Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 - 4 классов по программе "Школа России" в соответствии с ФГОС. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса: личностные результаты, метапредметные результаты, регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия.Рабочая программа по окружающему миру (1-4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс.docx
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
У выпускника будут сформированы: –
внутренняя позиция школьника на уровне положительного
отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
–
широкая мотивационная основа учебной деятельности,
включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
–
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
–
ориентация на понимание причин успеха в учебной
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на
понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
–
–
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности,
своей этнической
принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя
народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие;
–
ориентация в нравственном содержании и смысле как
собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
–
–
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как
регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и
сопереживание им;
–
–
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного
мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
–
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе
знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного
отношения к образовательной организации, понимания необходимости
учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки знаний;
–
учения;
–
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим
способам решения задач; –
адекватного понимания причин успешности/неуспешности
учебной деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки
на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего
ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской
идентичности в поступках и деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности
к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в
общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в
поведении моральным нормам и этическим требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном
поведении и поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и
ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь
другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаковосимволических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения коммуникативных
и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с
помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального
уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных
действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
–
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем;
–
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
–
учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения;
–
–
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям
данной задачи;
–
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других людей;
–
–
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи,
собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
–
–
–
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве;
–
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале; –
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль
по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
–
самостоятельно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников
в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
сети Интернет;
(включая электронные,
цифровые),
–
–
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели
(включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения
задач;
–
–
–
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и
познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений
разных видов (в первую очередь текстов);
–
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
–
–
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным
критериям;
–
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге
явлений;
–
строить рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте, его строении, свойствах и связях;
–
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение
общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе
выделения сущностной связи;
–
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания
объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; –
–
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
–
осуществлять расширенный поиск информации с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
–
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;
–
задач;
–
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и
письменной форме;
–
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
–
осуществлять сравнение,
сериацию и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций;
–
строить логическое рассуждение, включающее установление
причинноследственных связей;
–
задач.
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной
поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том
числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
–
допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
–
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
–
–
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; –
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что
партнер знает и видит, а что нет;
–
–
–
–
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
–
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других
людей, отличные от собственной;
–
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию;
–
понимать относительность мнений и подходов к решению
проблемы;
–
аргументировать свою позицию и координировать ее с
позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
–
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе
учета интересов и позиций всех участников;
–
с учетом целей коммуникации достаточно точно,
последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию
как ориентир для построения действия;
–
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
–
осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
–
адекватно использовать речевые средства для эффективного
решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и
регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения окружающего мира
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства
гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю,
своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной
жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы
и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной
среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением
информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в
окружающем мире.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на
уровне начального общего образования:
– получат возможность расширить, систематизировать и углубить
исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как
компонентах единого мира, овладеть основами практикоориентированных
знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир
в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
– обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его
историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в
контексте ценностей многонационального российского общества, а также
гуманистических и демократических ценностных ориентаций,
способствующих формированию российской гражданской идентичности;
– приобретут опыт эмоционально окрашенного,
личностного
отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами
естественных и социальногуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях,
что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит
сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными,
знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем
окружении;
– получат возможность осознать свое место в мире на основе единства
рациональнонаучного познания и эмоциональноценностного осмысления
личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет
основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
– познакомятся с некоторыми способами изучения природы и
общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно
следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под
воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и
культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ
средствами,
поиска информации в электронных источниках и
контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов,
аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в
поддержку собственных сообщений;
– примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой
характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей
экологической и культурологической грамотности, получат возможность
научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила
здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и
культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной
среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних
признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую
классификацию изученных объектов природы;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить
опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные
приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при
проведении наблюдений и опытов;
– использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и
электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания
собственных устных или письменных высказываний;
– использовать различные справочные издания (словарь по
естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций,
атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой
информации;
– использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения
явлений или описания свойств объектов;
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой
природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения
необходимости бережного отношения к природе;
– определять характер взаимоотношений человека и природы,
находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье
и безопасность человека;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения
правил безопасного поведения; использовать знания о строении и
функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего
здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать при проведении практических работ инструменты
ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки
информации,
готовить небольшие презентации по результатам
наблюдений и опытов;
– моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с
использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из
конструктора;
– осознавать ценность природы и необходимость нести
ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного
поведения в образовательной организации и в быту (раздельный сбор
мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия
для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила
рационального питания и личной гигиены;
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице,
природной среде, оказывать первую помощь при не сложных несчастных
случаях; – планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
– узнавать государственную символику Российской Федерации и
своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края;
находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву,
свой регион и его главный город;
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные
исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место
изученных событий на «ленте времени»;
– используя дополнительные источники информации (на бумажных и
электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете),
находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих
предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические
факты от вымыслов;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных
социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с
позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально
нравственной отзывчивости,
понимания чувств других людей и
сопереживания им;
– использовать различные справочные издания
(словари,
энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска
информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных
устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными
окружающими социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях
и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на
будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира
человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах
образовательной организации, социума, этноса, страны;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно
установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в
коллективной коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде;
– определять общую цель в совместной деятельности и пути её
достижения; договариваться о распределении функций и ролей;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание учебного предмета, курса
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком.
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая
природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).
Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты
птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы.
Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар,
вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие
практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты.
Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого
на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны,
их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные
объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена
дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена
года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг
Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на
основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха,
облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание
погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины,
горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и
гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан,
море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края
(на" звания, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь
газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе,
значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека,
бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и
для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Части
растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые
для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,
фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые.
Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые
для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы,
звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные,
растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы,
птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и
жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного
края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг,
водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода,
почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные —
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе
наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные
природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и
быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение
человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.
Народный календарь (приме" ты, поговорки, пословицы), определяющий
сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности
человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха,
полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники,
национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её
значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого
человека за сохранность природы. Общее представление о строении тела
человека.
пищеварительная,
их роль в
дыхательная,
жизнедеятельности организма.
Измерение
температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого
Системы органов (опорнодвигательная,
Гигиена систем органов.
кровеносная,
нервная,
органы чувств), человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой
и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Духовнонравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности
общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры.
Понимание того, как складывается и развивается культура общества и
каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества
традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения
человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных
национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи,
умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее
представление о человеческих свойствах и качествах. Семья — самое близкое
окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и
взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о
детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи.
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы
родословного древа, истории семьи. Духовнонравственные ценности в
семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила
поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии
учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив,
совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья,
взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в
школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам,
одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации
в учебной среде и окружающей обстановке. Значение труда в жизни человека
и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре
народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека
за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный
транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта,
телеграф, телефон, электронная почта, аудио и видеочаты, форум. Средства
массовой информации:
Интернет.
Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях
сохранения духовнонравственного здоровья. Наша Родина — Россия,
Российская Федерация. Ценностносмысловое содержание понятий: Родина,
Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный
телевидение,
радио,
пресса, герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России;
правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной
закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской
Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за
социальное и духовно" нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни
общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения
духовнонравственных связей между соотечественниками. Новый год,
Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День
Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День
Конституции. Оформление плаката или стен" ной газеты к общественному
празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва —
столица России.
Святыни Москвы — святыни России.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и
др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой
(основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте. Города России. СанктПетербург:
достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный
всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России
(по выбору). Святыни городов России. Россия — многонациональная страна.
Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по
выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм,
буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии,
культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе
традиционных детских игр народов своего края. Родной край — частица
России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название,
основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и
пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные
особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни
родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История
Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды:
Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР,
Российская Федерация. Картины быта, труда, духовнонравственных и
культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающие" ся
люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана
памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников
истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за
сохранность историкокультурного наследия своего края. Страны и народы
мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле.
Знакомство с 3— 4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные
достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника,
чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая
культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и
укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов
экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог),
обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного
поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила
противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом,
электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о
здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого
человека.
Рабочая программа по окружающему миру (1-4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (1-4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (1-4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (1-4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (1-4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (1-4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (1-4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (1-4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (1-4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (1-4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (1-4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (1-4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (1-4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (1-4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (1-4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (1-4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (1-4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (1-4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.