Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Плешакова для 4 класса по программе "Школа России". Подробная учебная программа, рассчитана на весь учебный год , с пояснительной запиской, целями, задачами, планируемыми результатами, календарно - тематическим планированием по разделам и четвертям. Для удобста вашей работы
окружающий мир.doc
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской
Программа разработана на основе:
1.
Федерации»
2.
Устав МБОУ СОШ №4
3.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября
2009г №373)
Примерная основная общеобразовательная программа начального общего
4.
образования (одобрена решением федерального учебно – методического объединения по
общему образованию, протокол от 8 апреля 2015года №1/15)
5.
22.07.2016«О формировании учебного плана,
образовательными организациями Иркутской области на 20162017 учебный год»
6.
СОШ №4. (Утверждена приказом директора МБОУ СОШ №4 № 48 от 05.05.2011года)
7.
изменений в основной образовательной программе НОО»
8.
Аавторской программы «Окружающий мир» автора А.А.Плешакова, Концепции
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования.
Письмо министерства образования Иркутской области №55 37 7456/16 от
плана внеурочной деятельности
Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ
Приказ директора МБОУ СОШ №4 № 39од от 19.05.2015г «Об утверждении
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,
исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально
гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его
важнейших взаимосвязях.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рациональнонаучного познания и эмоциональноценностного
осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону,
в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и
современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих
ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в
социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических,
исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности,
отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и
народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным
многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие,
без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и
духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе;
её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при
родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности,
рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется
положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее
значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще
ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из
области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в про
грамме каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему,
основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу
отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к
культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно
поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное
освоение различных способов познания окружающего. При этом используются
разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих
единую информационнообразовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений
природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе
исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические
и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с
людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по
охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие
ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на
улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых
результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена
в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации
программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к
которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально
разработанного для начальной школы атласаопределителя; 2) моделирование экологиче
ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) экологоэтическая
деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в
нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая
осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической
этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов
начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание
детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается
постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода
системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми,
начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители
учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные
инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для
домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч
в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас
сы — по 68ч (34 учебные недели).
IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное
сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовнонравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурноценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности.
•
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно и социальнонравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко
культурному наследию, к самому себе и окружающим.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального
общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о
природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть
основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести
целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою
этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального
российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных
ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и
культуры; ознакомятся с началами естественных и социальногуманитарных наук в их
единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и
предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рациональнонаучного
познания и эмоциональноценностного осмысления личного опыта общения с людьми,
обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать
умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать
некоторые причинноследственные связи в окружающем мире и неизбежность его
изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и
культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТсредствами, поиска
информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать
сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие
презентации в поддержку собственных сообщений;
примут и освоят социальную роль учащегося, для которой характерно развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и
личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и
культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила
поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные
нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и
социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойстви проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать
инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в
том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации,
ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных
высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе
и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или
описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости
бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знанияо строении и функционировании организма человека
длясохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по
результатам наблюдений и опытов; использовать при проведении практических
работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием
виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту
(раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и
личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе
познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира
Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические
события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на
«ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе
имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
(семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических
чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания
чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее,
приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной
организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и
сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения;
договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Ступень обучения (класс): начальное общее образование (14 классы).
Количество часов 270 .
№
п/п
1
2
3
4
5
Разделы, темы
Человек и природа.
Человек и общество.
Правила безопасной жизни.
Проверочные работы.
Количество
часов
Примерная
программа
Рабочая
программа
139
89
25
17
270
139
89
25
17
270
Рабочая программа
по классам
1
кл.
38
18
6
4
66
2
кл.
34
21
8
5
68
3
кл.
37
18
9
4
68
4
кл.
30
32
2
4
68
Итого:
V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1 КЛАСС (66 ч)
Введение (1 ч)
Знакомство с учебником и учебными пособиями.
Что и Кто? (20 ч)
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у нас над
головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на
подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие
насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?
Как, откуда и куда? (12 ч)
Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом
приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся
снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда
берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Где и когда (11 ч)
Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые
медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели
велосипед Когда мы станем взрослыми?
Почему и зачем? (22 ч)
Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет
дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы
любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу
мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и
фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем
нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты?
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле
и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»?
2 КЛАСС (68 ч)
Где мы живем? (4 ч)
Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное
небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие
бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и
домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак.
Красная книга.
Жизнь города и села (10 ч)
Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт.
Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода.
Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.
Общение (7 ч)
Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и
пассажиры.
Путешествия (18 ч)
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные
богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль.
Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам.
Страны мира. Впереди лето.
3 КЛАСС (68 ч)
Как устроен мир? (6 ч)
Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и
круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие
растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных.
Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение.
Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ
жизни.
Наша безопасность (7 ч)
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа
и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика (12 ч)
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики.
Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность.
Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.
Путешествия по городам и странам (15 ч)
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс.
В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам
мира.
4 КЛАСС (68 ч)
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга
Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами
эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.
Природа России (10 ч)
Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона
арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У
Черного моря.
Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные
богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах.
Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время
рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история
продолжается сегодня. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов.
Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь
расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты
России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная
война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории
1920 – 1930х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.
Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России.
Такие разные праздники. Путешествие по России.
Современная Россия (9 ч) №
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
Тема урока
Тип урока
Планируемые предметные
результаты освоения
материала
Планируемые
метапредметные
результаты освоения
материала
1 четверть (18 часов)
Раздел «Земля и человечество» (9 часов)
+ 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны» (по усмотрению учителя*)
Мир глазами астронома.
Входная диагностика
Планеты Солнечной
системы. Практическая
работа № 1 «Движение
Земли вокруг своей оси и
вокруг Солнца»
Звёздное небо – Великая
книга Природы.
Практическая работа №2
«Знакомство с картой
звёздного мира»
Мир глазами географа.
Практическая работа №3
«Поиск и показ изучаемых
объектов на глобусе и
географической карте»
Мир глазами историка
Когда и где?
Практическая работа №4
«Знакомство с
историческими картами»
Урок введения в новую
тему
Урокисследование
Урокисследование
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок .
Урок развития умений
и навыков
Иметь общее представление о
строении Солнечной системы,
перечислять планеты в
правильной
последовательности в порядке
удаления от Солнца,
устанавливать причинно
следственные связи между
движением Земли и сменой дня
и ночи, сменой времен года,
моделировать движение Земли
вокруг своей оси и вокруг
Солнца, определять
направление на север по
Полярной звезде, сравнивать
глобус и карту полушарий,
рассказывать о мире с точки
зрения астронома, историка,
географа, определять век, в
котором происходили
исторические события,
различать год, век, арабские и
римские цифры, пользоваться
Работать с дополнительной
литературой, анализировать
представленные в учебнике
схемы, карты, принимать и
сохранять учебную задачу,
оценивать свою деятельность в
групповой и парной работе,
проводить самооценку,
обсуждать предлагаемые
ситуации, определять
правильность выполнения
заданий, аргументировать свою
точку зрения, находить и
выбирать нужную информацию,
готовить сообщения, совершать
с помощью Интернета
виртуальные экскурсии,
работать с терминологическим
словарём, формулировать
выводы, строить
монологические высказывания в
соответствии с заданной темой,
вести диалог, используя 7.
8.
9.
10.
11.
12.
Мир глазами эколога
Сокровища Земли под
охраной человечества.
Всемирное наследие.
Сокровища Земли под
охраной человечества.
Международная Красная
книга. Тест № 1
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
Урокисследование
терминами «историческое
время», «эпоха», «столетие»,
предлагать меры по решению
экологических проблем,
различать объекты Всемирного
природного и культурного
наследия.
различные средства общения,
соотносить свою позицию с
позицией партнера, проводить
наблюдения, объяснять новые
понятия.
+ 1 природная экскурсия из раздела «Родной край – часть большой страны» (по усмотрению учителя*)
Раздел «Природа России» (10 часов)
Проверим себя и оценим
свои достижения по разделу
«Земля и человечество»
Равнины и горы России.
Практическая работа №5
«Поиск и показ на
физической карте равнин и
гор России»
Резервные уроки для
проведения ВПР
Моря, озёра и реки России.
Практическая работа № 6
«Поиск и показ на
физической карте морей,
озёр и рек России»
Природные зоны России.
Практическая работа № 7
«Поиск и показ на карте
природные зоны России»
Комбинированный
урок
Урок развития умений
и навыков
Урокисследование
Находить и показывать на
физической карте России
изучаемые географические
объекты, природные зоны
России, различать формы
земной поверхности, моря
СеверногоЛедовитого, Тихого
и Атлантического океанов,
устанавливать причинно
следственные связи между
освещенностью Солнцем
поверхности Земли и сменой
природных зон, сравнивать
природные зоны, описывать их
характерные особенности,
особенности почв своей
местности, рассказывать об
экологических связях в
конкретной природной зоне,
Принимать и сохранять учебную
задачу, оценивать свою
деятельность в групповой и
парной работе, проводить
самооценку, осуществлять
взаимопроверку, обсуждать
предлагаемые ситуации,
аргументировать свою точку
зрения, находить и выбирать
нужную информацию из
дополнительной литературы,
Интернета, выполнять на
персональном компьютере
задания по теме урока, готовить
сообщения, делать выводы,
составлять рассказ на заданную
тему, используя различные
средства общения, высказывать
предположения, объяснять Урокисследование
новые понятия.
описывать природную зону по
плану, иметь представление об
освоении природных богатств,
о природоохранных
мероприятиях и заповедниках,
знать правила поведения в
лесу, парке, на море.
Урокисследование
Урокисследование
Урокисследование
Урокисследование
13.
14.
15.
16.
17.
Зона арктических пустынь.
Практическая работа №8
«Рассматривание
гербарных экземпляров
растений, выявление
признаков их
приспособленности к
условиям жизни в
Арктике»
Тундра.
Леса России.
Практическая работа
№10 «Рассматривание
гербарных экземпляров
растений, выявление
признаков их
приспособленности к
условиям жизни в зоне
лесов»
Лес и человек.
Проверочная работа №1
Зона степей.
Практическая работа
№11 «Рассматривание
гербарных экземпляров
растений, выявление
признаков их
приспособленности к
условиям жизни в зоне
степей» 18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Урокисследование
2 четверть (14 часов)
Урокисследование
Пустыни. Практическая
работа №12
«Рассматривание
гербарных экземпляров
растений, выявление
признаков их
приспособленности к
условиям жизни в зоне
пустынь»
У Чёрного моря.
Практическая работа
№13 «Рассматривание
гербарных экземпляров
растений, выявление
признаков их
приспособленности к
условиям жизни в зоне
субтропиков» Тест № 2
Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов)
( 2 часа) две экскурсии проведены ранее в соответствии с климатическими условиями региона*
Обобщающий урок. Проверим и
оценим свои достижения Урок
игра "Природные зоны России"
Наш край. Практическая
работа №14 «Знакомство с
картой родного края»
Поверхность нашего края
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
Находить и показывать на
карте России свой регион,
описывать формы земной
поверхности, изготавливать
макеты знакомого участка
поверхности родного края,
разреза почвы, иметь
представление о водных
объектах своего региона, о
полезных ископаемых своего
края, почвах, сравнивать
Проводить наблюдения,
фиксировать результаты
наблюдений, сравнивать их,
принимать и сохранять
учебную задачу, оценивать
свою деятельность в
групповой и парной работе,
выполнять тесты с выбором
ответа, обсуждать
предлагаемые ситуации,
определять правильность
Поверхность нашего края
Экскурсия №3
Водные богатства нашего края
Комбинированный
урок
Урокэкскурсия
Урокисследование изученные полезные
ископаемые, выявлять
экологические связи в лесу, на
лугу, в пресных водоёмах,
предлагать пути решения
экологических проблем,
описывать природные
сообщества по плану,
выявлять зависимость
растениеводства и
животноводства в регионе от
природных условий, различать
зёрна зерновых культур,
породы домашних животных.
выполнения заданий,
аргументировать свою точку
зрения, работать над
проектом, распределять роли,
проводить защиту проекта,
находить и отбирать нужную
информацию, готовить
сообщения, делать выводы,
строить монологические
высказывания в соответствии
с заданной темой, вести
диалог на заданную тему,
используя различные средства
общения, соотносить свою
позицию с позицией партнера,
проводить наблюдения,
объяснять новые понятия.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Наши подземные богатства.
Практическая работа №15
«Рассматривание образцов
полезных ископаемых,
определение их свойств»
Земля кормилица
Экскурсия в лес и на луг
Жизнь леса. Практическая
работа №16 «Рассматривание
гербарных экземпляров
растений леса и их
распознавание»
Жизнь луга. Практическая
работа №17 «Рассматривание
гербарных экземпляров
растений луга и их
распознавание»
Жизнь в пресных водах.
Практическая работа №18
«Рассматривание гербарных
экземпляров растений пресных
вод и их распознавание»
Экскурсия к водоёму.
Растениеводство в нашем крае.
Практическая работа №19
«Рассматривание гербарных
экземпляров полевых культур и
их распознавание»
Урокпрактика
Урок изучения
нового материала
Экскурсия
Урокисследование
Комбинированный
урок
Урокисследование
Урокэкскурсия
Урокисследование
33.
Животноводство в нашем крае
Урокисследование
3 четверть (20 часов) 34.
35.
36.
37.
38.
39.
Урокпроект
Проверим себя и оценим свои
достижения. Промежуточная
диагностическая работа.
Презентация проектов.
Тест № 3
Резервные уроки для
проведения ВПР
Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов)
Начало истории человечества
Мир древности: далёкий и
близкий
Средние века: время рыцарей и
замков
изучения
изучения
Урок
нового материала
Урок
нового материала
Урок изучения
нового материала
Новое время: встреча Европы и
Америки
Новейшее время: история
продолжается сегодня. Тест №
4
Урок изучения
нового материала
Урок изучения
нового материала
Понимать роль археологии в
изучении первобытного
общества, определять по ленте
времени длительность
исторических периодов,
понимать роль появления и
развития письменности и
книгопечатания для развития
человечества, иметь общее
представление о мировых
религиях, рассказывать о
научных открытиях и
технических изобретениях ХХ
и ХХI вв., рассказывать об
особенностях быта людей в
разные исторические эпохи.
Принимать и сохранять
учебную задачу, оценивать
свою деятельность в
групповой и парной работе,
проводить самооценку,
обсуждать предлагаемые
ситуации, выполнять тестовые
задания, определять
правильность выполнения
заданий, аргументировать
свою точку зрения, находить и
отбирать нужную
информацию, работать с
терминологическим словарём,
готовить сообщения, делать
выводы, вести диалог на
заданную тему, соотносить
свою позицию с позицией
партнера, объяснять новые
понятия.
Раздел «Страницы истории России» (20 часов) 40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
Урок изучения
нового материала
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу
«Страницы всемирной истории».
Жизнь древних славян.
Резервные уроки для
проведения ВПР
Во времена Древней Руси
Страна городов
Из книжной сокровищницы
Древней Руси
Трудные времена на Русской
земле
Русь расправляет крылья
Урок изучения
нового материала
Урок формирования
умений и навыков
Урок изучения
нового материала
Урок изучения
нового материала
Урок формирования
умений и навыков
Урок изучения
нового материала
Урок изучения
нового материала
Урокисследование
Урок
изучения
нового материала
Пётр Великий
Урокисследование
Михаил Васильевич Ломоносов Комбинированный
Мастера печатных дел
Патриоты России
Куликовская битва
Иван Третий
урок
Находить и показывать на
исторической карте изучаемые
объекты, различать
географическую и
историческую карты,
рассказывать о жизни древних
славян, иметь представление
об устройстве древнерусского
города, понимать роль
летописей, рукописной книги и
начала книгопечатания в
развитии русской культуры,
рассказывать об особенностях
быта людей в разные
исторические времена,
осознавать роль важных
событий (Ледовое побоище,
Куликовская битва,
Бородинское сражение,
Октябрьская революция,
Великая Отечественная война)
в истории России, понимать
значение освобождения Руси
от монгольского ига, называть
имена наиболее известных
представителей разных
Принимать и сохранять
учебную задачу, оценивать
свою деятельность в
групповой и парной работе,
проводить самооценку,
высказывать предположения,
обсуждать проблемные
вопросы, сравнивать свои
высказывания с текстом
учебника, определять
правильность выполнения
заданий, аргументировать
свою точку зрения, находить и
отбирать нужную
информацию, «читать»
информацию, представленную
на карте или в виде схемы,
готовить сообщения, делать
выводы, строить
монологические высказывания
в соответствии с заданной
темой, вести диалог на
заданную тему, соотносить
свою позицию с позицией
партнера, объяснять новые
понятия. 52.
Екатерина Великая.
Проверочная работа №2
Комбинированный
урок
исторических эпох (в рамках
изученного), рассказывать об
их вкладе в развитие общества
и его культуры, описывать
достопримечательности
Москвы, Петербурга и других
русских городов, осознавать
особую роль России в мировой
истории, различать (называть)
символы царской власти,
государственную символику
современной России (в разные
исторические эпохи), называть
их даты.
4 четверть (16 часов)
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
Отечественная война 1812 года Комбинированный
Страницы истории XIX века
урок
Комбинированный
урок
Комбинированный
Комбинированный
Россия вступает в XX век
Страницы истории 1920 – 1930х
годов
Великая война и Великая
Урок изучения
Победа
нового материала
Великая война и великая Победа Урокисследование
Страна, открывшая путь в
космос.
Тест № 5
Урок изучения
нового материала
Раздел «Современная Россия» (9 часов) 60.
61.
62.
63.
6465.
66.
67.
68.
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу
«Страницы истории России».
Основной закон России и права
человека. Резервные уроки для
проведения ВПР
Мы – граждане России
Славные символы России
Такие разные праздники
Путешествие по России (по
Дальнему Востоку, на просторах
Сибири)
Путешествие по России (по
Уралу, по северу европейской
России)
Проверим себя и оценим свои
достижения за II полугодие.
Итоговая диагностика
Презентация проектов.
Урок изучения
нового материала
Урок изучения
нового материала
Урок
умений и навыков
Урокисследование
Урокпутешествие
развития
Урокпутешествие
Урокконференция
Находить и показывать на
политикоадминистративной
карте РФ края, области,
республики, автономные
округа, города федерального
значения, осознавать, как
права одного человека
соотносятся с правами других
людей, различать права и
обязанности гражданина,
иметь представление о
прерогативах президента,
Федерального собрания и
правительства, различать и
называть символы
современной России, называть
имя президента РФ, различать
праздники государственные,
профессиональные, церковные,
народные, семейные,
рассказывать о разных уголках
России.
Принимать и сохранять
учебную задачу, оценивать
свою деятельность в
групповой и парной работе,
проводить самооценку,
обсуждать предлагаемые
ситуации, определять
правильность выполнения
заданий, аргументировать
свою точку зрения, работать
над проектом, респределять
роли, проводить защиту
проекта, находить и отбирать
нужную информацию,
совершать виртуальные
экскурсии с помощью
Интернета, готовить
сообщения, делать выводы,
строить монологические
высказывания в соответствии
с заданной темой, вести
диалог на заданную тему,
соотносить свою позицию с
позицией партнера, объяснять
новые понятия.
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.