Рабочая программа к учебному курсу «Окружающий мир» предназначена для обучающихся 4 класса и составлена на основе:
• Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО от 06.10.2009 г №373;
• СанПиНа, 2.4.2..2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организация обучения в образовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. № 19993).
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 ;
• Перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2016- 2017 учебный год;
• Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ№2;
• Учебного плана школы на 2016-2017 учебный год.
моя программа.docx
Пояснительная записка
Рабочая программа к учебному курсу «Окружающий мир» предназначена для обучающихся 4 класса и составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО от 06.10.2009 г №373;
СанПиНа, 2.4.2..282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организация обучения в образовательных
учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02600
(Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. № 19993).
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 ;
Перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2016 2017 учебный год;
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ№2;
Учебного плана школы на 20162017 учебный год.
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у
детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о
природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к
окружающему миру.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
1 развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её
систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать
взаимосвязи и причинноследственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия
пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовнонравственное воспитание учащихся.
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы:
научности, доступности,
систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности,
вариативности.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу
«Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой
системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы
географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у
младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии,
экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о
человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется
первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается
внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием
орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.
2 Историкообществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей
страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование .
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовнонравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный
принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.
В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и
отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять
своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа
последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и
общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных
признаков, классификацию, установление причинноследственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется
таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития
умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со
справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками
необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории
родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его
охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения
курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся
неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2м классах учащиеся получают первые
представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4
классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.
3 Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику.
Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного
минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте
«Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего
образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных
умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню
сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа,
интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение
знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий,
сезонный и экологический.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе
используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и
систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения
различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а
также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом
познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно
одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается
постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента
явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми
телами, растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся
предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и
диаграммами, а также графические практические работы.
4 Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их
компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать
общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти
задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем
школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере
формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на
первое место выходит практикоориентированная деятельность и работа с учебными текстами.
Основной формой организации учебновоспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса
используются урокиэкскурсии, урокипрактические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Урокиэкскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших
школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих
уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Урокипрактические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают,
сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или
одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную
работу школьников изза сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов
проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как
в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою
деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе
формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.
В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои
поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.
В программе выделены «Планируемые результаты к освоению программы» по каждому году обучения. Планируемые результаты определяют
как обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение, так и
5 определяют зону ближайшего развития учащихся — знания и умения, которыми дети могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания
программы благодаря своей любознательности и способностям.
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для
успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и
логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь
учиться».
Программа обеспечивается учебнометодическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для
учителя.
4 класс
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2 ч.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по курсу «Окружающий мир»
к концу 4 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
способность к самооценке;
осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее
благополучие;
знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
6
чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
могут быть сформированы:
устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
основы экологической культуры;
уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
различать план местности и географическую карту;
читать план с помощью условных знаков;
различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как
изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
7
объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах,
некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и
искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между
природой и человеком);
рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных
зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
выполнять правила поведения в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
предсказывать погоду по местным признакам;
характеризовать основные виды почв;
характеризовать распределение воды и суши на Земле;
объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
объяснять причины смены времён года;
применять масштаб при чтении плана и карты;
отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
участвовать в мероприятиях по охране природы.
8 Человек и общество
Учащиеся научатся:
различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение
Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. —
основание СанктПетербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского
университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых;
октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос
Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);
соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
рассказывать о ключевых событиях истории государства;
рассказывать об основных событиях истории своего края.
Учащиеся получат возможность научиться:
описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;
сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий
Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф.
Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. .Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий
президент РФ);
характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
описывать культурные достопримечательности своего края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
9 Регулятивные
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Учащиеся могут научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
устанавливать причинноследственные связи изменений в природе;
обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
выделять существенную информацию из учебных и научнопопулярных текстов;
устанавливать причинноследственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
сравнивать исторические события, делать обобщения.
Учащиеся могут научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
10
сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
устанавливая причинноследственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
сравнивать исторические и литературные источники;
строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Учащиеся могут научиться:
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
4 класс (68 ч)
Наш край (22 ч)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.
Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.
Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения
горных пород.
Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.
Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.
Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.
11 Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные
искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.
Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.
Наша Родина на планете Земля (12 ч)
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.
Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.
Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города
России.
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне,
разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана
природы в каждой природной зоне.
Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.
Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.
История нашей Родины (34 ч)
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.
История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.
Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства.
Российское государство в XIII—XVII вв.
Нашествие монголотатар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.
Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV.
Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII
вв.
12 Российское государство в XVIII—XIX вв.
Пётр I — царьреформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.
Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы
Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета.
Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.
Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царьосвободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.
Россия в XX в.
Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30е годы.
Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны.
Основные вехи развития России во 2й половине XX века.
Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни.
Ближние и дальние соседи России.
Календарнотематическое планирование изучения учебного материала
4 класс
68 ч (2 ч в неделю)
13 №
урока
Дата по
плану
Дата по
факту
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Название раздела и тема урока,
страницы учебника
Наш край (22 ч)
1 четверть часов
Что такое погода
Часть 1
С. 3—9
Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы
С. 9—14
Предсказание погоды
С. 14—17
Экскурсия в смешанный лес
Экскурсия к водоёму, на луг или в поле
Наша местность на плане и карте
С. 18—20
План местности
С. 21—25
Географическая карта
С. 25—29
Равнины
С. 30—33
Горы
С. 33—36
Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши
С. 36—41
Как деятельность человека изменяет поверхность суши
С. 41—45
Богатства недр
С. 45—49
Разнообразие почв
С. 50—52
Проверочная работа №1 по разделу «Наш край»
14
Количество
часов
Форма контроля
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Итоговый контроль 15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
(тетрадь к учебнику Г. Г. Ивченковой «Проверочные и
диагностические работы, с. 4 – 11)
Что такое природное сообщество. Какие растения растут на
лугу
С. 53—58
Животные — обитатели луга. Луг
в жизни человека
С. 59—64
Какие растения растут в лесу
С. 64—68
Животные — обитатели леса. Лес
в жизни человека
С. 69—73
Водоём
С. 74—80
Искусственные сообщества. Поле
С. 81—85
Животные — обитатели полей
С. 85—87
Сад
С. 88—93
Проверочная работа №2 по разделу «Наш край»
(тетрадь к учебнику Г. Г. Ивченковой «Проверочные и
диагностические работы, с. 12 – 19)
Наша Родина на планете Земля (12 ч)
Какую форму
имеет Земля
С. 96—100
Карта полушарий
С. 100—105
Движение Земли
С. 106—109
В пустынях
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Итоговый контроль
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос 27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Африки
С. 110—113
Экваториальные леса Южной
Америки
С. 114—117
Антарктида. Австралия. Евразия
С. 117—123
Карта России
С. 123—128
Зона арктических пустынь
С. 129—134
Тундра
С. 134—139
Зона лесов
С. 139—145
Степи
С. 145—150
Экологические проблемы России. Международное
сотрудничество по охране природы
С. 150—155
Проверочная работа №3 по разделу «Наша Родина на
планете Земля» (тетрадь к учебнику Г. Г. Ивченковой
«Проверочные и диагностические работы, с. 20 – 25)
Наши верные помощники (1 ч)
История
на карте. Исторические источники
Часть 2
С. 3—11
Древняя Русь (5 ч)
Древнерусское государство (3 ч)
Первые русские князья
С. 12—16
Князь Владимир. Крещение Руси
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Итоговый контроль
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос 38
39
40
41
42
43
44
45
46
С. 17—21
Культура
Древней Руси
С. 21—24
Монгольское завоевание (2 ч)
Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский
С. 25—29
Куликовская битва. Дмитрий Донской
С. 30—33
Московское царство (6 ч)
Московское государство (2 ч)
Проверочная работа №4 по разделу «Древняя Русь»
(тетрадь к учебнику Г. Г. Ивченковой «Проверочные и
диагностические работы, с. 26 – 31)
Первый русский царь. Преобразования
в государстве
С. 34—40
Как жили люди на Руси
в XIV—XVI веках
С. 41—44
Россия в XVII в. (4 ч)
Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский
С. 44—47
Русское государство при первых Романовых
С. 47—50
Расширение границ России в XVII веке
С. 51—53
Повторительнообобщающий урок
С. 54—55
Проверочная работа №5 по разделу «Россия в XVII в»
(тетрадь к учебнику Г. Г. Ивченковой «Проверочные и
диагностические работы, с. 32 – 37)
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Итоговый контроль
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Итоговый контроль 47
48
49
50
51
52
53
54
55
Российская империя (9 ч)
Эпоха преобразований (3 ч)
Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования
в культуре, науке, быту
С. 58—65
Изменения в Российском государстве. Императрица
Екатерина II
С.66—69
Образование и наука
в XVIII веке
С. 69—73
XIX век: победы и открытия (6 ч)
Война 1812 года
С. 73—76
Отмена
крепостного права
С. 77—79
Наука и техника
в XIX веке
С. 80—83
Город и горожане.
Мода XIX века
С. 83—88
Культура XIX века
С. 88—93
Повторительнообобщающий урок
С. 94—95
Проверочная работа №6 по разделу «Российская
империя» (тетрадь к учебнику Г. Г. Ивченковой
«Проверочные и диагностические работы, с. 38 – 45)
Российское государство (13 ч)
Россия в начале XIX века (5 ч)
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Итоговый контроль 56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
Революция в России
С. 98—103
Россия в годы Советской власти
С. 103—107
Великая Отечественная война
С. 107—113
Тыл в годы войны. Победа над фашизмом
С. 113—118
Восстановление народного хозяйства. Научные достижения
XX века
С. 118—123
Современная Россия (8 ч)
Проверочная работа №7 по разделу «Российское
государство» (тетрадь к учебнику Г. Г. Ивченковой
«Проверочные и диагностические работы, с. 46 – 51)
По северным
городам России
С. 124—126
По городам Центральной России
С. 126—129
Города Урала
и Сибири
С. 130—136
Дальний Восток. Южные города России
С. 136—141
Повторительнообобщающий урок
С. 148—151
Россия в мировом сообществе
С. 141—145
Жизнь современного человека
С. 145—149
Итоговая работа (тетрадь к учебнику Г. Г. Ивченковой
«Проверочные и диагностические работы, с. 52 – 61)
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Итоговый контроль
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Итоговый контроль 68
Повторительнообощающий урок
С. 152—154
1
Итоговый контроль
Лист корректировки прохождения программы
Название темы урока
Дата проведения по
Причина коррекции
Форма коррекции
Дата по факту
плану
20 21
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.