Рабочая программа составлена на основе примерной программы по окружающему миру, Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г., с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Окружающий мир.doc
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по
окружающему миру, Федеральных государственных стандартов общего
образования второго поколения, приказа Министерства образования и науки
РФ от 31.12.2015 г., с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника
умения учиться.
Учебный предмет разработан в соответствии с базисным учебным
учебного плана МКОУ
планом общеобразовательных учреждений,
«Прогимназия № 13г.Майского» на 2016 – 2017 учебный год.
На изучение окружающего мира в 3м классе выделяется 68 часов ( 2
часа в неделю) из них 5ч на привитие здорового образа жизни, также включены
уроки с национально региональным компонентом.
1. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир. Сборник программ
для четырехлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова – Самара:
«Издательский дом «Федоров», 2014 г.
УМК
2. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир: Учебник для 3
класса. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2014 г.
3. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику
«Окружающий мир» 3 класс. – Самара: Издательский дом
«Федоров», 2015 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к школе и учебной деятельности;
– представление о причинах успеха в учебе;
– интерес к учебному материалу;
– знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– понимания чувств других людей;
–представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»;
– понимания своей этнической принадлежности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе. Метапредметные результаты. Умение выполнять пробное учебное
действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение,
анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины
затруднения, развитие умения планировать свое речевое и неречевое
поведение; развитие коммуникативной компетенции;умение четко
определять области знаемого и незнаемого; способность обучающегося
принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно
преобразовывать практическую задачу в познавательную
Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и
сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных
способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование,
реализация построенного проекта.
Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе
выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации.
Приобретение опыта использования методов решения проблем
творческого и поискового характера.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Овладение навыками смыслового чтения текстов.
Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор»,
«критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и
право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку
зрения.
Умение работать в парах и группах, договариваться о распределении
функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
стремление не допускать конфликты, а при их возникновении готовность
конструктивно их разрешать.
Начальные представления о сущности и особенностях математического
знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе
знаний.
Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм,
множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и
отношения между объектами и процессами различных предметных областей
знания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
2 – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих
действий, вносить соответствующие коррективы;
– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов
решения учебной задачи;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных
пособиях, сети Интернет;
– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в
учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
– производить сравнение, и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами, группами;
– допускать существование различных точек зрения;
– строить понятные для партнера высказывания;
– использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;
– передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для
построения действия.
Предметные результаты.
Освоение опыта самостоятельной деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и применению для решения учебно
познавательных и учебнопрактических задач.
узнают наиболее типичных представителей растений и животных природных
зон России;
характерные признаки сезонов года родного края;
названия основных сообществ (лес, луг, водоем);
названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном
крае растений и животных;
3 названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности
растений и животных;
правила поведения в природе;
правила безопасности в лесу и на водоемах;
имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый
период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий
Донской, Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский.
Будут уметь
определять местонахождение крупных объектов на физической карте
России;
узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники,
хвойные, цветковые;
приводить примеры растений и животных природных сообществ;
узнавать особо охраняемые растения и животных родного края;
называть характерные признаки сезонов года родного края;
фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды;
составлять устную характеристику погоды выбранных дней;
устанавливать последовательность основных исторических событий в России
в изучаемый период.
Содержание учебного предмета
Природные условия Земли (12 часов)
Человек и природа. Особенности планеты Земля (обобщение знаний
предыдущих лет обучения).
Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила
ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды.
Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой
своего края. Представление о климате, климат родного края.
Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной
жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв.
Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой
природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.
Практические работы. Нахождение на физической карте мира
материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее
изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России.
Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.
Человек в далеком прошлом (9 часов)
Человек и общество
Природные условия, в которых появился человек. Представления о
природных зонах
4 Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира.
Лента времени (год, век, тысячелетие).
Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте
природных зон; соотнесение: год_век, век_тысячелетие.
Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры,
литературы...) в жизни человека.
Экскурсии в зоопарк, в ботанический сад, в краеведческий музей (с
учетом возможностей).
Земли восточных славян (22 часа)
Человек и природа
Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного
мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и
животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и
животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России.
Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и
зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры
по сохранению леса.
Человек и общество
Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в
степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы.
Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы,
поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Образование
Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью
христианства. Основные религии народов России: православие, ислам,
буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное
народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское
нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представления о
национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве.
Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России;
работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами
растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор
загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа;
коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне
лесов. Составление кроссвордов.
Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных.
Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и
материальная культура древних русичей. История одного из древних городов.
Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или
заказник (с учетом возможностей).
Московское государство (12 часов)
Человек и природа
5 Залесский край. Законы лесной жизни.
Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот
веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила
безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга.
Ядовитые грибы.
Человек и общество
Основание Москвы, объединение вокруг Москвы русских земель.
Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига.
Культура Московской Руси. Человек член общества, носитель и
создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с
представителями
Исторические
достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный.
национальностей.
разных
Практические работы. Ориентирование на физической карте России и
мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание
ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства
человека в природные сообщества и их последствия; применение правил
поведения в лесу и у водоемов.
Экскурсии в лес, к озеру, реке или к болоту. (с учетом возможностей).
Путь от Руси к России (13 часов)
Человек и общество
Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение
Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население
Сибири.
Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии.
Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их
общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны.
Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII
века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в
обществе.
Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных
сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в т.ч.
охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на
местности.
Родной край в изучаемый исторический период: территориальная
принадлежность,
Названия разных народов,
проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта,
культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.
Особенности хозяйственной деятельности.
коренное население.
Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее
время.Экскурсии в музей, школьный двор.
6 Тематическое планирование
№
Содержание
1. Раздел 1. Природные условия Земли 12часов
2. Раздел 2. Человек в далеком прошлом 9 часов
3. Раздел 3. Земли восточных славян 15 часов
5. Раздел 4. Образование Древнерусского государства 7 часов
5. Раздел 5. Объединение русских земель вокруг Москвы 12 часов
6. Раздел 6. Какая она, Азия 5 часов
7. Раздел 7. Россия в XVII веке 8 часов
8. Добавлено 5 бесед по здоровому питанию
9. Национальнорегиональный компонент 5 часов
Количество
часов
12
9
15
7
12
5
8
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Тема раздела, урока.
Приглашение к путешествию. С. 35, РТ № 1,2,7,9
Путешествие по карте. Промежуточные направления.С.67,РТ №3,4,5,6 7
Что такое погода. Экскурсия на пришкольный участок. С. 811
Народные приметы погоды.«Здоровое питание – основа ЗОЖ» С.1113, РТ
№1011
Климат. С. 1318, РТ № 1517.
Почва. Состав почвы. Почвы КБР. С. 1820, РТ № 1820
Образование почв. Плодородие. С. 2022, РТ № 26,27
Охрана почв. Тест по теме: «Почвы». С. 2224, РТ № 2127
Природные зоны суши Земли. Здоровым быть здорово! С. 2526, РТ № 2830
10. Природные зоны Земли.с.2728, Р.Т. № 23, 26
11. Особенности Африки. С. 2931, РТ № 31
Дата
План Факт
7 12.
Экваториальный лес. Животные экваториального леса С.3137, Р.Т.№3233
13. Африканская степьсаванна. Пустыни С. 37 44, Р.Т.№34,35
14. Средиземноморская природная зона.С.4445
15. Родина человечества. Как появился человек. С. 4649, РТ № 36, 37
16. Жизнь родовым обществом. Одомашнивание животных и земледелие
С. 4953, РТ № 38,39
17. Самые древние государства. С. 5458,РТ № 4042
18. Античность. С. 5864, РТ № 43
19. Расширение знаний о Европе. С.6469, РТ № 4448
20. Расширение знаний об Азии. С. 7074 Беседа: Продукты для
профилактики простуды
21. Наследие Древнего мира. С. 7478, РТ № 48
22. Духовная жизнь древнего человека. С.78 86 Р,Т,№47
23. Земли восточных славян. С.8791
24. ВосточноЕвропейская равнина. Степи. Растительность. С. 9196, РТ № 4951
25. Животный мир степи. Животные КБР. С. 96100, РТ № 5253
26. Волки. С. 100102, РТ № 5455
27. Люди в степи С. 102107, РТ № 56
28. Лесостепь. Лесная зона. С.107114, РТ № 5758
29. Смешанные леса. Растительность и животный мир. Животные и растения КБР.
С.114124, РТ № 59, 60
30. Сезонные изменения. Осень. Ядовитые растения леса.С. 124130, РТ № 6163
31. Сезонные изменения в лесу. Зима С.130 134, РТ № 6465
32. Сезонные изменения в лесу. Весна, лето. С. 135138Р.Т.№6668
33. Как жили наши далекие предки. Расселение славян. С. 139 144,Р.Т.№6970
34. Путь»Из варяг в греки» С. 145147, Р.Т.№71
8 35. Обожествление природы. С. 148151, РТ № 72
36. Первые русские князья. С.3 – 8, РТ № 73
37. Принятие Русью христианства. С. 814, РТ № 74
38. Древнерусская культура. С. 1417 РТ № 75
39. Устное народное творчество. С. 1720, РТ № 7677
40. Как учили школьников на Руси. С. 2124, РТ № 77.
41. Ослабление Древнерусского государства. Ордынское нашествие. С. 2449
42. Угроза с Запада. Ледовое побоище. С. 2933,РТ №78
43. Залесская земля. С. 3436 Беседа: Продукты для иммунитета
44. Природное сообщество. Законы лесной жизни. С. 3641, РТ № 7980
45. Экологические проблемы леса. С. 4245,РТ № 80
46. Луг – природное сообщество. С. 4549, РТ № 81
47. Озеро – природное сообщество. Правила поведения на воде. Озера КБР. С. 49
55,
РТ № 8285
48. Природное сообщество – поле. С. 5659,РТ № 86
49. Проектная работа. Вмешательства человека в природные сообщества. РТ № 85
50. Возвышение Москвы. С. 6063,РТ № 8788
51.
Куликовская битва. С. 6368, РТ № 76, 77
52. Создание Московского государства. С.6871
53. Развитие русской культуры. С. 7275, РТ №89
54. Развитие русской культуры. С. 7679, РТ № 9091
55. Русские первопроходцы. Географическое положение Азии. С. 8086, РТ № 92
93
56. Природные условия Сибири. С. 8687, РТ № 9495
9 57. Тайга. Экологические проблемы тайги. С.8892, РТ №9697
58. Болото – природное сообщество. С. 9397, РТ № 98102
59.
«Хождение за три моря». Природа Индии. С. 98103, РТ № 103104
60. Смутное время. Спасители Земли Русской. С. 104109 РТ № 105106
61. Сквозь сибирские дебри.С.109111,РТ№107
62. Природа тундры. Природа КБР. С. 111118, РТ № 108110
63. Люди в тундре. С. 118121, РТ № 111112
64. Арктическая пустыня. С.122126, Р.Т. № 113114
65. Проверочная работа за год. Стр.5152, Р.Т.
66. Народы Сибири. Рудознатцы. Послы. С. 127133 Р.Т. № 115,116
67. Россия накануне реформ.С.134135, РТ с. 4950
68. Обобщающий урок. Беседа: Питание на каникулах
10
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.