Рабочая программа по окружающему миру
Оценка 4.8

Рабочая программа по окружающему миру

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
окружающий мир
2 кл
18.03.2018
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Курс окружающего мира для 2 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
окружающий мир.doc
1. Пояснительная записка.                 Рабочая  программа по окружающему миру  составлена в соответствии с  авторской программой Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир». (Программа:1­4   /   Н.Ф.Виноградова.­М.:   Вентана­Граф,   2012),   созданной   на   основе   Федерального     государственного   образовательного   стандарта второго поколения.                 Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе первоклассники будут учиться проводить исследования различных видов, работать в группах над проектами, используя справочную литературу, везти дискуссии на уроках, смогут контролировать и оценивать работу, На уроках  преобладает   поисковая   и   творческая   деятельность,   дети   поставлены   в   условия,   когда   могут   самостоятельно   добывать   знания, применять   их   в   нестандартных   ситуациях,   думать,   фантазировать,   размышлять.  Через   психолого­педагогическое   сопровождение   и дифференцированное обучение осуществляется личностно­ориентированный подход. Используются дополнительные  тетради, задания с подсказками, карточки   –   помощницы.   На   уроках     создаётся   ситуация   успеха,   используются   приёмы   чередования   умственной   и   практической   деятельности, применение   интересного   доступного   для   понимания   материала,   средств   наглядности,   что   способствует   достижению   обучающимися   стандарта образования.             Цели и задачи курса             Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям   относятся:   экологически   ценные   правила   взаимодействия   со   средой   обитания;   нравственный   портрет   и   духовное   богатство   человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.            В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно­нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте  второго поколения,  где  цели  изучения   этого предмета   объединяют   его вклад   в  процесс   воспитания  школьника.  Особое  значение  этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я». В основе построения курса лежат следующие принципы: ­Принцип   интеграции  –   соотношение   между   естественнонаучными   знаниями   и   знаниями,   отражающими   различные   виды   человеческой деятельности и систему общественных отношений. ­Педоцентрический принцип  – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста   знаний, необходимых для его индивидуального, психического   и   личностного   развития,   а   также     последующего   успешного   обучения;   предоставление   каждому   школьнику   возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. ­Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3­4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников». ­Принцип   экологизации  –   определяется   социальной   значимостью   решения   задачи   экологического   образования   младшего   школьника   при ознакомлении   его   с   окружающим   миром.   Этот   принцип   реализуется   через   формирование   у   школьников   элементарного   умения   предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. ­Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и  перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы. ­Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п. Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям. 1. Центральной идеей,  на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления   трудовой   деятельности   людей,   история   развития   культуры   общества.   Эти   знания   от   класса   к   классу   расширяются   и   углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами. 2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее: ­уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирической уровне, в том числе в дошкольном детстве; ­необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик; ­зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, ­­осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями; ­преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий. 3.  Конструирование  содержания   программы  предполагало  связь  теоретических  сведений   с  деятельностью  по  их   практическому  применению,  что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ. 2. Содержание программы Введение. Что тебя окружает 1ч  Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее. Кто ты такой 11ч Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, ка­ кой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Наши помощники — органы чувств. Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье  нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры). Физическая культура.  Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.  ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае. Путешествие в прошлое  (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь. Кто живет рядом с тобой  8ч Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта.  Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека.  Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого  отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья­одноклассники. Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике.  Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение. Путешествие в прошлое  (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор. Россия — твоя Родина 13ч Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России. Родной край — частица Родины. Особенности  родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения.  Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых  возросло в последние годы (экономист, программист). Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности  Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт­Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт­Петербурга. Конституция — главный  закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура,  язык) на примере двух­трех народов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V­IX веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; княгиня Ольга. Занятия  славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов. Как Москва возникла и строи­ лась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России.  Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».  Мы — жители Земли 33ч Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Царства природы.  Животное и растение — живые существа. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осин­ ник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы —  обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. Жизнь  водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных  водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как  водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на во­ доемах и реках. Охрана водоемов и рек. Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа  краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком. Жизнь поля. Какие бывают поля. Разнообразие культур,  выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля. Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные  культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода. Природа и человек. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе. Роль челове­ка в сохранении природных объектов. Правила  поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек  одомашнил животных. Резерв 2ч 3. Календарно­тематическое планирование Дат а Тема урока Тип урока Цели урока. ИКТ Предметные Введение. Что тебя окружает Результаты Личностные Метапредметные Что тебя окружает. Вводный урок Создание условий  для уточнения  понятий «объект  природы», «живая –  неживая природа». Называние объектов  «живой», «неживой»  природы. Умение сотрудничать в  совместном решении  проблемы. Способность  успешно осуществлять  учебную деятельность. Кто ты такой № 1. 2. 3. 4. Я, ты, он, она...  Все мы люди… Урок изучения  нового материала. Наши помощники –  органы чувств. Комбинированный  урок. Что такое  здоровье? Урок­ исследование Создание условий  для ознакомления с  понятием  «физические  качества». Создание условий  для  уточнения  представлений об  органах чувств  (слуха, зрения);  познакомить с  понятием «внешние  чувства (ощущения)». Создание условий  для организации  сравнения понятий  Рассказ о себе, составление словесного портрета. Освоение ребенком нового  статуса как ученика и  школьника. Называние органов чувств  (слух, зрение), понятие  «внешние чувства  (ощущения)». Умение проводить  наблюдения, делать выводы.  Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной  мотивации, самоконтроля и  самооценки. Понимание и  воспроизведение  нескольких правил  Готовность и способность к  саморазвитию и  самообучению.   рассуждением, Владение описанием, повествованием. Способность применять для  решения учебных и  практических задач  различные умственные  операции (сравнение,  обобщение, анализ,  доказательства и др.). Владение способами  организации, планирования  различных видов  деятельности  (репродуктивной,  поисковой,  исследовательской,  творческой), понимание  специфики каждой. Способность в связной  логически целесообразной  форме речи передать  результаты изучения  объектов окружающего  мира. 5. 6. 7. 8. Урок­практикум. Режим дня.  Практическая  работа «Составление режима  дня для будней и  выходных». Физическая  культура. Урок применения  знаний на  практике. Почему нужно  правильно питаться. Урок­проект. Здоровье и  питание. Урок­диалог. «здоровье»,  «болезнь»;  знакомство с  правилами здорового  образа жизни;  составление режим  дня. Создание условий  для  знакомства с  правилами  организации труда и  отдыха. Создание условий  для  знакомства с  понятием  «физическая  культура»;  определение значения физической культуры для здоровья  человека. Создание условий  для  знакомства  детей с правилами  питания; объяснение  понятия  «рациональное  питание (разумное  питание)». Создание условий  для углубленного   знакомства детей с  правилами питания;  закрепление понятия  «рациональное  питание (разумное  питание)». здорового образа жизни;  составление режима дня.  Сравнение понятий:  «здоровье», «болезнь». Понимание и  воспроизведение правила  организации труда и  отдыха; правила посадки  при письме, чтении, во  время слушания.  Понимание, что такое  режим дня, и практическое выполнение его. Понимание  значения  понятие «физическая  культура». Понимание  роли физической культуры для здоровья человека. Способность успешно  осуществлять взаимодействие с участниками учебной  деятельности. Владение способами  получения, анализа и  обработки информации  (обобщение, классификация, сериация,  чтение).  Использование информации  для решения учебных и  практических задач.  Стремление  иметь  достаточно высокий уровень  учебной мотивации,  самоконтроля и самооценки. Владение методами  представления полученной  информации  (моделирование,  конструирование,  рассуждение, описание и  др.). Понимание и  воспроизведение основных  правил здорового питания. Способность успешно  осуществлять учебную  деятельность. Использование  информации для решения  учебных и практических  задач. Понимание и  воспроизведение основных  правил здорового питания.  Умение объяснить понятие «рациональное питание  (разумное питание)». Использование информации  для решения учебных и  практических задач.  Способность успешно  осуществлять учебную  деятельность. Способность применять для  решения учебных и  практических задач  различные умственные  операции (сравнение,  обобщение, анализ,  доказательства и др.). Владение способами  организации, планирования  различных видов  деятельности  (репродуктивной,  поисковой,  исследовательской,  творческой), понимание  специфики каждой из них. 9. Умеешь ли ты есть? Урок­проект. 10. 11. 12. Урок­практикум. Комбинированный  урок. Почему нужно быть  осторожным.  Практическая работа с натуральными  объектами,  гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы). Здоровье и  осторожность.  Солнечный удар.  Практическая работа «Первая помощь при  ожогах, порезах,  ударах». Можно ли изменить  себя. Урок­ исследование. Использование информации  для решения учебных и  практических задач. Освоение правил индивидуальной  безопасной жизни. Освоение правил  индивидуальной безопасной  жизни с учетом изменений  среды обитания.  Использование информации  для решения учебных и  практических  задач. Освоение правил  индивидуальной безопасной  жизни с учетом изменений  среды обитания.  Использование информации  для решения учебных и  практических  задач. Умение сотрудничать в  совместном решении  проблемы. Готовность и  способность к саморазвитию  и самообучению. Способность в связной,  логически целесообразной  форме речи передать  результаты изучения  объектов окружающего  мира.  Владение методами  представления полученной  информации  (моделирование,  конструирование,  рассуждение, описание и  др.). Владение способами  получения, анализа и  обработки информации  (обобщение, классификация, сериация,  чтение). Владение рассуждением,  описанием, повествованием. Создание условий  для знакомства детей с понятиями «гигиена  и культура питания». Создание условий  для знакомства с  правилами поведения во время болезни,  правилами  безопасного  поведения. Создание условий для  знакомства с понятием «солнечный удар», с  правилами  пребывания на солнце. Понимание и  воспроизведение основных  правил здорового питания.  Осознание, что такое  гигиена и культура  питания. Понимание и называние  некоторых мер  предосторожности и  безопасности, которые  нужно соблюдать на улице, дома, в школе, на природе.  Умение определять  некоторые опасные  предметы, объекты. Понимание, когда солнце  друг, а когда недруг.  Умение оказать первую  помощь при ожогах,  порезах, ударах. Понимание,  как  выносливость, воля  помогали людям  преодолевать недуги,  изменять образ жизни и  состояние своего народа.  Умение составлять  небольшой рассказ по теме. Создание условий  для  обсуждения  проблемы «Можно ли  изменить себя?»;  показать на примерах  из художественных  произведений и  жизненных очерков,  историй, как  выносливость, воля  помогали людям  преодо­левать недуги, изменять образ жизни  и состояние своего  народа. 13. Что такое семья?  Урок вхождения в  Создание условий  Осознание понятий  Воспитание любви  к своей  Способность применять для  Кто живет рядом с тобой Практическая работа «Составление  семейного «древа».  новую тему. Труд в семье. Как  семья отдыхает? Урок­проект. Проверочная  работа. Контрольный  урок. Твои друзья –  взрослые и дети. Урок­праздник. Твои друзья –  взрослые и дети. Урок­ театрализация. 14. 15. 16. 17. для  знакомства с  понятиями:  «поколение»,  «домочадцы»,  «старшее  поколение»,  «младшее  поколение». Создание условий  для  знакомства с  понятиями:  «помощь»,  «обязанность»;  объяснить их  различие.  Познакомить с  понятием  «традиции». Проверка качества  усвоения  программного  материала и  достижения  планируемых  результатов. Создание условий  для  знакомства с  понятием «правило»,  с видами правил, с  основными  правилами  поведения. Создание условий  для  объяснения  понятий «вежливый», «приветливый»,  «внимательный»;  составление  рассказов по  сюжетным картинкам и инсценировка  семье. «поколение»,  «домочадцы», «старшее  поколение», «младшее  поколение». Умение  составить рассказ о своей  семье. Понимание  понятий  «помощь», «обязанность»,  их различия. Осознание  понятия «традиции».  Умение составить рассказ  об отдыхе своей семьи. Использование информации  для решения учебных и  практических задач.  Воспитание любви  к своей  семье. Достижение необходимых  результатов обучения по  программе. Способность успешно  осуществлять учебную  деятельность. Знание понятие «правило», виды правил, основные  правила поведения. Воспитание гуманного  отношения к людям.  Использование информации  для решения учебных и  практических задач. решения учебных и  практических задач  различные умственные  операции (сравнение,  обобщение, анализ,  доказательства и др.). Владение способами  организации, планирования  различных видов  деятельности  (репродуктивной,  поисковой,  исследовательской,  творческой), понимание  специфики каждой. Владение способами  организации, планирования  различных видов  деятельности  (репродуктивной,  поисковой,  исследовательской,  творческой), понимание  специфики каждой. Владение   рассуждением, описанием, повествованием. Знание понятия:  «вежливый»,  «приветливый»,  «внимательный». Умение  составлять небольшой  рассказ по теме. Принятие норм нравственного поведения в природе. Умение  составлять рассказы по  сюжетным картинкам и  инсценировать ситуации по  правилам поведения в  различных обстоятельствах. Владение методами  представления полученной  информации  (моделирование,  конструирование,  рассуждение, описание и  др.). 18. О правилах  поведения. Урок­проект. 19. О дружбе. Урок­диалог. О дружбе.   Настроение. Урок­практикум. 20. 21. 22. ситуации по  правилам поведения  в различных  обстоятельствах. Создание условий  для  знакомства с  правилами поведения в театре, музее,  цирке, на улице, в  подъезде, дома, на  лестнице. Создание условий  для  организации  обсуждения, кто  такой друг, что такое дружба, умеешь ли  ты  дружить. Создание условий  для  знакомства с  понятиями:  «мимика», «жесты»;  составление памятки  «Законы дружбы». Знание правила поведения  в театре, музее, цирке, на  улице, в подъезде, дома, на лестнице. Понимать, кто такой друг,  что такое дружба. Умение  подобрать пословицу и  поговорку о дружбе. Использование информации  для решения учебных и  практических задач.  Принятие норм нравственного поведения в обществе.  Воспитание толерантности к  людям, независимо от  возраста, национальности,  вероисповедания. Принятие норм правильного  взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Понимание понятий:  «мимика», «жесты».   Узнавание настроения друг друга  по мимике. Принятие норм правильного  взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Россия — твоя Родина Способность применять для  решения учебных и  практических задач  различные умственные  операции (сравнение,  обобщение, анализ,  доказательства и др.). Владение способами  организации, планирования  различных видов  деятельности  (репродуктивной,  поисковой,  исследовательской,  творческой), понимание  специфики каждой. Способность в связной,  логически целесообразной  форме речи передать  результаты изучения  объектов окружающего  мира.  Владение рассуждением,  описанием, повествованием. Родина – что это  значит? Урок­ исследование. Родной край –  частица Родины.  Урок  погружения  в тему. Подведение к  осознанию понятия  «Родина»; раскрытие  некоторых  возможные формы  проявления любви к  Родине. Создание условий  для  знакомства  с  историческими  местами и  памятниками родного города; формировать  Понимание, что такое  Родина. Составление  небольшого рассказа по  теме. Формирование социальной  позиции школьника, его  ценностного взгляда на  окружающий мир. Знание некоторых  исторических мест и  памятников родного  города. Соотнесение  информации с  имеющимися знаниями. Формирование основ  российской гражданской  идентичности. Владение способами  получения, анализа и  обработки информации  (обобщение, классификация,  сериация, чтение). 23. 24. 25. 26. 27. Из истории нашей  Родины. Экскурсия в  исторический музей. Урок­экскурсия. Урок­ путешествие. Из истории нашей  Родины. Виртуальная  экскурсия  в  художественный  музей. Зачем человек  трудится?  Урок­ исследование. интерес к тем  местам, где проходит детство. Создание условий  для знакомства с  предками русских  людей – древними  славянами, с их  образом жизни, с  первыми русскими  князьями. Создание условий  для  знакомства  с  занятиями древних  славян, сравнить труд в городе и в деревне. Формирование у  школьников  ответственное  отношение к важному обществоведческому  понятию: труд –  основа жизни. Понимание, что предками  русских людей были  славяне. Осознание  некоторых особенностей  образа жизни древних  славян. Понимание, кто  такие  первые русские  князья. Поиск  информации, оценивание  ее. Называние основных  занятий древних славян.  Сравнение,  соотнесение  информации с имеющимися  знаниями. Понимание значения   труда. Составление  небольшого рассказа по  теме. Формирование понимания  особой роли  многонациональной России в  объединении народов. Формирование понимания  особой роли  многонациональной России в  развитии общемировой  культуры. Понимание особой роли России  в мировой истории.  Понимание роли человека в  обществе.  Урок­игра. Урок­экскурсия. Хлеб – главное  богатство России.  Виртуальная  экскурсия в места  сельскохозяйственного труда. Как работают в  пекарне (на  хлебозаводе).  Экскурсия на  предприятие. Создание условий  для  раскрытия  значения хлеба,  важности труда  земледельца. Понимание значения хлеба  в жизни человека;  важности труда  земледельца. Составление  небольшого рассказа по  теме. Воспитание уважительного  отношения к своей стране. Умение сотрудничать в  совместном решении  проблемы, искать  информацию. Создание условий для  знакомства  с  профессиями людей,  работающих на  хлебозаводе; с  последовательностью  производства хлеба; с  Называние профессий  людей, работающих на  хлебозаводе; знание   последовательности  производства хлеба;   машин, помогающих  производить хлеб.  Воспитание уважительного  отношения к своей стране. Умение соотносить  информацию с имеющимися  знаниями. Владение методами  представления полученной  информации  (моделирование,  конструирование,  рассуждение, описание и  др.). Способность применять для  решения учебных и  практических задач  различные умственные  операции (сравнение,  обобщение, анализ,  доказательства и др.). Владение способами  организации, планирования  различных видов  деятельности  (репродуктивной,  поисковой,  исследовательской,  творческой), понимание  специфики каждой. Способность в связной,  логически целесообразной  форме речи передать  результаты изучения  объектов окружающего  мира.  Владение рассуждением,  описанием, повествованием. 28. 29. 30. 31. 32. Все профессии важны.  Виртуальная  экскурсия в  учреждение быта. Урок закрепления  и систематизации  знаний. О  труде фермера и  экономиста,  программиста. Урок­диалог. Города России.  Москва. Экскурсия в  краеведческий музей. Урок­экскурсия. Древние города  России. Урок­проект. машинами,  помогающими  производить хлеб. Обобщение знаний о  значении труда в  жизни человека. Составление небольшого  рассказа по теме. Осознание значения труда  в жизни человека. Умение  составлять небольшой  рассказ по теме. Создание условий для знакомства  с  профессиями фермера,  экономиста,  программиста;  выяснить, какие знания  необходимы людям  этих профессий, для  чего они нужны. Создание условий  для  знакомства  с  историей  становления Москвы, с основателем  Москвы – Юрием  Долгоруким. Создание условий  для знакомства  с  историей  возникновения  Владимира и  Великого Новгорода. Понимание, для чего  нужны разные профессии,  какие качества  необходимы людям этих  профессий.  Умение называть  несколько профессий. Понимание и  воспроизведение  некоторых фактов из  истории становления  Москвы. Составление  небольшого рассказа об  основателе Москвы –  Юрии Долгоруком. Понимание и  воспроизведение  некоторых фактов из  истории возникновения  Владимира и Великого  Новгорода. Составление  небольшого рассказа по  теме. Умение соотносить  информацию с имеющимися  знаниями. Воспитание  толерантности к людям,  независимо от возраста,  национальности,  вероисповедания. Умение сотрудничать в  совместном решении  проблемы, искать  информацию. Воспитание  толерантности к людям,  независимо от возраста,  национальности,  вероисповедания. Понимание особой роли  России в мировой истории.  Воспитание чувства гордости  за национальные достижения.  Умение сотрудничать в  совместном решении  проблемы, искать  информацию. Формирование понимания  особой роли  многонациональной России в  развитии общемировой  культуры. Умение соотносить  информацию с имеющимися  знаниями. Урок­ исследование. Мы – граждане России. Народы России.  Виртуальная  экскурсия в музей  народов России. Создание условий  для  знакомства  с  понятиями:  «Конституция»,  «права граждан»,  Осознание понятия:  «Конституция», «права  граждан», «права детей»,   название нашей страны –  Российская Федерация.  Формирование основ  российской гражданской  идентичности. Формирование  понимания особой роли  многонациональной России в  Владение способами  получения, анализа и  обработки информации  (обобщение, классификация, сериация,  чтение).  Владение методами  представления полученной  информации  (моделирование,  конструирование,  рассуждение, описание и  др.). Способность применять для  решения учебных и  практических задач  различные умственные  операции (сравнение,  обобщение, анализ,  доказательства и др.). Владение способами  организации, планирования  различных видов  деятельности  (репродуктивной,  поисковой,  исследовательской,  творческой), понимание  специфики каждой. Владение рассуждением,  описанием, повествованием. Способность в связной,  логически целесообразной  форме речи передать  результаты изучения  объектов окружающего 33. 34. 35. 36 Проверочная  работа. Контрольный  урок. Солнечная  система. Урок вхождения в  новую тему. Земля – планета  Солнечной системы. Урок­ исследование Глобус – модель  Земли. Урок вхождения в  новую тему. Знание несколько   национальностей россиян.  Составление небольшого  рассказа по теме. современном мире. Умение  сотрудничать в совместном  решении проблемы, искать  информацию. мира.  «права детей», с  названием нашей  страны – Российская  Федерация. Создание  условий для   знакомства  с  разными  национальностями  людей, живущих в  России. Проверка качества  усвоения  программного  материала и  достижения  планируемых  результатов. Достижение  запланированных  результатов обучения. Способность успешно  осуществлять учебную  деятельность. Мы — жители Земли Понимание понятия  «Солнечная система».  Умение назвать несколько  признаков отличия Земли  от других планет. Умение соотносить  информацию с имеющимися  знаниями. Формирование  основ экологической  культуры. Воспроизведение.  Названий планет  Солнечной системы,  условий жизни на Земле.  Составление небольшого  рассказа по  теме. Осознание, что глобус  является моделью Земли. Умение находить  несколько географических  объектов на глобусе. Умение соотносить  информацию с имеющимися  знаниями. Формирование  основ экологической  культуры. Умение соотносить  информацию с имеющимися  знаниями. Понимание  ценности любой жизни. Создание условий  для  знакомства  с  понятием «Солнечная система», с отличием  Земли от других  планет. Создание условий  для  знакомства  с  планетами Солнечной системы, с условиями жизни на Земле. Практическая работа  с глобусом.  Формирование  представления детей  о глобусе как о  модели Земли,  расширить знания о  формах земной  поверхности ­ морях,  суше. Способность в связной,  логически целесообразной  форме речи передать  результаты изучения  объектов окружающего  мира.  Владение методами  представления полученной  информации  (моделирование,  конструирование,  рассуждение, описание и  др.). Способность применять для  решения учебных и  практических задач  различные умственные  операции (сравнение,  обобщение, анализ,  доказательства и др.). Способность применять для  решения учебных и  практических задач  различные умственные  операции (сравнение,  обобщение, анализ,  доказательства и др.). 37 Царства живой  природы. Бактерии. Урок вхождения в  новую тему. 38 Грибы. Урок вхождения в  новую тему. Жизнь животных. Какие животные живут на Земле. Урок­диалог. 39. 40. 41. 42. Создание условий  для  систематизации  знаний детей о  царствах природы.  Создание условий  для формирования  первоначальных  представлений о  бактериях. Создание условий  для  систематизации  знаний детей о  царствах природы.  Создавать условия  для формирования  первоначальных  представлений о  грибах. Создание условий  для  знакомства  с  царствами живой  природы; уточнить  знания об основных  качествах животных. Понимание, что в природе  есть большие разделы –  царства. Умение называть  некоторые из царств  природы. Умение сотрудничать в  совместном решении  проблемы, искать  информацию. Понимание  ценности любой жизни. Понимание, как устроен  гриб. Умение называть  несколько съедобных и  несъедобных грибов. Умение   сотрудничать   в группе, в паре. Называние царств живой  природы. Составление  небольшого рассказа по  теме. Умение соотносить  информацию с имеющимися  знаниями. Понимание  ценности любой жизни. Способность применять для  решения учебных и  практических задач  различные умственные  операции (сравнение,  обобщение, анализ,  доказательства и др.). Владение методами  представления полученной  информации  (моделирование,  конструирование,  рассуждение, описание и  др.). Владение способами  организации, планирования  различных видов  деятельности  (репродуктивной,  поисковой,  исследовательской,  творческой), понимание  специфики каждой из них. Способность в связной,  логически целесообразной  форме речи передать  результаты изучения  объектов окружающего  мира.  Владение рассуждением,  описанием, повествованием. Как животные  воспринимают мир. Урок­проект. Как животные  защищаются,  питаются, строят  жилища. Урок­квест. Создание условий  для  систематизации  знаний детей о  животных леса, об их  образе жизни. Называние и узнавание  животных, с которыми  можно встретиться в лесу.  Составление небольшого  рассказа по теме. Умение сотрудничать в  совместном решении  проблемы, искать  информацию. Понимание  ценности любой жизни.  Создание условий  для  знакомства  с  питанием и  жизненными  условиями животных. Знание, как питаются,  живут и защищаются  животные. Составление  небольшого рассказа по  теме. Умение сотрудничать в  совместном решении  проблемы, искать  информацию. Понимание  ценности любой жизни.  Как животные  воспитывают  Урок­проект. Создание условий  для знакомства  с  Понимание, как некоторые  животные воспитывают  Умение сотрудничать в  совместном решении  Владение способами  получения, анализа и 43. 44. 45. 46. своих детёнышей. проблемы, искать  информацию. Понимание  ценности любой жизни. обработки информации  (обобщение, классификация,  сериация, чтение). Осознание разнообразия  растительного  мира.  Умение сотрудничать в  совместном решении  проблемы, искать  информацию. Понимание  ценности любой жизни. Владение методами  представления полученной  информации  (моделирование,  конструирование,  рассуждение, описание и  др.). Способность применять для  решения учебных и  практических задач  различные умственные  операции (сравнение,  обобщение, анализ,  доказательства и др.). Владение способами  организации, планирования  различных видов  деятельности  (репродуктивной,  поисковой,  исследовательской,  творческой), понимание  специфики каждой из них. Способность в связной,  логически целесообразной  форме речи передать  результаты изучения  объектов окружающего  мира.  Владение рассуждением,  описанием, повествованием. особенностями  воспитания  животными своих  детенышей и  играми с  потомством. Создание условий  для  знакомства  с  разнообразием  растений: водоросли,  хвойные, лишайники,  цветковые. Урок изучения  нового  материала. потомство. Жизнь растений. Какие бывают  растения. Практическая работа с натуральными  объектами,  гербариями, муляжами (редкие растения  нашей местности). Органы растения и их  значение для его  жизни. Практическая  работа с  гербариями  (части растений). Урок­ исследование. Создание условий  для  знакомства  с  частями растения  (листья, корень,  стебель, цветы,  плоды). Называние частей  растения. Составление  небольшого рассказа по  теме. Умение сотрудничать в  группе, в паре. Что такое лес?  Экскурсия. . Урок­экскурсия Обобщение знаний   учащихся о  растениях, о лесе как  многоэтажном доме. Составление небольшого  рассказа по теме. Умение сотрудничать в  группе, в паре. Формирование основ экологической  культуры. Как развиваются  растения. Урок применения  знаний на  практике. 47. Деревья леса.  Урок­ исследование. Организация  практической работы  по выращиванию  растения из семян,  наблюдение за их  ростом и развитием. Организация   знакомства  с  «паспортом» дерева  Практические умения  выращивать растения из  семян, наблюдать за их  ростом и развитием. Умение сотрудничать в  группе, в паре. Понимание  ценности любой  жизни. Понимание,  что такое  «паспорт» дерева. Умение сотрудничать в  совместном решении  проблемы, искать 48. Кустарники леса. Урок­наблюдение. 49. 50. Урок применения  знаний на  практике. Урок­игра. Травянистые растения. Практическая работа с натуральными  объектами,  гербариями,  муляжами. Лесная аптека. Практическая работа с натуральными  объектами,  гербариями, муляжами (растения леса). 51. Звери леса. Урок­загадка. и его  особенностями. Создание условий  для формирования  представлений о  втором ярусе леса  (кустарниках). Обобщение знаний  детей о растениях, о  лесе как  многоэтажном доме. Организация  знакомства с   некоторыми  лекарственными  растениями,  ядовитыми и  съедобными грибами. Создание условий  для знакомства   учеников с хищными  животными леса и их  повадками. Осознание того, что второй ярус леса – кустарники.  Составление небольшого  рассказа по теме. Понимание, что такое   травянистые растения. информацию. Понимание  ценности любой жизни. Умение сотрудничать в  совместном решении  проблемы, искать  информацию. Понимание  ценности любой жизни. Умение сотрудничать в  группе, в паре. Понимание  ценности любой  жизни. Называние некоторых   лекарственных растений и  съедобных грибов. Умение сотрудничать в  группе, в паре; искать  информацию. Формирование  основ экологической  культуры. Воспроизведение названий  некоторых хищных  животных и знание   некоторых их повадок.  Составление небольшого  рассказа по теме. Умение соотносить  информацию с имеющимися  знаниями. Понимание  ценности любой жизни. Владение способами  получения, анализа и  обработки информации  (обобщение, классификация, сериация,  чтение).  Владение методами  представления полученной  информации  (моделирование,  конструирование,  рассуждение, описание и  др.). Способность применять для  решения учебных и  практических задач  различные умственные  операции (сравнение,  обобщение, анализ,  доказательства и др.). Владение способами  организации, планирования  различных видов  деятельности  (репродуктивной, поисковой,  исследовательской,  творческой), понимание  специфики каждой из них. 52. 53. Проверочная  работа. Контрольный  урок. Оценить результаты  освоения программы. Достижение необходимых  результатов освоения  программы.  Способность успешно  осуществлять учебную  деятельность. Птицы – лесные  жители. Ужи –  обитатели леса. Урок­вопрос. Создание условий  для знакомства   детей с лесными  птицами, с голосами  лесных птиц, с  особенностями их  поведения.  Познакомить детей с  Воспроизведение названий  нескольких лесных птиц,  их голосов, некоторых  особенностей поведения.  Составление небольшого  рассказа по теме. Умение соотносить  информацию с имеющимися  знаниями. Понимание  ценности любой жизни. Способность в связной,  логически целесообразной  форме речи передать  результаты изучения объектов окружающего мира. Владение  рассуждением, описанием,  повествованием. 54. Насекомые леса. Урок­ исследование. многочисленным  семейством  пресмыкающихся, их  особенностями  внешнего вида и  повадками.  Создание условий  для знакомства  с  насекомыми, их  особенностями и  внешним видом,   повадками. Называние и узнавание  нескольких  насекомых,  особенности внешнего  вида, повадки.  Составление небольшого  рассказа по теме. Умение соотносить  информацию с имеющимися  знаниями. Понимание  ценности любой жизни. Мы пришли в лес.  Экскурсия. Урок­экскурсия. Создание условий  для знакомства  с  правилами поведения в лесу Понимание и  воспроизведение  нескольких правил  поведения в лесу. Умение соотносить  информацию с имеющимися  знаниями. 55. 56. Путешествие  капельки. Урок­сказка. 57. Свойства воды. Урок­ исследование. 58. 59. Рыбы – обитатели  водоёмов. Урок­проект. Урок­экскурсия. Пресный водоём.   Обитатели пресных  водоёмов.  Экскурсия на  водоем. Создание условий  для знакомства  с  состояниями воды  (жидкое, твёрдое,  газообразное),  круговоротом воды в  природе. Создание условий  для знакомства   детей со свойствами  воды, с различным её  состоянием. Создание условий  для  знакомства  с  обитателями  водоёмов (рыбы), с  образом их жизни. Создание условий  для знакомства  с  животным миром  пресных водоемов, с  особенностями  Осознание  и понимание,  что в природе существуют  три состояния воды  (жидкое, твёрдое,  газообразное). Понимание,  что такое круговорот воды  в природе. Понимание и  воспроизведение свойств  воды, различные её  состояния. Узнавание и называние  нескольких обитателей  водоёмов (рыбы), знание  некоторых особенностей  их образа жизни. Узнавание и называние  нескольких обитателей  пресных водоёмов, знание  некоторых особенностей  их образа жизни,  Умение сотрудничать в  группе, в паре; искать  информацию. Понимание  ценности любой жизни. Умение сотрудничать в  группе, в паре; искать  информацию. Формирование  основ экологической  культуры. Умение соотносить  информацию с имеющимися  знаниями. Понимание ценности любой  жизни. Владение методами  представления полученной  информации  (моделирование,  конструирование,  рассуждение, описание и  др.). Способность применять для  решения учебных и  практических задач  различные умственные  операции (сравнение,  обобщение, анализ,  доказательства и др.). Владение способами  организации, планирования  различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой,  исследовательской,  творческой), понимание  специфики каждой из них. Способность в связной,  логически целесообразной  форме речи передавать  результаты изучения  объектов окружающего  мира.  Владение рассуждением,  описанием, повествованием. Владение способами  получения, анализа и  обработки информации  (обобщение, классификация,  сериация, чтение). 60. 61. 62. 63. питания и обитания  животных. Урок­ исследование. Создание условий  для знакомства с  животным и  растительным миром  болот. Комбинированный  урок. Комбинированный  урок. Создание условий  для  знакомства  с  растительным миром  луга, с  особенностями жизни луга. Создание условий  для  знакомства   детей с растительным и животным миром  полей. Комбинированный  урок. Создание условий  для  знакомства   детей с растительным и животным  миром  сада. приспособления к водной  среде обитания. Умение  называть нескольких  представителей животного  и растительного мира  пресного водоема. Узнавание и называние  нескольких обитателей   болота, знание некоторых  особенностей их образа  жизни, приспособления к  среде обитания. Умение   называть нескольких   представителей животного  и растительного мира  болот. Узнавание и называние  нескольких обитателей  луга, знание некоторых  особенностей их образа  жизни, приспособление к  среде обитания. Умение  называть нескольких  представителей животного  и растительного мира луга. Узнавание и называние  нескольких обитателей   поля, знание некоторых  особенностей их образа   жизни, приспособление к  среде обитания. Умение  называть нескольких  представителей животного и  растительного  мира поля. Узнавание и называние  нескольких обитателей   сада, знание некоторых  особенностей их образа   жизни, приспособление к  среде обитания. Умение   называть нескольких   представителей животного  Болото – естественный водоём.  Практическая работа с натуральными  объектами,  гербариями, муляжами (растения водоема). Растения и животные  луга. Виртуальная  экскурсия на луг. Практическая работа с натуральными  объектами,  гербариями, муляжами (растения  луга). Растения и животные  поля. Виртуальная  экскурсия в поле. Практическая работа с натуральными  объектами,  гербариями, муляжами (растения поля). Растения и животные  сада. Виртуальная  экскурсия в сад. Практическая работа с натуральными  объектами,  гербариями, муляжами (растения сада). Умение соотносить  информацию с имеющимися  знаниями. Формирование  основ экологической  культуры. Владение методами  представления полученной  информации  (моделирование,  конструирование,  рассуждение, описание и  др.). Умение искать нужную  информацию. Формирование  основ экологической  культуры. Умение искать нужную  информацию. Формирование  основ экологической  культуры. Умение искать нужную  информацию. Формирование  основ экологической  культуры. Способность применять для  решения учебных и  практических задач  различные умственные  операции (сравнение,  обобщение, анализ,  доказательства и др.). Владение способами  организации, планирования  различных видов  деятельности  (репродуктивной,  поисковой,  исследовательской,  творческой), понимание  специфики каждой из них. Способность в связной,  логически целесообразной  форме речи передавать  результаты изучения  объектов окружающего  мира. и растительного  мира  сада. Узнавание и называние  нескольких  представителей Красной  книги. Составление  небольшого рассказа по  теме. Достижение необходимого  результата обучения по  программе во втором  классе. Закрепление достигнутого  результата обучения по  программе во втором  классе. Создание условий  для  знакомства  с представителями  Красной книги. Проверка качества  усвоения  программного  материала и  достижения  планируемых  результатов. Создание условий  для обобщения  и  систематизации  знаний учащихся  по  окружающему миру. 64. 65. 66. Будем беречь  природу. Урок – защита  проектов. Проверочная  работа. Контрольный  урок. Будем беречь нашу  Землю. Урок­праздник. 67­68 Резерв 4. Требования к уровню подготовки учащихся Умение соотносить  информацию с имеющимися  знаниями. Формирование  основ экологической  культуры. Владение рассуждением,  описанием, повествованием. Способность успешно  осуществлять учебную  деятельность. Владение способами  получения, анализа и  обработки информации. Формирование экологической культуры.   основ Владение методами  представления полученной  информации  (моделирование,  конструирование,  рассуждение, описание и  др.). К концу обучения во втором классе учащиеся научатся: — составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. — называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка; — оценивать жизненную или представленную в художественном произведении ситуацию с точки зрения этики и правил нравственности; — различать (соотносить) прошлое­настоящее­будущее; год­век (столетие); соотносить событие с его датой; — кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); — называть отличия Земли от других планет Солнечной системы; — называть царства природы; — описывать признаки животного и растения как живого существа; — моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания; — различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды; — устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества; — описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ; — сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания. К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться: — «читать» информацию, представленную в виде схемы; — воспроизводить в небольшом рассказе­повествовании (рассказе­описании) изученные сведения из истории Древней Руси; — ориентироваться   в   понятиях:    Солнечная    система;    сообщество,   деревья­кустарники­травы, лекарственные и ядовитые растения;  плодовые и ягодные культуры»; — проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой); приводить примеры из Красной книги России (своей местности). Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников. Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это: ­готовность и способность к саморазвитию и самообучению; ­достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; ­личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это: ­формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения; ­воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания; ­понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; ­формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач: ­осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; ­обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе; ­овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение); ­использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; ­расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению  метапредметных   результатов  естественнонаучного   и   обществоведческого   образования.   Достижения   в   области   метапредметных результатов   позволяет   рассматривать   учебную   деятельность   как   ведущую   деятельность   младшего   школьника   и   обеспечить   формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание   которого   определяет   круг   общеучебных   и   универсальных   умений,   успешно   формирующихся   средствами   данного   предмета.   Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия: ­интеллектуальные   как   способность   применять   для   решения   учебных   и   практических   задач   различные   умственные   операции   (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); ­регулятивные   как   владение   способами   организации,   планирования   различных   видов   деятельности   (репродуктивной,   поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; ­коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. Особое   место   среди   метапредметных   универсальных   действий   занимают   способы  получения,   анализа   и   обработки   информации   (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). 5. Характеристика контрольно­измерительных материалов По учебному плану на изучение окружающего мира во 2 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.  По программе – 2 часа в неделю, 68 часов в  год. Из них на проведение: ­ проверочной работы – 4 ч.      Проверочная работа № 1 «Органы чувств человека. Его здоровье»»    Проверочная работа № 2 «Россия — твоя Родина» Проверочная работа № 3 «Солнечная система. Жизнь на Земле». Проверочная работа № 4 «Жизнь на Земле». ­ итоговой контрольной работы (комплексной) – 1 ч. ­ экскурсий – 13 ч. ­ практических работ – 12ч. Проект – 1ч №  Наименование Экскурсии Практическая работа Проверочная работа раздела 1. Введение. Что  окружает человека 2. Кто ты такой 3. Кто живет рядом с  тобой 4. Россия — твоя  Родина 5. Мы — жители  Земли Экскурсия №1 в исторический музей. Виртуальная экскурсия № 2 в художественный музей. Виртуальная экскурсия № 3 в места  сельскохозяйственного труда. Экскурсия № 4 на предприятие. Виртуальная экскурсия № 5 в  учреждение быта. Экскурсия  № 6 в краеведческий  музей. Виртуальная экскурсия  № 7 в музей  народов России. Экскурсия № 8 «Лес». Экскурсия № 9 «Правила поведения  в лесу».  Экскурсия № 10 «Водоем». Виртуальная экскурсия № 11 «Луг». Виртуальная экскурсия № 12 «Поле». Виртуальная экскурсия № 13  «Сад». Практическая работа № 1 «Составление режима дня для будней и выходных». Практическая работа № 2 с натуральными объектами, гербариями, муляжами «Съедобные и ядовитые грибы». Практическая работа № 3 «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах». Проверочная работа № 1 «Органы чувств человека. Его здоровье»» Практическая работа № 4: «Составление семейного «древа». Проверочная работа № 2 «Россия — твоя Родина» Практическая работа  № 5 с натуральными объектами, гербариями, муляжами «Редкие растения нашей мест­ Проверочная работа № 3 «Солнечная система. Жизнь на Земле». Проверочная работа № 4 «Жизнь на Земле». ности». Практическая работа № 6 с гербариями «Части растений». Практическая работа № 7 с натуральными объектами, гербариями, муляжами «Растения леса». Практическая работа № 8 с натуральными объектами, гербариями, муляжами «Лекарственные растения леса». Практическая работа  № 9 с натуральными объектами, гербариями, муляжами «Растения водоема». Практическая работа № 10 с натуральными объектами, гербариями, муляжами «Растения луга». Практическая работа  № 11 с натуральными объектами, гербариями, муляжами «Растения поля». Практическая работа № 12 с натуральными объектами, гербариями, муляжами «Растения сада». 6. Учебно – методическое обеспечение Методические и учебные пособия 1. Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир» 2 класс Учебник для  учащихся общеобразовательных учреждений; в 2 ч М.: «Вентана – Граф», 2012). 2. Н. Ф. Виноградова, Окружающий мир: 2 класс: рабочая  тетрадь; ­ М.: Вентана­Граф, 2012 3. Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир». Методические  комментарии ­ М.: Вентана­Граф, 2012 4.Электронный образовательный ресурс 2 класс Окружающий  мир ­ М.: Вентана­Граф, 2011 Оборудование и приборы 1. Физическая карта 2. Глобусы 3. Ножницы 4. Клей 5. Цветные карандаши Дидактический материал 1. Энциклопедия «Мир вокруг нас» (CD – диск) 2. Программа «Природа и человек» (CD – диск) 3. Презентации: Глобус ­ модель земного шара Холмы и овраги  Формы поверхности Земли Компас Вода – необыкновенное вещество Свойства воды в жидком состоянии  Свойства воды в твердом состоянии  Термометр и его устройство Почему воду надо беречь? Воздух – это смесь газов Ветер Горные породы Полезные ископаемые    Что такое минералы? Почва и её свойства     Лес и его обитатели Поле и его обитатели     Пресные водоемы и его обитатели Болото и его обитатели Значение лесов Луг и человек         Дары рек и озёр Человек­защитник природы          Золотое кольцо Путешествие по Санкт­Петербургу  Достопримечательности родного края                                    7. Список литературы 1. Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир» 2 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; в 2 ч М.: «Вентана – Граф», 2012). 2. Н. Ф. Виноградова, Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь; ­ М.: Вентана­Граф, 2012 3. Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир». Методические комментарии ­ М.: Вентана­Граф, 2012 4.Электронный образовательный ресурс 2 класс Окружающий мир ­ М.: Вентана­Граф, 2011

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018