть источники воды, характеризовать  различные водоемы.  Рассматривать картину  И.К. Айвазовского  «Девятый вал». Характеризовать  условия жизни на  Земле: вода, воздух,  тепло, свет. Ус­ танавливать  зависимость между  состоянием воды и  температурой воздуха.  Описывать свойства  воздуха. Моделировать несложные ситуации  (опыты, эксперименты) в соответствии с  4 возможность/невозможность жизни человека без сол­ нечного света. Перечисляет общие условия, необходимые для жизни  живых организмов.  Понимает значение воды для жизни на Земле. Наблюдает  за растениями в разных  областях земного шара.  Делает вывод о зависимости количества растительности  от количества воды.  Приводит примеры  источников воды на Земле.  Рассказывает о водоеме или  водном потоке. Самостоя­ тельно находит информацию об охране воды. Понимает, что воздух ­ это  смесь газов. Объясняет, что  такое «атмосфера» и каково ее значение для Земли и ее  обитателей. Проводит и  комментирует опыт, до­ казывающий, что кислород  поддерживает горение, а  углекислый газ ­ нет.  Анализирует и сравнивает  понятия «чистый воздух»,  «грязный воздух».  Подбирает информацию о  Понимает простую  инструкцию.  Контролирует свою  деятельность, следуя  инструкции учителя.  Выполняет задания по  порядку. Реализует в  процессе парной  работы правила  совместной дея­ тельности. Рассуждает на заданную тему.  Отвечает на вопросы.  Самостоятельно  формулирует вопросы  по теме. Оценивает  работу по предло­ женным учителем  критериям. Применяет для  решения учебных и  практических задач  различные умственные операции (сравнение,  обобщение, анализ,  доказательства и др.).  Отвечает на вопросы,  формулирует вопрос. Ищет информацию.  Предвидит результат  своей деятельности.  Адекватно оценивает  результаты своей дея­ тельности. Выражает свои чувства, вызванные  состоянием природы.  Успешно осуществляет  взаимодействие с  участниками учебной  деятельности. Успешно осуществляет  учебную деятельность.  Использует информацию  для решения учебных и  практических задач.  Понимает личное  затруднение и обращается за помощью к учителю.  Стремится иметь  достаточно высокий  уровень учебной моти­ вации, самоконтроля и  самооценки. 8. Изображение Земли. Урок изучения нового материа ла. 9. Комбини рованный урок. План и карта. Практическая работа. Работа с картой (в  соответствии с зада­ ниями в рабочей  тетради). 10. Бактерии. Комбини поставленной учебной  задачей. Записывать  характеристики погоды в таблице (за несколько дней), используя  условные обозначения. том, как защитить воздух от  загрязнения. Объясняет, что  такое «погода», «прогноз  погоды». Как человек изучает Землю Обсуждать вопрос, как  человек познает мир.  Делать вывод, что  наука и искусство  позволяют человеку  познать мир.  Анализировать модели, изображающие Землю  (глобус, план, карту).  Различать географиче­ скую и историческую  карты. Анализировать  масштаб, условные  обозначения на карте.  Объяснять назначение  масштаба и условных  обозначений. Находить ответ на про­ блемный вопрос «Зачем нужен план?»  Выполнять  практическую работу  по «чтению» плана  пришкольного участка  и составлению плана  своего школьного  участка. Ори­ ентироваться на плане,  карте: находить  объекты в соответствии с учебной задачей. Обсуждать  5 Понимает методы познания  мира: наблюдения,  эксперимент, изучение  опыта человечества. В  связной, логически  целесообразной форме речи  передает результаты изуче­ ния объектов окружающего  мира. Пользуется  географической картой и  глобусом. Работает с  глобусом: находит экватор,  полушария, полюса,  меридианы и параллели.  Выполняет практическую  работу по карте. Готовит  небольшое сообщение по  вопросу «Людям каких  профессий нужны карты?» Понимает, что значит  «читать» карту. Называет и  графически воспроизводит  несколько условных  обозначения плана и карты.  Объясняет устройство  компаса. Определяет по  нескольким признакам  правила ориентирования в  незнакомой местности. Владеет методами  представления  полученной  информации  (моделирование,  конструирование,  рассуждение, описание и др.). Получает  информацию при  работе с иллю­ стративным  материалом.  Использует  информацию для  решения учебных и  практических задач.  Описывает  натуральные объекты.  Выполняет работу с  иллюстративным  материалом. Владеет  рассуждением,  описанием,  повествованием.  Ставит учебную  задачу и контролирует её выполнение. Умеет  доводить дело до  конца. Принимает и  удерживает цель  задания в процессе его выполнения. Успешно осуществляет  учебную деятельность.  Доводит работу до конца. Предвидит результат  своей деятельности.  Адекватно оценивает  результаты своей дея­ тельности. Слушает и  слышит собеседника,  ведет и поддерживает  диалог, аргументировано  отстаивает собственное  мнение. Использует информацию  для решения учебных и  практических задач.  Умеет работать в  коллективе. Слушает и  слышит собеседника,  ведет и поддерживает  диалог, аргументировано  отстаивает собственное  мнение. Понимает бактерии как  В связной, логически  Успешно осуществляет рованный урок. 11. Грибы. Комбини рованный урок. 12. Экскурси­ онный урок. Растения встречаются повсюду. Если бы на  Земле не было  растений. Экскурсия  в природные  сообщества (с учетом местных условий). Грибы проблемный вопрос  «Какие живые су­ щества на Земле самые  маленькие?»  Рассматривать  бактерии в электрон­ ный микроскоп.  Высказывать  предположения о по­ лезности/ вредности  бактерий. Слушать  рассказ учителя и  сообщения од­ ноклассников. Читать и обсуждать текст.  Делать вывод по  прочитанному. Рассказывать по  рисунку­ схеме  строение гриба.  Сравнивать грибы по  внешнему виду, делать  вывод о разнообразии  плодовых тел у грибов.  Сравнивать грибы и  растения. Работа в  парах: составление  рассказа «Какие  бывают грибы». Гото­ вить краткое  сообщение на тему  «Любимые грибы на­ шей семьи». Характеризовать  значение растений для  жизни; различать  (классифицировать)  растения разных видов, описывать их. Путе­ шествовать с  растениями (работать с рисунком на  внутренней стороне об­ 6 маленькие примитивные  живые существа. Кратко  характеризует особенности  жизни бактерий, места их  обитания. Объясняет  значение бактерий в природе и в жизни человека. целесообразной форме речи передает  результаты изучения  объектов окру­ жающего мира.  Описывает  натуральные объекты.  Выполняет работу с  иллюстративным мате­ риалом. взаимодействие с уча­ стниками учебной дея­ тельности. Предвидит  результат своей дея­ тельности. Понимает  личное затруднение и  обращается за помощью к учителю.   Понимает роль человека в обществе. Понимает особую   роль   много­ национальной   России   в общемировой развитии   культуры.   Уважительно относится   к   своей   стране. Умеет   сотрудничать   в совместном решении проблемы,   искать   ин­ формацию.   Целостно, гармонично  воспринимает мир.  Проявляет интерес к  окружающей природе, к  наблюдениям за при­ родными явлениями. Владеет способами по­ лучения, анализа и об­ работки информации  (обобщение,  классификация,  сериация, чтение).  Ставит учебную  задачу и контролирует её выполнение. Умеет  доводить дело до  конца. Принимает и  удерживает цель  задания в процессе его выполнения. Владеет  рассуждением,  описанием,  повествованием.  Решает проблемные  задачи. Получает  информацию из разных источников (из  презентации,  Понимает, что грибы ­ это  особое царство природы.  Кратко характеризует  особенности внешнего вида  и строения грибов. Называет отличие их от растений.  Комментирует правила  сбора грибов. Иллюстрирует свое сообщение по теме  «Любимые грибы нашей  семьи». Называет места обитания  растений на планете Земля.  Приводит примеры  отдельных представителей  флоры, живущих в разных  условиях (водоём, луг,  пустыня, лес и др.).  Составляет «паспорт»  растения по материалам  Растения 13. Разнообразие  растений на Земле. Урок­ проект. 14. Комбини рованный урок. Растение ­ живой  организм. Практи­ ческая работа. Работа с живыми  растениями и  гербарными эк­ земплярами. Опыт  «Содержание воды в  листе». 15. Размножение растений. Урок­ исследо вание. ложки). Вести учебный  диалог «Если бы на  Земле не было  растений». Работать в  группах: составлять  «паспорт» растения. Классифицировать рас­ тения. Читать схему  «Разнообразие  растений на Земле».  Работать в группах:  составлять «паспорта»  растений. Работать с  рубриками «Этот  удивительный мир...» и  «Картинная галерея» Строить схему «Части  растения». Работать с  рубрикой «Выскажем  предположения». Рабо­ тать с текстом и  иллюстрациями  учебника. Проводить и  комментировать опыт  «Листья способны  испарять воду». Об­ суждать рассказ Э.  Шима «Ландыш».  Анализировать  информацию о корне,  стебле, листе, цветке  растения. Проводить несложные  опыты по размножению растений. Выполнять  практическую работу  по выращиванию  растения из листа.  Работать с ил­ люстративным  7 экскурсии. Выделяет группы растений,  отличающиеся строением,  внешним видом, условиями  произрастания:  папоротники, мхи, хвойные,  водоросли, цветковые.  Приводит примеры  ядовитых растений.  Классифицирует растения  по разным основаниям. Составляет короткое со­ общение по теме «Как  живёт растение». Называет  отличия растений от  животных. Кратко харак­ теризует органы растения,  их значение для роста и  развития. Называет  особенности питания и  размножения растений.  Объясняет после­ довательность развития  жизни растения, характе­ ризует значение органов  растения. иллюстративного  материала и текста  учебника). Владеет способами ор­ ганизации,  планирования  групповой работы.  Ставит учебную  задачу и контролирует её выполнение.  Распределяет  обязанности в группе.  Выполняет часть  работы в группе.  Оценивает работу в  группе по заданным  критериям. Владеет  рассуждением,  описанием,  повествованием.  Ставит учебную  задачу и контролирует её выполнение. Умеет  доводить дело до  конца. Принимает и  удерживает цель  задания в процессе его выполнения. Успешно осуществляет  учебную деятельность.  Умеет доводить работу  до конца. Предвидит  результат своей дея­ тельности. Адекватно  оценивает результаты  своей деятельности. Использует информацию  для решения учебных и  практических задач.  Умеет работать в  коллективе. Слушает и  слышит собеседника,  ведет и поддерживает  диалог, аргументировано  отстаивает собственное  мнение. Сравнивает плоды растений. Приводит примеры плодов с заданными  характеристиками. При­ водит примеры вегета­ тивного размножения  растения (частями, корнями, клубнями, корневищем,  Владеет способами по­ лучения, анализа и об­ работки информации  (обобщение,  классификация,  сериация, чтение).  Ставит учебную  задачу и контролирует Умеет сотрудничать в  совместном решении  проблемы, искать ин­ формацию. Слушает и  слышит собеседника,  ведет и поддерживает  диалог, аргументировано  отстаивает собственное 16. Распространение  плодов и семян. Комбини рованный урок. 17. Проверь себя. Контрольный урок. материалом.  Выполнять задания в  рабочей тетради. луковицами), размножения  семенами. Работать с текстами и  иллюстративным мате­ риалом учебника.  Подготовить плакат  «Распространение  плодов и семян». Понимает, что распро­ странение семян ­ способ  расселения растений на  другие территории.  Приводит примеры участия  в распространении плодов и  семян явлений неживой  природы (ветер, вода) и  животных. Выполнять задания  комплексной  проверочной  разноуровневой работы по изученным в первой  четверти темам. Выполняет задания ком­ плексной проверочной  разноуровневой работы по  изученным в первой  четверти темам. 18. 19. Человек и растения.  Растения дикорас­ тущие и культурные. Комбини рованный урок. Человек и растения Приводит примеры дико­ растущих и культурных  растений и объясняет их  принадлежность к той или  иной группе. Изготавливает  книжку­ самоделку  «Культурные растения». Классифицировать  растения:  дикорастущие, куль­ турные. Находить в  разных источниках  информацию о  культурных и  дикорастущих  растениях.   Как земледелие. всему голова. возникло   Хлеб   ­ Комбини рованный урок. Приводить примеры  культурных растений в  жизни человека.  Составлять короткое  Анализирует и комменти­ рует рисунок­карту «Как  хлеб и овощи к нам на стол  попали». Строит схему  8 её выполнение. Умеет  доводить дело до  конца. Принимает и  удерживает цель  задания в процессе его выполнения. Владеет  рассуждением,  описанием,  повествованием.  Ставит учебную  задачу и контролирует её выполнение. Умеет  доводить дело до  конца. Принимает и  удерживает цель  задания в процессе его выполнения. Ставит учебную  задачу и контролирует её выполнение. Умеет  доводить дело до  конца. Принимает и  удерживает цель  задания в процессе его выполнения. В связной, логически  целесообразной форме речи передает  результаты изучения  объектов окру­ жающего мира. Умеет  критически оценивать  результат своей  работы и работы  одноклассников на  основе приобретённых знаний. Владеет методами  представления  полученной ин­ формации  мнение. Использует информацию  для решения учебных и  практических задач.  Умеет работать в  коллективе. Слушает и  слышит собеседника,  ведет и поддерживает  диалог, аргументировано  отстаивает собственное  мнение. Предвидит результат  своей деятельности. Аде­ кватно его оценивает. Предвидит результат  своей деятельности. Аде­ кватно его оценивает.  Умеет работать в группе.  Проявляет интерес к ок­ ружающей природе, к  наблюдениям за при­ родными явлениями. Вы­ ражает свои чувства, вы­ званные состоянием  природы. Предвидит результат своей   Адекватно деятельности. оценивает   результаты своей деятельности. Умеет 20. Красная книга  России. Урок­  исследование. 21. Животные ­ часть  природы. Роль  животных в  природе. Комбини­ рованный урок. сообщение по одной их  тем: «Что дают  человеку злаки»,  «Когда и почему  возникло земледелие»,  «Хлеб ­ великое чудо  земли». Красная книга России   Работать с учебником и рабочей тетрадью. Приводить   примеры причин   исчезновения растений (на краеведческом   мате­ риале).   Кратко характеризует  страницы Красной книги  (чёрные, красные, оран­ жевые, жёлтые, белые,  зелёные). Приводит пра­ вила охраны раститель­ ного мира. Называет  растения оранжевых  страниц Красной книги  своей местности. Животные Характеризовать  роль животных в  природе. Приводить  примеры  (классифицировать)  одноклеточных и  многоклеточных  животных. Харак­ теризовать животное  как организм.  Устанавливать  зависимость между  внешним видом,  особенностями  поведения и ус­ ловиями обитания  животного. Работать с рубрикой «Выскажем  9 Перечисляет общие ус­ ловия, необходимые для  жизни живых организмов.  Объясняет высказывание  «Животные ­ живые тела  природы». Кратко рас­ сказывает о связях жи­ вотных друг с другом  (звенья одной цепи). Са­ мостоятельно подбирает  информацию для книжки­  самоделки «Роль живот­ ных в природе». «Земледелие» с  использованием рисунков­ символов. Приводит  примеры пословиц о хлебе. (моделирование,  конструирование,  рассуждение, описание и др.). работать   в   коллективе. Проявляет   интерес   к окружающей   природе,   к наблюдениям   за   природ­ ными явлениями. Выражает свои   чувства,   вызванные состоянием природы. Принимает нормы пра­ вильного взаимодейст­ вия со взрослыми и  сверстниками. Умеет  доводить работу до  конца. Предвидит ре­ зультат своей деятель­ ности. Адекватно оце­ нивает результаты сво­ ей деятельности. Самостоятельно моти­ вирует свою деятель­ ность, определяет цель  работы (задания) и вы­ деляет её этапы. Умеет  доводить работу до  конца. Умеет работать  индивидуально и в ма­ лых группах. Слушает и слышит собеседника,  ведет и поддерживает  диалог, ар­ гументированно отстаи­ вает собственное  мнение. Применяет для  решения учебных и  практических задач  различные умст­ венные операции  (сравнение,  обобщение, анализ,  доказательства и  др.). Ставит учебную задачу и  контролирует её  выполнение. Умеет  доводить дело до  конца. Принимает и  удерживает цель  задания в процессе  его выполнения. Владеет способами  организации,  планирования  различных видов  деятельности  (репродуктивной,  поисковой, исследо­ вательской,  творческой),  понимает специфику  каждой. 22. 23. 24. Разнообразие  животных. Комбини­ рованный урок. Животное ­ живой организм. Комбини­ рованный урок. Животное ­ живой организм. Комбини­ рованный урок. предположения».  Работать в группах:  подготовка ответа на  вопрос «Нужны ли  человеку животные?»  Работать с текстом  учебника. Конструировать плакат «Мир фауны».  Работать со схемой и  текстом учебника.  Приводить примеры  разных животных  (групповая работа). Различать объекты жи­ вой и неживой  природы. Приводить  примеры разных групп  животных (2­3  представителя из изу­ ченных). Раскрывать  особенности их  внешнего вида и жизни. Работать с учебником и рабочей тетрадью.  Собирать материалы к  проекту. Различать группы  животных по  особенностям их  внешнего строения. Со­ ставлять рассказ о  поведении домашнего  животного (по  материалам  длительных наблюде­ ний). 10 Распределяет   животных   по группам:   одноклеточные   и многоклеточные, беспозвоночные   и   позво­ ночные   животные.   Клас­ сифицирует   животных   по принадлежности к классу, по величине,   форме,   внешнему виду и способам защиты. Сравнивает животных по их  умению ориентироваться в  окружающем мире.  Классифицирует животных  по типу питания  (веществами, которые  содержатся в растениях или  в организмах других  животных). Кратко рассказывает о  разнообразии движений и  типов дыхания животных.  Приводит примеры  животных, которые бегают,  плавают, прыгают, летают,  ползают. «Читает» рисунок­ схему. Составляет свою  схему по аналогии. В связной, логически  целесообразной форме речи передает  результаты изучения  объектов окру­ жающего мира. Умеет  критически оценивать  результат своей  работы и работы  одноклассников на  основе приобретённых знаний. Владеет методами  представления  полученной  информации  (моделирование,  конструирование,  рассуждение, описание и др.). Умеет  проектировать  (планировать) само­ стоятельную деятель­ ность в соответствии с предлагаемой учебной  задачей. Ставит   учебную   задачу и   контролирует   её выполнение.   Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания   в  процессе   его выполнения.     Предвидит результат   своей деятельности.  Адекватно его оценивает.  Умеет работать в  коллективе. Проявляет  интерес к окружающей  природе, к наблюдениям  за природными яв­ лениями. Выражает свои  чувства, вызванные  состоянием природы. Умеет работать инди­ видуально и в малых  группах. Слушает и  слышит собеседника,  ведет и поддерживает  диалог, аргументиро­ ванно отстаивает соб­ ственное мнение. Успешно   осуществляет взаимодействие   с   уча­ стниками   учебной   дея­ тельности.   Использует информацию   для   решения учебных   и   практических задач.   Стремится   иметь высокий достаточно уровень учебной мотивации,   самоконтроля и самооценки. 25. 26. Животное ­ живой организм. Комбини­ рованный урок. Поведение животных. Комбини­ рованный урок. 27. Беспозвоночные  животные. Урок   изучения нового ма­ териала.   28. Позвоночные  животные. Урок   изучения нового ма­ териала.   Рассказывать о способах размножения   животных. Комментировать   ситуа­ цию  «Что  случилось  бы на Земле, если бы орга­ низмы   перестали   раз­ множаться?» Работать   с   рубрикой «Выскажем предположе­ ния». Обсуждать тексты учебника.   Слушать   рас­ сказ учителя об интерес­ ных фактах из жизни жи­ вотных.  Приводить  при­ меры   разнообразного поведения животных. Наблюдать за  поведением улитки,  дождевого червя.  Читать и обсуждать  текст «Разнообразие  насекомых». Работать в парах. Сравнивать беспозво­ ночных и позвоночных  животных.  Классифицировать  позвоночных жи­ вотных. Выбирать пра­ вильное утверждение,  работая в паре.  11 Рассказывает о способах  размножения животных  Комментирует ситуацию  «Что случилось бы на  Земле, если бы организмы  перестали размножаться?»   Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные   операции (сравнение,   обобщение, анализ,   доказательства и др.). Умеет   работать   в   кол­ лективе.   Слушает   и слышит собеседника, ведет и   поддерживает   диалог, аргументированно отстаивает   собственное мнение.         Понимает, что всё поведение животного подчинено инстинктам   ­   врождённым формам   поведения.   Кратко рассказывает   о   том,   как по­разному животные приспосабливаются к условиям   жизни:   строят гнёзда,   впадают   в   спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. Приводит примеры   разнообразного поведения животных. Делает вывод о том, что  беспозвоночные животные  не имеют позвоночника.  Приводит примеры среды  обитания беспозвоночных  животных. Выделяет группу  беспозвоночных животных  (черви, моллюски, мидии,  улитки, кальмары, ось­ миноги, насекомые, пау­ кообразные). Понимает, что  насекомые ­ самая большая  группа беспозвоночных  животных. Сравнивает беспозвоночных  и позвоночных животных.  Классифицирует  позвоночных животных.  Выбирает правильное  утверждение, работая в  паре. Характеризует  особенности рыб и  Владеет   способами   ор­ ганизации, планирования различных   видов   дея­ тельности (репродуктивной, поисковой, вательской, творческой).   исследо­ Соотносит информацию с имеющимися знаниями.  Самостоятельно  мотивирует свою дея­ тельность, определяет  цель работы (задания) и  выделяет её этапы. Участвует в тематиче­ ских обсуждениях и  выражает свои  предложения.  Использует элементы  импровизации для  решения творческих  задач. Успешно   осуществляет взаимодействие   с   уча­ стниками   учебной   дея­ тельности.   Использует информацию   для   решения учебных   и   практических задач.   Стремится   иметь высокий достаточно уровень учебной мотивации,   самоконтроля и самооценки.     Владеет  рассуждением,  описанием,  повествованием.  Ставит учебную  задачу и контролирует её выполнение. Умеет  доводить дело до  Успешно   осуществляет взаимодействие   с   уча­ стниками   учебной   дея­ тельности.   Использует информацию   для   решения учебных   и   практических задач.   Стремится   иметь достаточно высокий 29. Позвоночные  животные. Комбини­ рованный урок. 30. 31. Позвоночные  животные. Комбини­ рованный урок. Природное  сообщество. Урок­  исследование. 32. Человек и животное.  Комбини­ Сравнивать беспозво­ ночных и позвоночных  животных.  Классифицировать  позвоночных  жи­ вотных. Выбирать пра­ вильное утверждение,  работая в паре.  Характеризовать  особенности  пресмыкающихся и  птиц. Сравнивать беспозво­ ночных и позвоночных  животных.  Классифицировать  позвоночных жи­ вотных. Выбирать пра­ вильное утверждение,  работая в паре.  Характеризовать  особенности  млекопитающих. Приводить примеры  (конструировать) цепи  питания. Составлять  описательный рассказ о животных разных клас­ сов; работать с  рубрикой «Выскажем  предположения».  Обсуждать тексты  учебника. Выполнять  парную (групповую)  работу «Пищевые  цепи». Ориентироваться в  12     Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает утверждение, правильное работая в паре. Характеризовать особенности пресмыкающихся   и   птиц: внешний вид, место обитания, особенности поведения.           Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает утверждение, правильное работая в паре. Характеризует   особенности млекопитающих: внешний вид,   место   обитания,   осо­ бенности поведения.         Характеризует   животное   как организм.   Устанавливает зависимость   между   внешним видом, особенностями поведения   и   условиями животного. обитания Приводит примеры (конструирует) цепи питания.       Характеризовать  особенности рыб и  земноводных. земноводных: внешний вид,  место обитания,  особенности поведения. конца. Принимает и  удерживает цель  задания в процессе его выполнения. В связной, логически  целесообразной форме речи передает  результаты изучения  объектов окружаю­ щего мира. Ставит  учебную задачу и  контролирует её  выполнение. Умеет  доводить дело до  конца. Принимает и  удерживает цель  задания в процессе его выполнения. Владеет методами пред­ ставления   полученной информации (моделирование, конструирование,   рас­ суждение,   описание   и др.).   В   связной,   логически целесообразной   форме речи передает результаты   изучения объектов   окружающего мира. Описывает натуральные   объекты. Выполняет   работу   с иллюстративным   мате­ риалом.     уровень учебной мотивации,   самоконтроля и самооценки. Проявляет интерес к ок­ ружающей природе, к  наблюдениям за при­ родными явлениями. Ус­ пешно осуществляет  учебную деятельность.  Использует информацию  для решения учебных и  практических задач. Успешно осуществляет  учебную деятельность.  Доводит работу до конца. Предвидит результат  своей деятельности. Ис­ пользует информацию  для решения учебных и  практических задач. Успешно   осуществляет взаимодействие   с   участ­ никами   учебной   деятель­ ности.   Предвидит   резуль­ тат   своей   деятельности. Понимает   личное   затруд­ нение   и   обращается   за помощью к учителю. Рассказывает о своем  Владеет  Использует   информацию Почему люди  приручали диких  животных. рованный урок. понятии  «одомашнивание жи­ вотных»: перечислять  признаки, приводить  примеры домашних жи­ вотных. любимом животном.  Классифицирует животных.  Составляет кластер по теме  «Домашние животные» 33. Заповедники. Урок­  путешествие. 34. Проверь себя. Контрольный урок. Составлять рассказ­  рассуждение на тему  «Охрана животных в  России». Перечислять  причины исчезновения  животных. Объясняет, что такое  «заповедник». Обсуждает  информацию, отвечает на  проблемные вопросы.  Приводит примеры  нескольких заповедников  России и называет их  обитателей. Выполнять задания  комплексной  проверочной  разноуровневой работы по изученным во  второй четверти темам. Выполняет задания ком­ плексной проверочной  разноуровневой работы по  изученным во второй  четверти темам. 35. Древняя Русь.  Восточнославянские  племена. Урок   изучения нового   ма­ териала. Наша Родина : от Руси до России Древнерусское государство Рассматривать форзац  «Как мы узнаём о про­ шлом». Слушать  рассказ учителя о  восточнославянских  племенах. Под­ держивать учебный  диалог «Выскажем  предположения».  Работать с рисунком­ 13 Понимать, что о прошлом  узнают разными методами:  проводят раскопки, изучают берестяные грамоты,  древние предметы быта и  др. Кратко характеризовать  потомков восточных славян  ­ русских, украинцев и  белорусов. Понимать  причину расселения племен  рассуждением,  описанием,  повествованием.  Ставит учебную  задачу и контролирует её выполнение. Умеет  доводить дело до  конца. Принимает и  удерживает цель  задания в процессе его выполнения. В связной, логически  целесообразной форме речи передает  результаты изучения  объектов окру­ жающего мира.  Описывает  натуральные объекты.  Выполняет работу с  иллюстративным мате­ риалом. Ставит учебную  задачу и контролирует её выполнение. Умеет  доводить дело до  конца. Принимает и  удерживает цель  задания в процессе его выполнения. для   решения   учебных   и практических задач. Умеет работать   в   коллективе. Слушает   и   слышит   собе­ седника,   ведет   и   поддер­ живает   диалог,   аргумен­ тированно отстаивает собственное мнение.   Успешно   осуществляет взаимодействие   с   уча­ стниками   учебной   дея­ тельности.   Предвидит результат   своей   деятель­ ности.   Понимает   личное затруднение   и   обращается за помощью к учителю. Предвидит результат  своей деятельности.  Адекватно оценивает  результаты своей дея­ тельности. Владеет способами ор­ ганизации, планирования различных видов дея­ тельности (репродуктив­ ной, поисковой, исследо­ вательской, творческой), понимает специфику ка­ ждой. Владеет рассуж­ дением, описанием,  повествованием. Идентифицирует себя  как гражданина Россий­ ской Федерации. Испы­ тывает чувство гордости  за национальные дос­ тижения. Помогает в  совместном решении  проблемы. Умеет дово­ дить работу до конца.  Предвидит результат 36­ 37 Древнерусское  государство.  Великие князья  в Древней Руси. Комбини­ рованный  урок. схемой. «Читать»  историческую карту.  Объяснять, что озна­ чают слова «потомки»,  «род», «княжества».  Находить в тексте  ответ на вопрос.  Различать племена и  государства. Работать с текстами  учебника. Работа в  группах: составлять  рассказ о  великом князе.  Слушать  и кратко рассказывать  одну из легенд о  русских князьях. восточных славян по бере­ гам рек. Приводить при­ меры племен и государств. своей деятельности.  Слушает и слышит со­ беседника, ведет и под­ держивает диалог. Работает с лентой времени.  Рассказывает о  возникновении  Древнерусского  государства.  Территория и города.  Называет нескольких  правители Древнерусского  государства. Ставит учебную задачу и контролирует её  выполнение. Принимает  и удерживает цель  задания в процессе его  выполнения. Владеет  методами представления полученной  информации.  Сотрудничает в  совместном решении  проблемы,  ищет информацию. Идентифицирует себя  как гражданина  Российской Федерации.  Понимает особую роль  многонациональной  России  в развитии общемировой  культуры. Умеет  соотносить информацию  с имеющимися знаниями. Московская Русь 14 38. Как Москва стала столицей. Иван Грозный. Комбини­ рованный урок. Работать с  исторической картой. Слушать  рассказ учителя и задавать  вопросы по  содержанию. Работать с рубриками «Жил на свете  человек...» и  «Картинная галерея». Правильно говорит одно  из названий нашей страны  — Московская Русь.  Кратко рассказывает о  становлении Москвы как  столицы. Знает, что Иван  Грозный — первый  русский царь. Называет  дату венчания на царство первого русского царя. Применяет для решения учебных и практических задач различные  умственные операции  (сравнение, обобщение,  анализ, доказательства и др.). Идентифицирует себя  как гражданина  Российской Федерации.  Проявляет толерантность к людям, независимо от  возраста, национальности, вероисповедания. 39. Пётр І Великий­ император России. Урок  изучения  нового  материала. Слушать рассказ учителя «Пётр І». Работать с  рубрикой «Картинная галерея». Поддерживать учебный диалог  «Создание русского  флота». Совершить  воображаемую  экскурсию по Санкт­ Петербургу. Правильно говорит одно  из названий нашей страны  — Российская империя.  Получает информацию из  рассказа учителя и из текста учебника. Кратко рассказывает об  образовании Российской  империи. Понимает, что  Пётр І — император.  Приводит примеры  деятельности Петра І:  создание флота,  строительство Санкт­Петербурга,  развитие  промышленности, образования и др. Владеет методами  представления  полученной информации  (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание и др.). Составляет не­ большое сообщение по  теме. Принимает участие в беседе по иллюстрациям учебника и презентации.  Задает вопросы и отвечает на вопросы по  теме. Умеет сотрудничать в  совместном решении проблемы, искать  информацию. Понимает ценность любой жизни. Идентифицирует себя  как гражданина  Российской Федерации.  Проявляет толерантность к людям, независимо от  возраста,  национальности,  вероисповедания. 15 40. 41. Екатерина ІІ Великая. Комбини­ рованный  урок. Император Николай ІІ. Комбини­ рованный урок. 42. Советская Россия. Комбини­ рованный урок. Слушать сообщение  учи­ теля — вступление в  тему. Читать и  обсуждать  текст учебника,  составлять план  пересказа. Работать с  рубрикой «Картинная  галерея». Слушать рассказ  учителя о Николае ІІ и о  революции.  Рассматривать  фотографии царской  семьи. Готовить  сообщение в группе «Дети в  изобразительном  искусстве». Объясняет, почему царицу Екатерину ІІ   назвали Великой. Кратко  характеризует  деятельность царицы на  благо России. Сравнивает  характеры русских царей,  рассказывает о характере,  интересах Екатерины  Великой. Рассказывает кратко о последнем российском императоре и его семье. Приводит пример  характера Николая ІІ,  особенностей его  правления. Называет дату свержения  последнего русского царя. Создает  презентацию — выставку  репродукций русских  художни­ ков Х1Х века.  Раскрывает, какие  стороны жизни детей привлекали  художников. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Правильно называет нашу  Работать с текстом  страну в ХХ1 веке. учебника. Строить  Знает главу государства схему (ленту времени).  в современной России,  основы устройства  Находить информацию  современной России.  о республиках,  Создает сообщение по  входивших в состав СССР. теме «Россия в ХХ1  веке». Называет имена отдельных руководителей  государств, деятелей,  16 Умеет сотрудничать в  группе, в паре.  Идентифицирует себя  как гражданина  Российской  Федерации. Проявляет  толерантность к людям,  независимо от возраста,  национальности,  вероисповедания. Умеет соотносить  информацию с  имеющимися знаниями.  Пони­ мание ценности любой  жизни. Владеет способами  получения, анализа и  обработки информации  (обобщение,  классификация, сериация,  чтение). Владеет способами  организации,  планирования различных видов  деятельности  (репродуктивной,  поисковой,  исследовательской,  творческой), понимает специфику  каждой из них. Умеет сотрудничать в  совместном решении проблемы, искать  информацию. Понимание ценности любой жизни. В связной, логически  целесообразной форме  речи передает результаты изучения объектов  окружающего мира.  Умеет сотрудничать в  совместном решении  проблемы, искать информацию. 43. Из истории имён. Комбини­ рованный урок. просветителей Руси и России. Как люди жили в старину Из истории имён Понимает, что отражают имя, отчество и фамилия  человека. Объясняет, как  рождались имена и  фамилии. Подбирает  иностранные имена,  похожие на русские. Ставит учебную задачу и контролирует её  выполнение. Умеет  доводить дело до конца.  Принимает и удерживает  цель задания в процессе его  выполнения. Идентифицирует себя  как гражданина  Российской Федерации.  Проявляет толерантность к людям, независимо от  возраста,  национальности,  вероисповедания. Дидактическая игра  «Как меня зовут?». Читать и обсуждать текст  учебника. Составлять  схему «Как появились  имена». Работать в группах:  обсуждать былины.  Слушать рассказ  учителя «Имя, отчество,  фамилия». 44. Как выглядели наши предки. Урок изучения нового материала. 45. Как в старину трудились наши предки. Комбини­ рованный урок. Какими людьми были славяне Описывает особенности внешнего вида славянина.  Самостоятельно готовит  небольшое сообщение по  теме «Как выглядели  люди в разные исторические эпохи». Объясняет значение слов «облик»,  «окладистая». Сравнивает изображенных персонажей с современными людьми. Приводит примеры труда  славян в далёкой  древности. Работать с рубрикой «Выскажем  предположения».  Составлять словесный  портрет славянина.  Работать с рубрикой «Картинная галерея». Играть в ролевую игру «Фотоателье». Работать с рубрикой «Выскажем  предположения».  Читать и обсуждать  текст учебника. Работать в группах  (подготовка пересказа  текста 17 Реализовывает в процессе  парной работы правила совместной  деятельности. Умеет  критически оценивать  результат своей работы и  работы одноклассников на основе приобретённых знаний. В связной, логически  целесообразной форме  речи передает результаты изучения объектов  окружающего мира. Понимает, что такое гуманное отношение к людям. Использует  информацию для  решения учебных и практических задач. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет  толерантность к людям,  независимо от возраста,  национальности,  вероисповедания. Любит свою семью. Умеет доводить работу  до конца. Предвидит результат своей  деятельности. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и  слышит собеседника, 46. 47. 48. Как защищали  Родину наши  предки. Какими  были наши  предки. Комбини­ рованный  урок. учебника). Работать с рубрикой  «Выскажем  предположения».  Читать и обсуждать  текст учебника.  Работать в группах  (подготовка пересказа  текста учебника).  Рассказывать  о русских музыкальных инструментах и  народных играх.  Собирать материал для  книжки­ самоделки «Игры  русского народа». Понимает, что защита  Родины — долг славянина. Рассказывает о  том, что забота о ближнем — черта славянского  характера. Кратко  сообщает информацию по  теме «Как славяне  проводили свободное  время». Объясняет  значение  пословиц, поговорок,  устаревших слов. Владеет рассуждением,  описанием,  повествованием. Владеет  способами по­ лучения, анализа и  обработки информации.  Владеет методами  представления полученной информации  (моделирование,  конструирование,  рассуждение,  описание и др.). ведет и поддерживает диалог,  аргументированно  отстаивает собственное  мнение. Умеет искать нужную  информацию. Само­ стоятельно мотивирует  свою деятельность,  определяет цель работы  (задания) и выделяет её  этапы. Успешно  осуществляет учебную  деятельность. Слушает и  слышит собеседника,  ведет и поддерживает  диалог, аргументированно отстаивает собственное  мнение. Какие предметы окружали людей в старину Какие предметы  окружали русских людей. Урок изучения нового  материала. Обсуждать пословицы. Работать с текстами и иллюстрациями  учебника. Выполнять  словарную  работу. Делать модель  «Крестьянская изба».  Работать с рубрикой  «Этот удивительный  мир...». Составлять  план  текста. Описывает устройство и внешний вид русского жилища. Понимает  зависимость вида жилища  от  условий окружающей  среды и социального  положения жильца.  Перечисляет особенности  крестьянской избы.  Приводит примеры первых каменных построек. Какие предметы  окружали русских людей. Комбини­ рованный урок. Объяснять различия  детской и взрослой  одежды. Рисовать одежду  Узнает и называет одежду людей разных сословий. Объясняет различия  детской и взрослой  18 Владеет рассуждением, описанием.  Самостоятельно  мотивирует свою  деятельность, определяет  цели работы (задания) и  выделяет её этапы. Умеет  проектировать  (планировать)  самостоятельную  деятельность в  соответствии с  предлагаемой учебной  задачей. Применяет для решения учебных и практических задач различные  умственные операции  Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Адекватно оценивает  результаты своей  деятельности. Умеет  работать в  коллективе. Успешно  осуществляет учебную  деятельность. Слушает и  слышит собеседника,  ведет и поддерживает  диалог, аргументировано  отстаивает собственное мнение. Самостоятельно  мотивирует свою  деятельность, определяет  цель работы (задания) и 49. Русская трапеза. Комбини­ рованный урок. подростка. Объяснять  способы изготовления обуви  русских людей.  Слушать рассказ  учителя об одежде по  приказу и исконно  русской одежде. Разъяснять  значения украшений  одежды в разные времена. одежды. Рисует одежду подростка. Объясняет способы  изготовления обуви  русских людей. Слушает  рассказ учителя об одежде по  приказу и исконно русской одежде. Разъясняет  значения украшений  одежды в разные времена. Русская трапеза Работать с пословицами.  Читать и обсуждать  текст учебника.  Выполнять словарную  работу. Работать с  рубрикой «Этот  удивительный мир...».  Дидактическая игра  «Накроем стол к обеду». Драматизация шутки  «Два свояка». Называть особенности  трапезы в городе и в  сельской местности.  Объясняет значение  пословицы  «Хлеб да вода —  крестьянская еда».  Приводит примеры русских сказок, в которых  говорится о каше.  Находит репродукции  картин русских художников с  изображением русской  трапезы. Богатый дом –  обильная еда. (сравнение, обобщение, анализ,  доказательства и др.).  Различает животных по  классам (без термина). ­ выделает её этапы.  Уважительно относится к  людям труда, к своей стране. Умеет соотносить  информацию с имеющимися знаниями.   Владеет способами организации.  Планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), специфику каждой из них. понимает     Умеет работать  индивидуально и в малых  группах. Слушает и  слышит собеседника  ведет и поддерживает  диалог, аргументированно отстаивает собственное  мнение. Уважительно  относится к людям труда,  к своей стране. Умеет  соотносить информацию с имеющимися знаниями. 50. Во что верили  наши предки. Урок изучения но­ вого  материала. Верования языческой Руси Обсуждать вопрос «Во  что верили славяне?»  Анализировать  информацию учебника  о богах  древних славян.  Называть несколько  народных  праздников:  Масленица,  Понимает, что до  появления христианства  славяне  были язычниками.  Называет языческих богов  славян. Объясняет  значение  пословиц. Называет  каждый день масленичной  недели. Рассказывает о  Самостоятельно  мотивирует свою  деятельность,  определяет цели работы  (задания) и выделяет её  этапы. Проектирует  (планирует)  самостоятельную  деятельность в  соответствии с  Успешно осуществляет  взаимодействие с  участниками учебной  деятельности.  Использует  информацию для  решения учебных и  практических задач.  Стремится иметь  достаточно  19 традиционных  масленичных играх и  забавах. Объясняет  значение слова  «суеверие». предлагаемой учебной  задачей. высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. Праздник Ивана  Купалы.  Воображаемая  ситуация  «Расскажи  бывальщину».  Слушать рассказ  учителя  «Народные  праздники». 51. Принятие  христианства на  Руси. Урок  изучения  нового  материала. Принятие христианства на Руси Объяснять, как  происходило принятие  христианства на Руси.  Называть некоторые  христианские праздники. Обсуждать текст  «Принятие  христианства на Руси». Крещение Руси.  Христианские  праздники.  Пасха — Светлое  Христово Воскресение. Владеет способами  получения, анализа и  обработки информации.  Ставит учебную задачу и  контролирует её  выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и  удерживает цель задания в процессе его выполнения. 52. Проверь себя. Контроль­ ный урок. Выполнять задания  комплексной  проверочной  разноуровневой работы  по изученным в третьей  четверти темам. Выполняет задания  комплексной проверочной  разноуровневой работы  по изученным в третьей  четверти темам. Ставит учебную задачу и  контролирует её  выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и  удерживает цель задания в процессе его выполнения. Находит нужную  информацию. Доводит  работу до конца.  Предвидит результат  своей  деятельности. Адекватно  его оценивает. Соотносит информацию с  имеющимися знаниями.  Самостоятельно  мотивирует свою  деятельность, определяет цель работы (задания) и  выделяет её этапы. Предвидит результат  своей деятельности.  Адекватно его оценивает. 53 Что создавалось  трудом крестьянина. Комбини­ рованный урок. проверочной  разноуровневой  работы  по изученным в  третьей  четверти темам. проверочной  разноуровневой работы  по изученным в третьей  четверти темам. контролирует её  выполнение. Доводит  дело до конца.  Принимает и удерживает цель задания в процессе  его выполнения. своей деятельности.  Адекватно его  оценивает. Беседовать на основе  полученных ранее  знаний. Обсуждать  Как трудились в старину (15 ч) Рассказывает о  возникновении земледелия на Руси. Называет  20 Самостоятельно  мотивирует свою  деятельность, Умеет доводить работу  до конца. Предвидит результат своей 54 Труд крепостных  крестьян. Комбини­ рованный урок. 55 Что такое  ремесло. Комбини­ рованный  урок определяет цели работы (задания) и выделяет её  этапы. Умеет  проектировать  (планировать)  самостоятельную  деятельность в  соответствии с предлагаемой учебной задачей. Применяет для решения учебных и практических задач различные  умственные операции  (сравнение, обобщение, анализ,  доказательства и др.). особенности  крестьянского труда.  Объясняет зависимость  крестьянского труда от  природных условий,  времени года и погоды.  Перечисляет орудия  сельскохозяйственного  труда. Понимает особенности труда мужчины и  женщины, детей в  крестьянской семье.  Находит ответ на вопрос о том, что такое крепостное право в  России, что оно давало помещикам и крестьянам.  Называет дату отмены  крепостного права. деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. Уважительно относится к людям  труда, к своей стране.  Умеет соотносить  информацию с  имеющимися знаниями. Успешно осуществляет учебную деятельность. Самостоятельно  мотивирует свою  деятельность,  определяет цель работы (задания) и  выделяет её этапы.  Уважительно относится  к людям труда, к своей стране. Умеет  соотносить информацию  с имеющимися знаниями. «Выскажем  предположения». Работать с текстом  учебника и  иллюстрациями. Рассматривать  репродукции и читать  тексты о труде крестьянских  детей. Обсуждать  вопрос «Крепостной  крестьянин — кто это?»  Обсуждать проблему: «При каких  условиях человек  трудится лучше?»  Работать с текстом учебника.  Читать по ролям текст  учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Что создавалось трудом ремесленника Понимает, что такое  ремесло и кого называют  ремесленником. Называет  особенности труда  ремесленника. Кратко  рассказывает о развитии  ремёсел в России. Работать со схемой и  текстами учебника.  Понимать, что такое  ремесло и кого  называют  ремесленником.  Называть  особенности труда  ремесленника. Кратко  рассказывать о  21 Ставит учебную задачу и  контролирует её  выполнение. Умеет  доводить дело до конца.  Принимает и удерживает  цель  задания в процессе его  выполнения. Сотрудничает в группе, в паре; ищет информацию.  Выражает свои  чувства, вызванные  состоянием природы.  Уважительно относится  к людям труда, к своей  стране. Умеет  соотносить информацию  с 56 Игрушечных  дел мастера. Комбини­ рованный  урок. 57 Маленькие  мастера. Интегри­ рованный  урок. развитии ремёсел в  России. Вести учебный диалог  «Игрушки и  игрушечники».  Рассказывать о своей  любимой игрушке.  Работать со схемой и  текстами учебника. Называет традиционные  ремесла: изготовление  деревянных и глиняных  игрушек. Сравнивает  игрушки по виду, по  материалу. Показывает на  карте места традиционных народных промыслов.  Узнает игрушку. Самостоятельно  мотивирует свою  деятельность,  определяет цели работы  (задания) и выделяет её  этапы. Умеет  проектировать  (планировать)  самостоятельную  деятельность в  соответствии с  предлагаемой учебной  задачей. Рассказывает об  особенностях  изготовления игрушек  русскими умельцами.  Составляет коллективную  презентацию  «Мы — мастера». Владеет способами  получения, анализа и  обработки информации  (обобщение,  классификация, сериация, чтение). Работать со схемой и  текстами учебника.  Обсуждать текст  «Маленькие  ремесленники».  Рассказывать, что  умеют мастерить сами,  что умеют  мастерить их родители. Организовать выставку «Мы — мастера». 58 О гончарном  ремесле. Экскурси­ онный  урок. Обсуждать пословицу  «Не боги горшки  обжига­ ют». Читать и  обсуждать  Понимает, что гончарное  ремесло — одно из самых  древних. Комментирует  значение 'труда гончаров..  Обобщает знания,  22 Называет объекты  окружающего мира.  Анализирует их.  Классифицирует  объекты окружающего  имеющимися знаниями. Умеет соотносить  информацию с  имеющимися знаниями.  Умеет  работать в малых  группах. Ведет и  поддерживает диалог,  аргументировано  отстаивает  собственное мнение.  Соотносит информацию  с имеющимися знаниями. Самостоятельно  мотивирует свою  деятельность,  определяет  цель работы (задания) и  выделяет её этапы. Успешно осуществляет  взаимодействие с  участниками учебной  деятельности. Предвидит результат своей  деятельности. Понимает  личное затруднение и  обращается за помощью  к учителю. Уважительно  относится к людям  труда, к своей  стране: Умеет  соотносить информацию  с  имеющимися знаниями. Успешно осуществляет  взаимодействие с  участниками учебной  деятельности.  Уважительно полученные во время  экскурсии в гончарную  мастер­ скую. Гжельские изделия ­ пример таланта  гончаров. Приводит примеры  ткачества, прядения,  шитья в сказках разных  народов. Проводит  виртуальную экскурсию в  музей ткачества. Организует мини­выставку тканых и  вязаных изделий. Кратко рассказывать об  изготовлении оружия и защитных доспехов­ древнем ремесле славян.  Перечисляет «оружейные» города России. мира по разным  основаниям. Отвечает на  вопросы. Реализовывает в процессе  парной работы правила  совместной деятельности. Отвечает на вопросы. Рассуждает на заданную  тему. Отвечает на  вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по  теме. Оценивает работу по предложенным  учителем критериям. текст учебника.  Слушать  рассказ учителя  (экскурсовода).  Организовать  выставку гончарных  изделий. Рассматривать  изображение прялки,  веретена, ткацкого станка.  Понимать особенности  работы по  изготовлению одежды. Читать и обсуждать  текст учебника и  рассказ учителя.  Читать по ролям текст рубрики «Жил на свете человек...».  Работать с рубрикой  «Знакомься: наша  Родина». Работать в группах. относится к людям  труда, к своей стране.  Умеет соотносить  информацию с  имеющимися  знаниями. Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою  деятельность,  определяет цель работы (задания) и  выделяет её этапы. Самостоятельно  мотивирует свою  деятельность,  определяет цель работы (задания) и  выделяет её этапы.  Уважительно относится  к людям труда, к своей  стране. Умеет  соотносить информацию  с имеющимися знаниями. Успешно осуществляет взаимодействие с  участниками учебной  деятельности. Предвидит результат своей  деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью  к учителю. Соотносит информацию  с имеющимися знаниями. Понимание ценности  Первые российские мануфактуры. Урок изучения  нового  материала. Что создавалось трудом рабочего Делает вывод об  эффективности  использования механизмов и машин по  сравнению с ручным  трудом. Обсуждать проблему: какой труд легче и  результативнее —  машинный или ручной? Работать с текстом  учебника. Владеет методами  представления  полученной информации  (моделирование,  конструирование, рассуждение, описание). Что создавалось  трудом  рабочего. Первые  Комбини­ рованный  урок. Рассматривать и  описывать различные  полезные ископаемые.  Объясняет значение  слов: «фабрика», «завод».  Показывает на карте места 23 Применяет для решения  учебных и практических  задач различные  59 О труде ткачей. Комбини­ рованный урок. Русские оружейники. Комбини­ рованный урок. 60 61 62 российские  мануфактуры. Выполнять задания в  рабочей тетради.  «Минутка  для любознательных». 63 Железные дороги в  России. Комбини­ рованный урок. Работать с текстом  учебника. Работать с  картой. Выполнять словарную работу. Понимать  значение железных  дорог для развития страны.  Называть «День  рождения» железнодорожного транспорта в России. возникновения  первых мануфактур и  заводов. Кратко  рассказывает о развитии  мануфактур, заводов и  фабрик в России.  Понимает,  что условием работы  промышленных  предприятий является  наличие полезных  ископаемых. Кратко рассказывает о первой железной дороге в  России. Показывает ее на  карте. Называет дату  построения первой  железной дороги. умственные операции  (сравнение, обобщение,  анализ, доказательства и  др.). Кратко рассказывает на тему «Что  изготавливают в ...».  Отвечает  на вопросы, формулирует вопрос. любой жизни. Успешно  осуществляет  учебную деятельность.  Доводит работу до  конца. Предвидит  результат своей  деятельности. Сотрудничает в  совместном решении  проблемы, ищет  информацию. Понимание ценности  любой жизни. Владеет способами  организации,  планирования различных видов  деятельности  (репродуктивной,  поисковой,  исследовательской,  творческой), понимает специфику  каждой из них.  Взаимодействует с  участниками диалога; отвечает на вопросы, формулирует вопрос. 64 Первые пароходы и пароходство в России. Урок изучения  нового  материала. Изобретения, сделанные в Х1Х­ХХ веках Обсуждать проблему: почему одними из  первых изобретений  человека были  гончарный круг, колесо, оружие, орудия труда? Работать с  текстами и  иллюстрациями учебника. Работать с  рубрикой «Картинная галерея». Кратко рассказывать об  открытиях, которые  изменили жизнь человека. Понимает значение  развития пароходства в  России. Показывает на  карте реки России. В связной, логически  целесообразной форме  речи передает результаты изучения объектов  окружающего мира.  Описывает натуральные  объекты. Выполняет  работу с иллюстративным  материалом. Успешно осуществляет взаимодействие с  участниками учебной  деятельности. Предвидит результат своей  деятельности. Понимает  личное затруднение и  обращается за помощью  к учителю. 24 65 66 Автомобиле­ строение в  России. Комбини­ рованный  урок. Самолёто­ строение в России. Комбини­ рованный урок. 67 Проверь себя. Контрольный  урок. 68 Время космических  полётов. Комбини­ рованный урок. Работать с текстом и  иллюстрациями  учебника.  Дидактическая игра  «Узнай автомобиль».  Рассказывать о  современных  автомобилях.  Организовать выставку рисунков «Автомобили будущего». Слушать рассказ  учителя «Рождение  самолётостроения в  России». Работать с  иллюстрациями учебника. Обсуждать проблемную ситуацию (на основе  репродукции картины А.А. Дейнеки «Никитка — первый  русский летун»). Выполнять задания  комплексной  проверочной разноуровневой работы по изученным в  последней четверти  темам. Работать с рубрикой «Жил на свете  человек». Работать с  иллюстрациями  учебника. Называет несколько марок автомобилей,  выпускаемых в России.  Классифицирует  автомобили  по назначению перевозок.  Рассказывает о развитии  автомобилестроения в  России. Ставит учебную задачу и  контролирует её  выполнение. Умеет  доводить  дело до конца. Принимает и удерживает цель  задания в процессе его  выполнения. Составляет рассказ о самолетах. Перечисляет разные виды самолетов. Кратко рассказывает о роли современной  авиации. Выполняет задания  комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в последней  четверти темам. Называет «отца  российской  космонавтики»— К.Э. Циолковского.  Называет дату открытия  «Эрыкосмических  полётов», 25 Владеет рассуждением, описанием,  повествованием. Решает  проблемные задачи.  Получает информацию из разных  источников (из  презентации,  иллюстративного материала и текста учебника). Ставит учебную задачу и контролирует её  выполнение. Умеет  доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Владеет способами  организации,  планирования различных видов  деятельности  (репродуктивной,  поисковой,  Понимает роль человека  в обществе. Понимает  особую роль  многонациональной  России в развитии  общемировой  культуры. Уважительно  относится к своей  стране. Умеет  сотрудничать  в совместном решении  проблемы, искать ин­ формацию. Идентифицирует себя  как гражданина  Российской Федерации.  Испытывает чувство  гордости за национальные  достижения.  Сотрудничает с другими учениками при совместном решении проблемы. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей  деятельности. Идентифицирует себя  как гражданина  Российской Федерации.  Пони­ мает особую роль  многонациональной  России в развитии 4. Требования к уровню подготовки учащихся исследовательской,  творческой) общемировой культуры.  В результате обучения детей окружающему миру предполагается достижение следующих результатов: Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это: готовность и способность к саморазвитию и самообучению,  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:  формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;  сверстниками;  понимание   роли   человека   в   обществе,   принятие   норм   нравственного   поведения   в   природе,   обществе,   правильного   взаимодействия   со   взрослыми   и  формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:       осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;  овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение); использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:  познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ,       доказательства и др.); творческой), понимание специфики каждой; регулятивные   как   владение   способами   организации,   планирования   различных   видов   деятельности   (репродуктивной,   поисковой,   исследовательской, коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:  — характеризовать условия жизни на Земле;  26 — устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;  — описывать свойства воды (воздуха); — различать растения разных видов, описывать их; — объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения; — объяснять отличия грибов от растений; — характеризовать животное как организм; — устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного; — составлять описательный рассказ о животном; —приводить примеры (конструировать) цепи питания; — характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного); — сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох; — называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя; — работать с географической и исторической картой, контурной картой. К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:  — ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»; — анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;  — приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства; — проводить несложные опыты по размножению растений. — проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;  — рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена — ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.); — высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.  5. Характеристика контрольно­измерительных материалов 6. Учебно – методическое обеспечение Методические и учебные пособия 1. Учебник «Окружающий мир» 3  класс (Виноградова Н.Ф) –  Вентана­Граф, 2010 2. Рабочие тетради «Окружающий мир» 3 класс (автор  Виноградова Н.Ф)  – Вентана­ Граф, 2009 3. Поурочные планы  «Окружающий мир» 3 класс –  Оборудование и приборы 1. Физическая карта 2. Политическая карта 3. Глобусы 4. Ножницы 5. Клей 6. Цветные карандаши Дидактический материал ИКТ 1. Энциклопедия «Мир вокруг нас» (CD –  диск) 2. Программа «Природа и человек» (CD –  диск) 3. Презентации: «Разнообразие растений»,  «Разнообразие животных», «Планеты  солнечной системы», «Освоение космоса»,  «Мы граждане России», «Части растений»,  27 издательство «Учитель», 2009 «Грибы»  7. Список литературы Литература для учителя: 1.Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся./ Авт. – сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010. 2.Олимпиадные задания.2 ­ 4 класс: Окружающий мир /Авт. – сост. Г.В. Раицкая. 3 – е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,.  2009. 3.Интегрированные уроки в 1­4 классах. Вып. 2/ сост. Н.Ю. Кадашникова.       Окружающий мир. Методика обучения, 1 – 2 кл. Автор Н.Ф.Виноградова, Вентана­Граф, 2010, Москва  Поурочные планы «Окружающий мир» 3 класс – издательство «Учитель», 2009 Энциклопедия «Мир вокруг нас» (CD – диск) Программа «Природа и человек» (CD – диск) Литература для учащихся: 1.Учебник «Окружающий мир» 3 класс: Н.Ф. Виноградовой–М.:Вентана – Граф, 2010 2.Рабочая тетрадь в 2­х частях «Окружающий мир» 3 кл. Н.Ф.Виноградова, Вентана­Граф, 2011г, Москва Интернет ресурсы. http://www.  rus     viki   http://www.    edu.ru/  .  rdf   .ru/ 28

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2018