Внеурочное занятие ТРИЗ Изучение агрегатного состояния воды..doc
Володина Ольга Борисовна
МБОУ СОШ № 16
Учитель начальных классов
Занятие по внеурочной деятельности (рабочая программа «ТРИЗ»)
Тема: «Путешествие Капитошки» (Блок «Изучение веществ с помощью ММЧ»)
Цель: Дать представление о воде как о веществе, находящемся в природе в трёх агрегатных состояниях (жидкость, пар, лёд),научить детей
моделировать с помощью ММЧ агрегатное состояние воды.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: Расширить и уточнить представление детей о том, как образуется иней, град, роса, дождь, снег.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, учитывая разные мнения;
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; эстетического отношения к окружающему
миру и самому себе.
Этап занятия
Содержание
I.
Организационный
момент
Настрой на работу
II. Индукция с
выходом на
мотивацию.
1)Вступительное слово
учителя.
2) Определение объекта
исследования или темы
занятия.
Слайд2.
В каплях всё вокруг блестит,
Луг алмазами покрыт.(роса)
Слайд 3
Меня ждали, меня звали.
Технологическая карта
Деятельность учителя
У нас сегодня гости, повернитесь,
улыбнитесь и поздоровайтесь.
Посмотрите друг на друга,
улыбнитесь
и пожелайте друг другу удачи.
Я предлагаю провести занятие в
форме – исследования
(урок творчества)
Что необходимо для того, чтобы
исследование состоялось?
Попробуйте определить объект
нашего исследования?
О чём будем говорить?
Деятельность
учащихся
Учащиеся садятся за
парты, которые
располагаются по
кругу в классной
комнате.
Найти то, что будем
изучать.
Дети отгадывают
загадки и определяют
тему занятия.
О воде.
Результат УУД
Л: выражать
положительное
отношение к процессу
познания
К: аргументировать
свою точку зрения Показался убежали.(дождь)
Слайд 4
Над рекой и над долиной
Повисла белая холстина.
(туман)
Слайд 5
Мы согрели самовар ,
А над чашкой вьётся …(пар)
Слайд 6
Не снег и не лёд,
А серебром деревья уберет.
(иней)
Слайд7.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
на ладони и во рту.
(снег)
Изучение перехода воды из
одного агрегатного
состояния в другое с
помощью ММЧ.
III. Работа по теме
занятия
О трёх состояниях
воды: жидкое, твёрдое
и газообразное.
Капитошка приглашает вас в
увлекательное путешествие, для
изучения состояния воды.
Вы согласны?
Подумайте, как лучше изучить
воду, её превращения.
стихотворение о ВОДЕ
Вы слыхали о воде? Говорят она
везде.
К: высказывать свою
точку зрения,
договариваться и
приходить к общему
решения в совместной
деятельности.
Л: формирование
эстетического
отношения к
окружающему миру.
П: дать представление
о том, как образуется
роса, дождь, снег, иней.
туман.
Р: преобразовывать
практическую задачу в
Превратиться в
меленькие капельки
или в МЧ(маленькие
человечки).
1капелька:
В луже, в море, в
океане,
И в водопроводном
кране.
Как сосулька
замерзает,
В лес туманом
заползает. — атмосферное явление,
Тум наа
скопление воды в воздухе,
образованное мельчайшими
частичками водяного пара (при
температуре воздуха выше −10°
— капельки воды, при
−10..−15° — смесь капелек воды
и кристалликов льда, при
температуре ниже −15° —
кристаллики льда, сверкающие в
солнечных лучах или в свете
луны и фонарей).
Росаа — мелкие капли влаги,
оседающие на растениях, почве
при наступлении утренней
прохлады.
ней Иа
— вид твёрдых
атмосферных осадков.
Представляет собой тонкий
слой кристаллического
водного льда различной
мощности, нарастающего на
поверхности земли и
наземных предметах при
отрицательной температуре
почвы, малооблачном небе и
слабом ветре. Кристаллы
инея при слабых морозах
имеют форму шестиугольных
Мы разделились на три команды не
случайно. Подумайте почему?
ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ слад8
Я каждой команде назову
состояние воды. А вы подумайте
познавательную
2капелька:
Ледником в горах
зовётся,
Лентой серебристой
вьётся.
Средь высоких
стройных елей
Рушится потоком
селей.
3капелька:
На плите у нас
кипит,
Паром чайника
шипит.
Растворяет сахар в
чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что
вода
Наша спутница
всегда!
Вода самое простое
и привычное
вещество на
планете. Но в то же
время таит в себе
множество загадок.
«От воды всё в мире
живо, жизнь –это
одушевлённая вода»,
писал Леонардо да
Винчи. )
Вода самая призм, при умеренных —
пластинок, а при сильных —
тупоконечных игл
Физкультминутка На примере ММЧ дети
моделируют разные вещества
и тела.
III. Работа по теме
занятия.
1) Практическая работа
Составление и показ модели
по предложенному заданию.
как назвать команду.
Задание для команд:
Объясните как образуется вода?
Слайд 9
Как образуется туман? Слайд 10
Как образуется иней? Слайд 11
Как образуется град? Слайд 12
Чем отличается туман, иней, роса
от дождя и снега? Слайд13
Я называю вещество, а вы
показываете его.
ВОДА, КАМЕНЬ, ПАР, ЧАЙ,
ГОРЯЧИЙ ЧАЙ, СТЕКЛО,
МОЛОКО, ГРАНИТ, ГОРЯЧИЙ
БУЛЬОН, ЖЕЛЕЗО,
ДЕРЕВЯННАЯ ПАРТА, ДОСКА.
Каждая команда получает задание.
Ваша задача, подготовиться и
показать
живую модель. Задача других
команд отгадать, задавая умные
вопросы. Чем меньше вопросов, тем
лучше.
2) Социоконструкция
Игра «ДаНетка»
(показ своих загадок о воде )
загадочная
жидкость на земле.
И в то же время
самая простая…
По 3м состояниям
воды.
Коллективно
придумывают название
и высказывают свое
мнение.
Высказывают свое
мнение, приводят
примеры.
Повторяют
Работа в группах
(3 группы)
Каждая группа по
очереди предлагает
свою модель.
Командысоперники
должны отгадать,
Групповая работа.
1 команда показывает
водопад
2 командасосулька
К: формулировать
собственное мнение и
позицию, учитывая
разные мнения.
П: иметь представление
о свойствах веществ, их
молекулярный состав.
Л: проявлять навыки
делового
сотрудничества
Р: планировать свои 3)Социализацияпроцесс
усвоения учеником
социальных норм и
ценностей,
знаний, навыков,
позволяющих ему успешно
функционировать в
обществе.
IV.
Подведение итога.
Метод незаконченных
предложений.
Рефлексия
Награждение
Вам понравилось путешествие с
Капитошкой?
Что вам запомнилось, что
открыли для себя нового о воде?
РЕФЛЕКСИЯ слайд14
Закончи предложения:
Я узнал ….
Мне понравилось….
Эти знания мне пригодятся….
Оцените себя с помощью
капельки воды или тучки
3 командакипящий
чайник
Ответы детей.
действия в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями её
реализации.
Ответы учащихся
Р: анализировать свою
деятельность
Интернетрусурсы:
shkolnikov.html
1. http://www.trizminsk.org/e/2330201.htm
2. http://pedkopilka.ru/vneklasnajarabota/zagadkischitalkiiskorogovorki/zagadkioprirodnyhjavlenijasotvetamidljamladshih
3. http://pandia.ru/text/78/355/236.php
4. http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Туман
6.https://ru.wikipedia.org/wiki/Роса
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иней
Занятие по внеурочной деятельности ТРИЗ. Блок «Изучение веществ с помощью ММЧ
Занятие по внеурочной деятельности ТРИЗ. Блок «Изучение веществ с помощью ММЧ
Занятие по внеурочной деятельности ТРИЗ. Блок «Изучение веществ с помощью ММЧ
Занятие по внеурочной деятельности ТРИЗ. Блок «Изучение веществ с помощью ММЧ
Занятие по внеурочной деятельности ТРИЗ. Блок «Изучение веществ с помощью ММЧ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.