Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
окружающий мир +1
2 кл
01.05.2017
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения» (2011 г.) с учетом авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: 1.формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; 2.духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.Рабочая программа 2 класс.
Окружающий мир 2В.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАРАНОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40             УТВЕРЖДЕНА ДИРЕКТОР МОУ ХАРАНОРСКАЯ  СОШ №40___ / «___»________________2017Г.                                                                                    Рабочая программа педагога по окружающему миру 1­4 классс Срок реализации данной программы: 4 года  Рабочая программа разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы УМК система Л. В. Занкова   и авторской программы по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова Ф.И.О.  учителя Осколкова  Светлана Николаевна РАССМОТРЕНО НА                                                                                                      СОГЛАСОВАНО  НА  ЗАСЕДАНИИ   МО                                  РУКОВОДИТЕЛЬ  МО «___»________________Г.                                                     ЗАСЕДАНИИ МС:                                                   ЗАМ. ДИРЕКТОРА  ПО У                                                   «  __»___________________Г. 2015­2019 год Окружающий мир 1.Пояснительная записка    Рабочая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования в соответствии с федеральным  государственным стандартом начального  общего образования  второго поколения» (2011 г.)  с учетом авторской программы  Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации  Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: 1.формирование   целостной   картины   мира   и   осознание   места   в   нём   человека   на   основе   единства   рационально­научного   познания   и эмоционально­ ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;  2.духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.         Основными задачами реализации содержания курса являются:  1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;  2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;  3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;  4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.                                     Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально­гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально­ гуманитарных  наук в их единстве и  взаимосвязях  даёт ученику ключ  (метод) к осмыслению личного опыта,  позволяя  сделать  явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.   Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико­ориентированных знаний о человеке,   природе   и   обществе,   учатся   осмысливать   причинно­следственные   связи   в   окружающем   мире,   в   том   числе   на   многообразном материале природы и культуры родного края. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.                                              2.Общая характеристика учебного предмета  Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира;  2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно­ научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в про­ грамму сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно­поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания  и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются   разнообразные   методы   и   формы   обучения   с   применением   системы   средств,   составляющих   единую   информационно­ образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том  числе  исследовательского   характера,   различные  творческие   задания.  Проводятся  дидактические  и   ролевые  игры,   учебные  диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.  В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды   деятельности   учащихся,   к   которым   относятся:   1)   распознавание   природных   объектов   с   помощью   специально   разработанного   для начальной школы атласа­определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого­этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.  Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, про­ должалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения ин­ формации от взрослых.                                                         3.Описание места учебного предмета в учебном плане         В соответствии с учебным планом МОУ Харанорская СОШ  №40 предмет «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели)..                                                          4.Ценностные ориентиры:  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.  • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.  • Семья как основа духовно­нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно­ценностных традиций народов Рос­ сии от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно­ и социально­нравственное.  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. 5. Личностные и метапредметные  результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»   Личностные результаты У выпускника будут сформированы: У выпускника могут быть сформированы:       положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и  умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность  оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя,  родителей;  осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с  ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения  друг к другу её членов;  осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к  родной стране, к её природе, культуре, формирование интереса к её истории,  уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;  умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и  события с принятыми в обществе морально­ этическими принципами; навыки  безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в  быту, в обществе;  осознание ценности природы не только как источника удовлетворения  потребностей человека, но и её значения для здоровья человека, развития  эстетического восприятия мира и творческих способностей;      стремление   к   саморазвитию,   желание   открывать новое   знание,   новые   способы   действия,   готовность преодолевать   учебные   затруднения   и   адекватно оценивать   свои   успехи   и   неудачи,   умение сотрудничать;  зарождение   элементов   гражданского   самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих   родной   край,   уважения   к   прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;  стремление к соблюдению морально­этических норм общения с людьми другой национальности, с людьми, имеющими   нарушения   здоровья;   эстетическое восприятие   природы   и   объектов   культуры, стремление   к   красоте,   желание   участвовать   в   её сохранении; осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих           понимание важности здорового образа жизни. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения  разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с  гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);  принимать (ставить) учебно­познавательную задачу и сохранять её до конца  учебных действий;  планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или  самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно­ познавательными, учебно ­ практическими, экспериментальными задачами;  действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или  данным в учебнике, в рабочей тетради;  контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и  учителя);  оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы  их устранения. Выпускник получит возможность научиться:    оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и  умением по изучаемой теме; ставить учебно­познавательные задачи перед чтением  учебного текста и выполнением разных заданий  (перед выполнением наблюдения и опыта,  практической работы с гербарием, коллекцией,  географической и исторической картой и др.);  проявлять инициативу в постановке новых задач,  предлагать собственные способы решения; адекватно  оценивать результаты учебной деятельности,  осознавать причины неуспеха и обдумывать план  восполнения пробелов в знаниях и умениях. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: осознавать учебно­познавательную, учебно­практическую, экспериментальную  задачи; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из  материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных  наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;  понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной,  Выпускник получит возможность научиться:   осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в  зависимости от цели;  сопоставлять информацию из разных источников,  осуществлять выбор дополнительных источников  информации для решения исследовательских задач,  включая Интернет;         схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную  информацию;  применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия  анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно­ следственных связей, построения рассуждений и выводов; подводить под  понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения  существенных признаков природных и социальных объектов;  наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать  полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;  использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и  объяснения природных явлений;  осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково­ символической форме.    обобщать и систематизировать информацию,  переводить её из одной формы в другую (принятую в  словесной форме переводить в изобразительную,  схематическую, табличную);  дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные; осуществлять исследовательскую деятельность,  участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока  или на внеурочных занятиях. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою  точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания,  задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для  решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);  вступать в учебное сотрудничество с учителем и  одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в  малых и больших группах, осваивая различные способы  взаимной помощи партнёрам по общению;  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям  других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.      оперировать в речи предметным языком – правильно  (адекватно) использовать естественно­научные, исторические,  обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои  мысли, строить монологическую речь, вести диалог;  планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и  сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; проявлять инициативу в поиске и сборе информации для  выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и  сверстникам;  уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные  ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их  разрешения ради общего дела;  участвовать в проектной деятельности, создавать творческие  работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации) 6. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « Окружающий мир». ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ. Содержание Планируемые предметные результаты Обучающийся научится: Человек и природа (часы) Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и  предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки   предметов  (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры  явлений природы:   смена  времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат,  ветер, дождь, гроза. Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль,  сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы, их свойства. Звезды и  планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего  живого на Земле Земля — планета; общее представление о форме и размерах  Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и  план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.  Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование описывать изученные объекты и явления живой и неживой  природы, выделять их  существенные признаки; сравнивать объекты живой и  неживой природы на основе  внешних признаков или  известных характерных свойств, осуществлять классификацию  изученных объектов природы по самостоятельно выделенным  признакам; Обучающийся возможность научиться:   получит   использовать при проведении   практических работ   инструменты   ИКТ (фото#   и   видеокамеру, микрофон и др.) для записи и   обработки   информации, готовить небольшие презентации по результатам предложенных исследований,   наблюдений и опытов; на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как  причина смены дня и ночи. Времена года , их особенности  (на основе  наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен  года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее  составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).  Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха.  Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной  поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края  (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоемы, их разнообразие  (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая  характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства  воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода.  Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение  для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их  значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным  ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, ее  состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.  Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок,  плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло,  воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные  растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение  человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая  характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые.  Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые  для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные,  растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы,  птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и  жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные  проводить несложные  наблюдения в окружающей  среде, ставить опыты,  используя простейшее  лабораторное оборудование и  измерительные приборы;  следовать инструкциям и  правилам техники безопасности при проведении наблюдений и  опытов; использовать естественно  _научные тексты (на бумажных  и (при возможности) на  электронных носителях, в том  числе в Интернете) с целью  поиска информации, ответов на  вопросы, объяснений, создания  собственных устных или  письменных высказываний;  оформлять результаты  исследовательской работы; использовать для поиска  необходимой информации  различные доступные  справочные издания по  естествознанию, определитель  растений и животных на основе  иллюстраций, атлас карт, в т.ч.  (при возможности) и медиа  ресурсы; использовать готовые модели  (глобус, карта, план) для            мира моделировать   объекты   и процессы отдельные реального с использованием виртуальных лабораторий и подручных средств; осознавать ценность природы   и   необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического   поведения в школе, быту и природной среде; пользоваться простыми навыками   самоконтроля самочувствия для   сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного   поведения   в доме, на улице, в природной среде,   оказывать   первую помощь   при   несложных несчастных   случаях   (см. программу); планировать, контролировать и оценивать учебные в познания процессе   действия окружающего   мира   в соответствии с поставленной   задачей   и условиями ее еализации.   родного края, нзвания, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес,  луг, водоем — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).  Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения —  пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и  семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные  сообщества родного края (2—3 приме ра на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление;  основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек — часть природы. Зависимость  жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние  деятельности че ловека на природу (в том числе на примере окружающей местности).  Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха,  полезных ископаемых растительного и животного мира. Заповедники,  национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные  представители растений и животных, занесенных в Красную книгу.  Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек,  подкормка птиц, уход за растениями и животными). Общее представление о строении тела человека. Системы органов  (опорнодвигательная, пищеварительная, кровеносная, нервная, органы  чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.  Измерение температуры тела человека. Человек и общество. Общее представление  об истории людей.  Древнейшие люди – собиратели растений. Человек  ­ охотник. Кочевники и  земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.  Современное человечество.Общее представление о многообразии стран,  народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру  труда, по  национальностям. Семья. Семья – самое близкое окружение человека.  объяснения явлений или  описания свойств объектов; обнаруживать простейшие  взаимосвязи между живой и  неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать  их для объяснения  необходимости бережного  отношения к природе; определять характер  взаимоотношений человека и  природы, находить примеры  влияния этих отношений на  природные объекты, здоровье и  безопасность человека; понимать необходимость  здорового образа жизни,  соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и  функционировании организма  человека для сохранения и  укрепления своего здоровья; сравнивать изучаемые  природные зоны России  (климат, растительный и  животный мир, особенности  труда и быта людей, влияние  человека на природу изучаемых  зон, охрана природы); сравнивать изучаемые  природные сообщества (лес, луг, водоем, болото)  различать полезные ископаемые (не менее трех), понимать их  значение в хозяйстве; узнавать наиболее  распространенные  лекарственные растения  родного края. Родословная. Происхождение имён и фамилий. Совместный труд и отдых.  Особенности жизни людей  в разных природных условиях, в разных  государствах. Страна, где мы живём. Местоположение на глобусе и карте.  Москва – столица России. Расположение Москвы на карте. Ознакомление с  государственной символикой России: Государственный герб России,  Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила  поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная  страна.Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной  местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их  культуре, истории, религии. Взаимопомощь людей разного возраста.  Правила поведения в обществе, в театре, в транспорте, на улице. Уважение  к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе.  Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила  противопожарной безопасности; правила пользования транспортом и  дорожного движения.  Представление о положительных и отрицательных  последствиях  деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с  Красной книгой.        Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура   отдыха:   Как осуществляются   связи   между   людьми   на   планете:   почта,   транспорт, телефон, радио,  телевизор.  Экскурсии  по школе  и  ближайшим  улицам  в целях   ознакомления   с   правилами   поведения   на   улице,   а   также   с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства.   путешествия.   игры,   искусство,   спорт, № п/п Тема урока Кол­ во  часо в Планируемые результаты (цель занятия) Характеристика деятельности учащихся Вид контро­ ля Дата прове­ дения                                                                                                           Общий взгляд на Землю (5 часов) 1. 1 Наша Родина – Россия. знать Узнавать   государственные символы   России   (флаг,   герб,   гимн),   название столицы. Характеризовать   Россию как   самое   большое   и многонациональное государство, каждого члена своей семьи.   обязанности     или Работа   с   физической   и   административной картами мира и России «Путешествуя по родной стране». Прослушивание исполнение Государственного гимна России с последующим обсуждением   текса   гимна:   «Чувства   любви   и гордости за мою Родину в словах гимна». Осознание   себя   как   гражданина   своего Отечества,   обретение   чувства   любви   к   родной стране,   к   её   природе,   культуре,   формирование интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям; Участие   в   игре   «Монтируем   фильм   об истории…» (нашего края, города, села).  Планировать (в сотрудничестве с учителем, с  одноклассниками или самостоятельно) свои  действия в соответствии с решаемыми учебно­ познавательными, учебно ­ практическими,  экспериментальными задачами;  Наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при  наблюдении информацию в виде рисунка, схемы,  таблицы; ­­ ­­­­­Уважать позицию партнёра,  предотвращать конфликтные ситуации при  сотрудничестве, стараясь найти варианты их  2. Настоящее   и прошлое Земли. 2     и старинные Различать предметы быта и транспорта. Характеризовать   предметы быта технические изобретения   с   учетом   их временной принадлежности (в далеком   прошлом   –   в недавнем   прошлом   –   в настоящем – в буду_ щем).  Знакомиться   с   назначением старинных предметов быта. Устанавливать аналогии 3. Россия – родина космонавтики. 3 4. Материки и океаны. 5. Северный Ледовитый океан. 4 5 между   современными   и древними   предметами   быта человека,   ныне   живущими   и вымершими животными Называть дату первого полета человека в космос (12 апреля 1961   года);   фамилию   и   имя первого   космонавта   Земли; фамилию   и   имя   первой женщины_космонавта Узнавать   и   показывать   на рисунках   и   фотографиях Ю.А.   Гагарина  и   других российских космонавтов. Определять характера, должны космонавты Называть и находить на карте и   материки (континенты) и океаны Земли. Знакомиться   с   техническими средствами   надводного   и подводного плавания. Сравнивать   океаны   и   моря, материки,   и полуострова. Называть и находить на карте Северный Ледовитый океан и 2–3   его   моря   (на   выбор). Знать животных, обитающих   на   Северном качества которыми обладать острова           глобусе   разрешения ради общего дела;  Подготовка короткого сообщения. Составление вопросов к полученному материалу обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, формирование интереса к её истории. Действовать   согласно   составленному   плану,   а также   по   инструкциям   учителя   или   данным   в учебнике, в рабочей тетради. Сопоставлять информацию из разных  источников, осуществлять выбор  дополнительных источников информации для  решения исследовательских задач, включая  Интернет;  Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, контурной картой полушарий Осознанно   и   произвольно   строить   речевое высказывание в устной и письменной форме; Оценивать   своё   знание   и   незнание,   умение   и неумение,   продвижение   в   овладении   тем   или иным знанием и умением по изучаемой теме. выступл ение «Гордос ть космона втики» контурн ая карта Участие   в   коллективном   мини­проекте «Покорители Северного Ледовитого океана». Подготовка короткого сообщения Уважать позицию партнёра, предотвращать  конфликтные ситуации при сотрудничестве,  сообще ние   о Северно м Ледови полюсе   (белый   медведь, тюлени). Сравнивать   океаны   и   моря. Выделять   их   существенные признаки. Показывать территории омываемые Ледовитым океаном. карте России, Северным на         Как изучают окружающий мир (9 часов) 6. 1 Органы чувств: зрение и слух. 7. 2 Органы чувств: обоняние, вкус, осязание (урок­ обобщение). стараясь найти варианты их разрешения ради  общего дела;  Понимать информацию, представленную в  вербальной форме. том океане работа с картой Прослушивание   записей   звуков   природы   и фрагментов   музыкальных   произведений   разных композиторов. Просмотр   фотографий   с   видами   природы, репродукций пейзажной и жанровой живописи. Анализ   информации,   полученной   из   разных источников. Оценивать   своё   знание   и   незнание,   умение   и неумение,   продвижение   в   овладении   тем   или иным знанием и умением по изучаемой теме Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств. Наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и   зависимости,   отражать   полученную   при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы.       Узнавать   и   называть   органы зрения   и   слуха.   Соблюдать правила, позволяющие сохранить   хорошее   зрение   и слух. Характеризовать (на основе звукозаписей,  видеоряда или получаемую картин)   органами чувств информацию,   чувства   и образы, которые воспринимает   человек   при прослушивании музыкальных произведений   и   созерцании произведений изобразительного искусства Знать органы (глаза, уши, нос, язык, и соответствующие   им   чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Характеризовать   органы кожа) 8. 9. Наблюдения рассуждения, выводы. Инструменты и приборы. 10. Книги и другие источники информации. 11. Тела и вещества. 3 4 5 6   в           качестве опыты   чувств защитников организма. Осваивать способы получения информации   об   окружающем мире (наблюдать и проводить опыт). Знакомиться   с   основными измерительными   приборами (термометр, весы, сантиметровая лента). Изучать   правила   измерения температуры тела человека. несложные Проводить измерения, с использованием   простейших   приборов. измерительных Соблюдать технику безопасности. виды   Различать (зрительная, информации   звуковая, обонятельная, вкусовая, осязательная, или тактильная), источники ин_ формации   (объекты   живой   и неживой природы). Использовать в практической деятельности источники информации Различать твердые, жидкие и газообразные   (1–2   примера) вещества. Классифицировать природные       Демонстрационный опыт: исследование условий, необходимых для горения. Определение основных этапов исследовательской деятельности Практические   работы:   Измерение   температуры своего тела. Измерение   температуры   воздуха;   температуры воды; температуры снега (льда). Изучение  мелких  предметов  при  помощи  лупы, микроскопа;   Осознавать   учебно­познавательную,   учебно­ практическую, экспериментальную задачи;   летописи, Классификация   различных   информационных источников   (например,   сказки, повести, статьи, изображения и т.д.) по признаку их достоверности/недостоверности. Посещение с  экскурсией  школьной  библиотеки. Осуществление   поиска   необходимой   книги   с помощью алфавитного каталога. Осознанно   и   произвольно   строить   речевое высказывание в устной и письменной форме. Различение   природных   объектов   и   изделий (искусственных   предметов).   Характеристика   их отличительных свойств. Определение   веществ,   из   которых   образованы 12. Свойства газообразных веществ. 13. Свойства жидких и твердых веществ (урок_ обобщение). 14. Наука экология. 7 8 9 тела   по   величине,   форме, окраске,   веществам,   из которых они образованы           газообразные Называть  Определять   на вещества.   расположение рисунках газообразном частиц   в   веществе.   Анализировать поведение   частиц   вещества при его нагревании. связь Устанавливать нагреванием между (охлаждением) и свойством вещества   увеличиваться (уменьшаться) в объеме Называть   и   приводить примеры   твердых   и   жидких веществ. связь Устанавливать между нагреванием (охлаждением) и свойством вещества   увеличиваться (уменьшаться) в объеме Устанавливать   связи   между живой   и   неживой   природой, между природой и человеком. Знакомиться   с   правилами природоохранного и безопасного   поведения   в природе   природные   или   сделанные   человеком   предметы (тела). Определение   образов   природы   в   изделиях, созданных руками человека Групповое   обсуждение   отрывка   из   повести   Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей» о путешествии на воздушном шаре. Формулирование вопросов, развернутого ответа, по содержанию текста. Анализ   принципов   передвижения   по   воздуху:   с использованием разных газов. Знакомство   с   правилами   сохранения   тепла (теплого   воздуха)   в   доме   зимой   (расположение отопительных   приборов   относительно   форточек и т.д.). требующих         демонстрационных Проведение опытов. Исследование   изменений   свойств   твердых, жидких и газообразных веществ при нагревании. Фиксирование   данных   в   виде   таблицы («Сравнение   свойств   твердых,   жидких   и газообразных веществ») таблица «сравне ние свойств разных веществ », тест Обсуждение темы «Как следует беречь природу родного   края»   на   основе   впечатлений, полученных от экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края) Допускать возможность существования у людей различных   точек   зрения,   проявлять   терпимость по   отношению   к   высказываниям   других, проявлять   доброжелательное   отношение   к Космос и Земля (14 часов) 15. 1 Звезда – Солнце. Различать   время   суток; сезоны года. Определять   расположение Земли   в   Солнечной   системе (орбита Земли). Характеризовать   Солнце   как звезду  (космическое   тело), как   источник   тепла   и   света для Земли. 16. Планеты Солнечной системы. 17. Звезды и созвездия. 18. Луна – спутник Земли. 2 3 4   Характеризовать планету Земля  и   другие   планеты Солнечной системы. Представлять Солнечной   планеты, входящие в нее. строение системы,       на Различать звезды и созвездия. Находить карте звездного   неба   созвездия и Большой   Малой     Полярную Медведицы, являющуюся звезду,     ориентиром для путешественников Различать   (на   рисунках   и ночном небе) естественный и искусственные спутники Земли.   партнёрам. Анализ домашних наблюдений в классе. Обсуждение   и   определение   значения   солнечной энергии   для   жизни   человека,   растений   и животных. Установление принципа работы солнечных часов. Вступать в учебное сотрудничество с  учителем и одноклассниками,  осуществлять совместную деятельность в  малых и больших группах, осваивая  различные способы взаимной помощи  партнёрам по общению. Работа   в   группе   над   созданием   учебной презентации  «Планеты  Солнечной  системы»  (на основе сообщений   и подобранных иллюстраций). Действовать   согласно   составленному   плану,   а также   по   инструкциям   учителя   или   данным   в учебнике, в рабочей тетради. Нахождение на карте звездного неба изученных космических тел. Различение звезд и созвездий. Знакомство с работой оптического телескопа Оценивать   своё   знание   и   незнание,   умение   и неумение,   продвижение   в   овладении   тем   или иным знанием и умением по изучаемой теме   подготовленных   Обсуждение в группе результатов наблюдений за фазами Луны. Характеристика   фаз   Луны   (новолуние,   первая четверть, полнолуние, последняя четверть). сообще ния   по теме 19. Наблюдение за космическими телами (урок­ обобщение). 20. Наука о Земле. 21. Горизонт. 22. Строение Земли. 5 6 7 8   «сутки», Характеризовать   Луну   как естественный спутник Земли. Сравнивать   по   величине Солнце, Землю и Луну. Называть космические тела. Характеризовать   понятия «год»,   «месяц» временем   обращения   Земли вокруг Солнца, Земли вокруг своей   оси,   Луны   вокруг Земли. Находить на карте и глобусе моря,   океаны,   материки   и  Описывать   легенду т.д.). карты.   Характеризовать географию   как   науку, изучающую Землю Находить   и   указывать   (на   на учебных   рисунках, открытой местности) горизонт и линию горизонта.   Ознакомиться   со   строением Земли.  внутренние Различать части  (слои)   Земли  (ядро, мантия, земная   кора); оболочки Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, живая оболочка – биосфера).       презент ация своей работы «Планет ы С.С.» работа с картой Сравнение   и   различение   объектов   неживой природы, находящихся в космосе. Участие   в   коллективной   выставке   «Как появились искусственные спутники Земли». Сравнение   и   различение   космических   тел. Характеристика отличия звезд и планет. Создание модели Солнечной системы (групповая деятельность). Осуществлять   исследовательскую   деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях. Нахождение   на   физической   карте   и   глобусе материков и океанов, географических объектов с указанием их названий. Характеристика условных знаков, составляющих легенду карты.   обсуждение Слушание и извлечение главной мысли из текста и обсуждение полученных сведений (отрывок из сказки Л.И. Лагина «Старик Хоттабыч»). Коллективное   фотовыставки «Природа   с   высоты   птичьего   полета». Объяснение   причины   расширения   линии горизонта при подъеме. Различение внутренних частей Земли.  Обсуждение смысла понятий «Земля» и «земля». Создание   макета   внутреннего   строения   Земли. Знакомство с оболочками Земли. Извлечение   из   учебника   необходимой информации о живых организмах, обитающих в разных оболочках Земли. 23. Стороны горизонта. 9 24. Ориентирован ие по компасу. 10 11 25. Определение сторон горизонта по народным приметам.             сторон основные на Ориентироваться местности относительно своего   тела   (вперед,   назад, вправо, влево). Определять основные стороны горизонта: юг, север, запад,   восток   по   Солнцу   и Полярной звезде. Различать   и   показывать   на картах и промежуточные направления горизонта. Различать основные стороны  горизонта (промежуточные  направления). Знакомиться с правилами  пользования компасом. Определять основные  стороны горизонта по  компасу. Иметь представление об  основных народных приметах  определения сторон  горизонта в лесу и на  открытом пространстве. Ориентироваться на  местности по народным  приметам. 26. Глобус и  12 Сравнивать и различать  глобус и карту. Иметь  схема «Роза ветров» Ориентирование   на   местности   по   отношению   к собственному   телу;   по   Солнцу   и   Полярной звезде. Обозначение   (на   схемах   и   картах)   при   помощи общепринятых и промежуточных направлений сторон горизонта. Обсуждение   плана   рассказа   «Стороны горизонта». Определение расположения различных объектов относительно сторон горизонта. основных знаков       Ориентирование на местности с помощью устных команд и компаса. Соблюдение правил пользования компасом. Оценивать   своё   знание   и   незнание,   умение   и неумение,   продвижение   в   овладении   тем   или иным знанием и умением по изучаемой теме. Ориентирование   на   местности   по   народным приметам. Моделирование   ситуаций   по   ориентированию   в лесу. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,   осуществлять   совместную деятельность   в   малых   и   больших   группах, осваивая   различные   способы   взаимной   помощи партнёрам по общению. Работа с глобусом и картой.   Находить   на   глобусе   и   картах   Северное   и ориенти рование по компасу «чтение карты   и географическа я карта. 27. Рельеф Земли. 28. Ландшафт Земли. представление о тепловых  поясах Земли. 13 14 Различать главные формы  рельефа. Определять на  физической карте наиболее  высокие горы и наиболее  глубокие участки Мирового  океана. Сравнивать и различать  ландшафты разных участков  земной поверхности.  Понимать и формулировать  понятия «рельеф» и  «ландшафт» Южное,   Западное   и   Восточное   полушария; Северный   и   Южный   полюса   Земли;   экватор, линии  Северного  и Южного  полярных  кругов, тропиков. Определение   характера   рельефа   местности (равнины,   горы,   холмы,   овраги)   на   карте   с помощью цвета и условных обозначений. Сравнение и различение на карте высоты гор и глубины участков Мирового океана.   Участие   в   создании   макета   рельефа   участка Земли Выявление   отличий   между   понятиями «ландшафт» и «рельеф». Сочинение «Красота природы родного края». Сравнение   фотографий,   на   которых   человек нарушает   природный   ландшафт   местности (свалки,   с фотографиями   создания   красивых   мест (ландшафтный дизайн).   вырубание   лесов),   котлованы, Взаимодействие сил природы (22 часа) 29. Тепловые 1 пояса Земли. с   тепловыми Знакомиться   поясами Земли. Определять  линии, ограничивающие тепловые пояса Земли. Показывать   на   глобусе   и   картах тепловые пояса Земли. Работа   с   контурной   картой:   различение тепловых   поясов   Земли   с   помощью раскрашивания   соответствующим   цветом, подписывание   названия   линий,   отделяющих друг от друга зоны тепловых поясов. Установление   связи   между   углом   падения солнечных лучей и нагреванием поверхности Земли. Определение зависимости живой природы от нахождения в различных тепловых поясах 30. Смена 2 Различать времена года, месяцы. Моделирование   движения   Земли   вокруг глобуса » творчес кая работа  работа с контурн ой картой времен года. 31. Солнце – властелин времен года. 32. Особенности Земли как планеты (урок_ обобщение). 33. Энергия (тепло) Солнца. 3 4 5 Определять   причины   смены времен года на Земле признаки Характеризовать   различных   сезонов   года   в   своей местности. Называть   времена   года,   месяцы; приборы,   измеряющие   время; причины смены времен года. Описывать   особенности   каждого времени года.   «месяц», Называть   условия   жизни   на планете   Земля:   наличие   воды, воздуха,   света,   тепла   и   живой природы; место планеты Земля в Солнечной системе. Определять стороны горизонта. Ориентироваться   в   понятиях «год»,   «сутки», «времена года». Объяснять причины смены дня и ночи, времен (сезонов) года. Характеризовать   Солнце   как звезду,   основной   источник энергии на Земле. Сравнивать различные материалы по их способности нагреваться и охлаждаться     вода). Делать   на   основе   наблюдений (камень, Солнца с помощью теллурия или глобуса и лампы. Коллективное составление альбома «А в это время   на   другом   краю   Земли…»:   поиск иллюстраций,   характеризующих   особенность природы в разных тепловых поясах в данное время Оформление выставки «Времени неслышные шаги»   (фотографии,   собственные   рисунки, часы, календари и др. предметы). Участие в инсценировках, иллюстрирующих, как   человек   учился   измерять   время   и   его ценить   (использование  пословиц,  поговорок, изречений о времени) Описание   особенностей   Земли   как космического тела. Составление   рассказа   о   необходимых условиях   для   возникновения   различных живых организмов на Земле Оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме. работы на выставк у фронта льный опрос, тест Изучение влияния различных температур на разрушение камня. Объяснение причин этого разрушения. Формулирование общего вывода. Изучение   энергии   солнечных   лучей, собранной   с   помощью   увеличительного стекла. Обсуждение значения изобретения устройств, 34. Внутренняя сила Земли. 6 35. Значение и свойства воды. 36. Три состояния воды. 7 8 выводы.   Различать   и   характеризовать стихийные бедствия: извержение землетрясение,    Объяснять вулканов,   цунами. причины возникновения землетрясений и вулканических извержений.       и различать Сравнивать источники   воды   на   Земле; природные   и   искусственные водоемы. Характеризовать свойства воды основные   в которых используется энергия солнечного света. Сравнение   различных   способов   получения человеком   энергии   по   их   безопасности   для природы             Повторение   понятий   и   обобщение изученного материала (работа со словарем учебника). Составление   загадок   на   основе   ранее подбор загадок изученных тем. Отгадывание загадок одноклассников. Оценка   загадок   и   выделение   наиболее удачных из них. Осуществление   поиска   сюжетов   народных сказок,   в   которых   сказочные   герои управляют   внутренними   силами   Земли   и другими природными явлениями. Моделирование   ситуации:   о   чем   могли думать и мечтать люди в далекие времена Определение   свойств   воды   как   жидкости. опытов. Объяснение   Формулирование общих выводов. результатов   Измерение температуры воды. Формирование   измерительных   навыков работы со спиртовым термометром. Чтение   показателей   температуры   со   шкалы деления термометра Определять три состояния  воды. Различать   и   сравнивать   их особенности. Понимать   последовательность   и причины перехода воды из одного Проведение   опытов   по   изучению   перехода воды из одного состояния в другое. Изучение явлений испарения воды; перехода водяного   пара   в   жидкость;   замерзания воды. 9 10 37. Снег и лед. 38. Жизнь животных и растений зимой. 39. Вода –  растворитель. 11 зимние состояния   в   другое:   воды   в   пар   воды   в   лед (испарение), (замерзание),   льда   в   воду (плавление, таяние), пара в воду (конденсация). Приводить   примеры   твердого состояния воды в природе (снег, лед).   Соотносить   природные явления   и   виды   осадков. Обсуждать   виды спорта. Наблюдать   в   природе   и   на иллюстрациях формы снежинок. Определять температуру замерзания воды и таяния снега. Характеризовать способности льда   и   снега   удерживать   под своей   толщей   тепло.   Описывать на   основе   предложенного   плана особенности состояния природы в зимнее время года. Обсуждать   условия   зимовки различных животных. Знакомиться   со   способами защиты   от   мороза   различных животных. Проводить   несложные   опыты   по растворению   веществ   в   воде   и фильтрованию воды. Формулировать   основе наблюдений выводы. Фиксировать результаты опытов.     на       Анализ результатов опытов. Формулирование   общих   выводов.   Фиксация результатов наблюдений Изучение   свойств   льда   (воды   в   твердом состоянии). Фиксация результатов опыта. Сравнение   различных   форм   снежинок   и соотнесение с температурой воздуха, при которой они образовываются результ аты опыта Наблюдение   во   время   экскурсии   за состоянием природы зимой. Фиксация   информации,   полученной   в   ходе наблюдений   в   вербальной   (составление рассказа, ведение таблицы) и графической форме (составление схемы, рисунков). Обсуждение   мероприятий   по   оказанию помощи   птицам   и   зверям   в   морозные зимние дни. Изготовление кормушек Растворение   веществ   в   воде:   объяснение результатов   опыта,   формулирование общего   вывода,   фиксация   результатов наблюдений в таблице. Фильтрование   не   растворимых   в   воде веществ:   объяснение   результатов   опыта, формулирование фиксация результатов наблюдений. общего     вывода,   и Различать сравнивать растворимые   и   нерастворимые   в воде вещества.   Устное   описание   процесса   растворения   и 40. Подземные воды Земли. 12 13 14 41. Источники воды в нашей местности (изучение краеведческог о материала) 42. Атмосфера Земли: состав и значение   воды     поведения Различать   природные   источники подземной   (родник, минеральный источник). Осознавать   правила   охраны   и безопасного у родников, колодцев и источников. Обсуждать   значение   подземных источников   живых для Знакомиться   свойствами минеральной воды. организмов.   полезными с     Называть   природные   источники воды в своей местности. Знать   наиболее   известные   и крупные водоемы. Знакомиться   с   охраняемыми   и целебными источниками. Различать   два   или   несколько водоемов между собой по разным признакам. Распознавать   виды   местных животных,   обитающих   в водоемах. Иметь об   основных   газах,   входящих   в состав   воздуха   (азот,   кислород, углекислый газ). представление   фильтрования Исследование   свойств   минеральной   воды: извлечение   необходимой   информации   о лечебных свойствах минеральной воды из дополнительных источников (справочники,   энциклопедии,   Интернет, этикетки). Составление для использования   минеральной   воды   в различных целях. рекомендаций       Поиск и фиксирование на карте России мест горячих выхода   на   поверхность   источников Сообщения   о   местных   подземных источниках. Поиск   и   обозначение   на   карте   района (области,   республики   или   края)   места нахождения подземных вод. Подготовка   презентации   «Животные, обитающие в водоемах нашей (нашего)…» (в группе) Просмотр   учебного   фильма   «Атмосфера Земли» или компьютерной презентации. сообще ние   об источни ках сообще ние   о водоёма х, животн ых, обитаю щих   в них Формулирование вопросов, требующих   развернутого   ответа   по сложных воздуха. 43. Свойства воздуха. 15 диаграмму Анализировать   состава   воздуха.   Выявлять значение   кислорода   в   живой   и неживой   природе   (дыхание организмов,   горение   веществ); для   живых   организмов   Земли (сохранение тепла, предохранение от вредных космических лучей). Определять   свойства   воздуха (прозрачен,   не   имеет   запаха,   не имеет   постоянной   формы, сжимается, звук, переносит запахи). Измерять температуру воздуха.   проводит   44. Движение воздуха. 16 Определять   основные   стороны горизонта. Определять с помощью флюгера   направление   ветра. Характеризовать причины   возникновения ветра. таблица «Свойст ва воздуха » материалам видеоряда. Пространственное   изображение   неба   на рисунках. Графическое представление данных о составе воздуха на примере круговой диаграммы. Знакомство   с   другими   видами   диаграмм (столбчатые, трехмерные) Извлечение   необходимой   информации   из текста учебника. Определение свойств воздуха (сжимаемость и упругость):   объяснение   результатов опыта,   формулирование   общих   выводов, фиксация   результатов   наблюдений   в таблице. Измерение температуры воздуха. Формирование   измерительных   навыков   при работе со спиртовым термометром. Чтение   показателей   температуры   со   шкалы деления термометра Определение   направления   ветра   с   помощью флюгера. ­Обсуждение   возникновения   и   направления ночного и дневного ветра на побережье. Объяснение значения ветра в жизни растений и животных. Описание ветродвигателей, мельниц и других ­ устройств     осуществлять   исследовательскую деятельность,   участвовать   в   проектах, выполняемых   в   рамках   урока   или   на внеурочных занятиях. 45. Грозные ветры. 46. Сила воды, ветра и Солнца на Земле (урок_ обобщение) 47. Круговорот воды в природе. 48. Загрязнение вод человеком. 17 18 19 20   разновидности Различать разрушительных ветров. Осваивать   правила   поведения человека   во   время   стихийных бедствий. Характеризовать урагана и смерча. Характеризовать   значение   воды, ветра и Солнца в природе и для человека. Объяснять   основные   правила безопасного   использования электроприборов проявления     причины Устанавливать испарения   воды   в   водоемах   и возникновения  осадков (дождя и снега).   Составлять   простейшую схему   круговорота   воды   и характеризовать в устной форме.     представление о   Иметь веществах, загрязняющих водоемы   планеты:   удобрения, продукты бытовой химии, бензин, ядовитые   металлы   (например, ртуть). Моделирование выживания человека   во   время   различных   стихийных бедствий. ситуации     Выявление факторов опасности для жизни и здоровья. Освоение   основных   правил   выживания   в экстремальных условиях правил Составление   экономного использования   воды   и   электроэнергии   в доме.   Участие в инсценировке возможного диалога, который   могли   бы   вести   вода,   ветер   и Солнце,   если   бы   могли   с   помощью   слов доказывать   свое   огромное   значение   в природе. проверо чная работа Поиск   (с   помощью   библиотек,   Интернета   и др.   )   сказок,   в   которых   вода,   ветер   и Солнце   становились   полноценными персонажами Самостоятельное составление схемы     круговорота воды в природе. Обсуждение   проблемы:   есть   ли   круговорот воды в аквариуме; благодаря чему в нем существует жизнь. Моделирование   ситуации:   что   бы   было   на Земле без круговорота воды Анализ   в   ходе   экскурсии   экологического состояния   своей   местности:   выявлять источники загрязнения водоемов. Моделирование   ситуации,   касающейся попадания   промышленных   и   бытовых отходов в водоемы работа по схеме Составлять   простейшую   схему круговорота воды в природе при условии   попадания   в   воду опасных веществ. Определять причины  разрушения рельефа местности. Характеризовать  различные природные   явления   Земли; известные   стихийные  бедствия. Знать   телефоны   экстренной помощи   чрезвычайных ситуациях. Характеризовать   использование человеком   различных   природных объектов.   Устанавливать   связи между   живой   и   неживой природой, между природой и человеком. в   ставить учебно­познавательные задачи перед чтением   учебного   текста   и   выполнением разных заданий  ­   ставить   учебно­познавательные   задачи перед   чтением   учебного   текста   и выполнением разных заданий Извлечение   из   учебника   необходимой информации об особенностях разрушения рельефа.   Анализ   процессов   разрушения рельефа.   Обсуждение   правил   поведения при стихийных бедствиях. Моделирование ситуации: что бы было, если… (на Земле исчезли ветер, вода, атмосфера) Классификация   различных   природных явлений   по   предложенным   или самостоятельно выявленным основаниям. Подготовка   вопросов   по   материалам   темы для   команд­соперниц  к   игре   «Что?  Где? Когда?» (работа в группах). Составление кроссворда «Земля – наш общий Составл ение кроссво рда дом» Различать   основные   группы живой   природы   (царства растений,   животных,   грибов, бактерий). Определять нашей особенности планеты,     Обсуждение   условий,   необходимых   живым организмам для жизни. Определение   связи   множества   разнообразных организмов между собой, соотношения живых организмов на Земле. Характеристика биологии как науки, изучающей 49. Вода, ветер и рельеф (урок_ обобщение). 50. Человек и неживая природа. 21 22 Живая природа  (18 часов) 51. Жизнь – 1 уникальная особенность Земли. 2 3 4 52. Водоросли, мхи,  папоротники – древние  группы растений. Лишайники. 27 неделя  2­8 апреля 53. Хвойные и цветковые растения. 54. Дикорастущие  и культурные растения. способствовавшие возникновению на ней жизни. Описывать   разные   формы растений.   Определять   части растений. Различать водоросли, мхи, папоротники. Сравнивать их признаки.   вид   выделять Сравнивать,   характеризовать и   приводить   примеры хвойных   и   цветковых растений,   их отличия   (на   примере   своей местности).  Узнавать растения, описывать их внешний с   использованием   гербарного материала Различать   культурные   и растения. дикорастущие Приводить примеры культурных   и   дикорастущих растений (в природе родного края). Характеризовать  растения, выращиваемые в саду, поле,       живую природу (работа со схемой «Царства живой природы»). Определение   роли   растений   в   природе (очистители воздуха и пища для животных и человека) Изучение   особенностей   внешнего   строения водорослей,   мхов,   папоротников   (на   основе гербарных образцов, рисунков). Сравнение   и   различение   групп   растений   – деревья, кустарники, травянистые растения. Графическое   изображение   частей   травянистого растения,   дерева,   кустарника   (с   подписью названий частей) сообще ние   по выбранн ой теме Изучение   в   группе   особенностей   внешнего строения   хвойных   и   цветковых   (на   основе гербарных образцов, коллекций шишек, семян и плодов, рисунков). Изображение   частей   цветкового   растения (листья,   плоды,   поперечный   срез   ствола древесных растений) сообще ние   по выбранн ой теме Изучение   и   описание   внешнего   строения зерновых,   масленичных,   овощных,   плодово­ ягодных растений. Характеристика   природных   условий,   влияющих на растения, изменяющих их внешний вид. Загадывание и отгадывание загадок о фруктах на основе выделения существенных признаков ­  ставить   учебно­познавательные   задачи   перед сообще ние   по выбранн ой теме 1 5 8 (в   местных огороде   условиях). существенные Выделять признаки   культурных   и дикорастущих растений одного и того же вида. условия, Определять необходимые для прорастания   семян   (вода, тепло,   воздух)   и   роста растений (вода, тепло, воздух, свет). Проводить простейшие опыты и наблюдения.     чтением   учебного   текста   и   выполнением разных заданий Наблюдение за развитием растений в различных условиях. Обсуждение   в   классе   условий   проведения эксперимента. Осваивать   основные   действия   по   уходу   за растениями   (полив,   прополка,   рыхление, уничтожение вредных насекомых)     корнеплодов. выделенным критериям. Изучение   внешнего   строения   плодов   и Различение овощей и фруктов на рисунках. Классификация   растений   по   самостоятельно Характеризовать   фрукты   и овощи,   произрастающие   на местной территории, приводить примеры. Распознавать съедобные части культурных растений. Подводить   растения   со съедобными   корнями   под понятие «корнеплод». Сравнивать   по   величине плоды   дикорастущих   и культурных растений (яблоня, клубника). Объяснять причины их изменений. Различать   понятия  «плод», «корнеплод», «фрукт», «овощ» Характеризовать   культурные Наблюдение и уход за комнатными растениями. Извлечение необходимой информации из текста   проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать   собственные   способы   решения; адекватно   оценивать   результаты   учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать   план   восполнения   пробелов   в знаниях и умениях. ­  Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);      12 тест 15 22 55. Условия для прорастания и роста растений. 56. Что мы едим. 5 6 57. Растения­ 7 путешественни ки. 58. Грибы: съедобные и ядовитые. 59. Значение растений и животных на Земле (урок_ обобщение). 8 9     и   комнатные   растения   своей местности.   Приводить   3–4 примера   названий   комнатных растений.   Осваивать   правила ухода за комнатными растениями. Различать   съедобные   и несъедобные грибы. Приводить   2–3   примера грибов,   растущих   в   данной местности. Сравнивать   общие   признаки съедобных   и   ядовитых грибов.   Характеризовать грибы   как   особое   царство живых организмов. Характеризовать   признаки растений и животных. Определять условия, необходимые   для   жизни растений и животных. Устанавливать взаимоотношения   растений   и животных в природе. Выявлять значение растений и животных   природе; воздействие  человека  на  мир растений и животных. в   60. Группы животных: моллюски, 10 Различать   группы   животных: моллюски, насекомые,   паукообразные. Коллективное составление выставки «Растения– путешественники»:   определение   названий комнатных   растений,   произрастающих   в классе   и   коридорах   школы     с   помощью учителя;   изготовление   бирок   с   названиями растений и мест, откуда они родом Различение на рисунках, в природе съедобных и ядовитых грибов. Выращивание   хлебной   плесени.   Фиксация результатов   наблюдения.   Формулирование общего вывода. Обмен опытом, обсуждение проблемы в классе: почему   нельзя   поедать   незнакомые   грибы, употреблять пищу с плесенью Классификация растений и животных на группы по различным признакам. Установление взаимосвязи растений и животных по   схеме,   приведенной   в   учебнике   или самостоятельно. Определение   значения   животных   и   растений   на Земле. Совершение прогулки на природу или посещение с   экскурсией   ботанического   сада   или зоопарка. Исследование   на   основе   непосредственных связи   жизнедеятельности наблюдений   растений, животных и времени года (весны) Выделение   существенных   признаков   строения животных. Классификация   животных   по   выделенным 26 схема классиф икации грибов 29 проверо чная работа 3 сообще ние   по выбранн насекомые, паукообразные . Группы животных: рыбы,  земноводные, пресмыкающие ся. Группы животных: птицы и  млекопитающи е. 61. 62. 63. Особенности размножения  разных животных. 11 12 13 Распознавать   по   рисункам,   в представителей природе   моллюсков,   насекомых   и паукообразных.   Сравнивать по   внешнему   строению насекомых и паукообразных. Распознавать   на   рисунках,   в различных природе   представителей   рыб, земноводных, пресмыкающихся;   ядовитых змей. Описывать и сравнивать их   строение. Определять   значение   рыб, земноводных и пресмыкающихся в природе. внешнее         Сравнивать внешнее строение и   размножение   птиц   и млекопитающих. Характеризовать значение птиц   и   млекопитающих   в жизни человека, в природе. Называть представителей охраняемых   птиц   и   зверей местной фауны (1–2 вида). Различать   стадии   развития   и взросления животных основных   групп   (насекомых,   птиц, рыб, зверей). (на   природе) рисунках,   земноводных,   Указывать   в     признакам на группы. ой теме Определение групп животных своей местности. Изучение   особенностей   внешнего   строения моллюсков,   насекомых,   паукообразных   (на основе засушенных беспозвоночных, живых обитателей, рисунков) Характеризовать   разнообразие   внешнего   вида коллекций     рыб. Работать с иллюстрациями учебника. Извлекать необходимую информацию из текста. Изучать   особенности   внешнего   строения   рыб, земноводных,   пресмыкающихся   (на   основе биологических   препаратов,   представителей живого уголка, рисунков) ­  ставить   учебно­познавательные   задачи   перед чтением   учебного   текста   и   выполнением разных заданий Изучение особенностей внешнего строения птиц и   млекопитающих   (на   основе   биологических препаратов,   чучел,   представителей   живого уголка, рисунков). Составление схемы «Группы животных». Обсуждение значения  млекопитающих  и птиц  в жизни человека, в природе.  6 сообще ние   по выбранн ой теме 10 сообще ние   по выбранн ой теме Участие в составлении фотогалереи «Животные и их детеныши». 13 Определение развития животных.   последовательности   стадий Анализ   различных   способов   выживания животных в природе (стратегий) проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать   собственные   способы   решения; адекватно   оценивать   результаты   учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать   план   восполнения   пробелов   в знаниях и умениях. Установление связи внешнего строения животных с   особенностью   их   обитания   в   природе   и питанием. Соотнесение   изучаемых   организмов   и   мест   их обитания ­ Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);  тест 17 Характеристика   особенностей   питания различных животных. Анализ рациона питания домашних животных (на знакомых детям примерах) 20 14 64. Животные и среда их обитания (урок_ обобщение). 65. Питание животных. 15 взрослых   особей,   детенышей (или   личинок).  Объяснять значение разного количества детенышей   у   животных   в природе Различать  основные   среды обитания   животных. Устанавливать  связь   между внешним   обликом   животного и   средой   его   обитания. Описывать   любое   животное по плану. Выделять   его   существенные признаки,   связанные   со средой   обитания.   Объяснять значение   смены   окраски   у некоторых животных. Приводить   примеры   (по   2–3 вида растительноядных, насекомоядных,   хищных   и всеядных   животных.  Иметь представление о принципе построения пищевой   цепи.   Составлять простейшие   цепи   питания (обитателей   водоема,   леса, степи). (на рисунках, схемах) пропущенные звенья в цепи питания. Классифицировать   группы   Выявлять 66. Дикие и домашние животные. 16 17 18 67. Бактерии: невидимые организмы. 68. Гигиена – наука о чистоте и здоровье.     шерсть)   птиц   и   животных   по   характеру питания Различать диких и домашних животных (в том числе своего   области);   продукты края, (мясо, животноводства молоко,   и птицеводства (мясо, яйца). Приводить   примеры   (2–3 вида) зверей, обитающих в родном крае. Сравнивать   и   выделять существенные признаки домашних и диких животных. Характеризовать царства бактерий   как   мельчайшие организмы. Определять бактерий для человека. Понимать микроскопа. значение   назначение           Обсуждать   пути   заражения человека вредными бактериями. опасность Выявлять попадания   бактерий   в открытые   раны.   Понимать   и проявлять   нацеленность   на постоянное соблюдение   правил гигиены. Рассказ о своем домашнем питомце.   условий   ухода: Обсуждение необходимое домашним животным.   питание, Объяснение,   почему   нельзя   уносить   диких животных из природной среды. Классификация   животных   на   группы   по различным признакам. 24 сообще ние     о своем домашн ем питомце Освоение   правил   безопасного   поведения   с животными Ставить   учебно­познавательные   задачи   перед чтением   учебного   текста   и   выполнением разных заданий Обсуждение значения бактерий в жизни человека. Наблюдение   размеров   бактерий   с   помощью микроскопа. Составление   схемы   «Значение   бактерий   в природе». Ознакомление   с   оказанием   первой   помощи   при повреждении   кожного   покрова   на   руке: обработка   раны   йодом   или   зеленкой, наложение бинта Обсуждение   и   составление   правил   гигиены, предохраняющих   организм   человека   от попадания опасных бактерий. Составление   схемы   «Как   опасные   бактерии попадают в организм человека» проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать   собственные   способы   решения; адекватно   оценивать   результаты   учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и 27 27 Знакомиться с некоторыми опасными   заболеваниями, вызываемыми   бактериями (ангина, пищевые отравления).   обдумывать   план   восполнения   пробелов   в знаниях и умениях. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса.  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом  «Федоров». Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса.  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса.  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса.  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». Самара: Издательство «Учебная литература»:  Издательский дом «Федоров». Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир».  Самара: Издательство «Учебная литература»:  Издательский дом «Федоров». Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир». Самара: Издательство «Учебная литература»:  Издательский дом «Федоров». Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Окружающий мир».  Самара: Издательство «Учебная литература»:  Издательский дом «Федоров». Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1­2 класс.  Самара: Издательство «Учебная  литература»: Издательский дом «Федоров». Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3 класс.  Самара: Издательство «Учебная  литература»: Издательский дом «Федоров». Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 4 класс.  Самара: Издательство «Учебная  литература»: Издательский дом «Федоров». Все   учебники   рекомендованы   Министерством   образования   и   науки   Российской   Федерации   и   соответствуют   федеральному   компоненту Государственного Образовательного стандарта для начальной школы.

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017