Рабочая программа по окружающему миру
Оценка 4.8

Рабочая программа по окружающему миру

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
01.05.2018
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 класса по УМК "Школа России" составлена на ос:нове: федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования школы (протокол педагогического совета №13 от 28.09.2015г.рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс УМК " Школа России"
Окружающий мир!!!!.doc
Календарно­тематическое планирование по окружающему миру. Пояснительная записка   Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для начального общего образования составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 373 от 6 октября 2009 года; зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрация № 17785); Примерной образовательной программы начального общего образования, 2015г.; Основной образовательной программы начального общего образования школы (протокол педагогического совета № 13 от 28.09.2015г.); программы Плешакова А.А. «Окружающий мир » 1­ 4 классы изд., Москва, «Просвещение» 2011г. Нормативная база:  закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;   Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы  общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России  от 20.08.2008  № 241, от 30.08.2010  № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);  Приказ   Минобрнауки   России   от   26   ноября   2010   года   №1241   «О   внесении   изменений   в   федеральный   государственный образовательный   стандарт   начального   общего   образования,   утверждённый   приказом   Министерства   образования   и   науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.№373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707);  Приказ  Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области  № 1381 от 31.08.2010 года «О введении   федерального   образовательного   стандарта   начального   общего   образования   образовательных   учреждениях, расположенных на территории Новосибирской области;  Приказа Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный   стандарт   начального   общего   образования,   утверждённый   приказом   Министерства   образования   и   науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» (зарегистрирован 11 февраля 2013 г., регистрационный номер 26993);  Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт   начального   общего   образования,   утвержденный   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;      Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской   Федерации   от   06.10.2009   №   373   «Об   утверждении   и   введении   в   действие   федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования»;  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 "Об утверждении СанПиН   2.4.2.2821­10   "Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных учреждениях" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 №19993);   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации   от 31.03.2014г. №253 "Об утверждении федерального   к   использованию   при   реализации   имеющих   государственную   аккредитацию перечня   образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;     учебников,   рекомендуемых    Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области   № 1573 от 01.07.2014 года «Об   утверждении     регионального   базисного   учебного   плана   для   государственных   и   муниципальных     образовательных организаций, реализующих программы основного общего   и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2014­ 2015 учебный год».  Общая характеристика курса учебного предмета Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер,    соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками,   обеспечивает целостное и системное видение мира его важнейших взаимосвязях.  Цели изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе  ­ формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.   ­духовно­нравственное  развитие  и воспитание  личности  гражданина  России  в условиях  культурного и конфессионального многообразия российского общества                        Значение   курса   «Окружающий   мир»   состоит   также   в   том,   что   ходе   его   изучения   школьники   овладевают   практико­ ориентированными   знаниями   для   развития   их   экологической   и   культурологической   грамотности   и   соответствующих   ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др. Предмет   «Окружающий   мир»   помогает   ученику   в   формировании   личностного   восприятия,   эмоционально­положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.  Знакомство   с  началами  естественных   и  социально­гуманитарных  наук  в   их  единстве   и  взаимосвязях   дает  ученику  ключ   к осмыслению   личного   опыта,   позволяет   найти   свое   место   в   ближайшем   окружении,   прогнозировать   направление   своих   личных интересов.  Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения   и   представлены   в   примерной   программе   содержательными   блоками   «Человек   и   природа»,   «Человек   и   общество», «Правила  безопасной  жизни». Ценностные ориентиры содержания курса  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий.  Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно­нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно­ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно­ и социально­нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Место предмета в учебном плане  На изучение курса «Окружающий мир» на уровне начального образования отводится 270 часов (2 часа в неделю в 1­4  классах) Классы Количество часов в неделю Количество учебных недель 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого: 2 2 2 2 8 33 34 34 34 135 Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются: Результаты изучения учебного предмета Всего часов  за учебный год 66 68 68 68 270 осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;  осознание  и   принятие  базовых   общечеловеческих   ценностей,   сформированность  нравственных  представлений  и   этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;   установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.   уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;  способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;  осознание себя жителем планете Земля, чувство ответственности за сохранение её природы. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:  способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;  осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);  способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.  Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:  усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;  умение   наблюдать,   исследовать   явления   окружающего   мира,   выделять   характерные   особенности   природных   объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; сформированность   целостного,   социально­   ориентированного   взгляда   на   окружающий   мир   в   его   органичном   единстве   и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение основами экологической грамотности, элементарны правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; понимание роли и значения родного края в природе и историко­культурном наследии России; понимание особой роли России, в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед. Содержание курса Человек и природа Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).  Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены  времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода,   ее   составляющие   (температура   воздуха,   облачность,   осадки,   ветер).   Наблюдение   за   погодой   своего   края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес,   луг,   водоем   –   единство   живой   и   неживой   природы   (солнечный   свет,   воздух,   вода,   почва,   растения,   животные). Круговорот   веществ.   Взаимосвязи   в   природном   сообществе:   растения   –   пища   и   укрытие   для   животных;   животные   – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Природные   зоны   России:   общее   представление,   основные   природные   зоны   (климат,   растительный   и   животный   мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное   и   отрицательное   влияние   деятельности   человека   на   природу   (в   том   числе   на   примере   окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители   растений   и   животных   Красной   книги.   Посильное   участие   в   охране   природы.   Личная   ответственность   каждого человека за сохранность природы. Общее представление о строении тела человека.  Системы органов (опорно­двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Человек и общество Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно­нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Человек   –   член   общества,   носитель   и   создатель   культуры.   Понимание   того,   как   складывается   и   развивается   культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп:   проявление   уважения,   взаимопомощи,   умения   прислушиваться   к   чужому   мнению.   Внутренний   мир   человека:   общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание   посильной   помощи   взрослым.   Забота   о   детях,   престарелых,   больных   –   долг   каждого   человека.   Хозяйство   семьи. Родословная.   Имена  и   фамилии   членов   семьи.   Составление   схемы   родословного   древа,   истории   семьи.   Духовно­нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший   школьник.   Правила   поведения   в   школе,   на   уроке.   Обращение   к   учителю.   Оценка   великой   миссии   учителя   в культуре   народов   России   и   мира.   Классный,   школьный   коллектив,   совместная   учеба,   игры,   отдых.   Составление   режима   дня школьника. Друзья,   взаимоотношения   между   ними;   ценность   дружбы,   согласия,   взаимной   помощи.   Правила   взаимоотношений   со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села.  Наземный, воздушный и водный  транспорт. Правила  пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио­ и видеочаты, форум. Средства   массовой   информации:   радио,   телевидение,   пресса,   Интернет.   Избирательность   при   пользовании   средствами массовой информации в целях сохранения духовно­нравственного здоровья. Наша   Родина   –   Россия,   Российская   Федерация.   Ценностно­смысловое   содержание   понятий   «Родина»,   «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент   Российской   Федерации   –   глава   государства.   Ответственность   главы   государства   за   социальное   и   духовно­ нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно­нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт­Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности;   музеи,   театры,   спортивные   комплексы   и   пр.   Особенности   труда   людей   родного   края,   их   профессии. Названия разных народов,  проживающих  в данной  местности, их  обычаи, характерные  особенности быта.  Важные  сведения  из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные   исторические   периоды:   Древняя   Русь,   Московское   государство,   Российская   империя,   СССР,   Российская   Федерация. Картины быта, труда, духовно­нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко­культурного наследия своего края. Страны   и   народы   мира.   Общее   представление   о   многообразии   стран,   народов,   религий   на   Земле.   Знакомство   с   3–4 (несколькими)   странами   (с   контрастными   особенностями):   название,   расположение   на   политической   карте,   столица,   главные достопримечательности. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха врежиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращенияс газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. В 1 классе на изучение  предмета «Окружающий мир» отводится 66 часов (из расчета 2 часа в неделю). Введение (9 ч, из них 6 ч на экскурсии) Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. ЧТО  И  КТО? (18 ч) Содержание программы. 1кл Что можно увидеть на небе днем и ночью? Солнце, его форма. Облака, их состав; красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можно.увидеть под ногами? Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк.Что растет на подоконнике и клумбе? Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево? Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по усмотрению учителя). изучается по усмотрению учителя). Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что   окружает   нас   дома?   Разнообразие   и   назначение   предметов   домашнего   обихода.   Компьютер,   его   части   и   назначение Обучение   безопасному   обращению   с   вещами,   компьютером,   домашними   животными.   Важнейшие   дорожные   знаки,   сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Наш город (село) — часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. КАК, ОТКУДА И  КУДА? (12 ч) Река и море. Куда текут реки? Пресная и соленая вода. Путь   воды   в   наш   дом.   Канализация   и   очистные   сооружения. эоль   электричества   в   быту.   Откуда   в   наш   дом   приходит электричество? Правила безопасного обращения с электроприбора­1И. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед? Как   живут   растения   и   животные?   Знакомство   с   признаками   живого   и   условиями,   необходимыми   для   жизни   организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как  путешествует   письмо?  Откуда берутся  хорошо известные   детям продукты  питания  (например,  шоколад,  изюм,  мед)  и другие? Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду? Как сделать Землю чище? ГДЕ И  КОГДА? (9 ч) Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом? Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров? Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать? Каким может быть окружающий мир в будущем? Зависит ли это от тебя? ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ? (17 ч) Солнце — ближайшая   к  Земле  звезда.   Форма   и  размеры звезд.   Созвездие  Льва.  Луна — естественный  спутник  Земли. Почему на Луне не живут люди? Почему идет дождь и дует ветер? Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо? Как беречь уши? Цвета радуги. Почему радуга разноцветная? Объяснение   названий   растений   и   животных   (медуница,   недотрога,   жук­носорог   и   др.—   по   усмотрению   учителя).   Что   эти названия «рассказывают» о своих хозяевах? Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну. Зачем   нужны   автомобили?   Устройство   автомобиля.   Автомобили   в   прошлом   и   теперь.   Какими   могут   быть   автомобили будущего? Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего     Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос? Искусственные спутники Земли, их   назначение. Космические станции. Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли. Заключение (1ч) Как   мы   находим   ответы   на   свои   вопросы.   Роль   наблюдений,   опытов,   книг,   и   других   источников   информации   в   познании окружающего мира. Содержание программы. 2кл Где мы живем 2 ч  Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна   — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и   т.   д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные     — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома   — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Природа 21 ч  Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце     — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие   бывают   животные:   насекомые,   рыбы,   птицы,   звери;   их   существенные   признаки.   Дикие   и   домашние   животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические   связи   между   растениями   и   животными:   растения —   пища   и   укрытие   для   животных;   животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе. Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека;  знакомство с горными породами и минералами;  распознавание деревьев, кустарников и трав;  знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений;  отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка. Жизнь города и села 12 ч   Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний      адрес. Что   такое   экономика.   Промышленность,   сельское   хозяйство,   строительство,   транспорт,   торговля —   составные   части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии   людей,   занятых   на   производстве.   Труд   писателя,   ученого,   артиста,   учителя,   других   деятелей   культуры   и образования (по усмотрению учителя). Сезонные   изменения   в   природе:   зимние   явления.   Экологические   связи   в   зимнем   лесу.       Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села). Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные   заболевания,   их   предупреждение   и   лечение;   поликлиника,   больница   и   другие   учреждения   здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Здоровье и безопасность 10 ч Меры   безопасности   в   домашних   условиях   (при   обращении   с   бытовой   техникой,   острыми   предметами   и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: отработка правил перехода улицы. Общение 5 ч  Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: отработка основных правил этикета. Путешествия 17 ч  Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение   нашей   страны   на   карте.   Как   читать   карту.   Москва —   столица   России.   Московский   Кремль   и   другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).  Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии:  ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе. Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.                                                        Заключение (1 ч) Содержание программы. 3кл Как устроен мир – 7ч Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их  средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы. Эта удивительная природа – 19ч Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества. Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана  воздуха от загрязнений. Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение  воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды  при ее использовании. Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом  процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности  людей. Охрана почвы. Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений.  Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из  Красной книги России. Охрана растений. Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие.  Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида.  Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из  Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на  мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.  «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы­производители, организмы­потребители и организмы­ разрушители. Роль почвы в круговороте жизни. Мы и наше здоровье –10ч Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.  Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена. Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение). Опорно­двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и  укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.  Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак,  алкоголь, наркотики – враги здоровья. Наша безопасность – 8ч Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа.  Номера телефонов срочных служб. Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие,  предписывающие, информационно­указательные. Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем. Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность. Чему учит экономика – 12ч Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги. Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность  человека.  Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы. Путешествие по городам и странам ­ 12 ч Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и  культуры. Страны, граничащие с Россией ­ наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики.  Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки. Бережное отношение к культурному наследию человечества. Содержание программы. 4кл Земля и человечество (10 ч) Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы. Мир   глазами   географа.   Что   изучает   география.   Изображение   Земли   с   помощью   глобуса   и   географической   карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое   и   настоящее   глазами   эколога.   Представление   о   современных   экологических   проблемах   планеты.   Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Природа России (11 ч) Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта  природных  зон  России.   Особенности   природы   каждой   из   зон.  Взаимосвязи   в  природе,   приспособленность   организмов  к условиям   обитания   в   разных   природных   зонах.   Особенности   хозяйственной   деятельности   людей,   связанные   с   природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу   России.   Необходимость   бережного   отношения   к   природе   в   местах   отдыха   населения.   Правила   безопасного   поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Родной край — часть большой страны (12 ч) Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы   земной   поверхности   в   нашем   крае.   Изменение   поверхности   края   в   результате   деятельности   человека.   Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Страницы всемирной истории (6 ч) Представление   о   периодизации   истории.   Начало   истории   человечества:   первобытное   общество.   Древний   мир;   древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.  Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее   время.   Представление   о   скорости   перемен   в   ХХ в.   Достижения   науки   и   техники.   Осознание   человечеством ответственности за сохранение мира на планете. Страницы истории Отечества (21ч) Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо­западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья   — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв. Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический  подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение  новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв. Россия   в   ХVIII в.   Петр   Первый —   царь­преобразователь.   Новая   столица   России —   Петербург.   Провозглашение   России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в. Россия   в   ХIХ —   начале   ХХ в.   Отечественная   война   1812 г.   Бородинское   сражение.   М. И. Кутузов.   Царь­освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в. Россия в ХХ в. Участие России  в Первой мировой войне. Николай Второй — последний  император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30­е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник. Наша   страна   в   1945—1991 гг.   Достижения   ученых:   запуск   первого   искусственного   спутника   Земли,   полет   в   космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90­е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. . Современная Россия (8 ч) Мы —   граждане   России.   Конституция   России —   наш   основной   закон.   Права   человека   в   современной   России.   Права   и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2018