Пояснительная записка
Рабочая программа по Окружающему миру создана на основе
федерального компонента государственного стандарта начального общего
образования с учетом авторской программы «окружающий мир» А. А.
Плешакова.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания
образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших
школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой
развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного
мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются
условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в
рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и
тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются:
интегрированный характер предъявления естественнонаучных и
обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного
опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания,
обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов
деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими
учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий
мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры
младших школьников; они осваивают различные способы получения
информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии Окружающего мира определены
стандартом начального общего образования и представлены в примерной
программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник»,
«Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая
Родина», «Земля – планета жизни».
Цели обучения
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать
объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях
природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к
окружающему миру; экологической и духовнонравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой
деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Место предмета в учебном плане школы
В соответствии с учебным планом школы на учебный курс
«Окружающий мир» выделено 2 часа из федерального компонента в
неделю: 68 часов в год.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся
умения, навыки, осваивают способы
приобретают общие
учебные
деятельности, предусмотренные
стандартом начального общего
образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение
объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных
результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения
отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными
способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых
объектов; работа с учебными и научнопопулярными текстами и др.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню
подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три
компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения
каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и
навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может
пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание рабочей программы
3 класс (68 ч)
Как устроен мир
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии —
царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой,
растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека.
Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания
человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть
общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о
связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в
сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу
(отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание
природных объектов с помощью атласаопределителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление
кормушек для птиц.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества,
жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов.
Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе.
Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана
воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа
почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом
процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в
результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи,
папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание
растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни
человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги
России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи
питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие
животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на
животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль
грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние
человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы
производители, организмыпотребители, организмы разрушители). Роль почвы
в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания;
изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра;
рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их
приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание
природных объектов с помощью атласаопределителя.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение,
слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорнодвигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение
физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины.
Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы
их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики —
враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи;
упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи;
изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по
информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии
водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде
на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их
роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных
знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно
указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник,
лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор,
парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила
поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести
себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и
грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении
с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и
от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и
использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих
загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового
фильтра для воды.
Чему учит экономика
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что
такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение
для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд.
Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы
добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства.
Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия,
машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар,
евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что
государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.
Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы.
Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной
экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных
ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного
описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими
монетами.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их
прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников
истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте,
столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные
достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории
и культуры разных стран (например, ТаджМахал в Индии, пирамиды в Египте
и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего
общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических
объектов.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
человек — часть природы и общества;
что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы
растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы
животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для
человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу,
меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
правила гигиены; основы здорового образа жизни;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные
знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической
безопасности;
потребности людей; товары и услуги;
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского
хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного
бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности; страны,
граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их
столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласаопределителя;
различать наиболее распространенные в данной местности растения,
животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и
практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и
между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их
необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую
помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром
для очистки воды;
владеть элементарными приемами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран
зарубежной Европы и их столиц.
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.