Рабочая программа составлена по УМК "Перспектива" для 1 класса. В программе дано одержание учебного материала, планируемые результаты обучения., метапредметные результаты, предметные результаты. Данная программа подходит на первый год обучения в школе. Дети знакомятся с окружающим миром., семьёй, природой. Имеется планирование на год.
окруж мир +.docx
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на 20182019 учебный год.
1 класс. УМК «Перспектива»
Содержание учебного предмета.
Мы и наш мир. 11ч
Что такое окружающий мир. Природа. Неживая и живая природа. Культура. Природа в творчестве человека. Мы – люди.
Люди — творцы культуры. Мир и безопасность. Опасные и чрезвычайные ситуации.
Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший лес, в мир красок и звуков родной природы.
Наш класс. 13ч.
Наш класс в школе. Опасная ситуация в школе. Мы дружный класс. Учитель — наставник и друг. Природа в классе. Как ухаживать за
комнатными растениями. Что растет у школы. Мир за стеклянным берегом. Кто еще у нас живет?
Какие бывают животные. Делу – время. Важность организации труда в классе. Книга — наставник и друг. Потехе — час.
Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного
края. Путешествие (с участием родителей) на луг для знакомства с природой в её естественных формах.
Наш дом и семья. 15ч.
Мы в семье. Моя семья часть моего народа. Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Красивые камни в нашем
доме. Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида.
Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе. Про хлеб и кашу, про чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака в нашем доме.
Кошка в нашем доме. Дикие и домашние животные. С утра до вечера. Опасность у тебя дома.
Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц
«Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».
Город и село. 14ч.
Мы в городе, селе. Красота любимого города и родного села. Природа в городе. Что растёт в городе. Чудесные цветники. В ботаническом саду.
Кто живёт в парке. В зоопарке. Войдём в музей! Мы помним наших земляков. Хлеб всему голова. Все профессии важны.
Правила дорожного движения.
Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному району; посещение музеев,
библиотек, других культурно
просветительных учреждений. «Мастер своего дела»: встреча с родителями представителями городских, сельских профессий.
Родная страна. 8ч.
Россия — наша Родина. Москва — столица России. Мы — семья народов России. Природа России. Охрана природы. Красная книга России.
Заповедные тропинки. Правила безопасного поведения в лесу. Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс семья народов России». Посещение
природного или историкоархитектурного заповедника родного края.
Человек и окружающий мир. 5ч.
Взгляни на человека! Всему свой черёд. У каждого времени — свой плод. Я — часть мира. Будь здоров!
Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма,
представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющей динамику
внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
ценностные представления о своей семье и своей малой Родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального
российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы – как духовной ценности)*;
эмоциональноположительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;
целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир – это природа,
культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна);
представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России*;
представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома,
городе (селе), стране);
положительное отношение к школе, учебной деятельности;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни, готовность бережно относиться к принадлежностям;
первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к окружающему миру
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*;
этические чувства на основе знакомства с культурой народов России*;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не
мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в
домашнем быту и школьных занятиях, соблюдение распорядка дня.
Обучающийся получит возможность научиться:
установки на здоровый образ жизни и реализации е в реальном поведении и поступках;
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению понимая ;
выраженной устойчивости учебнопознавательной мотивации учения;
адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
Метапредметные результаты
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по
усмотрению учителя); фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных
учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.
Обучающийся получит возможность научиться:
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
работать по предложенному учителем плану;
отличать верно выполненное задание от неверного;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения,
выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или
простых схем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинноследственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь».
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит
собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над
другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я
его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре)
при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей) по теме проекта.
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников.
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и
сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её
разрешения ради общего дела.
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели,
небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
Обучающийся научится:
различать природу и культуру;
различать живую и неживую природу;
отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;
различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;
соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;
называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди;
распознавать и называть комнатные растения;
ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;
различать деревья, кустарники, травянистые растения;
устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и деятельности человека;
называть наиболее распространенные растения своей местности;
различать культурные и дикорастущие растения;
различать лиственные и хвойные деревья;
называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;
называть фрукты, овощи, ягоды;
отличать животных от растений;
распознавать наиболее распространенные виды аквариумных рыбок;
различать домашних и диких животных;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги своего региона;
называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках;
приводить примеры развивающих игр, в том числе игр народов своего края;
ухаживать за домашними животными собаками, кошками;
называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;
правильно обращаться с огнем, водой и электроприборами в доме;
правильно называть родной город, село; иметь первичные представления о его историческом прошлом;
определять ближайшие родственные связи в семье;
работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи;
находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе, в творчестве народов своего края;
перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и способностями человека;
определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни;
понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений как библиотеки и музеи;
узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное представление о соотношении символических образов
флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры России;
определять достопримечательности Москвы и своего региона;
определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края;
находить место России на земном шаре.
Список литературы:
Обучение ведется по учебнику Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. А.А.Плешаков,
М.И.Новицкая. М.: Просвещение, 2013 г. УМК «Перспектива"
Рекомендовано МО и НРФ 1) Т.Н.Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Москва «ВАКО», 2013 г.
2) А.А.Плешаков Атласопределитель «От земли до неба», Москва «Просвещение», 2012 г.
3) А.А.Плешаков, А.А.Румянцев. «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики», Москва «Просвещение», 2013 г.
4) Журналы: «Начальная школа», «Педагогическое творчество»
5) Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Окружающий мир. УМК «Перспектива» 1 класс.
Предметные
Метапредметные
Личностные
Характеристика универсальных учебных действий
Дата
По
плану
По
факту
Знакомиться с
учебником и учебными
пособиями; объяснить
правила поведения
пешехода на дороге из
дома в школу.
Иметь представление о
том, что такое
природа; научить
различать объекты
природы и предметы,
созданные человеком.
Часть I. Мы и наш мир (11 ч)
Р : ориентироваться в конструкции и системе навигации
учебника; уметь выполнять задание в соответствии с
поставленной целью.
П : соблюдение основных правил безопасности по пути из
дома в школу и обратно, называние домашнего и
школьного адресов.
К : уметь рассказывать о мире с опорой на материалы
учебника и собственные представления
Р : выполнять задание в соответствии с поставленной
целью, отвечать на поставленный вопрос;
ориентироваться в тетради и учебнике.
П : различение объектов природы и объектов, созданных
человеком.
К : уметь высказывать предположения о том, что можно
отнести к природе;
Р : следовать установленным правилам в планировании и
контроле способа решения; адекватно воспринимать
05.09
07.09
Принимают и осваивают
социальную роль
обучающегося, мотивы
учебной деятельности и
личностный смысл учения
Оценивают эмоционально
эстетические впечатления
от восприятия природы,
отмечают в природном
окружении то, что
особенно нравится;
Оценивают эмоционально
эстетические впечатления
12.09
№
п/
п
1
Тема урока
такое
Что
окружающий
мир.
2
Природа.
Кол
во
час.
1
1
3
Неживая и живая
природа.
1
Знать о живой и
неживой природе, на 4
Культура.
1
отдельных примерах
раскрыть связи между
живой и неживой
природой.
Различать объекты
природы и культуры;
формировать
эстетические
потребности.
информацию учителя или одноклассника, содержащую
оценочный характер ответа или действия.
П : различение и называние объектов неживой и живой
природы;
К : вступать в коллективное учебное сотрудничество,
работать в паре.
Р : контролировать и оценивать свои действия при работе
с нагляднообразным материалом при сотрудничестве
с учителем, одноклассниками.
П : осуществление поиска нужного иллюстративного
материала, умение располагать предметы и явления на
мысленной шкале «раньше – теперь; давно – недавно». К :
уметь строить сообщение в соответствии с учебной
задачей, использовать средства устной речи для решения
различных коммуникативных задач.
от восприятия природы
14.09
Оценивают эмоционально
эстетические впечатления
от восприятия старинных и
современных предметов и
произведений культуры
народов своего края
5
Природа
творчестве
человека.
в
1
Показать влияние
природы на творчество
человека.
6
Мы – люди.
7
Как мы общаемся
с миром.
1
1
Иметь представление о
многообразии и
красоте внешнего
облика людей разного
возраста.
Знакомиться с
органами чувств и
признаками,
отличающими человека
от других.
Р : использовать знаковосимволические средства
представления информации; следовать установленным
правилам в планировании и контроле способа решения.
П : определение образа природы в произведениях
культуры, понимание того, как мастер преображает
природу в своих изделиях;
К : уметь слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность существования различных точек
зрения, излагать свое мнение.
Р : действовать в учебном сотрудничестве в соответствии
с принятой ролью.
П : обозначение подходящими словами привлекательных
черт у человека любого возраста.
К : уметь адекватно использовать средства устной речи
Р : контролировать свою речь, ее четкость и
правильность; действовать в учебном сотрудничестве.
П : осуществление поиска признаков, отличающих
человека от других живых существ, обобщение.
К : уметь договариваться при работе в группе, в паре;
Осознают целостный,
социально
ориентированный взгляд на
мир в его органичном
единстве и разнообразии
природы; понимают
красоту произведений
народного творчества.
Оценивают эмоционально
эстетические впечатления
от восприятия
традиционного костюма,
Принимают ценности
природного мира, учебно
познавательного интереса к
нахождению разных
способов решения задачи
19.09
21.09
26.09 8
9
Как мы общаемся
с миром.
1
Люди – творцы
культуры.
1
10 Мир
и
1
безопасность.
1
11 Опасные и
чрезвычайные
ситуации.
За страницами
учебника («Мы
и наш мир»)
Контролировать свою
речь; приступить к
тренировке памяти;
умение анализировать
репродукции картин.
Довести до сознания
детей, что труд на
общую пользу
приносит радость.
Знакомиться с
природными
опасностями и с
правилами поведения
при их возникновении.
Определять
подходящими словами
красоту человеческого
труда и радость
творчества.
Знакомиться с
опасными и
чрезвычайными
ситуациями
Р : контролировать свою речь, ее четкость и
правильность; действовать в учебном сотрудничестве в
соответствии с принятой ролью.
П : осуществление поиска признаков, отличающих
человека от других живых существ, обобщение.
К : уметь договариваться, приходить к решению.
Р : следовать установленным правилам в планировании и
контроле способа решения; оценивать результаты труда.
П : осуществление поиска признаков, отличающих
человека от других живых существ; умение передавать
словами красоту человеческого труда, радость
творчества
К : уметь контролировать себя в процессе совместной
работы, соблюдая правила вежливого обращения.
Р : выполнять задания в соответствии с целью,
осуществлять целенаправленный поиск ответа на
поставленный вопрос.
П : осознание важности школы в процессе познания
окружающего мира;
К : уметь владеть способами взаимодействия со
сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной
деятельности)
Наш класс (13 ч)
Принимают ценности
природного мира, учебно
познавательного интереса к
нахождению разных
способов решения учебной
задачи
Выражают словами чувства
прекрасного и эстетические
чувства на основе
знакомства с народной
культурой
Принимают ценности
природного мира, учебно
познавательного интереса к
нахождению разных
способов решения задачи
Выделяют личное
(эмоциональное) отношение
к школе, классу, другим
ученикам
28.09
03.10
05.10
10.10
12 Наш класс в
школе.
13 Мы – дружный
класс.
1
1
Показывать в
сравнении
современную и
старинную классную
комнату;
Формировать добрые
отношения в классе;
Р : выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять
целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
П : осознание важности школы в процессе познания
окружающего мира;
К : уметь владеть способами взаимодействия со
сверстниками; отвечать на итоговые вопросы урока
Р : выполнять задания в соответствии с целью,
целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
12.10
Выделяют личное
(эмоциональное)
отношение к школе,
классу, другим
ученикам
Выполняют
самоопределение
17.10 14 Учитель
наставник и друг.
–
1
15 Природа в классе.
1
16 Как ухаживать за
комнатными
растениями.
1
учить быть терпимым к
своим
одноклассникам..
Понимать
необходимость
сотрудничества
с учителем, готовность
к дружескому
взаимопониманию.
Знакомиться с
наиболее
распространёнными
комнатными
растениями; учить
распознавать
комнатные растения
с помощью атласа.
Знакомиться с
наиболее
распространёнными
комнатными
растениями;
правилами ухода за
ними.
17 Что растёт у
1
школы.
(Урок
экскурсия)
–
Иметь представления о
многообразии
растений;
18 Мир
за
1
Знакомиться с жизнью
П : самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели – понимание сотрудничества.
К : уметь осознавать необходимость сплочённости учащихся
как членов единого коллектива – класса.
Р : выполнять задания в соответствии с целью; осуществлять
целенаправленный поиск на вопрос.
П ; осмысление на конкретных примерах важности и
необходимости культурной преемственности от старшего
к младшему. К : уметь понимать необходимость
сотрудничества с учителем.
Р : принимать и сохранять учебную задачу; отбирать
адекватные средства достижения цели деятельности.
П : распознавание комнатных растений с помощью атласа
определителя «От земли до неба».
К : уметь использовать коммуникативные средства для
решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание; учитывать разные мнения и
стремиться к координации позиций в сотрудничестве.
Р : принимать и сохранять учебную задачу; учитывать
выделенные учителем ориентиры действия в учебном
материале.
П : полив и опрыскивание комнатных растений, рыхление
почвы в цветочных горшках; осуществление анализа
объектов с выделением существенных признаков.
К : уметь учитывать разные мнения и стремления к
координации различных позиций в сотрудничестве;
контролировать действия партнера.
Р : оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи.
П : различать изученные группы растений по существенным
признакам, приводить примеры представителей каждой
группы,
К : уметь формулировать собственное мнение и позицию
Р : выполнять учебные действия в материализованной,
личности на основе
сознательного согласия
с общими целями.
Проявляют учебно
познавательный
интерес к учебному
материалу и способам
решения задачи
Ориентируются в
поведении на принятые
моральные нормы;
понимают ценность
природного мира;
Применяют
практические умения
по уходу за
комнатными
растениями;
осуществляют
самооценку на основе
критериев успешности
работы
Ориентируются на
понимание причин
успеха в учебной
деятельности, в том
числе на самоанализ и
самоконтроль
результата,
Проявляют учебно
19.10
24.10
26.10
2 чет.
07.11
09.11 стеклянным
берегом.
19 Кто ещё у нас
1
живёт?
20 Какие
животные.
бывают
1
21 Делу – время.
1
22 Книга – друг и
1
наставник.
аквариумных рыбок,
научиться
распознавать водных
растений, рыбок
и улиток.
Иметь представление
об обитателях живого
уголка; знакомиться с
условиями их
существования, с
правилами ухода
Обобщать знания о
животных, на этой
основе разделять
животных на группы:
птицы, рыбы, звери.
Знакомиться с
правилами поведения в
классе и школе во
время уроков;
соблюдать правила
поведения на уроке
Понимание
необходимости книги
в жизни каждого
человека и радости от
общения с ней как
с верным другом.
громкоречевой и умственной форме; принимать и сохранять
учебную задачу.
П : представление об аквариуме как о созданном руками
человека сообществе рыб, водных растений, моллюсков;
К : уметь договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов.
Р : различать способ и результат действия; вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения
на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
П : знакомство с животными , с условиями их содержания;
определять этих животных с помощью атласаопределителя.
К : уметь аргументировать свою позицию и координировать
в сотрудничестве позиции других людей.
Р : преобразовывать практическую задачу в познавательную;
принимать и сохранять учебную задачу
П : представление о группах животных (насекомые, рыбы,
птицы, звери), их существенных признаках; К : уметь
задавать вопросы, контролировать действия партнера,
использовать речь для своего действия.
Р : планировать и контролировать свои действия; соблюдать
правила поведения на уроке для того, чтобы получить
самому хорошие результаты и не мешать успешной работе
товарища.
П : обобщение представлений о школе, в которой учатся;
корректировка образа школы как Дома, где дети учатся.
К :уметь участвовать в работе парами (группами);
договариваться, приходить к общему решению с
одноклассниками.
Р : планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том
числе во внутреннем плане.
П : представление образа книги в культурной традиции
народов России и мира как великой духовной ценности;
К : уметь использовать в общении правила вежливости.
познавательный
интерес к новому
учебному материалу и
способам решения
новой задачи.
14.11
16.11
Проявляют любовь к
животным и чувство
ответственности; в
сотрудничестве с
учителем ставят новые
учебные задачи
Принимают ценность
природного мира,
готовность следовать в
своей деятельности
нормам
Соблюдают основные
моральные нормы
поведения.
21.11
23.11
Положительно
относятся к школе и
учебной деятельности;
проявляют интерес к
учебному материалу 23 Потехе – час.
24
страницами
За
учебника
(«Наш класс»)
25 Мы в семье.
1
1
1
26 Моя семья – часть
1
моего народа.
27 Природа в доме.
1
Показать роль игры
как часть культурного
богатства народа, в
том числе своего края;
формировать умение
разумно и с пользой
проводить время;
Умение определять
подходящими словами
красоту человеческого
труда и радость
творчества.
Уточнять понимание
терминов
ближайшего родства;
Знакомиться со
схемой родословного
древа, со старинными
традициями народов
своего края.
Знакомиться с
разнообразием
растений и животных
в доме
Р : выполнять учебные действия; осуществлять действие по
образцу и заданному правилу.
П : раскрытие смысла второй части пословицы «Делу –
время, потехе – час», необходимости ритмичной смены
работы и отдыха для достижения успеха в любом деле;
К : использовать доступные речевые средства для передачи
своего впечатления.
Р : выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять
целенаправленный поиск ответа вопрос.
П : осознание важности школы в процессе познания
окружающего мира; умение определять предметы природы и
культуры в классной комнате.
К : уметь владеть способами взаимодействия со
сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной
деятельности).
Наш дом и семья (15 ч.)
Р :выражать своё позитивное отношение к семье и семейным
ценностям; принимать и сохранять учебную задачу,
соответствующую этапу обучения.
П : представление образа семьи в культурной традиции
народов России и мира как великой духовной ценности.
К : уметь взаимодействовать в семье позитивными
способами; договариваться, приходить к общему решению.
Р : контролировать и оценивать свои действия при работе с
нагляднообразным материалом с одноклассниками.
П : представление о семейных традициях как признаке
принадлежности к тому или иному народу России и мира;
К : уметь использовать в общении правила вежливости;
принимать участие в работе парами (группами).
Р : действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с
принятой ролью.
П : осознание того, что наш дом, как и класс, наполнен
природой, понимание её значения для всех членов семьи.
К : уметь участвовать в работе парами (группами),
допускать существование различных точек зрения;
28.11
30.11
Проявляют
положительное
отношение к уроку
окружающего мира;
стремление к успешной
учебной деятельности.
Выделяют личное
(эмоциональное)
отношение к школе,
классу, другим
ученикам
Проявляют позитивное
отношение к семье и
семейным ценностям;
05.12
07.12
12.12
Выражают
положительное
отношение к школе и
учебной деятельности;
имеют представление о
успехе в учебе.
Осознают
ответственность за
жизнь и здоровье
живых существ в доме,
проявляют любовь к
своему дому 28 Откуда в наш дом
приходят вода, газ,
электричество
1
29 Красивые камни в
1
нашем доме.
30 Комнатные
растения у нас
дома.
31
Выйдем в сад.
1
1
32 Овощи и фрукты
1
на нашем столе.
33 Про хлеб и кашу,
1
про чай и кофе.
Знакомиться с
природными
источниками воды,
используемой в быту;
с тем как
электричество
поступает в дом.
Различать часто
встречающиеся
поделочные камни,
узнавать их
в изделиях;
рассказывать о
значении камней
Знакомиться с
наиболее
распространёнными
комнатными
растениями;
распознавать
комнатные растения.
Знакомиться с
разнообразием
растений сада;
классифицировать
садовые культуры.
Систематизировать и
расширять знания об
овощах и фруктах;
знакомиться с
витаминами;
раскрывать значение
Рассказать, откуда
берутся хлеб, каши,
Р : выполнять задание в соответствии с поставленной целью,
проговаривать вслух производимые действия.
П : представление о том, что вода, газ, электричество в
нашем доме – результат труда человека.
К : уметь выбирать адекватные речевые средства в диалоге с
учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и
позицию.
Р : выражать позитивное отношение к неживой природе;
организовывать рабочее место под руководством учителя.
П : знакомство с камнями как частью неживой природы,
показ красоты камней и изделий из них;
К : уметь принимать другое мнение и позицию
одноклассников, формулировать собственное мнение и
позицию;
Р : принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
П : знакомство с комнатными растениями, распознавание их
на фотографии, рисунке и в натуральном виде.
К : уметь договариваться ,приходить к общему решению;
использовать в общении правила вежливости.
Р : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П : классификация садовых культур по признакам «дерево –
кустарник – травянистое растение».
К : строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой коммуникации.
Р : оценивать правильность выполнения действий на уровне
адекватной ретроспективной оценки.
П : повторение и расширение сведений об овощах и фруктах,
о витаминах и их пользе для организма
К : уметь формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению
Р : контролировать и оценивать свои действия во время
работы с нагляднообразным материалом.
14.12
19.12
21.12
3чет.
09.01
11.01
Выражают внутреннюю
позицию школьника на
уровне положительного
отношения к школе;
соблюдают основные
нормы поведения.
Имеют представления
о ценности и
уникальности
природного мира;
Имеют положительное
отношение к школе,
учебной деятельности,
к изучению
окружающего мира;
представление о
причинах успеха.
Используют знаково
символические
средства для решения
учебных задач
Ориентируются в
поведении
на принятые моральные
нормы; понимают
красоту родного края.
Уважают труд
хлебороба и людей,
16.01 34 Дикорастущие и
1
культурные
растения.
35 Собака в нашем
доме.
1
36 Кошка в нашем
1
доме.
37 Дикие и домашние
животные.
1
чай, кофе; учить
бережному
отношению к хлебу.
Формировать
понятия
«дикорастущие
растения»,
«культурные
растения»; показать
разнообразие
Знакомиться с
условиями жизни
собаки и
особенностями ухода
за ними; воспитывать
бережное отношение
к животным
Знакомиться с
условиями жизни
кошек и
особенностями ухода
за ними; воспитывать
бережное отношение
к животным
Иметь представление
о диких и домашних
животных;
раскрывать их
значение для
человека.
П : знакомство с тем, как растения кормят человека;
К : ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии.
Р : контролировать свои действия во время работы с
нагляднообразным материалом при сотрудничестве с
учителем, одноклассниками.
П : отличать культурные растения от дикорастущих;
приводить примеры растений каждой группы;.
К : уметь ориентироваться в позиции партнера в общении и
взаимодействии; договариваться, приходить к о решению.
Р : самостоятельно находить несколько вариантов решения
учебной задачи, представленной на нагляднообразном
уровне.
П : происхождение собак, наиболее распространённые
породы, различение их с помощью атласаопределителя.
К : сотрудничать с одноклассниками при выполнении
заданий в паре: устанавливать очерёдность действий.
Р : самостоятельно находить несколько вариантов решения
учебной задачи, представленной на словеснообразном,
нагляднообразном уровне.
П : знакомство с происхождением домашней кошки, с
породами кошек; различение их;.
К : уметь адекватно использовать средства устной речи для
решения различных коммуникативных задач.
Р : следовать установленным правилам в планировании и
контроле способа решения.
П ; умение классифицировать животных по признаку «дикое
– домашнее», приведение примеров животных каждой
группы «дикие животные», «домашние животные».
К : уметь сотрудничать с одноклассниками при выполнении
заданий в паре.
связанных с
производством хлеба и
других продуктов
Выражают
положительное
отношение и интерес к
изучению природы;
понимают ценность
природного мира,
природоохраны.
Эмоционально
выражают любовь к
домашним питомцам,
чувство
ответственности за
них.
Выражают доброе
отношение
к домашним питомцам,
стремятся наблюдать
за ними, подмечают
интересное в их
поведении
Выражают
эмоционально
положительное
отношение к
животным; следуют в
поведении моральным
требованиям
18.01
23.01
25.01
30.01 38 С утра до вечера.
1
39
За страницами
учебника («Наш
дом и семья»)
Опасность у тебя
дома.
40 Мы в городе.
41 Мы в селе.
1
1
1
42 Красота любимого
1
города.
43 Красота родного
1
села.
с
Знакомиться
распорядком
семейных дел в
течение дня.
Знакомиться с
опасными
ситуациями дома,
учить правильным
действиям при
опасной ситуации
Иметь представление
о жизни города;
показать в сравнении
старинный и
современный город.
Иметь представление
о жизни села;
показать в сравнении
старинное и
современное село.
Знакомиться с
происхождением
российских
географических
названий; пробудить
интерес к истории;
Знакомиться с
происхождением
российских
Р : выражать свое позитивное отношение к семье.
П : представление о повседневной жизни в семье как о
культурной ценности; использование словарного запаса .
К : уметь выражать устойчивую учебнопознавательную
мотивацию обучения; формулировать собственное мнение и
позицию.
Р : выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять
целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
П : осознание важности школы в процессе познания
окружающего мира; умение определять предметы природы.
К : уметь владеть способами взаимодействия со
сверстниками (во внеклассной деятельности)
Стремятся
контролировать свой
распорядок дня;
соблюдают правила
обращения с огнём,
водой и в доме.
Выделяют личное
(эмоциональное)
отношение к школе,
классу, другим
ученикам
Часть 2 Город и село (14 ч)
Р : выполнять задания в соответствии с целью; осуществлять
целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
П : осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он
родился и живёт; понимание необходимости взаимной связи
людей в городе, К :уметь применять способы существования
в городе и селе; представить модель позитивного поведения.
Р : выбирать средства для организации своего поведения;
запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени.
П : понятие «земляки»; детализировать культурный смысл
этого понятия с помощью уточнения «односельчане»;
К : уметь распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнёра, аргументированно ошибки.
Р : планировать, контролировать и выполнять действие по
заданному образцу, правилу, с использованием норм.
П : особенности ландшафта, где находится родной город,
представление об архитектурном образе города.
К : уметь договариваться, приходить к общему решению (при
работе в парах, группах).
Р : удерживать цель деятельности до получения ее
результата;
анализировать эмоциональные состояния,
полученные от успешной (неуспешной) деятельности,
01.02
06.02
08.02
20.02
Осознают личное
(эмоциональное)
отношение к малой
родине.
Осознают
ответственность
человека за общее
благополучие.
Осознают эстетическое
своеобразие и
историкокультурное
значение.
22.02
Определяют
эстетическое
своеобразие и
27.02 44 Природа в городе.
1
45 Что растёт в
городе.
46 Чудесные
цветники.
47
В ботаническом
саду.
1
1
1
48 Кто живет в парке.
1
49
В зоопарке.
1
географических
названий; пробудить
интерес к истории
родного края.
Показывать, что
природа в городе —
это источник
красоты, здоровья,
хорошего
настроения.
Знакомится с
разнообразием
растений в городе;
ввести понятия:
лиственные деревья и
хвойные деревья.
Знакомится с
растениями цветника;
прививать
эстетическое
отношение
Называть растения
ботанического сада,
умение любоваться
образцами садово
парковых
ландшафтов;
Показывать
разнообразие
животных парка, роль
животных парка в
нашей жизни.
Знать, что зоопарк —
это живой музей для
всех, кто любит
П : хозяйственные и эстетические особенности старинного
сельского жилища своего края.
К : уметь использовать в общении правила вежливости,
формулировать собственное мнение и позицию.
Р : планировать решение учебной задачи; выстраивать
последовательность необходимых операций (алгоритм ).
П : различение часто встречающихся растений города;
ознакомление с растениями,;
К : уметь принимать участие в работе парами и группами;
использовать в общении правила вежливости.
Р : планировать совместно с учителем свои действия в
соответствии с поставленной задачей
П : осуществление поиска необходимой информации для
выполнения заданий с использованием учебной литературы.
К : уметь использовать речь для регуляции своего действия;
строить сообщение в соответствии с учебной задачей,
Р : понимать выделенные учителем ориентиры действия в
учебном материале.
П : осуществление поиска нужной информации в учебнике и
учебных пособиях; понимание заданного вопроса.
К : уметь распределять обязанности при работе в группе;
Р : владеть способами самооценки выполнения действия,
адекватно воспринимать предложения и оценку людей.
П : представление о ботаническом саде как о
просветительском и научном учреждении;
К : уметь соблюдать правила поведения в ботаническом
саду; использовать в общении слова вежливости.
Р : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П : ознакомление с животными парка; понимание их
значения для человека; анализ изучаемых объектов
К : уметь соблюдать правила поведения в парках и скверах
Р : учитывать установленные правила в планировании и
контроле способа решения.
П : знакомство с зоопарком как просветительным и научным
историкокультурное
значение
архитектурной
доминанты
Замечают и ценят
природу;
осознают
любовь к родному
городу, имеют желание
украсить его.
Осваивают роль
ученика; проявляют
интерес (мотивацию) к
учению; понимают
причины успеха в
учебной деятельности,
Проявляют
эстетическое
отношение к природе в
городе.
Любуются образцами
садовопарковых
ландшафтов,
уникальными
растениями;
проявляют интерес.
П роявляют первичные
умения оценки работ,
ответов
одноклассников на
основе критериев
Соблюдают правила
поведения в зоопарке;
представляют причины
01.03
06.03
08.03
12.03
15.03
20.03 50
Войдём в музей!
Экскурсия.
51 Мы помним наших
земляков.
52 Хлеб – всему
голова.
Все
важны.
профессии
53
За
страницами
учебника. («Город
и село»)
Экскурсия.
Правила
дорожного
движения.
1
1
1
1
животных,
интересуется их
жизнью.
Понимание
необходимости
посещения музеев;
знание правил
поведения в музее
и соблюдение на
практике .
Формировать интерес
к известным людям
своего города, края.
Воспитывать
бережное отношение
к хлебу, познакомить
с условиями его
выращивания;
показать
разнообразие
профессий.
учреждением, с некоторыми животными зоопарка,
К : адекватно использовать средства устного общения для
решения коммуникативных задач.
Р : планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, в том
числе во внутреннем плане.
П : представления о музее как о хранителе культурных
ценностей;
К : уметь допускать существование различных точек зрения;
осуществлять работу в группах, распределяя обязанности.
Р : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П : знакомство с традициями увековечения памяти о
соотечественниках в культурной традиции народов России и
мира как с великой духовной ценностью;
К : уметь использовать в общении правила вежливости;
договариваться и приходить к общему решению.
Р : выполнять учебные действия в материализованной,
гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.
П : умение использовать свой словарный запас, касающийся
темы связи качеств человека и профессии,.
К : уметь проявлять интерес к общению и групповой работе;
уважать мнение собеседников; следить за действиями других
участников в процессе коллективной деятельности.
Умение определять
подходящими
словами красоту
человеческого труда
и радость творчества.
Знакомиться с
наиболее удобной и
безопасной дорогой в
Р : выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять
целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
П : осознание важности школы в процессе познания
окружающего мира; умение определять предметы природы и
культуры в классной комнате,
К : уметь владеть способами взаимодействия со
сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной
деятельности).
успеха в учебе;
проявляют активный
интерес .
Знают правила
поведения в музее и
соблюдают их на
практике;
представляют
уникальность
природного мира.
Понимают
нравственные
поступки людей;
соблюдают нормы
поведения.
Проявляют
положительное
отношение к уроку
окружающего мира;
положительно
воспринимают
действия
одноклассников.
Выделяют личное
(эмоциональное)
отношение к школе,
классу, другим
ученикам
22.03
4чет.
03.04
05.04
10.04 школу и из школы.
Дать основные
понятия о символах
государства, о
происхождении и
истории российского
герба, флага и гимна.
Знакомиться с
достопримечательнос
тями города Москвы;
развивать чувство
любви к своей стране.
Знать некоторые
особенности
традиционной
культуры народов
своего края
54
Россия – наша
Родина.
1
55. Москва – столица
России.
1
56 Мы – семья
1
народов России.
57 Природа России.
1
Получить
первоначальное
Родная страна (8 ч)
Р : выполнять задание в соответствии с поставленной целью,
отвечать на конкретный вопрос.
П : первоначальные представления о географической карте и
глобусе, о стране, в которой родился и живёшь, как об
Отечестве, о культуре и природе этой страны – как о её
национальном достоянии;
К :уметь общаться с людьми, воспринимая их как своих
соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов.
Р : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П : знакомство с образом сердца России – Москвы как великой
духовной ценности;;
К : уметь входить в коммуникативную игровую и учебную
ситуацию; преодолевать эгоцентризм в межличностном
взаимодействии; уважать мнение собеседников.
Р : планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем
плане.
П : представление о России как об общей родине разных
народов.
К : уметь задавать вопросы и отвечать по теме урока; проявлять
интерес к общению и групповой работе; уважать мнение
собеседников; использовать доступные речевые средства для
передачи своего впечатления.
Р : осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
Эмоционально
осознают себя как
россиян, граждан
большой страны,
имеющей богатую и
разнообразную
культуру
Демонстрируют
интерес к изучению
окружающего мира;
проявляют
внимательность,
готовность к
сотрудничеству
Осуществляют
позитивную
самооценку;
осознают свою
семейную
идентичность,
стремятся к
взаимопониманию
детей и взрослых.
Владеют
начальными
12.04
17.04
19.04
24.04 58 Охрана природы.
1
59 Красная
России.
книга
1
представление
о разнообразии
природы на
территории России.
товарищей, родителей и других людей.
П :работа с учебником и дополнительной литературой,
ориентирование по содержанию.
К : уметь задавать вопросы и формулировать ответ; входить в
коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Показать
отрицательное
воздействие человека
на природу; знание
необходимости
охраны природы
и своего активного
участия в этой
работе.
Знакомиться с
растениями и
животными из
Красной книги
России; своего
региона; приводить
примеры растений
и животных из
Красной книги
Р : оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов
требованиям данной задачи и задачной области.
П : представление об угрозах природе, исходящих от человека,
и мерах по её охране; показать, как младшие школьники могут
охранять природу.
К : уметь выражать личное восприятие мира и настроение в
эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках.
Р : принимать и сохранять учебную задачу; выражать свое
отношение к Красной книге.
П : ознакомление с Красной книгой России, а также с Красной
книгой своего региона, с некоторыми растениями и животными,
внесенными в эти книги.
К : уметь приводить примеры растений и животных из Красной
книги России; выражать личное восприятие мира и настроение в
эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках.
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Оценивают
поступки человека
по отношению к
природе; осознают
личное отношение к
малой родине,
осуществляют
действия
по охране
окружающего мира;
Осуществляют
действия по
сохранению редких
растений и
животных; осознают
образ «Я», который
неразрывно связан с
миром природы,
культурой.
26.04
01.05 60
Заповедные
тропинки.
1
61
страницами
За
учебника («Родная
страна»)
1
62
Взгляни
человека!
на
1
63
Всему свой черёд.
1
Рассказывать о
заповедниках Росси;
усвоить, что
заповедник — это
место (территория),
где вся природа
находится под
строгой охраной.
Знать некоторые
особенности
традиционной
культуры народов
своего края: одежда,
блюда.
Показывать влияние
внутреннего мира
человека на внешний
облик, на внутренний
мир; устанавливать
связи и выражать
понимание связи
с помощью слова
Раскрывать ритм
человеческой жизни,
показать на примерах
времён года
последовательность
человеческой жизни.
Р : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на
поставленный вопрос.
П : представление о заповеднике как о месте (территории), где
вся природа находится под строгой охраной, на примере
Приокскотеррасного заповедника; знакомство с заповедниками
своего региона
К : уметь принимать участие в обсуждении вопроса – какими
качествами должны обладать люди, работающие в заповеднике;
формулировать свое мнение
Р : осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других людей.
П : работа с учебником и дополнительной литературой,
ориентирование по содержанию (оглавлению) и с помощью
значковсимволов; представление о разнообразии природы
К : уметь задавать вопросы и формулировать ответ; входить в
коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Человек и окружающий мир (5 ч)
Р : выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на
поставленный вопрос.
П : осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его
внутреннего мира, осознание себя творческой личностью,
способной изменить мир к лучшему;
К :устанавливать связи между внешним обликом человека и его
внутренним миром и выражать понимание этой связи с
помощью выразительного слова, музыкального звука
Р : ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия, осуществлять итоговый и
пошаговый контроль;
П : умение приблизительно определять возраст мужчины;
соотносить возрастные признаки в его внешности и поведении с
признаками, характерными для природы
К : уметь учитывать разные мнения, координировать свои
Оценивают
поведение людей
при анализе
иллюстрации
рабочей тетради;
формулируют
правила поведения
в заповеднике
В ладеют
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире.
Оценивают образ
«Я», неразрывно
связанный с миром
природы, миром
культуры,
окружающих людей
Выражают
эмоционально
эстетическое
соответствие разных
периодов жизни
человека состоянию
природы в разное
03.05
08.05
10.05
15.05 64 У каждого времени
свой плод.
1
65 Я – часть мира.
1
66
1
страницами
Будь здоров!
За
учебника
(«Человек
окружающий
мир»).
Экскурсия на луг.
и
Показывать на
примерах времени
суток
последовательность
человеческой жизни
Рассуждать о месте,
назначении человека
на Земле, стремиться
во внешнем облике
и поведении
соответствовать
национально
культурной норме
Проверка уровня
освоения материала.
действия и действия партнера, задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия.
Р : принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации.
П : представление образа женщины в разные возрастные
периоды её жизни; понимание эмоциональноэстетического
соответствия разных периодов жизни человека состоянию
природы в разное время года и суток;
К : допускать существование различных точек зрения; вступать
в диалог с учителем, одноклассниками.
Р : ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия, осуществлять итоговый и
пошаговый контроль;
П : умение выразить личное восприятие мира и своё настроение
в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках
соответствующих цветов;
К : уметь учитывать разные мнения, координировать свои
действия и действия партнера, задавать вопросы по существу
Р : выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на
поставленный вопрос.
П : работа с учебником и дополнительной литературой,
ориентирование по содержанию (оглавлению) и с помощью
значковсимволов; представление о разнообразии природы
России, красоте родной природы; осознание необходимости
бережного отношения к ней.
К : уметь задавать вопросы и формулировать ответ; входить в
коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
время года и суток;
Владеют нормой и
правилами
культурного
отношения к
женщине, уважения
к достоинству
человека в разном
возрасте.
Осознает себя
частью мира;
относятся с
уважением к
достоинству
человека.
17.05
22.05
24.05 Лист корректировки рабочей программы
Класс
Название раздела, темы
Дата
проведения по
плану
Причина корректировки
Корректирующие
мероприятия
Дата
проведения по
факту
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.