I. Пояснительная записка
1. Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования (2010) и авторской программы по окружающему миру Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. , соотнесённых с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)
2. Программа адресована учащимся 2 Б класса МАОУ СОШ № 26 г. Балаково Саратовской области
3. Сроки реализации данной рабочей программы – 1 год, 2016-2017 учебный год.
4. Классы: вторые.
5. Количество часов для изучения предмета в классах
В учебном плане в 2-ом классе на изучение предмета «Окружающий мир» выделяется 2 часа в неделю , 68 часов в год.
Количество часов по рабочей программе:
В год – 68 часов, в неделю- 2 часа
В 1- й четверти – 16 часов
Во 2 –й четверти – 14 часов
В -3-й четверти- 20 часов
В -4 четверти – 16 часов
6. Количество учебных недель: 34 недели.
7. Обоснование изменений, вносимых в авторскую программу: при составлении рабочей программы произведена корректировка примерной авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов. Данные изменения вызваны выбором УМК «Перспективная начальная школа»
8. Условные обозначения.
67. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих умений:
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения:
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Учащиеся научатся:
· различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры
взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года,
влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);
· устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой
природе;
· сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц,
млекопитающих;
· группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы,
млекопитающие)
· назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
· сравнивать характерные для животных способы питания;
· характеризовать роль грибов в жизни человека;
· ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
· наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
· наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
· учиться работать со справочной литературой
· определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть
представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
· понимать необходимость вести здоровый образ жизни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
· характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
· называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
· отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
· называть группы растений по их характерным признакам (цветковыерастения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
· называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
· иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
· иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
· знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
· знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
· рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении
этого труда;
· знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена,
режим труда и отдыха, физкультура);
· названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной
площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности
столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля
(Спасская башня);
· принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день
Победы, День города и т.д.
· название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного
города (села);
· использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а
также учиться работать с оглавлением учебника;
* называть своих ближайших родственников;
* знать профессии взрослых и важность каждой профессии.
* описывать изученные события из истории Отечества (история Московского
Кремля, Великая Отечественная война);
Обучающиеся получат возможность научиться:
· знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
· называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
· узнать правила безопасного поведения в природе.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
· выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
· удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
· выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.
67. Содержание тем учебного курса
Человек и природа (40ч)
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (23ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья – самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина- Россия. Конституция России – основной закон страны. Важнейшие права граждан России – право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения (3ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота – залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
IV. Тематическое планирование
Приложение № 3
№ |
Разделы, темы программы |
Всего часов |
Из них |
|||
Практические работы |
Экскурсии |
Проект
|
Уроки контроля |
|||
1. |
Человек и природа
|
40 |
1 |
1 |
2 |
|
2. |
Человек и общество
|
23 |
|
1 |
1 |
|
3. |
Правила безопасного поведения
|
3 |
|
|
1 |
|
4. |
Итого |
66 |
|
|
|
|
Приложение № 4
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Тип урока |
Дата |
Корректировка |
|
план |
факт |
||||
Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (6 часов) |
|||||
1 |
Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам. |
Урок открытия новых знаний |
07.09 |
07.09 |
|
2 |
Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы |
урок открытия новых знаний |
08.09 |
08.09 |
|
3 |
Мир живой и неживой природы. Советы старших.. |
урок открытия новых знаний |
14.09 |
|
|
4 |
Осенние работы на пришкольном участке. |
Урок открытия новых знаний |
15.09 |
|
|
5 |
Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике. |
Урок открытия новых знаний |
21.09 |
|
|
6 |
Опыт и наблюдение. |
Урок открытия новых знаний |
22.09 |
|
|
Планеты и звёзды (5 часов) |
|||||
7 |
Земля. Модель Земли. |
Урок открытия новых знаний |
28.09 |
|
|
8 |
Почему на Земле день сменяется ночью? |
Урок открытия новых знаний |
29.09 |
|
|
9 |
Информационный мини-проект Звёзды и созвездия |
урок открытия новых знаний |
05.10 |
|
|
10 |
Информационный мини-проект Планеты |
урок открытия новых знаний |
06.10 |
|
|
11 |
Движение Земли вокруг Солнца. |
Урок открытия новых знаний |
12.10 |
|
|
Неживая и живая природа Земли (2 часа) |
|||||
12 |
Как связаны живая и неживая природа? |
Урок открытия новых знаний |
13.10 |
|
|
13 |
Условия жизни на планете Земля |
урок открытия новых знаний |
19.10 |
|
|
Свойство воздуха и воды (4 часа) |
|||||
14 |
Свойство воздуха |
урок открытия новых знаний |
20.10 |
|
|
15 |
Кому и для чего нужна вода? |
Урок открытия новых знаний |
26.10 |
|
|
16 |
Вода и её свойства |
урок открытия новых знаний |
27.10 |
|
|
17 |
Обобщение по теме «Свойство воды и воздуха» |
урок рефлексии |
09.11 |
|
|
Солнце, воздух, вода и … растения (4 часа) |
|||||
18 |
Условия, необходимые для развития растений. |
Урок открытия новых знаний |
10.11 |
|
|
19 |
Корень, стебель и лист. |
Урок открытия новых знаний |
16.11 |
|
|
20 |
Питание растений |
урок открытия новых знаний |
17.11 |
|
|
21 |
Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения» |
урок рефлексии |
23.11 |
|
|
Разнообразие растений (4 часа) |
|||||
22 |
Цветковые и хвойные растения |
урок открытия новых знаний |
24.11 |
|
|
23 |
Папоротники, мхи и водоросли |
урок открытия новых знаний |
30.11 |
|
|
24 |
Информационный мини-проект Красная книга России. Правила поведения на природе. |
Урок открытия новых знаний |
01.12 |
|
|
25 |
Обобщение по теме «Разнообразие растений» |
урок рефлексии |
07.12 |
|
|
Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов) |
|||||
26 |
Для чего люди выращивают культурные растения? |
Урок открытия новых знаний |
08.12 |
|
|
27 |
Какие части культурных растений используют люди? |
Урок открытия новых знаний |
14.12 |
|
|
28 |
Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? |
Урок открытия новых знаний |
15.12 |
|
|
29 |
От чего зависит урожай зерновых? |
Урок открытия новых знаний |
21.12 |
|
|
30 |
Растения сада |
урок открытия новых знаний |
22.12 |
|
|
31 |
Сколько живут растения? |
Урок открытия новых знаний |
11.01 |
|
|
32 |
Размножение растений своими частями. |
Урок открытия новых знаний |
12.01 |
|
|
33 |
Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений» |
урок рефлексии |
18.01 |
|
|
Грибы (3 часа) |
|||||
34 |
Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? |
Урок открытия новых знаний |
19.01 |
|
|
35 |
Ядовитые и несъедобные. Двойники шляпочных грибов. |
Урок открытия новых знаний |
25.01 |
|
|
36 |
Как правильно собирать грибы? |
Урок открытия новых знаний |
26.01 |
|
|
Животные (8 часов) |
|||||
37 |
Разнообразие животных. |
Урок открытия новых знаний |
01.02 |
|
|
38 |
Насекомые. |
Урок открытия новых знаний |
02.02 |
|
|
39 |
Рыбы. |
Урок открытия новых знаний |
08.02 |
|
|
40 |
Земноводные. |
Урок открытия новых знаний |
09.02 |
|
|
41 |
Пресмыкающиеся. |
Урок открытия новых знаний |
15.02 |
|
|
42 |
Птицы. |
Урок открытия новых знаний |
16.02 |
|
|
43 |
Звери. |
Урок открытия новых знаний |
22.02 |
|
|
44 |
Как животные защищаются . |
урок открытия новых знаний |
01.03 |
|
|
Человек и животные (6 часов) |
|||||
45 |
Информационный проект Домашние животные. |
Урок открытия новых знаний |
02.03 |
|
|
46 |
Живой уголок |
урок открытия новых знаний |
09.03 |
|
|
47 |
Урок-экскурсия на станцию юннатов |
урок открытия новых знаний |
15.03 |
|
|
48 |
Значение диких животных |
урок открытия новых знаний |
16.03 |
|
|
49 |
Человек в ответе не только за тех, кого приручил |
урок открытия новых знаний |
22.03 |
|
|
50 |
Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные» |
урок рефлексии |
23.03 |
|
|
Человек разумный – часть природы (6 часов) |
|||||
51 |
Про тебя |
урок открытия новых знаний |
05.04 |
|
|
52 |
Что умеет человек? |
Урок открытия новых знаний |
06.04 |
|
|
53 |
Расти здоровым |
урок открытия новых знаний |
12.04 |
|
|
54 |
Питание и здоровье |
урок открытия новых знаний |
13.04 |
|
|
55 |
От кого зависит твой режим дня? |
Урок открытия новых знаний |
19.04 |
|
|
56 |
Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы» |
урок рефлексии |
20.04 |
|
|
Как уберечь себя от беды? (5 часов) |
|||||
57 |
Чистота – залог здоровья |
урок открытия новых знаний |
26.04 |
|
|
58 |
Берегись простуды! |
Урок открытия новых знаний |
27.04 |
|
|
59 |
Твоя безопасность на улице |
урок открытия новых знаний |
03.05 |
|
|
60 |
Твоя безопасность дома |
урок открытия новых знаний |
04.05 |
|
|
61 |
Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?» |
урок рефлексии |
10.05 |
|
|
В родном краю (7 часов) |
|||||
62 |
Исследовательский проект «Город, в котором я живу» Имя города, села, поселка |
урок открытия новых знаний |
11.05 |
|
|
63 |
История Московского Кремля |
урок открытия новых знаний |
17.05 |
|
|
64 |
Общий дедушка |
урок открытия новых знаний |
18.05 |
|
|
65 |
Комплексная диагностическая работа |
Урок контроля |
24.05 |
|
|
66 |
День Конституции |
урок открытия новых знаний |
25.05 |
|
|
67-68 |
Резервные уроки |
|
|
|
|
Приложение № 5
Технологическая карта проектной деятельности
№ |
Раздел, тема программы |
Тематика проекта |
Тип проекта |
Итоговый продукт |
Сроки проведения |
||
|
|
|
|
|
План |
Факт |
|
1. |
Планеты и звёзды |
Информационный мини-проект Звёзды и созвездия |
Информационный |
Буклет |
05.10 |
|
|
2. |
Планеты и звёзды |
Информационный мини-проект Планеты |
Информационный |
Буклет, макет |
06.10 |
|
|
3. |
Разнообразие растений |
Информационный мини-проект Красная книга России. Правила поведения на природе. |
Информационный |
Красная книга |
01.12 |
|
|
4. |
В родном краю |
Исследовательский проект «Город, в котором я живу» Имя города, села, поселка |
Исследовательский |
Макет, буклет |
11.05 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.