Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"
Оценка 4.8

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
окружающий мир
3 кл
22.04.2017
Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе по программе "Перспектива" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В рабочей программе отражены: пояснительная записка по предмету, содержание программы, планируемые результаты, учебно- тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, оценка достижений планируемых результатов, материально-техническое обеспечение.Текстовый документ содержит таблицы и текстовый материал.
окружающий мир.docx
Пояснительная записка      Рабочая  программа по окружающему миру для 3а класса составлена на основе:  Основная     образовательная   программа   начального   общего   образования   ГБОУ   средней школы № 527 разработана в соответствии с нормативно­правовыми документами:  Конституция Российской Федерации;  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);  Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России;  СанПин,   2.4.2.1178­02   «Гигиенические   требования   к   режиму   учебно­воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002); раздел 2.9.;  Приказ   МОиН   РФ     №   1067   от   19.12.2012  "Об   утверждении   федеральных   перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год";  О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220/11 – 13 от 20.02.1999);  Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);  Устав МБОУ СОШ №9 ;  Учебный план МБОУ СОШ №9 на 2014 – 2015 уч.год. Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе программы, разработанной  А.А.Плешаковым. Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом треть­ его   тысячелетия   экологические   проблемы,   возникшие   ранее,   не   только   не   исчезли,   а продолжают углубляться. В  XXI  веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна   решает   сложнейшие   задачи   экономического   и   социального   развития   в   условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Срок реализации программы ­ 2014­2015учебный год Основные цели и задачи курса. Изучение   окружающего   мира   в   образовательных   учреждениях   направлено   на   достижение следующих целей:  развитие   умений   наблюдать,   характеризовать,   анализировать,   обобщать   объекты Цели курса окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;  освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;  воспитание позитивного эмоционально­ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно­нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье. Задачи курса:  Формировать в сознании ученика ценностно­окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.  Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.  Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.  Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира. Место предмета в базисном учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по государственной программе авторов  А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая из расчета  2 часа в неделю,  68  часов  в   год.   Программа  состоит   из   разделов   курса,   темы   различных  учебных занятий.   Каждый   раздел   темы   имеет   свою  комплексно   ­   дидактическую   цель,  в   которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде   разделов,  внутри   которых   учебный   материал   распределен   по   темам.   Из   разделов формируется учебный курс по предмету.  Содержание рабочей программы 1.Как   устроен   мир.   Многообразие   природы.   Неживая   и   живая   природа.   Взаимосвязи   в природе.   Роль   природы   в   жизни   людей.   Человек   –   часть   природы.   Человек   –   разумное существо.   Внутренний   мир   человека.   Человек,   семья,   общество,   народ.   Государство,   его символика.   Отрицательное   влияние   хозяйственной   деятельности   и   поведения   людей   на природу.   Животные,   вымершие   по   вине   человека.   Редкие   растения   и   животные.   Охрана природы. 2. Эта удивительная природа. Тела, вещества, частицы. Твёрдые, жидкие, газообразные тела и   вещества.   Воздух.   Свойства   воздуха.   Состав   воздуха.   Значение   воздуха.   Источники загрязнения   воздуха.   Влияние   загрязнений   воздуха   на   организмы.   Охрана   воздуха   от загрязнений.   Вода.   Свойства   воды.   Очистка   воды   от   примесей   с   помощью   фильтра.   Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды. Источники загрязнения воды. Влияние загрязнений воды на организмы. Охрана воды. Необходимость экономии воды при её использовании. Разрушение твёрдых пород под действием воды, ветра, растений, изменений температуры.   Почва.   Состав   почвы.   Плодородие   –   главное   свойство   почвы.   Образование перегноя   из   остатков   растений,   животных.   Представление   об   образовании   почвы,   роли организмов   в   этом   процессе.   Разрушение   почвы   под   действием   ветра,   потоков   воды   в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы от разрушения.      Разнообразие растений. Представление о получении растением из углекислого газа и воды на свету питательных веществ, выделение кислорода. Растения – источник питательных веществ и кислорода   для   животных   и   человека.   Размножение   и   развитие   растений.   Разнообразие животных. Цепи питания. Роль хищников в природе. Нарушение человеком природных цепей питания   и   отрицательные   последствия   этого   явления.   Размножение   и   развитие   животных. Забота   о   потомстве   животных.   Охрана   растений   и   животных.   Великий   круговорот   жизни. Основные звенья этого круговорота. 3. Мы и наше здоровье.  Организм  человека.   Органы.   Их  функции   в  организме.  Системы органов. Науки о человеке. Органы восприятия. Мозг, его функции. Кожа, её функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи. Скелет и мышцы человека. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц. Наше питание. Органы пищеварения. Гигиена питания. Дыхание человека. Движение крови в теле человека. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Табак и алкоголь – враги здоровья. 4. Наша безопасность. Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнём, газом. Действия   во   время   пожара,   аварии   водопровода,   утечки   газа.   Номера   телефонов   срочных служб.   Меры   безопасности   на   улице,   дороге,   общественном   транспорте.   Дорожные   знаки. Опасные   места   в   доме   и   ближайших   окрестностях.   Правила   поведения   при   встрече   с незнакомцем.   Меры   безопасности   при   общении   с   природой.   Опасные   природные   явления. Экологическая безопасность. 5. Чему учит экономика. Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги. Три   кита   экономики.   Бережное   отношение   к   природным   богатствам.   Труд   –   главная потребность   человека.   Полезные   ископаемые,   их   разнообразие,   значение   для   человека. Необходимость   бережного   использования   полезных   ископаемых   при   добыче,   перевозке, переработке.   Растениеводство   и   животноводство.   Промышленность.   Основные   отрасли промышленности.   Деньги.   Виды   обмена.   Цена   товара.   Государственный   бюджет.   Семейный бюджет. Доходы и расходы. Прибыль. Экономика и экология. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы. 6. Путешествие по городам и странам.  Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. Страны   Европы,   их   столицы.   Особенности   и   достопримечательности.   Знаменитые   места, достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки. Требования к уровню подготовки обучающихся Организация учебного труда I.  Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома;   правильно   пользоваться   учебными   принадлежностями;   привыкать   соблюдать правильную   осанку   во   время   работы;   понимать   учебную   задачу;   определять последовательность   действий   при   выполнении   задания;   учиться   работать   в   заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.  Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.  Работа с книгой и другими источниками информации II.  Ориентироваться   в   учебнике,   работать   с   оглавлением,   находить   в   оглавлении   и   на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.  Внимательно   слушать   чтение   учителем   или   товарищами   научно­популярных   текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.  IV. Мыслительные умения  Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете.   Начать   выделение   существенных   и   несущественных   признаков   предметов, несложных   явлений.   Поэлементный   эмпирический   анализ   завершать   (сопровождать) эмоциональной   и   простейшей   логической   оценкой.   Выделять   основное   в   несложном практическом задании.  Сопоставлять   на   однотипном   материале   два   предмета.   Различать   существенные   и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном   направлении   с   помощью   введения   третьего,   контрастного   объекта.   Определять последовательность   сравнения,   Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.   понимать   его   целенаправленность.  На   основе   умений   анализа,   выделения   главного,   сравнения   формировать   умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и   классифицируя   знакомые   однотипные   предметы,   подводить   их   под   общее   родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.   Учиться   определять   и   объяснять   понятия   через   практический   или   наглядный   показ предмета,   явления,   указание,   описание.   Выделять   существенные   признаки   знакомых предметов,   явлений.   Ознакомиться   с   локальными   определениями   простейших   учебных понятий в дидактических играх.  Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 ­ 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.   Отвечать   на   вопросы   типа:   «Почему   ты   так   думаешь?»,   «Что   об   этом   рассказывается дальше?» и др. ­ в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.  Учиться   видеть   противоречия   при   проведении   несложных   опытов,   анализе   наглядной информации.   Высказывать   простое   предложение   о   возможном   решении,   намечать   план действия   под   руководством   учителя,   проверять   результат   по   образцам,   осуществлять локальный перенос знании. Обучающиеся должны знать:              человек — часть природы и общества; что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы; основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе; основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений  (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые,  рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы; взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между  растениями и животными, между различными животными); взаимосвязи между природой и человеком (значение при роды для человека,  отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране  природы, правила личного поведения в природе); строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме; правила гигиены; основы здорового образа жизни; правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров  транспортных средств); правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила  противопожарной безопасности, основы экологической безопасности; потребности людей; товары и услуги; роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и  промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета; некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с  Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на  карту). использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для:           обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;  ориентирования на местности с помощью компаса; определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; ухода за растениями (животными); выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения; оценки  воздействия  человека  на  природу,  выполнения  правил  поведения  в  природе  и участия в ее охране; удовлетворения   познавательных   интересов,   поиска   дополнительной   информации   о родном крае, родной стране, нашей планете. Планируемые результаты Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы:         овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как  гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;  проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с  отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;  представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления  материальной и духовной культуры традиционного Дома;  доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических,  конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме  Списка Всемирных духовных сокровищ; целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через  последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир  как дом; Дом как мир; представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре  разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных  формах семейных традиций; представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от  старшего поколения к младшему (традиции в семье); внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного  ученика;  мотивы учебной деятельности (учебно­познавательные, социальные);  интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;  готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе,  окружающим людям*; личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы,  необходимых для будущего России*;         эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах  народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными  сокровищами; понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами  семейной жизни*; представление об этических нормах через формулирование правил экологической и  семейной этики; представление об этических нормах через формулирование правил нравственного  общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и  культурным наследием; потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;  соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам,  бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в  ходе проектной и внеурочной деятельности; установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой  помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе ­ использование лучших семейных  традиций здорового образа жизни народов своего края. Метапредметные результаты Регулятивные Обучающиеся научатся:      понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения  работы на различных этапах урока); выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для  раскрытия темы, приводить примеры); планировать свои действия в течение урока;  фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на  уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно  относиться к своим успехам/неуспехам;     оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем; соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: Обучающийся научится:            понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих  тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;  выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и  научно­познавательной); использовать знаково­символические средства, в том числе элементарные модели и  схемы для решения учебных задач; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную  информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки,  пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков; классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; сравнивать объекты по различным признакам; осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.; устанавливать причинно­следственные связи между явлениями, объектами; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в  соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,  условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении  загадок;  моделировать различные ситуации и явления природы. Коммуникативные Обучающиеся научатся: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и  вопросов; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в  общении; признавать свои ошибки, озвучивать их; употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не  хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении  заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом  возрастных особенностей, норм);  готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых; составлять рассказ на заданную тему; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую  взаимопомощь; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников. Предметные результаты Обучающийся научится:                                 характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных  объектов, измерение, моделирование); определять тип справочной и научно­познавательной литературы; работать с планом местности и его видами, с масштабом; ориентироваться относительно сторонс вета; показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по  силуэтам;  перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с  физической картой; перечислять правила ответственного туризма; перечислять правила пользования личным и общественным транспортом; определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части; приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества; характеризовать строение Солнечной системы и названия планет; характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;  показывать на карте водные объекты; характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека; характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в  образовании почвы, находить в атласе­определителе животных, живущих в почве; приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные,  лиственные и цветковые растения; перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные,  паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия,  необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль  животных в жизни человека; различать группы животных по особенностям питания (растительноядные,  насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных; характеризовать природные сообщества на примере леса; характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого; характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное  сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей,  моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей; определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах; перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями,  земляками, незнакомыми людьми; определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов,  красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);  перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих  ситуациях; определять терминологию родства в применении к членам своей семьи; определять значение своего имени; характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; характеризовать основные правила гигиены; характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем  мире; оказывать себе и другим людям первую помощь;         перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и  традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей  в семье; определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять  приблизительную смету расходов на эти потребности; толковать смысл эмблемы Всемирного наследия; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России; определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы; характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности  перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях; составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей,  свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий. Оценка достижений планируемых результатов          Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окру­ жающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля ­ проверка   знания   фактов   учебного   материала,   умения   детей   делать   простейшие   выводы, высказывать   обобщенные   суждения,   приводить   примеры   из   дополнительных   источников, применять комплексные знания. Для   контроля   и   оценки   знаний   и   умений   по   предметам   этой   образовательной   области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые   не   требуют   развернутого   ответа   с   большой   затратой   времени,   а   также самостоятельные   практические   работы   с   картами,   приборами,   моделями,   лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос  проводится как беседа­полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса.   Учитель   подготавливает   серию   вопросов   по   конкретной   теме   курса,   на   которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора   таких   вопросов,   которые   проверяют   не   только   знания   фактического   материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п. Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам   данной   образовательной   области.   Можно   выделить   следующие   формы индивидуального опроса: рассказ­описание и рассказ­рассуждение. Рассказ­описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются  полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков   объекта,   логичность   изложения,   передача   своего   отношения   к   описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из   жизненного   опыта.   Особо   отмечается   использование   дополнительной   литературы   и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ­рассуждение   проверяет   умение   учащегося   самостоятельно   обобщить   полученные знания, правильно установить причинно­следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм  и  т. п.  Этот  вид  опроса  очень  важен  для  проверки  уровня  развития   школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи­рассуждения. При письменной проверке знаний по предметам естественно­научного и обществоведческого направления   используются   также   контрольные   работы,   которые   не   требуют   полного, обстоятельного   ответа,   что   связано   с   недостаточными   возможностями   письменной   речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое   значение   и   работы   с   индивидуальными   карточками­заданиями:   дети   заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей. Интересной   формой   письменной   формой   контроля   сформированности   представлений   об окружающем мире являются  графические работы.  Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся   у   школьника   знаний,   умение   передать   мысль   не   словом,   а   образом,   моделью, рисунком­схемой. Специфической   формой   контроля,   сочетающей   в   себе   элементы   как   устного,   так   и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно­научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений   школьников   работать   с   оборудованием,   планировать   наблюдение   или   опыт,   вести самостоятельно практическую работу. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: неправильное   определение   понятия,   замена   существенной   характеристики   понятия несущественной; нарушение   последовательности   в   описании   объекта   (явления)   в   тех   случаях,   когда   она является существенной; неправильное   раскрытие   (в   рассказе­рассуждении)   причины,   закономерности,   условия протекания того или иного изученного явления; ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам; незнание   фактического   материала,   неумение   привести   самостоятельные   примеры,   под­ тверждающие высказанное суждение; отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не  умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом; ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; неумение   ориентироваться   на   карте   и   плане,   затруднения   в   правильном   показе   изученных объектов (природоведческих и исторических). Недочеты: преобладание при описании объекта несущественных его признаков; неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей; отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; неточности     в   определении     назначения   прибора,   его   применение   осуществляется   после наводящих вопросов; неточности при нахождении объекта на карте. Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично»)  – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного   материала,   полнота   и   логичность   раскрытия   вопроса;   самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6   недочетов   по   текущему   учебному   материалу;   не   более   2   ошибок   или   4   недочетов   по пройденному   материалу;   незначительные   нарушения   логики   изложения   материала; использование   нерациональных   приемов   решения   учебной   задачи;   отдельные   неточности   в изложении материала. «3» («удовлетворительно»)  – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. «2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)  Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной   деятельности,   проанализировать   его   возможности   и   прилежание.   Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок. Формировать   духовно­нравственные   ориентиры,   необходимые   человеку   в   течение   всей   его жизни. Познакомить детей с природными и культурными объектами мировой значимости. Закрепить сложившееся у них в течение года представление о существовании непреходящих, вечных ценностей на всех уровнях бытия — личного, семейного, общечеловеческого. Экологическое воспитание: Развивать   наблюдательность,   интерес   к   природе   своей   местности,   желание   узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края, тесно связанную сего природно­климатическими особенностями. Развивать   у   ребёнка   познавательных   процессов,   речи,   эмоциональной   сферы,   творческих способностей, положительных личностных качеств. Формировать   целый   комплекс   ключевых   компетентностей   —   коммуникативной, информационной, социальной, нравственной. Практико­ориентированный характер: Познакомить с конкретными представителями флоры и фауны своего края. формировать умения распознавать их в природе, на рисунках и фотографиях; продолжать   знакомство   детей   с   названиями   наиболее   распространённых   в   окружающей местности растений, грибов, животных.  Познакомить с названиями членов семьи по родству и свойству в языках народов своего края, с поэтичным, психологически выверенным, разумным отношением к каждому возрастному этапу жизненного   цикла,   отражённому   в   семейных   обрядах   и   обычаях   в   традиционной   культуре народов своего края. Исследовательская и проектная деятельность: Познакомить  с методами научного познания мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение и определение природных объектов, моделирование), с измерительными инструментами и лабораторным оборудованием, раскрыть роль книги, средств массовой информации, экскурсий и путешествий в знакомстве с природными объектами, фактами истории и общественно­политической жизни. Культурное многообразие: раскрыть перед детьми величие и непреходящую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия; подойти к вопросу об образе идеального человека, лучших человеческих качеств, всемирных духовных   сокровищ,   воплощённых   в   личностях   святых,   подвижников,   деятелей   истории   и культуры,   в  произведениях  народной  и   духовной  словесности,  изобразительного   искусства, музыки, зодчества. Духовно­нравственная наполненность: познакомить с творчеством и жизненной судьбой великих людей, внёсших значительный вклад в совокупное культурное наследие России и мира.  Календарно – тематическое планирование  по окружающему миру Класс 3 № п/п Тема урока Колич. часов Дата проведения урока Примечани е Планир. Фактич. Раздел «Радость познания» 1 семестр ( 10 часов) Свет знания. 1 1 2 3 4 5 6 7 Как изучают окружающий мир.  Книга — источник знаний.  Отправимся на экскурсию.  О чём расскажет план.  Планета на листе бумаги. Страны и народы на политической карте мира. Путешествуя, познаём мир. Транспорт. 8 9 10 Средства информации и связи. 2 семестр (10 часов) 11 Праздник «книга источник  знаний». 12 Мир природы В народном творчестве. 13 Из чего состоит всё. 14 Мир небесных тел. 15 Невидимое сокровище. 16 Самое главное вещество. 17 Свойства воды. Круговорот воды в природе. 18 Природные стихии в народном творчестве. 19 Кладовые земли. 20 Чудо под ногами. 3 семестр (11 часов) 21 Мир растений. 22 Плодородная земля и растения в народном  творчестве. 23 Мир животных. 24 Животные в народном творчестве. 25 Невидимые нити в живой природе. 26 Лес — волшебный дворец. 27 Луг — царство цветов и насекомых. Водоём — дом из воды. 28 29 Как сохранить богатства природы. 30 Охрана природы в культуре народов России и  мира. 31 Стенгазета «бережём родную  землю!» .    1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Раздел «Мир как дом» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 семестр (13 часов) Раздел «Дом как мир» Родной дом — уголок отчизны. 32 33 Свой дом — свой простор. 34 В красном углу сесть — великая честь. 35 Побываем в гостях. 36 На свет появился — с людьми  породнился. Родословное древо. 37 38 Муж и жена — одна душа. 39 Святость отцовства и материнства. 40 Добрые дети — дому венец. 41 Детские игры — школа здоровья. 42 Строение тела человека. 43 Как работает наш организм. 44 Что такое гигиена. 5 семестр (12 часов) Наши органы чувств. 45 46 47 Школа первой помощи. 48 49 Дом  не велик, Здоровью  цены нет. а стоять не велит. 50 Семейный бюджет. 51 Мудрость старости. 52 Путешествие к  А. С. Пушкину. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 Раздел «В поисках всемирного наследия». 53 Всемирное наследие. 54 Московский Кремль. 55 56 Озеро Байкал. 6 семестр (12 часов) Путешествие в Египет. Путешествие в Грецию. Путешествие в Иерусалим. Путешествие в Китай. Всемирные 57 58 59 60 61 62 63 64 65 1 1 2 2 2 2 2 1 духовные сокровища. «Альбом путешествий». Всемирные духовные  сокровища. Резерв учебного времени. 66 67 68 1 2 Учебно­ методическое  и материально – техническое обеспечение учебного процесса ­Рабочая  программа . Окружающий мир.  А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. /Сборник рабочих  программ.  Система учебников «Перспектива» 1­4 классы. Пособие для учителей  общеобразовательных учреждений.­ М.: Просвещение, 2011./ ­ Учебник. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. А.А. Окружающий мир .М.: «Просвещение» , 2012 ­ Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к  учебнику «Окружающий мир» в 2­х частях: 2 класс. – М.: Просвещение, 2013 ­ Методическое пособие с поурочными разработками (пособие для учителей  общеобразовательных учреждений)/ Ю.В.Саркисян и др. Рос. акад. наук, Рос. акад.  образования, изд­во «Просвещение».­ М.: Просвещение, 2012 ­ Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас­определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2008 Информационно­ методическое обеспечение: ­ http://1­4.prosv.ru ­ http://www.proshkolu.ru; ­http://www.festival.1september.ru; ­http://www.  viki     ­ географические карты;  .  rdf   .  ru; Средства обучения: а)  Прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного  вращения Земли вокруг своей оси –Теллурий. б) Глобус Земли физический  в) Аудиоприложение к учебнику ж) Технические средства обучения: ­магнитная доска; ­ ноутбук; ­ цифровой фотоаппарат; з) Новейший полный справочник школьника / Марченко И.С., Безкоровайная Е.В., Берестова  Е.В., Кириченко Н.В., Вакуленко Н.Л.­ М.:ЭСКМО, 2012; и) энциклопедии и справочники из школьной библиотеки. Литер атура 1. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2011 2. А.А.   Плешаков,   М.Ю.   Новицкая   Окружающий   мир.   Рабочая   тетрадь   3   класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений в 2 частях. М. Просвещение, 2012 Методическое обеспечение:                1.   А.А. Плешаков «Поурочные разработки по окружающему» 3 класс. М.: ВАКО, 2013. – 288  с. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Рассмотрено на                                       Согласовано                              Утверждаю              засед. ШМО                                            Зам. дир. по УВР                       Директор МБОУ СОШ №  9 прот. № _от «__»____2014г.                 ___________   ФИО                   __________    С,Х,  Агишева ______________________                     «__»_____2014 г                         Приказ №___от  «__»____2014 г                                                                              Рабочая учебная программа Учитель(ФИО) – Наседкина Марина Николаевна Наименование предмет –окружающий мир   Ступень образования ­ начальное  общее образование Класс ­  3а класс Срок реализации программы – 2014­2015 учебный год Количество часов в неделю ­  2 часа Количество часов в год ­  68 часов Рабочая программа составлена не основе: сборника рабочих программ Базовый учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир» (в двух  частях)  «Просвещение»,  Москва,2013

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру. (3 класс) Программа "Перспектива"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017