Программа реализует следующие цели обучения:
• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества
Задачи обучения:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в ко-тором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в раз-личных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
окружающий мир 1б.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
г. Глазова Удмуртской Республики
«РАССМОТРЕНО»
на заседании ШМО
31 августа 2016г.
Протокол № 1
Приказ №
31августа 2016 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «СОШ №13»
___________ Е.Б. Биянова
«ПРИНЯТО»
на заседании
педагогического совета
31 августа 2016г.
Протокол № 1
Рабочая программа
по окружающему миру
1Б класс
Составитель: Ворончихина Ирина Геннадьевна
учитель начальных классов
20162017 учебный год 2016 г.
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273ФЗ
2. Федеральный государственный образовательного стандарт начального общего образования
(приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373)
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования РФ
4. «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 «О введении в действие санитарно
эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.282110»
5. Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №13»
6. Устав МБОУ «СОШ №13»
Программа реализует следующие цели обучения:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства
рациональнонаучного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного
опыта общения с людьми и природой;
духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества
Задачи обучения:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4)
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Состав УМК
Рабочая программа разработана на основе авторской программы: Плешаков А.А.
Окружающий мир: Рабочие программы: 14 классы, М.: «Просвещение», 2011г.
Предметная линия учебников системы «Школа России»:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник.1 класс в 2х частях. М., Просвещение,
2011 г.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс в 2х частях. М.,
Просвещение, 2015г.
3. Плешаков А.А. От земли до неба: Атласопределитель: Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011 г. Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих
идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в
социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических
сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие
природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание
уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое
рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно
существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её
реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и
живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается
значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и
отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания
детьми единства природы и общества, целостности самого обще ства, теснейшей
взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики,
истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового от ношения к окружающему,
основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения
не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию
народов России и всего человечества.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос,
что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных
действий (УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах,
обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Актуальность данного курса для учащихся младшего возраста состоит в том, что
знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств,
эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. В начальной школе изучение
окружающего мира имеет особое значение в развитии младшего школьника. Данный предмет
помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного
отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно
зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и
на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Построение курса «Окружающий мир» в начальной школе – системноконцентрическое, что
позволяет осуществлять усвоение учебного материала крупными блоками, выделение которых из
целостной системы обязательно основывается на связях и зависимостях между компонентами.
В первом классе для расширения кругозора учащихся и углубленного изучения
краеведческого материала в содержание программы введен национальнорегиональный
компонент (10%) в разделы:
Что и кто?
Как, откуда и куда?
Где и когда?
Почему и зачем?
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение предмета «Окружающий мир» в
каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю (всего 270 ч.)
класс
количество часов в
неделю
количество часов за год
количество учебных
недель
1
2
3
4
2
2
2
2
66
68
68
68
33
34
34
34
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального
российского общества.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 7. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
9.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф
фективные способы достижения результата.
4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Использование знаковосимволических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир».
9. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий.
11. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
12. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования
(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета
«Окружающий мир». Предметные результаты
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
1.
национальные свершения, открытия, победы.
2. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории,
культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение,
опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от
окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем
мире. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
Первоклассник получит возможность научиться
нести личную ответственность за свои дела и поступки;
понимать личностный смысл учения с позиции «Я –
ученик»
Первоклассник научится:
оценивать поступки людей как хорошие или плохие с точки
зрения общепринятых норм и ценностей;
самостоятельно определять и высказывать самые простые
общие для всех людей правила поведения (основы
общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор, какой поступок
совершить;
уважительно относиться к представителям других
национальностей;
ценить и принимать следующие базовые ценности:
«добро», «терпение», «справедливость», «милосердие»
Метапредметные результаты
организовывать свое рабочее место под руководством
учителя;
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в
словаре);
определять и формулировать цель деятельности на уроке с
помощью учителя;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные
задачи;
самостоятельно оценивать правильность выполнения
действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую помощь;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учитывать разные мнения и интересы;
использовать речь для регуляции своего действия
учиться совместно с учителем давать эмоциональную
словесную оценку своей деятельности;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать предметы и их образы;
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст, отвечать на
вопросы;
совместно договариваться о правилах общения и поведения
в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика)
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой
соблюдать правила экологического поведения в школе и в
Предметные результаты
Человек и природа природы;
описывать на основе предложенного плана изученные
объекты и явления живой и неживой природы, выделять их
существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе
внешних признаков;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде;
определять характер взаимоотношений человека и
природы, находить примеры влияния этих отношений на
природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни,
соблюдения правил безопасного поведения
быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и
электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля
своего самочувствия для сохранения здоровья; осознанно
соблюдать режим дня, правила рационального питания
и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения дома, на
улице, в природной среде
Человек и общество
узнавать государственную символику Российской
Федерации; находить на карте мира Российскую
Федерацию;
различать прошлое, настоящее, будущее;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных
социальных группах (семья, группа сверстников), в том
числе с позиции развития этических чувств,
доброжелательности и эмоционально нравственной
отзывчивости, понимания чувств других людей и
сопереживания им
проявлять уважение и готовность выполнять совместно
установленные договоренности и правила, в том числе
правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке;
определять общую цель в совместной деятельности и
пути ее достижения; договариваться о распределении
функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности; адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих
Правила безопасной жизни
соблюдать режим дня школьника, личную гигиену;
соблюдать маршрут движения от дома до школы и обратно;
понимать ценности здоровья и здорового образа жизни;
оказывать первую помощь при лёгких травмах (ушиб,
применять знания номеров телефонов экстренной помощи;
соблюдать правила безопасности дома, в школе, на улице,
при контактах с незнакомыми людьми, домашними
питомцами
порез, ожог);
соблюдать экологическую безопасность: определять цен
ностное отношение к природному миру, готовность сле
довать нормам природоохранного поведения Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая
природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений
природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет,
закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар,
вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с
веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для
всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена
года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина
смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение
за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для
живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к
полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста
растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,
тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных
животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы,
птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика
на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода,
почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян
растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края
(2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу
изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы
посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки,
пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе
на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств:
воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники,
национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные
представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы.
Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно
двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение
температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого
человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание,
уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота
о них.
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с
другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовнонравственные и культурные
ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек и общество
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как
складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о
вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных
национальностей,
умения
прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о
человеческих свойствах и качествах.
социальных групп: проявление уважения,
взаимопомощи,
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в
семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях,
престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и
фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно
нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка
великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив,
совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других
общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским
языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность
человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным,
воздушным и водным. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта,
аудио и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио,
Интернет.
Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения
духовнонравственного здоровья.
телевидение,
пресса,
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностносмысловое содержание
понятий «Родина»,
Государственная символика России:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России;
правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской
Федерации. Права ребенка.
«Отечество»,
«Отчизна».
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовнонравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовнонравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество,
День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы,
День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и
памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному
празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.).
Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. СанктПетербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник
Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России
(по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности,
история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие,
ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии,
культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр
народов своего края. Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край,
республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы
и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов,
проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения
из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной
и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
духовнонравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана
памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры
своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного
наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на
Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название,
расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь
при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте
(наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное
время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом,
электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
1 класс (66ч)
Введение (1ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша
школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности,
касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Раздел «Что и кто?» (20ч)
Наша родина – Россия. Москва – столица России. Природа, города, народы России (на
примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России. Флагом,
гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота
и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большой Медведицы. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота.
Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями
комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя
окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с
разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их
внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода.
Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными.
Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору
учителя). Знакомство с государственными символами России. Флагом, гербом, гимном. Наш
город (село) – часть большой страны.
Планета земля, ее форма. Глобус – модель земли. Суша и вода на земле. Изображение
нашей страны на глобусе.
Раздел «Как, откуда и куда» (12ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация
и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила
безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по
усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями,
необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями,
кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания,
например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать
землю чище.
Раздел «Где и когда» (11ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного
обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в
будущем. Зависит ли это от тебя.
Раздел «Почему и зачем» (22ч) Солнце – ближайшая к земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна –
естественный спутник земли. Почему на луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных,
человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Домашние животные. Правила ухода за ними.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жукносорог и
др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо
мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь.
Какими могут быть автомобили будущего.
Средства связи. Средства массовой информации.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники земли, их назначение. Космические
станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей
планете. 22 апреля – день земли.
План учебного предмета по четвертям
Класс
Колво часов
Количество часов
в неделю
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
1 класс
2
18
14
18
16
год
66
Виды самостоятельных работ, контрольных работ и форма
итоговой аттестации
Практическая часть
(виды работ)
1 класс
1 . Экскурсия
2. Творческая
работа
1 чет.
1
1
2 чет.
2
3 чет.
4 чет.
1
1 3 Тестирование
1
1
Тематическое планирование
Окружающий мир 1 класс (66часов)
2 ч. в неделю
№
урока
1
Кол.
часов
1ч
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
Темы
Задавайте вопросы!
Раздел «Что и кто?» (20 ч)
Что такое Родина?
Что мы знаем о народах России?
Что мы знаем о Москве?
Проект «Моя малая Родина» РК
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Что общего у разных растений?
Что растёт на подоконнике?
Что растёт на клумбе?
Что это за листья?
Формы контроля
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Индивидуальный
опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос 1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
12
13
14
15
16
17
18
19
20
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Что такое хвоинки?
Кто такие насекомые?
Кто такие рыбы?
Кто такие птицы?
Кто такие звери?
Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер?
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Что вокруг нас может быть опасным?
Фронтальный опрос
На что похожа наша планета?
Фронтальный опрос
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)
Как живёт семья? Проект «Моя семья» РК
Откуда в наш дом приходит вода и куда она
уходит?
Проект
«Моя семья»
Фронтальный опрос
Откуда в наш дом приходит электричество?
Фронтальный опрос
Как путешествует письмо?
Куда текут реки?
Откуда берутся снег и лёд?
Как живут растения?
Как живут животные?
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Как зимой помочь птицам? РК
Тест №1
Откуда берётся и куда девается мусор?
Откуда в снежках грязь?
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта
«Моя семья»
Проверим себя и
оценим
свои
достижения
по
разделу «Как, откуда
и куда?» 34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
1ч
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
Раздел «Где и когда?» (11ч)
Когда учиться интересно?
Проект «Мой класс и моя школа»
Когда придёт суббота?
Когда наступит лето?
Где живут белые медведи?
Где живут слоны?
Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед?
Когда мы станем взрослыми?
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой
класс и моя школа»
Фронтальный опрос
Индивидуальный
опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Проверим себя и
оценим
свои
достижения
по
разделу «Где и
когда?»
Презентация проекта
«Мой класс и моя
школа»
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
Почему Луна бывает разной?
Почему идёт дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?
Почему радуга разноцветная?
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Почему мы любим кошек и собак?
Фронтальный опрос
Проект «Мои домашние питомцы» РК
Проект
домашние питомцы»
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Фронтальный опрос
«Мои
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Фронтальный опрос
Зачем мы спим ночью?
Фронтальный опрос
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Фронтальный опрос 56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Фронтальный опрос
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили?
Зачем нужны поезда?
Зачем строят корабли?
Зачем строят самолёты?
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать
правила безопасности?
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать
правила безопасности?
Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»? РК
Первоначальное представление об экологии.
Взаимосвязи между человеком и природой. День
Земли
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Почему и зачем?»
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Проверим себя и
оценим
свои
достижения
по
разделу «Почему и
зачем?»
Тест №2
Учитель, работающий по данной программе, имеет право корректировать тематическое
планирование: изменять последовательность уроков, сроки проведения контрольных,
зачетных работ для предотвращения перегрузки учащихся в связи с уплотнением программы
или появлением резерва времени, право в выборе в дополнительном объёме раскрытия
вопроса, в выборе организационных форм обучения с учётом специфики обучения данного
класса, учебноматериальной базы школы. Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
образовательного процесса
Наименование объектов и средств
материально технического
обеспечения
Примечания
Книгопечатная продукция
Учебник
Рабочие тетради
Методические пособия
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник.1 класс
в 2х частях. М., Просвещение, 2011 г.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая
тетрадь. 1 класс в 2х частях. М., Просвещение,
2015г.
1.Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас
определитель: Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. М.,
Просвещение, 2011 г.
2. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по
курсу «Окружающий мир»: 1 класс. М.: ВАКО,
2012г.
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства
Электронное сопровождение к
учебнику
Электронное приложение к учебнику
(диск CDROM)
Технические средства обучения
Ноутбук
Цифровой видеопроектор
Экран к проектору
Acer Travel Mate 5360
DLP MS504
160 х160
Оборудование класса В соответствии с санитарногигиеническими
Ученические столы двухместные с
комплектом стульев
Стол учительский
Тумба
Шкафы для хранения учебников,
дидактических материалов,
методических пособий, учебных
таблиц, контрольно – измерительных
материалов
Настенная магнитная доска
нормами
14 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Контрольноизмерительные материалы
КИМы содержатся в сборнике: Контрольноизмерительные материалы. Окружающий мир. 1класс/ Сост. И.Ф. Яценко – М.: ВАКО, 2015г.
1 полугодие (конец 2 четверти): Тест №1 – с. 38 43
2 полугодие (конец 4 четверти): Тест №2 – с. 86 91 ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Нормы оценивания теста
Каждое верно выполненное задание уровня А оценивается в 1 балл, уровня В в 2 балла, уровня
С – в 3 балла. Все баллы суммируются и выражаются в процентном соотношении. Исправления,
сделанные ребенком, ошибкой не считаются.
Уровни успешности
% выполнения задания
Не достигнут необходимый уровень
Необходимый (базовый) уровень
Повышенный (программный) уровень
1– 49%
50 – 84%
85 – 99%
Максимальный уровень
100%
(от максимальной суммы баллов)
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.