1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по учебно – методическому комплексу «Школа России» на основе авторской программы по окружающему миру на основе авторской программы автора А. А. Плешакова.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
Познавательные
Обучающийся научится:
Коммуникативные
Обучающийся научится:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
В результате изучения окружающего мира второклассники научатся:
· распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы;
· распознавать животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;
· распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
· правилам поведения в природе;
· называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
· называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
· распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
· называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
· называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторые других городов России; названия нескольких стран мира.
Второклассники получат возможность научиться:
· различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
· различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
· выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
· использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
· определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
·
3. Содержание учебного предмета.
Раздел «Где мы живем?» (4 ч)
Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны - Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации и Республики Коми: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональная страна. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Государственный язык
Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и посёлке. Наш город (наш посёлок)
Проект №1 «Родной город (посёлок)»
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру.
Вселенная. Звезды и планеты. Земля – одна из планет. Разнообразие стран и народов на Земле. Наша страна – одна из стран мира, родной дом многих народов. Разнообразие городов и сел России. Наш город (посёлок), родной край – наша «малая родина»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» (№1).
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу.
Раздел «Природа» (20 ч)
Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой.
Практическая работа №1 «Знакомство с устройством термометра, проведение опыта с термометром «Измерение температуры воздуха, воды, тела человек с фиксированием результатов измерения»
Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр – прибор для измерения температуры. Виды термометров.
Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды
Экскурсия №1 «В гости к осени»
Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе, устанавливание взаимосвязи между ними.
Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь.
Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак.
Практическая работа №2 «Исследование с помощью лупы состава гранита. Рассматривание образцов полевого шпата, кварца и слюды».
Горные породы и минералы. Гранит и его состав.
Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека
Вода, ее распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека.
Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека.
Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни.
Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей.
Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях.
Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных.
Практическая работа №3 «Освоение приёмов ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией».
Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями.
Практическая работа №4 «Освоение приёмов содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями».
Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека.
Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.
Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и Республики Коми. Сведения о некоторых растениях и животных, внесенных в Красную книгу России и РК (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных.
Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки.
Проект №2 «Красная книга, или Возьмем под защиту»
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» (№2). Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу.
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)
Экономика и ее составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги. Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей.
Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения. Виды транспорта. Первоначальные представления об история развития транспорта.
Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России – Кунсткамера Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей.
Проект №3 «Профессии»
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе.
Экскурсия №2 «В гости к зиме»
Зимние явления в неживой и живой природе, устанавливание взаимосвязи между ними.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» (№3).
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии».
Представление результатов проектной деятельности.
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)
Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа.
Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами.
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (правила перехода улицы, дорожные знаки, сигналы светофора, движение по загородной дороге).
Практическая работа №5 «Соблюдение изученных правил безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС».
Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС). Правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном).
Правила безопасного поведения в быту.
Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.
Правила безопасного поведения на воде и в лесу. Правила безопасного поведения на водном транспорте.
Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» (№4).
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу.
Раздел «Общение» (7 ч)
Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье.
Проект №4 «Родословная»
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых.
Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы.
Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в гостях.
Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте).
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» (№5).
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу.
Раздел «Путешествия» (18 ч)
Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли.
Практическая работа №6 «Ориентирование по компасу, солнцу, природным признакам» Ориентирование по компасу, солнцу, природным признакам.
Равнины и горы. Холмы и овраги. Эстетическое воздействие гор на человека. Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря
Наблюдения над весенними явлениями природы.
Экскурсия №3 «В гости к весне»
Весенние явления в неживой и живой природе, устанавливание взаимосвязи между ними.
Физическая карта. Изображение территории России на карте. Отражение рельефа России на физической карте. Условные значки на карте.
Проект №5 «Города России».
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Москва – столица нашей Родины. История основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности Москвы.
Московский Кремль и Красная площадь. План Кремля. Архитектурные памятники Кремля и Красной площади. Кремль - символ России.
Санкт-Петербург – «северная столица» России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания.
Старинные русские города, расположенные на Оке (Орел, Калуга, Таруса, Серпухов, Пущино, Коломна, Рязань, Муром, Нижний Новгород). Приокско-Террасный заповедник.
Карта мира. Материки (континенты) и океаны, их изображение на карте. Животный мир на материках (наиболее характерные представители).
Материки. Их расположение на карте мира. Особенности: народонаселение, природные памятники, животный мир.
Политическая карта, особенности ее цветового решения. Знакомство с некоторыми странами.
Проект №6 «Страны мира».
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Летние явления в неживой и живой природе. Эстетическое воздействие красоты животных на человека.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» (№6).
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».
Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений по разделу.
Промежуточная аттестация: Итоговая контрольная работа.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ |
Название раздела |
Количество часов |
1. |
«Где мы живем?» |
4 час. |
2. |
«Природа» |
20 час. |
3. |
«Жизнь города и села» |
10 час. |
4. |
«Здоровье и безопасность» |
9 час. |
5. |
«Общение» |
7 час. |
6. |
«Путешествия» |
18 час. |
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
|
план |
факт
|
||
|
|
|
Раздел «Где мы живем?» (4 ч) |
1 |
05.09 |
|
Родная страна |
2 |
07.09 |
|
Город и село. Проект «Родной город (село)» |
3 |
12.09 |
|
Природа и рукотворный мир |
4 |
14.09 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» |
|
|
|
Раздел «Природа» (20 ч) |
5 |
19.09 |
|
Неживая и живая природа |
6 |
21.09 |
|
Явления природы |
7 |
26.09 |
|
Что такое погода |
8 |
28.09 |
|
В гости к осени (экскурсия) |
9 |
03.09 |
|
В гости к осени (урок) |
10 |
05.10 |
|
Звездное небо |
11 |
10.10 |
|
Заглянем в кладовые Земли |
12-13 |
12.10 17.10 |
|
Про воздух и про воду |
14 |
19.10 |
|
Какие бывают растения |
15 |
24.10 |
|
Какие бывают животные |
16 |
26.10 |
|
Невидимые нити |
17 |
07.11 |
|
Дикорастущие и культурные растения |
18 |
09.11 |
|
Дикие и домашние животные |
19 |
14.11 |
|
Комнатные растения |
20 |
16.11 |
|
Животные живого уголка |
21 |
21.11 |
|
Про кошек и собак |
22 |
23.11 |
|
Красная книга |
23 |
28.11 |
|
Будь природе другом! Проект «Красная книга» |
24 |
30.11 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» |
|
|
|
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) |
25 |
05.12 |
|
Что такое экономика |
26 |
07.12 |
|
Из чего что сделано |
27 |
12.12 |
|
Как построить дом |
28 |
14.12 |
|
Какой бывает транспорт |
29 |
19.12 |
|
Культура и образование |
30 |
21.12 |
|
Все профессии важны. Проект «Профессии» |
31 |
26.12 |
|
В гости к зиме (экскурсия) |
32 |
09.01 |
|
В гости к зиме (урок) |
33 |
11.01 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» |
34 |
16.01 |
|
Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» |
|
|
|
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) |
35 |
18.01 |
|
Строение тела человека |
36 |
23.01 |
|
Если хочешь быть здоров |
37 |
25.01 |
|
Берегись автомобиля! |
38 |
30.01 |
|
Школа пешехода |
39 |
01.02 |
|
Домашние опасности |
40 |
06.02 |
|
Пожар |
41 |
08.02 |
|
На воде и в лесу |
42 |
13.02 |
|
Опасные незнакомцы |
43 |
15.02 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» |
|
|
|
Раздел «Общение» (7 ч) |
44 |
20.02 |
|
Наша дружная семья |
45 |
22.02 |
|
Проект «Родословная» |
46 |
27.02 |
|
В школе |
47 |
01.03 |
|
Правила вежливости |
48 |
06.03 |
|
Ты и твои друзья |
49 |
13.03 |
|
Мы – зрители и пассажиры |
50 |
15.03 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» |
|
|
|
Раздел «Путешествия» (18 ч) |
51 |
20.03 |
|
Посмотри вокруг |
52-53 |
22.03 03.04 |
|
Ориентирование на местности |
54 |
05.04 |
|
Формы земной поверхности |
55 |
10.04 |
|
Водные богатства |
56 |
12.04 |
|
В гости к весне (экскурсия) |
57 |
17.04 |
|
В гости к весне (урок) |
58 |
19.04 |
|
Россия на карте |
59 |
24.04 |
|
Проект «Города России» |
60 |
26.04 |
|
Путешествие по Москве |
61 |
03.05 |
|
Московский Кремль |
62 |
08.05 |
|
Город на Неве |
63 |
10.05 |
|
Путешествие по планете |
64 |
15.05 |
|
Путешествие по материкам |
65 |
17.05 |
|
Страны мира. Проект «Страны мира» |
66 |
22.05 |
|
Впереди лето |
67 |
24.05 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» |
68 |
29.05 |
|
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.