Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир» утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 г (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова / Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. – Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2011).Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
окруж 3 кл.docx
Муниципальное образовательное учреждение
Непецинская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ Непецинской
средней общеобразовательной школы
____________________ В.И. Кадацкий
«___»_______________________2013 г.
Рабочая программа
по окружающему миру
развивающая система Л. В. Занкова
(базовый уровень)
3 класс
Составитель: Левина Ирина Николаевна
учитель первой квалификационной категории
2013 г. Коломенский муниципальный район
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе авторской
программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир» утвержденной Министерством
образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 г (Программы начального
общего образования. Система Л. В. Занкова / Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. – Самара :
Издательский дом «Фёдоров», 2011).
Муниципальное общеобразовательное учреждение Непецинская средняя общеобразовательная
школа реализует тему «Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса» и
ставит своей целью создать оптимальные условия для доступности качественного образования,
развития личности учащихся в соответствии с их образовательными потребностями и
возможностями, для их успешной социализации, поэтому я считаю целесообразным весь процесс
обучения построить на сотрудничестве учитель – ученик, ученик – ученик, в процессе которого будет
осуществляться изучение математики как предмета.
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и
человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.
По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми
способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического
развития. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого
составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и
предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским
понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит
упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный
курс.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе авторской программы Н. Я.
Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир» утвержденной Министерством образования и науки
Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 г. в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
с рекомендациями Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4е изд.,
перераб. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
с возможностями УМК
Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова / Сост. Н. В. Нечаева, С. В.
Бухалова. – Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2011.
Дмитриева Н. Я., Казакова А. Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса : В 2 ч. – 9е изд. –
Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2013. – Часть 1. –
160 с. Часть 2 – 144 с.
Дмитриева Н. Я., Казакова А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. – 7е
изд., перераб. и доп. – Самара : Издательский дом «Фёдоров» : Издательство «Учебная
литература», 2012. 56 с. : ил. + 4 с. вкл.
Методическое пособие для учителя по курсу «Окружающий мир» для 3 класса. Самара:
Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2013.
2 с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов
обучающихся, воспитанников.
Рабочая программа наиболее приемлема для данного класса. Чтобы обучающиеся успешно
овладели материалом использую методы: практические, словесные, наглядные, частичнопоисковые,
проблемные. Осуществляю контроль: тестирование, проверочные, самостоятельные работы,
контрольные работы и срезы. В своей работе опираюсь на дидактические принципы развивающего
обучения профессора Л.В. Занкова, здоровьесберегающие, личностноориентированные технологии.
В своей работе запланировала различные виды творческих работ. Проведение их на уроках
окружающего мира является эффективным приемом закрепления знаний учащихся. Творческие
работы планирую проводить в определенной системе, начиная с таких которые требуют от учащихся
меньшей самостоятельности..
Для реализации поставленных задач внедряю технологию личностноориентированного обучения,
рефлексивную деятельность учащихся.
Место предмета в учебном плане.
(2 часа в неделю – 34 учебные недели )
Для реализации поставленных задач, на изучение предмета «Окружающий мир» в 20132014 учебном
году в учебном плане школы было отведено 2 часа в неделю – 68 часов в год (34 учебные недели). Что
соответствует авторской программе Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова
Учебнотематический план по окружающему миру на 20132014учебный год
Проектная и
исследовательск
ая деятельность
Экскурсии
Исследование
(урок № 25)
Экскурсия
№ (урок №
39)
Творческая
работа (урок №
Экскурсия
№ (урок №
47)
47)
Проект (урок
№59)
Проект (урок
№
Название
разделов
Количество
часов
Практические и
контрольные работы
1 Природные
12 часов
Практическая работа
условия
Земли
2 Человек в
9 часов
3
далеком
прошлом
Земли
восточных
славян
22 часа
4 Московское
государство
12 часов
5 Путь от Руси
к России
13 часов
№1(урок № 4)
Практическая работа
№2(урок № 8)
Практическая работа
№3(урок № 11)
Контрольная работа
№1 (урок № 12)
Контрольная работа
№2 (урок № 21)
Контрольная работа
№3 (урок № 29)
Практическая работа
№4(урок № 32)
Контрольная работа
№4 (урок № 36)
Контрольная работа
№5 (урок № 43)
Практическая работа
№ 5(урок № 45)
Контрольная работа
№6 (урок № 55)
Практическая работа
№ 6(урок № 58)
Контрольная работа
3 №7 (урок № 61)
Итоговая комплексная
№60)
Проект (урок
работа №8
(урок № 68)
№66)
Итого:
68 часов
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их
историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Взаимозависимость
теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в
содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и
человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения окружающего мира.
принятие ценности природного мира,
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы: ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; интерес к
познанию окружающего мира; ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной
учебной задачи; предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на
основе предложенных критериев; осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание
своей этнической принадлежности; осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я»
как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей,
исторических лиц; ориентация в поведении на принятые моральные нормы; сопереживание другим
людям, в том числе историческим лицам; понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов
поступков исторических лиц;
природоохраны,
здоровьесберегающего поведения; понимание красоты природы России и родного края на основе
знакомства с окружающим миром.
Обучающиеся получат возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на
уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости
учения, выраженных учебнопознавательных мотивов;
выраженной устойчивой учебно
познавательной мотивации учения; учебнопознавательного интереса к нахождению разных способов
решения учебной задачи; способности к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности; реализации основ гражданской идентичности в поступках; следования в поведении
моральным нормам и этическим требованиям; установки на здоровый образ жизни; ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни; эмпатии как осознанного понимания чувств
других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающиеся научатся: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа
решения; контролировать и оценивать свои действия при работе с нагляднообразным (рисунками,
картой, таблицей, схемой, диаграммой), словеснообразным и словеснологическим материалом при
сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели
деятельности; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера
сделанных ошибок; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающиеся получат возможность научиться: самостоятельно находить несколько вариантов
решения учебной задачи, представленной на нагляднообразном, словеснообразном и словесно
логическом уровнях; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с нагляднообразным, словесно
образным и словеснологическим материалом; на основе результатов решения практических задач
делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Познавательные универсальные учебные действия.
4 Обучающиеся научатся: осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в
дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной
учителем информации об окружающем мире; пользоваться знаками, символами, таблицами,
диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; строить небольшие сообщения в
устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы
решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять
информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию
изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без
указания количества групп; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
обобщать (самостоятельно выделять класс объектов); подводить анализируемые объекты (явления) под
понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные
сообщества; группы растений, группы животных др.); проводить аналогии между изучаемым материалом
и собственным опытом.
Обучающиеся получат возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в
соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; строить сообщения в устной и
письменной форме; находить разнообразные способы решения учебной задачи; осуществлять
сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным
основаниям (критериям); строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте
(явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающиеся научатся: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; умению
договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); контролировать действия
партнера; адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться: строить монологическое высказывание (при
возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения; допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с
его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; стремиться
к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнера
высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; использовать речь для
регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его
разрешению; оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; использовать речь для
планирования своей деятельности.
Предметные результаты.
Обучающиеся научатся: устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами;
взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;
осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам
(при указании и без указания количества групп); использовать естественнонаучные тексты для поиска
информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных
высказываний; использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России; проводить
наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ); оценивать свое
поведение и поведение других людей в природе; сравнивать изучаемые природные зоны России (климат,
5 растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу
изучаемых зон, охрана природы); сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.)
как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва);
приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;
выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края; выделять характерные
признаки сезонов года на примере природы родного края; узнавать наиболее распространенные и
охраняемые в родном крае растения и животных; соблюдать правила поведения в природе; правила
безопасности в лесу и при отдыхе у водоема; узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные,
цветковые; фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную
характеристику погоды.
Обучающиеся получат возможность научиться: узнавать в природе изученные растения: водоросли,
мхи, папоротники, хвойные, цветковые; оформлять результаты исследовательской работы
(«Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших
столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; моделировать экологические ситуации, в
которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их
последствия; планировать, контролировать и оценивать учебно1познавательную деятельность,
направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится: различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические
события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»;
пользоваться историческими картами; используя дополнительные источники информации, находить
факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний
отличать исторические факты от вымыслов; оценивать характер взаимоотношений людей в различных
социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других
людей и сопереживания им; устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и
быта в разные эпохи, в разных природных зонах; выделять главное в текстах учебника (в соответствии с
заданиями).
Обучающийся получит возможность научиться: оценивать устное высказывание одноклассников:
его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность; оформлять результаты
исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости)
таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; осознавать
существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными
группами; ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый
исторический период; наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц,
литературных героев и современников); проявлять уважение и готовность выполнять совместно
установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной
деятельности; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути
достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность узнать: о древнейшей истории человека, о первых государствах;
об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни
страны в изучаемые исторические периоды; об особенностях быта, труда, духовнонравственных и
культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды; имена выдающихся российских
государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр
Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV, Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с
ними события и их влияние на историю нашего Отечества; об истории и выдающихся людях родного
края.
Требования к планируемым результатам изучения программы и содержанию тем по
окружающему миру.
6 Требования к уровню подготовки обучающихся и содержанию тем соответствуют требованиям
изложенным в авторской программе Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир»
утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение»,
2010 г (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова / Сост. Н. В. Нечаева, С. В.
Бухалова. – Самара : Издательский дом «Фёдоров», 2011 г.
3 класс (68 часов)
Природные условия Земли (12 часов)
Человек и природа Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода.
Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие
облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды
и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат
родного края. Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с
неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.
Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов;
фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями
России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.
Человек в далеком прошлом (9 часов)
Человек и общество Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных
зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира.
Лента времени (год, век, тысячелетие).
Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год
век, вектысячелетие.
Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы...) в жизни
человека.
Экскурсии в зоопарк, в ботанический сад, в краеведческий музей (с учетом возможностей).
Земли восточных славян (22 часа)
Человек и природа Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные
изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов.
Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части
России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы.
Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.
Человек и общество Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной
зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд
людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского
государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России:
православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное
творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое
побоище. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве.
Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными
объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление
цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа;
коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление
кроссвордов.
Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных
людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История
одного из древних городов.
Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник
(с учетом возможностей).
Московское государство (12 часов)
7 Человек и природа Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их
значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила
безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.
Человек и общество Основание Москвы, объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий
Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек
член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с
представителями разных национальностей. Исторические достопримечательности Москвы. Золотое
кольцо России. Иван IV Грозный.
Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах;
составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов
вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу
и у водоемов.
Экскурсии в лес, к озеру, реке или к болоту (с учетом возможностей).
Путь от Руси к России (13 часов)
Человек и общество Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа
Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина.
Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России,
об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против
иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Активная роль
человека в обществе.
Краеведение (в течение года).
Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края,
запоминание растений, животных, грибов (в т.ч. охраняемых), усвоение правил поведения в природе,
ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная
принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их
обычаи, характерные особенности быта, культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни
родного края. Особенности хозяйственной деятельности.
Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.
Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом
возможностей).
8 Календарнотематическое планирование на 20132014 год
с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.
по математике для 3а класса
Тема урока
Решаемая проблема
Понятия
Основное содержание
№
п/п
Планируе
мые/скоррек
тированные
сроки
1
2
3
4
5
6
Приглашение к
путешествию.
Часть I, с. 3–5, РТ № 1–5
Промежуточные
географические
направления. Карты.
с. 6–7, РТ № 6–7
Лента времени.
с. 57, РТ № 89
Что такое погода.
с. 811, РТ № 1012 (пр.
работа № 1)
Погода.
Народные приметы
погоды
с. 11–13, РТ № 1315
Климат.
с. 1314, РТ № 16, 17
уметь
«Машина времени», единицы
измерения времени, времена
года,
объекты живой и
неживой природы.
Направления: ЮВ, СЗ, ЮЗ, СВ.
Учёныекартографы, масштаб,
материки Земли, океаны их
омывающие.
Сравнение природы, жилища
человека,
климата,
изобретений в процессе работы
с иллюстрациями.
ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ ЗЕМЛИ – 12 ЧАСОВ
Как ориентироваться во
времени, на местности, по
рисункам. Распределение
объектов по группам.
Как ориентироваться по
географическим
направлениям,
читать их на картах.
Как определить время по
предметам,
рисункам,
объектам. Что хранит в
себе прошлое.
Как неживая природа
влияет на нашу жизнь и
определяет поведение.
Фиксация показателей
погоды своей местности.
Как по народным
приметам предсказать и
спрогнозировать погоду
на ближайшее время.
Как многолетний режим
погоды влияет на данную
местность. Почему на
Земле существуют разные
климаты.
сезонные
Погода,
разнообразие
изменения,
погодных условий,
наука
метеорология, прогноз погоды.
Угол падения солнечных лучей
на
данную местность,
термометр, тепло и ветра.
«У природы нет плохой
погоды»,
Гидрометцентр.
Высота солнца, долгота дня.
на
заданных
Личностные
универсальные
учебные действия У обучающегося
будут сформированы: интерес к
познанию окружающего мира;
ориентация
понимание
предложений и оценок учителей и
товарищей; понимание причин успеха
в учебе; оценка одноклассников на
основе
критериев
успешности учебной деятельности;
понимание нравственного содержания
собственных поступков и поступков
окружающих людей;
этические
чувства (стыда, вины, совести) на
основе
поступков
одноклассников
и собственных
поступков; представление о своей
гражданской идентичности в форме
осознания «Я» как гражданина
России; представление о своей
этнической
принадлежности.
Обучающийся
получит
возможность для формирования:
ориентации
анализ
результатов
соответствия
анализа
на Основных
поясов
местности.
климата.
семь.
климатических
Рельеф
Показатели
Почва верхний плодородный
слой земли. В. В. Докучаев
посвятил изучению почвы всю
жизнь.
Бактерии, простейшие живые
организмы. Влияние климата
на состав почвы.
Глинистокаменистая почва
пустыни, чернозём, дерново
подзолистая почва леса. Что
такое удобрения.
Почва связующее звено
между неживой и живой
природой.
Следовать
установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения.
7
8
9
10
11
12
Климатические пояса.
с. 1518, РТ № 2830
Почва. Состав почвы
(пр. работа № 2)
с. 1820, РТ № 1820
Образование почв.
Круговорот в
оды в природе.
с. 20–22, РТ № 2122
Плодородие почв.
Защита почв.
с. 2224, РТ № 2325
Природные зоны суши
Земли.
(практ. работа № 3) с.
2528, РТ № 2627
Обобщение знаний по
теме.
Контрольная работа
№ 1
Как тепло, влага, ветра,
рельеф местности, моря,
горы и океаны влияют на
образование
разных
климатов на Земле.
Как образовалась почва и
что это такое. Всегда ли
на Земле была почва.
Состав почвы.
Как
растения
превращаются
в
минеральные вещества. Из
чего образуются в
растениях органические
вещества.
Как образуются овраги.
Различие
по
плодородию.
почв
Как природные зоны во
многом
определяют
условия жизни человека.
Взаимосвязи в природе.
2
успешность
предпосылок
требованиям конкретной учебной
задачи;
для
самостоятельно
готовности
оценить
своей
деятельности на основе заданных
критериев; учебнопознавательного
интереса к нахождению разных
способов решения учебной задачи;
принятия ценности природного
мира,
природоохраны,
здоровьесберегающего поведения;
понимания чувств одноклассников,
учителей; представления о красоте
природы России и родного края на
основе знакомства с окружающим
миром.
Регулятивные
универсальные
учебные действия Обучающийся
научится: принимать и сохранять
учебную
учитывать
выделенные учителем ориентиры
действия в учебном материале;
принимать установленные правила в
планировании и контроле способа
решения; самостоятельно находить
несколько вариантов решения
учебной задачи, представленной на
нагляднообразном
уровне;
контролировать и оценивать свои
действия
при работе с нагляднообразным
(рисунками,
таблицей,
схемой, диаграммой),
словеснообразным и словесно
картой,
задачу; классом
при
товарищами,
задачи;
коррективы
логическим материалом
сотрудничестве с учителем,
одноклассниками;
адекватно
воспринимать оценку своей работы
учителями,
другими
лицами; выполнять учебные действия
в устной, письменной речи и во
Обучающийся
внутреннем плане.
получит
возможность
научиться: в сотрудничестве с
учителем,
находить
несколько вариантов решения
вносить
учебной
необходимые
в
исполнение действия на основе его
и учета характера
оценки
сделанных ошибок;
отбирать
адекватные средства достижения
цели деятельности; на основе
результатов решения практических
задач делать
теоретические
выводы о свойствах изучаемых
природных
в
сотрудничестве с учителем и
одноклассниками; самостоятельно
адекватно оценивать правильность
выполнения действия и вносить
необходимые
в
исполнение в конце действия с
нагляднообразным материалом.
Познавательные универсальные
учебные действия Обучающийся
научится: осуществлять запись
указанной учителем информации об
коррективы
объектов
3 в
окружающем мире; пользоваться
знаками, символами, таблицами,
диаграммами, моделями, схемами,
приведенными
учебной
литературе; строить небольшие
сообщения в устной и
письменной форме; находить в
содружестве с одноклассниками
разнообразные способы решения
учебной задачи;
воспринимать
смысл познавательного текста;
анализировать изучаемые объекты с
и
выделением
существенных
несущественных признаков
(в
организации
коллективной
деятельности);
осуществлять
синтез как составление целого из
частей; устанавливать причинно
следственные связи в изучаемом
круге явлений; проводить сравнение,
сериацию
классификацию
изученных
по
выделенным
самостоятельно
при
основаниям
указании
групп;
обобщать
класс
объектов по заданному признаку);
подводить анализируемые объекты
под понятия разного уровня
обобщения. Обучающийся получит
возможность
научиться: осуществлять поиск
нужного
иллюстративного
материала в дополнительных
(критериям)
количества
(выделять
объектов
и
4 и
объектов
количества
(критериям)
источниках литературы или
медиаресурсах,
рекомендуемых
учителем; проводить сравнение,
сериацию
классификацию
изученных
по
выделенным
самостоятельно
без
основаниям
указания
групп;
обобщать
(самостоятельно
выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные
учебные действия Обучающийся
научится: выбирать адекватные
речевые средства в диалоге с
учителем,
одноклассниками;
воспринимать другое мнение и
позицию;
формулировать
собственное мнение и позицию;
договариваться,
к
общему решению (во фронтальной
деятельности под руководством
учителя); строить понятные для
партнера высказывания; задавать
вопросы,
адекватные ситуации,
позволяющие оценить ее в процессе
общения.
Обучающийся
получит
возможность научиться: строить
сообщение в соответствии с учебной
задачей; договариваться, приходить
к общему решению (при работе в
паре,
адекватно
использовать средства устной речи
для
различных
приходить
решения
группе);
5 13
14
15
16
17
18
19
20
Африки.
природные
Особенности Африки.
Географическое
положение
Климат и
зоны.
с. 2934
Особенности Африки.
Африканская
саванна.
с. 3540, РТ № 3132
Африканская пустыня.
Средиземноморская
природная зона.
с. 4145, РТ № 3235
степь
ЧЕЛОВЕК В ДАЛЁКОМ ПРОШЛОМ – 9 ЧАСОВ
Где на Земле зародилось
человечество.
Крайние точки африканского
материка.
Вулкан
Килиманджаро,
рекаНил,
водопад Виктория.
Как выглядит природная
зона саванн. Животный и
растительный мир.
Ярусность
растительности.
Баобаб. Круговорот веществ в
природе.
людей
Занятия
африканском
Оазисы. Ландшафт.
на
континенте.
Как
климатические
условия Африки влияют
на растительный и
мир,
животный
особенности
жизни
человека.
Как появился человек.
Как жили древние люди.
Различие между человеком и
животным. Жизнь родовым
обществом.
механизмов.
Изобретение
Преодоление
полной
зависимости человека от
природы.
Родина человечества.
Жизнь древних людей.
с. 46–51, РТ № 3638
Особенности
жизни древних людей.
Одомашнивание
животных и земледелие.
с. 5253, РТ № 39
Самые
государства.
Античность.
с. 5464, РТ № 4042
Расширение знаний о
мире.
с. 6474, РТ № 4345
Первые шаги в изучении Как человечество стало Изобретения в технике,
Как изменилась жизнь
человека, когда он стал
одомашнивать
диких
животных и заниматься
земледелием.
Как и чем прославились
первые
древние
государства.
Как люди расселялись по
Земле.
за
горизонтом?
Что дала
человечеству
письменность.
Какие
изобретения используются до
сих пор.
Открытие
Земли.
шарообразности
Что там,
Древние
6
коммуникативных задач.
обучающегося
универсальные
Личностные
учебные действия
У
будут
сформированы: понимание причин
успеха в учебе; интерес к познанию
окружающего мира; предпосылки для
готовности самостоятельно оценить
успешность своей деятельности на
основе предложенных критериев;
оценка одноклассников на основе
заданных критериев успешности
учебной деятельности; понимание
нравственного содержания поступков
окружающих людей;
этические
чувства (стыда, вины, совести) на
основе
поступков
одноклассников
и собственных
поступков;
чувств
одноклассников
учителей;
представление о своей этнической
принадлежности; представление о
своей гражданской идентичности в
форме осознания «Я» как гражданина
России.
Обучающийся
получит
возможность для формирования:
ориентации
анализ
соответствия
результатов
требованиям конкретной учебной
задачи;
учебнопознавательного
интереса к нахождению разных
понимание
анализа
на
и 21
Духовная
древнего
природы.
жизнь
человека.
С. 7483, РТ№ 46, 48
Наследие
мира.
с. 8386, РТ № 4748
Контрольная работа
№2
Древнего
использовать
научное
наследие первых древних
государств.
искусстве. Духовная жизнь
древнего человека.
Какими изобретениями
древних людей мы
пользуемся.
Следовать
установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения.
7
способов решения учебной задачи;
принятия ценности природного
мира,
природоохраны,
здоровьесберегающего поведения;
представления о красоте природы
России и родного края на основе
знакомства с окружающим миром.
Регулятивные
универсальные
учебные действия
Обучающийся научится: принимать
и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в учебном
материале; принимать установленные
правила в планировании и контроле
способа решения; самостоятельно
находить несколько вариантов
решения
задачи,
представленной на нагляднообразном
уровне; контролировать и оценивать
свои действия при работе с наглядно
картой,
образным
таблицей,
диаграммой),
словеснообразным и словесно
логическим
при
учителем,
сотрудничестве
одноклассниками;
отбирать
адекватные средства достижения цели
деятельности;
осуществлять
пошаговый контроль по результату
под
учителя;
выполнять учебные действия в
устной, письменной речи и во
внутреннем плане;
адекватно
материалом
руководством
(рисунками,
схемой,
с
учебной объектов
товарищами,
с
находить
научиться:
воспринимать оценку своей работы
учителями,
другими
лицами.
получит
Обучающийся
возможность
в
учителем,
сотрудничестве
классом
несколько
вариантов решения учебной задачи;
вносить необходимые коррективы в
исполнение действия на основе его
оценки
и учета характера
сделанных ошибок;
на основе
результатов решения практических
задач делать
теоретические
выводы о свойствах изучаемых
природных
в
сотрудничестве с учителем и
одноклассниками; самостоятельно
адекватно оценивать правильность
выполнения действия и вносить
необходимые
в
исполнение в конце действия с
нагляднообразным материалом.
Познавательные универсальные
учебные действия
Обучающийся
научится:
осуществлять
запись указанной
учителем
информации
об
окружающем мире; анализировать
изучаемые объекты с выделением
существенных и несущественных
коллективной
признаков
организации
деятельности);
пользоваться знаками, символами,
коррективы
(в
8 учебной
таблицами, диаграммами, моделями,
схемами, приведенными в учебной
литературе;
строить небольшие
сообщения в устной и письменной
форме; находить в содружестве с
одноклассниками разные способы
решения
задачи;
воспринимать смысл познавательных
текстов; осуществлять синтез как
составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и
классификацию изученных объектов
по самостоятельно выделенным
основаниям (критериям) при указании
количества групп;
устанавливать
причинноследственные связи в
изучаемом круге явлений; обобщать
(выделять класс объектов по
заданному признаку);
подводить
изученные анализируемые объекты
под понятия разного уровня
обобщения;
проводить аналогии
между изучаемым материалом и
собственным опытом.
получит
Обучающийся
научиться:
возможность
выделять
из
сообщений разных видов (в т.ч.
текстов) в соответствии с учебной
осуществлять поиск
задачей;
нужного
иллюстративного
материала в дополнительных
источниках литературы или
медиаресурсах,
рекомендуемых
информацию
9 с
и
класс
объектов
количества
(критериям)
учителем; проводить сравнение,
классификацию
сериацию
изученных
по
выделенным
самостоятельно
без
основаниям
указания
групп;
обобщать
(самостоятельно
выделять
объектов;
понимать структуру построения
рассуждения как связи простых
суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные
учебные действия
Обучающийся научится: выбирать
адекватные речевые средства
в
диалоге
учителем,
одноклассниками; строить сообщение
в соответствии с учебной задачей;
ориентироваться на позицию партнера
в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и
позицию; договариваться, приходить
к общему решению (при работе в
паре, в группе); строить понятные для
партнера высказывания.
получит
Обучающийся
возможность
научиться:
учитывать другое мнение и
позицию; адекватно использовать
средства устной речи для решения
различных коммуникативных задач;
допускать
возможность
существования различных точек
зрения, в т.ч. не совпадающих с его
10 22
23
24
25
26
27
Европы.
Географическое
положение
ВосточноЕвропейская
равнина.
с. 8792
Природная зона степи.
Растительность.
с. 9295, РТ № 4951
Животный мир
степной зоны. Сезонные
изменения в степях.
С. 96102, РТ № 5255
и
Население степей.
Земледельцы
кочевники.
с. 102107, РТ № 5658
Лесостепь. Лесная зона.
с. 107113, РТ № 5961
Смешанные леса.
Растительность
собственной; использовать речь для
планирования своей деятельности;
контролировать
действия
партнера;
осуществлять
взаимоконтроль
обучающегося
универсальные
Личностные
учебные действия
У
будут
сформированы: интерес к познанию
окружающего мира;
понимание
причин успеха в учебе; ориентация на
анализ соответствия результатов
требованиям конкретной учебной
задачи; предпосылки для готовности
самостоятельно оценить успешность
своей деятельности
на основе
предложенных критериев; оценка
одноклассников на основе заданных
критериев успешности учебной
деятельности;
понимание
нравственного содержания поступков
окружающих людей;
этические
чувства (стыда, вины, совести) на
основе
поступков
одноклассников
и собственных
поступков;
чувств
одноклассников
учителей;
представление о своей гражданской
идентичности в форме осознания «Я»
как
России;
представление о своей этнической
принадлежности.
понимание
гражданина
анализа
и
Материки и части света. В
каких климатических поясах
находится Европа. Как от
этого зависит её природа.
ЗЕМЛИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 15 ЧАСОВ
Что из себя представляла
территория, на которой
появилось
наше
Древнерусское
государство.
Как
растительность
природной зоны степей
приспособилась выживать
в данном климате.
Как
растительноядные
животные и хищники в
зоне степей
взаимодействуют
Работа с натуральными
коллекциями,
объектами,
гербарными
экземплярами
растений степной зоны.
Знать особенности природы
своего края, зоны степей,
устанавливать связи между
деятельностью человека и
условиями его жизни и быта в
природной зоне степей, уметь
оценивать
устное
высказывание
детей по
обсуждаемой теме.
Исследов. работа:
занятия и быт современных
людей в зоне степей.
Как
деятельность
человека может нарушить
цепи питания, которые
сложились в степи.
Как лес влияет на
природу
жизнь
человека. В чём главная
заслуга леса.
Как люди должны
поступать,
чтобы не
11
и
Индивидуальные
сообщения.
растительного,
мира и человека.
Богатство животного мира
лесов,
дополнительные
Взаимосвязи
животного 28
29
30
31
32
33
и животный мир.
с. 114123, РТ № 6265
Сезонные изменения в
Экскурсия в
лесу.
природу.
с. 124130
Контрольная работа
№ 3
I полугодие Зелёное
вещество хлорофилл.
Опадание
листьев.
Ядовитые грибы и
растения.
Перелётные
птицы.
Закрепление
пройденного.
РТ № 6668
Сезонные изменения в
лесу (продолжение).
с. 130138
себе.
навредить природе и
самим
Как
охраняются растения и
животные. Зачем нужна
Красная книга.
Какие изменения в
неживой
природе
являются
причинами
осенних перемен в живой
природе.
Проверка знаний.
Анализ работ.
Как зависит жизнь людей
от сезонных изменений в
природе.
Как жили наши предки.
(практ. работа № 4)
с. 139140, РТ № 6970
Жизнь славян в лесах.
Расселение славян. с.
141147, РТ № 71
Почему люди оседали по
берегам рек и озёр. Чем
занимались наши далёкие
предки.
Как жили славяне и чем
торговали
между
племенами.
12
учащихся
сведения
о
животных лесов, рассказ о
бобрах, случаи экологических
бед.
Зелёное вещество хлорофилл.
Опадание листьев. Ядовитые
грибы и растения. Перелётные
птицы.
Следовать
установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения.
растительность
Делать выводы о свойствах
изучаемых
природных
объектов.
и
Как
животный
мир
приспосабливаются жить в
разных сезонных изменениях
природы.
Собирательство и охота.
Объединение в племена.
Торговый путь «из варяг в
греки». Топонимика – наука,
изучающая
географические
названия.
Обучающийся
получит
возможность для формирования:
ориентации на принятие образца
«хорошего ученика»;
осознания
ответственности человека за общее
осознание своей
благополучие,
этнической
принадлежности;
осознания своей
гражданской
идентичности: «Я» как гражданин
России, чувства гордости за свою
Родину, народ, историю; понимания
нравственного
содержания
собственных поступков, поступков
окружающих людей, исторических
лиц; ориентации в поведении на
принятые
моральные нормы; сопереживания
другим людям, в т.ч. историческим
лицам;
учебнопознавательного
интереса к нахождению разных
способов решения учебной задачи;
принятия ценности природного
здоровьесберегающего
мира,
поведения;
понимания красоты
природы России и родного края на
основе знакомства с окружающим
миром.
Регулятивные
учебные действия
Обучающийся научится: принимать
и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в учебном
материале; принимать установленные
универсальные 34
35
36
37
38
39
40
41
Обожествление
природы.
с. 148150, РТ № 72
Защита славянами
своих земель.
с. 151
Контрольная работа
№ 4
Первые русские князья
Часть II, с. 3–8, РТ № 69
Принятие Русью
Христианства.
с. 8–14, РТ № 7072
историческим
Древнерусская
культура. Зодчество.
Памятники
архитектуры.
Экскурсия по
местам,
в краеведческий музей.
с. 14–16
Устное народное
творчество. Сборник
и вечной мудрости.
с. 17–21, РТ № 7375
Как страх перед силой
природы в древности
привёл к придумыванию
людьми разных богов.
Как славяне осваивали
науку войны и почему.
Проверка знаний.
Как в действительности
могло
складываться
Древнерусское
государство.
принятие
Как
христианства
оказало
благотворное влияние на
Русь.
Как
создавалась
Древнерусская культура.
Кто такие язычники. Почему у
людей в древние времена было
много богов, которым они
поклонялись.
Следовать
установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения.
Следовать
установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения.
Смерды, дань, Византийская
империя
Заповеди
христианства,
монахи Кирилл и Мефодий,
подвиг Кожемяки,
князь
Ярослав Мудрый.
Строительство,
рукописи,
художественные миниатюры,
ювелирное искусство, зодчие,
вышивальщицы, музеи.
Как в былинах сохранили
историю народа,
его
нравственные
представления, знания об
окружающем мире.
По
Илья Муромец и Соловей
разбойник.
каким
источникам мы узнаём
историю Руси до её крещения
и после него.
Как учили школьников
Как учили школьников и Первая школа,
алфавит,
13
с
учебной
схемой,
(рисунками,
материалом
правила в планировании и контроле
способа решения; самостоятельно
находить несколько вариантов
решения
задачи,
представленной на нагляднообразном
уровне; контролировать и оценивать
свои действия при работе с наглядно
образным
картой,
таблицей,
диаграммой),
словеснообразным и словесно
логическим
при
учителем,
сотрудничестве
одноклассниками;
отбирать
адекватные средства достижения цели
деятельности;
осуществлять
пошаговый контроль по результату
под руководством учителя; адекватно
воспринимать оценку своей работы
учителями, товарищами и другими;
выполнять учебные действия в
устной, письменной речи и во
внутреннем плане.
получит
Обучающийся
возможность
научиться:
следовать установленным правилам
в
планировании и контроле способа
решения;
в сотрудничестве с
учителем,
классом находить
несколько вариантов решения
учебной задачи, представленной на
нагляднообразном,
словесно
образном и словеснологическом
уровне;
вносить необходимые археологи, клинопись, берёста,
пергамент.
Орда, кочевники, Чингисхан,
Хан Батый, дань, 240 лет под
игом. Евпатий Коловрат
герой, ему поставлен памятник
в Рязани.
события
Какие
произошли
истории
Древнерусского государства в
период IX
важные
в
42
43
на Руси.с. 21–24, РТ №
7677
Ослабление
Древнерусского
государства.
Ордынское нашествие.
с. 24–29
Александр Невский.
Ледовое Побоище
с. 29–33, РТ № 78
Контрольная работа
№ 5
почему на Руси ценили
грамотного человека.
Какие две
главные
причины привели к
ослаблению
Древнерусского
государства.
Какое значение для всей
Руси имели победы
новгородского
князя
Александра Невского.
14
результатов
задач
коррективы в исполнение действия
на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок; на
основе
решения
практических
делать
теоретические выводы о свойствах
изучаемых природных объектов;
самостоятельно
адекватно
оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение в конце
действия с нагляднообразным,
словеснообразным и словесно
логическим материалом.
Земли восточных славян(22 часа)
Планируемые
результаты
(универсальные учебные действия)
Познавательные универсальные
учебные действия
Обучающийся
научится:
осуществлять
поиск нужного
иллюстративного и текстового
материала
дополнительных
изданиях, рекомендуемых учителем
запись указанной
осуществлять
учителем
информации
об
окружающем мире;
пользоваться
знаками,
таблицами,
диаграммами, моделями, схемами,
приведенными в учебной литературе;
строить небольшие сообщения в
устной и письменной форме; находить
в содружестве с одноклассниками
разнообразные способы решения
символами,
в учебной задачи; воспринимать смысл
познавательных текстов, выделять
информацию из сообщений разных
видов (в т.ч. текстов) в соответствии с
учебной задачей;
анализировать
изучаемые объекты с выделением
существенных и несущественных
признаков; осуществлять синтез как
составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и
классификацию изученных объектов
по самостоятельно выделенным
основаниям (критериям) при указании
количества групп;
устанавливать
причинноследственные связи в
изучаемом круге явлений; обобщать
(самостоятельно выделять класс
объектов);
подводить изученные
анализируемые объекты под понятия
разного уровня обобщения; проводить
аналогии
изучаемым
материалом и собственным опытом.
получит
Обучающийся
возможность
научиться:
понимать структуру построения
рассуждения как связи простых
суждений об объекте (явлении);
осуществлять расширенный поиск
информации в соответствии с
заданиями
с
использованием ресурсов библиотек,
медиаресурсов;
записывать,
фиксировать информацию
об
окружающем мире с помощью
между
учителя
15 (критериям)
инструментов ИКТ;
создавать
модели и схемы по заданиям
учителя; строить сообщения в
устной и письменной форме;
проводить сравнение, сериацию и
классификацию изученных объектов
по самостоятельно выделенным
основаниям
без
указания количества групп; строить
логическое рассуждение как связь
простых суждений об объекте
(явлении).
Коммуникативные универсальные
учебные действия
Обучающийся научится: выбирать
адекватные речевые средства
в
диалоге
учителем,
одноклассниками; строить сообщение
в соответствии с учебной задачей;
ориентироваться на позицию партнера
в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и
позицию; договариваться, приходить
к общему решению (при работе в
паре,
адекватно
использовать средства устной речи
для
различных
коммуникативных задач.
Обучающийся
возможность
контролировать
партнера;
взаимоконтроль;
получит
научиться:
действия
осуществлять
строить
в
группе);
решения
с
16 к
монологическое высказывание (при
возможности сопровождая его
аудиовизуальной
поддержкой),
владеть диалогической формой
допускать
коммуникации;
возможность
существования
различных точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его собственной;
координации
стремиться
различных
в
сотрудничестве; строить понятные
для партнера
высказывания,
учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет; адекватно
использовать языковые средства
для
различных
коммуникативных задач; оказывать
в сотрудничестве необходимую
помощь; использовать речь для
планирования своей деятельности.
решения
позиций
44
45
46
ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ 12 ЧАСОВ
Залесская земля.
с. 34–36
Природное сообщество.
Закон лесной жизнис.
36–45, РТ № 7980
(практ. работа № 5)
Как отличаются условия
жизни человека в лесу и в
степи.
Что такое природное
сообщество. Как человек
заботится о сохранении
леса.
Сообщество луг.
Человек и сообщество
луг.
с. 45–49, РТ № 81
Как сообщество луг
может
существовать
самостоятельно
без
человека.
17
Золотая Орда,
Илья Муромец,
Ордынцы,
гусляры,
Соловейразбойник.
Природное сообществоэто
единство живой и неживой
природы,
которые
складываются в определённых
условиях окружающей среды.
Это лес, луг, поле, водоём.
Круговорот веществ в
сообществе луг. Какие связи
существуют между животными
и растениями луга.
образца
обучающегося
универсальные
Личностные
учебные действия
будут
У
сформированы:
ориентация на
«хорошего
принятие
ученика»;
интерес к познанию
окружающего мира; ориентация на
анализ соответствия результатов
требованиям конкретной учебной
задачи; предпосылки для готовности
самостоятельно оценить успешность
своей деятельности
на основе Природное
сообщество озеро.
Экскурсия к водоему.с.
49–56, РТ № 8283
Животные, обитающие в
озере и по его берегам.
Правила поведения
у водоема.с. 49–56, РТ
№ 8485
Сообщество поле.
с. 56–59, РТ № 86
Возвышение Москвы.
с. 60–63, РТ № 8788
Освобождение Руси от
монгольского ига. с. 63–
68, РТ № 89
47
48
49
50
51
52
53
54
55
Почему люди издавна
охотно селились на
берегах озёр.
Творческая работа
по стр. 54
Как нужно вести себя у
воды. Почему существуют
правила.
Как любое животное из
сообщества
озеро
приспосабливается к условиям
среды обитания.
Как менялись орудия и
техника обработки почвы
от древнего сельского
хозяйства
до
современного.
Как Москва
стала
столицей Московского
государства.
Как
древняя
выглядела
Москва.
Как Куликовская битва
отразилась
на
историческом развитии
Руси.
Как
создавалось
Московское государство.
Личность Ивана Грозного.
Как
создавался
Московский Кремль.
плуг,
химические
плодородность
Соха,
средства,
почвы.
Как Москва стала столицей
Московского государства. Как
выглядела древняя Москва.
Работа с дополнительными
источниками информации.
Опричники,
смутное время.
пытки,
казни,
Какие города входят в Золотое
кольцо России.
(см. задание на стр. 33)
Народное
творчество,
народные потехи. Скоморохи.
Создание Московского
государства.
с. 68–71, РТ № 90
Русская культура.
Зодчество.с. 7275, РТ
№ 91
Русская культура.
Книжная мудрость
и искусство.
с. 76–79
Контрольная работа Проверка знаний.
Как возродилось и
развилось
мастерство
русских ремесленников.
Следовать
установленным
18
заданных
предложенных критериев; осознание
ответственности человека за общее
осознание своей
благополучие,
этнической
принадлежности;
осознание
гражданской
своей
идентичности: «Я» как гражданин
России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ,
историю; оценка одноклассников на
основе
критериев
успешности учебной деятельности;
этические чувства (стыда, вины,
совести) на основе анализа поступков
одноклассников
и собственных поступков; понимание
нравственного
содержания
собственных поступков, поступков
окружающих людей, исторических
лиц; ориентация в поведении на
принятые
нормы;
понимание чувств одноклассников,
учителей,
поступков
исторических лиц; принятие ценности
природного мира, природоохраны,
здоровьесберегающего поведения;
понимание красоты природы России и
родного края на основе знакомства с
окружающим миром.
Обучающийся
получит
возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося
на
положительного
отношения к образовательному
учреждению,
понимания
моральные
мотивов
уровне № 6
правилам в планировании и
контроле способа решения.
19
учебной
установки
учения,
необходимости
учебно
выраженных
познавательных
мотивов;
выраженной устойчивой учебно
познавательной мотивации учения;
учебнопознавательного интереса к
нахождению разных способов
решения
задачи;
способности к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности; реализации основ
гражданской идентичности в
поступках; следования в поведении
моральным нормам и этическим
требованиям;
на
здоровый образ жизни; ориентации
на искусство как значимую сферу
человеческой жизни; эмпатии как
осознанного понимания
чувств
других людей и сопереживания им.
Регулятивные
учебные действия
Обучающийся научится: принимать
и сохранять учебную задачу;
следовать установленным правилам в
планировании и контроле способа
решения;
контролировать и
оценивать свои действия при работе с
(рисунками,
нагляднообразным
картой,
схемой,
диаграммой), словеснообразным и
словеснологическим материалом при
учителем,
сотрудничестве
одноклассниками;
отбирать
таблицей,
универсальные
с товарищами,
коррективы
адекватные средства достижения
цели деятельности; осуществлять
пошаговый контроль по результату
под руководством учителя; вносить
необходимые
в
исполнение действия на основе его
оценки и учета характера сделанных
ошибок; выполнять учебные действия
в устной, письменной речи и во
внутреннем плане;
адекватно
воспринимать оценку своей работы
учителями,
другими
лицами.
получит
Обучающийся
научиться:
возможность
самостоятельно
находить
несколько вариантов решения
учебной задачи, представленной на
нагляднообразном,
словесно
образном и словеснологическом
уровнях;
самостоятельно
адекватно оценивать правильность
выполнения действия и вносить
необходимые
в
исполнение в конце действия с
нагляднообразным,
словесно
образным и словеснологическим
материалом; на основе результатов
решения практических задач делать
теоретические выводы о свойствах
изучаемых природных объектов.
Познавательные универсальные
учебные действия
Обучающийся
коррективы
научится:
20 в
информации
символами,
воспринимать
осуществлять
поиск нужного
иллюстративного и текстового
материала
дополнительных
изданиях, рекомендуемых учителем;
запись указанной
осуществлять
учителем
об
окружающем мире;
пользоваться
знаками,
таблицами,
диаграммами, моделями, схемами,
приведенными в учебной литературе;
строить небольшие сообщения в
устной и письменной форме; находить
в содружестве с одноклассниками
разные способы решения учебной
задачи;
смысл
познавательного текста, выделять
информацию из сообщений разных
видов (в т.ч. текстов) в соответствии с
учебной задачей;
анализировать
изучаемые объекты с выделением
существенных и несущественных
признаков; осуществлять синтез как
составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и
классификацию изученных объектов
по самостоятельно выделенным
основаниям (критериям) при указании
количества групп;
устанавливать
причинноследственные связи в
изучаемом круге явлений; понимать
структуру построения рассуждения
как связи простых суждений об
объекте
обобщать
(самостоятельно выделять класс
(явлении);
21 учителя
объектов); подводить анализируемые
объекты под понятия разного уровня
обобщения;
проводить аналогии
между изучаемым материалом и
собственным опытом.
получит
Обучающийся
научиться:
возможность
понимать структуру построения
рассуждения как связи простых
суждений об объекте (явлении);
осуществлять расширенный поиск
информации в соответствии с
заданиями
с
использованием ресурсов библиотек,
записывать,
медиаресурсов;
фиксировать информацию
об
окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
создавать
модели и схемы по заданиям
учителя; строить сообщения в
устной и письменной форме;
находить разнообразные способы
решения учебной задачи; проводить
сравнение,
и
классификацию изученных объектов
по самостоятельно выделенным
основаниям без указания количества
групп;
логическое
рассуждение как связь простых
суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные
учебные действия
Обучающийся научится: выбирать
адекватные речевые средства
в
сериацию
строить
22 с
в
группе);
решения
адекватные
диалоге
учителем,
одноклассниками; строить сообщение
в соответствии с учебной задачей;
ориентироваться на позицию партнера
в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и
позицию; договариваться, приходить
к общему решению (при работе в
паре,
адекватно
использовать средства устной речи
для
различных
коммуникативных задач; задавать
вопросы,
данной
ситуации, позволяющие оценить ее в
процессе общения.
получит
Обучающийся
научиться:
возможность
контролировать
действия
партнера; допускать возможность
существования различных точек
зрения, в т.ч. не совпадающих с его
собственной;
строить
монологическое высказывание (при
возможности сопровождая его
аудиовизуальной
поддержкой),
владеть диалогической формой
коммуникации, используя в т.ч. при
и
возможности
инструменты
и
общения;
дистанционного
стремиться
координации
различных
в
сотрудничестве; строить понятные
средства
позиций
ИКТ
к
23 в
для партнера
высказывания,
учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет; использовать речь
для регуляции своего действия;
оказывать
сотрудничестве
необходимую помощь; адекватно
использовать языковые средства
для
различных
коммуникативных задач; понимать
ситуацию
возникновения
содействовать его
конфликта,
разрешению;
осуществлять
взаимоконтроль; использовать речь
для
своей
деятельности.
планирования
решения
56
57
58
59
60
Русские первопроходцы.
Поход казаков под
руководством Ермака в
Сибирь.с. 80–83, РТ №
9293
Азия.
С. 83–87, РТ № 9495
Тайга.
(практ. работа № 6)
с. 88–92, РТ № 9697
Сообщество болото.
с. 93–97, РТ № 99101
Природа Индии.
с. 98–103, РТ № 102104
КАКАЯ ОНА, АЗИЯ 6 ЧАСОВ
Как расширялось русское
государство и покоряло
новые земли.
Путь паломников. Покорение
Сибири.
Географическое
положение Азии.
Чем тайга отличается от
смешанных лесов. Как
проявляются сезонные
изменения в природе
тайги.
Как болота очищают
Землю.
Почему не
осушают болота.
Афанасий Никитин. В
каких природных зонах
24
Рельеф Азии. Самые высокие
горы и обширные равнины.
Пожары в тайге. Как уберечь
редких животных тайги.
Дополнительный материал о
животных болота.
Проектная деятельность.
Дополнительный материал.
Проектная деятельность.
обучающегося
универсальные
Личностные
учебные действия
У
будут
сформированы: интерес к познанию
окружающего мира; ориентация на
понимание предложений и оценок
учителей и товарищей; понимание
причин успеха в учебе; оценка
одноклассников на основе заданных
критериев успешности учебной
деятельности;
понимание
нравственного
содержания
собственных поступков и поступков
окружающих людей;
этические
чувства (стыда, вины, совести) на
основе
поступков
анализа 61
62
63
64
65
66
67
68
Контрольная работа
№ 7
находится Индия.
Проверка знаний.
и
время.
Д.
Смутное
К.Минин
Пожарский.
с. 104–109, РТ № 105
106
Сквозь сибирские дебри.
с. 109–111, РТ № 107
108
Природа тундры.
с. 112–118, РТ № 109
113
Люди в тундре.
с. 118–122, с. 128–129,
РТ № 114, 116
Арктическая пустыня.
с. 122–127
накануне
Россия
реформ.
Обобщающие задания. с.
134–136, РТ № 115
Итоговая
Как сохранилась Русь в
смутное время.
Как расширялись пределы
страны.
Какими
должны
качествами
люди,
обладать
отправляющиеся
в
неизведанные края
Как климат влияет на
растительный и животный
мир тундры. Что это за
природная зона.
Как люди приспособились
жить
суровых
климатических условиях
зоны тундры.
люди
Как
к
приспосабливаются
за Северным
жизни
полярным кругом,
к
полярному дню и
полярной ночи.
Как
развивалась Россия.
постепенно
в
Следовать
установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения.
Спасители земли русской.
4 ноября – День народного
единства.
Струги плоскодонные лодки.
Экспедиции.
Почва и растительность
тундры. Зависимость между
неживой и живой природой
тундры.
Природные условия для жизни
в тундре.
хозяйственная
деятельность человека.
Дополнительный материал.
Проектная деятельность.
Научные исследования в
Северном Ледовитом океане.
Сравнение по картам на с. 134
135 территорию Руси XVI века
и России XVII века.
на
успешность
предпосылок
одноклассников
и собственных
поступков; представление о своей
гражданской идентичности в форме
осознания «Я» как гражданина
России; представление о своей
этнической принадлежности.
получит
Обучающийся
возможность для формирования:
анализ
ориентации
соответствия
результатов
требованиям конкретной учебной
задачи;
для
самостоятельно
готовности
оценить
своей
деятельности на основе заданных
критериев; учебнопознавательного
интереса к нахождению разных
способов решения учебной задачи;
принятия ценности природного
мира,
природоохраны,
здоровьесберегающего поведения;
понимания чувств одноклассников,
учителей; представления о красоте
природы России и родного края на
основе знакомства с окружающим
миром.
Регулятивные
учебные действия
Обучающийся научится: принимать
и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в учебном
материале; принимать установленные
правила в планировании и контроле
универсальные
Проверка знаний.
Следовать
установленным
25 комплексная
работа №8
правилам в планировании и
контроле способа решения.
26
схемой,
учебной
(рисунками,
материалом
с
товарищами,
способа решения; самостоятельно
находить несколько вариантов
решения
задачи,
представленной на нагляднообразном
уровне; контролировать и оценивать
свои действия при работе с наглядно
образным
картой,
таблицей,
диаграммой),
словеснообразным и словесно
логическим
при
сотрудничестве
учителем,
одноклассниками;
адекватно
воспринимать оценку своей работы
учителями,
другими
лицами; выполнять учебные действия
в устной, письменной речи и во
внутреннем плане.
получит
Обучающийся
возможность
в
учителем,
сотрудничестве
классом
несколько
вариантов решения учебной задачи;
вносить необходимые коррективы в
исполнение действия на основе его
оценки
и учета характера
сделанных ошибок;
отбирать
адекватные средства достижения
цели деятельности; на основе
результатов решения практических
задач делать
теоретические
выводы о свойствах изучаемых
природных
в
сотрудничестве с учителем и
одноклассниками; самостоятельно
научиться:
с
находить
объектов в
информации
коррективы
адекватно оценивать правильность
выполнения действия и вносить
необходимые
в
исполнение в конце действия с
нагляднообразным материалом.
Познавательные универсальные
учебные действия
Обучающийся
научится:
осуществлять запись указанной
учителем
об
окружающем мире; пользоваться
знаками, символами, таблицами,
диаграммами, моделями, схемами,
приведенными
учебной
литературе; строить небольшие
сообщения в устной и письменной
форме; находить в содружестве с
одноклассниками разнообразные
способы решения учебной задачи;
воспринимать
смысл
познавательного
текста; анализировать изучаемые
объекты
выделением
существенных и несущественных
признаков
коллективной
деятельности);
организации
осуществлять
синтез
как
составление целого из частей;
устанавливать
причинно
следственные связи в изучаемом
круге явлений; проводить сравнение,
сериацию
классификацию
изученных
по
выделенным
самостоятельно
объектов
(в
и
с
27 количества
(выделять
(критериям)
при
основаниям
групп;
указании
обобщать
класс
объектов по заданному признаку);
подводить анализируемые объекты
под понятия разного уровня
обобщения.
получит
Обучающийся
возможность
научиться:
осуществлять поиск нужного
иллюстративного материала в
дополнительных
источниках
литературы или медиаресурсах,
рекомендуемых
учителем;
проводить сравнение, сериацию и
классификацию изученных объектов
по самостоятельно выделенным
основаниям
без
указания
групп;
обобщать
(самостоятельно
выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные
учебные действия
Обучающийся научится: выбирать
адекватные речевые средства в
диалоге
учителем,
с
одноклассниками;
воспринимать
другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение
и
договариваться,
приходить к общему решению (во
фронтальной деятельности под
руководством учителя); строить
понятные
партнера
(критериям)
количества
для
позицию;
28 высказывания; задавать вопросы,
адекватные ситуации, позволяющие
оценить ее в процессе общения.
Обучающийся
получит
возможность научиться: строить
сообщение в соответствии с учебной
задачей; договариваться, приходить
к общему решению (при работе в
паре,
адекватно
использовать средства устной речи
для
различных
коммуникативных задач.
решения
группе);
Итого: 68 часов
29 МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной
литературой:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса: В 2 ч. 9е изд. Самара:
Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 г. – Часть 1. – 160 с., Часть 2. –
144 с.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. 7е изд.,
перераб. и доп. Самара: Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2012 г. –
56 с.:ил.+4 с. вкл.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3 класс. –
3е изд., испр. и доп. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
г.
Товпинец И.П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 34 классах. Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2007.
Энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и
его здоровьем.
2. Специфическое сопровождение (оборудование)
А). Наглядные пособия:
гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого
млекопитающего;
муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;
таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и
внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;
физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;
атлас для начальных классов;
настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта
России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;
рисунки, слайды, диафильмы;
- самодельные наглядные пособия;
Б). Интерактивная доска.
В). Компьютер.
Г). Принтер.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей начальных классов
№ 1 от ___. августа. 2013г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
_____________/Орлова Е. А/
___. августа.2013г.
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.