Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Оценка 4.9

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
окружающий мир
1 кл
20.11.2018
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.
окр. мир 1 кл фгос.doc
№ 1 Тема урока Вводный урок.  «Задавайте во­ просы!» Тип урок К ол во а ч. 1 Уро к­ экск ур­ сия Природа как  составная часть  окружающего  мира 2­3 Что такое  Родина? НРК. Наша  Родина РА. 2 Ком би­ нир о­ ванн ый Родина – это  наша страна  Россия и наша  малая родина.  Первоначальные  сведения о  народах России,  Элементы содержания Ученик научится/ получит возможность научиться УУД план факт Требования к уровню подготовки Дата Ученик научится: задавать  вопросы;  вступать в учебный диалог;  Ученик получит  возможность научиться:  пользоваться условными  обозначениями учебника;  различать способы и средства  познания окружающего мира;  оценивать результаты своей  работы на уроке. Ученик научится: Понимать  учебную задачу урока и  стремиться её выполнить;  работать с картинной картой  России, актуализировать  имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях  04.09 Знать основные правила  поведения в окружающей  среде (на дорогах,  водоемах, в школе) Л­1,Л­2,Л­3, Л­12 Р­1, Р­2    П­4,П­6,П­7 П­9, П­10, П­ 11,  П­14, К­1,К­2,К­5  И­14,И­16,И­17 05.09­ 11.09 Уметь работать с картинной  картой России; различать и  описывать герб и флаг  России. Л1,Л2,Л3,л1,л2,л3, Л12,л12 Р1,Р2,р1,р2 П4,П6,П7,п4 ее столице.             жителей;  4­5 Что мы знаем о  народах России? 2 Ком би­ нир о­ ванн ый Многонациональ ный характер  населения  России.  Национальные   праздники  народов России. 6­7 Что мы знаем о  Москве? 2 Комб и­ Москва –  столица России.  Ученик получит  возможность научиться:  сравнивать, различать и  описывать герб и флаг России;  рассказывать о малой Родине»  и Москве как столице  государства; отвечать на итоговые вопросы  и оценивать свои достижения  на уроке. Ученик научится:  Понимать учебную задачу  урока и стремиться её  выполнить;    рассматривать иллюстрации  учебника, сравнивать лица и  национальные костюмы  представителей разных  народов;  Ученик получит  возможность научиться:  рассказывать  (по  фотографиям и личным  впечатлениям) о национальных праздниках;  обсуждать, чем различаются  народы России и что связывает их в единую семью;  Ученик научится: Понимать  учебную задачу урока и  П9,П10,п9,п10 П11,П14,п11 К1,К2,К5, к1,к2,к5 И14,И16,И17,и14 12.09. 18.09 Уметь рассматривать  иллюстрации учебника,  сравнивать лица и  национальные костюмы  представителей разных  народов. Рассказывать о  национальных праздниках. Л­4,Л­5,Л­7л4,л5,л7 Л­8,Л­9,Л­11 л9,л11 Р­1, Р­2    р1, р2 Р­3,Р­6,Р­7  р3,р6,р7 П­10,П­12,П­13 П­14 К­3,К­4      к3,к4 К­10 И­12,И­16 И­19 Уметь извлекать из  иллюстраций учебника  19.09. 25.09. Достопримечател ьности Москвы.  Жизнь москвичей – наших  сверстников. ниро­ ванн ый;  экск ур­ сия 8­9 2 Комб Проект «Моя  малая Родина». и­ ниро­ ванн ый;  экску рсия нужную информацию о  Москве, о жизни москвичей  – своих сверстников. . Л1,Л2,Л3,л1,л2,л3Л12 Р1,Р2,р1,р2 П4,П6,П7,п4 П9,П10,П9,п10,П11,П14 К1,К2,К5,к1,к2,к5 И14,И16,И17,и14 Уметь определять признаки разных объектов природы; изготовить  схему­макет своего пути в  школу и домой с указанием  опасных мест, где нужно быть  осторожным и внимательным Л1,Л2,Л3, л1,л2,л3 Р1,Р2,р1,р2 П4,П6,П7, К1,К4 И17 26.09. 02.10. стремиться её выполнить;  рассматривать иллюст­рации  учебника, извлекать из них  нужную информацию о  Москве;  Ученик получит  возможность научиться:  узнавать  достопримечательности  столицы;  рассказывать по фотографиям  о жизни москвичей — своих  сверстников;  Ученик научится:   фотографировать наиболее  значимые  достопримечательности своей  малой родины;  находить в семейном  фотоархиве соответствующий  материал;  Ученик получит  возможность научиться:   интервьюировать членов своей  семьи об истории и  достопримечательностях своей малой родины;  составлять устный рассказ;  выступать с подготовленным  сообщением, опираясь на  фотографии (слайды); 10­ 12 Что у нас над головой? Что у  нас под ногами? Неживая и живая  при  рода  3 Комб и­ нир о­ ванн ый 13­ 14 Что растёт на подоконнике?  Что растет на  клумбе? 15 Что это за ли­ стья? 2 Комб и­ нир о­ ванн ый 1 Ком би­ нир о­ ванн ый Растения, их  разнообразие. Части растений  (корень, стебель,  лист, цветок, плод,  семена) Деревья,  кустарники, травы,  их наблюдение в  ближайшем  окружении;  нахождение  отличительных  признаков (с  оценивать результаты  собственного труда и труда Кто и что? (18 ч) Ученик научится: Понимать  учебную задачу урока и  стремиться её выполнить;  Ученик получит  возможность научиться:  наблюдать и сравнивать  дневное и ночное небо,  рассказывать о нём;  моделировать форму Солнца;  находить на ночном небе  созвездий; ковш Большой  Медведицы; проводить  наблюдения за созвездиями,  Ученик научится: Понимать  учебную задачу урока и  стараться её выполнить;  различать лиственные и  хвойные деревья; Ученик научится: Понимать  учебную задачу урока и  стараться её выполнить;  различать лиственные и  хвойные деревья; 03.10. 09.10. 10.10. Отвечать на итоговые  вопросы и оценивать свои  достижения на уроке. Л6, Л7,л6,л7,л12,Л12 П9, П11, П12,п9,п11 К5,К6,к5,к6 И17 16.10. 17.10. 23.10. Уметь использовать  приобретенные знания для  удовлетворения  познавательных интересов Л6, Л7, л6, л7, Л12,л12 П­9, П­11,П­12 п9,п11 К5, К6, к5,к6 И­17 16 Что такое хво­ инки? 1 Экск ур­ сия 17 Что общего у  разных расте­ ний? 18 Кто такие насе­ комые? НРК  Насекомые  РА.  19 Кто такие рыбы? НРК Жители  водоемов РА. 1 Ком би­ нир о­ ванн ый 1 Ком би­ нир о­ ванн ый 1 Ком би­ нир о­ ванн ый использованием  сравнения) Деревья,  кустарники, травы,  их наблюдение в  ближайшем  окружении,  нахождение  отличительных  признаков (с  использованием  сравнения) Роль растений в  природе и жизни  людей, бережное  отношение  человека к расте­ ниям   Животные, их  разнообразие.  Насекомые, рыбы,  птицы, звери:  различение групп  животных по  существенным  признакам, легко  выделяемым во  внешнем строении  (например, перья у  птиц, шерсть у  зверей) 24.10. 30.10. 31.10. 13.11. Уметь наблюдать объекты  окружающего мира, устно их  описывать Л­6,Л­7   л6,л7 Л­12        л12 К­5, К­6     к5,к6 И­12,И­13 Уметь приводить примеры  представителей разных групп  животных (2­3 представителя  из изученных). Знать разнообразие  животного мира П­10,П­12,П­13 П­14 К­3,К­4      к3,к4 К­10           к10 И­12,И­16 И­19 Ученик получит  возможность научиться:  определять деревья с помощью атласа­определителя;  сравнивать ель и сосну;  описывать дерево по плану;  отвечать на итоговые вопросы  и оценивать свои достижения  на уроке Ученик научится:  Понимать учебную задачу  урока и стараться её  выполнить;  наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по  рисункам; приводить примеры  комнатных растений; Ученик получит  возможность научиться:  определять комнатные 20 Кто такие пти­ цы?  НРК  Птицы РА. 21 Кто такие звери? 22 Что такое зоо­ парк? 23 Что окружает нас дома? 1 Ком би­ нир о­ ванн ый 1 Ком би­ нир о­ ванн ый 1 Экск 1 Комб ур­ сия и­ нир о­ ванн ый Роль животных в  жизни людей,  бережней  отношение  человека к  животным Правила  противопожарной  безопасности,  основные правила  обращения с газом,  электричеством,  водой 24 Что умеет ком­ пьютер? 1 Пр ак­ ти че­ ск ий Правила  безопасной работы  на компьютере;  основные  требования при  работе с  14.11. 20.11. 21.11. 04.12. Уметь выполнять изученные  правила безопасного поведе­ ния Л6,Л7,л6,л7 П10,П12,П13,П14 К3,К4,к3,к4 К10 И12,И16,И19 05.12 Знать основные свойства и  функции компьютера, их на­ значение. Уметь выполнять по просьбе  учителя элементарные  операции на компьютере растения с помощью атласа­ определителя;  различать изученные растения;  использовать представленную  информацию для получения  новых знаний о родине  комнатных растений,  осуществлять самопроверку;  Ученик научится: Понимать  учебную задачу урока и  стремиться её выполнить;   характеризовать назначение  бытовых предметов; Ученик получит  возможность научиться:  находить на рисунке предметы  определённых групп;  группировать предметы  домашнего обихода; Ученик научится:  характеризовать назначение  частей компьютера;  сравнивать стационарный  компьютер и ноутбук;  Ученик получит компьютером,  свойства и  функции (общие  представления и  элементарные  навыки) 25 Что вокруг нас  может быть  опасным? 1 Ком би­ нир о­ ванн ый Правила  противопожарной  безопасности,  основные правила  обращения с газом,  электричеством,  водой 26 Что мы знаем о  нашей стране и  своем городе? 1 Экск ур­ сия Россия ­  наша  Родина.  Родной  город возможность научиться:  рассказывать (по рисунку­ схеме) о возможностях  компьютера, обсуждать  значение компьютера в нашей  жизни;   моделировать устройство  компьютера;  соблюдать правила  безопасного обращения с  компьютером;  Ученик научится: выявлять  потенциально опасные  предметы домашнего обихода;  Ученик получит  возможность научиться:  характеризовать опасность  бытовых предметов; Ученик научится:  моделировать устройство  светофора;  оценивать своё  обращение с предметами  домашнего обихода и  поведение на дороге;  Р­10       р10 П­2 11.12 12.12 Уметь выполнять изученные  правила безопасного поведе­ ния Л6,Л7,л6,л7 Л12,л12 К5,К6, к5,к6 И12,И13 Знать название родной  страны, родного города Л­6,Л­7   л6,л7 Л­12        л12 К­5, К­6     к5,к6 И­12,И­13 27 На что похожа  наша планета? 1 Ком би­ нир о­ ванн ый Земля ­ планета,  общее  представление о  форме Земли,  глобус как модель  Земли 28 Куда текут реки?  НРК Реки РА. 29 Откуда в наши  дома приходит  вода и куда она  уходит? 30 Откуда в наш  дом приходит  электричество? Река,  использование  человеком.  Правила обращения с водой 1 Комб 1 Комб и­ нир о­ ванн ый и­ нир о­ ванн ый Основные правила  обращения с  электричеством 1 Ком би­ нир о­ ванн ый Знать название нашей  планеты. Л6,Л7, л6,л7 Л12, л12 К5,К6, к5,к6 И12, И13 Ученик получит  возможность научиться:  сочинять и рассказывать  сказку по рисунку учебника;  использовать глобус для  знакомства с формой нашей  планеты;  рассматривать рисунки­схемы  и объяснять особенности  движения Земли; моделировать форму Земли;  Как, откуда и куда? 12 (ч) Ученик научится:  прослеживать по рисунку­ схеме путь воды; проводить  опыты, показывающие  загрязнение воды и её очистку; Ученик получит  возможность научиться:   обсуждать необходимость  экономии воды;  выяснять опасность  употребления загрязнённой  воды;  Ученик научится:  правилам безопасности при  обращении с электричеством и  электроприборами.  Ученик получит  возможность научиться:  Уметь выполнять изученные  правила безопасного поведе­ ния. Знать названия больших рек, их значение в жизни человека Знать свойства воды. Уметь  выполнять изученные правила поведения на воде. П10,П12,П13,П14 К3,К4,к3,к4,К10,к10 И12,И16,И19 Знать свойства воды. Уметь выполнять изученные  правила поведения. Знать основные свойства  снега и льда. 18.12 19.12 25.12 26.12. 31 Откуда берутся  снег и лед? 32 Как живут рас­ тения? НРК  Растения РА. 33 Как живут жи­ вотные? НРК  Животные  РА. 34 Как ухаживать за кошкой и со­ бакой? 1 Пр ак­ ти че­ ск ий 1 Ком би­ нир о­ ванн ый 1 Ком би­ нир о­ ванн ый 1 Ком би­ нир о­ ванн ый Разнообразие  веществ в ок­ ружающем мире;  твердые, жидкие.  Вода; легко опреде­ ляемые свойства  воды (текучая, не  имеет цвета и  запаха) Условия,  необходимые для  жизни растения  (свет, тепло,  воздух, вода) Роль животных в  жизни людей,  бережное  отношение  человека к  животным Роль животных в  жизни людей,  бережное  отношение  человека к  животным П10,П12,П13 П14 К3,К4,к3,к4 К10, к10 И12,И16,И19 отличать электроприборы от  других бытовых предметов, не  использующих электричество; проводить опыты по  исследованию снега и льда в  соответствии с инструкциями,  формулировать выводы .  опытов; наблюдать форму  снежинок и отображать её в  рисунках;  Ученик научится: узнавать  рыб на рисунке, определять  зверей с помощью атласа­ определителя, осуществлять  самопроверку;  Знать общие условия,  необходимые для жизни  живых организмов. Уметь  подтверждать свои ответы  примерами П­10,П­12,П­13 П­14 К­3,К­4      к3,к4 К­10           к10 И­12,И­16 И­19 Ученик получит  возможность научиться:  описывать рыбу по плану;  узнавать зверей на рисунке,  проводить самопроверку;  Знать общие условия,  необходимые для жизни  живых организмов. Уметь  15.01. 16.01. 22.01. 23.01. 35 Как зимой по­ мочь птицам? 1 Комб и­ нир о­ ванн ый Роль животных в  жизни людей,  бережное  отношение  человека к  животным Способы  познания окру­ жающего мира Изготовление  шоколада,  изюма, меда 36 Как путешествует 1 Комб письмо? 37 Откуда берутся  шоколад, изюм и  мёд? 38 Откуда берётся  и куда девается  мусор? и­ нир о­ ванн ый 1 Ком би­ нир о­ ванн ый 1 Ком би­ нир о­ ванн ый устанавливать связь между  строением тела зверя и его  образом жизни;  Ученик научится,  рассказывать по схеме о  путешествии письма.  проводить взаимопроверку;  сортировать мусор по  характеру материала;  подтверждать свои ответы  примерами П­10,П­12,П­13 П­14 К­3,К­4      к3,к4 К­10           к10 И­12,И­16 И­19 Уметь использовать  приобретенные знания для  удовлетворения  познавательных интересов. П10,П12,П13,П14 К3,К4,к3,к4 И12,И13,И14 29.01. 30.01. 05.02. 06.02. Зависимость жизни  человека от  природы и её  состояния.  Положительное  влияние человека на природу. Правила  поведения в  природе Ученик получит  возможность научиться: :  строить из разрезных деталей  схему доставки почтовых  отправлений; обсуждать  важность соблюдения чистоты  в быту, в городе и в природном Знать о происхождении мусора, понятии  «отходы», правильном  обращении с мусором,  пищевыми отходами в  домашних условиях.  Уметь выполнять  правила поведения в 39 Откуда в снеж­ ках грязь? Способы  познания окру­ жающего мира 1 Ком би­ нир о­ ванн ый 40 Когда придёт суббота? 41. Когда наступит  лето? 42 Где живут белые  медведи? 1 Комб Времена года, их  особенности (на  основе  наблюдений) 1 Комб и­ нир о­ ванн ый и­ нир о­ ванн ый 1 Ком би­ нир о­ ванн ый Связи между  неживой и живой  природой. Условия  жизни на земле;  свет, тепло,  воздух, вода окружении; необходимость  раздельного сбора мусора;  сочинять и рассказывать  сказочную историю по  рисунку;  формулировать предложения  по защите окружающей среды  от загрязнений;  природе. П10,П12,П13,П14 К3,К4,к3,к4 И12,И13,И14 Уметь использовать  приобретенные знания для  удовлетворения  познавательных интересов Где и когда? (9 ч) Ученик научится: отображать с помощью карточек  последовательность дней  недели. Ученик получит  возможность научиться:  называть дни недели в  правильной  последовательности; называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;  Ученик научится: находить на глобусе Северный Ледовитый  океан и Антарктиду,  характеризовать их. Уметь использовать  приобретенные знания для  установления связи между  сезонными изменениями в  неживой и живой природе Р­9          р9 П­12,П­13 Знать условия, необходимые  для жизни животных П­10,П­12,П­13 П­14 12.02. 13.02. 26.02. 27.02. 43 Где живут сло­ ны? 1 Связи между  неживой и живой  природой. Условия  жизни на земле;  свет, тепло,  воздух, вода 44 Где зимуют пти­ цы? 1 Ком би­ нир о­ ванн ый Связи между  неживой и живой  природой. Условия  жизни на земле:  свет, тепло,  воздух, вода 45 Когда жили ди­ нозавры? 46 Когда появилась 1 1 одежда? РК Адыгейская  национальная  одежда. 47 Когда изобрели  велосипед? Ком би­ нир о­ ванн ый 1 Ком би­ нир о­ ванн ый Отдельные  события, традиции  людей в разные  исторические  времена Отдых в семье К­3,К­4      к3,к4 К­10            к10 И­12,И­16 И­19 27.02. Знать условия, необходимые  для жизни животных. Уметь использовать  приобретенные знания для  удовлетворения  познавательных интересов. Знать профессии своих  родителей П10,П12,П13,П14 К3,К4,к3,к4,К10,к10 И12,И16,И19 05.03. 06.03 12.03. 13.03. Ученик получит  возможность научиться:  приводить примеры животных холодных районов,  находить на глобусе экватор и  жаркие районы Земли,  характеризовать их. Ученик научится: выдвигать  предположения о местах  зимовок птиц; Узнать историю появления одежды и развития  моды; Обсуждать роль  велосипеда в нашей жизни  Ученик получит  возможность научиться:  объяснять причины отлёта  птиц в тёплые края; описывать одежду людей по  рисунку;  отличать национальную  одежду своего народа от  одежды других народов;  различать типы одежды в  зависимости от её назначения,  подбирать одежду для разных  случаев; какие профессии 48 Когда ты ста­ нешь взрослым? 49 Почему Солнце  светит днём, а  звёзды ­ ночью? 50 Почему на Луне  не живут люди? 51 Почему идёт  дождь и дует  ветер? Труд в семье, на  производстве Земля ­ планета,  общее  представление о  форме Земли.  Условия жизни на  земле: свет, тепло,  воздух, вода Земля ­ планета,  общее  представление о  форме Земли.  Условия жизни на  земле: свет, тепло,  воздух, вода Способы  познания окру­ жающего мира 1 Ком би­ нир о­ ванн ый 1 Комб и­ ниро­ ванны й 1 Комб и­ нир о­ ванн ый 1 Комб и­ нир о­ ванн ый будут востребованы в  будущем; Почему и зачем? (17 ч) Ученик научится:  сопоставлять видимые и  реальные размеры звёзд, в том  числе и Солнца; Ученик  получит возможность  научиться: сравнительные  размеры некоторых звёзд  анализировать схемы  движения Луны вокруг Земли  и освещения её поверхности  Солнцем; моделировать из  пластилина форму Луны Уметь использовать  приобретенные знания для  удовлетворения познаватель­ ных интересов о нашей  планете, о родном крае. Л12,л12 Р9,р9 П1,П4,П8,п1,п4,п8 П11,П13,П14, К1,К2,К3,к1,к2,к3 И9,И12,И14,И16 19.03. 20.03. 02.04. Ученик научится: наблюдать  за дождями и ветром; узнать из учебника о видах дождя  (ливень, косохлёст, ситник) Знать понятие «осадки». Уметь отмечать погоду в  дневнике наблюдений 03.04. 52 Почему звенит  звонок? 53 Почему радуга  разноцветная? 54 Почему мы  любим кошек и  собак? 55 Почему нельзя  рвать цветы и  ловить бабочек? 56 Почему в лесу  нужно соблю­ дать тишину? 57 Почему нужно  есть много ово­ щей и фруктов? Способы познания  окружающего мира: наблюдения, опыты Ученик получит  возможность научиться:  исследовать возникновение и  распространение звуков;  высказывать предположения о  причине возникновения эха,  отображать  последовательность цветов  радуги с помощью цветных  полосок. Уметь использовать  приобретенные знания для  удовлетворения  познавательных интересов о  родном крае Л­12 Р­9 П­1,П­4,П8 П­ 11,П­12,П­13 П­14 К­1,К­ 2,К­3 И­9,И­12 И­14,И­15 4 И­16,И­1 1 Ком би­ нир о­ ванн ый 1 Ком би­ нир о­ ванн ый 1 Ком би­ нир о­ ванн ый Ком би­ нир о­ ванн ый 1 1 Способы познания  окружающего мира: наблюдения, опыты Правила поведения  в природе. Оценка  своего и чужого  поведения (на  конкретных  примерах) Ученик научится:  формулировать правила  поведения в природе,  сопоставлять их с эталоном;  Ученик получит  возможность научиться:  устанавливать взаимосвязь  цветов и бабочек определять  лесных обитателей по звукам, которые они издают;  передавать голосом звуки  леса; Знать названия 2­3 растений и  животных Уметь выполнять правила  поведения в природе. Л12 Р9,П1,П4,П8,  П11,П12,П13,П14,К1,К2,К3, И9,И12,И14,И15,И16, 1 Ком би­ нир о­ ванн ый Личная гигиена.  Режим дня  школьника,  чередование труда и отдыха в режиме  дня Ученик научится: различать  овощи и фрукты;  группировать  (классифицировать) их  информацию о витаминах в  соответствии с заданием;  Знать правила сохранения и  укрепления здоровья. Л12,л12 Р9,р9 П1,П4,П8,п1,п4,п8 09.04. 10.04. 16.04. 17.04. 23.04. 24.04. 58 Почему нужно  чистить зубы и мыть руки? 59 Зачем мы спим  ночью? 60 Зачем строят корабли? 61 Зачем нужны  автомобили?  Правила  дорожного  движения. 1 Пр ак­ тич е­ ски й 1 Ком би­ нир о­ ванн ый 1 Комб и­ нир о­ ванн ый 1 Ком би­ нир о­ ванн ый Личная гигиена.  Режим дня  школьника,  чередование труда и отдыха в режиме  дня Личная гигиена.  Режим дня  школьника,  чередование труда и отдыха в режиме  дня Способ познания  окружающего  мира: наблюдение Ученик получит  возможность научиться:  сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности  организма; запомнить правила гигиены при употреблении  овощей и фруктов; отбирать  из предложенных нужные  предметы гигиены, объяснять их назначение; Ученик научится: сочинять  и рассказывать сказочную  историю по рисунку; по  рисунку­схеме знакомиться с  устройством автомобиля,  проводить взаимопроверку; Способ познания  окружающего  мира: наблюдение Ученик получит  возможность научиться:  рассказывать об устройстве  железной дороги,  классифицировать  П11,П12,П13,П14,п11 К1,К2,К3,к1,к2,к3 И9,И12,И14,И15,И14 И16 Уметь использовать  приобретенные знания для  удовлетворения  познавательного интереса Л­12, Р­9 П­1,П­4,П8 П­ 11,П­12,П­13 П­14 К­ 1,К­2,К­3 И­9,И­12 И­ 14,И­15    И­16,И­17 Уметь использовать  приобретенные знания для  удовлетворения  познавательных интересов,  поиска дополнительной  30.04. 07.05. 08.05. 14.05. 62 Почему поезда  такие длинные? 63 64 Зачем нужны  самолеты? Зачем летают в , космос? 65 Почему мы часто  слышим слово « экология»? РК Экология в  нашей  республике. 1 Ком би­ нир о­ ванн ый 1 Ком би­ нир. 1 Ком би­ нир. 1 Ком би­ нир о­ ванн ый Способ познания  окружающего  мира: наблюдение автомобили и объяснять их  назначение;  рассказывать об освоении  человеком космоса, опираясь  на иллюстрации учебника Способ познания  окружающего  мира: наблюдение Зависимость жизни  человека от  природы и ее  состояния информации Уметь выполнять правила  поведения в природе, охранять ее Л­12          л12 Р­9            р9 П­1,П­4,П8 п1,п4,п8 П­11,П­12,П­13  П­14            п11 К­1,К­2,К­3 к1,к2,к3 И­9,И­12 И­14,И­15    и14 И­16,И­17 15.05. 21.05. 22.05. 28.05. 66 Как мы находили ответы на свои  вопросы? 1 Экскур­ сия Источники  информации  об  окружающем мире Заключение (1 ч) Ученик получит  возможность научиться:  рассказывать об устройстве  железной дороги,  классифицировать  автомобили и объяснять их  назначение;  рассказывать об освоении  человеком космоса, опираясь  на иллюстрации учебника 29.05. Уметь использовать  приобретенные знания для  обогащения жизненного  опыта, удовлетворения по­ знавательных интересов Л­1,Л­2,Л­4, Л­5,Л­6,Л­7 Л­8,Л­9 Л­11,Л­12 Р­1,Р­ 3,Р­4 Р­6,Р­7 П­1,П­4,П­7   П­8П­9,П­10 П­11,П­12,П­ 13,П­14 К­1,К­2,К­9,И­12 И­14,И­15 И­16,И­17 ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа   разработана   на   основе   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования, Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России,   планируемых   результатов   начального   общего образования. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально­научного познания и эмоционально­ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; —   духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   личности   гражданина   России   в   условиях   культурного   и   конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально­гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами  естественных и социально­гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обе­ спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно­научных и социально­гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского  общества как важнейшее национальное достояние России.  Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально­гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико­ориентированных знаний о человеке,   природе   и   обществе,   учатся   осмысливать   причинно­следственные   связи   в   окружающем   мире,   в   том   числе   на   многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фунда­ мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо­ и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно­нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно­ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально­научному и эмоционально­ценностному постижению окружающего мира. Общая характеристика курса Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования  мира  ярко проявляет себя и в природной, и в социальной  сфере. На основе интеграции естественно­научных,   географических,   исторических   сведений   в   курсе   выстраивается   яркая   картина   действительности,   отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных   связей:   между   неживой   природой   и   живой,   внутри   живой   природы,   между   природой   и   человеком.   В   частности, рассматривается   значение   каждого   природного   компонента   в   жизни   людей,   анализируется   положительное   и   отрицательное   воздействие человека   на  эти  компоненты.   Важнейшее   значение   для   осознания   детьми   единства   природы   и   общества,   целостности   самого   общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно­поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения   с   применением   системы   средств,   составляющих   единую   информационно­образовательную   среду.   Учащиеся   ведут   наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической   деятельности   по   охране   среды   и   другие   формы   работы,   обеспечивающие   непосредственное   взаимодействие   ребёнка   с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения   планируемых   результатов   имеет   организация   проектной   деятельности   учащихся,   которая   предусмотрена   в   каждом   разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа­определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого­этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Ценностные ориентиры содержания курса • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. •   Патриотизм   как   одно   из   проявлений   духовной   зрелости   человека,   выражающейся   в   любви   к   России,   народу,   малой   родине,   в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно­нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно­ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно­ и социально­нравственное. •   Нравственный   выбор   и   ответственность   человека   в   отношении   к   природе,   историко­культурному   наследию,   к   самому   себе   и окружающим людям. На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели). Место курса в учебном плане Результаты изучения курса Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение  личностных результатов  начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание   своей   этнической   и   национальной   принадлежности;   формирование   ценностей   многонационального   российского   общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10)  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении  метапредметных результатов начального образования, таких как:  1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3)  формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  6) использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7)  активное   использование   речевых   средств   и   средств   информационных   и   коммуникационных   технологий   (ИКТ)   для   решения коммуникативных и познавательных задач; 8)  использование  различных   способов  поиска  (в  справочных   источниках  и  открытом  учебном  информационном  пространстве  сети Интернет),   сбора,   обработки,   анализа,   организации,   передачи   и   интерпретации   информации   в   соответствии   с   коммуникативными   и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9)  овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения,   классификации   по   родовидовым   признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11)  определение   общей   цели   и   путей   её   достижения;   умение   договариваться   о   распределении   функций   и   ролей   в   совместной деятельности;   осуществлять   взаимный   контроль   в   совместной   деятельности,   адекватно   оценивать   собственное   поведение   и   поведение окружающих; 12)  овладение   начальными   сведениями   о   сущности   и   особенностях   объектов,   процессов   и   явлений   действительности   (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;  13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14)  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:  1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2)  сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3)  осознание   целостности   окружающего   мира,   освоение   основ   экологической   грамотности,   элементарных   правил   нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч) Человек и природа Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа.   Признаки   предметов   (цвет,   форма,   сравнительные   размеры   и   др.).   Примеры   явлений   природы:   смена   времён   года,   снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление  о  форме   и  размерах  Земли.   Глобус   как  модель   Земли.   Географическая   карта  и  план.   Материки   и  океаны,  их  названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.  Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы   земной   поверхности:   равнины,   горы,   холмы,   овраги   (общее   представление,   условное   обозначение   равнин   и   гор   на   карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Горные   породы   и   минералы.   Полезные   ископаемые,   их   значение   в   хозяйстве   человека,   бережное   отношение   людей   к   полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль   растений   в   природе   и   жизни   людей,   бережное   отношение   человека   к   растениям.   Растения   родного   края,   названия   и   краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Природные   зоны   России:   общее   представление,   основные   природные   зоны   (природные   условия,   растительный   и   животный   мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы   и   способы   их   решения.   Правила   поведения   в   природе.   Охрана   природных   богатств:   воды,   воздуха,   полезных   ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Всемирное наследие.  Международная Красная книга. Международные экологические  организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно­двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, ува­ жительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Человек и общество Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно­нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого   её   члена.   Общее   представление   о   вкладе   в   культуру   человечества   традиций   и   религиозных   воззрений   разных   народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения,   взаимопомощи,   умения   прислушиваться   к   чужому   мнению.   Внутренний   мир   человека:   общее   представление   о   человеческих свойствах и качествах. Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно­нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья,   взаимоотношения   между   ними;   ценность   дружбы,   согласия,   взаимной   помощи.   Правила   взаимоотношений   со   взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в   экономике.   Государственный   и   семейный   бюджет.   Экологические   последствия   хозяйственной   деятельности   людей.   Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества. Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Средства   массовой   информации:   радио,   телевидение,   пресса,   Интернет.   Избирательность   при   пользовании   средствами   массовой информации в целях сохранения духовно­нравственного здоровья. Наша   Родина   —   Россия,   Российская   Федерация.   Ценностно­смысловое   содержание   понятий:   Родина,   Отечество,   Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно­нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно­нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт­Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру  I  — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.  Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История   Отечества.   Счёт   лет   в   истории.   Наиболее   важные   и   яркие   события   общественной   и   культурной   жизни   страны   в   разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно­нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко­культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2018