Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)
Оценка 5

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Оценка 5
Образовательные программы
doc
окружающий мир
2 кл
27.11.2018
Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Рабочая программа по Окружающему миру 2 кл..doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сусанинская средняя  общеобразовательная школа» Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 2 класса (базовый уровень) Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной  программы  начального  общего   образования  по   окружающему  миру  для  общеобразовательных школ, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1­4 классы» (УМК «Школа России»). – М.: Просвещение, 2011г. Разработчик программы:  Шумеева Любовь Сергеевна, 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа   по   окружающему   миру   для   2   класса   разработана   на   основе   Федерального   государственного   образовательного   стандарта начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и ориентирована на работу по учебно­ методическому комплекту «Школа России». Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: —  формирование   целостной   картины   мира   и   осознание   места   в   нём   человека   на   основе   единства   рационально­научного   познания   и эмоционально­ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; —  духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях  культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально­гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Знакомство   с   началами   естественных   и   социально­гуманитарных   наук   в   их  единстве   и   взаимосвязях   даёт   ученику   ключ   (метод)   к осмыслению  личного опыта, позволяя сделать  явления окружающего мира понятными, знакомыми  и предсказуемыми,  найти своё место в ближайшем   окружении,   прогнозировать   направление   своих   личных   интересов   в   гармонии   с   интересами   природы   и   общества,   тем   самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.  Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин.  В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно­ научных и социально­гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского  общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя   для   осмысления   личного   опыта   ребёнка   знания,   накопленные   естественными   и   социально­гуманитарными   науками,   курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.  Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико­ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно­следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.  Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо­ и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.  Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно­нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно­ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально­научному и эмоционально­ценностному постижению окружающего мира. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие   как   форма   существования   мира   ярко   проявляет   себя   и   в   природной,   и   в   социальной   сфере.   На   основе   интеграции естественно­научных,   географических,   исторических   сведений   в   курсе   выстраивается   яркая   картина   действительности,   отражающая многообразие  природы  и культуры,  видов  человеческой  деятельности,  стран и народов.  Особое внимание  уделяется  знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение   каждого   природного   компонента   в   жизни   людей,   анализируется   положительное   и   отрицательное   воздействие   человека   на   эти компоненты.   Важнейшее   значение   для   осознания   детьми   единства   природы   и   общества,   целостности   самого   общества,   теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно­поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового  знания и  активное освоение  различных способов  познания  окружающего. При этом используются  разнообразные  методы и  формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно­образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. Работа с детьми, начатая на уроках, продолжается в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности и дома (конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых). В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа­определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого­ этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. 3.  МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 270ч. На   изучение   «Окружающего   мира»   во   втором   классе   в   соответствии   с   учебным   планом   МБОУ   «Сусанинская   СОШ»   и   примерной программой по «Окружающему миру» отводится 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени 68 часов (34 учебные недели).  4.  ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий.   Международное сотрудничество как основа мира на Земле. •  Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно­нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно­ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно­ и социально­нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Изучение курса «Окружающий мир» во втором классе направлено на получение следующих  личностных результатов: 5.  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА            более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя  государственного языка Российской Федерации — русского языка*; представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);  представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального  языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;  овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;  понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету  «Окружающий мир»; познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть  полезны в жизни; представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям,  животным, окружающим людям*; эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт­ Петербурга, других городов России и разных стран;  этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания  ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики; способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных  проектов*; установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной  гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми; бережное   отношение   к   материальным   и   духовным   ценностям   через   выявление   связей   между   отраслями   экономики,   построение   элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей. Метапредметными результатами  изучение курса «Окружающий мир» во втором классе является формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.  Регулятивные универсальные учебные действия: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя); выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы); планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;       фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем),  объективно относиться к своим успехам/неуспехам; оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем; соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем; контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия: понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;  находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы­аппликации, схемы­рисунки; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц; анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков; классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду); осуществлять синтез объектов при работе со схемами­аппликациями; устанавливать причинно­следственные связи между явлениями; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков­символов, условных знаков, подготовке сообщений,  иллюстрировании рассказов;  моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).                  Коммуникативные универсальные учебные действия: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;   формулировать ответы на вопросы;       слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами); поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);  готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;                               составлять небольшие рассказы на заданную тему. При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России; называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся; различать государственные символы России — флаг, герб, гимн; приводить примеры народов России; сравнивать город и село, городской и сельский дома; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; оценивать отношение людей к окружающему миру; различать объекты и явления неживой и живой природы; находить связи в природе, между природой и человеком; проводить наблюдения и ставить опыты; измерять температуру воздуха, воды, тела человека; определять объекты природы с помощью атласа­определителя; сравнивать объекты природы, делить их на группы; ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка; находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе; соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки; различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь; прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей; узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение; различать виды транспорта; приводить примеры учреждений культуры и образования; определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий; различать внешнее и внутреннее строение тела человека; правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены; соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу; различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу; соблюдать основные правила противопожарной безопасности; правильно вести себя при контактах с незнакомцами; оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;          приводить примеры семейных традиций; соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах; различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; ориентироваться на местности разными способами; различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору; различать водоёмы, узнавать их по описанию; читать карту и план, правильно показывать на настенной карте; находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны; различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны. В результате изучения окружающего мира второклассники к концу года  должны знать: Требования к уровню подготовки учащихся             неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии; строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах; правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств); основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки; названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.  должны уметь: различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе; различать   изученные   виды   транспорта,   вести   наблюдения   за  жизнью   города  (села),   трудом  людей   под   руководством   учителя,   воспитателя   группы продленного дня; соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств); выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; определять основные стороны горизонта с помощью компаса;  приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт­Петербурга. 6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2 класс  (68 ч) Где мы живем (5 ч) Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Природа (19 ч) Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические   связи   между растениями   и   животными: растения – пища     и     укрытие     для животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсии: №1 «Осенние изменения в природе». Живая и неживая природа.  Практические работы: № 1 «Учимся измерять температуру», № 2 «Исследуем состав гранита», № 3 «Учимся ухаживать за комнатными растениями». Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Жизнь города и села (9 ч) Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).  Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: № 2 «Зимние изменения в природе».  Здоровье и безопасность (8ч) Строение   тела   человека.   Здоровье   человека   –   его   важнейшее   богатство.   Режим   дня.   Правила   личной   гигиены.   Наиболее   распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила   безопасного   поведения   на   улицах   и   дорогах.   Правила   и   безопасность   дорожного   движения   (в   частности,   касающейся   пешеходов   и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа:  № 4 «Отработка правил перехода улицы». Общение (7 ч) Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Путешествия (20 ч) Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.      Экскурсии: № 3 «Весенние изменения в природе». Практические работы: № 5 «Учимся ориентироваться по компасу», № 6 «Учимся читать карту». 7.  УЧЕБНО ­ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1. 2 3 4 5 6 Где мы живем? Природа Жизнь города и села Здоровье и безопасность Общение Путешествия Раздел Итого Всего часов 5 19 9 8 7 20 68 Перечень практических работ. № урока 7 Тема Вид работы Учимся измерять Знакомство с устройством термометра, температуру. 11 Исследуем состав гранита. 19 Учимся ухаживать за комнатными растениями. 36 Отработка правил перехода улицы. 50 Учимся ориентироваться по компасу. 55 Учимся читать карту. измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Различение составных частей гранита. Приёмы ухода за комнатными растениями. Освоение важных правил безопасности пешехода. Освоение приёмов ориентирования по компасу, определение сторон горизонта. Освоение приёмов чтения карты Тема Вид работы Перечень экскурсий. № урока 9 Осенние изменения в 31 Зимние изменения в природе. природе. Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой  природе, их  взаимосвязь. Наблюдения за зимними явлениями в неживой и живой  природе, их  взаимосвязь. 53 Весенние изменения в природе. Наблюдения за весенними явлениями в неживой и живой  природе, их  взаимосвязь. График проведения проверочных работ. № урока Вид работы Тема 5 Проверочная работа №1 24 Проверочная работа №2 32 Проверочная работа №3 41 Проверочная работа №4 48 Проверочная работа №5 66 Проверочная работа №6 Общее количество Где мы живём? Природа Жизнь города и села Здоровье и безопасность Общение Путешествия 6 Предмет  окружающий мир           УМК  «Школа России»          Класс  2         68 часов (2 часа в неделю) Календарно – тематическое планирование  № урока № №  п/п  по теме Тема урока Основные  понятия урока Основные виды учебной деятельности учащихся Дата проведения урока план факт                                                                                                                                 Раздел «Где мы живём» (5 часа) 1 1 Родная страна. Знакомство   с   целями   задачами раздела и урока. Имя родной страны   или   Российская –   Россия, Федерация.   Государственные Умение собирать информацию из иллюстраций,  собственных наблюдений, учебного текста,  рассуждать и проверять свои выводы. символы   Российской   Федерации: герб, флаг, гимн. Россия ­ многонациональная страна. Государственный язык. Характерные особенности городских   и   сельских   поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе.  Наш город. Подготовка к выполнению проекта: знакомство   с     материалами учебника,   распределений   заданий, обсуждение   способов   и   сроков работы.   мира. Объекты   природы   и   предметы рукотворного   Наше отношение к миру. Проверка   знаний   и   умений. Формирование   адекватной   оценки своих достижений. 2 3 4 5 2 3 4 5 Город и село. Проект «Родной  город (село)». Природа и  рукотворный мир. Проверим себя и  оценим свои  достижения  № 1 по  разделу  «Где мы  живём?»  Презентация проекта  «Родной город  (село)». Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации. С помощью взрослых фотографировать наиболее  значимые достопримечательности своего города  (села); находить в семейном фотоархиве  соответствующий материал; интервьюировать  членов своей семьи об истории своего города (села).  Слушать и понимать речь других. Составлять устный рассказ по заданной теме. Умение читать схемы и работать с ними, давать  аргументированный ответ на поставленный  вопрос. Умение читать схемы и работать с ними, давать  аргументированный ответ на поставленный вопрос.  Строить рассуждения в форме связи простых  суждений об объекте, его строении, свойствах и  связях. Выполнять тестовые задания учебника;  выступать с подготовленными сообщениями,  иллюстрировать их наглядными материалами;  обсуждать выступления учащихся. Оценивать своё знание и незнание (с помощью  учителя, самооценка); предлагать собственные  способы решения.                                                              Раздел «Природа» (19 часов) 6 1 Неживая и живая  природа. Знакомство   с   целями   и   задачами раздела. Живая и неживая природа. Умение читать схемы и работать с ними, давать  аргументированный ответ на поставленный 7 2 Явления природы.  Практическая  работа № 1 «Учимся измерять  температуру». 8 9 10 11 3 4 5 6 Что такое погода. В гости к осени.  Экскурсия № 1  «Осенние изменения в природе».  Звёздное небо. Заглянем в кладовые земли. Практическая  работа № 2  «Исследуем состав  гранита». Признаки живых существ в отличие от неживой  природы.  Связи между живой и неживой природой. Что   такое   явление   природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные   явления.   Измерение температуры   воздуха.   Воды,   тела человека. Термометр – прибор для измерения   температуры.   Виды термометров. Погода   и   погодные   явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные   и   научные   предсказания погоды. Наблюдения за осенними явлениями неживой и живой природе. Осенние явления в неживой и живой природе, их  взаимосвязь. Созвездие Кассиопея, Орион,  Лебедь, Зодиак. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых  суждений об объекте, его строении, свойствах и  связях. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный  опыт и информацию, полученную на уроке.  Работать в паре: использовать представленную  информацию для получения новых знаний,  осуществлять самопроверку. Установление причинно – следственных связей,  выполнение действий по алгоритму. Установление причинно – следственных связей.  Строить рассуждения об объекте, его строении,  свойствах и связях. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации. Учёт разных мнений, координирование в  сотрудничестве разных позиций. Давать  аргументированный ответ на поставленный  вопрос. Добывать новые знания: находить  ответы на вопросы, используя учебник, свой  жизненный опыт и информацию, полученную на  уроке. Работать в паре: использовать  представленную информацию для получения 12 7 Про воздух… 13 8 …И про воду. 14 9 Какие бывают  растения. 15 10 Какие бывают  животные. 16 11 Невидимые нити. Воздух.   Значение   воздуха   для растений,   животных   и   человека. Загрязнение   воздуха.   Охрана чистоты   воздуха.   Эстетическое воздействие   созерцания   неба   на человека. Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений,  животных и человека. Загрязнение  воды. Охрана чистоты воды.  Эстетическое воздействие водных  просторов на человека. Многообразие   растений.   Деревья, кустарники,   травы.   Лиственные   и хвойные   растения.   Эстетическое воздействие растений на человека.   Многообразие животных. Насекомые,   рыбы,   птицы,   звери, земноводные.пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни. Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей.   17 12 Дикорастущие и  культурные  растения. 18 13 Дикие и домашние  животные. Дикорастущие   и   культурные растения, их различие. Разнообразие культурных   растений.   Легенды   о растениях.  Дикие   и   домашние   животные,   их сходство   и  различие.  Значение  для человека   диких   и   домашних новых знаний, осуществлять самопроверку. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и  позиции коммуникации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации. Умение читать схемы и работать с ними, давать  аргументированный ответ на поставленный  вопрос. Строить рассуждения в форме связи  простых суждений об объекте, его строении,  свойствах и связях. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации. Умение работать с текстом, выделять новые  понятия, определять их существенные признаки. Умение работать с текстом, выделять новые  понятия, определять их существенные признаки. Умение работать с текстом, выделять новые  понятия, определять их существенные признаки. 19 14 Комнатные  растения.  Практическая  работа № 3 «Учимся ухаживать за  комнатными  растениями». 20 15 Животные живого  уголка. 21 16 Про кошек и собак. 22 17 Красная книга. животных.   Разнообразие   домашних животных. Комнатные   растения,   их   роль   в жизни   человека.   Происхождение наиболее часто   разводимых комнатных   растений.   Уход   за комнатными растениями.     хомячок,   уголка: Животные   живого   морская аквариумные   рыбки, свинка,   канарейка, попугай.   Особенности   ухода   за животного   живого   уголка.   Роль содержания   животных   в   живом уголке   для   физического   и психического здоровья человека. Кошки   и   собаки   в   доме   человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за животными. домашними Ответственное   к содержанию домашних питомцев. Необходимость оснащения Красной книги.   Красная   книга   России   и региональные   Красные   книги. Сведения о некоторых растениях и животных,   внесенных   в   Красную книгу   России   (венерин   башмачок, лотос, дровосек реликтовый,   белый   журавль,   зубр). Меры по сохранению и увеличению     отношение   женьшень,   Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации. Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя  учебник, свой жизненный опыт и информацию,  полученную на уроке. Работать в паре:  использовать представленную информацию для  получения новых знаний, осуществлять  самопроверку. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации. 23 18 Будь природе  другом. Проект  «Красная книга, или  Возьмём под  защиту». 24 19 Проверим себя и  оценим свои  достижения № 2 по  разделу  «Природа».  численности   этих   растений   и животных. Что   угрожает   природе.   Правила друзей   природы.   Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов сроков работы. Проверка   знаний   и   умений. Формирование   адекватной   оценки своих достижений. Умение декодировать условные знаки, выбирать  нужную информацию из художественного  текста, иллюстрации. С помощью взрослых  находить соответствующий материал. Слушать и понимать речь других. Составлять  устный рассказ по заданной теме. Умение читать схемы и работать с ними, давать  аргументированный ответ на поставленный  вопрос. Строить рассуждения в форме связи  простых суждений об объекте, его строении,  свойствах и связях. Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными  сообщениями, иллюстрировать их наглядными  материалами; обсуждать выступления учащихся. 25 1 Что такое  экономика. Раздел «Жизнь города и села» (9 часа) 26 2 Из чего что сделано. Использование Экономика и её составные части:  сельское хозяйство,  промышленность, строительство,  транспорт, торговля. Связи между  остальными частями экономики.  Экономика родного края. Деньги. Умение работать с текстом, выделять новые  понятия, определять их существенные признаки. Учёт разных мнений, координирование в  сотрудничестве разных позиций.   природных материалов   для   изготовления предметов. Простейшие производственные   цепочки:   во   что превращается, как рождается книга, как   делают   шерстяные   вещи. Уважение к труду людей. 27 3 Как построить дом. 28 29 4 5 Какой бывает  транспорт. Культура и  образование. 30 6 31 32 7 8 Все профессии  важны.  Проект  «Профессии». В гости к зиме.  Экскурсия № 2  «Зимние изменения в природе».  Проверим себя и  оценим свои  достижения по  разделу № 3    Представление   о   технологии городского   и строительства   Строительные сельского   домов.   Виды машины   и   материалы. строительной техники в зависимости от назначения.     Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации.  Виды   транспорта.   Первоначальные представления об истории развития транспорта. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации. Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал,   библиотека)   и   образования (школа,   лицей,   гимназия,   колледж, университет,   консерватория),   их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России – Кунсткамера. Разнообразие профессий, их роль в экономике   и   в   жизни   людей. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов сроков работы. Наблюдения зимними явлениями   в   неживой   и   живой природе. Зимние явления в неживой и живой природе. Проверка   знаний   и   умений. Формирование   адекватной   оценки своих достижений. над     Умение работать с текстом, выделять новые  понятия, определять их существенные признаки. Умение работать с текстом, выделять новые  понятия, определять их существенные признаки.  С помощью взрослых находить  соответствующий материал. Слушать и понимать речь других. Составлять  устный рассказ по заданной теме. Установление причинно – следственных связей.  Строить рассуждения в форме связи простых  суждений об объекте, его строении, свойствах и  связях. Умение читать схемы и работать с ними, давать  аргументированный ответ на поставленный  вопрос. Выполнять тестовые задания учебника;  выступать с подготовленными сообщениями,  иллюстрировать их наглядными материалами; 33 9 «Жизнь города и  села». Презентация  проектов  «Красная  книга, или Возьмём  под защиту»,  «Профессии». 34 1 Строение тела  человека.   результатов Представление деятельности. проектной Формирование   адекватной   оценки своих достижений.   обсуждать выступления учащихся. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации. Раздел «Здоровье и безопасность» (8 часов) Знакомство   с   целями   и   задачами раздела.   Внешнее   и   внутреннее человека. строение Местоположение важнейших органов и их работа тела       Умение трансформировать иллюстративную  информацию в вербальную; давать  аргументированный ответ на поставленный  вопрос.  35 36 37 38 2 3 4 5 Если хочешь быть  здоров. Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и  разнообразие пищи. Уход за зубами. Установление причинно – следственных связей.  Строить рассуждения об объекте, его строении,  свойствах и связях. Берегись  автомобиля! Практическая  работа № 4  «Отработка правил  перехода улицы». Домашние  опасности. Правила безопасного поведения на  улицах и дорогах (сигналы  светофора, дорожные знаки  перехода улицы). Основные правила  безопасности пешехода.  Практическая работа на  пришкольном участке или на  полигоне ГИБДД (ДПС). Правила   безопасного   поведения   в быту. Умение моделировать различные ситуации,  опасные для детей. Умение трансформировать иллюстративную  информацию в вербальную; давать  аргументированный ответ на поставленный  вопрос. Умение моделировать различные  ситуации, опасные для детей. Пожар! Правила   противопожарной Умение моделировать различные ситуации, безопасности.   Вызов   пожарных   по телефону. опасные для детей. 39 40 6 7 41 8 На воде и в лесу! Правила   безопасного   поведения   в воде и в лесу. Опасные  незнакомцы. Проверим себя и  оценим свои  достижения № 4 по  разделу «Здоровье  и безопасность». Опасные ситуации при контактах с  незнакомыми людьми. Вызов  милиции по телефону. Действия в  ситуациях «Потерялась», «Мамина  подруга» и аналогичных.  Проверка   знаний   и   умений. Формирование   адекватной   оценки своих достижений. Умение трансформировать иллюстративную  информацию в вербальную; давать  аргументированный ответ на поставленный  вопрос. Умение моделировать различные  ситуации, опасные для детей. Умение моделировать различные ситуации,  опасные для детей. Умение читать схемы и работать с ними, давать  аргументированный ответ на поставленный  вопрос. Выполнять тестовые задания учебника;  выступать с подготовленными сообщениями,  иллюстрировать их наглядными материалами;  обсуждать выступления учащихся. 42 43 44 1 2 3 Наша дружная  семья. Проект  «Родословная». В школе. Раздел «Общение» (7 часов) Давать аргументированный ответ на  поставленный вопрос. Умение моделировать  различные ситуации в школе и дома. Знакомство   с   целями   и   задачами раздела.   Семья   как   единство близких людей. Культура общения в семье.   Нравственные   аспекты взаимоотношений в семье.  Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов сроков работы. Классный   и   школьный   коллектив. Давать аргументированный ответ на  Давать аргументированный ответ на  поставленный вопрос. Умение моделировать  различные ситуации в школе и дома. Совместная   учеба,   игры,   отдых. Этика общения с одноклассниками,  учителями и руководством школы. Правила этики в общении. Формулы приветствия и прощания.  Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в гостях. Правила поведения в общественных местах   (в   театре,   кинотеатре, консерватории,   в   общественном транспорте). Проверка   знаний   и   умений. Формирование   адекватной   оценки своих достижений. поставленный вопрос. Умение моделировать  различные ситуации в школе и дома. Давать аргументированный ответ на  поставленный вопрос. Умение моделировать  различные ситуации в школе и дома. Давать аргументированный ответ на  поставленный вопрос. Умение моделировать  различные ситуации в школе и дома. Умение трансформировать иллюстративную  информацию в вербальную; давать  аргументированный ответ на поставленный вопрос.  Умение моделировать различные ситуации, опасные  для детей. Умение выполнять и оформлять тестовые задания  разных типов, работать со схемами и блок – схемами  алгоритмов. Выполнять тестовые задания учебника;  выступать с подготовленными сообщениями,  иллюстрировать их наглядными материалами;  обсуждать выступления учащихся. Раздел «Путешествия» (20 часов) Посмотри вокруг. Ориентирование на  местности. Практическая  работа № 5 «Учимся ориентироваться по  компасу». Формы земной  Знакомство   с   целями   и   задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли. Что такое ориентирование местности.  Ориентиры. Ориентирование по  компасу, солнцу, местным природным  признакам. Компас – прибор для  определения сторон горизонта. Как  пользоваться компасом. Умение извлекать информацию из учебника,  карты, моделировать объекты окружающего  мира. Умение читать схемы и работать с ними, давать  аргументированный ответ на поставленный  вопрос. Умение извлекать информацию из  учебника, карты, моделировать объекты  окружающего мира. Равнины и горы. Холмы и овраги.  Умение читать схемы и работать с ними, давать  45 46 47 4 5 Правила  вежливости. Ты и твои друзья. 6 Мы – зрители и  пассажиры. Проверим себя и  оценим свои  достижения № 5 по  разделу  «Общение». 48 7 49 50 1 2 51 3 поверхности. Красота гор. Водные   богатства   нашей   планеты: океаны,   моря,   озера,   реки,   каналы, пруды. Водохранилища. Части реки. Водные   богатства   родного   края. Красота моря.    над   весенними Наблюдения   природы.   Весенние явлениями   явления в неживой и живо природе. 52 53 54 55 56 57 4 5 6 7 8 9 Водные богатства. В гости к весне.  Экскурсия № 3  «Весенние  изменения в  природе». Россия на карте. Россия на карте.  Практическая  работа № 6 «Учимся читать карту». Проект «Города  России». Путешествие по  Москве. аргументированный ответ на поставленный  вопрос. Умение извлекать информацию из  учебника, карты, моделировать объекты  окружающего мира. Умение читать схемы и работать с ними, давать  аргументированный ответ на поставленный  вопрос. Умение извлекать информацию из  учебника, карты, моделировать объекты  окружающего мира. Умение ставить познавательную задачу,  соотносить информацию из разных источников. Умение получать информацию на основе  изучения карты, моделировать объекты  окружающего мира. Умение получать информацию на основе  изучения карты, моделировать объекты  окружающего мира. Умение получать информацию на основе  изучения карты, моделировать объекты  окружающего мира. Умение получать информацию на основе  изучения карты, моделировать объекты  окружающего мира. Умение получать информацию на основе  изучения карты, моделировать объекты  Что   такое   карта.   Изображение территории   России   на   карте.   Как читать   карту.   Правила   показа объектов на настенной карте. Что   такое   карта.   Изображение территории   России   на   карте.   Как читать   карту.   Правила   показа объектов на настенной карте. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов сроков работы. Москва – столица нашей Родины.  Первоначальные сведения об  истории основании города. План  Москвы. Герб Москвы. Основные  достопримечательности столицы. Родины. Достопримечательности   Кремля   и       58 10 Московский Кремль. Московский Кремль – символ нашей 59 60 61 62 63 64 65 11 Город на Неве. 12 Путешествие по  планете. 13 Путешествие по  материкам. 14 Путешествие по  материкам. 15 Страны мира. 16 Проект «Страны  мира». 17 Впереди лето.         66 18 Проверим себя и  оценим свои  достижения № 6 по  разделу  красной площади. Санкт­Петербург   –   северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник   Петру   I,   история   его создания. Карта   мира.   Океаны   и   материки (континенты),   их   изображение   на карте.   Особенности   природы   и   жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия. Особенности   природы   и   жизни людей на разных материках. Физические   и   политические   карты. Политическая   мира. Знакомство с некоторыми странами. карта   Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов сроков работы. Летние явления в неживой и живой природе.   Разнообразие   растений   и животных, для наблюдений в летнее время. Красота животных. Проверка   знаний   и   умений. Формирование   адекватной   оценки своих достижений. доступных     окружающего мира. Умение получать информацию на основе  изучения карты, ставить познавательную задачу,  соотносить информацию из разных источников. Умение получать информацию на основе  изучения карты, ставить познавательную задачу,  соотносить информацию из разных источников. Умение получать информацию на основе  изучения карты, ставить познавательную задачу,  соотносить информацию из разных источников. Умение получать информацию на основе  изучения карты, ставить познавательную задачу,  соотносить информацию из разных источников. Умение получать информацию на основе  изучения карты, ставить познавательную задачу,  соотносить информацию из разных источников. Умение получать информацию на основе  изучения карты, ставить познавательную задачу,  соотносить информацию из разных источников. Умение ставить познавательную задачу,  соотносить информацию из разных источников. Умение выполнять и оформлять тестовые  задания разных типов, работать со схемами и  блок – схемами алгоритмов. Выполнять тестовые задания учебника; «Путешествия».          67  68 19 Презентация проекта «Города России». 20 Презентация  проекта «Страны  мира». Представление результатов  проектной деятельности.  Формирование адекватной оценки  своих достижений. Представление результатов  проектной деятельности.  Формирование адекватной оценки  своих достижений. выступать с подготовленными сообщениями,  иллюстрировать их наглядными материалами;  обсуждать выступления учащихся. Умение выполнять и оформлять тестовые  задания разных типов, работать со схемами и  блок – схемами алгоритмов. Умение ставить познавательную задачу,  соотносить информацию из разных источников. 8.  Материально­техническое обеспечение образовательного процесса Книгопечатная  продукция  Окружающий мир. 2 класс. Учебник в 2­х ч. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь в 2­х ч. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2015. Окружающий мир. 2 класс. Проверим себя в 2­х ч. / Плешаков А.А. – М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс (Диск CD­ROM), автор А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас­определитель для начальной школы / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012  Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1­4 классы. Рабочие программы. – М.: Просвещение, 2012. «Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».) Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно­популярные, художественные книги для чтения (в соответствии   с   изучаемым   материалом),   энциклопедии,   справочники,   словари   естественно­научного,   обществоведческого,   исторического   содержания, видеофильмы, звукозаписи.  Печатные и другие пособия В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:  – таблицы (строение растения, организм человека);  – иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток); – модели дорожных знаков, транспортных средств, часов; – муляжи фруктов и овощей; – макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности); – разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки;  – гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов; – живые объекты (комнатные растения). Коллекция торф и его использование. (Растительность верхового и нижнего типа болот.) Коллекция образцов металлов Гербарий дикорастущих растений. Фенологические наблюдения (набор карточек). Полезные ископаемые. Семена бобовых растений. Набор муляжей овощей. Плоды и семена овощных растений. Плоды и семена зерновых растений. Семена культурных растений и их спутников­сорняков. Плоды и семена технических растений. Нефть и главнейшие продукты её переработки. Государственные символы России (плакаты) Таблицы по охране природы Карта (физическая, политическая, природные зоны) Компас ученический Глобус Земли   Оборудование для уголка живой природы: предметы ухода за растениями.  Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора. Демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование тела. Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.  Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.  Для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.). Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения. Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой). Наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного; кальки, бархатной, и др. видов бумаги. Заготовки природного материала. Технические средства обучения Оборудование рабочего места учителя. Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц. Магнитная доска.  Компьютер.  Магнитафон. Проектор для демонстрации слайдов. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран Размер не менее 150 х 150 см Оборудование класса Ученические столы одно­ и двухместные с комплектом стульев.  Стол учительский с тумбой.  Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.  Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий). Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)

Рабочая программа по "Окружающему миру" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2018