Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

  • Образовательные программы
  • doc
  • 30.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по окружающему миру, Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г., с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Иконка файла материала Окружающий мир.doc
Пояснительная записка Рабочая   программа   составлена     на   основе   примерной   программы   по окружающему   миру,   Федеральных   государственных   стандартов   общего образования второго поколения, приказа Министерства образования  и науки РФ  от 31.12.2015 г.,   с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики   учебного   процесса,   задачи   формирования   у   младшего   школьника умения учиться. Учебный     предмет   разработан   в   соответствии   с   базисным   учебным   учебного   плана   МКОУ планом   общеобразовательных   учреждений, «Прогимназия № 13г.Майского» на 2016 – 2017 учебный год. На изучение окружающего мира в 3­м  классе выделяется 68 часов ( 2 часа в неделю) из них 5ч на привитие здорового образа жизни, также включены уроки с национально­ региональным компонентом. 1. Дмитриева  Н. Я., Казаков  А. Н. Окружающий  мир. Сборник  программ для четырехлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова  – Самара: «Издательский дом «Федоров», 2014 г. УМК 2. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир: Учебник   для   3  класса. – Самара: Издательский дом  «Федоров», 2014  г. 3. Дмитриева   Н.   Я.,   Казаков   А.   Н.   Рабочая   тетрадь   к   учебнику «Окружающий   мир»     3   класс.   –   Самара:   Издательский   дом  «Федоров», 2015 г.  Планируемые    результаты    освоения учебного предмета Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: – положительное отношение к школе и учебной деятельности; – представление о причинах успеха в учебе; – интерес к учебному материалу; – знание основных моральных норм поведения. Обучающийся получит возможность для формирования: – понимания чувств  других людей; –представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»; – понимания своей этнической принадлежности; – чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ; – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе.Метапредметные   результаты.  Умение   выполнять   пробное   учебное действие,   в   случае   его   неуспеха   грамотно   фиксировать   своё   затруднение, анализировать   ситуацию,   выявлять   и   конструктивно   устранять   причины затруднения,  развитие   умения   планировать   свое   речевое   и   неречевое поведение;   развитие   коммуникативной   компетенции;умение   четко определять   области   знаемого   и   незнаемого;   способность   обучающегося принимать   и   сохранять   учебную   цель   и   задачи;   самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную Освоение   начальных   умений   проектной   деятельности:   постановка   и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Приобретение   опыта   использования   методов   решения   проблем творческого и поискового характера. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.  Овладение навыками смыслового чтения текстов. Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку зрения. Умение работать в парах и группах, договариваться о распределении функций   в   совместной   деятельности,   осуществлять   взаимный   контроль, адекватно   оценивать   собственное   поведение   и   поведение   окружающих; стремление   не   допускать   конфликты,   а   при   их   возникновении   готовность конструктивно их разрешать. Начальные   представления   о   сущности   и   особенностях   математического знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе знаний.  Освоение   базовых   предметных   и   межпредметных   понятий  (алгоритм, множество,   классификация   и   др.),   отражающих   существенные   связи   и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; –  понимать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   новом   учебном материале; 2–  оценивать   совместно   с   учителем   или   одноклассниками   результат   своих действий, вносить соответствующие коррективы; – выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане. –  в   сотрудничестве   с   учителем,   классом   находить   несколько   вариантов решения учебной задачи; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; –  принимать   установленные   правила     в   планировании   и   контроле   способа решения; – принимать роль в учебном сотрудничестве; Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: –  осуществлять   поиск   необходимой   информации   в   учебнике,   учебных пособиях, сети Интернет; –  пользоваться   знаками,   символами,   моделями,   схемами,   приведенными   в учебной литературе; – строить сообщения в устной форме; –  осуществлять   анализ   объектов   с   выделением   существенных   и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; – производить сравнение, и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать участие в работе парами, группами; – допускать существование различных точек зрения; – строить понятные для партнера высказывания; – использовать в общении правила вежливости. Обучающийся получит возможность научиться: – задавать вопросы, адекватные данной ситуации; –  передавать   партнеру   необходимую   информацию   как   ориентир   для построения действия. Предметные результаты.  Освоение  опыта самостоятельной   деятельности  по  получению  нового знания,   его   преобразованию   и   применению   для   решения   учебно­ познавательных и учебно­практических задач. ­узнают наиболее типичных представителей растений и животных природных зон России; ­характерные признаки сезонов года родного края; ­названия основных сообществ (лес, луг, водоем); ­названия  и отличительные   признаки  наиболее  распространенных  в родном крае растений и животных; 3­названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных; ­правила поведения в природе; ­правила безопасности в лесу и на водоемах; ­имена   выдающихся   российских   государственных   деятелей   (в   изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский.  Будут уметь ­   определять   местонахождение   крупных   объектов   на   физической   карте России; ­   узнавать   в   окружающем   мире   изученные   растения:   мхи,   папоротники, хвойные, цветковые; ­приводить примеры растений и животных природных сообществ; ­ узнавать особо охраняемые растения и животных родного края; ­ называть характерные признаки сезонов года родного края; ­   фиксировать   с   помощью   условных   знаков   основные   признаки   погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней; ­устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период. Содержание  учебного предмета Природные условия Земли (12 часов) Человек   и   природа.   Особенности   планеты   Земля   (обобщение   знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра,   атмосферные   осадки,   наличие   облаков.   Народные   приметы   погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края. Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природная   зона   как   взаимосвязь   живых   организмов   с   неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Практические   работы.   Нахождение   на   физической   карте   мира материков,   океанов,   тепловых   поясов;   фиксация   показателей   погоды   и   ее изменений   в   своей   местности,   сравнение   с   другими   территориями   России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон. Человек в далеком прошлом (9 часов) Человек и общество Природные   условия,   в   которых   появился   человек.   Представления   о природных зонах 4Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие). Практические   работы.  Ориентирование   на   физической   карте   и   карте природных зон;   соотнесение: год_век, век_тысячелетие. Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы...) в жизни человека. Экскурсии   в   зоопарк,  в   ботанический   сад,  в  краеведческий   музей  (с учетом возможностей). Земли восточных славян (22 часа) Человек и природа Природная   зона   степей.   Единство   почв,   растительности   и   животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного   мира.   Природная   зона   лесов.   Единство   почв,   растительности   и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Листопад.   Распространение   плодов   и   семян   в   природе.   Перелетные   и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса. Человек и общество Зависимость   жизни   и   занятий   населения   от   природных   условий   в степной   и   лесной   зонах.   Освоение   человеком   законов   жизни   природы. Народный   календарь,   определяющий   сезонный   труд   людей.   Пословицы, поговорки.   Расселение   славян.   Путь   «из   варяг   в   греки».   Образование Древнерусского   государства.   Первые   русские   князья.   Принятие   Русью христианства.   Основные   религии   народов   России:   православие,   ислам, буддизм,   иудаизм.   Князь   Владимир.   Ярослав   Мудрый.   Культура:   устное народное   творчество,   письменность,   материальная   культура.   Ордынское нашествие.   Александр   Невский   и   Ледовое   побоище.   Представления   о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве. Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений   степной   зоны   и   зоны   лесов;   составление   цепей   питания;   подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов. Исследовательская   работа.   Образ   жизни,   повадки   лесных   животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов. Экскурсии   в   исторический,   краеведческий   музеи,   в   заповедник   или заказник (с учетом возможностей). Московское государство (12 часов) Человек и природа 5Залесский край. Законы лесной жизни. Природные   сообщества:   лес,   луг,   водоем,   их   значение.   Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы. Человек и общество Основание   Москвы,   объединение   вокруг   Москвы   русских   земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура   Московской   Руси.   Человек   ­   член   общества,   носитель   и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями Исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный. национальностей.   разных     Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира,   на   исторических   картах;   составление   цепей   питания;   узнавание ядовитых   растений   и   грибов;   моделирование   вариантов   вмешательства человека   в   природные   сообщества   и   их   последствия;   применение   правил поведения в лесу и у водоемов. Экскурсии в лес, к озеру, реке или к болоту. (с учетом возможностей). Путь от Руси к России (13 часов) Человек и общество Расширение   пределов   страны.   Русские   первопроходцы.   Освоение Сибири.   Природа   Сибири.   Тайга.   Тундра.   Арктика.   Коренное   население Сибири. Путешествие   Афанасия   Никитина.   Ознакомление   с   природой   Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века.   Кузьма   Минин.   Дмитрий   Пожарский.   Активная   роль   человека   в обществе. Краеведение   (в   течение   года).   Изучение   рельефа,   почв,   природных сообществ   родного   края,   запоминание   растений,   животных,   грибов   (в   т.ч. охраняемых),   усвоение   правил   поведения   в   природе,   ориентирование   на местности. Родной   край   в   изучаемый   исторический   период:   территориальная принадлежность,   Названия   разных   народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта, культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.   коренное   население. Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.Экскурсии в музей,  школьный двор. 6Тематическое планирование  № Содержание 1. Раздел 1. Природные условия Земли  ­ 12часов 2. Раздел 2. Человек в далеком прошлом ­ 9 часов 3. Раздел 3. Земли восточных славян ­ 15 часов 5. Раздел 4. Образование Древнерусского государства ­ 7 часов 5. Раздел 5. Объединение русских земель вокруг Москвы ­ 12 часов 6. Раздел 6. Какая она, Азия ­ 5 часов 7. Раздел 7. Россия в XVII  веке ­ 8 часов 8. Добавлено 5 бесед по здоровому питанию 9. Национально­региональный компонент­ 5 часов  Количество часов 12 9 15 7 12 5 8 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Тема раздела, урока. Приглашение к путешествию. С. 3­5, РТ № 1,2,7,9 Путешествие по карте. Промежуточные направления.С.6­7,РТ №3,4,5,6 7 Что такое погода. Экскурсия на пришкольный участок. С. 8­11 Народные приметы погоды.«Здоровое питание –  основа ЗОЖ» С.11­13, РТ №10­11 Климат. С. 13­18, РТ № 15­17. Почва. Состав почвы. Почвы КБР. С. 18­20,  РТ № 18­20 Образование почв. Плодородие. С. 20­22, РТ № 26,27 Охрана почв. Тест по теме: «Почвы». С. 22­24, РТ № 21­27 Природные зоны суши Земли. Здоровым быть здорово! С. 25­26, РТ № 28­30 10. Природные зоны Земли.с.27­28, Р.Т. № 23, 26 11. Особенности Африки. С. 29­31, РТ № 31             Дата План Факт                                             712.  Экваториальный лес. Животные экваториального леса С.31­37, Р.Т.№32­33 13. Африканская степь­саванна. Пустыни С. 37­ 44, Р.Т.№34,35 14. Средиземноморская природная зона.С.44­45 15. Родина человечества. Как появился человек. С. 46­49, РТ № 36, 37 16. Жизнь родовым обществом. Одомашнивание животных и земледелие С. 49­53, РТ № 38,39 17. Самые древние государства. С. 54­58,РТ № 40­42 18. Античность. С. 58­64, РТ № 43 19. Расширение знаний о Европе. С.64­69, РТ № 44­48 20. Расширение   знаний   об   Азии.   С.   70­74  Беседа:   Продукты   для профилактики простуды 21. Наследие Древнего мира. С. 74­78, РТ № 48 22. Духовная жизнь древнего человека. С.78­ 86 Р,Т,№47 23. Земли восточных славян. С.87­91 24. Восточно­Европейская равнина. Степи. Растительность. С. 91­96, РТ № 49­51 25. Животный мир степи. Животные КБР. С. 96­100, РТ № 52­53 26. Волки. С. 100­102, РТ № 54­55 27. Люди в степи С. 102­107, РТ № 56 28. Лесостепь. Лесная зона. С.107­114, РТ № 57­58 29. Смешанные леса. Растительность и животный мир.  Животные и растения КБР. С.114­124, РТ № 59, 60 30. Сезонные изменения. Осень. Ядовитые растения леса.С. 124­130, РТ № 61­63 31. Сезонные изменения в лесу. Зима С.130­ 134, РТ № 64­65 32. Сезонные изменения в лесу. Весна, лето. С. 135­138Р.Т.№66­68 33. Как жили наши далекие предки. Расселение славян. С. 139 ­144,Р.Т.№69­70 34. Путь»Из варяг в греки» С. 145­147, Р.Т.№71                                                                         835. Обожествление природы. С. 148­151,    РТ № 72 36. Первые русские князья. С.3 – 8, РТ № 73 37. Принятие Русью христианства. С. 8­14, РТ № 74 38. Древнерусская культура. С. 14­17 РТ № 75  39. Устное народное творчество. С. 17­20,  РТ № 76­77 40. Как учили школьников на Руси. С. 21­24, РТ № 77. 41. Ослабление Древнерусского государства. Ордынское нашествие. С. 24­49 42. Угроза с Запада. Ледовое побоище. С. 29­33,РТ №78 43. Залесская  земля. С. 34­36 Беседа: Продукты для иммунитета 44. Природное сообщество. Законы лесной жизни. С. 36­41, РТ № 79­80 45. Экологические проблемы леса. С. 42­45,РТ № 80 46. Луг – природное сообщество. С. 45­49, РТ № 81 47. Озеро – природное сообщество. Правила поведения на воде. Озера КБР.  С. 49­ 55, РТ № 82­85 48. Природное сообщество – поле. С. 56­59,РТ № 86 49. Проектная работа. Вмешательства человека в природные сообщества. РТ № 85 50. Возвышение Москвы. С. 60­63,РТ № 87­88  51.  Куликовская битва. С. 63­68,  РТ № 76, 77 52. Создание Московского государства. С.68­71 53. Развитие русской культуры. С. 72­75, РТ №89 54. Развитие русской культуры. С. 76­79, РТ № 90­91 55. Русские первопроходцы. Географическое положение Азии. С. 80­86, РТ № 92­ 93  56. Природные условия Сибири. С. 86­87, РТ № 94­95                                                                                   957. Тайга. Экологические проблемы  тайги. С.88­92, РТ №96­97  58. Болото – природное сообщество. С. 93­97,  РТ № 98­102 59. «Хождение за три моря». Природа Индии. С. 98­103,  РТ № 103­104 60. Смутное время. Спасители Земли Русской. С. 104­109 РТ № 105­106  61. Сквозь сибирские дебри.С.109­111,РТ№107 62. Природа  тундры. Природа КБР. С. 111­118, РТ № 108­110 63. Люди в тундре. С. 118­121, РТ № 111­112 64. Арктическая пустыня. С.122­126, Р.Т.  № 113­114 65. Проверочная работа за год. Стр.51­52, Р.Т. 66. Народы Сибири. Рудознатцы. Послы. С. 127­133 Р.Т.  № 115,116 67. Россия накануне реформ.С.134­135,  РТ с. 49­50 68. Обобщающий урок. Беседа: Питание на каникулах                                             10