Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
окружающий мир
4 кл
15.10.2018
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концепции УМК «Начальная школа XXI века» научного руководителя Н. Ф. Виноградовой, авторской программы по окружающему миру Н. Ф. Виноградовой, в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
окр.мир 2 .docx
Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» городского округа город Сибай Республики Башкортостан Рассмотрена и  принята                Согласовано:                           Утверждаю:                                    на заседании   кафедры                                                                    Директор МОБУ СОШ №5 учителей начальных классов      зам. директора по УР             _______  Аксабаев Р.А. Протокол №___                            _______ Губайдуллина Н.З.      Приказ №  ____                                                                                                                «____» ___________2018 г.      «___»________2018 г                                                                     Заведующий  кафедрой ________ Хасанова Ф.А.                                                                                              Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4б класса на 2018­2019 учебный год                            УМК – «Начальная школа 21 века»              Ступень обучения : начальное общее образование               Срок реализации – 1  год     Рабочая   программа   разработана     в   соответствии   с   требованиями   федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России,   концепции УМК   «Начальная     школа   XXI   века»     научного   руководителя   Н.   Ф.     Виноградовой, авторской программы по окружающему миру Н. Ф. Виноградовой,   в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).                                                                       Программу составила                                                                        Мулламухаметова Лилия Хамитовна,                                                 учитель начальных классов 1 2018 Пояснительная записка. Рабочая   программа   составлена   в   соответствии   с   требованиями   федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России,   концепции УМК «Начальная  школа XXI века»  научного руководителя Н. Ф.  Виноградовой, 2008 г.., авторской   программы   по   окружающему   миру   Н.   Ф.   Виноградовой,     ориентирована   на планируемые   результаты   освоения   основной   образовательной   программы   начального общего   образования   и   отражает   содержание   обучения   окружающего   мира   в   начальной школе.  Основные нормативно­методические материалы: о  правах  ребенка»  (одобрена  Генеральной  Ассамблеей  ООН ­ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  ­«Конвенция  20.11.1989) (вступила в силу для СССР  15.09.1990); ­   Санитарно­эпидемиологические   правила   и   нормативы   СанПиН   2.4.2.№2821­10), «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года;  ­   Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   06   октября   2009   года   №373   «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).  ­   Федеральный   государственный   стандарт   начального   общего   образования   (Приложение   к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. №373);  ­   Приказ   Минобрнауки   РФ   от   26   ноября   2010   года   №   1241   "О   внесении   изменений   в федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего   образования, утвержденный   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от   6 октября 2009 года № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;  ­ Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357  О внесении изменений   в   федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования,   утверждѐнный   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373  (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);  ­  Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный   перечень   учебников,   рекомендованных   к   использованию   при   реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»       Документ с изменениями, внесенными:      приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года N 576;      приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года N 1529;      приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года N 38;      приказом Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года N 459;      приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2016 года N 1677;      приказом Минобрнауки России от 8 июня 2017 года N 535;      приказом Минобрнауки России от 20 июня 2017 года N 581;      приказом Минобрнауки России от 5 июля 2017 года N 629. ― ‖ 2 ­Письмо Министерства образования Республики Башкортостан от 19.06.2015 №04­05/782 «О методических   рекомендациях   по   проектированию   рабочих   программ   учебных   предметов, курсов на уровне начального общего образования»  ­ Годовой  календарный  учебный  график Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» на 2018­2019 учебный год;    план   Муниципального   общеобразовательного   бюджетного   учреждения   «Средняя ­Учебный   общеобразовательная школа № 5» на 2018­2019 учебный год;       ­ Положение   о рабочей программе учителя Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5».  Основная  цель  обучения   предмету   «Окружающий   мир»   в   начальной   школе   — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия   во   всех   сферах   окружающего   мира.   В   данном   контексте   к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой   обитания;   нравственный   портрет   и   духовное   богатство   человека   современного общества;   исторический   аспект   «складывания»   общерусской   культуры,   развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.  В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения   окружающего   мира   не   только   для   дальнейшего   успешного   обучения,   но   для интеллектуального и особенно для духовно­нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной   области   состоит   в   формировании   целостного   взгляда   на   окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».  Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:  формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;  воспитание   уважительного   отношения   к   своей   стране,   ее   истории,   любви   к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;  понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;   формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. На основе установленных целей изучения предмета были определены его функции:   образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться   в   изменяющемся   мире,   освоения   доступных   для   понимания   младшим школьником терминов и понятий;    развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции;  3  воспитывающая   функция   предмета   связана   с   решением   задач   социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде. В основе построения курса лежат следующие принципы: 1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями,   отражающими   различные   виды   человеческой   деятельности   и   систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во­первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во­вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так   как   ее   отсутствие   рождает   «болезнь   блуждания   от   одного   предмета   к   другому   и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек­природа­общество», но и более частные составляющие   этой   системы:   «человек   и   предметный   мир»,   «человек   и   другие   люди», «человек   и   его   самость»,   «человек   и   творческая   деятельность».   Это   обеспечивается представленностью   знаний   из   различных   предметных   областей   —   природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др. 2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики   социально   значимых   качеств, социальных   ролей   данной   возрастной   группы, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности. 3.   Культурологический   принцип   понимается   как   обеспечение   широкого эрудиционного   фона   обучения,   что   дает   возможность   развивать   общую   культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных   открытиях,   истории   развития   техники,   искусства,   литературы   и   др.   Для реализации   этого   принципа   в   программу   введен   специальный   раздел   «Расширение кругозора школьников». 4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения окружающему миру определяется   социальной   значимостью   решения   задачи   экологического   образования младших   школьников.   Этот   принцип   реализуется   двумя   путями:   расширением представлений  школьников о взаимодействии  человека  с окружающим миром  (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии). 5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и   возможность   успешного   изучения   соответствующих перспективность   обучения, естественно­научных и гуманитарных предметов в основной школе. 6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений   широко   использовать   местное   окружение,   проводить   экскурсии   на   природу,   в места   трудовой   деятельности   людей,   в   краеведческий,   исторический,   художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно­научных и обществоведческих понятий. Отбор   конкретного   естественно­научного   и   обществоведческого   содержания обучения подчинялся определенным требованиям: 4 1. Центральной   идеей,   на   которой   строится   интеграция   разных   знаний, является   раскрытие   роли   человека   в   природе   и   обществе,   прослеживание   становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами. 2. При   отборе   понятий,   которые   должен   усвоить   младший   школьник   к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:  уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;  необходимость   постепенного   и   последовательного   перевода   ученика   с   этапа общей   ориентировки   в   термине   или   понятии   на   этап   осознания   существенных   его характеристик;  зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи,   коммуникативных   умений,   обеспечивающих   развитие   у   младших   школьников представлений   о   языке   науки   конкретной   образовательной   области,   осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;  преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий. 3.   Конструирование   содержания   программы   предполагало   связь   теоретических сведений   с   деятельностью   по   их   практическому   применению,   что   определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ. Основные содержательные линии В программе представлены следующие ведущие содержательные линии: 1. Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ,   индивидуальность   человека,   здоровье   и   образ   его   жизни,   знание   себя   как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации. 2. Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять. 3. Человек   и   мир   природы:  что   такое   природа,   может   ли   человек   жить   без природы, почему люди должны беречь природу. 4. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.  5. История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие   события   произошли   в   его   истории,   как   развивалась   экономика,   техника, культура и искусство в нашей стране. Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета   адекватно   отражается   и   в   средствах   обучения.   Важнейшая   особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность   всех   воспринимаемых   явлений,   тогда   как   в   других   учебных   предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение   развития   многих   интеллектуальных   умений,   которые   с   успехом   могут использоваться   при   изучении   других   предметов.   Причем   эта   особенность   процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:  1)   организацию   целенаправленной   деятельности   восприятия   (наблюдения,   опыты   и пр.);  2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся. 5 Логика   построения   процесса   изучения   окружающего   мира   на   уроках   в   классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые   становятся   основой   для   появления   у   обучающегося   мотива   познавательной деятельности и успешного учебного диалога.  Программа   предусматривает   проведение   уроков   обобщения.   Их   цель:   оживить знания   школьника,   систематизировать   их,   создать   стройную   картину   определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох:   «Древняя   Русь»,   «Московское   государство»,   «Россия»,   «Советская   Россия», «Современная Россия».         Образовательная задача – формирование разнообразных представлений о природе, человеке   и   обществе,   элементарной   ориентировке   в   доступных   естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, развитие целостного восприятия окружающего мира.       Ознакомление с природой Башкортостана, населенными пунктами   региона, водными ресурсами,  животным и растительным миром республики,  формирование экологической культуры. Развивающая   задача –   обеспечение   осознания   отдельных   (доступных   для   понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие   школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений (выделять   существенные   и   несущественные   признаки   объекта,   сравнивать,   обобщать, классифицировать,   понимать   главную   мысль   научного   текста,   осознавать,   что   любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений). Развивающая задача предмета – формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования. Воспитывающая   задача –   решение   задач   социализации   ребёнка,   принятие   им гуманистических   норм   существования   в   среде   обитания,   воспитание   эмоционально­ положительного  взгляда   на  мир,   формирование  нравственных   и  этических  чувств.  При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся   познавательных   процессов,   речи,   эмоциональной   сферы,   творческих способностей, деятельности.                Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. формирования     учебной   Место учебного предмета в учебном плане. В   Федеральном   базисном   образовательном   плане   на   изучение   окружающего   мира отводится 2 часа в неделю, всего 70   часов. (35 недель).      Значение  курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико­ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учится осмысливать причинно­следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями   для   формирования   младших   школьников   фундамента   экологической   и культурологической   грамотности   и   соответствующих   компетентностей   –   умений 6 проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного   природо­и   культуросообразного   поведения   в   окружающей   природной   и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы   значительную   роль   в   духовно­нравственном   развитии   и   воспитании   личности, формирует вектор культурно­ ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.         Существенная особенность состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для   широкой   реализации   межпредметных   связей   всех   дисциплин   начальной   школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках   чтения,   русского   языка   и   математики,   музыки   и   изобразительного   искусства, технологии   и   физической   культуры,   совместно   с   ними   приучая   детей   к   рационально­ научному и эмоционально­ценностному постижению окружающего мира. Данный   курс   носит   интегрированный   характер.   Суть   интеграции   заключается   в знакомстве   с   различными   явлениями   окружающего   мира,   объединенными   общими, присущими   им   закономерностями.   Интегративный   характер   курса   обеспечивает   синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, русского   языка,   литературного   чтения,   основ   безопасности   жизнедеятельности),   и позволяет реализовать их в интеллектуально­практической деятельности ученика. Изобразительное искусство  дает возможность использовать средства художествен­ ной выразительности для расширения духовно­культурного пространства ребенка, для на­ полнения окружающего мира высокими образами искусства. Русский   язык  служит   основой   для   развития   устной   речи:   для   использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа   заданий   и   обсуждения   результатов   деятельности   (описание,   повествование   на заданную   тему;   построение   логически   связанных   высказываний   в   рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение  создает условия для формирования целостного образа изу­ чаемого предмета или явления. Основы   безопасности   жизнедеятельности  способствуют   формированию   личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды. Программа обеспечена следующим учебно­методическим комплектом: Окружающий   мир:  4     класс:   учебник   для   учащихся   общеобразовательных учреждений: в   2   ч.   Ч.   1,2/ Н.Ф. Виноградова. ­ 3 изд., испр. ­ М.: Вентана­Граф, 2014 ­ («Начальная школа XXI века»). Описание материально­технического обеспечения образовательного процесса Для реализации программы в учебном кабинете имеется необходимое оборудование: ­ персональный компьютер учителя  ­экран ­проектор Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и  общества. 7 Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии  её форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию  закономерностей окружающего мира природы и социума. Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное  сотрудничество как основа мира на Земле. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Семья как основа духовно­нравственного развития и воспитания личности, залог  преемственности культурно­ценностных традиций народов России от поколения к  поколению и жизнеспособности российского общества. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,  духовно­ и социально­нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­ культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения учебного предмета     Результаты   освоения   основной   образовательной   программы   начального   общего   образования   обеспечивают   связь   между   требованиями,   определяемыми   федеральным государственным   образовательным   стандартом,   образовательным   процессом   и   системой оценки, используемой в образовательном учреждении.          В   последние   годы   в   среде   практических   работников   появилось   осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для   интеллектуального   и   особенно   для   духовно­нравственного   развития   младших школьников.   Эта   позиция   зафиксирована   и   в   стандарте   второго   поколения,   где   цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение   этой   предметной   области   состоит   в   формировании   целостного   взгляда   на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней,   познании учащимся самого   себя,   своего   «Я».   Таким   образом,   изучение   Окружающего   мира   позволяет достичь личностных,   предметных   и   метапредметных результатов   обучения,   т.   е. реализовать   социальные   и   образовательные   цели   естественно­научного   и обществоведческого образования младших школьников. В   результате   освоения   учебного   предмета   будут   формироваться   личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Личностные результаты представлены двумя  группами целей. Одна группа относится   к   личности   субъекта   обучения,   его   новым   социальным   ролям,   которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.  Это:  готовность и способность к саморазвитию и самообучению, 8   достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность  его ценностного взгляда на окружающий мир.  Это:   формирование   основ   российской   гражданской   идентичности,   понимания   особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии   общемировой   культуры;   понимание   особой   роли   России   в   мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;    формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение   правил   индивидуальной   безопасной   жизни   с   учетом   изменений   среды обитания. Предметные   результаты обучения   нацелены   на   решение,   прежде   всего,  образовательных задач:         осознание   целостности   окружающего   мира,   расширение   знаний   о   разных   его сторонах и объектах; обнаружение   и   установление   элементарных   связей   и   зависимостей   в   природе   и обществе;   овладение   наиболее   существенными   методами   изучения   окружающего   мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение); использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; расширение   кругозора   и   культурного   опыта   школьника,   формирование   умения воспринимать мир не только  рационально,  но  и образно. В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению   метапредметных  результатов  естественно­научного и обществоведческого образования.     Достижения   в   области метапредметных   результатов позволяет   рассматривать учебную   деятельность   как   ведущую   деятельность   младшего   школьника   и   обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого   определяет   круг   общеучебных   и   универсальных   умений,   успешно формирующихся   средствами   данного   предмета.   Среди   метапредметных   результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия: познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач   различные   умственные   операции   (сравнение,   анализ, доказательства и др.); регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности   (репродуктивной,   поисковой,   исследовательской,   творческой), понимание специфики каждой; коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать   результаты   изучения   объектов   окружающего   мира;   владение рассуждением, описанием повествованием.   обобщение, 9 Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения,   анализа   и   обработки   информации   (обобщение,   классификация,   сериация, чтение   и   др.),   методы   представления   полученной   информации   (моделирование, конструирование,  рассуждение,  описание  и др.). Универсальные учебные действия:   схемах)               узнавать  по   рисункам  «наполнять»   его   характеристику  особенности   кремлевских   городов,  описывать картины   природных   зон, узнавать на   рисунках   (фото, особенности разных природных зон;  моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв; находить на карте равнины и горы России (своего края); выделять (достопримечательностям);  составлять рассказ­описание о странах­соседях России;  ориентироваться  в   понятии   «культура», конкретными примерами;  составлять рассказы­повествования   об   исторических   событиях,   связанных   с развитием культуры Российского государства; называть основные   события   в   культурной   жизни   России   и   их   даты   (в   разные исторические времена);  называть имена   выдающихся   деятелей,   писателей,   композиторов исторических эпох; называть имена наиболее известных правителей Древней и Руси и   России разных  исторических эпох, рассказывать об их вкладе в развитие  общества и его культуры;  узнавать символы царской власти; знать имя Президента современной России;  составлять рассказ­повествование   об   основных   событиях, освободительными войнами Руси и России, называть даты их   протекания.   связанных   с   разных Регулятивные УУД: • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. • Проговаривать последовательность действий на уроке. • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника. • Учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно­диалогическая технология. В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся будут учиться воспринимать   и   анализировать   сообщения   и   важнейшие   их   компоненты   —   тексты, использовать   знаково­символические   средства,   в   том   числе   будут   учиться   действиям моделирования,   а   также   широким   спектром   логических   действий   и   операций,   включая общие приёмы решения задач. Познавательные УУД: ∙ Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях). ∙ Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. ∙ Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. ∙ Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством   формирования   познавательных   УУД   служат   тексты   учебников   и   их методическийаппарат,   обеспечивающие   формирование   функциональной   грамотности (первичных навыковработы с информацией). 10 В   сфере   коммуникативных   универсальных   учебных   действий   дети   приобретут уменияучитывать   позицию   собеседника   (партнёра),   организовывать   и   осуществлять сотрудничество   икооперацию   с   учителем   и   сверстниками,   адекватно   воспринимать   и передавать   информацию,отображать   предметное   содержание   и   условия   деятельности   в сообщениях, важнейшимикомпонентами которых являются тексты. Коммуникативные УУД: ∙   Оформлять   свои   мысли   в   устной   и   письменной   форме   (на   уровне   предложения   или небольшого текста). ∙ Слушать и понимать речь других. ∙ Выразительно читать и пересказывать текст. ∙   Договариваться   с   одноклассниками   совместно   с   учителем   о   правилах   поведения   и общения и следовать им. ∙ Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающийся  научится: • находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона; •   читать   уловные   обозначения   карт   (условные   обозначения   природных   зон,   знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых); • использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года; • находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и   животный   мир,   особенности   труда   и   быта   людей,   положительное   и   отрицательное влияние деятельности человека на природу); •   понимать   необходимость   соблюдения   правил   экологического   поведения   на   природе (охрана   поверхности   земли   от   уплотнения   почвы   и   разрушения   лесной   подстилки,   от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла); • описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места; • понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края; •   называть   системы   органов   человека   (костная   и   мышечная   системы,   нервная   система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система); • характеризовать основные функции систем органов человека; • измерять температуру тела, вес и рост человека; •   понимать   необходимость   использования   знания   о   строении   и   функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе; • извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения; • характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях. Обучающийся получит возможность научиться: 11 • осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения); • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе; • выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности. В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающийся научится: • рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из Интернета и иллюстративных   источников   о   государственной   символике   Российской   Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага); •   самостоятельно   работать   с   текстом,   иллюстрациями,   словарем   учебника   в   условиях коллективной работы; •   обмениваться   сведениями,   полученными   из   источников   массовой   информации,   о событиях   страны,   участником   которых   является   глава   государства   –   Президент Российской Федерации; • готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья); • находить на политико­административной карте России местоположение своего края; • работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией; • пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества; • называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох; • определять последовательность исторических событий на ленте времени; • находить на ленте времени такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт­Петербурга; • рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории   столицы,   сопоставляя   их   с   историческим   событием   (памятник   Минину   и Пожарскому;   Триумфальная   арка,   музей­панорама   «Бородинская   битва»;   памятник маршалу   Г.К.   Жукову,   Вечный   огонь   на   могиле   Неизвестного   солдата   у   Кремлевской стены;   памятник   Юрию   Гагарину   –   первому   космонавту   нашей   планеты,   монумент «Спутник»   на   проспекте   Мира,   монумент   «Покорителям   космоса»,   аллея   Героев­ космонавтов; фонтан «Дружба народов»); • обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности); • рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах. Обучающийся получит возможность: 12 • составить представление о единстве духовно­нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике; • научиться определять часовой пояс своего края; •   находить   дополнительную   информацию   о   прошлом   родного   края   в   Интернете,   в краеведческом музее, из бесед со взрослыми; • собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края). В   результате   изучения   раздела   «Правила   безопасного   поведения»   обучающийся научится: • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде); • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг; • понимать необходимость  соблюдать  правила безопасного поведения  во время приема пищи; •   понимать   необходимость   сохранения   своего   физического   и   нравственного   здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.). Обучающийся получит возможность научиться: • соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение солнечного   удара,   ожога   кожи,   несчастных   случаев   в   воде   или   вблизи   воды   во   время шторма, прилива; соприкосновение с животными и т.д.); • соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг; • соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи; • заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье. Содержание учебного предмета Раздел «Человек ­ живое существо (организм)  Человек  —  ЖИВОЙ  организм.   Признаки   живого   организма.  Органы  и  системы   органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме. Опорно­двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно­двигательной системы. Движения и физкультура. 13 Пищеварительная   система.   Ее   органы   (общие   сведения).   Значение   пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья. Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.). Кровеносная система. Ее  органы. Кровь, ее  функции.  Сердце — главный орган крове­ носной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных со­ судов. Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни чело­ века. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего на­ строения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.  ОБЖ «Гигиена зрения», ОБЖ «Гигиена слуха» Раздел «Твоё здоровье»  Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. ОБЖ:   «Когда   дом   становится   опасным»,   «Соблюдение   режима   дня»,   «Правила закаливания»,   «Поговорим   о   вредных   привычках»,   «Когда   дом   становится   опасным». Улица и дорога. ПДД «Опасности на дороге». Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Практические работы: Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.). Раздел «Человек— часть природы»  Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до   старости.   Детство.   Отрочество.   Взрослость.   Старость.   Условия   роста   и   развития ребенка:   значение   чистого   воздуха,   питания,   общения   с   другими   людьми   и   игровой деятельности   ребенка.   Уважительное   отношение   к   старости   и   забота   о   престарелых   и больных. Раздел «Человек среди людей»  14 Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения. ОБЖ: «Почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.» Раздел «Родная страна: от края до края»  Природные   зоны   России:   арктические   пустыни,   тундра,   тайга,   смешанные   леса,   степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей). Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв. Рельеф России. Восточно­Европейская равнина, Западно­Сибирская равнина (особенности, положение на карте). Как   развивались   и   строились   города.   Особенности   расположения   древних   городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий. Россия   и   ее   соседи.   Япония,   Китай,   Финляндия,   Дания   (особенности   географического положения, природы, труда и культуры народов). Раздел «Человек— творец культурных ценностей»  Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. МБ. Ломоносов. Искусство   России   в   разные   времена   (исторические   эпохи).   Памятники   архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр. Искусство  PoccииXVIII  века.  Памятники   архитектуры.  Творения  В.И.  Баженова.  Изо­ бразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров. Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце Русской   поэзии   (страницы   жизни   и   творчества).Творчество   поэтов   ,писателей ,композиторов, художников (В А. Жуковский, А.Н. Плещеев, НА. Некрасов, В .И. Даль, АА. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.). Искусство   России   XX   века.   Творчество   архитекторов,   художников,   поэтов,   писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.).   Произведения   художников   России   (А.А.   Пластов,   К.Ф.   Юон,   Ф.А.   Малявин,   К. Малевич   и   др.).   Поэты   XX   века   (М.И.   Цветаева,   С.А.   Есенин,   В.В.   Маяковский,   Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). 15 Раздел «Человек — защитник своего Отечества»  Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями.   Монгольское   иго   и   борьба   русских   людей   за   независимость   родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту. Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох. Экскурсии.В   биологический   (краеведческий),   художественный   музеи,   музей   художника, писателя, композитора (с учетом местных условий). Практические   работы.   Работа   с   исторической   картой   (в   соответствии   с   заданиями   в учебнике). Раздел «Гражданин и государство»  Россия — наша Родина. Русский язык ­ государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства. Требования к уровню подготовки учащихся К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся.  выявлять признаки живого организма, характерные для человека;  моделировать  в  учебных   и  игровых  ситуациях   правила  безопасного  поведения  в среде обитания;  устанавливать  последовательность   возрастных   этапов   развития   человека;  харак­ теризовать условия роста и развития ребенка;  оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;  анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты;  оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;  описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;  составлять рассказ­описание о странах­соседях России;  различать  год, век, арабские и римские цифры,  пользоваться  терминами «истори­ ческое время», «эпоха», «столетие»;  соотносить  события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе; 16  называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;  различать  (называть) символы царской власти, символы современной России;  на­ зывать имя Президента современной России;  описывать  основные   события   культурной   жизни   России   (в   разные   исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);  называть  имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных историче­ ских эпох. К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:  применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать пра­ вила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;  различать  эмоциональное  состояние  окружающих  людей  и  в соответствии  с  ним строить общение;  раскрывать  причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения госу­ дарственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного. в это время;      ­называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;      ­называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Тематическое планирование  Разделы Количество часов  Основы виды учебной  Человек – живое  существо (организм) 16 деятельности Повторение общих признаков живых существ (человека, животных,  растений). Закрепление понятия  организм. Разобрать причины  бытового травматизма. Знакомство  со строением нервной системы, её  ролью в организме. Головной и  спинной мозг. Разобрать причины  бытового травматизма. Скелет и  мышцы. Значение опорно­  двигательной системы. Осанка.  Предупреждение искривления  позвоночника. Знакомство со  строением пищеварительной  системы, её органами. Значение  17 пищеварительной системы. Зубы.  Правила ухода за зубами.  Знакомство с системой органов  дыхания. Значение дыхательной  системы. Защита органов дыхания.  Органы кровеносной системы.  Кровь, её функции. Сердце.  Предупреждение заболеваний  сердца и кровеносных сосудов.  Органы выделения, их роль в  организме. Почки – главный орган  выделения. Показать необходимость соблюдения личной и общественной  безопасности. Кожа, её роль в  организме. Защита кожи и правила  ухода за ней. Закаливание. Органы  чувств, их значение в жизни  человека. Охрана органов чувств Человек и его здоровье. Правила  здорового образа жизни. Вредные  привычки: курение, употребление  алкоголя, наркотиков. Их вред для  организма и предупреждение.  Практическая работа: составление  режима дня.  Обобщить знания о поведении  пешеходов на дороге, на улице. Как  славяне обживали Север. Освоение  Сибири. Игра­путешествие «По  маршруту путешествия Дежнева».  Работать в парах: сравнивать  портреты (китаец, русский),  описание внешнего вида людей  разных национальностей.  Анализировать результаты  деятельности в парах (удачи,  трудности, их причины). Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие  вопросы ты ответишь. Вести  учебный диалог: обсуждать  предположение, почему  большинство животных Арктики  имеют белую или очень светлую  окраску, для чего полярной сове  густой перьевой покров. Составлять тезисы по тексту рубрики  18 Твоё здоровье. 12 ч Человек – часть  природы. Человек среди людей. Родная страна: от края до края. 2 5 10 «Знакомься: наша Родина». Вести  учебный диалог: обсуждать  предположение, почему полярная  ива достигает пяти метров в длину,  а не в высоту. Сравнивать картины  Арктики и тундры (с опорой на  иллюстрации и видеоматериалы).  Читать и обсуждать текст «Тайга».  Работать в группах: составлять  план­ пересказ текста рубрик  «Знакомься: наша Родина», «Этот  удивительный мир», «Жил на свете  человек». Читать и обсуждать текст «Зона смешанных и  широколиственных лесов».  Упражняться в классификации:  заполнять таблицы (на основе  иллюстраций учебника и  справочных материалов). Находить  информацию в справочной  литературе; готовить презентацию  по изученной теме. Работать в  группах: готовить вывод  «Особенности степи как природной  зоны» или «Особенности пустыни,  как природной зоны» (по выбору, на основе чтения текстов и анализа  иллюстраций, а также справочной  литературы»). Самостоятельно  подготовить рассказ о субтропиках  (по желанию — с презентацией).  Оценивать участие в совместной  деятельности. Упражняться в  классификации: заполнять таблицу.  Проводить опыт: состав почвы.  Вести учебный диалог: что такое  почва (анализ текста учебника и  результатов опыта). Обсуждать  проблему: «Есть ли в природе  вредные существа» (на основе  текста рубрики «Этот удивительный мир») Вести учебный диалог:  обсуждение истинности  высказывания «Правомерны ли  слова: Россия – страна великих  равнин?» Работать с картой:  описывать местонахождение  Восточно­Европейской и Западно­ Сибирской равнин. Анализировать  текст «Восточно­ Европейская  19 Человек – творец  культурных ценностей 12 равнина». Читать и обсуждать текст «Урал — Каменный пояс». Работать с картой «Кавказские горы»  (местоположение, определение  высоты). Работать с текстом  рубрики «Жил на свете человек».  Работать с иллюстрациями.  Пересказывать текст рубрики «Жил  на свете человек». Вести учебный  диалог: обсуждать предположение  «Можно ли отнести предметы  художественных ремёсел к  произведе¬ниям искусства?»  Описывать произведения  художественного искусства  Древней Руси. Пересказывать текст  «Скоморохи (потешники) — первые артисты на Руси». Составлять  рассказ­описание «Гусляры» (на  основе картины В. Васнецова  «Гусляры»). Читать и обсуждать  текст «Архитектура» (с опорой на  иллюстративные материалы  учебника). Вести учебный диалог:  обсуждать предположение,  справедли¬вы ли слова  «Архитектура — застывшая  музыка». Обсуждать вопросы: какие архитектурные сооружения, кроме  церквей и соборов, появились в  XVIII веке Составлять рассказ­ описание на тему «Какое  произведение живописи нравится  мне больше других?» (на основе  иллюстраций, по выбору ученика).  Пересказывать текст рубрики «Жил  на свете человек». Составлять  описание парадного портрета  Жемчуговой. Вести учебный диалог: обсуждать предположение, почему  XIX век называют «золотым веком  русской культуры». Читать и  обсуждать текста «Поэты и  писатели XIX века». Обсуждать  проблемные вопросы. Работать в  группах. Пересказывать текст,  составлять рассказ­рассуждение,  рассказ­описание. Слушать рассказ  учителя «Композиторы XIX века»,  20 слушание музыки М. Глинки, П.  Чайковского. Составлять рассказ­  рассуждение: «Почему я люблю  музыку композитора ...». Читать и  обсуждать текст «Товарищество  передвижных выставок».  Пересказывать текст рубрики «Жил  на свете человек». Вести учебный  диалог: обсуждать предположения  об особенностях произведений  живописи XX века (на основе  видеоматериалов и иллюстраций  учебника). Играть в игру  «Архитектурные памятники  столицы» (на основе  видеоматериалов и иллюстраций  учебника).  Обсуждать проблему «Почему люди воюют». Осуществлять  коммуникативную деятельность:  повествовательные рассказы на  темы «Войны в Древней Руси»,  «Великие войны России».  Анализировать текст «Как Русь  боролась с половцами». Работать с  картой: описание схемы боя А.  Невского со шведскими  захватчиками. Пересказывать текст  «Куликовская битва» от первого  лица (воображаемая ситуация —  представь, что ты был участником  Куликовской битвы). Готовить  рассказ­повествование «Основные  сражения Отечественной войны  1812 года». Пересказывать текст  рубрики «Жил на свете человек».  Составлять рассказ­описание  «Василиса Кожина» (по картине А.  Смирнова). Великая Отечественная  война, борьба русского народа с  фашистскими захватчиками.  Главные сражения советской армии  с фашистами.  Принимать участие в беседе «Мы  21 Человек – защитник  своего Отечества. 5 Гражданин и  3 государство. Повторение ИТОГО  4 70 живём в Российском государстве».  Играть «Спрашиваем — отвечай»  (что ты знаешь о своём народе).  Обсуждать проблемы: «Кого  называют патриотом». Работать с  иллюстративным материалом:  сравнивать и описывать символы  России. Слушать гимн России.  Слушать рассказ учителя: «Права  граждан России». Строить рассказ­ рассуждение «Права гражданина  России» (с опорой на  иллюстративный материал).  Оценивать свою деятельность: как я выполнил задание. 22 Тематическое планирование с указанием количества часов,  отводимых на освоение каждой темы на 2018/2019 учебный год Дата Тема урока Включение этнокультурных  особенностей Республики  Башкортостан Примечание Планируемая Фактическая Человек – живое существо (организм) ­ 16 часов 04.09 06.09 11.09 13.09 18.09 20.09 25.09 27.09 02.10 04.10 Общее строение организма человека. Нервная система. Головной и спинной  мозг. Двигательная система организма человека. Пищеварительная система. Дыхательная система. Правила бережного отношения к  дыхательной системе Входная контрольная работа. Кровеносная система. Кровь и ее значение.  Сердце – главный орган кровеносной  системы.  Практическая работа. Подсчет пульса в  спокойном состоянии и после физических  нагрузок. Как организм удаляет ненужные ему  жидкие вещества. Кожа. Как человек воспринимает окружающий  мир. Зрение. Гигиена зрения. Береги глаза. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 23 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 09.10 16.10 18.10 23.10 25.10 06.11 08.11 13.11 15.11 20.11 22.11 27.11 29.11 04.12 06.12 11.12 13.12 Слух. Гигиена слуха. Как сберечь слух. Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни  человека. Мир чувств. Эмоции. От простых эмоций к чувствам. Внимание. Память. Твоё здоровье ­12 часов Режим дня.  Соблюдение режима дня. Режим дня школьника. Практическая работа. «Составление  режима дня школьника для будней и  выходных». Правила закаливания. Можно ли снять усталость? Поговорим о вредных привычках. Курение опасно для здоровья.   Здоровый образ жизни. Поговорим о вредных привычках. Осторожно ­  спиртное! Огонь – друг и враг. Когда  дом становится опасным. Как пользоваться газовой плитой.  Работаем на компьютере. Улица полна неожиданностей. Опасности на дорогах. Знаете ли вы правила дорожного  движения? Сигналы регулировщика. Если случилась беда. Помощь при травме. Поведение во время грозы, при встрече с  Опасные животные Республики  Башкортостан 24 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 18.12 20.12 25.12 27.12 15.01 17.01 22.01 24.01 29.01 31.01 05.02 07.02 12.02 опасными животными. Если случилась беда. Ядовитые грибы и растения. Практическая работа. «Оказание первой  помощи при несчастных случаях».  Ядовитые грибы и растения  Республики Башкортостан Человек­ часть природы – 2 часа Чем человек отличается от животных. От рождения до старости (развитие  человека). Человек среди людей – 5 часов Поговорим о доброте. Что такое справедливость. О смелости. Умеешь ли ты общаться. Учимся вести  беседу. Умеешь ли ты общаться. Почему нужно избегать общения с  незнакомыми людьми. Родная страна: от края до края – 12 часов Природные зоны РБ Природные зоны России. Зона  арктических пустынь и тундра. Природные зоны России. Тайга и зона  смешанных лесов. Природные зоны России. Степи и  пустыни. Влажные субтропики. Почвы России. Плодородие почв. Охрана почв. 25 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 14.02 19.02 21.02 26.02 28.02 05.03 07.03 12.03 14.03 19.03 21.03 02.04 04.04 09.04 11.04 16.04 18.04 Рельеф России. Восточно – Европейская и Западно – Сибирская равнины. Рельеф России. Урал –Каменный пояс.  Кавказские горы. Как возводили  города. «Кремлевские»  города. Почему улицы  называются по – разному. Россия и ее соседи. Япония. Россия и ее соседи. Китай. Первые города РБ Башкортостан и его соседи Россия и ее соседи. Королевство Дания. Человек— творец культурных ценностей ­12 часов Что такое культура.  Из истории письменности. О первых школах и книгах. О первых школах и книгах. Первая печатная азбука. Чему и как учились в России при Петре I. Русское искусство до XVIII века. Русская икона. Русское искусство до XVIII века. Скоморохи (потешники) — первые  артисты на Руси Искусство России XVIII века. Архитектура. Искусство России XVIII века. Живопись. «Золотой век» русской культуры (XIX   26 23.04 25.04 30.04 02.05 07.05 14.05 16.05 21.05 23.05 28.05 30.05 58 59 60 61 57 62 63 64 65 66 67 68 69 70 век). Поэты и писатели XIX века «Золотой век» русской культуры (XIX   век). Композиторы XIX века Искусство России  ХХ века. Искусство РБ ХХ века. Человек — защитник своего Отечества – 5 часов Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. Куликовская  битва. Практическая работа. Работа с  исторической картой. Отечественная война 1812 года.  Великая Отечественная война 1941– 1945  гг. Великая Отечественная война 1941– 1945  гг. Участие башкир в  Отечественной  войне 1812  года. Вклад Башкирии в победе Экскурсия в школьный музей. Гражданин и государство ­ 4 часа Гражданин и государство.  Права и обязанности граждан. Символы государства. Повторение 4 часа Повторение. Человек – живое существо  (организм) Повторение. Твоё здоровье Повторение. Человек­ часть природы Повторение. Человек среди людей Символы РБ 27 28

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2018