Рабочая программа по окружающему миру 2класс
Оценка 5

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Оценка 5
Образовательные программы
doc
окружающий мир
2 кл
21.09.2017
Рабочая программа по окружающему миру 2класс
рабочая программа по окружающему миру, по программе "перспектива" для 2 класса ,два часа в неделю.Составлена на основе федерального закона Российской Федерации .Программа предназначена в помощь учителю начальных классов..Данная программа рассмотрена и принята Педагогическим советом, утверждена приказом директора школы. Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер...КИМ составлен для обучаемых 4 класса по "Окружающему миру" к учебно-методическому комплекту "Перспектива" с целью отслеживания результатов реализации Федерального государственного образовательного стандарта и уровня...
окруж..doc
Пояснительная  записка Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана на основе: ­федерального  закона  «Об образовании в Российской Федерации",приказ №273 / ФЗ от 29.12.2012 г. ­закона Республики Татарстан «Об образовании» №68 ЗРТ  от 22.07.2013г. ­федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, приказ МО и Н РФ № 373 от 06.10.2009г.  ­ примерной программы по учебным предметам. Начальная школа   в 2 ч. издание , переработанное М :«Просвещение»,2011г ­авторской   программы   А.А.   Плешакова,   М.Ю.Новицкой.   Окружающий   мир.   Рабочие   программы   . Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1­4 классы.­ М: «Просвещение», 2011г. ­ образовательной программы  начального общего образования  МБОУ «Ямашинская СОШ»; приказ №207 от 29.08 2011 г ­ учебного плана МБОУ «Ямашинская СОШ» на 2016­2017учебный год. ­   локального   акта     «Положение   о   рабочей   программе   по   учебному   предмету   (курсу)   педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО». ­годового календарного учебного графика МБОУ «Ямашинска СОШ» на 2016­2017 учебный год ­расписание уроков школы  на 2016­2017 учебный год; ­   Приказ   МО   и   Н   РФ   «Об   утверждении   федерального   перечня   учебников,   рекомендуемых   к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» № 253 от 31 марта 2014 года. В   настоящее   время   основные   задачи   российского   образования   в   целом   и   начального   общего образования  в  частности  можно  определить  следующим   образом:   формирование  общей  культуры, духовно­нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.  С   этим   общим   целеполаганием   тесно   связаны   и  цели  изучения   предмета   «Окружающий   мир»  в начальной школе:  формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально­научного познания и эмоционально­ценностного осмысления  ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;   культурного и конфессионального многообразия российского общества. Специфика   предмета   «Окружающий   мир»   заключается   в   том,   что   он,   имея   ярко   выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося   с   материалом   естественных   и   социально­гуманитарных   наук,   необходимым   для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:  дети, к России, её природе и культуре, истории;  нём; понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   личности   гражданина   России   в   условиях уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают 1 психологической   культуры   и   компетенции   для   обеспечения   эффективного   и   безопасного модели   безопасного   поведения   в   условиях   повседневной   жизни   и   в   различных   опасных   и  чрезвычайных ситуациях;   взаимодействия в социуме.  Предмет   «Окружающий   мир»   вводит   ценностную   шкалу,   необходимую   для   формирования   у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального,   доброжелательного   отношения   к   миру   природы   и   культуры   в   их   единстве.   Тем самым   закладываются   основы   воспитания   нравственно   и   духовно   зрелых,   активных   граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг. Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико­ориентированных знаний о человеке,   природе   и   обществе,   учатся   осмысливать   причинно­следственные   связи   в   окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической   грамотности   и   соответствующих   компетентностей   —   умений   проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и   людей,   правила   здорового   образа   жизни.   Это   позволит   учащимся   освоить   основы   природо     и культуросообразного   поведения.   Поэтому   предмет   «Окружающий   мир»   играет   наряду   с   другими предметами   начальной   школы   значительную   роль   в   духовно­нравственном   развитии   и   воспитании личности, формирует вектор культурно­ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с   отечественными   традициями   духовности   и   нравственности.  Содержание  НРК  реализуется   при проведении уроков с использованием краеведческого материала. Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой   реализации   межпредметных   связей   всех   дисциплин   начальной   школы.   Предмет «Окружающий   мир»   использует   и   тем   самым   закрепляет   умения,   полученные   на   уроках   чтения, русского   языка   и   математики,   музыки   и   изобразительного   искусства,   технологии   и   физической культуры,   формируя   у   детей   способность   рационально­научного   и   эмоционально­ценностного постижения мира вокруг.  Общая характеристика учебного предмета Программа   «Окружающий   мир»   создана   с   опорой   на   культурологические   принципы,   понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно ­ научные знания  и опыт гуманитарных наук. Ведущей   с   точки   зрения   организации   содержания   является   идея   единства   мира   природы   и   мира культуры.   С   этой   принципиальной   позиции   окружающий   мир   рассматривается   как   природно­ культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно­культурное целое.  Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно­нормативного, культурно­ значимого, культурно­должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами   культуры   универсальные   ценностно­смысловые   ориентиры,   необходимые   человеку.   Ведь именно ценностно­консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе   и   помогает   им   определить   своё   место   в   мире   природы   как   в   жизненно   важной   сфере человеческого бытия.  В   программе   определяются   понятия,   необходимые   для   восприятия   и  изучения  младшими школьниками явления «окружающий мир»:   пространство и время как важнейшие параметры бытия;  природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, 2 природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.  человека;   Благодаря   культурологической   установке   программа   выполняет   интегрирующую   роль   в   системе обучения   и   воспитания   младших   школьников.   Практически   все   темы   программы   могут   получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского   языка,   а   также   на   уроках   физической   культуры.   Естественно   сочетаются   с   данной программой   факультативы   А.А.   Плешакова   «Экология   для   младших   школьников»   и   «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная».   Многие   темы   предполагают   специальное   развитие   в   сочетании   с   работой   по   курсу «Основы   безопасности  жизнедеятельности»  на  основе   отдельной  тетради  ОБЖ.  В  соответствии   с программным   материалом   по   «Окружающему   миру»   может   быть   выстроена   внеклассная   и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для   младших   школьников.   Поэтому   в   конце   каждого   раздела   в   содержании   каждого   класса предлагается   «Блок   внеклассной,   внешкольной   работы»   с   примерной   тематикой;   любой   учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа. Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно­ смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:    форм;  закономерностей окружающего мира природы и социума;  духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;  человечество как многообразие народов, культур, религий;  семья как основа духовно­нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно­ценностных   традиций   народов   России   от   поколения   к   поколению   и   жизнеспособности российского общества;   духовно­  и социально­нравственное;  наследию, к самому себе и окружающим людям.  природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества; культура   как   процесс   и   результат   человеческой   жизнедеятельности   во   всём   многообразии   её труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности; здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, наука   как   часть   культуры,   отражающая   человеческое   стремление   к   истине,   к   познанию искусство   (живопись,  архитектура,  литература,  музыка   и  др.)  как  часть  культуры,   отражение нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­культурному Место курса в учебном плане На изучение курса «Окружающий мир» в первом классе  отводится  2 часа в неделю. Всего 66 часов в год. 3 Содержание курса Мы и наш мир  Дорога в школу — дорога к открытию мира. Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа. Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры. Наш класс  Наш   класс   в   школе.   Мы   в   классе   —   это   я,   мои   одноклассники,   наш   учитель.   Отношения   в   классе   между одноклассниками, между учащимися и учителем.  Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха. Природа   в   классе   —   источник   радости,   красоты   и   знаний.   Комнатные   растения.   Части   растения.   Уход   за комнатными   растениями.   Разнообразие   растений   возле   школы.   Деревья,   кустарники,   травянистые   растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека. Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учёбе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продлённого дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушеки детского фольклора. Наш дом и семья  Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передаётся от одного поколения к другому. Природа   в   доме.   Откуда   в   наш   дом   приходят   вода,   газ,   электричество.   Как   рождаются   вещи   (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения унас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек. Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и творчества человека. Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице. Город и село  Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Природа   в   городе   —   источник   красоты,   здоровья,   хорошего   настроения.   Разнообразие   растений   города. Лиственные   и   хвойные   деревья.   Растения   цветника.   Ботанический   сад   —   царство   удивительных   растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним. Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке. Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего. Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное. Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе — норма жизни каждого культурного человека. Родная страна  Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жизни культурного человека. Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согласия в стране. 4 Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники. Человек и окружающий мир  Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее. Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира   человека   в   разные   периоды   его   жизни,   отражение   этих   изменений   в   изобразительном   искусстве. Сопоставление   ритма   человеческой   жизни   с  ритмом  жизни   природы   (Каждый  из   нас   —  целое   и  часть   мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.                Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.   Номера   телефонов   экстренной   помощи.   Первая   помощь   при   лёгких   травмах   (ушиб,   порез,   ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей . Планируемые результаты освоения программы различать природу и культуру; различать живую и неживую природу; отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире; различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста; соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающийся научится:      настроения;  культура и люди;               региона; называть   и   выделять   три   составные   части   окружающего   мира,   которыми   являются   природа, распознавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности; различать деревья, кустарники, травянистые растения; устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и деятельности человека; называть наиболее распространенные растения своей местности; различать культурные и дикорастущие растения; различать лиственные и хвойные деревья; называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка; называть фрукты, овощи, ягоды; отличать животных от растений; распознавать наиболее распространенные виды аквариумных рыбок; перечислять группы животных и их существенные признаки; различать домашних и диких животных; приводить   примеры   растений   и   животных   из   Красной   книги   России   и   Красной   книги   своего 5 называть,   сравнивать   и   следовать   правилам   поведения   в   старинных   заповедных   местах   и определять ближайшие родственные связи в семье; работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи; находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе – в творчестве народов своего края; перечислять   известные   профессии   и   соотносить   их   с   необходимыми   для   каждой   из   них приводить примеры развивающих игр, в том числе ­ игр народов своего края; ухаживать за домашними животными ­ собаками, кошками; называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними; правильно обращаться с огнем, водой и электроприборами в доме; определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»; правильно   называть   родной   город,   село;   иметь   первичные   представления   о   его   историческом  современных заповедниках;       прошлом;     качествами и способностями человека;  в жизни; понимать   особую   значимость   в   развитии   человека   таких   просветительских   учреждений   как  библиотеки и музеи; определять значение книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире; узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное представление о  соотношении символических образов флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры России;    определять достопримечательности Москвы и своего региона; определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края; находить место России на земном шаре. определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника планировать  свои  действия  на отдельных  этапах урока  (целеполагание,  проблемная  ситуация, понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); выделять из темы урока известные знания и умения; планировать своё небольшое по объему высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные Обучающиеся научатся:     потом);   работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);   объективно относиться к своим успехам/неуспехам;   доске. Познавательные: Обучающийся научится:  информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость   своей   работой   на   уроке   (с   помощью   средств,   предложенных   учителем), оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»; сверять выполнение  работы по алгоритму, данному в учебнике или  записанному учителем  на понимать   и   толковать   условные   знаки   и   символы,   используемые   в   учебнике   для   передачи 6 находить   и   выделять   под   руководством   учителя   необходимую   информацию   из   текстов, понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; устанавливать элементарные причинно­следственные связи; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь».  иллюстраций, учебных пособий и пр.;   виде элементарных таблиц или простых схем;     возрастными нормами;  сообщений и пр.;  Коммуникативные Обучающиеся научатся:    смысл того, о чём говорит собеседник;    демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;   обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;  распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;  особенностей, норм);  включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в договариваться и приходить к общему решению; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; интегрироваться   в   группу   сверстников,   проявлять   стремление   ладить   с   собеседниками,   не признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя понимать  и принимать  совместно со сверстниками  задачу групповой работы (работы в паре), строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных первичное   представление   о   гражданской   идентичности   в   форме   осознания   «Я»   как   юного умение   использовать   позитивную   лексику,   передающую   положительные   чувства   в   отношении ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У обучающегося будут сформированы:  гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;  своей Родины; ценностные   представления   о   своей   семье   и   своей   малой   Родине;   общее   и   первичное  представление   о   ценностях   многонационального   российского   общества   (образ   Родины   России   как семьи разных народов, образ Москвы – как духовной ценности, важной для разных народов);  России; целостный   взгляд   на   окружающий   мир   через   последовательное   практическое   знакомство   с  формулой   «окружающий   мир   –   это   природа,   культура   и   люди»,   раскрытой   в   последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна);  эмоционально­положительное   отношение   к   внутреннему   смыслу   государственной   символики представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов  России; 7 представление   о   навыках   адаптации   в   мире   через   осознание   взаимной   связи   людей   в   разных первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного  социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране); положительное отношение к школе, учебной деятельности;  представление   о   новой   социальной   роли   ученика,   правилах   школьной   жизни   (ответственно  относиться к уроку окружающего мира ­   ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям ­  учебнику, рабочей тетради и пр.;   природе и окружающему миру в целом;  народного творчества, традиционного костюма и пр.;  выполнении совместных заданий; этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;  потребность   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   через   знакомство   с   правилами  поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;  поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; установка   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни   через   осознанное   соблюдение   правил  безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и школьных занятиях, соблюдение распорядка дня. этические   нормы   (сотрудничество,   взаимопомощь)   на   основе   взаимодействия   учащихся   при освоение правил работы в группе,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное Учебно тематическое  планирование Наименова ние разделов   и тем Мы   и   наш мир   Всег о часо в 11 1 Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и  собственные представления.  Ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника,  рабочей тетради, тетради по ОБЖ для 1 класса.  Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в  школу и обратно. Моделировать и изображать безопасный  маршрут от дома до школы.  Запомнить домашний адрес и адрес школы.  Составлять распорядок дня, определять в нём время ухода в  школу и возвращения домой Высказывать  предположения  о   том,   что   можно   отнести   к природе.  Различать  объекты   природы   и   предметы,   созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. Оценивать эмоционально­эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять  в   природном   окружении   то,   что   особенно   нравится, отображать свои предпочтения в рисунке Различать  и  называть  объекты   неживой   и   живой   природы. Приводить  примеры  объектов   неживой   и   живой   природы   (по своим наблюдениям).  Обнаруживать  связи  между   неживой   и   живой   природой. 8 Оценивать  эмоционально­эстетическое   впечатление   от восприятия природы,  выделять  в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке Различать объекты природы и культуры. Определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры.  Различать предметы культуры и произведения культуры. Сравнивать предметы культуры и располагать их на мысленной  шкале «раньше — теперь, давно — недавно». Сравнивать древние и современные способы хранения и передачи произведений культуры, находить общее и особенное.  Сравнивать  и  находить  отличительные   черты   в   старинных   и современных предметах и произведениях культуры народов своего края.  Оценивать  эмоционально­эстетическое   впечатление   от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края Систематизировать виды природных материалов, из которых  сделаны объекты культуры. Узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в  произведениях культуры, в том числе народов своего края. Читать схему изготовления игрушки, изготавливать игрушку по схеме Подбирать подходящие слова для определения привлекательных  черт в облике человека.  Оценивать  эмоционально­эстетические   впечатления   от восприятия   традиционного   костюма,   музыкально­поэтического творчества народов России, в том числе — своего края. Выявлять и перечислять их особенности Определять и называть органы чувств. Подбирать подходящие слова для передачи ощущений,  воспринятых собственными органами чувств. Характеризовать  ощущения   от   восприятия   окружающего   мира персонажами картин отечественных художников. Оценивать мастерство художников в передаче особенностей и  красоты окружающего мира. Называть признаки, отличающие человека от других живых  существ.  Характеризовать  предложенные   картины   и   стихотворения, оценивать  свои   впечатления   от   их   восприятия,  определять своими   словами   самое   главное   в   картинах,  контролировать собственную речь, её четкость, правильность Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом.   Работать  в   группе,   соблюдая   правила   совместной   работы, контролировать себя в процессе совместной работы,  оценивать результаты труда. Фиксировать  при   помощи   фотосъёмки   важнейшие   моменты совместной работы, результаты труда Различать, определять и называть объекты природы и предметы культуры.  Сравнивать  современную   и   старинную   классную   комнату. 9 2 Наш класс в школе    13 Отмечать    взаимопомощи,  выявлять  положительные, Различать  старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать  ситуацию   обучения   в   старинной   школе,   в   том числе школе недавнего, ХХ века Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на   предыдущих   уроках. яркие   подробности сотрудничества,   взаимного   понимания. Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса  Сравнивать  эти (с   1 сентября   до   предыдущего   урока). фотографии,  определять  и  описывать  изменения в отношениях друг к другу за месяц учёбы в школе. Составлять предложения со словами «мы», «я», «дружный класс».  Оценивать  сложившиеся  предлагать отношения   в   классе, изменения негативных ситуаций.  Оказывать  посильную помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной деятельности Описывать своими словами образ учителя в картине. Обсуждать рассказ учителя о персонаже картины.  Подбирать  пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике «Учитель — что родитель». Пересказывать рассказы родителей о своих учителях. Характеризовать  их   облик   по   фотографиям   из   семейного альбома Рассуждать о целях выращивания комнатных растений. Определять комнатные растения класса (2­3 названия) с помощью атласа­определителя.   Узнавать на фотографии, рисунке и в натуральном виде знакомые комнатные   растения   и  называть  их.  Сравнивать  похожие   по внешнему   виду   комнатные   растения,  находить  отличительные признаки. Рисовать  и (или) фотографировать  комнатные растения своего класса.  Применять  полученные   знания   и   умения   при   исследовании разнообразия   комнатных   растений   школьного   зимнего   сада (вместе со взрослыми) Сравнивать  иллюстрации   учебника   и  выявлять  условия, необходимые для жизни комнатных растений.  Рассказывать  об   известных   способах   ухода   за   комнатными растениями.  Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приёмы их использования (в ходе практической работы) Анализировать  и  сравнивать  фотографию   и   схему,   с   их помощью  высказывать  предположения  об   отличительных признаках   групп   растений   (деревьев,   кустарников   и   трав), осуществлять самопроверку. Различать  в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые   растения,  определять  их   с   помощью   атласа­ определителя. Классифицировать  растения   по   изученным   признакам. Изображать  с   помощью   схемы   дерево,   кустарник,   травянистое растение. Оценивать  эмоционально­эстетическое   впечатление   от 10 восприятия природы,  выделять  в природном окружении школы наиболее   красивое   растение   (по   субъективным   впечатлениям), рисовать и (или) фотографировать его Рассуждать о целях создания аквариумов.  Выявлять  условия,   необходимые   для   жизни   обитателей аквариума.  Рассказывать  о   способах   и   средствах   ухода   за аквариумом,  осваивать  приёмы  ухода   (в   ходе   практической работы). Различать  среди   обитателей   аквариума   растения,   рыб,   улиток. Определять обитателей школьного аквариума с помощью атласа­ определителя. Соотносить изображения  аквариумных рыбок и их названия.   Наблюдать  за   жизнью   аквариума,  фиксировать  наблюдения   в виде рисунков и (или) фотографий. Объяснять  на   примере   аквариума   связь   неживой   и   живой природы Рассуждать  о   целях   создания   живых   уголков   в   школах. Выявлять  условия,  необходимые для жизни обитателей живого уголка. Объяснять смысл высказывания «Мы в ответе за тех, кого приручили».  Узнавать  на   рисунках   известных   обитателей   живого   уголка, осуществлять  самопроверку.  Определять  животных   живого уголка с помощью атласа­определителя.  Наблюдать за жизнью живого уголка, фиксировать наблюдения в виде рисунков и (или) фотографий. Рассказывать  об   известных   способах   и   средствах   ухода   за обитателями   живого   уголка,  осваивать  приёмы  ухода   (в   ходе практической   работы).  Подбирать  корм  для   животных   живого уголка Узнавать  и  называть  животных   на   рисунках   учебника. Подбирать  обобщающее название для животных каждой группы, выявлять  осуществлять самопроверку.   Приводить примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа­определителя).  Классифицировать Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям Анализировать смысл первой части пословицы «Делу — время,  животных   по   изученным   признакам.  их   существенные   признаки, потехе час». Давать характеристику школьному распорядку занятий.   Моделировать  Обобщать знания о знакомых уже правилах организации урока и общения   на   уроке   со   сверстниками   и   учителем.  Подбирать  к рисункам   в   учебнике   подходящие   пословицы.  Объяснять  их смысл. ситуацию   безуспешной   работы, корректировать её ход. Приводить примеры успешности работы на уроках русского языка, математики, технологии, физкультуры и др. Групповая   работа:  составлять  текст   с   помощью   самодельных литер   из   поролона   или   картофеля.  Организовывать  выставку 11 3 Наш   дом   и семья 15  Подсчитывать  количество  любимых   книг,  презентовать  одноклассникам   любимую   книгу. Отгадывать  загадки   о   книгах.  Перечислять  главные   правила обращения   с   книгами.  Делать  общий   коллаж   «Любимые   герои наших книг» Обсуждать  вторую часть пословицы «Делу — время, потехе — час».  Объяснять  необходимость  соблюдения  правил   игрового поведения. Приводить примеры развивающих игр, в том числе — игр народов своего края. Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях. Рассказывать правила игр, в   которые   играли   старшие   члены   семьи.  Дополнять  выставку старинных   игрушек   своего   края   игрушками   своими,   родителей, бабушек   и   дедушек.  Сравнивать  и  располагать  игрушки   как предметы культуры на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно» Называть,  с   опорой   на   собственный   опыт   термины   родства. Определять  с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. терминов   родства   в применении   к   себе   со   стороны   родных.  Характеризовать  с помощью   ключевых   слов   эмоциональные   отношения   между  Перечислять  «волшебные   слова   семейного членами   семьи. счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье Заполнять  по   образцу   схему   родословного   древа   семьи. Приводить  примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из   творчества   народов   своего   края.  Называть  ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края. Представлять (в любой форме) колыбельную песню своего  Находить  и  называть  ласковые   слова   в   тексте народа.  Называть  старинные колыбельной. предметы быта на языке своего народа.  Называть  имена героев любимых в семье народных сказок, былин, преданий.  Подбирать пословицы, передающие смысл данного произведения Сравнивать  рисунки   в   учебнике,  оценивать  красоту   и   уют изображённых комнат, объяснять причины различий. Рассказывать  о   предметах   природы   в   своём   доме   (квартире, комнате),  обсуждать  их   роль   в   своей     жизни,   в   жизни   семьи, оценивать  своё отношение к ним. Узнавать на фотографиях растения и животных, выделять те из них, которые есть в доме. Работать   со   взрослыми:  определять  растения   и   животных своего дома с помощью атласа­определителя,  рисовать  и (или) фотографировать их Обсуждать значение в доме воды, газа, электричества. Устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы. Анализировать  рисунки   учебника   и   рабочей   тетради, прослеживать  по   ним   и  объяснять  путь   воды,   газа     и электричества в наш дом. Выявлять  потенциальную опасность воды, газа, электричества в доме,  предлагать  и  запоминать  простейшие меры безопасности 12  Иллюстрировать  текст. Узнавать  (с   помощью   учебника   и   атласа­определителя)  узнавать  изученные   камни   на при   обращении   с   ними. на   фотографиях электроприборы,  рассказывать  о   мерах   безопасности   при   их использовании Оценивать  эмоционально­эстетическое   впечатление   от восприятия   образцов   камней   (на   фотографиях   в   учебнике   и   в натуральном виде).  Определять  названия   красивых   камней, иллюстрациях и в натуральном виде. Рассказывать  о значении красивых  камней и изделий  из них в нашем доме. Соотносить  изделия   и   природные   камни,   из   которых   они изготовлены, осуществлять самопроверку. Оценивать  своё   отношение   к   изделиям   из   камня;  предлагать собственные варианты подобных изделий, рисовать их эскизы Определять  (с   помощью   учебника   и   атласа­определителя) названия  комнатных  растений,  узнавать  изученные  растения   на иллюстрациях и в натуральном виде. Узнавать  комнатные   растения   по   характерным   признакам (например,   размер,   форма   и   окраска   листьев),  осуществлять самопроверку. Рассказывать  о   своих   действиях   по   уходу   за   комнатными растениями своего дома. Работать со взрослыми: определять комнатные растения у себя дома (1—2 растения), рисовать и (или) фотографировать их Узнавать  растения   сада   на   иллюстрациях   в   учебнике, классифицировать   травы), осуществлять самопроверку.  Узнавать  и  называть  по   иллюстрациям   и   в   натуральном   виде фрукты, ягоды, овощи. Соотносить плоды и растения, на которых они созревают. Рассказывать  о   своём   саде   (огороде),   о   помощи   взрослым   в садовых (огородных) работах. Рисовать фрукты  и овощи своего сада, огорода Различать овощи и фрукты. Оценивать   своё  отношение   к   различным   овощам   и   фруктам, выделять  среди них  любимые,  объяснять, что в  них особенно нравится (вкус, запах, цвет и т.д.). Раскрывать полезные свойства овощей и фруктов. Соотносить плоды из жарких стран с растениями, на которых они созревают у себя на родине. Работать   со   взрослыми:   учиться   готовить  овощной   и   (или) фруктовый салаты, записывать рецепт блюда Прослушивать  и  обсуждать  рассказ   В.И.   Даля,  раскрывать символический смысл панно, представленного в учебнике, делать вывод о народной традиции особого отношения к хлебу (работа с учителем). Рассказывать (из жизненного опыта), откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе.  их  (деревья,   кустарники, 13 Соотносить  растения и получаемые из них продукты питания. Практическая работа:  определять  крупы, кофейные зёрна, чай по   фотографиям   в   учебнике   и   натуральным   образцам, осуществлять самопроверку. Фантазировать,   придумывая   и   рисуя   то,   что   можно   испечь   из теста. Работать   со   взрослыми:  распознавать  крупы,   кофе   и   чай   на ощупь   и   по   запаху   (с   закрытыми   глазами),  рассказывать  об освоенном способе распознавания Конструировать определения понятий «дикорастущие растения»,  сравнивать  свои   предложения   с «культурные   растения», приведенным в учебнике эталоном. Опираясь   на   иллюстрации   учебника,  объяснять,   как   появились культурные растения. Приводить  примеры  дикорастущих   и   культурных   растений   на основе собственных наблюдений. Классифицировать  растения   по   известному   признаку (дикорастущие   ­   культурные)   с   использованием   символических обозначений, осуществлять самопроверку Опираясь   на   материалы   учебника,  рассказывать  об   истории появления собаки рядом с человеком. Описывать  выставку   собак   по   фотографиям   в   учебнике   и собственным впечатлениям.  Определять  породы   собак   (с   помощью   атласа­определителя), узнавать на рисунках изученные породы. Приводить примеры пород собак (самостоятельно или с помощью атласа­определителя). Называть  предметы   ухода   за   собакой   и  характеризовать  их назначение. Рассказывать  о   своей   собаке,   о   взаимоотношениях   к   ней,     об уходе за собакой.  Работать   со   взрослыми:  написать   рассказ  о   своей   собаке, нарисовать или сфотографировать её Опираясь   на   материалы   учебника,  рассказывать  об   истории появления кошки рядом с человеком, о взаимоотношениях людей и кошек в прошлом и теперь. Знакомиться  по   учебнику  с  породами     кошек,  узнавать  на рисунках изученные породы. Называть  предметы   ухода   за   кошкой   и  характеризовать  их назначение. Рассказывать о своей кошке и уходе за ней.  Составлять по фотографиям в учебнике рассказ о жизни кошки. Работать   со   взрослыми:  написать  рассказ  о   своей   кошке, нарисовать или сфотографировать её. Проектное   задание:  составить  фоторассказ   (или  сочинить вымышленную   историю,   сказку)   о   своей   кошке   или   другом домашнем питомце, оформить его на страницах рабочей тетради Обобщать  имеющиеся   представления   о   диких   и   домашних  объяснять,   каких   животных   называют   дикими,   а животных, каких — домашними, как появились домашние животные. 14 4 Город и село 14 Классифицировать  животных   по   известному   признаку   (дикие или домашние), осуществлять самопроверку. Приводить примеры домашних животных, рассказывать о целях их выращивания. Прослеживать «историю» продуктов питания и вещей, полученных благодаря домашним животным. Рассказывать  о   домашних   животных   своей   семьи   и   уходе   за ними. Знакомиться  с   разворотом   «Моя   коллекция»   в   учебнике; сравнивать  реальных   животных   и   их   изображения   в   виде фигурок, игрушек,  обсуждать, почему люди собирают подобные коллекции,  рассказывать  о   своей   коллекции   (если   она   есть)   и своих игрушках в виде животных. Работать   со   взрослыми:   рисовать  или  фотографировать домашних животных своей семьи Рассказывать  об   устойчивом   распорядке   дел   в   течение   дня. Определять  своё   место   в   круге   домашних   обязанностей.   С помощью условных знаков представлять объём домашнего труда каждого члена семьи.  Представлять    способы самоконтроля за соблюдением домашнего распорядка дня. Подбирать пословицы о семье,   о   необходимости   бережного   отношения   к   времени. Обсуждать  правила   здорового   образа   жизни,   обращения   с домашней   утварью   и   бытовыми   электроприборами   как   способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими Определять  значение   слов   «земляки»,   «горожане»   путем сравнения однокоренных с ними слов. Определять значение слова «односельчанин»; сравнивать его со словом «земляк»; находить в   этих   словах   общее   и   особенное.  Сравнивать  старинные   и современные городские (сельские) занятия и дела, необходимые для   поддержания   порядка,   удобства,   красоты   жизни   людей   в городе   (селе).  Находить  общее   и   различное.  Образовывать названия жителей определённых городов (сёл) от названия города (села), в том числе от названия родного или близлежащего города (села) Определять  значение   слов   «земляки»,   «горожане»   путем сравнения однокоренных с ними слов. Определять значение слова «односельчанин»; сравнивать его со словом «земляк»; находить в   этих   словах   общее   и   особенное.  Сравнивать  старинные   и современные городские (сельские) занятия и дела, необходимые для   поддержания   порядка,   удобства,   красоты   жизни   людей   в городе   (селе).  Находить  общее   и   различное.  Образовывать названия жителей определённых городов (сёл) от названия города (села), в том числе от названия родного или близлежащего города (села) Различать  названия   городов   (сёл),   связанные   с   особенностями окружающей   природы   либо   с   памятью   о   знаменитых  Характеризовать  облик   города   (села), соотечественниках. называть  его   достопримечательности,  соотносить  их   с особенностями природы и деятельностью людей.  Фиксировать  с помощью   фотосъёмки   красивые   ландшафты   города   (села)   для 15 выставки в классе Различать  названия   городов   (сёл),   связанные   с   особенностями окружающей   природы   либо   с   памятью   о   знаменитых  Характеризовать  облик   города   (села), соотечественниках. называть  его   достопримечательности,  соотносить  их   с особенностями природы и деятельностью людей.  Фиксировать  с помощью   фотосъёмки   красивые   ландшафты   города   (села)   для выставки в классе Сравнивать  фотографии в учебнике,  оценивать  эмоционально­ эстетические впечатления от их восприятия,  сопоставлять  их с впечатлениями от наблюдений в своём городе.  Обсуждать, для чего нужна природа в городе. Определять по иллюстрации в рабочей тетради объекты природы в городе,  осуществлять  самопроверку,  соотносить  полученную информацию с наблюдениями в своём городе. Рассказывать о природе своего города. Фантазировать, выполняя рисунок необычной клумбы. Проектное   задание:  составить  подборку   фотографий   или выполнить  рисунок  на тему «Природа в городе»,  оформить  их на страницах рабочей тетради Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений в городе,  классифицировать  растения   по   известным   признакам (деревья или кустарники). Различать  лиственные   и   хвойные   деревья,  сравнивать  их   по существенным признакам,  фиксировать  результаты сравнения в виде зарисовки в рабочей тетради. Приводить примеры деревьев и кустарников своего города. Определять  деревья   и   кустарники   своего   города   (2—3 представителя) с помощью атласа­определителя. Узнавать  знакомые   деревья   и   кустарники   по   фрагментам, осуществлять самопроверку с помощью атласа­определителя. Работать   со   взрослыми:  участвовать  в   озеленении   родного города,   посаженные собственными руками Оценивать восприятия   цветников,   клумб, городе. Знакомиться по материалом учебника с растениями цветника. Рассказывать о цветниках своего города. Определять растения цветника (2—3 представителя) с помощью атласа­определителя. Организовывать  соревнование «Кто запомнит больше растений цветника». Узнавать  известные   растения   цветника   на   рисунке   и   в натуральном виде, осуществлять самопроверку. Выделять  среди   растений   цветника   те,   которые   особенно нравятся (любимые растения),  отображать  свои предпочтения в рисунке. Работать   со   взрослыми:  участвовать  в   создании   цветников,  эмоционально­эстетическое   впечатление   от  обсуждать  роль   цветников   в  рисовать  деревья   или   кустарники, 16 о   личных   впечатлениях   от   посещения  называть  животных,  классифицировать  их   по   известным  осуществлять клумб,  рисовать  растения   цветника,   высаженные   собственными руками Знакомиться  по материалам учебника с разнообразием растений ботанического сада. Рассказывать  ботанического сада. Узнавать  на   рисунке   известные   растения   ботанического   сада, раскрашивать рисунок, осуществлять самопроверку. Предлагать и  обосновывать правила поведения в ботаническом саду. Фиксировать  свои   наблюдения   в   ботаническом   саду   в   форме рисунков или фотографий. Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в ботанический сад Анализировать  иллюстрации   учебника, обитающих   в   парке, признакам   (насекомые   —   птицы   —   звери), самопроверку.  Рассказывать  о   собственных   встречах   с   животными   в   парке, оценивать  эмоционально­эстетическое   впечатление   от   этих встреч, обсуждать роль животных парка в жизни людей. Предлагать  способы   помощи   животным   парка   (устройство кормушек, домиков для птиц и т. д.). Работать   со   взрослыми:  наблюдать  за   животными   парка, фиксировать  свои наблюдения в форме рисунков, фотографий, рассказов  называть  животных Анализировать  иллюстрации   учебника,  классифицировать  их   по   известным   признакам зоопарка, (обитают   в   нашей   стране   —   живут   в   других   уголках   Земли), осуществлять самопроверку.  Рассказывать  о собственных встречах с животными в зоопарке, оценивать  эмоционально­эстетическое   впечатление   от   этих встреч,  обсуждать  цели   создания   зоопарков.  Рассказывать  о зоопарке своего города. Предлагать и обосновывать правила поведения в зоопарке.  Фантазировать,   рисуя   эскиз   оформления   входа   в   зоопарк, сравнивать  рисунок   с   эскизом   входа   в   ботанический   сад, объяснять различия. Работать   со   взрослыми:  наблюдать  за   животными   зоопарка, фиксировать свои наблюдения в любой освоенной детьми форме С опорой на собственный опыт организовывать заочную  экскурсию в музей, по материалам учебника проводить  экскурсию в качестве экскурсовода. Описывать внешний облик  предметов, представленных в экспозициях для мальчиков и для  девочек. Выявлять характерные черты предметов в экспозициях и высказывать мотивированное суждение об их особенностях.  Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее.  Сообща формулировать правила поведения в музее и  библиотеке. 17 5 Родная страна 8 о   памятном   посещении   площадей,   улиц,   посвящённых   прославленным   землякам   и  Презентовать  свой   фрагмент   выставки   «Мы В   школьной   библиотеке  задавать  вопросы   библиотекарю   о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам Рассказывать о старинных и современных жителях своего города  (села) как о своих земляках. Рассказывать  памятников, согражданам. помним!» Обобщать  известные   по   предыдущим   урокам   сведения   о  Устанавливать  зависимость   между   качествами профессиях. человека   и   профессией   земледельца.   По   рисункам  описывать способы   и  наблюдать  этапы   выращивания   хлеба   в   старину. Называть  любимые   виды   выпечки.  Перечислять  известные профессии и соотносить их особенности с необходимыми для них  Моделировать  ситуацию   «интервью»: качествами   характера. выбрать   будущую   профессию   и   соотнести   с   оценкой   своего характера,   способностей,   интересов.  Формулировать  вопросы родителям об особенностях их профессий Обсуждать  пословицы о родине, родной стороне.  Исследовать понятие   «малая   родина»:  перечислить  признаки   родной   земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России  находить  и  показывать  свой край в соотнесением с уже известными по учебнику городами России. В Интернете  рассматривать  снимок   своего   местожительства   из космоса.  Моделировать  с   помощью   глобуса   ситуацию   полёта космонавта над Землёй и его возвращение из космоса:  находить место России на земном шаре, встреча на космодроме, звучание Государственного   гимна   России,   изображение   герба,   флага  Подбирать  ключевые   слова   и  оценивать  чувства России. космонавта при звучании гимна Родины Показывать расположение Москвы на карте России. Обсуждать присловья  о Москве и  соотносить  их с изображением  Красной площади   и   зданий   Московского   Кремля   на   старинных  Сравнивать  их литографиях   и   современных   фотографиях. внешний   облик,  соотносить  по   силуэтам,  находить  изменения. Подбирать  ключевые   слова   для   выражения   впечатления   от прослушивания   записи   колокольного   звона   и   боя   часов   на  Определять  символический   смысл Спасской   башне   Кремля. московского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл Обобщать  уже   изученный   за   год   этнографический   материал. Описывать традиционные костюмы разных народов по рисункам  Выделять  их   отдельные   характерные   детали. в   учебнике. Называть  блюда   традиционной   кухни   народов   России   и   мира: удмуртские   пельмени,   украинские   вареники,   дунганские   манты,  Сравнивать  их бурятские   позы,   татарские   чебуреки   и   т.п. рецепты,  находить  общее   и   различное.  Устанавливать  связь оленьей  упряжки с природными  условиями  Севера.  Слушать  и 18 описывать  иллюстрации,   обобщать сравнивать  плясовую музыку разных народов России,  находить общее   и   различное,  подбирать  ключевые   слова   для   выражения впечатления   от   неё.  Находить  общее   и   различное   в   игрушках разных народов России.  Сравнивать  пословицы разных народов России   о   качествах   человека,  находить  общее   и   различное. Изготавливать  рукотворные   игрушки   народов   своего   края, организовывать выставку Совершать  воображаемое   путешествие   по   родной   стране, опираясь   на   материалы   учебника   (анализировать,  сравнивать,  информацию). устно Отображать  полученные   представления   в   форме   свободного рисунка на фоне контурной карты России. Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны. Сравнивать  природу разных районов России с природой своего края. Работать со взрослыми:  написать, в каких местах России уже удалось побывать, а в каких  хотелось бы побывать Анализировать рисунок­схему, рассказывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу. Устанавливать причинно­следственные   связи  между   поведением   людей   и состоянием природы. Оценивать  поступки   человека   по   отношению   к   природе, рассказывать о них по своим наблюдениям. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в  этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы. Работать   со   взрослыми:  в   посильной природоохранной деятельности, отображать её в виде рисунков и (или) фотографий Объяснять, что такое Красная книга.  Знакомиться  по   материалам   учебника   с   растениями   и животными, занесенными в Красную книгу России. Обсуждать  причины   сокращения   численности   и   меры   охраны растений и животных из Красной книги России.  Выражать  своё отношение к редким растениям и животным. Характеризовать  отдельных   представителей   Красной   книги   на основании полученной информации. Узнавать изученных представителей Красной книги на рисунках, соотносить изображения и названия. Работать   со   взрослыми:  находить  информацию   о   других растениях   и   животных,   занесённых   в   Красную   книгу   России, рисовать их или подбирать фотографии Совершать  воображаемую   экскурсию   в   Приокско­Террасный заповедник, знакомиться с ним по материалам учебника. Обсуждать,   какими   качествами   должны   обладать   люди, работающие в заповедниках. Рассказывать  о   заповеднике   родного   края, отношение к нему.  выражать  своё участвовать  19 написать   в  Осмысливать  старинные   народные   правила   охраны   природы, объяснять,   почему   они   стали   законами   современных заповедников.  Анализировать  иллюстрации   рабочей   тетради,  оценивать показанное   на   них   поведение   людей,  формулировать  правила поведения в заповедниках. Работать со взрослыми:  найти  дополнительную информацию о заповеднике   родного   края, рассказ   о   нем, проиллюстрировать рассказ рисунком или фотографией Участвовать дидактической   игре   с   использованием характерных   масок;  различать  понятия:  внешний   облик   — внутренний мир человека. Определять по выражению лица, позе, жестам   людей   (на  старинных   и   современных   фотографиях)   их настроение,   желания,   мысли,   интересы   в   соответствии   с  Подбирать  ключевые   слова   для   определения возрастом. внутреннего   мира   человека,   его   душевного   состояния   (строгий, мечтательный, весёлый, грустный и т. п.).  Подбирать  ключевые слова   для   определения   характера   сверстников   (застенчивый, озорной,   смешливый,   внимательный,   непоседливый   и   т.   п.). Анализировать  по   отражению   в   зеркале   своё   внутреннее состояние, устно описывать себя в третьем лице Рассматривать  в учебнике портреты мужчин и женщин разного возраста,   приблизительно  определять  возраст.  Соотносить возрастные признаки внешности человека (выражение лица, жесты, поза   и   др.)   с   признаками,   характерными   для   природы   весной (утром),   летом   (в  полдень),   осенью   (вечером),   зимой   (в   ночные сумерки) Называть  ключевые слова, общие для возрастного этапа жизни (детство, молодость, зрелость, старость) и определённых периодов в сутках и временах года. Находить в творчестве народов своего края   пословицы   об   отце   и   матери,   о   достоинствах   мужчин   и женщин разного возраста. Определять период суток и время года соответственно   своему   возрасту.   Сообща  составлять  устный рассказ о жизни мужчины или женщины от детства до старости, условившись, что на портретах изображён один человек (мужчина или женщина) на разных возрастных этапах Выражать  личное   восприятие   окружающего   мира   и   своё настроение   в   эмоциональном   слове,   в   музыкальных   звуках,   в  степень красках   соответствующих   цветов. соответствия своего внешнего облика и поведения национально­ культурной норме (идеалу)  Определять 6 5 Человек   и окружающий мир Всего  66 20 № уро ка Календарно тематическое планирование Тема урока Кол­во часов Дата  План.  Факт. знаний) Тип урока ОНЗ(открытие новых   Р(рефлесия) ОК(   обучающий контроль) СЗ(система знаний)КУ(комби нированый   урок) ПР   (практическая работа Мы и наш мир 11ч 1. Что такое окружающий мир. Урок­экскурсия 2. Природа. Урок­экскурсия 3. Неживая и живая природа. Урок­экскурсия 4. Культура. Экскурсия «Окрестности нашей школы». Культура. 5. 6. Природа в творчестве человека. 7. Мы – люди. 8. Как мы общаемся с миром. Экскурсия в парк: «Наблюдение за природой». Как мы общаемся с миром. 9. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. ОНЗ КУ ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ КУ  ОНЗ 09.09 15.09 19.09 22.09 26.09 29.09 03.10 06.10 10.10 21 Мир и безопасность. 10. Люди – творцы культуры. 11. Опасные и чрезвычайные ситуации. За страницами учебника («Мы и наш мир»). Экскурсия за околицу села. Наш класс 13 часов 12. Наш класс в школе. Опасная ситуация в школе. 13. Мы – дружный класс. 14. Учитель – наставник и друг. 15. Природа в классе. 16. Как ухаживать за комнатными растениями. 17. Что растёт у школы. Экскурсия «Растения около нашей школы». 18. Мир за стеклянным берегом. 19. Кто ещё у нас живёт? 20. Какие бывают животные. 21. Делу – время. 22. Книга – друг и наставник. 23. Потехе – час. 24. За страницами учебника («Наш класс»). Путешествие за околицу села для знакомств с природой  в её естественных  формах. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. ОНЗ КУ ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ КУ ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ КУ ОЗН 11.10 12.10 13.10 14.10 17.10 18.10 20.10 24.10 27.10 07.11 10.11 14.11 17.11 21.11 24.11 22 Наш дом и семья 15 часов 25. Мы в семье. 26. Моя семья – часть моего народа. 27. Природа в доме. 28. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество 29. Красивые камни в нашем доме. Экскурсия. 30. Комнатные растения у нас дома. 31. Выйдем в сад. 32. Овощи и фрукты на нашем столе. 33. Про хлеб и кашу, про чай и кофе. 34. Дикорастущие и культурные растения. 35. Собака в нашем доме. 36. Кошка в нашем доме. 37. Дикие и домашние животные. 38. С утра до вечера. Опасность у тебя дома. За страницами учебника («Наш дом и семья»). 39. Город и село 14ч 40. Мы в городе. 41 Мы в селе. 42. Красота любимого города. 43. Красота родного села. 44. Природа в городе. 45. Что растёт в городе. 46. Чудесные цветники. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ КУ ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ КУ ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ 28.11 01.12 05.12 08.12 12.12 15.12 19.12 22.12 09.01 12.01 16.01 19.01 23.01 26.01 30.01 02.02 06.02 09.02 20.02 23.02 27.02 23 47. В ботаническом саду. 48. Кто живёт в парке. 49. В зоопарке. 50 Войдём в музей!  В театре. 51. Мы помним наших земляков. 52. Все профессии важны. Правила дорожного движения. 53. За страницами учебника («Город и село»). Экскурсия в сельскую библиотеку. Россия – наша Родина. 54. 55. Москва – столица России. 56. Мы – семья народов России. 57. Природа России. 58. Охрана природы. 59. Красная книга России. Заповедные тропинки. 60. Правила безопасного поведения в лесу. За страницами учебника («Родная страна»). 61. 62. Взгляни на человека! 63. Всему свой черёд. 64. У каждого времени свой плод. 65. 66. Будь здоров!  Я – часть мира. За страницами учебника («Человек и окружающий мир»). 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ КУ ОНЗ ОНЗ  ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ КУ  ОНЗ ОНЗ ОНЗ ОНЗ КУ 02.03 06.03 09.03 13.03 16.03 03.04 06.04 10.04 13.04 17.04 20.04 24.04 27.04 01.05 04.05 08.05 11.05 15.05 18.05 22.05 25.05 24 25 Материально­техническое обеспечение Книго­печатная продукция Окружающий мир. Рабочие программы. 1­4 классы – М.; Просвещение ( А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая) Учебники  Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник .1 класс. В 2 ч. Ч 1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник .1 класс. В 2 ч. Ч 2 Рабочие тетради. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч 1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч 2. Методические пособия Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Уроки по окружающему миру. 1 класс Книги для чтения 1. Плешаков   А.А.  От   земли   до   неба.   Атлас­определитель:   Пособие   для   учащихся общеобразовательных учреждений. 2. Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. 3. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Научно­популярные и художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения) Новицкая М.Ю. Родная земля. Новицкая   М.Ю.  Прибаутки,   небылицы,   считалки,   детские   игры.  Сборник   текстов детского народного творчества и методических рекомендаций к ним в помощь учителю начальных классов. Детская   справочная   литература   (справочники,   атласы­определители,   энциклопедии различного   типа)   о   природе,   социуме,   труде   людей,   их   вкладе   в   историю   и   культуру России и других стран мира и т.п. Технические средства обучения. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Телевизор. Видеоплеер (видеомагнитофон) Персональный компьютер. Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование. Термометры для измерения температуры воды и воздуха. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Модели дорожных знаков. Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения. Натуральные объекты. 26 Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения). Живые объекты (комнатные растения). Оборудование класса. Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол ученический с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.                                                           27 Лист     корректировки рабочей программы Класс  Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировк Корректирующие мероприятия и Дата проведения по факту 28 29 30

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс

Рабочая программа по окружающему миру 2класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2017