Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"
Оценка 4.9

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
3 кл
31.03.2018
Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"
В программу включены все основные части: от титульного листа до календарно - тематического планирования, включая пояснительную записку, планируемые результаты, содержание учебного предмета, систему оценки и панируемых результатов, календарно - тематическое планирование разбито по четвертям, с определением основных видов деятельности, с датой проведения уроков.Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса УМК - "Планета Знаний"
4. Окружающий мир.docx
г. Азов, Ростовская область муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение   средняя общеобразовательная школа № 13  города Азова                                                                                                                                                                                                                             ФИО   «Утверждаю» Директор  МБОУ СОШ № 13        Приказ №128­о от «31» августа 2017г.       /       _________ /   Черкесова Г.И. РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА                                         по     ОКРУЖАЮЩЕМУ   МИРУ Уровень общего образования (3 класс)    начальное общее образование,  3– Б класс Количество часов   2 часа в неделю, 67 часов в год Учитель: Назаренкова  Екатерина  Павловна Программа разработана на основе:                        авторской программы  курса «Окружающий мир» 1­4 классыГ.Г. Ивченкова; И.В. Потапов.                         Начальная школа. 1­4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2016 г. 2017г. г. Азов, Ростовская область муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение   средняя общеобразовательная школа № 13  города Азова                                                                                СОГЛАСОВАНО                                                                                            заместитель директора по МР                                                                            Глущенко Л.В. /________/                                                                             «12» сентября 2017 года СОГЛАСОВАНО Протокол  № 1                              заседания   ШМО  учителей  начальных  классов МБОУ СОШ № 13 г. Азова  от «28» августа 2017 г.  руководитель ШМО   Калугина О.С. /________/  ПРИНЯТО Решение педагогического совета МБОУ СОШ  № 13 г. Азова протокол  № 1 от «29» августа 2017 г. Пояснительная записка     к рабочей программе по окружающему миру 3 класс.                  Настоящая  рабочая программа по окружающему миру для 3  класса создана на основе Федерального  государственного стандарта общего образования и «Примерной программы начального общего образования по окружающему  миру  для образовательных учреждений с русским языком обучения для начальной общеобразовательной школы (І−ІV  классы)», что соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта нового поколения.  Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в  соответствии с целями изучения окружающего мира, которые определены стандартом. В ней также учитываются основные  идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,  преемственность с примерными программами для начального общего образования.               Рабочая программа по окружающему миру  для 3 класса представляет собой целостный документ, включающий    четыре раздела: пояснительную записку; планируемые результаты изучения учебного предмета; содержание тем; календарно ­  тематическое планирование по окружающему миру.                                                                                                                                 Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в  соответствии с целями изучения данного предмета, которые определены стандартом. В ней также учитываются основные идеи  и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,  преемственность с примерными программами для начального общего образования.                                                                          Курс направлен на реализацию целей обучения окружающему миру в начальном звене, сформулированных в стандарте  начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать  задачи, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей. Цель изучения курса — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. Задачи курса:  систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;  формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;  знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);  социализация ребёнка;  развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);  воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;  формирование самостоятельной познавательной деятельности;  развитие мышления, воображения и творческих способностей;  формирование   информационной   грамотности   (ориентировка   в   информационном   пространстве,   отбор   необходимой информации, её систематизация и др.);  формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно­следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;  формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);  формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях); формирование основ экологической культуры; патриотическое и духовно­нравственное воспитание учащихся. Рабочая программа по окружающему миру программы  курса «Окружающий мир»     ( авторы:   с целью :      для  3 «Б» класса на 2017/18 учебный год  составлена на основе авторской          Г.Г.Ивченкова,  И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин    .  )          Адаптировать авторскую программу к ШУП на 2017 ­ 2018 учебный год,  Обеспечить технологию качественной реализации данной программы и достижения целей, поставленной в ней и ФГОС  по окружающему миру. Рабочая программа составлена на основе следующей нормативной базы    :  Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273­ФЗ);  Областной закон от 14.11.2013 № 26­ЗС «Об образовании в Ростовской области»;   Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях»;     189 «Об утверждении СанПиН     Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);  Приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;  Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2017­2018 учебный год»;  Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1­4  классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2­е  изд., доработанное. – АСТ­Астрель  Москва 2014. – 576 с. –(Новый стандарт начального образования),   рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;   Авторская программа  курса «Окружающий мир». Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов Сборник «Программы  общеобразовательных учреждений. Начальная  школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2­е, дораб. – М:  АСТ: Астрель;  Москва:  2016.)  Приказ об утверждении  примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2017 –  2018 учебный год (от 18.05.2017 № 24/4.1­3996.):  Устав МБОУ СОШ № 13 г. Азова;  Положение о структуре рабочей программы педагога МБОУ СОШ № 13 г. Азова;  Образовательная программа  МБОУ  СОШ № 13;    Учебный план МБОУ СОШ № 13 на 2017­2018 уч.год ( приказ №      128­о от  31.08.2017г.)      Программа ориентирована на использование учебно­методического комплекса «Планета знаний» под редакцией  И.А.Петровой и обеспечивается учебно­методическим комплектом: Г.Г. Ивченкова;  И.В.Потапов. «Окружающий мир» 3 класс. Учебник в 2 частях.  ­  М.: АСТ, «Астрель».  2016 г.  Г.Г. Ивченкова; И.В.Потапов. «Окружающий мир» 3 класс . Рабочая тетрадь №1, №2– М.:АСТ, «Астрель». 2016г. Г.Г. Ивченкова;  И.В.Потапов. «Окружающий мир» 3 класс Контрольные и диагностические работы. — М.: АСТ, Астрель. Г.Г. Ивченкова;  И.В.Потапов. Обучение в 3  классе по учебнику «Окружающий мир». М., АСТ, «Астрель», 2016 г.        Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной  деятельности в образовательных организациях на 2017 ­ 2018 учебный год (приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 08.06.2015г. № 576). Задачи курса        окружающий мир  3 класса.                   Образовательные и воспитательные задачи обучения курса окружающего мира решаются комплексно. Учителю  представляется, право самостоятельного выбора методических путей  и приемов их решения. В организации учебно­ воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения,  использование технических средств. Содержание программы по окружающему миру позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это  способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную  деятельность, своевременную корректировку трудностей. На основе межпредметных связей в курсе окружающий мир  учащиеся усваивают общие способы деятельности, применяемые в рамках учебного процесса, так и при решении проблем,  возникающих в реальных жизненных ситуациях: умение организовать свою деятельность, определив её цели и задачи;  взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируется также  исследовательские коммуникативные и информационные умения. Содержание программы по окружающему миру  позволяет  шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся,  обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и ус­ пешное продвижение в развитии.       Основной формой организации учебно­воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок.  В процессе изучения курса используются уроки­экскурсии, уроки практические занятия, уроки с демонстрацией  объектов или их изображений. Уроки­экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии ­ формирование у  младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления  используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений. Уроки­практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети  наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых  из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя. Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из­за сложности изучаемых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого  количества объектов или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится в связи с  недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.  Основными методами и формами контроля могут быть    :  индивидуальные, фронтальные и групповые оценивания, тесты и проверочные  работы.  Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового комплексного теста или  контрольной работы, которые включают вопросы (задания) по основным проблемам курса.        В школьном учебном плане на 2017 ­ 2018 учебный год на преподавание учебного предмета «Окружающий мир»       в 3 «Б»  классе предусматривается 2 часа в неделю, продолжительность учебного года составляет 34 недели,  в год – 68 , количество часов в год  с учетом годового календарного плана­графика и расписания занятий на 2017 – 2018  часов   учебный год – 67 часов.  Из них: резерв (для ликвидации пробелов) – 5 часов,  повторение (начало и конец года) – 6 часов  ,  контрольных работ (тематических, мониторинговых, административных) – 4 часа.  По каждой теме планируются самостоятельные работы на 15 – 20 минут     количества тем.    (обучающие), количество которых зависит от  Календарно ­ тематическое планирование составлено с учетом плана ­ графика работы школы   и расписания учебных занятий и обеспечивает рациональное распределение учебного материала: 1 четверть – 16 часов;    2  четверть – 16 часов;     3   четверть –  21 час;    4  четверть – 14часов.   Итого  ­ 67 часов.        Планируемые результаты   освоения программы по окружающему миру к концу 3 класса. Предметные результаты Метапредметные результаты Третьеклассники научатся    : находить стороны горизонта по Солнцу и компасу; различать наиболее распространенные растения; различать наиболее распространенных животных; проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты; устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания; проводить примеры положительного и отрицательного отношения человека  выполнять правила личной гигиены; оценивать свое поведение в природе; выполнять правила поведения в природе; находить на карте город, село, в котором они живут; рассказывать о главных символах государства рассказывать о символах своего города;       к природе;       Регулятивные: Третьеклассники научатся: принимать и сохранять цель   познавательной деятельности;  планировать свои действия в  соответствии с поставленной целью;  итоговый контроль.          возможность научиться:  Третьеклассники получат  осуществлять пошаговый и    самостоятельно планировать свои  действия в соответствии с поставленной целью; Личностные результаты У третьеклассников  продолжится  сформирование    :  положительного  отношения и интереса к  изучению природы и  человека;  осознания своего  продвижения в  овладениями знаниями и  умениями; способности к  самооценке; знаний основных правил  поведения в природе и в рассказывать о главных достопримечательностях своего города; рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка.   Третьеклассники смогут научиться: находить стороны горизонта по местным признакам; моделировать несложные природные процессы; объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе; выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания; пользоваться различной справочной литературой; получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы; сравнивать и делать выводы.        Человек и природа: Учащиеся научатся: давать характеристику погоды по результатам наблюдений; показывать на карте и глобусе границы России, некоторые города России; проводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их   проводить самостоятельно и под руководством учителя наблюдения в  природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать  результаты;    бережного использования;  жизни;  органов;    Учащиеся получат возможность научиться: устанавливать связи между объектами и явлениями природы; рассказывать о форме Земли и ее движении вокруг своей оси; выполнять правила поведения в природе. приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям  рассказывать о строении человеческого организма, физиологии основных  приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к  объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком; объяснять, что такое круговорот воды в природе, защитная окраска   совместной жизни;   животных;   хозяйственной деятельности человека на природу;  участвовать в мероприятиях по охране природы. давать оценку влиянию человеческой деятельности на природу; определять причины положительного и отрицательно воздействия  самостоятельно адекватно   оценивать правильность выполнения  задания и вносить коррективы. Познавательные: Третьеклассники научатся: находит необходимую  понимать информацию,  осуществлять анализ (описание)   информацию в учебнике, справочной  литературе;  представленную в виде текста, схемы,  таблицы;  использовать готовые модели  (глобус) для объяснения природных  явлений;  объектов природы с выделением  существенных и несущественных  признаков;  устанавливать причинно­ следственные связи изменений в  природе;  обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой,  делать выводы;  информацию из учебных и научно­ популярных текстов. Учащиеся получат возможность  научиться: выделять существенную  сравнивать и классифицировать   осуществлять поиск информации  с использованием ресурсов библиотек и  Интернета;  объекты природы, самостоятельно  выбирая основания;  представленную в разных видах,  сопоставлять информацию,  обществе, ориентация на  их выполнение;  понимания необходимости здорового образа жизни,  соблюдение правил  безопасного поведения  чувство прекрасного на  основе знакомства с  природой, культурой  родного края;  понимания значения семьи в жизни человека и  необходимости  взаимопомощи в семье;  устойчивого интереса к   изучению природы,  человека, истории страны; способность оценивания  трудности предлагаемого  задания;  адекватность самооценки;  чувство ответственности за  выполнение свей части  работы при работе в  группе;  установки на здоровы  образ жизни и ее  реализации в своем  поведении;  осознанных устойчивых  эстетических  предпочтений в мире  природы;  основ экологической  культуры;  осознанного  положительного  отношения к культурным  ценностям. Человек и общество Учащиеся научатся: выполнять правила поведения в обществе; различать государственную символику РФ; показывать на карте границы РФ; различать права и обязанности гражданина, ребенка; описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их      на карте;  улиц;  семьи;  Учащиеся получат возможность научиться: характеризовать основные научные достижения ученых. различать и объяснять наиболее распространенные типы названий городских понимать значение денег и планирование бюджета для жизни общества и  описывать государственное устройство РФ, основные положения   Конституции;  описывать культурные достопримечательности своего края. характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны; обобщать и использовать при  выполнении заданий;  устанавливать причинно­ следственные связи изменений в  природе, проводить аналогии;  материал, описывать его. Коммуникативные: Третьеклассники научатся: собирать краеведческий  сотрудничать с одноклассниками  строить монологические и   при выполнении заданий в паре;  диалогические высказывания;  обосновать свою позицию,  аргументировать выбор действий. Третьеклассники получат  возможность научиться: распределять обязанности при   работе в группе; учитывать мнение партнера,  аргументировано Содержание учебного предмета, курса. № п/п 1. Наименова ние разделов учебной программы Человек и природа Характеристика основных содержательных Планируемые результаты по предмету Требования ФГОС линий Природа вокруг нас      Окружающая человека среда. Экология — наука  о взаимодействии человека и всех других живых  существ с окружающей средой. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам. Базовый уровень – устанавливать связи между  неживой природой и живыми  организмами; взаимосвязи в  живой природе: между  растениями и животными,  между разными группами  Повышенный (функциональный) уровень – узнавать в природе  изученные растения:  водоросли, мхи, папоротники,  хвойные, цветковые; – оформлять результаты  исследовательской работы Разнообразие явлений природы, физические и  химические явления. Тела и вещества, их свойства. Первые  представления о строении вещества. Вода, горные породы и почва   Три состояния воды. Свойства воды в жидком  состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах,  вкус, теплопроводность,  способность растворять  другие вещества. Свойства снега и льда. Свойства воды в  газообразном состоянии. Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река,  море, океан — естественные водоёмы; пруд,  водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в  природе. Значение воды в жизни человека. Энергия  падающей воды. Необходимость рационального  использования воды, охрана воды от загрязнения. Воздух — необходимое условие жизни. Состав  воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в  воздухе. Свойства воздуха: занимает место, не имеет  цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и  упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Ветер. Использование энергии ветра человеком. Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими  газами. Необходимость охраны воздуха от  загрязнения. Горные породы, их разнообразие: твёрдые,  жидкие, газообразные. Горные породы как полезные ископаемые.  Некоторые доступные для наблюдения свойства  полезных ископаемых: песка, глины, гранита,  известняка. Использование важнейших полезных  ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных  ископаемых. Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода,  («Человек и природа») с  использованием (в случае  необходимости) таблиц,  графиков, простейших  столбчатых диаграмм,  рисунков, кратких выводов; – моделировать экологические  ситуации, в которых человек  оказывает существенное  влияние на природные  сообщества, оценивать их  последствия; – планировать, контролировать и оценивать учебно­ познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира  в соответствии с  поставленной задачей и  условиями ее реализации. животных; – осуществлять классификацию  объектов окружающего мира по  самостоятельно выделенным  признакам (при указании и без  указания количества групп); – использовать  естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы,  объяснений, создания  собственных устных или  письменных высказываний; – использовать различные  справочные издания для поиска  необходимой информации; – использовать готовые модели  (глобус, карты) для объяснения  явлений или описания свойств объектов;  определять местонахождение  крупных природных объектов на  физической карте России; – проводить наблюдения за  погодой и природой родного  края (на примере одного из  сообществ); – оценивать свое поведение и  поведение других людей в  природе; – сравнивать изучаемые  природные зоны России  (климат, растительный и животный мир, особенности  труда и быта людей, влияние  человека на природу изучаемых зон, охрана воздух. Главное отличие почвы от горной породы —  плодородие. Как образуется почва. Значение и  охрана почвы. О царствах живой природы         Четыре царства живой природы — растения,  животные, грибы, бактерии. Отличие живых существ от тел неживой  природы. Основные среды обитания живых существ:  наземно­воздушная, водная, почвенная, другие  живые существа. Первые представления о растении как организме. Органы растения: корень, побег, цветок и плод,  их значение в жизни растения. Вещества, из которых  состоит растение.  Разнообразие растений: водоросли, мхи,  папоротники, хвойные, цветковые. Как человек научился выращивать растения.  Предки культурных растений. Питание и дыхание растений. Испарение воды  листьями растений. Размножение растений.  Расселение плодов и семян. Развитие растений из  семени. Значение растений в природе и жизни человека.  Влияние деятельности человека на мир растений.  Редкие и исчезающие растения своей местности.  Охрана растений. Первые представления об организме животного.  Отличие животных от растений. Разнообразие животных: черви, ракообразные,  паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные,  пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Как человек приручил животных. Наши  домашние животные и их предки.  Как животные воспринимают окружающий мир.  Передвижение, дыхание, питание, размножение и  развитие животных. Значение животных в природе и жизни человека.  Необходимость бережного отношения к животным.  Меры по охране животных. природы); – сравнивать изучаемые  природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство  живой (растения, животные) и  неживой природы (солнечный  свет, воздух, вода, почва);  приводить примеры растений и  животных, характерных для того или  другого природного  сообщества; – выделять характерные  признаки сезонов года на  примере природы родного края; – выделять характерные  признаки сезонов года на  примере природы родного края; – узнавать наиболее  распространенные и охраняемые в родном крае растения и  животных; – соблюдать правила поведения  в природе; правила безопасности  в лесу и при отдыхе у водоема; – узнавать по внешнему виду  изученные растения: хвойные,  цветковые; – фиксировать с помощью  условных знаков основные  признаки погоды; ­ составлять устную  характеристику погоды. Грибы, особенности их строения и разнообразие.  Значение грибов в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни  человека. Человек.                                                           Человек — часть живой природы. Общее  представление об организме человека. Отличие  человека от животных. Окружающая среда и  здоровье человека. Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при  ранениях, ушибах, ожогах, обморожении. Опорно­двигательная система. Скелет, его  значение для организма. Осанка и здоровье. Как  сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа  мышц. Значение физической культуры и труда для  укрепления мышц. Кровеносная система, её значение.  Необходимость укрепления органов  кровообращения. Дыхательная система. Гигиена дыхания.  Предупреждение простудных заболеваний.  Пищеварительная система, её значение. Гигиена  питания. Зубы и уход за ними. Выделение. Значение удаления из организма  ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности. Органы чувств, их значение и гигиена.  Нервная система, её значение в организме  человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и  темперамент. Народы, живущие на территории России.  Национальные обычаи, традиции. Города России. История возникновения. Имя  города, символы города. История города в  памятниках и достопримечательностях. Москва — столица России. Герб Москвы.  Москва в исторических памятниках. Государственные символы России. История  происхождения герба, флага, гимна.  2. Человек и общество – различать прошлое,  настоящее, будущее; соотносить изученные исторические  события с датами, конкретную  дату с веком, находить место  изученных событий на «ленте  времени»; пользоваться историческими  картами; – оценивать устное  высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и  доказательность; – оформлять результаты  исследовательской работы  («Человек и общество») с  использованием (в случае Государственные награды. Основной закон страны. Конституция. Права и  обязанности ребёнка. Как устроено наше  государство. Органы власти. – используя дополнительные  источники информации,  находить факты, относящиеся к  образу жизни, обычаям и  верованиям своих предков; на  основе имеющихся знаний  отличать исторические факты от  вымыслов; – оценивать характер  взаимоотношений людей в  различных социальных группах (семья, общество  сверстников, этнос), в том числе с позиции понимания чувств  других людей и сопереживания  им; – устанавливать связь между  деятельностью человека и  условиями его жизни и быта в  разные эпохи, в разных  природных зонах; – выделять главное в текстах  учебника (в соответствии с  заданиями). необходимости) таблиц,  графиков, простейших  столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; – осознавать существующую  связь между каждым человеком и  разнообразными окружающими социальными группами; – ориентироваться в  важнейших для страны  событиях и фактах в  изучаемый исторический  период; – наблюдать проявления  богатства внутреннего мира  человека в его созидательной  деятельности на благо семьи, в интересах страны (на  примерах исторических лиц,  литературных героев и  современников); – проявлять уважение и  готовность выполнять совместно  установленные договоренности и правила, участвовать в  коллективной  коммуникативной  деятельности; – договариваться о  распределении функций и  ролей в совместной  деятельности, пути  достижения ее це1 ли, адекватно оценивать  собственное поведение и  поведение окружающих. узнать: – о древнейшей истории  человека, о первых  государствах; – об истории Древней Руси,  Московского государства, о  событиях общественной и  культурной жизни страны в  изучаемые исторические  периоды; – об особенностях быта, труда, духовно нравственных и  культурных традициях людей в изучаемые  исторические периоды; – имена выдающихся  российских государственных  деятелей (в изучаемый  период): князья Владимир,  Ярослав Мудрый, Александр  Невский, Дмитрий Донской,  царь Иван IV Грозный; Кузьма  Минин, Дмитрий Пожарский,  связанные с ними события и их влияние на историю нашего  Отечества; – об истории и выдающихся  людях родного края. Система оценки планируемых результатов.          Содержательный контроль и оценка предметных компетентностей (грамотности) учащихся предусматривает выявление  индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми. Вид  КОД № 1. Стартовая работа 2. Диагностическая  работа 3. Самостоятельная   работа Время проведения Содержание Формы и виды оценки Начало сентября Проводится на входе и  выходе темы при освоении способов  действия/средств в  учебном предмете.  Количество работ зависит  от количества  учебных  задач Во  время изучения темы  ( по мере необходимости) Определяет актуальный уровень  знаний, необходимый для  продолжения обучения, а также  намечает «зону ближайшего  развития» и предметных знаний,  организует коррекционную работу в  зоне актуальных знаний Направлена  на проверку  пооперационного состава действия,  которым необходимо овладеть  учащимся в рамках решения учебной  задачи Фиксируется учителем в журнале и автоматически  в    дневнике учащегося отдельно задания актуального  уровня и уровня ближайшего  развития в  многобалльной  шкале оценивания. Результаты работы  не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего  школьника.   Результаты фиксируются  отдельно по каждой  отдельной  операции (0­1 балл) и также не влияют на  дальнейшую итоговую оценку младшего школьника. Направлена, с одной стороны, на  возможную коррекцию результатов  Учащийся сам оценивает все задания, которые он  выполнил, проводит  рефлексивную оценку своей предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку  и углубление текущей изучаемой  учебной темы. Задания  составляются на двух  уровнях: 1 (базовый) и 2  (расширенный) по основным  предметным содержательным линиям. Проверяется уровень освоения   учащимися предметных культурных  способов/средств действия. Уровни: 1 формальный; 2 –рефлексивный  (предметный)№ 3 – ресурсный  (функциональный). Представляет  собой трехуровневую   задачу, состоящую из трех заданий,  соответствующих трем уровням Направлена на выявление уровня  освоения  ключевых   компетентностей Решает проблемы и трудности   учащихся в обучении 4. Проверочная   работа Проводится  после  решения учебной задачи 5. Решение  проектной задачи 6. Посещение  мастерской   Проводится после  изучения разделов учебной программы Проводится  1 раз в  неделю 7. Посещение  консультаций    Проводится 1 раз в неделю Ставит задачу обучения  учащихся   задавать (инициировать) «умные»  вопросы. Конец апреля ­май 8. Итоговая  проверочная работа (ВПР, комплексная  работа, срезовая ) Включает  основные  темы учебного   года. Задания рассчитаны на  проверку не только знаний, но и  развивающего эффекта обучения.  Задания  разного уровня, как по  работы: описывает объем выполненной  работы;  указывает достижения  и трудности в данной  работе;  количественно в 100­балльной шкале оценивает   уровень выполненной  работы.  Учитель  проверяет и оценивает выполненные  школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных  заданий и качество их  выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с  оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в  самостоятельной работе учащихся. Все задания  обязательны для выполнения. Учитель  оценивает все задания по уровням (0­1 балл) и строит   персональный  «профиль»  ученика по освоению   предметного  способа/средства действия Экспертная  оценка по специально созданным  экспертным картам. По каждому критерию 0­1 балл Фиксируется  учителем  в электронном журнале  следующим образом:  1 балл – ученик был приглашен  учителем на мастерскую, но не пришел; 2 балла –  ученик был на мастерской по инициативе учителя; 3  балла – ученик  пришел на мастерскую по собственной инициативе Фиксируется учителем  в  журнале следующим  образом: 1 балл – ученик присутствовал на  консультации, но вопросов не  задавал; 2 балла –  задавал вопросы, но не содержательные; 3 балла –  завал «умные» (содержательные) вопросы. Оценивание многобалльное, отдельно  по уровням.  Сравнение результатов  стартовой и итоговой работы. Май  месяц 9.  Демонстрация  достижений  ученика за год           ( портфолио) сложности (базовый, расширенный),  так и по уровню опосредствования  (формальный, рефлексивный,  ресурсный) Каждый учащийся в конце года  должен продемонстрировать  (показать) все, на что он способен. Философия этой формы оценки в смещение акцента с  того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он  знает и умеет по данной теме и данному предмету;  перенос педагогического ударения с оценки на  самооценку Календарно ­ тематическое планирование   класса на   2017 ­ 2018    3 «Б»   предмета окружающий мир  для        учебный год, с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Тема урока Характеристика учебной деятельности № п/п Дата проведения урока план факт 1 ЧЕТВЕРТЬ (16 ч. )                                                                 Природа вокруг нас 1.       (8 ч) Наблюдение за связями между человеком и окружающей его  средой (как природной, так и социальной её составляющих).  Преставление о науке «экология» и важности охраны природы. Обнаружение примеров разнообразия неживой и живой природы в окрестностях школы. Наблюдение и фиксация наблюдений.  Индивидуальная и групповая работа.  04.09. 2. 06.09. Что нас окружает Часть 1 С. 3—9 Экскурсия «Знакомство с  разнообразием неживой и  Вид и форма контроля Текущий  контроль Текущий  контроль 3. 4. 11.09. 13.09. 5. 18.09. 6. 20.09. 7. 8. 9. 25.09. 27.09. 02.10. 10. 04.10. 11. 09.10. 12. 11.10. живой природы в  окрестностях школы» Экскурсия «Изучение  влияния деятельности  человека на природу» Что такое горизонт.  Ориентирование по  Солнцу С. 10—12 Ориентирование по  компасу и местным  признакам С. 12—14 Экскурсия  «Ориентирование на  местности» Явления природы С. 15—17 Свойства тел и веществ С. 18—23 Наблюдение за примерами положительного и отрицательного  влияния человека на природу.  Текущий  контроль Представление о горизонте, основных и промежуточных  сторонах горизонта. Освоение приемов определения сторон  горизонта по полуденной тени от Солнца.  Индивидуальны й опрос Освоение приёмов нахождения стороны горизонта по Солнцу,  компасу и местным признакам  Текущий  контроль Показ на местности линии горизонта. Работа с компасом  (индивидуально и в группах)  фронтальный  опрос Представление о свойствах тел и веществ. Выделение  существенных и несущественных признаков. Сравнение и  классификация предметов по различным признакам. Усвоение научных представлений о явлениях природы. Развитие творческих способностей.  Проверочная  работа. Текущий  контроль Вода, воздух, горные породы и почва (8 ч) Свойства воды в жидком  состоянии С. 24—27 Вода­растворитель С. 28—30 Свойства льда, снега и  пара С. 30—33 Родники С. 34—35 Установление опытным путём некоторых свойств чистой  жидкой воды: бесцветности, прозрачности, отсутствии запаха,  плохой теплопроводности. Ознакомление с некоторыми  примерами использования знаний о свойствах воды на практике. Установление опытным путём свойства воды растворять  вещества. Ознакомление с растворимыми и нерастворимыми в  воде веществами. Ознакомление со свойствами воды в твёрдом и газообразном  состояниях. Представление о переходе вещества из одного  состояния в другое. Практическая  работа фронтальный  опрос Индивид. и  фронт. опрос Знакомство с процессом образования родников. Работа со  схемами и рисунками для получения нужной информации.  Индивидуальны й 13. 16.10. 14. 18.10. 15. 23.10. 16. 25.10. Водоёмы (река, озеро,  море, пруд,  водохранилище) С. 35—38 Облака, роса, туман, иней, изморозь С. 38—41 Круговорот воды в  природе С. 41—42 Использование и охрана  воды С. 43—46 Развитие творческих способностей. Представление о различных типах водоёмов. Представление о состояниях воды в природе (облака, роса,  туман, иней, изморозь). Раскрытие научной стороны этих  явлений. Закрепление ранее полученных знаний о переходе воды из одного состояния в другое в новой учебной ситуации. Знакомство с круговоротом воды. Представление о воде как  необходимом условии жизни, понимание изменений,  возникающих в природе в процессе использования воды. Повторение и закрепление пройденного материала по темам  «Три состояния воды» и «Вода в природе». Контроль усвоения  материала. 2 ЧЕТВЕРТЬ (16ч)                                                    Вода, воздух, горные породы и почва  (8 ч продолжение) 17. 06.11. Представление о том, что такое воздушная среда и каково её  значение для жизни. 18. 08.11. 19. 13.11. 20. 15.11. 21. 20.11. 22. 22.11. Значение воздуха для  жизни. Состав воздуха С. 47—50 Свойства воздуха С. 51—53 Ветер С. 54—551 Охрана воздуха С. 56—57 Горные породы С. 58—59 Полезные ископаемые  (песок, глина, гранит,  известняк) Знакомство опытным путём с некоторыми свойствами воздуха:  прозрачностью, отсутствием запаха и цвета, а также свойствами  плохо проводить тепло и при нагревании расширяться, а при  охлаждении сжиматься.1 Научное представление об образовании ветра в природе на  основе знакомства со свойством воздуха расширяться при  нагревании и сжиматься при охлаждении.  Представления о загрязнении воздуха, о необходимости охраны  воздуха. Представление о характерных особенностях горных пород, их  разнообразии и распространенности в природе. Установление связи деятельности человека с природой и  свойствами её объектов. Выделение эстетического аспекта  этого взаимодействия. опрос Текущий  контроль Самостоятельна я работа Индивидуальны й опрос Проверочная  работа по теме  «Вода и ее  свойства» Текущий  контроль Практическая  работа Текущий  контроль Текущий  контроль Текущий  контроль Индивид. и  фронт. опрос 23. 27.11. 24. 29.11.               04.12. 25. 26.   06.12. 27. 11.12. 28. 13.12. 29. 18.12. 30. 20.12. 31. 25.12. С. 60—63 Использование, добыча и  охрана полезных  ископаемых С. 63—67 Почва С. 68—73 Ознакомление со способами добычи полезных ископаемых, с  необходимостью бережного и экономного использования  полезных ископаемых. Контроль знаний по теме «Горные  породы. Полезные ископаемые» Проверочная  работа Представление о почве как о верхнем плодородном слое земли,  о её составе и необходимости охраны от разрушения и  загрязнения. Текущий  контроль Внеклассная деятельность учащихся С. 74—75                                                                 О царствах живой природы (8 ч) Четыре царства живой  природы С. 76—79 Строение растений С. 80—84 Ознакомление с царствами живой природы и науками, которые  их изучают, с отличиями живых существ от тел неживой  природы. Представление о среде обитания живых существ,  знакомство с четырьмя средами обитания. Ознакомление с органами растений и их разнообразием, со  значением органов  жизни человека. Сравнение и выявление  существенных признаков, описание объекта и фиксации  результатов наблюдений. Знакомство с основными группами растений: водорослями,  мхами, папоротниками, хвойными и цветковыми. Выявление  отличительных признаков групп растений. Расширение знаний о культурных растениях и их значении в  жизни человека. Ознакомление с предками некоторых  культурных растений. Текущий  контроль Практическая  работа Текущий  контроль Текущий  контроль Текущий  контроль Самостоятельна я работа Разнообразие растений С. 85—86 Дикорастущие и  культурные растения С. 87—88 Жизнь растений С. 89—92 Размножение и развитие  растений С. 93—94 Развитие растения из  семени С. 95—96 Охрана растений Ознакомление с процессом питания растения при помощи  опытов. Представление о дыхании растений, о значении  испарения воды листьями растений. Представление об опылении растений, о его значении в жизни  растения. Расширение представлений о способах расселения  плодов и семян растений, показ значения расселения плодов и  семян. Расширение знаний о развитии растения из семени. Выявление  Текущий С. 97—98 32. 27.12. Строение животных С. 99—100 опытным путём условий, необходимых для развития растения из семени. Расширение знаний о значении растений в природе и  жизни человека, о влиянии человека на мир растений.  Представление о необходимости бережного отношения к  растениям. Знакомство с редкими растениями своей местности  и мерами охраны растений. Ознакомление с особенностями строения животных, значение  органов животных для их жизни. Выявление сходства и различия между животными и растениями. контроль Практическая  работа                                                  О царствах живой природы (8 ч продолжение) Разнообразие животных С. 101—105 Расширение знаний об основных группах животных: насекомых,  рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и  млекопитающих. Расширение знаний о разнообразии животных.  Выявление существенных признаков. Расширение знаний о домашних животных и их значении в жизни 3 ЧЕТВЕРТЬ (21 ч) 33. 10.01. 34. 15.01. 35. 17.01. 36. 22.01. 37. 24.01. 38. 29.01. 39. 31.01. Домашние и дикие  животные С. 106—108 Как животные  воспринимают мир С. 109—111 Передвижение и дыхание  животных С. 112—115 Питание животных С. 116—119 Размножение и развитие  животных С. 120—123 Охрана животных С. 124—125 40. 05.02. Грибы и бактерии Текущий  контроль Текущий  контроль Текущий  контроль Текущий  контроль Текущий  контроль Текущий  контроль человека. Знакомство с предками основных домашних животных. Ознакомление с органами чувств животных, их значением в  жизни животного. Представления о связи внешнего вида  животного со степенью (уровнем) развития органов чувств. Расширение знаний об особенностях передвижения животных  разных групп, приспособленности животных к разным способам  передвижения. Представление о связи способа передвижения  животного со средой обитания. Ознакомление с органами  дыхания животных разных групп. Ознакомление с особенностями питания животных разных  групп. Ознакомление с приспособленностью животных к  добыванию и поеданию пищи. Ознакомление с особенностями размножения животных разных  групп. Формирование представлений о последовательности  развития животных разных групп. Расширение знаний о значении животных в природе и в жизни  человека. Наблюдение за влиянием деятельности человека на  животных. Расширение знаний о редких животных и мерах по их охране. Представление о грибах и бактериях как отдельных царствах  природы. Расширение представлений о видах и формах грибов.  Проверочная  работа по теме  «Растения и  животные» Текущий  контроль С. 126—131 Ознакомление со значением грибов и бактерий в хозяйственной  деятельности человека. Внеклассная деятельность учащихся С. 132—133 Человек (10 ч) Человек — часть живой  природы Часть 2 С. 3—10 Кожа — первая «одежда» С. 11—15 Скелет С. 15—18 Мышцы С. 19—21 Кровеносная система С. 22—25 Дыхание С. 26—30 Питание и выделение С. 30—35 Органы чувств С. 35—37 Нервная система С. 38—40 Эмоции и темперамент С. 41—45 Ознакомление с особенностями строения тела человека, с  органами человека и их значением для организма. Выявление  сходства и различия между человеком и животными. Выводы о  зависимости здоровья человека от состояния окружающей  среды. Ознакомление со свойствами кожи, значением кожи для  организма. Представление о необходимости ухода за кожей. Общее представление о скелете человека и его значением для  организма. Наблюдения и выводы о значении правильной  осанки, знакомство с правилами её формирования. Ознакомление с работой мышц. Представление о необходимости укрепления мышц, значении физической культуры и труда для  укрепления мышц. Ознакомление со строением и работой кровеносной системы.  Представление о необходимости укрепления сердца и сосудов, о составе и значении крови в организме. Ознакомление с органами дыхания  человека и их работой.  Представление о важности соблюдения правил гигиены органов  дыхания. Расширение знаний о пище и значении её разнообразия.  Ознакомление со строением и работой пищеварительной  системы. Представление о строении и значении зубов,  знакомство с правилами ухода за ними, значением выделения из  организма вредных и ненужных веществ. Расширение представлений об органах чувств, о правилах  гигиены. Представление о нервной системе человека, её значении для  организма. Ознакомление с правилами гигиены нервной системы и необходимостью их выполнения. Ознакомление с положительными и отрицательными эмоциями,  их влиянием на человека. Первоначальное представление о  темпераменте и его типах. Текущий  контроль Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа Практическая  работа Текущий  контроль Текущий  контроль Практическая  работа Текущий  контроль Проверочная  работа 41. 07.02. 42. 12.02. 43. 14.02. 44. 19.02. 45. 21.02. 46. 26.02. 47. 28.02. 48. 05.03. 49. 07.03. 50. 12.03. Внеклассная деятельность учащихся С. 46—47 Человек в обществе (4 ч) Знакомство с народами, населяющими нашу страну. Расширение представлений о многонациональном характере населения  России. Ознакомление с традициями и обычаями народов нашей страны. Текущий  контроль Текущий  контроль Представление о науке истории, которая изучает прошлое  человеческого общества. Ознакомление с понятием  «историческое время». 4 ЧЕТВЕРТЬ  (14ч)                         54.                                                                                  Человек в обществе (13 ч продолжение) 55. Представление о появлении названий у городов. Ознакомление с понятиями «город», «село». Представление об  исторически сложившихся занятиях крестьян и горожан. 51. 14.03. 52. 19.03. 53. 21.03. 02.04.     04.04. 09.04. 56. 57. 11.04. 58. 16.04. 59. 18.04. 60. 23.04. Народы нашей страны С. 48—52 Традиции народов нашей  страны С. 53—56 Путешествие по ленте  времени С. 57—60 Города и сёла С. 61—64 Названия городов С. 65—69 Кремль — центр города С. 69—75 Улицы города С. 76—79 Герб — символ города С. 80—83 Памятные места городов С. 84—87 Экскурсия «Улицы и  памятные  места  родного  города Азова»  Современный город Текущий  контроль Текущий  контроль Текущий  контроль Текущий  контроль Текущий  контроль Текущий  контроль Текущий  контроль Практическая  работа наблюдения Ознакомление с устройством древнерусского города.  Представление о кремле как центральной части города. Продолжение знакомства с устройством города. Знакомство с  появлением названий улиц, переулков, проспектов.  Представление о старинных домах, которые встречаются на  улицах городов. Знакомство с одним из символов города – гербом. Продолжение знакомства с символами города. Представление о  том, что символом города может быть не только герб  (исторический памятник, музей, университет, завод) Знакомство с обликом современного города. 61. 25.04. 62. 28.04. 63. 07.05. 64. 14.05. 65. 16.05. 66. 21.05. 67. 23.05. С. 88—91 Москва — столица России С. 92—95 Что такое  государство С. 96—100 Конституция — основной  закон нашей страны  С. 101—104 Права ребёнка С. 105—108 Символы государства.  Государственный герб  России. Государственный  флаг России.  Государственный гимн. С. 109—116 Итоговая проверочная  работа. Государственные награды С. 117—123 Внеклассная деятельность учащихся С. 124—125 Проверочная  Знакомство со столицей нашей страны, её  достопримечательностями. работа Текущий  Знакомство с понятием «государство». Ознакомление с  контроль современным государственным устройством России. Ознакомление с основным законом государства – Конституцией. Текущий  контроль Ознакомление с правами детей. Ознакомление с главными символами страны. Итоговая проверочная работа. Ознакомление с наградной системой страны. Текущий  контроль Текущий  контроль Индивидуальны й контроль Текущий  контроль

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Рабочая программа по  окружающему миру 3 класс "Планета знаний"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018