Рабочая программа по окружающему миру
Оценка 4.8

Рабочая программа по окружающему миру

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
окружающий мир
4 кл
03.05.2017
Рабочая программа по окружающему миру
Пояснительная записка. Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);  «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);  Рабочей программы по литературному чтению для начальной школы МОУ "СОШ п.Модин"  «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);  «Примерных программ начального общего образования»;  Авторской программы «Окружающий мир» Виноградова Н.Ф. (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой). В авторскую программу изменения не внесены
МОЙ ОКР.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п .Модин» Озинского района Саратовской области «Рассмотрено» Руководитель ШМО _____/Рябинина Л.А Протокол №___ от «__»________2015г. «Согласовано» Заместитель директора   по   УВР   МОУ «СОШ  п. Модин» _____/Рябинина Л.А от«__»_______2015г. «Утверждаю» Директор МОУ  «СОШ п. Модин» ______/Сармина А.Е Приказ №_____ от «__»_____2015г. Рабочая программа учителя начальных классов Каирсапиевой Асель Амержановны по окружающему миру  4 класс                                                                                                         Рассмотрено                                                                   на заседании                                                                                    педагогического совета                                                                   протокол №1                                                                                     от «_30_»августа 2015г                2015­2016 учебный год. 1 Пояснительная записка. Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:  Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования» (2009);  «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);  Рабочей   программы   по   литературному   чтению   для   начальной   школы   МОУ   "СОШ п.Модин"     «Планируемых   результатов   начального   общего   образования»   (под   редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);  «Примерных программ начального общего образования»;  Авторской программы  «Окружающий мир» Виноградова Н.Ф. (УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой).          В авторскую программу изменения не внесены. Объём программы. Программа рассчитана на 70 часов: (35 учебных недель, по 2 часа в неделю). Основная   цель   обучения   –    представить   в   обобщённом   виде   культурный   опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. К общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со   средой   обитания;   нравственный   портрет   и   духовное   богатство   человека   современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.   В   последние   годы   в   среде   практических   работников   появилось   осознание   важности изучения   окружающего   мира   не   только   для   дальнейшего   успешного   обучения,   но   и   для интеллектуального и особенно для духовно­нравственного развития младших школьников. Эта позиция   зафиксирована   и   в   стандарте   второго   поколения,   где   цели   изучения   этого   предмета объединяют   его   вклад   в   процесс   воспитания   школьника.   Особое   значение   этой   предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».   «Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:  устанавливает   более   тесные   связи   между   познанием   природы   и   социальной   жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»; 2  осознаёт   необходимость   выполнения   правил   поведения,   сущность   нравственно­ этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;  подходит   к   пониманию   себя   как   индивидуальности,   своих   способностей   и возможностей,   осознаёт   возможность   изменять   себя,   понимает   важность   здорового образа жизни;  подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе. В основе построения курса лежат следующие принципы:       1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.  2. Педоцентрический  принцип   определяет   отбор   наиболее   актуальных   для   ребенка   этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также   последующего   успешного   обучения;   предоставление   каждому   школьнику   возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.      3. Культурологический  принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения,   что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.      4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения   задачи   экологического   образования   младшего   школьника   при   ознакомлении   его   с окружающим миром.         5.   Принцип  поступательности  обеспечивает     постепенность,   последовательность   и   возможность   успешного   изучения   соответствующих перспективность   обучения, естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.          6.   Краеведческий   принцип  обязывает   учителя   при   изучении   природы   и   социальных явлений   широко   использовать   местное   окружение,   проводить   экскурсии   на   природу,   в   места трудовой деятельности людей, в краеведческий, художественный,  исторический музеи и т. п. 1 В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.  Человек   как   биологическое   существо;  чем   человек   отличается   от   других   живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации. Это содержание представлено темой: «Человек – биологическое существо (организм)».   Человек и другие люди; может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям,     правила   культурного   поведения   и   почему   их   нужно   выполнять.     Это содержание представлено темой: «Человек и общество». 1 3  Человек и мир природы:  что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. Это содержание представлено темой: «Человек – живое существо (организм)»  Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить Родину, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Человек среди людей».  История   родной   страны:  как   рождалось   и   развивалось   наше   государство,   какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, техника, культура   и   искусство     в   нашей   стране.   Это   содержание   представлено   разделом «Человек – творец культурных ценностей». Программа   предусматривает   проведение   уроков   обобщения.   Их   цель:     оживить   знания школьника, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства.   Эти   уроки   систематизируют   знания,   полученные   за   все   четыре   года   обучения, создаётся возможность чётко представить обобщённое видение исторических эпох: Древняя Русь, Московское государство, Россия, Советская Россия, современная Россия.                                Учебно­тематический план 4 № п/п Содержание программного материала Количество часов Контрольны е работы Формы контроля Проверочные работы Практические и лабораторные работы 1 2 3 4 5 6 7 Человек – живое  существо. Ты и твое здоровье. Человек – часть  природы. Человек среди  людей. Родная страна: от  края до края.  Человек ­ защитник  своего Отечества. Гражданин и  государство. ИТОГО: 17 17 2 3 21 5 5  1 1 2 2 70 ч 2 часа 4 часа                                Календарно – тематическое планирование  5 Наименование  разделов и тем №  п/ п Универсальные учебные действия Количес тво   часов Дата проведения план  факт 6 Человек – живое существо  (организм). Как устроен  организм человека. Организм  человека. Нервная система  Как устроен организм человека. Двигательная система  организма . Применение ИКТ. Как устроен организм человека. Двигательная система  организма  Как устроен организм человека. Пищеварительная система.  Применение ИКТ. 1 2 3 4 5 Как устроен организм человека. Пищеварительная система  6 Как устроен организм человека. Дыхательная система  Познавательные: характеризовать  человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности  различных органов. Объяснять особую  роль нервной системы в организме. Регулятивные: самоконтроль  выполнения учебной задачи. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога. Личностные: способность к  самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности. Познавательные: выделение  признаков различия; подготовка вывода, обобщение. Регулятивные: сравнение своих  выводов с текстом. Коммуникативные: правила участия  в диалоге. Личностные: оценка взаимодействия в совместной деятельности. Познавательные: анализ, обобщение,  представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: определение главной  мысли в тексте; составление рассказа­ рассуждения. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога. Личностные: способность к  самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности. Познавательные: характеризовать  человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности  различных органов. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к  самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности. Познавательные: характеризовать  человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности  различных органов. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к  самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности. Познавательные: «чтение»  информации, представленной на  рисунках­схемах. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. 1 1 1 1 1 1 7 7 8 9 10 11 Как устроен организм человека. Кровеносная система.  Применение ИКТ. Как устроен организм человека. Кровеносная система  Как устроен организм человека. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества  Как устроен организм человека. Кожа. Применение ИКТ. Как человек воспринимает  окружающий мир. Зрение  Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к  самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности. Познавательные: характеризовать  человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности  различных органов. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к  самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности. Познавательные: анализ, обобщение,  представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к  самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности. Познавательные: «чтение»  информации, представленной на  рисунках­схемах. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к  самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности. Познавательные: высказывание  предположения, анализ, выделение  главной мысли текста, обобщение,  оформление вывода. Регулятивные: представление  информации в «свёрнутом» виде  (памятка). Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к  самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности. Познавательные: характеризовать  человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности  различных органов. Регулятивные: самоконтроль правил  поведения в житейских ситуациях. Коммуникативные: правила  участия  в учебном диалоге. Личностные: самооценка  взаимодействия  в совместной  деятельности. 1 1 1 1 1 8 Как человек воспринимает  окружающий мир. Слух.  Применение ИКТ.  Как человек воспринимает  окружающий мир. Обоняние  Как человек воспринимает  окружающий мир. Вкус  Как человек воспринимает  окружающий мир. Осязание.  Применение ИКТ. 12 13 14 15 16 Мир чувств. Эмоции  17 Мир чувств. От простых  эмоций к чувствам  Познавательные: анализ,  представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к  самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности. Познавательные: анализ, обобщение,  представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к  самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности. Познавательные: анализ, обобщение,  представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к  самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности. Познавательные: анализ, обобщение,  представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к  самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности. Познавательные: анализ, обобщение,  представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: правила учебного  диалога. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: самооценка  эмоциональных реакций  на  житейские  ситуации. Познавательные: анализ, обобщение,  представление информации в свёрнутом виде (памятка). Регулятивные: контроль выполнения  ролевых действий в ролевой игре. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к  самооценке на основе критерия  1 1 1 1 1 1 9 18 19 20 21 22 23 Обрати внимание на внимание  Помни о памяти  знания.  Применение ИКТ. Твоё здоровье. Правила  здоровой жизни. Здоровье  человека .  Твоё здоровье. Правила  здоровой жизни. О правильном  питании  Твоё здоровье. Правила  здоровой жизни. Правила  закаливания. Применение  ИКТ. Твоё здоровье. Поговорим о  вредных привычках. Курение и  спиртное – опасно для здоровья успешности учебной деятельности. Познавательные: высказывание и  обоснование предположений, формулирование вывода. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: самооценка  взаимодействия в совместной  деятельности. Познавательные: составление плана  пересказа, представление информации в  «свёрнутом» виде (памятка). Регулятивные: самоконтроль  выполнения учебных задач. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: самооценка  взаимодействия в совместной  деятельности и учебном диалоге. Познавательные: конструировать в  учебных и игровых ситуациях правила  безопасного поведения в среде  обитания. Регулятивные: самооценка  взаимодействия в совместной  деятельности. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание  необходимости беречь своё здоровье. Познавательные: анализ, обобщение,  представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание  необходимости беречь своё здоровье. Познавательные: раскрывать  принципы здорового образа жизни. Регулятивные: самооценка  взаимодействия в совместной  деятельности. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание  необходимости беречь своё здоровье. Познавательные: анализ, обобщение,  представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание  необходимости беречь своё здоровье 1 1 1 1 1 1 10 Твоё здоровье. Поговорим о  вредных привычках. Забава,  которая приводит к смерти  Твоё здоровье. Когда дом  становится опасным.  Применение ИКТ. Твоё здоровье. Какие  опасности подстерегают нас на  дороге. Применение ИКТ. Твоё здоровье. Если случилась  беда  24 25 26 27 28 Твоё здоровье. Что нужно знать о болезнях. Применение ИКТ. 29 Человек – часть природы. Чем  человек отличается от  животного  Познавательные: объяснять вред  курения, наркотиков, алкоголя. Регулятивные: «чтение» информации,  отражённой на рисунках­схемах;  представление графической  информации в виде текста. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание  необходимости беречь своё здоровье. Познавательные: «чтение»  информации, отражённой на  иллюстрациях, представление  графической информации в виде текста, представление информации в  «свёрнутом» виде. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание  необходимости беречь своё здоровье. Познавательные: анализ жизненных  ситуаций, оформление вывода,  обобщение. Регулятивные: контроль выполнения  роли в сюжетно­ролевой игре. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание  необходимости беречь своё здоровье. Познавательные: конструировать в  учебных и игровых ситуациях правила  безопасного поведения в среде  обитания. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание  необходимости беречь своё здоровье. Познавательные: различать ядовитые  грибы и растения. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание  необходимости беречь своё здоровье. Познавательные: характеризовать  человека как  часть природы: выделять  общее и отличное от организма  животного. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к  самооценке на основе критерия  1 1 1 1 1 1 11 Человек – часть природы. От  рождения до старости  Человек – часть природы.  Почему пожилым людям нужна  твоя помощь  Человек среди людей.  Поговорим о доброте.  Применение ИКТ. Человек среди людей.  Поговорим о справедливости,  трудолюбии, смелости  30 31 32 33 34 Человек среди людей. Умеешь  ли ты общаться?  35 Контрольная работа за I  успешности учебной деятельности. Познавательные: устанавливать  последовательность этапов развития  человека. Регулятивные: самооценка жизненных  ситуаций; самоконтроль участия в  совместной деятельности. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание  необходимости внимательного  отношения к окружающим людям. Познавательные: характеризовать  условия роста и развития ребёнка. Регулятивные: самооценка жизненных  ситуаций; самоконтроль участия в  совместной деятельности. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание  необходимости внимательного  отношения к окружающим людям. Познавательные: различать  положительные и отрицательные качества человека, приводить  житейские примеры проявления  отзывчивости, доброты, справедливости. Регулятивные: оценка жизненных  ситуаций, самооценка отношения к  окружающим людям. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание  необходимости доброго отношения к окружающим людям. Познавательные: «чтение»  информации, представленной в  рисунках, перевод в текст; «чтение»  информации, выраженной в  художественном тексте. Регулятивные: самооценка участия в  совместной деятельности. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание  необходимости справедливого  отношения к окружающим людям. Познавательные: характеризовать  правила безопасности при общении с  чужими людьми. Регулятивные: оценка жизненных  ситуаций, событий, художественных  произведений.  Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание  необходимости толерантного отношения к окружающим людям. Познавательные: анализ, сравнение,  1 1 1 1 1 1 12 полугодие  Родная страна: от края до края. Природные зоны России. Арктика  Родная страна: от края до края. Природные зоны России.  Тундра. Применение ИКТ. Родная страна: от края до края. Природные зоны России. Тайга.  Смешанные леса  36 37 38 39 Родная страна: от края до края. Природные зоны России. Степь  40 Родная страна: от края до края. Природные зоны России.  обобщение, выбор альтернативы,  аргументация суждений.  Регулятивные: оценка жизненных  ситуаций, событий, художественных  произведений.  Личностные: осознание  необходимости толерантного отношения к окружающим людям. Познавательные: описывать картины  природных зон, узнавать на рисунках  (фото, схемах) особенности разных  природных зон. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к  самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности. Познавательные: высказывание  предположения; установление  причинно­следственных связей; анализ и сравнение. Регулятивные: составление тезисов по  тексту, выделение главных мыслей. Коммуникативные: правила  взаимодействия в совместной  деятельности. Личностные: экологические  представления об охране природы  человеком. Познавательные: описывать картины  природных зон, узнавать на рисунках  (фото, схемах) особенности разных  природных зон. Регулятивные: анализ своего  отношения к природе; подготовка  презентации по теме. Коммуникативные: правила  взаимодействия при групповой   совместной деятельности. Личностные: экологические  представления об охране природы  человеком. Познавательные: высказывание  предположения; установление  причинно­следственных связей; анализ и сравнение. Регулятивные: оценка своего участия  в совместной групповой деятельности;  подготовка презентации по теме. Коммуникативные: правила  взаимодействия в совместной  деятельности. Личностные: экологические  представления об охране природы  человеком. Познавательные: высказывание  предположения; установление  1 1 1 1 1 13 Пустыня. Применение ИКТ. Родная страна: от края до края. Природные зоны России.  Влажные субтропики.  Проверочная работа  Родная страна: от края до края. Почвы России. Почва – среда  обитания растений и животных  Родная страна: от края до края. Рельеф России. Применение  ИКТ. 41 42 43 44 Родная страна: от края до края. Как возводили города  45 Родная страна: от края до края. Россия и её соседи. Япония и  Китай  причинно­следственных связей; анализ и сравнение. Регулятивные: составление тезисов по  тексту, выделение главных мыслей. Коммуникативные: правила  взаимодействия в совместной  деятельности. Личностные: экологические  представления об охране природы  человеком. Познавательные: описывать картины  природных зон, узнавать на рисунках  (фото, схемах) особенности разных  природных зон. Регулятивные: составление тезисов по  тексту, выделение главных мыслей. Коммуникативные: правила  взаимодействия в совместной  деятельности. Личностные: экологические  представления об охране природы  человеком. Познавательные: моделировать схему строения почвы, характеризовать  особенности разных почв. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание положения  «вредных живых существ в природе не  бывает». Познавательные: находить на карте  равнины и горы России (своего края). Регулятивные: «чтение» информации,  представленной в графическом виде  (карта). Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к  самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности. Познавательные: выделять  особенности кремлёвских городов,  узнавать по рисункам  (достопримечательностям). Регулятивные: правила совместной  деятельности в парах, оценка  деятельности. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к  самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности. Познавательные: обобщать  информацию о странах – соседях  России, полученную из разных  источников. Описывать особенности  природы, культуры, труда и быта людей  1 1 1 1 1 14 стран – соседей России. Регулятивные: «удержание» учебной  задачи при выполнении творческого  задания. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: уважение к народам  других стран и людям разных  национальностей. Познавательные: обобщать  информацию о странах – соседях  России, полученную из разных  источников. Описывать особенности  природы, культуры, труда и быта людей  стран – соседей России. Регулятивные: «чтение» информации,  представленной в иллюстративном виде, в графическом виде (карта), с  энциклопедическими словарями. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: уважение к народам  других стран и людям разных национальностей. Познавательные: высказывание  предположений; характеристика  понятий «ценность», «культура»;  обобщение, анализ. Регулятивные: мотив изучения  данного раздела; оценка своей любимой деятельности. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: отношение к культуре  родной страны. Познавательные: ориентироваться в  понятии «культура», наполнять его  характеристику конкретными  примерами. Регулятивные: оценка своих  познавательных возможностей и  совместной деятельности (сравнение её  цели и полученного результата). Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: отношение к культуре  родной страны. Познавательные: составлять  рассказы­повествования об  исторических событиях, связанных с  развитием культуры Российского  государства. Регулятивные: анализ решения  учебных задач. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: уважение к культуре и  истории родной страны. Познавательные: называть основные  46 47 48 49 Родная страна: от края до края. Россия и её соседи. Финляндия.  Королевство Дания  Человек ­ творец культурных  ценностей. Из истории  письменности. Человек и  культура. Что такое культура?  Человек ­ творец культурных  ценностей. Образование – часть  культуры общества. О первых  школах и книгах  Человек ­ творец культурных  ценностей. Образование – часть  культуры общества. Первая  печатная «Азбука»  50 Человек ­ творец культурных  1 1 1 1 1 15 51 52 53 54 ценностей. Чему и как учились  в России при Петре I.  Применение ИКТ. Человек ­ творец культурных  ценностей. Русское искусство  до XVIII (18) века.  Художественные ремёсла в  Древней Руси  Человек ­ творец культурных  ценностей. Русское искусство  до XVIII (18) века. Музыка в  Древней Руси. Скоморохи ­  первые артисты на Руси  Человек ­ творец культурных  ценностей. Искусство России до XVIII (18) века. Архитектура.  Живопись. Театр  Человек ­ творец культурных  ценностей. Золотой век русской культуры –  XIX (19) век.  Александр Сергеевич Пушкин .  Применение ИКТ. события в культурной жизни России и  их даты (в разные исторические  времена). Регулятивные: анализ решения  учебных задач. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: уважение к культуре и  истории родной 1страны. Познавательные: составлять  рассказы­повествования об  исторических событиях, связанных с  развитием культуры Российского  государства. Регулятивные: анализ решения  учебных задач. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: уважение к культуре и  истории родной страны. Познавательные: высказывание  предположений; анализ, установление  причинно­следственных связей;  сравнение. Регулятивные: анализ решения  учебных задач. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: уважение к культуре и  истории родной страны. Познавательные: высказывание  предположений; анализ, сравнение,  характеристика понятий «портретист»,  «Крепостной художник», «парадный  портрет», «ярлыки», «охотные  смотрельщики». Регулятивные: оценка своего  отношения к произведениям  архитектуры и искусства. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: интерес и уважение к  произведениям искусства. Познавательные: называть имена  выдающихся деятелей, писателей,  композиторов разных исторических  эпох;  характеризовать понятия  «золотой век русской культуры»,  передвижники». Регулятивные: оценка своего  отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной  деятельности. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: интерес и уважение к  произведениям литературы и искусства,  осознание своей принадлежности к  великой русской культуре. 1 1 1 1 16 55 56 57 58 Человек ­ творец культурных  ценностей. Золотой век русской культуры –  XIX (19) век.  Поэты и писатели XIX (19) века Человек ­ творец культурных  ценностей. Золотой век русской культуры –  XIX (19) век.  Композиторы XIX (19) века.  Михаил Иванович Глинка. Пётр Ильич Чайковский  Человек ­ творец культурных  ценностей. Золотой век русской культуры –  XIX (19) век.  Художники XIX (19) века. В. А. Тропинин, И. И. Левитан, И. Е. Репин  Человек ­ творец культурных  ценностей. Искусство России  XX (20) века. Проверочная  работа  59 Человек ­ защитник своего  Отечества. Героические  страницы истории нашей  Познавательные: называть имена  выдающихся деятелей, писателей,  композиторов разных исторических  эпох;  характеризовать понятия  «золотой век русской культуры»,  передвижники». Регулятивные: оценка своего  отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной  деятельности. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: интерес и уважение к  произведениям литературы и искусства,  осознание своей принадлежности к  великой русской культуре. Познавательные: называть имена  выдающихся деятелей, писателей,  композиторов разных исторических  эпох;  характеризовать понятия  «золотой век русской культуры»,  передвижники». Регулятивные: оценка своего  отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной  деятельности. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: интерес и уважение к  произведениям литературы и искусства,  осознание своей принадлежности к  великой русской культуре. Познавательные: высказывание  предположений; сравнение, обобщение,  характеристика понятий «золотой век  русской культуры», передвижники». Регулятивные: оценка своего  отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной  деятельности. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: интерес и уважение к  произведениям литературы и искусства,  осознание своей принадлежности к  великой русской культуре. Познавательные: обобщать  информацию, полученную в разных  информационных средствах. Регулятивные: мотив изучения  данного раздела; оценка своей любимой  деятельности. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: идентификация себя с  культурой родного народа. Познавательные:  установление  причинно­следственных и временных  связей; анализ, сравнение, обобщение.  1 1 1 1 1 17 Родины. Как Русь боролась с  половцами  Человек ­ защитник своего  Отечества.  Героические страницы истории  нашей Родины. Как русские  воины победили шведских  рыцарей. Человек ­ защитник своего  Отечества. Героические  страницы истории нашей  Родины. Битва на Чудском  озере  Человек ­ защитник своего  Отечества. Героические  страницы истории нашей  Родины. Куликовская битва.  Применение ИКТ. 60 61 62 63 Человек ­ защитник своего  Отечества. Героические  страницы истории нашей  Родины. Отечественная война  1812 года  64 Человек ­ защитник своего  Отечества. Героические  страницы истории нашей  Родины. Великая Отечественная Регулятивные: мотив изучения темы,  анализ и оценка участия в учебном  диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание долга  человека защищать своё Отечество от  врагов. Познавательные:  составлять рассказ­ повествование об основных событиях,  связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.  Регулятивные: мотив изучения темы,  анализ и оценка участия в учебном  диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание долга  человека защищать своё Отечество от  врагов. Познавательные:  установление  причинно­следственных и временных  связей; анализ, сравнение, обобщение.  Регулятивные: мотив изучения темы,  анализ и оценка участия в учебном  диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание долга  человека защищать своё Отечество от  врагов. Познавательные:  составлять рассказ­ повествование об основных событиях,  связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.  Регулятивные: мотив изучения темы,  анализ и оценка участия в учебном  диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание долга  человека защищать своё Отечество от  врагов. Познавательные:  составлять рассказ­ повествование об основных событиях,  связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.  Регулятивные: мотив изучения темы,  анализ и оценка участия в учебном  диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание долга  человека защищать своё Отечество от  врагов. Познавательные:  составлять рассказ­ повествование об основных событиях,  связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.  1 1 1 1 1 18 война 1941–1945 годов.  Применение ИКТ. Человек ­ защитник своего  Отечества. Героические  страницы истории нашей  Родины. Всё – для фронта, всё – для победы!  Гражданин и государство. Мы  живем в Российском  государстве. Права и  обязанности граждан  Гражданин и государство.  Символы государства   Россия XVIII –XX веков 65 66 67 68 69 Повторение и обобщение.  Россия XVIII –XX веков 70 Повторение и обобщение.  Россия XVIII –XX веков Регулятивные: мотив изучения темы,  анализ и оценка участия в учебном  диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание долга  человека защищать своё Отечество от  врагов. Познавательные:  установление  причинно­следственных и временных  связей; анализ, сравнение, обобщение.  Регулятивные: мотив изучения темы,  анализ и оценка участия в учебном  диалоге. Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание долга  человека защищать своё Отечество от  врагов. Познавательные: характеризовать  права и обязанности гражданина России. Регулятивные: характеристика  понятий «государство», «органы  власти», «государственный язык»,  «патриот». Коммуникативные: правила ведения  учебного диалога при работе в группе. Личностные: идентификация себя с  принадлежностью к государству,  российскому народу; уважение к  символике государства. Познавательные: обобщать  информацию, полученную в разных  информационных средствах.  Регулятивные: анализ и оценка  выполнения учебных заданий. Личностные: идентификация себя с  принадлежностью к государству,  российскому народу; уважение к  символике государства. Познавательные: анализ, обобщение,  систематизация знаний. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. Личностные: способность к  самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности Познавательные: анализ, обобщение,  систематизация знаний. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. Личностные: способность к  самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности Познавательные: анализ, обобщение,  систематизация знаний. Регулятивные: анализ и оценка  участия в учебном диалоге. Личностные: способность к  1 1 1 1 1 1 19 самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности Итого: 70 часов Содержание курса 4 класса  Человек — живое существо (организм) (16 ч) Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме. Опорно­двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно­двигательной системы. Движения и физкультура. Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья. 20 Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.). Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце — главный орган кровеносной системы. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Твоё  здоровье (12 ч)   Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.  Человек — часть природы (2ч)  Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости.   Детство.   Отрочество.   Взрослость.   Старость.   Условия   роста   и   развития   ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных. Человек среди людей (5 ч) Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного человека. ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми. Родная страна от края до края (10 ч)   Природные   зоны   России:  арктические   пустыни,   тундра,   тайга,   смешанные   леса,   степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей). Почвы России.  Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв. Рельеф   России.  Восточно­Европейская   равнина,   Западно­Сибирская   равнина   (особенности, положение на карте). Как   развивались   и   строились   города.  Особенности   расположения   древних   городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий. Россия,   и   её   соседи.  Япония,   Китай,   Финляндия,   Дания   (особенности   географического положения, природы, труда и культуры народов). Человек – творец культурных ценностей (12ч)  Что такое культура? Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре  I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.  Искусство   России   в   разные   времена   (исторические   эпохи).   Памятники   архитектуры 21 (зодчества)   Древней   Руси.   Древнерусская   икона.   Андрей   Рублёв.   Художественные   ремёсла   в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр. Искусство   России  XVIII  века.   Памятники   архитектуры.   Творения     В.И.   Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров. Искусство   России  XIX  века.   «Золотой   век»   русской   культуры.   А.С.   Пушкин   —   «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой и др.). Искусство   России  XX  века.   Творчество   архитекторов,   художников,   поэтов,   писателей. Известные   сооружения   советского  периода  (Мавзолей,   МГУ,  Останкинская   телебашня  и   др.). Произведения художников России (К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).  Человек — защитник своего Отечества (5 ч) Борьба   славян   с   половцами.   Александр   Невский   и   победа   над   шведскими   и   немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту. Расширение кругозора школьников.    Литературные памятники Древней Руси. Новгородские  Партизанская   война   1812   года. берестяные   грамоты.   «Поучение»   Владимира   Мономаха». Василиса   Кожина.   Отражение   борьбы   русского   народа   за   свободу   Родины   в   произведениях изобразительного и музыкального искусства. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох. Экскурсии.  В   биологический   (краеведческий),   художественный   музей,   музей   художника, писателя, композитора. Практические работы. Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради). Гражданин и государство (5 ч) Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства. 22 Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе 1. Предметные результаты обучения: Называть (приводить примеры):  признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);  основные органы и системы органов человека и их функции;  правила здорового образа жизни;  права гражданина и ребёнка в России;  основных   правителей   российского   государства   (князь,   первый   царь,   первый   и   последний императоры);  народы, населяющие Россию. Различать (соотносить):  год и век, арабские и римские цифры;  полезные и вредные привычки;  эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);  события,   деятели   и   их   принадлежность   конкретной   исторической   эпохе   (Древняя   Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия). Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях: 23  раскрывать   значение   нервной,   опорно­двигательной,   пищеварительной,   кровеносной   систем, органов человека;  применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);  раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;  узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);  составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда», «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;  объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права и обязанности ребёнка»;  в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении  к  взрослым, детям, знакомым и незнакомым);  работать   с   географической   и   исторической   картами;   выполнять   задания   на   контурной   карте, представленные в рабочей тетради. Перечень  учебно – методического обеспечения 1. Окружающий  мир: 4 класс: учебник для учащихся  общеобразовательных учреждений: в 2­х частях. Ч.1,2 / Н.Ф.Виноградова. – 3   изд., испр. – М.: Вентана –Граф, 2013.– (Начальная школа   XXI века).      2.  Окружающий   мир:  4 класс: рабочие   тетради   для учащихся   общеобразовательных учреждений:  в 2­х частях. Ч.1,2 / Н.Ф.Виноградова. – 3  изд., испр. – М.: Вентана –Граф, 2013.– (Начальная школа   XXI века).      3.  Окружающий  мир: 3­4 классы: методическое пособие для учителя/ Н.Ф.Виноградова. – 3  изд., испр. – М.: Вентана –Граф, 2012.– (Начальная школа   XXI века). 24 Список литературы (основной и дополнительной): 1. Закон об  образовании. 2. Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования. – М.: Просвещение, 2009. 3. Окружающий  мир: 3 класс: учебник для учащихся  общеобразовательных учреждений:  в 2­х частях. Ч.1,2 / Н.Ф.Виноградова. – 3   изд., испр. – М.: Вентана –Граф, 2013.– (Начальная школа   XXI века).      4. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». ­  М.: Вентана­ Граф, 2013 5. Окружающий  мир: 3­4 классы: методическое пособие для учителя/ Н.Ф.Виноградова. –  3  изд., испр. – М.: Вентана –Граф, 2020.– (Начальная школа   XXI века).                                             6. Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК «Начальная школа XXI века» / Авт.­ сост. Е.С.Галанжина. ­  М.: «Планета», 2013.  256 с. – («Образовательный стандарт»).  25

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2017