Окружающий мир
1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая база.
Цели и задачи курса «Окружающий мир» 1-4 классов.
Ценностные ориентиры предмета.
Обоснование выбора данного УМК.
Технологии курса.
Типы уроков в технологии деятельностного метода.
Место курса в учебном плане.
Планируемые результаты обучения.
Содержание курса по годам обучения.
Система оценивания.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Тематическое планирование к учебнику «Окружающий мир» авт. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин по годам обучения.
Первый год обучения.
Второй год обучения.
Третий год обучения.
Четвертый год обучения.
Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база.
Данная рабочая программа по курсу «Окружающий мир» в начальной школе разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009).
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (Разработанной Институтом стратегических исследований в образовании РАО, научные руководители – член – корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина. – М.: Просвещение, 2010).
- Примерные программы по учебным предметам (Руководители проекта: член – корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина. – М.: Просвещение, 2010).
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебного процесса (Руководители проекта: член – корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина. – М.: Просвещение, 2010).
- Учебно-методического комплекса образовательной системы «Школа 2100» (Приказ МОиН РФ от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»)
- Открытого учебно-методического комплекса А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин (Приказ МОиН РФ от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»).
- Авторской программы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин (Программа по окружающему миру для четырёхлетней начальной школы, авт. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин;)
- Устава образовательного учреждения, утвержденным распоряжением администрации города Нефтеюганска от 30.11.2012 №761-р «Об утверждении Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 10».
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №10»
- Положения МБОУ «СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №10» «Об утверждении рабочих программ»
- Учебного плана МБОУ «СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №10» на 2013-2014 учебный год.
Цели и задачи курса «Окружающий мир» для 1–4 классов начальной школы
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира
Интегрированный курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Школа 2100» знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Курс краеведения «Мы - дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир». Его изучение на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, обучающиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др. Темы данного курса включены в «Тематическое планирование». На их изучение отводится 10 – 15 минут урока.
Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены программой.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
В этом случае используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить. Задача курса – поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе обращается внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний! Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался над проблемными вопросами, чтобы по мере становления его личности он постоянно возвращался к попыткам их разрешения.
Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Место курса в учебном плане На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится по два часа в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс – 66ч. (33 учебные недели), 2, 3, 4 классы – по 68 ч. (34 учебные недели).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
2-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
объяснять влияние притяжения Земли;
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
3-4-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 – 4-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образова
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Обитатели Земли
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. Моё Отечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Содержание учебного предмета
1-й класс. «Я и мир вокруг» (66 ч)
Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
Как мы понимаем друг друга (9 ч)
Как мы узнаём, что перед нами (4 ч)
Как ты узнаёшь мир (4 ч.
Твоя семья и твои друзья (7 ч)
Что нас окружает (10 ч)
Живые обитатели планеты (9 ч.
Отчего и почему (2 ч)
Времена года (12 ч)
Повторение пройденного материала – 5 ч.
Часы по усмотрению учителя – 4 ч.
2-й класс. «Наша планета Земля» (68 ч)
Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
Введение (4 ч).
Земля и солнце (16 ч)
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч)
Формы земной поверхности (7 ч)
Земля – наш общий дом (11 ч)
Части света (10 ч)
Наша маленькая планета Земля (3 ч)
Повторение пройденного материала – 4 ч.
Часы по усмотрению учителя – 5 ч
3-й класс. Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)
Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
Вещество и энергия (4 ч)
Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч)
Экологическая система (9 ч)
Живые участники круговорота веществ (10 ч)
Повторение пройденного материала – 4 ч.
Часы по выбору учителя – 2.
3-й класс. Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч).
Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч)
Времена Древней Руси. IX – XIII века (5 ч)
Времена Московского государства. XIV – XVII века (4 ч)
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч)
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (4 ч)
Современная Россия (8 ч)
4-й класс. Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч)
Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
Человек и его строение (14 ч)
Происхождение человека (2 ч)
Рукотворная природа (10 ч)
Повторение пройденного материала – 5 ч.
Часы по выбору учителя – 3 ч
4-й класс. Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)
Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.
Человек и его внутренний мир (9 ч)
Человек и общество (4 ч)
Картина всемирной истории человечества (6 ч)
.
Человек и многоликое человечество (5 ч)
Человек и единое человечество (4 ч)
Обобщающее повторение – 2 ч.
Часы по выбору учителя – 4 ч.
Контроль образовательных результатов
1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах (1-2 кл.), в проверочных и контрольных работах (3-4 кл.).
2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил
Система оценивания
Система оценивания по окружающему миру представлена следующими видами работ:
Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимым для продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения, а также наметить «зону ближайшего развития».
Результаты стартовой работы фиксируются учителем в таблице достижений, в классном журнале и дневнике обучающегося.
Самостоятельная работа учащихся (проводится в течение изучения учебной темы) направлена на повышение уровня познавательной активности учащихся и ускорения процесса усвоения темы с одной стороны и на возможную коррекцию результатов усвоения с другой. Результаты этой работы оформляются в специальной тетради для самостоятельных работ, учитель осуществляет их проверку.
Результаты самостоятельной работы фиксируются учителем в таблице достижений, в классном журнале и дневнике обучающегося.
Контрольная работа (проводятся в течение всего года) направлена на проверку знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Содержание работ организовывается по разно уровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Результаты этой работы оформляются в специальной тетради для контрольных работ, учитель осуществляет их проверку.
Результаты контрольной работы фиксируются учителем в таблице достижений, в классном журнале и дневнике обучающегося.
Тестовые задания дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.
Оценивание проводится вначале по балльной системе, а затем выражается в процентном соотношении. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов. Но если ученик допустил ошибку, то количество баллов за это задание снижается, а если выполнено неверно, то балл не выставляется.
Результаты тестовых заданий фиксируются учителем в таблице достижений, в классном журнале и дневнике обучающегося.
Итоговая контрольная работа (проводится в конце апреля) включает основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения.
Результаты тестовых заданий фиксируются учителем в таблице достижений, в классном журнале и дневнике обучающегося.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция |
|
Общеобразовательная программа «Школа 2100» «Окружающий мир», авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин
«Я и мир вокруг» для 1 класса, автор: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан; Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1,2,3,4 класс, авторы: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан
Самостоятельные и проверочные работы к курсу «Окружающий мир» для 1,2,3,4 класса, авторы: А.А. Вахрушев и др.
«Я и мир вокруг» методические рекомендации, авторы: А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан;
|
В программе определены цели начального обучения окружающему миру, методологические основания их реализации с позиций непрерывности образовательного процесса между всеми ступенями обучения и способы достижения результатов образования, установленных ФГОС НОО. Рассмотрены структура содержания курса, технология и дидактические условия организации деятельности учащихся, основное содержание, тематическое и поурочное планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение.
В учебниках представлена система учебных задач, направленных на формирование у учащихся универсальных учебных действий, определенных ФГОС НОО, и умения учиться в целом, развитие логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и речи, воспитание интереса к учению, ответственности, самостоятельности и личностных качеств созидателя,творца.
Самостоятельные работы носят обучающий характер, предназначеныдля выявления учащимися и коррекции своих индивидуальных затруднений при освоении учебногосодержания курса. Контрольные работы позволяютвыявить реальный уровень подготовки каждого учащегося по всемизучаемым разделам курса в сравнении с возрастной группой и определить наиболее эффективнуюиндивидуальную траекторию его саморазвития. Пособия содержат тексты самостоятельных и контрольных работдля каждого года обучения, имеют2 варианта.
В пособиях подробно описана система работы учителя по курсу окружающего мира методологические и психолого-педагогические основания организации образовательного процесса,обеспечивающего реализацию ФГОСНОО, структура содержания курса,цели и методики изучения всехразделов, поурочное планированиекаждого раздела с указанием типовуроков по дидактической системедеятельностного метода обучения«Школа 2000В пособиях представлен опыт работы учителей-экспериментаторовпо реализации ТДМ «Школа 2000...»на уроках по математике и другимучебным предметам. В сценарияхподробно описан ход уроков поразным темам, приведены приемывключения детей в учебную деятельность, их ожидаемые ответы навопросы, поставленные учителем демонстрационные и раздаточныематериалы к каждому уроку. Сценарии апробированы на экспериментальных площадках ЦСДП «Школа 2000…» АПК и ППРО. Могут быть полезныучителям-практикам, реализующимТДМ «Школа 2000...», а такжеметодистам и преподавателямпедколледжей и педвузов при подготовке студентов к реализацииФГОС НОО. |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
|
CD-диски «Электронное приложение»к курсу «Окружающий мир» УМК «Школа 2100» 1.Мы и природа. 2.Круговорот веществ. 3.Сезонные изменения в природе |
Компьютерная программа-эксперт,дающая объективные, статистически достоверные сведения об уровне усвоения каждым учащимся и классом в целом всех разделов курса окружающего мира а также по динамике изменения уровня успешности каждого учащегося и класса в сравнении с возрастной группой.Соответствует системе контроля знаний по учебным пособиям «Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы» авторов А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан; Позволяет оптимальным образом построить индивидуальную траекторию развития каждого учащегося и всего класса. |
Технические средства обучения |
|
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 2. Магнитная доска. 3. Экспозиционный экран. 4. Персональный компьютер. 5. Мультимедийный проектор. 6. Ксерокс, принтер.
|
|
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
|
1. Наборы полезных ископаемых. 2. Наборы муляжей овощей и фруктов. 3. Набор предметных картинок. 4. Наборное полотно. 5.Карты полушарий. природных зон ,физические.
|
|
2.Календарно-тематическоепланирование
№ урока, дата
|
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
УУД |
1 четверть – 18 часов. 1 контрольная работа |
||||||
Вещество и энергия (4 часа) |
||||||
1
|
Тела и вещества |
ОНЗ |
Вещество – то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире |
Знать структуру учебника; как работать с учебником; что телами в науке называют все предметы, которые нас окружают; то, из чего состоит тело, называют веществом; что окружающие нас тела могут быть природными и искусственными, живыми и неживыми. Приводить примеры тел и веществ, твердых тел, жидкостей и газов; определять, из чего состоят тела |
Фронтальный опрос |
Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; – составлять план действий при отработке способа;
– сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
Познавательные: – выполнять анализ;
– устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
– выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: –
оформлять свои мысли в устной – учиться подтверждать аргументы фактами;
– прогнозировать последствия коллективных решений; – организовывать учебное |
2
|
Из чего состоит вещество |
ОНЗ |
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы, их свойства |
Знать, что тела состоят из мельчайших частиц вещества (молекул); что разные вещества состоят из разных частиц; что тела могут быть твердыми, жидкими и газообразными, но при этом состоять из частиц одного и того же вещества. Определять, из каких частиц состоят все тела; рассказывать, чем различаются вещества; объяснять, чем отличаются друг от друга твердые тела, жидкости и газы; устанавливать, как свойства твердых тел, жидкостей и газов зависят от расположения частиц
|
Задания по группам |
|
3
|
Что такое энергия |
ОНЗ |
Вещество – то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире |
Иметь представление о том, что энергия – это способность совершать работу, источник движения. Называть источники энергии для машины, коровы, человека и телевизор; рассказывать с помощью рисунков, как человек освоил разные источники энергии; определять, содержится энергия в куске хлеба, в батарейках |
Фронтальный опрос |
|
4
|
Превращение энергии |
ОНЗ |
Представление о том, что энергия никогда не возникает из ничего и не исчезает бесследно, но она может меняться и переходить из одной формы в другую |
Знать, что при переходе энергии из одной формы в другую часть ее обязательно превращается в тепло, которое рассеивается, поэтому ее надо беречь. Объяснять цепочку превращений энергии; рассказывать, откуда появилась энергия, как вырабатывается и используется электрическая энергия
|
Работа
|
|
ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ (7 ЧАСОВ) |
||||||
5
|
Административная диагностическая работа (входной контроль) |
К |
|
|
Дидактическая работа |
Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
– составлять план действий при отработке способа;
– сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
Познавательные: – выполнять анализ; – устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
– выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
– учиться подтверждать аргументы фактами; – прогнозировать последствия коллективных решений;
– организовывать учебное взаимодействие в группе |
6
|
Где обитают живые организмы |
ОНЗ |
Значение воздуха для растений, животных, человека. Биосфера – это оболочка (область) планеты, охваченная жизнью
|
Знать, что жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы. Называть три оболочки Земли, охваченные жизнью (атмосфера, литосфера, гидросфера); определять, какие оболочки Земли использует для своей жизни каждое животное и растение; рассказывать, в каких оболочках Земли (воздушной, каменной или водной) организмы живут постоянно, а в каких лишь временно обитают Знать, что в природе поддерживается порядок, частью которого является и наше хозяйство. Иметь представление о том, что отходы жизнедеятельности одних организмов употребляются другими; что все вещества находятся в круговороте; что их последовательные превращения образуют замкнутые цепи; что в конце каждой такой цепи вновь восстанавливается вещество, с которой эта цепь начиналась. Уметь приводить примеры «профессий» жителей биосферы («кормильцы», «едоки», «мусорщики»); рассказывать, как природа очищает воздух и воду; определять, организмы каких «профессий» могут очистить воздух и воду; устанавливать по схеме, как природа превращает отходы в продукты; называть организмы, которые превращают отходы в продукты |
Фронтальный опрос |
|
7
|
Большой круговорот веществ |
ОНЗ |
Растения. Животные. Грибы Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека |
Знать, что благодаря живым организмам превращение веществ идет бесконечно по замкнутому кругу; что производители снабжают всех обитателей Земли пищей и кислородом; что потребители возвращают растениям углекислый газ; что разрушители снова превращают умершие организмы в вещества, необходимые и доступные растениям. Приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; рассказывать о живых участниках круговорота веществ |
Работа
|
|
8
|
Живые участники круговорота веществ |
ОНЗ |
Растения. Животные. Грибы |
Знать, что все виды жизнедеятельности возможны только за счет использования полученных веществ и энергии. Рассказывать по рисунку, что корова поглощает и что выделяет; объяснять, почему растущий теленок потребляет больше веществ, чем выделяет, а корова – нет; анализировать, какие вещества необходимы для работы и жизнедеятельности и автомобилю, и корове; устанавливать отличие коровы от автомобиля |
Фронтальный опрос |
Познавательные: – выполнять анализ; – устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
– выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной речи; – учиться подтверждать аргументы фактами; – прогнозировать последствия коллективных решений;
|
9
|
Обмен веществ в организме |
ОНЗ |
Растения. Животные. Грибы |
Знать, что живые организмы запасают энергию Солнца. Определять источник энергии для фотосинтеза; устанавливать источник энергии для игр детей |
Работа
|
|
10
|
Как живые организмы запасают энергию Солнца |
ОНЗ |
Значение воздуха для растений, животных, человека. Растения. Животные. Грибы |
Знать изученный материал по теме «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью». Выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы
|
Фронтальный опрос |
|
11
|
Обобщение по теме «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью». Проверочная работа. |
К |
Значение воздуха для растений, животных, человека. Биосфера – это оболочка (область) планеты, охваченная жизнью
|
Знать изученный материал по теме «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью». Выполнять
работу самостоятельно; рассуждать и отвечать |
Текущий контроль |
Личностные: – проявляет интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач |
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (9 часов) |
||||||
12
|
Жизнь экосистемы
|
ОНЗ |
Значение воздуха для растений, животных, человека. Растения. Животные. Грибы |
Знать,
что большой круговорот Иметь представление о том, что экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Называть
«профессии» живых организмов; рассказывать |
Фронтальный опрос |
Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
– составлять план действий при отработке способа;
– сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
Познавательные: – выполнять анализ; – устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
– выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной речи; – учиться подтверждать аргументы фактами;
– прогнозировать последствия коллективных решений; – организовывать учебное взаимодействие в группе.
Личностные: – проявляет интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач |
13
|
Почва – важнейшая часть экосистемы |
ОНЗ |
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека |
Знать, что почва – это поверхностный плодородный слой земли. Рассказывать о значении почвы в природе; рассказывать о своих наблюдениях за жизнью обитателей почвы
|
Работа
|
|
14
|
Экосистема озера |
ОНЗ |
Водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Правила безопасного поведения на водоеме в разное время года |
Знать, что если круговорот веществ не полностью замкнут, то условия в экосистеме постепенно меняются; что именно поэтому на месте озера рано или поздно появляется болото. Объяснять, почему озеро зарастает и превращается в болото; рассказывать, кто обитает в сообществе озера; по рисунку устанавливать, как связаны организмы в экосистеме озера; называть «профессии» живых организмов в озерной экосистеме; устанавливать цепи питания в озере |
Фронтальный опрос |
|
15
|
Экосистема болота
Ягоды нашего края |
ОНЗ |
Болото – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Правила безопасного поведения на болоте в разное время года |
Знать, что в болоте (как и в озере) круговорот веществ не полностью замкнут, поэтому в нем накапливается торф. Иметь представление о том, что охраняет болотную воду от высыхания; как образуется торф. Называть обитателей болота; объяснять по рисункам, как озеро превращается в болото; сравнивать экосистемы озера и болота
|
Работа
|
|
16
|
Экосистема луга Разнообразие животных: растительноядные, насекомоядные, хищные. |
ОНЗ |
Луг
– единство живой и неживой природы |
Знать,
что луг – это экосистема, Определять, в каких природных зонах преобладают травянистые растения; устанавливать цепи питания на лугу; определять причину образования глубоких долин и оврагов на лугу; сравнивать растительность леса и луга |
Индивидуальный опрос |
|
17
|
Лесные производители
Ягоды нашего края |
ОНЗ |
Лес – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).Деревья, кустарники, травы |
Знать, что деревья – многолетние растения с крупным, твердым стеблем; что кустарник – многолетнее растение, у которого несколько твердых стеблей ответвляется от общего корня; что травы – растения с мягкими зелеными стеблями. Объяснять, почему лес называется сложной экосистемой; называть, из каких «этажей» состоит лес; определять, для чего дереву необходимы листья, ствол, корень; сравнивать деревья, кустарники и травянистые растения; называть деревья, кустарники и травы родного края; рассказывать, как люди используют природные богатства леса. |
Работа
|
Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
– составлять план действий при отработке способа;
Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной речи; – учиться подтверждать аргументы фактами;
– прогнозировать последствия коллективных решений; – организовывать учебное взаимодействие в группе.
Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; – составлять план действий при отработке способа;
– сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
Познавательные: – выполнять анализ; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; – выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: –
оформлять свои мысли в устной – учиться подтверждать аргументы фактами;
|
18
|
Потребители и разрушители экосистемы леса
Разнообразие животных.
|
ОНЗ |
Единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Правила безопасного поведения в лесу в разное время года |
Знать, что животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его; что лес – устойчивая экосистема с замкнутым круговорот веществ. Иметь представление о том, как природа залечивает раны после пожара и наводнения. Составлять
цепи питания леса; рассказывать, как животные могут управлять круговоротом
веществ во всем лесу; объяснять, почему экосистема леса не сможет
существовать без короедов, птиц и других своих потребителей; перечислять
грибы, которые растут только возле определенных деревьев; объяснять, почему
лесная экосистема не заменяется другой экосистемой; устанавливать роль
хищников в природе; определять влияние человека |
Дидактическая игра «Детектив» |
|
2 четверть – 14 часов. 1 контрольная работа |
||||||
19 (1)
|
Экосистема поля |
ОНЗ |
Поле – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные) |
Знать, что основное отличие экосистемы поля от других экосистем – зависимость от человека; что круговорот веществ на полях замыкается только с помощью человека; что поле – искусственная экосистема. Объяснять, почему поле может превратиться в луг, если человек перестанет ухаживать за культурными растениями; рассказывать, как человек ухаживает за полями; называть сорняки и культурные растения поля |
Фронтальный опрос |
Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; – составлять план действий при отработке способа; – сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
Познавательные: – выполнять анализ; - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; – выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: –
оформлять свои мысли в устной – учиться подтверждать аргументы фактами; – прогнозировать последствия коллективных решений; – организовывать учебное |
20 (2)
|
Аквариум – маленькая искусственная экосистема |
ОНЗ |
Аквариум – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные) |
Знать, что аквариум – маленькая искусственная экосистема. Доказывать, что аквариум – экосистема; перечислять всех участников круговорота веществ в аквариуме; сравнивать аквариум с экосистемой поля |
Задания по группам |
|
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (14 часов) |
||||||
21 (3)
|
Растения-производители |
ОНЗ |
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края |
Знать, что наземные растения состоят из листьев, стебля и корня; что цветковые растения – самые многочисленные и разнообразные; что хвойные растения не имеют цветков. Иметь представление о мхах, хвощах, плаунах, папоротниках, водорослях; что клетки растений – маленькие лаборатории. Называть органы цветкового растения; объяснять, каким частям наземного растения более доступен свет, а каким – вода; сравнивать плоды, распространяемые ветром, и плоды, распространяемые животными; устанавливать отличия между деревьями, кустарниками, травами |
Беседа по вопросам |
Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
– составлять план действий при отработке способа; – сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
Познавательные: – выполнять анализ; – устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
– выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: –
оформлять свои мысли в устной
– учиться подтверждать аргументы фактами; – прогнозировать последствия коллективных решений;
– организовывать учебное взаимодействие в группе.
Личностные: – проявляет интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач;
– признает важность учебы и познания нового, понимает, зачем выполняет те или иные учебные действия;
– проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения своих учебных результатов
Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; – составлять план действий при отработке способа;
– сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
Познавательные: – выполнять анализ;
– устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; – выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: –
оформлять свои мысли в устной – учиться подтверждать аргументы фактами;
– прогнозировать последствия коллективных решений; – организовывать учебное
|
22 (4)
|
Животные маленькие и большие |
ОНЗ |
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания Различных животных. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным |
Знать, что животные бывают одноклеточными и многоклеточными; что все они – потребители; что низшие животные могут быть не только подвижными, но и прикрепленными. Устанавливать главное отличие животных от растений; называть самых маленьких животных; определять, в чем выгода ползания и рытья; устанавливать, в чем достоинства и недостатки раковины |
Самостоятельная работа |
|
23 (5)
|
Маленькие рыцари |
ОНЗ |
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение насекомых. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Насекомые родного края |
Знать,
что членистоногие – это насекомые, пауки и ракообразные; что Расшифровывать название животных «членистоногие»; называть сложности, с которыми сталкиваются обладатели наружного скелета; объяснять, почему так много насекомых на Земле; сравнивать насекомых с пауками |
Устный опрос |
|
24 (6)
|
Первый
шаг из моря |
ОНЗ |
Позвоночные животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни позвоночных животных (воздух, вода, тепло, пища). Рыбы – водные позвоночные с жаберным дыханием, их отличия. Особенности питания позвоночных животных. Размножение рыб. Рыбы родного края, названия, краткая характеристика |
Знать, что позвоночные – животные с внутренним скелетом; что рыбы – водные позвоночные с жаберным дыханием; что земноводные – позвоночные, живущие и в воде, и на суше. Иметь представление о строении скелета рыбы; о развитии земноводных. Определять, что позволяет рыбам находить, догонять и схватывать добычу; устанавливать, какие приспособления помогают земноводным жить и на суше и в воде; называть представителей земноводных и рыб родного края |
Фронтальный опрос |
|
25 (7)
|
На суше – как дома Р. К. Растения родного края: мхи, лишайники. |
ОНЗ |
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания пресмыкающихся животных (хищные, растительноядные, всеядные). Роль животных в природе и жизни людей, береж-ное отношение человека к животным |
Знать, что пресмыкающиеся – первые настоящие наземные позвоночные животные; что у пресмыкающихся сухая кожа, яйца имеют плотный покров; что пресмыкающиеся особенно разнообразны в жарких странах. Сравнивать понятия «холоднокровность» и «хладнокровие»; называть признаки, по которым можно различить ящерицу, змею, крокодила и черепаху; составлять правила безопасного поведения при встрече с гадюкой |
Задания по группам |
|
26 (8)
|
Пернатые изобретатели |
ОНЗ |
Птицы, их разнообразие, отличия. Условия, необходимые для жизни птиц (воздух, вода, тепло, пища). Размножение птиц. Роль птиц в природе и жизни людей, бережное отношение человека к птицам. Птицы родного края, названия, краткая характеристика (на основе наблюдений) |
Знать,
что птицы – лучшие летуны Рассказывать, какие «изобретения» помогают птицам летать; устанавливать сходство и различия в размножении птиц и пресмыкающихся; называть представителей птиц родного края; приводить примеры оседлых и перелетных птиц; по внешнему виду определять группы наземных, околоводных и хищных птиц; готовить рассказ о приспособлениях одной из групп птиц к условиям обитания |
Устный опрос |
|
27 (9)
|
Наши братья Р .к. Разнообразие животных: растительноядные, насекомоядные, хищные. |
ОНЗ |
Млекопитающие животные, их разнообразие, отличие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение млекопитающих. Дикие и домашние животные. Млекопитающие родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений |
Знать, что млекопитающие или звери – наши самые близкие родственники; что подобно человеку, они теплокровны, проявляют заботу о потомстве; что звери обладают развитыми органами чувств, им свойственно сложное поведение. Объяснять, почему млекопитающим не нужно столько детенышей, сколько рождается у рыб или пресмыкающихся; называть органы чувств млекопитающих; рассказывать, как млекопитающие общаются друг с другом; классифицировать млекопитающих на группы по способу питания и по месту обитания; готовить сообщение о приспособлениях одной из групп к условиям обитания; приводить примеры млекопитающих родного края |
Беседа по вопросам |
Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; – составлять план действий при отработке способа;
– сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
Познавательные: – выполнять анализ;
– устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
– выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: –
оформлять свои мысли в устной – учиться подтверждать аргументы фактами;
– прогнозировать последствия коллективных решений; – организовывать учебное |
28 (10)
|
Осторожно: животные |
ОНЗ |
Правила безопасного поведения в природе |
Знать
правила безопасного общения Составлять и выполнять правила безопасного общения с животными |
Фронтальный опрос |
|
29 (11)
|
Прирождённые разрушители |
ОНЗ |
Грибы:съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов |
Знать, что грибы – важнейшие разрушители; что золотое правило грибника – собирать только известные грибы. Приводить примеры деятельности грибов; называть ядовитые и несъедобные грибы; составлять правила сбора грибов. Иметьпредставление о том, что бактерии – универсальные разрушители; что без бактерий был бы невозможен ни один круговорот веществ в биосфере |
Задания по группам |
Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; – составлять план действий при отработке способа;
– сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
Познавательные: – выполнять анализ;
– устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
– выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: –
оформлять свои мысли в устной – учиться подтверждать аргументы фактами;
– прогнозировать последствия коллективных решений; – организовывать учебное |
30 (12)
|
Как
нам жить Р.к. Мансийская легенда о происхождении нефти
|
ОНЗ |
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги |
Знать понятия «заповедник», «национальный парк»; правила безопасного поведения в природе. Называть
отличия человека |
Индивидуальный опрос |
|
31 (13)
|
Контрольная работа по теме «Экологическая система. Живые участники круговорота веществ». |
К |
Лес,
луг, водоем – единство живой и неживой природы |
Знать изученный материал по теме «Экологическая система. Живые участники круговорота веществ». Выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи |
Контрольная работа (20 мин) |
|
32 (14)
|
Обобщение
|
Р |
Лес,
луг, водоем – единство живой и неживой природы |
Знать изученный материал по теме «Экологическая система. Живые участники круговорота веществ». Выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; составлять список редких растений; готовить краткие описания редких растений; рисовать плакаты, которые могли бы убедить людей бережно относиться к редким растениям
|
Работа
|
|
3 четверть – 20 часов. 1 контрольная работа |
||||||
33 (1)
|
Экскурсия
|
К |
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в музее |
Знать правила поведения в музее; мероприятия по охране природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Готовить сообщение о посещении краеведческого музея |
Фронтальный опрос |
Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной речи; – учиться подтверждать аргументы фактами; – прогнозировать последствия коллективных решений;
|
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ИСТОРИЯ» ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА (6 часов) |
||||||
34 (2)
|
Введение.
Отправляемся |
ОНЗ |
|
Знать структуру учебника; как работать с учебником
|
Устный опрос |
|
35 (3)
|
Живая связь времен |
ОНЗ
|
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа |
Знать,
что каждый человек связан Объяснять, что такое поколение; рассказывать, как имена и фамилии людей связывают их с предками; оказывать посильную помощь взрослым. Иметь представление о происхождении имен и истории фамилий |
Дидактическая игра |
Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
– составлять план действий при отработке способа; – сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
Познавательные: – выполнять анализ; – устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
– выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной речи; – учиться подтверждать аргументы фактами.
– прогнозировать последствия коллективных решений; – организовывать учебное взаимодействие в группе |
36 (4)
|
Как считать время |
ОНЗ |
Счет лет в истории. Рассмотрение понятий: «эра», «век», «христианство» |
Знать понятие «эра». Объяснять,
что такое век и эра; рассказывать о христианстве; определять век данных
событий; объяснять, как человек может путешествовать |
Фронтальный опрос |
|
37 (5)
|
С чего начинается Родина |
ОНЗ |
Общество
– люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной
деятельностью |
Знать,
что у каждого человека есть родина – место, где он родился и вырос Объяснять своими словами, что такое государство, зачем оно необходимо; по тексту учебника объяснять, что такое закон |
Задания по группам |
|
38 (6)
|
С чего начинается Родина Р. к. Югорская земля во глубине веков. |
ОНЗ |
Беседа по вопросам |
|||
39 (7)
|
Память
Р.к Ценность для потомков исторических находок |
ОНЗ |
История Отечества – наука, предметом изучения которой является прошлое нашей страны |
Знать, что прошлое нашей страны и всего человечества изучает специальная наука – история. Рассказывать, что именно и зачем изучает наука история; объяснять, почему для каждого человека важно знать прошлое своей страны, своего города, своей семьи; рассказывать об истории своего родного края |
Беседа по вопросам |
|
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ (5 часов) |
||||||
40 (8)
|
Как на Руси появилось государство
Р.к.Первые сведения о прошлом нашего края Югры |
ОНЗ |
История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох |
Знать, что чуть более тысячи лет назад (в IX веке) было создано первое государство с названием Русь, тогда же началась история страны – Россия. Иметьпредставление о том, что такое храм. Объяснять, кто такие восточные славяне; рассказывать, чем знамениты великие князья Олег и Владимир |
Беседа по вопросам |
Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
– составлять план действий при отработке способа; –
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
Познавательные: – выполнять анализ; – устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
– выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной речи; – учиться подтверждать аргументы фактами; – прогнозировать последствия коллективных решений; – организовывать учебное взаимодействие в группе |
41 (9)
|
Как на Руси появилось государство. |
Р |
История Отечества. Возникновение государства |
Уметь доказывать, используя карту, что у славян в IX веке появилось государство |
Фронтальный опрос |
|
42 (10)
|
«Золотые ворота» в Древнюю Русь |
ОНЗ |
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни Древней Руси. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Выдающиеся люди разных эпох |
Знать, что Древняя Русь славилась своими богатыми и красивыми городами, в которых было множество разнообразных памятников. Рассказывать о монастырях; используя текст учебника, доказывать, что памятниками культуры можно назвать книги, дома, одежду, песни, инструменты; объяснять, почему иностранные путешественники называли Древнюю Русь «Страной городов» |
Задания по группам |
|
43 (11)
|
За землю Русскую! |
ОНЗ |
Знать, что со времен Древней Руси жителям нашей страны часто приходилось защищать родную землю от врагов. Называть соседей Древней Руси; описывать ход битвы на Чудском озере |
Беседа по вопросам |
||
44 (12)
|
«Слово о погибели Русской земли» |
ОНЗ |
Знать, что к XIII веку из-за внутренних войн и нашествия иноземцев земли Древней Руси были разорены, государство разрушено, бесценные памятники культуры уничтожены. Объяснять, используя текст учебника, слова «погибель Русской земли»; рассказывать о нашествии Чингисхана и Батыя на Русь; писать от своего имени письмо русским людям XII века
|
Устный опрос |
||
ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (6 часов) |
||||||
45 (13)
|
От Древней Руси к единой России |
ОНЗ |
История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры |
Знать, что в XIV-XVвеках начались новые времена в истории России: на месте разрозненных русских княжеств начало собираться единое Московское государство. Рассказывать, какие события в истории нашей страны положили начало образованию Московского государства; определять значение Куликовской битвы; рассказывать о роли Ивана III |
Беседа по вопросам |
Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; – составлять план действий при отработке способа;
– сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. Познавательные: – выполнять анализ; – устанавливать аналогии и при-чинно-следственные связи;
– выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
– учиться подтверждать аргументы фактами; – прогнозировать последствия коллективных решений;
– организовывать учебное взаимодействие в группе |
46 (14)
|
Земля и люди Московского государства Р.к. Происхождение имен и фамилий
|
ОНЗ |
История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры |
Знать, что люди Московского государства славились трудолюбием, мастерством и мудростью. Перечислять жителей Московского государства; рассказывать о достижениях и изобретениях людей Московского государства; объяснять, какое значение имело для жителей Московского государства начало книгопечатания |
Беседа по вопросам |
|
47 (15)
|
Москва златоглавая
Р.к .Музей твоего города |
ОНЗ |
Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры |
Знать, что Кремль со времен Московского государства является центром столицы России; что в Кремле стояли самые красивые храмы, что отсюда великие государи управляли страной. Рассказывать
самое главное
|
Устный опрос |
|
48 (16)
|
«Хуже грозного царя только междуцарствие» |
ОНЗ |
История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры |
Знать, что в Смутное время начала XVII века простые бедные люди Московского государства поднимали восстания против своих правителей, самозванцы боролись за царский престол, а страна оказалась беззащитной перед грабителями и иноземными захватчиками. Называть имена великих полководцев; объяснять, почему Минин и Пожарский стали народными героями; рассказывать, как и чем закончилось Смутное время в России |
Беседа по вопросам |
|
49 (17)
|
Контрольная работа по теме «Времена Древней Руси. Времена Московского государства»
|
К |
Знать изученный материал по теме «Времена Древней Руси. Времена Московского государства». Выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы |
Контрольная работа (20 мин) |
||
50 (18)
|
Обобщение по теме «Времена Древней Руси. Времена Московского государства»
|
Р |
Работа
|
|||
ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (5 часов) |
||||||
51 (19)
|
Петр Великий |
ОНЗ |
История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору) |
Знать, что благодаря
преобразованиям Петра I Россия превратилась |
Устный опрос. Работа
|
Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
– составлять план действий при отработке способа; – сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
Познавательные: – выполнять анализ; – устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; – выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной речи; – учиться подтверждать аргументы фактами;
– прогнозировать последствия коллективных решений; – организовывать учебное взаимодействие в группе |
|
|
|
||||
52 (20)
|
Власть и народ в Российской империи |
ОНЗ |
Называть, что нового появилось в России при Петре I; описывать строительство нового города Санкт-Петербурга |
Фронтальный опрос |
||
4 четверть – 16 часов. 1 контрольная работа. |
||||||
53 (1)
|
Как
Россия Р.к. Современные архитектурные памятники |
ОНЗ |
История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. Выдающиеся люди разных эпох |
Знать, что в Российской империи жители делились на простолюдинов и знатных людей; что простой народ создавал своим трудом богатства страны, но большая часть их доставалась знати. Рассказывать, кто такие чиновники; объяснять, какой порядок называют крепостным; рассказывать, чем прославилась в Российской империи Екатерина II |
Задания по группам |
|
54 (2)
|
«Гроза двенадцатого года» |
ОНЗ |
История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох |
Знать, что во времена Российской империи россияне начали перенимать западноевропейскую культуру, но не забывали также и свои обычаи и достижения. Иметь представление о развитии науки в России. Приводить примеры достижений российской культуры после преобразований Петра I; доказывать, что наша страна во все времена была богата талантливыми людьми; объяснять слова А. С. Пушкина о М. В. Ломоносове «Он сам был нам первый университет» |
Индивидуальный опрос |
|
55 (3)
|
Император-освободитель |
ОНЗ |
Знать, что время правления Александра II стало временем освобождения России от старых, отживших порядков (от крепостного права). Объяснять, почему было отменено крепостное право; рассказывать, что изменилось в жизни крестьян после освобождения; с помощью текста учебника объяснять, кто такие капиталисты и рабочие; доказывать, что после отмены крепостного права Россия стала быстро догонять развитые европейские страны |
Беседа по вопросам |
||
ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР (5 часов) |
||||||
56 (4)
|
Россия
|
ОНЗ |
История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох |
Знать, что в 1917 году в России произошла революция, в результате которой в стране изменились власть и порядки. Объяснять, что такое революция |
Фронтальный опрос |
Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; – составлять план действий при отработке способа; – сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
Познавательные: – выполнять анализ; – устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; – выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной речи; – учиться подтверждать аргументы фактами;
– прогнозировать последствия коллективных решений;
– организовывать учебное взаимодействие в группе |
57 (5)
|
Россия
|
ОНЗ |
Уметь называть, когда власть захватили большевики; рассказывать, как и когда был образован СССР; используя текст и словарь учебника, объяснять, почему с 1917 года в истории нашей страны начались «времена Советской России и СССР» |
Задания по группам |
||
58 (6)
|
«К светлому будущему» |
ОНЗ |
Знать, что в Советском Союзе люди и государство тратили огромные силы для достижения поставленной цели – построить в стране справедливое общество. Рассказывать, как изменилось хозяйство страны и жизнь людей в 20–30-е годы ХХ века; объяснять, кто такие пионеры, комсомольцы, колхозники |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
||
59 (7)
|
«Вставай страна огромная» |
ОНЗ
|
История
Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны |
Знать, что Великая Отечественная война 1941–1945 годов стала страшным испытанием для народов нашей страны; что в ожесточенной борьбе Советский Союз и его союзники разгромили фашистов. Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов; узнавать из книг и рассказов взрослых о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
|
60 (8)
|
«Через тернии к звездам» |
ОНЗ |
Знать, что после Второй мировой войны Советский Союз стал одним из сильнейших государств мира. Рассказывать, какие изменения произошли в жизни советских людей после Второй мировой войны; называть успехи Советской страны в области науки и техники |
Беседа по вопросам |
||
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (8 часов) |
||||||
61 (9)
|
Я – гражданин России
Р.к.Традиционные.праздники северных народов |
ОНЗ |
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна |
Знать, что мы – граждане современного российского государства, которое является наследником СССР, Российской империи, Московского государства и Древней Руси; государственные символы России. Рассказывать о государственных символах современной России; объяснять. Что такое конституция; перечислять известные права и обязанности гражданина России; объяснять, что значит быть гражданином |
Фронтальный опрос |
Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
– составлять план действий при отработке способа; – сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. Познавательные: – выполнять анализ;
– устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
– выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной речи; – учиться подтверждать аргументы фактами; – прогнозировать последствия коллективных решений;
– организовывать учебное взаимодействие в группе. Личностные: – осознает себя гражданином России, объясняет, что связывает его с историей, культурой, судьбой народа России;
– способен признавать свои плохие поступки и отвечать за них; – осознает ответственность за произнесенное и написанное слово |
62 (10)
|
Власть народа. Кто в государстве самый главный. |
ОНЗ |
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка |
Знать,
что слово «демократия» Объяснять, что такое референдум, что такое выборы органов государственной власти |
Задания по группам |
|
63 (11)
|
Комплексная работа. |
ОНЗ |
Президент Российской Федерации – глава государства. Конституция – Основной закон Российской Федерации |
Знать, что по Конституции России государственная власть разделена между Президентом, Правительством, Государственной Думой и другими органами власти. Рисовать схему «дерева власти» с ветвями, изображающими разделение власти в России; доказывать, что Президент и Государственная Дума – это демократические органы власти |
Индивидуальный опрос |
|
64 (12)
|
Народы России
Р.к.Современные национальные праздники |
ОНЗ |
Россия на карте; государственная граница России. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам |
Знать, что слово «народ» имеет два разных значения ( в первом значении «народ» – это все граждане одного государства, во втором значении «народ» – это большая группа людей, которая отличается от других своим названием и особой культурой); что современная Россия является родиной более 100 многочисленных и малочисленных народов. Рассказывать о народах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа; с помощью книг узнать об обычаях, пословицах, сказках разных народов России |
Индивидуальный опрос |
|
65 (13)
|
Административная диагностическая работа за год. |
Р |
Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края |
Знать, что Российская Федерация – это государство, образованное союзом многих регионов – республик, краев, областей и других участников союза, в каждом из которых имеются свои законы, символы и другие признаки государства. Рассказывать, что такое федерация; называть части Российской Федерации; объяснять, что такое Совет Федерации; называть республики, области и края Российской Федерации |
Устный опрос |
Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; – составлять план действий при отработке способа;
– сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
Познавательные: – выполнять анализ;
– устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
– выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: –
оформлять свои мысли в устной – учиться подтверждать аргументы фактами;
– прогнозировать последствия коллективных решений; – организовывать учебное |
66 (14)
|
Как нам жить? |
Р |
Государственные праздники. Проведение дня памяти выдающегося земляка. Праздник в жизни общества. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 марта, День весны и труда, День победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции |
Знать понятие «государственные праздники». Перечислять государственные праздники; объяснять, для чего нужны музеи, библиотеки, театры; собрать информацию о прошлом малой родины и создать «реку времени» своего края |
Самостоятельная работа |
|
67 (15)
|
Наш общий дом
|
Р |
Оформление
плаката или стенной газеты |
Знать
изученный материал Выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; создавать с друзьями «копилку интересных идей» для подготовки к праздникам |
Контрольная работа (20 мин) |
|
68 (16)
|
Обобщение по теме «Времена Российской империи, Советской России и СССР. Современная Россия» |
Р |
Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края |
Знать изученный материал по теме «Времена Российской империи, Советской России и СССР. Современная Россия». Выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи (как спасти библиотеку; как сберечь семейный архив) |
Работа
|
Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной речи; – учиться подтверждать аргументы фактами; – прогнозировать последствия коллективных решений;
|
|
||||||
Всего за год 68 часов. 4 контрольные работы. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.